Научная статья на тему 'СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ И НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (к 30-летию организации системы ОМС)'

СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ И НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (к 30-летию организации системы ОМС) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обязательное медицинское страхование / защита прав застрахованных / страховые представители / compulsory medical insurance / protection of the rights of the insured persons / insurance representatives

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Людмила Александровна Доронина

Дан экскурс в формирование системы обязательного медицинского страхования на современном этапе в России, в том числе на территории Республики Татарстан. Освещены значимые события в организации деятельности ОМС. Проведена оценка расходов средств ОМС на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС Республики Татарстан, подушевых расходов на одно застрахованное лицо. Показаны основные направления работы по защите прав застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Людмила Александровна Доронина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPULSORY MEDICAL INSURANCE SYSTEM IN RUSSIA AND ON THE TERRITORY OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN AT THE PRESENT STAGE (to the 30th anniversary of the organization of the compulsory medical insurance system)

An excursus into the formation of the compulsory medical insurance system at the present stage in Russia, including the territory of the Republic of Tatarstan, has been given. Significant events in the organization of the activities of the CMI have been highlighted. The assessment of the expenses of the CMI funds to pay for medical care under the territorial program of the CMI of the Republic of Tatarstan per capita expenses per insured person has been carried out. The main directions of work on the protection of the rights of insured persons to free medical care have been shown.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ И НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (к 30-летию организации системы ОМС)»

^^ МЕДИЦИНСКОЕ^СТРАХОВАНИЕ

© Доронина Л.А., 2023

УДК 614.2:364.32 (470) DOI: 10.56685/18120555_2023_78_3_43

^^ СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ = И НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (к 30-летию организации системы ОМС)

Людмила Александровна Доронина, канд. мед. наук, доцент кафедры общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением КГМА - филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России [420012 г. Казань, ул. Бутлерова, 36; тел.: 8 917 277-65-44; e-mail: mila.doronina.1962@mail.ru, Doronina.LA@fomsrt.ru]

Реферат. Дан экскурс в формирование системы обязательного медицинского страхования на современном этапе в России, в том числе на территории Республики Татарстан. Освещены значимые события в организации деятельности ОМС. Проведена оценка расходов средств ОМС на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС Республики Татарстан, подушевых расходов на одно застрахованное лицо. Показаны основные направления работы по защите прав застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи.

Ключевые слова: обязательное медицинское страхование, защита прав застрахованных, страховые представители.

== COMPULSORY MEDICAL INSURANCE SYSTEM IN RUSSIA AND ON THE TERRITORY OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN ^^^ AT THE PRESENT STAGE (to the 30th anniversary of the organization of the compulsory medical insurance system)

Lyudmila A. Doronina, Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of Public Health, Economics and Health Management of the KSMA - Branch of the FSBEI APE RMACPE of the Ministry of Health of the Russian Federation [420012 Kazan, Butlerova str., 36; tel.: 8 917 277-65-44; e-mail: mila.doronina.1962@mail.ru, Doronina.LA@fomsrt.ru]

Abstract. An excursus into the formation of the compulsory medical insurance system at the present stage in Russia, including the territory of the Republic of Tatarstan, has been given. Significant events in the organization of the activities of the CMI have been highlighted. The assessment of the expenses of the CMI funds to pay for medical care under the territorial program of the CMI of the Republic of Tatarstan per capita expenses per insured person has been carried out. The main directions of work on the protection of the rights of insured persons to free medical care have been shown. Key words: compulsory medical insurance, protection of the rights of the insured persons, insurance representatives.

В 1993 г. в Российской Федерации начались серьезные структурные и социально-экономические преобразования, которые затронули и систему здравоохранения. В 1991 г. был принят закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», реализация его началась с 1993 г. С этого времени начался переход здравоохранения от бюджетной системы финансирования к страховой модели [4].

Перед системой ОМС ставились задачи:

- обеспечить конституционные права граждан на получение бесплатной медицинской помощи;

- улучшить финансирование медицинских организаций, создать финансовую устойчивость системы здравоохранения;

- создать нормативно-правовое регулирование и условия для реализации механизмов правовой защиты пациентов.

С 1998 г. система ОМС, наряду с бюджетными ресурсами, должна была служить финансовым источником для реализации ежегодно утверждаемой программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи (Программа), поскольку базовая программа ОМС является составной частью Программы.

В этот период сама система ОМС испытывала проблему нехватки ресурсов для обеспечения финансирования Программы, поскольку страховой взнос на ОМС был крайне низок - 3,1% от фонда оплаты труда, имела место неполная уплата страховых взносов на ОМС за неработающее население органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

По итогам реализации положений первого закона о медицинском страховании уже к 2010 г. отмечалось их несоответствие современным реалиям, возросшим возможностям государства в укреплении си-

стемы здравоохранения. Принятый в 2010 г. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» был призван кардинально изменить структуру финансирования, закрыть дефицит финансовых средств, сделать центральным звеном в системе застрахованное лицо [2].

Основные положения закона закрепили право выбора страховой медицинской организации самим гражданином, а не работодателем или органом исполнительной власти субъекта РФ, как было ранее. Введен полис ОМС единого образца, не требующий замены при смене страховой медицинской организации и не зависящий от места жительства. Были конкретизированы требования к межтерриториальным расчетам за оказанную медицинскую помощь вне территории страхования, что гарантирует ее получение в любом регионе на всей территории Российской Федерации.

Законом введен уведомительный характер участия в системе ОМС медицинских организаций любой организационно-правовой формы и отменена ранее существовавшая норма о необходимости получения для этого специального разрешения органов исполнительной власти на местах [12].

Важнейшей вехой стало увеличение с 2011 г. размера страхового взноса на ОМС работающих граждан с 3,1 до 5,1% от фонда оплаты труда. Увеличение на два процентных пункта страховых взносов на ОМС позволило сформировать определенные средства и направить их на реализацию программ модернизации здравоохранения в субъектах России в период 2011-2013 гг. [14].

Единственным страховщиком в системе ОМС является Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, куда поступают страховые взносы на работающее и неработающее население. Централизация денежных средств у единственного страховщика сделали систему ОМС прогнозируемой в расходах и устойчивой [15].

С 01.01.2017 администрирование (контроль за исчислением и уплатой страховых взносов на ОМС) возложено на Федеральную налоговую службу [6].

Из Федерального фонда ОМС средства в виде субвенций направляются в территориальные фонды ОМС, которые выполняют отдельные функции страховщика - осуществляют администрирование средств ОМС в субъекте РФ. Средства ОМС идут на оплату базовой (территориальной) программы ОМС, которая включает первичную медико-санитарную, специализированную медицинскую помощь (включая высокотехнологичную), скорую медицинскую помощь.

С 2013 г. финансирование базовой программы ОМС началось по единым для всей страны подушевым нормативам, единым требованиям и методике оплаты медицинской помощи, что позволило установить территориальные программы ОМС без дефицита средств и обеспечить равную доступность меди-

цинской помощи для застрахованного гражданина, независимо от места его проживания [3].

С 2014 г. в базовую программу ОМС включены отдельные виды высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП). Отдельные виды и методы ВМП, которые стали рутинной практикой, постепенно вводятся в рамки обычной специализированной медицинской помощи [например, экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО), эндопротезирование тазобедренного сустава и т.д.].

За последние годы в экономической деятельности Федерального фонда ОМС сформирована практика установления нормативов объемов и финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи по онкологии, медицинской реабилитации, профилактических мероприятий (диспансеризации, ПМО), ЭКО, медицинским услугам (КТ, МРТ, эндоскопические исследования, УЗИ, патоморфологические исследования), что повысило доступность медицинской помощи и сократило сроки ее ожидания, установленные Программой. Принцип нормирования существенно облегчил процесс планирования объемов медицинской помощи и финансовых средств.

С 2016 г. законодательно закреплено право расходования средств нормированного страхового запаса (НСЗ) Территориального фонда ОМС на закупку и ремонт оборудования, обучение специалистов в рамках аккредитованных образовательных программ на циклах повышения квалификации [14].

С 2016 г. кардинально изменилась система защиты прав застрахованных лиц на получение бесплатной медицинской помощи, внедрен институт страховых представителей страховых медицинских организаций (СМО). Горячие линии СМО по приему обращений граждан стали работать в круглосуточном режиме. В территориальных фондах ОМС созданы контакт-центры с установлением единого федерального номера телефонной связи (звонок на территории РФ - бесплатный), с интеграцией всех горячих линий СМО [2].

Продолжается совершенствование способов оплаты с учетом результатов деятельности медицинских организаций, особенно поликлиник.

Обязательное медицинское страхование на территории Республики Татарстан. Государственную политику в области ОМС с 1 апреля 1994 г. осуществляла Республиканская больничная касса, полномочия по реализации ОМС были возложены на территориальные больничные кассы, которые создавались главами администраций районов и городов. В октябре 2004 г. Республиканская больничная касса и территориальные больничные кассы были преобразованы в государственное учреждение «Фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан». В систему ОМС вошли три страховые медицинские организации: ООО «СК «АКБАРС-Мед», ООО СМО «Спасение», ООО СМО «Чулпан-Мед».

Т а б л и ц а 1

Стоимость территориальной программы ОМС на территории Республики Татарстан и подушевые нормативы финансирования на одно застрахованное лицо в 2018-2022 гг.

Показатель 2018 2019 2020 2021 2022

Стоимость ТП ОМС, млрд руб. 39,39 42,68 47,77 47,77 51,02

Подушевой норматив финансирования на одно застрахованное лицо, руб. 10 826,6 11 827,2 14 127,2 14 127,2 15 741,8

Экономическую основу обеспечения государственных гарантий на бесплатное оказание медицинской помощи составляет обязательность уплаты страховых взносов на ОМС работодателем в размере 5,1% от фонда оплаты труда. За неработающее население страховые взносы на ОМС оплачивает орган исполнительной власти субъекта РФ. За неработающих граждан в 2022 г. Министерство финансов Республики Татарстан направило страховые взносы в Федеральный фонд ОМС в размере более 16 млрд руб.

Первый бюджет Республиканской больничной кассы в 1994 г. составлял всего 105,6 млн руб. В 2017 г. доходы системы ОМС республики достигли 40,1 млрд руб., а в 2022 г. - 50,1 млрд руб. [7].

За пятилетний период (2018-2022 гг.) стоимость территориальной программы (ТП) ОМС выросла в 1,3 раза - с 39,3 до 51,02 млрд руб. [8,10,11,12].

Подушевой норматив финансирования на одно застрахованное лицо увеличился в 1,8 раза -с 8 856,9 руб. до 15 741,8 руб. соответственно (табл. 1).

Подушевой норматив на одно застрахованное лицо носит условный характер, он рассчитан путем деления стоимости территориальной программы ОМС на количество застрахованных по ОМС лиц. Получается некоторая средняя сумма в год на одно застрахованное лицо. Но, допустим, в течение года здоровый гражданин может вообще не обращаться за медицинской помощью, а кому-то понадобилась высокотехнологичная операция за 500 тыс. руб., и она будет предоставлена и оплачена.

В общемировой практике основу любой системы социального страхования составляет принцип «общественной солидарности», когда «богатый платит за бедного». Применительно к системе обязательного медицинского страхования этот принцип можно дополнить еще двумя «цитатами»: «здоровый платит за больного», «молодой платит за старого».

Большинство высокотехнологичных операций оплачиваются в рамках базовой программы ОМС. В республике высокотехнологичная медицинская помощь оказывается по 18 профилям медицинской помощи в 18 медицинских организациях. Так, например, норматив финансовых затрат по выхаживанию новорожденных массой тела менее 1000 г составляет 590 590 руб. Ангиопластика со стентированием коронарных артерий при ишемической болезни сердца

оплачивается в размере 185 214 руб. - при установке одного стента, а при установке двух - 214 756 руб.

Участниками ОМС являются страховые компании, медицинские организации и территориальные фонды.

В системе ОМС на территории Республики Татарстан работают медицинские организации разных организационно-правовых форм - государственные автономные, частные учреждения. При этом системой ОМС не предусматривается возможность создания преференций для государственных клиник. Для участия в ОМС необходимо подать уведомление в Территориальный фонд ОМС до 1 сентября [1].

Для справки. Ежегодно в республике увеличивается количество частных медицинских организаций, работающих в системе ОМС. Если в 2012 г. их было 31 из 163 (19%), то в 2023 г - 100 из 215 (46,5%), т.е. практически в 2,5 раза больше.

По данным Федерального фонда ОМС, в 2021 г в целом по Российской Федерации 3340 частных медицинских организаций (37,3%) принимали участие в реализации программ ОМС.

Для пациента неважно, в какую клинику он обращается, государственную или частную. Главное -чтобы медицинская помощь была оказана своевременно и качественно.

Плюсы и минусы работы частных МО в системе ОМС представлены в табл. 2.

Т а б л и ц а 2

Участие частных медицинских организаций в системе ОМС: преимущества и риски

Наименование показателя Преимущество Риски

Создание конкурентной среды +

Хороший сервис, менеджмент +

Возможность передачи объемов медицинской помощи при недостатке ресурсов государственных клиник +

Низкая социальная ответственность, легкий выход из ОМС +

Деятельность, направленная на «снятие сливок», возможность взять объемы «маржинальных» медицинских услуг +

Уменьшение финансирования государственных клиник +

ТФОМС Республики Татарстан является участником многих пилотных проектов по внедрению эффективных способов оплаты медицинской помощи. Так, в 2007 г. Татарстан первым из субъектов РФ внедрил принцип одноканального финансирования через систему ОМС.

В рамках одноканального финансирования осуществляется оплата высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, а также работ и услуг по осуществлению эвакуационных работ санитарной авиацией, медицинской помощи при социально значимых заболеваниях (например, при ВИЧ/СПИД, туберкулезе). Внедрение принципа одноканального финансирования позволило расширить и включить в тариф на оплату медицинской помощи за счет средств бюджета все расходы на содержание медицинской организации, включая приобретение дорогостоящего оборудования.

С 2013 г. ТФОМС Республики Татарстан входит в состав рабочей группы Минздрава России и Федерального фонда ОМС по разработке и внедрению нового способа оплаты медицинской помощи в круглосуточном и дневном стационарах на основе кли-нико-статистических групп (КСГ).

В ОМС выстроена система защиты прав застрахованных. Занимаются этой работой страховые представители страховых медицинских организаций, их на территории Республики Татарстан, как было уже сказано, три - ООО «СК «АКБАРС-Мед», ООО СМО «Спасение», ООО СМО «Чулпан-Мед». Страховые представители по функциональным обязанностям условно разделены на три уровня.

Основная задача страховых представителей - информирование и сопровождение застрахованных на всех этапах оказания медицинской помощи, с акцентом на прохождение профилактических мероприятий. В полисе ОМС указан номер телефона горячей линии, по которому гражданин может позвонить.

Страховой представитель I уровня дает ответы на устные обращения по вопросам консультативно-справочного характера (режим работы поликлиники, получения полиса ОМС, порядок записи на прием к врачу и т.д.). Если он не может ответить на вопрос, идет переключение на страхового представителя II или III уровня.

Страховой представитель II уровня имеет уже больший функционал - помогает решить вопрос с плановой госпитализаций, индивидуально информирует о необходимости прохождения профилактического медицинского осмотра, диспансеризации, диспансерного наблюдения. Информирование осуществляется посредством СМС-сообщений, телефонных звонков, писем. Страховые представители II уровня работают непосредственно в медицинских организациях (стационарно или нанося визиты. График их работы в разрезе медицинских организаций размещается на сайте страховых медицинских организаций ежеквартально.

Страховые представители III уровня (эксперты) рассматривают письменные обращения, проводят экспертизы, анализируют качество профилактических мероприятий, оценивают приверженность пациентов назначенному лечащим врачом лечению, оценивают отказы в плановых госпитализациях.

В идеале страховые представители должны стать помощниками, консультантами и экспертами в вопросах, касающихся бесплатного оказания медицинской помощи по полису ОМС.

По состоянию на 01.01.2023, в СМО работают 200 страховых представителей [13].

В 2022 г. страховыми представителями рассмотрено 94 074 устных обращения граждан. В 31 МО было организовано 39 стационарных рабочих мест для страхового представителя II уровня. К ним за консультациями и оказанием содействия в получении медицинской помощи по полису ОМС обратилось 13 136 человек. Осуществлено 68 визитов в 51 МО и на 4 ФАП. Для оперативности работы в 96 медицинских организациях используются 144 так называемые трубки прямого набора.

Страховые представители III уровня проинформировали 955 528 граждан с хроническими заболеваниями о необходимости прохождения диспансерного наблюдения, в основном пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями - 450 892 (47,2%), патологией эндокринной системы - 155 936 (16,3%), брон-холегочными заболеваниями - 53 581 (5,6%), онкологическими заболеваниями - 45 053 (4,7%).

В 2022 г. страховые представители III уровня в рамках осуществления контрольно-экспертных мероприятий проверили 641 624 страховых случая оказания медицинской помощи, выявили 91 786 дефектов/нарушений, их доля составила 14,3%.

Страховые представители III уровня оценивают соблюдение срока ожидания плановой госпитализации, который согласно программе госгарантий не должен превышать 14 рабочих дней, а для лиц с онкологическими заболеваниями - не более 7 рабочих дней. За 2022 г. число случаев госпитализации с нарушением срока ожидания составило 2 874 (0,6% от общего числа госпитализаций). К медицинским организациям, допустившим нарушения, применены финансовые санкции.

Экспертная работа постоянно совершенствуется, в этой работе делается акцент на анализ профилактических мероприятий, оказание медицинской помощи при социально приоритетных заболеваниях (острый коронарный синдром, острое нарушение мозгового кровообращения, сахарный диабет, хроническая обструктивная болезнь легких, онкологические заболевания). В перспективе при внедрении электронных медицинских карт (ЭМК) экспертиза будет трансформироваться в оценку качества и доступности в проспективном режиме, в момент получения медицинской помощи, а не ретроспективно, как это происходит сегодня.

Резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, что система ОМС выполняет возложенные на нее задачи по созданию устойчивого финансирования здравоохранения, условий для повышения качества и доступности медицинской помощи, информационному сопровождению застрахованных лиц на всех этапах оказания медицинской помощи.

Литература

1. Внукова, В.А. Правовые вопросы регулирования договорных отношений в сфере обязательного медицинского страхования / В.А. Внукова, М.В. Осадченко // Социальное и пенсионное право. - 2019. - № 1. - С. 36-40.

2. Кузнецов, Д.Н. Будущее ОМС / Д.Н. Кузнецов // Современные страховые технологии. - 2021. - № 5. -С. 41-51.

3. Мартынова, А.А. Правовое регулирование системы финансирования обязательного медицинского страхования / А.А. Мартынова // Финансовое право. - 2019. -№ 7. - С. 12-19.

4. О медицинском страховании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-ФЗ // Ведомости СНД и ВС РСФСР -1991. - № 27, ст. 920.

5. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29.11.2010 № 326-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 49, ст. 6422.

6. Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования: приказ М-ва здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 № 108н // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2021. - № 50, ст. 8412.

7. Об утверждении Программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на территории Республики Татарстан на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов: постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.12.2016 № 1044 // Собрание законодательства Республики Татарстан. -

2018. - ст. 1432.

8. Об утверждении Программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на территории Республики Татарстан на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов: постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.12.2017 № 1084 // Собрание законодательства Республики Татарстан. -

2019. - ст. 0259.

9. Об утверждении Программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на территории Республики Татарстан на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов: постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.12.2018 № 1256 // Собрание законодательства Республики Татарстан. -

2020. - ст. 0269.

10. Об утверждении Программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на территории Республики Татарстан на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов: постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2019 № 1258 // Собрание законодательства Республики Татарстан. -

2021. - ст. 0339.

11. Об утверждении Программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на территории Республики Татарстан на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов: постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2020 № 1239 // Собрание законодательства Республики Татарстан. -

2022. - ст. 0251.

12. Об утверждении Программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на территории Республики Татарстан на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов: постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2021 № 1375 // Собрание законодательства Республики Татарстан. -

2023. - ст. 0431.

13. Отчет ТФОМС Республики Татарстан за 2022 год по форме ведомственного статистического наблюдения № ПГ «Организация защиты прав и законных интересов граждан в системе обязательного медицинского страхования».

14. Сарапкин, И.Н. Конституционно-правовые аспекты взносов на обязательное медицинское страхование в Российской Федерации / И.Н. Сарапкин // Конституционное и муниципальное право. - 2018. - № 11. - С. 16-21.

15. Стадченко, Н.Н. Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации: становление и основные направления деятельности на современном этапе / Н.Н. Стадченко // Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации. 25 лет. - Москва, 2018. - С. 14-19.

References

1. Vnukova, V.A. Pravovye voprosy regulirovaniya dogovornyh otnoshenii v sfere obyazatel'nogo medicinskogo stra-hovaniya / V.A. Vnukova, M.V. Osadchenko // Social'noe i pensionnoe pravo. - 2019. - № 1. - S. 36-40.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Kuznecov, D.N. Buduschee OMS / D.N. Kuznecov // Sovremennye strahovye tehnologii. - 2021. - № 5. -S. 41-51.

3. Martynova, A.A. Pravovoe regulirovanie sistemy finansi-rovaniya obyazatel'nogo medicinskogo strahovaniya / A.A. Martynova // Finansovoe pravo. - 2019. - № 7. -S. 12-19.

4. O medicinskom strahovanii v Rossiiskoi Federacii: Federal'nyi zakon Rossiiskoi Federacii ot 28.06.1991 № 1499-FZ // Vedomosti SND i VS RSFSR. - 1991. -№ 27, st. 920.

5. Ob obyazatel'nom medicinskom strahovanii v Rossiis-koi Federacii: Federal'nyi zakon Rossiiskoi Federacii ot 29.11.2010 № 326-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federacii. - 2010. - № 49, st. 6422.

6. Ob utverzhdenii Pravil obyazatel'nogo medicinskogo strahovaniya: prikaz M-va zdravoohraneniya Rossiiskoi Federacii ot 28.02.2019 № 108n // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federacii. - 2021. - № 50, st. 8412.

7. Ob utverzhdenii Programmy gosudarstvennyh garantii besplatnogo okazaniya medicinskoi pomoschi na ter-ritorii Respubliki Tatarstan na 2017 god i planovyi period 2018 i 2019 godov: postanovlenie Kabineta Ministrov Respubliki Tatarstan ot 29.12.2016 № 1044 // Sobranie zakonodatel'stva Respubliki Tatarstan. - 2018. - st. 1432.

8. Ob utverzhdenii Programmy gosudarstvennyh garantii besplatnogo okazaniya medicinskoi pomoschi na territorii Respubliki Tatarstan na 2018 god i planovyi period

2019 i 2020 godov: postanovlenie Kabineta Ministrov Respubliki Tatarstan ot 29.12.2017 № 1084 // Sobranie zakonodatel'stva Respubliki Tatarstan. - 2019. - st. 0259.

9. Ob utverzhdenii Programmy gosudarstvennyh garantii besplatnogo okazaniya medicinskoi pomoschi na ter-ritorii Respubliki Tatarstan na 2019 god i planovyi period 2020 i 2021 godov: postanovlenie Kabineta Ministrov Respubliki Tatarstan ot 29.12.2018 №1256 // Sobranie zakonodatel'stva Respubliki Tatarstan. - 2020. - st. 0269.

10. Ob utverzhdenii Programmy gosudarstvennyh garantii besplatnogo okazaniya medicinskoi pomoschi na ter-ritorii Respubliki Tatarstan na 2020 god i planovyi period 2021 i 2022 godov: postanovlenie Kabineta Ministrov Respubliki Tatarstan ot 30.12.2019 № 1258 // Sobranie zakonodatel'stva Respubliki Tatarstan. - 2021. - st. 0339.

11. Ob utverzhdenii Programmy gosudarstvennyh garantii besplatnogo okazaniya medicinskoi pomoschi na ter-ritorii Respubliki Tatarstan na 2021 god i planovyi period 2022 i 2023 godov: postanovlenie Kabineta Ministrov Respubliki Tatarstan ot 30.12.2020 № 1239 // Sobranie zakonodatel'stva Respubliki Tatarstan. - 2022. - st. 0251.

12. Ob utverzhdenii Programmy gosudarstvennyh garantii besplatnogo okazaniya medicinskoi pomoschi na ter-ritorii Respubliki Tatarstan na 2022 god i planovyi period 2023 i 2024 godov: postanovlenie Kabineta Ministrov Respubliki Tatarstan ot 30.12.2021 № 1375 // Sobranie zakonodatel'stva Respubliki Tatarstan. - 2023. - st. 0431.

13. Otchet TFOMS Respubliki Tatarstan za 2022 god po forme vedomstvennogo statisticheskogo nablyudeniya № PG «Organizaciya zaschity prav i zakonnyh interesov grazhdan v sisteme obyazatel'nogo medicinskogo strahovaniya».

14. Sarapkin, I.N. Konstitucionno-pravovye aspekty vznosov na obyazatel'noe medicinskoe strahovanie v Rossiiskoi Federacii / I.N. Sarapkin // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. - 2018. - № 11. - S. 16-21.

15. Stadchenko, N.N. Obyazatel'noe medicinskoe strahovanie v Rossiiskoi Federacii: stanovlenie i osnovnye napravleniya deyatel'nosti na sovremennom etape / N.N. Stadchenko // Obyazatel'noe medicinskoe strahovanie v Rossiiskoi Federacii. 25 let. - Moskva, 2018. - S. 14-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.