Научная статья на тему 'СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ И ГОВОРЕНИЮ В КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО (ПРЕДВУЗОВСКИЙ ЭТАП)'

СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ И ГОВОРЕНИЮ В КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО (ПРЕДВУЗОВСКИЙ ЭТАП) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ / ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ / МЕТОДИКА / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амелина Ирина Олеговна

Развитые навыки аудирования и говорения являются основой умений ведения устной речи, практического владения русским языком как иностранным, поэтому вопросы оптимизации обучения указанным видам деятельности всегда находятся в центре внимания педагогического сообщества. Обучение устной речи, совершенствование навыков аудирования и говорения остается существенной проблемой лингводидактики, что определяет актуальность настоящего исследования, цель которого состоит в описании системы обучения аудированию и говорению как отдельному блоку в общем курсе русского языка как иностранного на этапе предвузовского обучения и анализе результатов апробирования предложенной системы в рамках опытного обучения инофонов. В исследовании были использованы следующие методы: научно-теоретический метод; обсервационный метод; метод формального моделирования; экспериментальный метод; статистический метод. Материалом исследования послужила система обучения аудированию и говорению, интегрированная в образовательный процесс на этапе предвузовской подготовки иностранных граждан в Юго-Западном государственном университете. В статье описана система заданий в рамках блока «Аудирование. Говорение» (Первый сертификационный уровень), включающая задания для аудиторной/контактной работы и самостоятельной работы (домашнее задание); в процессе опытного обучения подтверждена валидность системы. Представленные в статье материалы позволяют утверждать, что разработанная система обучения в рамках блока «Аудирование. Говорение» (Первый сертификационный уровень) продуктивно выполняет свою функцию, способствуя эффективному развитию навыков в рассматриваемых видах деятельности, мотивируя инофонов на совершенствование своих коммуникативных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амелина Ирина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF TEACHING LISTENING AND SPEAKING SKILLS WITHIN THE COURSE OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE (PRE-UNIVERSITY STAGE)

Developed listening and speaking skills appear principal for efficient oral speech as well as for better practical knowledge of Russian as a foreign language. Therefore, the issues of optimizing teaching methods applied to these types of activities are always in the focus of the pedagogical community's attention. Mastering oral speech competence, improving listening and speaking skills remains a significant problem of linguodidactics, which determines the relevance of this study, the purpose of which is to describe the system of teaching listening comprehension and speaking skill being a separate unit in the general course of Russian as a foreign language at the stage of pre-university education and to analyze the results of testing the proposed system as part of the teaching experiment that involved foreign language speakers. The following methods were used in the study: scientific-theoretical method; observational method; formal modeling method; experimental method; statistical method. The material of the study was the system of teaching listening comprehension and speaking skills, integrated into the educational process at the stage of pre-university training of foreign students at the South-West State University. The article describes the system of tasks that constitute the block «Listening. Speaking» (First certification level), including the ones for classroom/contact work and self-study (homework). The system proved valid and relevant in the process of experiential teaching. The materials presented in the article allow us to state that the developed teaching system within the framework of the block «Listening. Speaking» (First certiication level) productively performs its function, contributing to the effective development of skills in case the types of activities under consideration are employed, motivating foreign students to improve their communication skills.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ И ГОВОРЕНИЮ В КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО (ПРЕДВУЗОВСКИЙ ЭТАП)»

Научная статья

УДК 37.016:811.161.1

DOI: 10.25688/2076-913Х.2022.48.4.12

СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ И ГОВОРЕНИЮ В КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО (ПРЕДВУЗОВСКИЙ ЭТАП)

Амелина Ирина Олеговна

Юго-Западный государственный университет, Россия, Курск

amelina.i.o@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-3533-6263

Аннотация. Развитые навыки аудирования и говорения являются основой умений ведения устной речи, практического владения русским языком как иностранным, поэтому вопросы оптимизации обучения указанным видам деятельности всегда находятся в центре внимания педагогического сообщества. Обучение устной речи, совершенствование навыков аудирования и говорения остается существенной проблемой лингводидактики, что определяет актуальность настоящего исследования, цель которого состоит в описании системы обучения аудированию и говорению как отдельному блоку в общем курсе русского языка как иностранного на этапе предвузовского обучения и анализе результатов апробирования предложенной системы в рамках опытного обучения инофонов. В исследовании были использованы следующие методы: научно-теоретический метод; обсервационный метод; метод формального моделирования; экспериментальный метод; статистический метод. Материалом исследования послужила система обучения аудированию и говорению, интегрированная в образовательный процесс на этапе предвузовской подготовки иностранных граждан в Юго-Западном государственном университете. В статье описана система заданий в рамках блока «Аудирование. Говорение» (Первый сертификационный уровень), включающая задания для аудиторной/контактной работы и самостоятельной работы (домашнее задание); в процессе опытного обучения подтверждена валидность системы. Представленные в статье материалы позволяют утверждать, что разработанная система обучения в рамках блока «Аудирование. Говорение» (Первый сертификационный уровень) продуктивно выполняет свою функцию, способствуя эффективному развитию навыков в рассматриваемых видах деятельности, мотивируя инофонов на совершенствование своих коммуникативных способностей.

Ключевые слова: обучение аудированию, обучение говорению, методика, русский язык как иностранный.

Для цитирования: Амелина, И. О. (2022). Система обучения аудированию и говорению в курсе русского языка как иностранного (предвузовский этап). Вестник МГПУ. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование», 4(48), 155-170. DOI: 10.25688/2076-913Х.2022.48.4.12

© Амелина И. О., 2022

Original article

UDC 37.016:811.161.1

DOI: 10.25688/2076-913X.2022.48.4.12

SYSTEM OF TEACHING LISTENING AND SPEAKING SKILLS WITHIN THE COURSE OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE (PRE-UNIVERSITY STAGE)

Irina O. Amelina

Southwest State University, Russia, Kursk

amelina.i.o@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-3533-6263

Abstract. Developed listening and speaking skills appear principal for efficient oral speech as well as for better practical knowledge of Russian as a foreign language. Therefore, the issues of optimizing teaching methods applied to these types of activities are always in the focus of the pedagogical community's attention. Mastering oral speech competence, improving listening and speaking skills remains a significant problem of linguodidactics, which determines the relevance of this study, the purpose of which is to describe the system of teaching listening comprehension and speaking skill being a separate unit in the general course of Russian as a foreign language at the stage of pre-university education and to analyze the results of testing the proposed system as part of the teaching experiment that involved foreign language speakers. The following methods were used in the study: scientific-theoretical method; observational method; formal modeling method; experimental method; statistical method. The material of the study was the system of teaching listening comprehension and speaking skills, integrated into the educational process at the stage of pre-university training of foreign students at the South-West State University. The article describes the system of tasks that constitute the block «Listening. Speaking» (First certification level), including the ones for classroom/contact work and self-study (homework). The system proved valid and relevant in the process of experiential teaching. The materials presented in the article allow us to state that the developed teaching system within the framework of the block «Listening. Speaking» (First certification level) productively performs its function, contributing to the effective development of skills in case the types of activities under consideration are employed, motivating foreign students to improve their communication skills.

Keywords: teaching listening comprehension, teaching speaking, methodology, Russian as a foreign language.

For citation: Amelina, I. O. (2022). System of teaching listening and speaking skills within the course of Russian as a foreign language (pre-university stage). MCU

Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 4(48), 155-170. DOI: 10.25688/2076-913X.2022.48.4.12

Введение

Основой развития устной речи иностранных обучающихся является формирование навыков аудирования и говорения в рамках овладения русским языком. Аудирование и говорение как виды речевой деятельности всегда находятся в тесной взаимосвязи, потому что фазы слушания и говорения в процессе коммуникации постоянно сменяют друг друга. При общении с собеседником говорение получает незамедлительный отклик со стороны слушающего (Masuram, 2020, с. 61).

Аудирование предполагает восприятие и понимание звучащей речи. Говорение как вид речевой деятельности реализуется с возникновением у говорящего потребности в речевом воздействии на собеседника. Развитые навыки аудирования и говорения являются основой умения ведения устной речи, практического владения русским языком как иностранным, поэтому вопросы оптимизации обучения указанным видам деятельности всегда находятся в центре внимания педагогического сообщества. Педагоги в своих работах освещают аспекты обучения аудированию, говорению на разных этапах, например на начальном (Коновалова, 2021; Титова, 2020; Товт, 2022), продвинутом (Иванова, 2020; Bhanu, 2022), к тому же нередко в рамках национально ориентированной лингводидактики, например при преподавании русского языка как иностранного китайским студентам (Туана, Губарева, 2022; Иосифова, 2020). В статьях раскрывается специфика обучения видам деятельности в плане описания методик работы, моделей обучения (Сатретди-нова, Пенская, 2022; Фидчук, 2021), а также применения различных учебных технологий, например организации дебатов (el Majidi, 2021); использования средств обучения, например научно-популярных фильмов (Дмитриева, 2021), видео YouTube-каналов (Иванова, Ильина, 2021); программ, например PowerPoint, программы распознавания речи (Speech Recognition Software) (Nguyen, 2022). Безусловно, «постоянные изменения в нашей жизни, вызовы, с которыми сталкивается весь мир, поставили дигитализацию образования на первое место по важности методических вопросов» (Степанова, Амелина, 2021), поэтому в условиях цифровизации образовательного процесса ученые все больше обсуждают вопросы обучения аудированию и говорению в дистанционном формате (Илюнина, 2020; Джанхотова, Абазова, 2021; Спишьякова, 2021).

Таким образом, обучение устной речи, совершенствование навыков аудирования и говорения остается существенной проблемой лингводидактики, что определяет актуальность нашего исследования, цель которого состоит в моделировании и описании системы обучения аудированию и говорению в общем курсе русского языка как иностранного на этапе предвузовского обучения и анализе результатов апробирования предложенной системы в рамках опытного обучения инофонов.

Методология исследования

Для реализации поставленной цели были выбраны следующие методы:

— научно-теоретический метод (при анализе и обобщении результатов научных исследований, изучении опыта обучения аудированию и говорению);

— обсервационный метод (при наблюдении за учебным процессом);

— метод формального моделирования (при проектировании системы обучения аудированию и говорению для овладения русским языков в объеме Первого сертификационного уровня);

— экспериментальный метод (при апробации предлагаемой системы обучения аудированию и говорению в ходе опытного обучения иностранных граждан на этапе предвузовской подготовки);

— статистический метод (при количественном анализе результатов, полученных в ходе опытного обучения и опроса).

Материалом исследования послужила система обучения аудированию и говорению, интегрированная в образовательный процесс на этапе предвузовской подготовки иностранных граждан в Юго-Западном государственном университете.

Результаты исследования

Каждый вуз самостоятельно определяет специфику организации образовательного процесса на этапе предвузовской подготовки. В Юго-Западном государственном университете курс русского языка как иностранного делится на три блока: лексика и грамматика, чтение и письмо, аудирование и говорение, — определенных в соответствии с требованиями по русскому языку как иностранному для разных уровней владения языком, в которых в качестве формы контроля выбрано тестирование, предполагающее выполнение пяти субтестов («Грамматика. Лексика», «Аудирование», «Чтение», «Письмо», «Говорение»). Такая структура дает возможность концентрировать внимание инофонов на конкретном аспекте, виде речевой деятельности в целях оптимизации развития коммуникативных навыков.

Рассмотрим систему работы по обучению говорению и аудированию на предвузовском этапе, направленную на овладение русским языком в объеме Первого сертификационного уровня (B1).

Содержание блока «Аудирование и говорение» включает в себя следующие темы: «Биография человека, наши близкие люди», «Внешность человека», «Характер человека», «Развитие науки», «Выбор профессии. Система образования», «Изучение иностранных языков. Память», «Выдающиеся люди науки и культуры», «Город», «История страны», «Страна», «Экология», «Увлечения. Здоровье». Некоторые темы рассматриваются на отдельных занятиях (например, тема «Внешность человека»), другим же темам посвящены циклы занятий (например, «Выдающиеся люди науки и культуры»).

Темы определены исходя из требований государственного стандарта по русскому языку как иностранному (Первый сертификационный уровень — В1. Общее владение), в соответствии с которыми иностранец должен осуществлять речевое общение в рамках актуальной для уровня тематики.

Система работы по обучению аудированию и говорению в рамках темы (если тема рассчитана на 2 часа аудиторной работы) и подтемы (если тема рассчитана на 4 часа и более аудиторной работы) включает две части: аудиторную/контактную работу и самостоятельную работу (домашнее задание).

Аудиторная/контактная работа

Аудиторная/контактная работа выполняется на занятии под руководством преподавателя и включает 4-5 заданий.

В начале темы/подтемы инофонам предлагается познакомиться с актуальной лексикой. Лексика приводится в таблице, где для каждой лексемы дан перевод на английский язык в алфавитном порядке, что облегчает обращение к ней при выполнении заданий темы. При необходимости обучающиеся делают перевод на свой родной язык. Преподаватель ведет обсуждение лексики: обучающиеся вслед за преподавателем (или самостоятельно) читают слова, получают дополнительный комментарий, разъясняющий значение слов и особенности их употребления, приводят примеры употребления лексем. Особое внимание уделяется правильному произношению слов. Словарная работа является значимой составляющей образовательного процесса, поскольку на Первом сертификационном уровне языковая компетенция инофонов все еще формируется. Восприятие обучающимися текста на русском языке часто «влечет лингвистические трудности: незнание лексических единиц, непонимание значения какой-либо грамматической конструкции» (Гулиянц и др., 2020, с. 133).

Пример задания (Тема «Экология»)

Ознакомьтесь с актуальной лексикой. Запишите новые слова с переводом в тетрадь. Выучите.

№ Русский язык Английский язык Родной язык

1 АЭС (атомная электростанция) NPP (nuclear power plant)

2 выброс радиации release of radiation

3 вырубка лесов deforestation

4 глобальное потепление global warming

5 загрязнение pollution

19 шторм storm

20 экология ecology

Далее инофоны выполняют учебно-коммуникативные и коммуникативные задания. Основными видами заданий в рамках аудиторной/контактной работы

являются следующие: ответы на вопросы; завершение фраз информацией, подходящей по смыслу; прослушивание фраз с их последующим повторением; прослушивание аудиотекста и выполнение теста на выбор правильного варианта ответа; прослушивание аудиотекста и ответы на вопросы по содержанию услышанного; прослушивание, чтение диалогов и подготовка диалогов по аналогии; составление рассказа с использованием актуальной лексики и его представление перед группой; прослушивание аудиотекста и пересказ основной информации; подготовка описания иллюстрации / рассказа по иллюстрации в соответствии с рассматриваемой темой.

Пример задания (Тема «Изучение иностранных языков. Память»)

Слушайте фразы. Повторяйте.

1. В памяти каждого человека хранится его опыт.

2. Мы часто жалуемся на память.

3. Нам нельзя забывать важные вещи.

4. Каждый день мы получаем огромное количество информации.

5. Многим людям трудно запоминать даты.

Выполнение заданий в рамках аудиторной работы знакомит с новым тематическим материалом, активизируя навыки аудирования и говорения, закладывает основу для успешного осуществления самостоятельной работы.

Самостоятельная работа

В качестве самостоятельной работы обучающимся предлагается выполнить два задания.

Основные виды заданий: прослушивание аудиозаписи и выразительное чтение стихотворения; прослушивание аудиозаписи и исполнение песни; прослушивание аудиозаписи, нахождение и исправление фактических ошибок в тексте; прослушивание аудиозаписи и заполнение пропусков в тексте (с последующим пересказом информации); подготовка диалога по ситуации; написание диктанта; подготовка рассказа/презентации по теме; знакомство с изречениями, пословицами, крылатыми выражениями и подготовка высказывания-монолога, отражающего мнение инофона по теме, согласие/несогласие с высказыванием.

Пример задания (Тема «Выдающиеся люди науки и культуры»)

Подготовьте рассказ и презентацию об известном русском человеке (деятеле науки/культуры). Выступите с презентацией перед группой.

Важной составляющей самостоятельной работы является коммуникативное задание, часто требующее предварительной подготовки: создание рассказов, мультимедийных презентаций, выполнение проектов и т. д. В основе такого задания лежит компетентностный, коммуникативный, личностно ориентированный и метапредметный подходы в их интеграции (Филиппова, Шамсутдинова, 2021, с. 261). Работа над заданием мотивирует обучающихся

обратиться ко всему опыту изучения русского языка, а также проявить свой творческий потенциал, что позитивно влияет «на рост вовлеченности студентов в учебный процесс» (Филиппова, Шамсутдинова, 2021, с. 350), а «создание положительной мотивации при выполнении студентами заданий, соответствующих программе курса и требующих от них необходимых знаний и умений, организация условий для их публичного представления повышают эффективность учебного процесса» (Пустовит, 2021, с. 111).

Предложенная система заданий направлена на комбинированное развитие навыков аудирования и говорения, но при этом работа над отдельным видом речевой деятельности вполне различима: «прослушайте аудиотекст и...» (акцент на аудировании), «подготовьте пересказ/рассказ...», «ответьте на вопросы», «прокомментируйте...» (акцент на говорении).

Следует отметить, что при разработке тем мы ориентировались не только на коммуникативный, но и на социокультурный, страноведческий характер материала, чтобы обеспечить ознакомление обучающихся с ценностями русской национальной культуры, а также с традициями этносов, подготовить их к решению не только общекультурных, но и профессиональных задач в процессе коммуникации (Дотапс^а, АтеНпа, 2019). Таким образом инофоны получают представление о географическом и национальном разнообразии России, богатом культурном наследии народа, повседневной жизни русских людей, что благоприятно влияет на развитие их поликультурной языковой личности и социокультурной адаптации.

Работа над заданиями к темам учит инофонов как пониманию на слух монологической и диалогической речи (коммуникативных намерений, темы, основной идеи, содержания с достаточной полнотой, глубиной и точностью), так и продуцированию ее в виде связных, логичных высказываний с учетом темы, коммуникативно заданной установки, что соответствует требованиям по русскому языку как иностранному для первого сертификационного уровня.

Разработанный нами комплекс дидактических материалов для блока «Аудирование. Говорение» (Первый сертификационный уровень) является составной частью курса русского языка как иностранного на этапе предвузовского обучения. Он размещен нами на платформе МооШе на специально созданном сайте Юго-Западного государственного университета «Электронная информационно-образовательная среда ЮЗГУ Учебные курсы ЮЗГУ» (do.swsu.ru).

Предложенная система работы по обучению говорению и аудированию была апробирована в образовательном процессе на подготовительном факультете для иностранных граждан Юго-Западного государственного университета в 2021/2022 уч. г. в двух группах (общее количество обучающихся — 17 человек) с целью определения методической эффективности предложенной системы работы и степени удовлетворенности инофонов содержанием обучения. На блок «Аудирование. Говорение» (Первый сертификационный уровень) в рамках общего курса русского языка было отведено 36 занятий, после которых обучающиеся прошли процедуру контроля в форме тестирования. С ориентацией на «Требования по русскому языку как иностранному. Первый уровень. Общее владение»

(Требования по русскому языку..., 2009) тестирование включало в себя две части: субтест «Аудирование» и субтест «Говорение». Задания тестов соответствовали заданиям типового теста по русскому языку как иностранному (Первый уровень. Общее владение). Итоговая оценка успеваемости складывалась из баллов за работу на занятиях, за выполнение самостоятельной работы и из результата тестирования. По итогам обучения 6 инофонов получили оценку «отлично», 7 — «хорошо» и 4 — «удовлетворительно» за владение русским языком и демонстрацию навыков аудирования и говорения (рис. 1). Обучение аудированию и говорению в рамках отдельного блока в структуре общего курса русского языка как иностранного активизирует мыслительную, коммуникативную деятельность обучающихся, направленную на выполнение предложенных заданий, предполагающих акцент на понимании, воспроизведении и устном продуцировании информации, что способствует эффективному развитию необходимых навыков.

Рис. 1. Результативность обучения инофонов в рамках освоения блока «Аудирование. Говорение» (Первый сертификационный уровень) Drawing 1. Effectiveness of teaching foreign speakers within the block «Listening. Speaking» (First certification level)

По завершении обучения иностранным гражданам также был предложен опрос, целью которого являлось выявление степени их удовлетворенности образовательным процессом на занятиях по аудированию и говорению, а также сбор информации, которая позволит повысить эффективность и привлекательность предложенной системы при последующей модернизации образовательного процесса по аудированию и говорению. Обучающиеся, работавшие по рассмотренной системе и принявшие участие в опросе, являются носителями языков с различными языковыми системами, представителями различных государств: Афганистана, Бангладеш, Гаити, Зимбабве, Нигерии, Норвегии, Палестины, Сенегала, Судана, Эквадора. Возраст обучающихся в основном находится в диапазоне от 19 до 29 лет (рис. 2).

По завершении освоения блока «Аудирование. Говорение» (Первый сертификационный уровень) обучающиеся оценили уровень сформированности своих навыков аудирования и говорения (субъективная оценка). Сформи-рованность навыков аудирования 59 % респондентов оценили на хорошо, 23 % — на отлично и 18 % — на удовлетворительно. Оценка сформированности навыков говорения оказалась несколько ниже: 41 % респондентов оценили на хорошо, 12 % — на отлично и 47 % — на удовлетворительно (рис. 3).

Рис. 2. Возрастной показатель обучающихся, принявших участие в опросе Drawing 2. Age indicator of students who took part in the survey

Сформированность навыков аудирования

IS %

24 %

I Отлично Хорошо

I "Удовлетворительно

59 %

Сформированность навыков говорения

12%

47%

41 %

I Отлично Хорошо

| Удовлетворительно

Рис. 3. Ответы респондентов на вопросы «Как вы оцениваете сформированность ваших навыков аудирования?» и «Как вы оцениваете сформированность ваших навыков говорения?»

Drawing 3. Respondents' answers to the questions «How do you assess the level of your listening skills?» and «How do you rate the level of your speaking skills?»

Самооценка обучающимися развития своих коммуникативных способностей в рассматриваемых видах деятельности является оправданной и в достаточной мере соотносится с достигнутыми ими результатами обучения.

Раскрывая особенности работы по освоению блока «Аудирование. Говорение» (Первый сертификационный уровень), обучающиеся отметили продолжительность выполнения домашнего задания (58,8 % уделяют выполнению домашнего задания 1-2 часа, 23,5 % — 3-4 часа, 11,8 % — менее часа и 5,9 % — более 5 часов) (см. рис. 4), что свидетельствует о понимании

5,90 % 11 80 %

23,50 %

58,80 %

■ менее L часа

1—2 часа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ 3—4 часа

■ более 5 часов

Рис. 4. Ответы респондентов на вопрос «Сколько времени вы отводили на выполнение домашнего задания по аудированию и говорению?»

Drawing 4. Respondents' answers to the question «How much time did you spend on doing your homework in listening and speaking?»

инофонами важности самостоятельной работы и об их целеустремленности в изучении языка.

При выполнении заданий в рамках изучаемых тем обучающиеся отдавали предпочтение следующим видам заданий: написанию диктанта (58,8 %), прослушиванию аудиозаписи и повторению фраз за диктором (52,9 %), прослушиванию аудиозаписи и подготовке пересказа информации (52,9 %), прослушиванию аудиозаписи и ответам на вопросы по содержанию текста (52,9 %) (табл. 1). Так, инофонам нравится работать с новым материалом по темам, получать информацию и проверять ее понимание. Отметим, что приоритет отдан заданиям, направленным на развитие навыков аудирования, заданиям репродуктивного характера. Низкая степень выбора заданий, связанных с продуцированием высказываний, может объясняться тем, что обучающиеся тратят на их выполнение большее время, сталкиваются с трудностями при выражении мыслей из-за недостаточной сформированности коммуникативных навыков, языковых знаний. В этой связи для таких заданий можно детализировать инструкцию, наполнив ее дополнительными ориентирами, разделить выполнение задания на части, которые в финале будут снова соединены. Преподаватель помогает обучающимся сделать задание посильным для выполнения.

В опросе респондентам был задан вопрос «Какие темы по аудированию и говорению вам понравилось изучать больше всего?». В качестве ответа обучающимися были названы следующие темы: «Экология», «Биография человека», «Характер человека», темы о России (о литературе, о природе, о географии, об истории, о городах), «Увлечения. Здоровье», а также «Выбор профессии. Система образования». Расширить содержание обучения некоторые респонденты предлагали темами, связанными с дополнительной информацией о культуре страны (например, о музыке, фильмах, религии).

В завершении опроса респондентов просили оценить уровень их удовлетворенности содержанием обучения по аудированию и говорению. Результаты опроса свидетельствуют о высокой степени удовлетворенности обучающихся образовательным процессом (от 7 до 10 баллов) (рис. 5).

Таблица 1

Предпочтения обучающихся в видах заданий в рамках тем по аудированию и говорению

Table 1

Preferences of students in the types of tasks within the topics of listening and speaking

№ Задание Показатель выбора, %

1 Писать диктант 58,8

2 Слушать аудиозапись и повторять фразы за диктором 52,9

3 Слушать аудиозапись и подготавливать пересказ информации 47,1

4 Слушать аудиозапись и отвечать на вопросы по содержанию текста 47,1

5 Смотреть видеофрагменты и обсуждать их 47,1

6 Слушать аудиозапись и выполнять тест 41,2

7 Слушать аудиозапись и определять верность утверждения 41,2

8 Отвечать на вопросы 41,2

9 Слушать аудиозапись и восстанавливать порядок фраз в тексте 35,3

10 Слушать аудиозапись и заполнять пропуски 29,4

11 Слушать аудиозапись и находить фактические ошибки в утверждениях 29,4

12 Изучать, обсуждать новые слова и делать с ними примеры фраз 29,4

13 Подготавливать диалог по ситуации 29,4

14 Читать диалоги и делать свои диалоги по аналогии 29,4

15 Подготавливать рассказ по иллюстрации/фотографии 23,5

16 Исполнять песни на русском языке 23,5

17 Подготавливать рассказ по теме 11,8

18 Анализировать цитаты/пословицы, высказывать свое мнение 5,9

Рис. 5. Ответы респондентов на вопрос «Насколько вы удовлетворены содержанием обучения по аудированию и говорению?»

Drawing 5. Respondents' answers to the question «How satisfied are you with the content of the course in listening and speaking?»

Таким образом, опираясь на данные, полученные по итогам опытного обучения, можно утверждать, что предложенная система обучения в рамках блока «Аудирование. Говорение» (Первый сертификационный уровень) продуктивно выполняет свою функцию, способствуя эффективному развитию навыков в рассматриваемых видах деятельности, мотивируя инофонов на совершенствование своих коммуникативных способностей.

Заключение

Развитие умений ведения устной речи является важной целью лингвообра-зовательного процесса. Актуальной проблемой для педагогического сообщества остаются способы оптимизации развития коммуникативной компетенции инофонов.

В условиях преподавания русского языка как иностранного с выделением аспектных блоков в общем курсе необходимо понимание специфики организации работы по обучению аудированию и говорению. Представленная в настоящей статье система заданий в рамках блока «Аудирование. Говорение» (Первый сертификационный уровень), включающая в себя задания для аудиторной/ контактной работы и самостоятельной работы (домашнее задание), успешно прошла апробацию и внедрена в образовательный процесс на подготовительном факультете Юго-Западного государственного университета. В ходе исследования были собраны эмпирические данные, позволяющие сделать вывод о методической эффективности предложенной системы работы и высокой степени удовлетворенности инофонов содержанием обучения. Таким образом, рассмотренная система обучения аудированию и говорению может быть рекомендована к применению на занятиях по русскому языку как иностранному на этапе предвузовского обучения.

Список источников

1. Masuram, Jyothi, & Sripada, Nagini. (2020). Developing speaking skills through task-based materials. Procedía Computer Science, 172, 60-65. https://doi.org/10.1016/). procs.2020.05.009

2. Коновалова, Л. П. (2021). Опытно-экспериментальная работа по развитию навыков говорения по русскому языку как иностранному на начальном этапе обучения в вузе. Мир науки. Педагогика и психология, 1, т. 9. https://mir-nauki.com/ PDF/06PDMN121.pdf

3. Титова, А. В. (2020). Аудирование на начальных этапах обучения русскому языку как иностранному. Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты: материалы VIМеждунар. науч.-метод. конф., 365-368.

4. Товт, А. М. (2022). Говорение на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному (РКИ): практические рекомендации по работе над формированием навыков устной речи иностранцев. Русский язык за рубежом, 2(291), 94-98.

5. Иванова, М. А. (2020). Использование неадаптированных аудио- и видеоматериалов при формировании навыков говорения на продвинутом этапе обучения

русскому языку как иностранному. Русский язык как иностранный: методика молодых: сб. науч. трудов молодых исследователей. МГОУ, 44-49.

6. Bhanu, Sajida, & Selvaraj, Vijayakumar. (2022). Developing Speaking Skills at Tertiary Level: Implicit Versus Explicit Approaches. International Journal of Early Childhood Special Education, 14, 4564-4572. https://doi.org/10.9756/INT-JECSE/ V14I2.504

7. Туана, Е. Н., Губарева, С. А., Краснова, И. А., Смелкова, И. Ю., Погодин, С. Н., Богданова, Н. В. (2022). Обучение китайских студентов говорению на занятиях по русскому языку как иностранному в условиях российского вуза. Современные проблемы науки и образования, 3(47). https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_48939825_78267342.pdf

8. Иосифова, В. Е. (2020). Е. Говорение в практике обучения русскому языку китайских студентов. Педагогическое образование и наука, 4, 108-111.

9. Сатретдинова, А. Х., Пенская, З. П. (2022). Методика работы с аудиотекстом на занятиях русского языка как иностранного. Перспективы науки, 5(152), 208-211.

10. Фидчук, М. Ю. (2021). К вопросу о модели обучения аудированию на материалах национального корпуса русского языка. Высшее образование сегодня, 2, 59-62.

11. el Majidi, Abide & Graaff, Rick, & Janssen, Daniel. (2021). Debate as a pedagogical tool for developing speaking skills in second language education. Language Teaching Research, 1-22. https://doi.org/10.1177/13621688211050619

12. Дмитриева, Д. Д. (2021). Использование научно-популярных фильмов при обучении говорению на занятиях по русскому языку как иностранному. Азимут научных исследований: педагогика и психология, т. 10, 4(37), 80-82.

13. Иванова, И. С., Ильина, С. А. (2021). Интеграция Youtube-канагов в образовательный процесс при обучении аудированию в дистанционном формате. Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность. Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан: сб. ст. IVМеждунар. конгресса преподавателей и руководителей подготовительных факультетов (отделений) вузов РФ и V Всерос. науч.-практ. конф, 328-333.

14. Nguyen, Thi, & Pham, Vu. (2022). Effects of Using Technology to Support Students in Developing Speaking Skills. International Journal of Language Instruction, 1, 1-8. https://doi.org/10.54855/ijli.22111

15. Stepanova, N. S., Amelina, I. O., Gromenko, M. V., Kovaleva, T. V. (2021). RFL Online Course in Moodle LMS: Development and Application. TSNI2021 - Textbook: Focus on Students'National Identity, Moscow City University, Russia. April 20 - April 24 2021. ARPHA Proceedings, 4, 905-919. https://doi.org/10.3897/ap.e4.e0905

16. Илюнина, А. А. (2020). Из опыта преподавания РКИ в дистанционном режиме на примере аудирования. Вестник Тульского государственного университета. Серия: Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин, 1(19), 144-145.

17. Джанхотова, З. Х., Абазова, Л. М., Гутаева, Ж. Ж. (2021). Проблемы развития устной речи студентов-инофонов при дистанционном обучении на уроках РКИ. Перспективы науки, 1(136), 47-52.

18. Спишьякова, А. (2021). Дистанционное обучение продвинутых студентов разговорной практике русского языка как иностранного. РКИ: Лингвометодическая образовательная платформа: сб. трудов Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 145-летию Белгородск. гос. нац. исследов. ун-та. Белгород, 366-371.

19. Гулиянц, А. Б., Гулиянц, С. Б., Семина, В. В. (2020). Проблема создания лингвокультурного комментария как средства межкультурной коммуникации. Вестник МГПУ. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование», 3(39), 133-140.

20. Филиппова, В. М. (2019). Применение метода проектов на элементарном уровне обучения РКИ. Открытие русского мира: преподавание русского языка как иностранного и общеобразовательных дисциплин в современном образовательном пространстве: сб. науч. ст. I Междунар. науч.-практ. конф. (Курск, 4-5 декабря 2019 г.) (отв. ред. Н. С. Степанова). ЮЗГУ, 261-265.

21. Филиппова, В. М., Шамсутдинова, Р. Р. (2021). Приемы повышения мотивации студентов при обучении РКИ онлайн. Русский язык в цифровом пространстве в эпоху пандемии (под ред. И. Микулацо). Университет Пулы им. Юрая Добрилы, Хорватия, 349-360.

22. Пустовит, М. Ю. (2021). Аспекты преподавания методических дисциплин студентам-филологам в условиях дистанционного обучения. Вестник МГПУ. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование», 2(42), 110-116. https://doi.org/ 10.25688/2076-913X.2021.42.2.11

23. Romanova, N. N., Amelina, I. O., Skorikova, T. P., Petrova, G. M. (2019). Noosphe-ric psychological-educational paradigm as a methodological basis for teaching Russian-language business communication to foreign students. Journal of Research in Applied Linguistics, 10 (Special Issue), 158-171. https://doi.org/ 10.22055/rals.2019.14681

24. Требования по русскому языку как иностранному. Первый уровень. Общее владение. Второй вариант. (2009). (Н. П. Андрюшина и др.). Златоуст.

References

1. Masuram, Jyothi, & Sripada, Nagini. (2020). Developing speaking skills through task-based materials. Procedia Computer Science. 172, 60-65. https://doi.org/10.1016/j. procs.2020.05.009

2. Konovalova, L. P. (2021). Experimental trial teaching on speaking skils developing for the beginners in Russian as forein language at the higher educational institution. World of Science. Pedagogy and psychology, 1, vol. 9. https://mir-nauki.com/PDF/06PDMN121.pdf (In Russ.).

3. Titova, A. V. (2020). Listening at the initial stages of teaching Russian as a foreign language. Problems of Modernization of Modern Higher Education: Linguistic Aspects. Proceedings of the VI International Scientific and Methodological Conference, 365-368. (In Russ.).

4. Tovt, A. M. (2022). Speaking at the initial stage of teaching Russian as a foreign language (RCT): practical recommendations for working on the formation of foreigners' oral speech skills. Russian Language Abroad, 2(291), 94-98. (In Russ.).

5. Ivanova, M. A. (2020). The use of non-adapted audio and video materials in the formation of speaking skills at the advanced stage of teaching Russian as a foreign language. Russian as a foreign language: the methodology of young people. Collection of scientific works of young researchers. Moscow State University, 44-49. (In Russ.).

6. Bhanu, Sajida, & Selvaraj, Vijayakumar. (2022). Developing Speaking Skills at Tertiary Level: Implicit Versus Explicit Approaches. International Journal of Early Childhood Special Education, 14, 4564-4572. https://doi.org/10.9756/INT-JECSE/V14I2.504

7. Tuana, E. N., Gubareva, S. A., Krasnova, I. A., Smelkova, I. Yu., Pogodin, S. N., Bogdanova, N. V. (2022). Teaching Chinese Students to Speak in Russian as a Foreign

Language in Russian Universities. Modern Problems of Science and Education, 3(47). https://www.elibrary.ru/download/elibrary_48939825_78267342.pdf (In Russ.).

8. Iosifova, V. E. (2020). Speaking in the practice of teaching Russian to Chinese students. Pedagogical Education and Science, 4, 108-111. (In Russ.).

9. Satretdinova, A. H., Penskaya, Z. P. (2022). The methodology of working with audio text in Russian as a foreign language classes. Perspectives of Science, 5(152), 208-211. (In Russ.).

10. Fidchuk, M. Yu. (2021). Towards a model for teaching listening comprehension on the materials of the national corpus of the Russian language. Higher Education Today, 2, 59-62. (In Russ.).

11. el Majidi, Abide & Graaff, Rick, & Janssen, Daniel (2021). Debate as a pedagogical tool for developing speaking skills in second language education. Language Teaching Research, https://doi.org/10.1177/13621688211050619

12. Dmitrieva, D. D. (2021). The use of popular science films in teaching speaking in Russian as a foreign language classes. Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, vol. 10, 4(37), 80-82. (In Russ.).

13. Ivanova, I. S., Il'ina, S. A. (2021). Integration of YouTube Channels in the Educational Process of Distance Learning in Listening Education. Pre-university stage of education in Russia and the world: language, adaptation, society, specialty. Topical Issues of Implementing Educational Programs at Preparatory Departments for Foreign Nationals. Collection of Articles from IVInternational Congress of Teachers and Heads of Preparatory Faculties (Departments) of Higher Educational Institutions of the Russian Federation and VAll-Russian Scientific-Practical Conference, 328-333. (In Russ.).

14. Nguyen, Thi, & Pham, Vu. (2022). Effects of Using Technology to Support Students in Developing Speaking Skills. International Journal of Language Instruction. 1, 1-8. https://doi.org/10.54855/ijli.22111

15. Stepanova, N. S., Amelina, I. O., Gromenko, M. V., Kovaleva, T. V. (2021). RFL Online Course in Moodle LMS: Development and Application. TSNI2021 - Textbook: Focus on Students'National Identity, Moscow City University, Russia. April 20 - April 24? ARPHA Proceedings, 4, 905-919. https://doi.org/10.3897/ap.e4.e0905

16. Ilyunina, A. A. (2020). From the experience of distance learning in RLI, using listening comprehension as an example. Bulletin of Tula State University. Series: Modern educational technologies in teaching science disciplines, 1(19), 144-145. (In Russ.).

17. Dzhanhotova, Z. H., Abazova, L. M., Gutaeva, Zh. Zh. (2021). Problems of developing the oral speech of foreign students in distance learning in RLI classes. Perspectives of Science, 1 (136), 47-52. (In Russ.).

18. Spishyakova, A. (2021). Distance Learning of Advanced Russian as a Foreign Language Speaking Practice. RCT: Linguomethodological Educational Platform. Collection of articles from Int. conf. devoted to the 145th anniversary of Belgorod State National Research University. Belgorod, 366-371. (In Russ.).

19. Guliyanc, A. B., Guliyanc, S. B., Semina, V. V. (2020). The Problem of Creating a Linguocultural Commentary as a Means of Intercultural Communication. MCU Journal of Philology. Theory of Language. Language Education, 3(39), 133-140. (In Russ.).

20. Filippova, V. M. (2019). The application of the project method at the elementary level of teaching Russian as a foreign language. The discovery of the Russian world: teaching Russian as a foreign language and general educational disciplines in the modern educational space. Collection of scientific articles. I Int. sci. conf. (Kursk, December 4-5, 2019). (N. S. Stepanova, ed.). SUSU, 261-265. (In Russ.).

21. Filippova, V. M., Shamsutdinova, R. R. (2021). Techniques to increase students' motivation when teaching RLI online. Russian language in digital space in the age of pandemic (I. Mikulatso, ed.). Juraj Dobrila University of Pula, Croatia, 349-360. (In Russ.).

22. Pustovit, M. Yu. (2021). Aspects of Teaching Methodological Disciplines to Philological Students under Distance Learning Conditions. MCU Journal of Philology. Theory of Language. Language Education, 2(42), 110-116. https://doi.org/ 10.25688/2076-913X.2021.42.2.11 (In Russ.).

23. Romanova, N. N., Amelina, I. O., Skorikova, T. P., Petrova, G. M. (2019). Noosphe-ric psychological-educational paradigm as a methodological basis for teaching Russian-language business communication to foreign students. Journal of Research in Applied Linguistics, 10 (Special Issue), 158-171. https://doi.org/ 10.22055/rals.2019.14681

24. Requirements for Russian as a foreign language. First level. General proficiency. Second version (2009). (N. P. Andryushina et al.). Zlatoust.

Информация об авторе

Амелина Ирина Олеговна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и общеобразовательных дисциплин для иностранных граждан, Юго-Западный государственный университет.

Information about the author

Irina O. Amelina — PhD (Pedagogics), associate professor of the Department of the Russian Language and General Education Disciplines for Foreign Citizens, South-West State University.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

The author declares no conflict of interest.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.