Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ И ГОВОРЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ И ГОВОРЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
88
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАВЫКИ АУДИРОВАНИЯ И ГОВОРЕНИЯ / МОНОЛОГ / ДИАЛОГ / АУТЕНТИЧНЫЕ ЛЕКЦИИ / УСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Прокопчук Анна Реональдовна, Гаврилова Елена Алексеевна, Ростомян Лусине Арменовна

Статья посвящена анализу взаимосвязи между такими видами речевой деятельности, как аудирование и говорение. Авторы показывают, как комплексное развитие данных видов речевой деятельности способствует формированию навыков ведения эффективной устной коммуникации на английском языке. В статье приводится комплекс заданий, в которых развитие навыков аудирования рассматривается и как цель, и как база для дальнейшего формирования навыков говорения и расширения словарного запаса студентов. При этом на базе аудиоматериала идет развитие и монологической, и диалогической речи. Авторы особо отмечают недостаточное развитие навыков аудирования у студентов технических специальностей и, следовательно, необходимость уделять больше внимания формированию данного вида речевой деятельности. В статье также приведен анализ механизмов, обеспечивающих целостность восприятия и понимания речи на слух, что является неотъемлемым компонентом эффективной устной коммуникации. Авторы показывают, как поэтапная работа с аудиоматериалом обеспечивает комплексное развитие механизмов осмысления, запоминания и вероятностного прогнозирования, каждый из которых необходим не только для успешного восприятия речи на слух, но и для ведения эффективной устной коммуникации в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED APPROACH TO TEACHING STUDENTS OF TECHNOLOGICAL UNIVERSITY LISTENING AND SPEAKING SKILLS

The article analyzes the connection between listening and speaking skills. The authors illustrate the way comprehensive development of these skills would contribute to forming students’ ability to have an effective oral communication in English. The article provides a set of tasks, which are aimed at training listening skills and at the same time use audio material as the basis for further development of students’ speaking skills and vocabulary enrichment. It should be noted that exercises based on the audio material allow developing both monologue and dialogue skills. The authors emphasize that the majority of technical students show lack of listening skills, which makes it vital to pay special attention to this language skill. Besides, the article provides an analysis of the mechanisms required for the perception and comprehension of audio content, which is an indispensable component of the effective oral communication. The authors show how step-by-step activities based on audio material can be used to ensure the integrated development of comprehension, memorizing and language forecasting skills, which are necessary to guarantee the successful outcome of oral communication.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ И ГОВОРЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

Комплексный подход к формированию навыков аудирования и говорения у студентов технологического университета

Прокопчук Анна Реональдовна,

старший преподаватель кафедры иностранных языков, МИРЭА - Российский технологический университет E-mail: prokopchuk@mirea.ru

Гаврилова Елена Алексеевна,

старший преподаватель кафедры иностранных языков, МИРЭА - Российский технологический университет E-mail: gavrilova_e@mirea.ru

Ростомян Лусине Арменовна,

ассистент кафедры иностранных языков, МИРЭА -Российский технологический университет E-mail: rostomyan@mirea.ru

Статья посвящена анализу взаимосвязи между такими видами речевой деятельности, как аудирование и говорение. Авторы показывают, как комплексное развитие данных видов речевой деятельности способствует формированию навыков ведения эффективной устной коммуникации на английском языке. В статье приводится комплекс заданий, в которых развитие навыков аудирования рассматривается и как цель, и как база для дальнейшего формирования навыков говорения и расширения словарного запаса студентов. При этом на базе аудиоматери-ала идет развитие и монологической, и диалогической речи. Авторы особо отмечают недостаточное развитие навыков аудирования у студентов технических специальностей и, следовательно, необходимость уделять больше внимания формированию данного вида речевой деятельности. В статье также приведен анализ механизмов, обеспечивающих целостность восприятия и понимания речи на слух, что является неотъемлемым компонентом эффективной устной коммуникации. Авторы показывают, как поэтапная работа с аудиоматериалом обеспечивает комплексное развитие механизмов осмысления, запоминания и вероятностного прогнозирования, каждый из которых необходим не только для успешного восприятия речи на слух, но и для ведения эффективной устной коммуникации в целом.

Ключевые слова: навыки аудирования и говорения, монолог, диалог, аутентичные лекции, устная коммуникация.

о с

CJ

Современные требования к подготовке специалистов технических направлений включают в себя формирование у выпускника вуза компетенций, позволяющих будущему специалисту эффективно осуществлять профессиональное общение не только на родном, но и на иностранном языке. При этом, прежде всего речь идет о возможности осуществлять профессионально-деловую коммуникацию на английском языке как языке международного общения. Именно английский язык является рабочим языком большинства международных научных конференций. Кроме того, большое количество международных изданий предлагают молодым специалистам публиковать научные труды на английском языке.

В данной статье мы будем анализировать аспекты устной коммуникации, а именно приёмы формирования навыков аудирования и говорения на английском языке. Поскольку аудирование и говорение являются двумя взаимосвязанными сторонами устной речи, нам кажется целесообразным использовать в процессе обучения ряд заданий, нацеленных на комплексное формирование обоих этих видов речевой деятельности. Уровень сформированности аудитивной компетенции во многом определяет успешность коммуникации на иностранном языке в целом [1]. При этом хорошие навыки аудирования важны не только для диалогического общения, когда правильное восприятие и понимание услышанного определяет ответную речевую реакцию, но и в случае подготовки монологического высказывания. В частности, умение правильно интерпретировать и использовать фактический и языковой материал аутентичных лекций и выступлений носителей языка может помочь будущему специалисту правильно структурировать и выбрать нужные языковые средства для собственного устного доклада или презентации. Таким образом, в предложенной нами системе заданий мы будем рассматривать навык аудирования и как цель, и как средство обучения, которое в свою очередь служит основой для формирования устной речи.

Аудирование как вид речевой деятельности часто вызывает трудности у учащихся, так как требует практически одновременного задействования целого набора механизмов. Среди основных речемыслительных операций, обеспечивающих целостность восприятия и понимания содержания аудиотекста, можно выделить следующие: - фокусирование внимания: произвольное направление психической и умственной деятельности на восприятие и понимание иноязычной речи.

- осмысление: механизм воссоздания смысловых связей в услышанной речи. При этом осмысление невозможно без предварительного выделения опорных смысловых единиц и процесса сегментации речевого потока, т.е. вычленения в потоке речи отдельных лексико-грамматических единиц (фраз, словосочетаний) и сопоставления их звуковой формы и содержания.

- внутреннее проговаривание: преобразование звуковой формы в артикуляционную.

- вероятностное прогнозирование: предугадывание окончания высказывания исходя из начала предложения или словосочетания. Выделяется лингвистическое прогнозирование, которое основывается на знании грамматических конструкций и устойчивых лексических сочетаний, и смысловое прогнозирование.

- запоминание: активизация кратковременной и оперативной памяти обеспечивает возможность осуществления речевой деятельности. В данном случае это фиксация звуковой формы, узнавание, выделение смысловых опор и понимание смысла высказывания. Кроме того, в процессе аудирования обязательно задей-ствуются механизмы долговременной памяти, т.к. правильное декодирование услышанного высказывания требует извлечения и актуализации хранящегося в памяти языкового материала [2, 3, 4]. Предложенная нами система заданий нацелена на формирование и развитие всех вышеперечисленных механизмов, задействованных в процессе аудирования. Описанные ниже приёмы работы применялись

нами при обучении английскому языку студентов Института информационных технологий РТУ МИРЭА. Надо отметить, что проведенный нами срез показал, что около 60% студентов первого курса имеют недостаточно развитые навыки аудирования. Учащимся тяжело адаптироваться к темпу речи носителя языка, возможному региональному акценту и особенностям дикции. Кроме того, студентам тяжело удержать в памяти услышанное и у них недостаточно развит механизм языкового прогнозирования. Следовательно, формированию данного вида речевой деятельности следует уделять особое внимание.

Надо отметить, что на занятиях в основном работа шла с дистантным видом аудирования, которое подразумевает опосредованное восприятие информации через технические средства. Контактное аудирование, являющееся составной частью устного интерактивного общения, задейство-валось только на последнем этапе работы при составлении диалогов.

Система упражнений была разделена на три этапа: до прослушивания, во время прослушивания, после прослушивания. Задания на этапе до прослушивания нацелены в основном на развитие языковой и смысловой догадки, а также на снятие языкового и психологического барьера перед восприятием речи на слух. Например, пе-

ред прослушиванием лекции по теме 'Networks', студентам предлагалось проанализировать и описать графическую схему устройства локальной сети, иллюстрирующую содержание аудиолекции. При этом, помимо визуальной графической опоры для составления устного описания схемы на английском языке студенты также имели список ключевых слов из лекции.

Другой вариант подготовительного задания состоял в просмотре видеоролика (например, видео по теме 'Types of network topology') без звукового сопровождения. Опираясь на визуальный ряд (графическая схема сетевых топологий) и базовые выражения и термины на экране (Ad hoc topology, infrastructure topology), студенты должны были воссоздать аудиотекст. Данное задание выполнялось в парах. В качестве возможного продолжения работы один из студентов смотрел первую часть видео уже с включенной звуковой дорожкой, а второй студент - вторую часть записи. Затем учащиеся обменивались информацией, излагая фактическое содержание лекции и проверяя свои догадки.

В рамках еще одного задания на этапе до прослушивания студентам предлагались предложения из аудиозаписи с пропусками, которые студенты должны были заполнить, употребляя нужную форму исходного слова в скобках или используя необходимый предлог. На следующем этапе студенты слушали аудиозапись и проверяли ответы. Данное упражнение помогает эффективно развивать языковую догадку.

Задания на этапе во время прослушивания/ просмотра были нацелены на развитие навыка сегментации речевого потока, внутреннего прого-варивания и последующего осмысления иноязычной речи. Первое задание в этой категории заключается в расстановке смысловых пауз и логических ударений в скрипте при прослушивании аудиозаписи. Другой вариант упражнения - это фиксация студентами во время прослушивания или просмотра видео ключевых слов и выражений, отражающих основную идею видео или аудиолекции. На следующем этапе студентам предлагалось воссоздать текст по выделенной опорной лексике. Надо отметить, что поскольку работа шла в рамках курса «Английский язык в сфере IT», в качестве такой опорной лексики в основном выступали термины. В качестве еще одного задания студентам предлагался список слов и словосочетаний, и они должны были определить, в каком контексте эта лексика употребляется в аудиозаписи.

На последнем этапе (после прослушивания) акцент делался на активизации языкового материала, представленного в аудиоматериале, и использовании лексических единиц, грамматических конструкций, а также фактической информации в монологической и диалогической речи.

Например, студентам предлагалось подготовить и выступить с презентацией по материалам видео или аудиолекции. Также широко использовались задания, где нужно было составить диалог на заданную тему (например: 'Discuss the

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

advantages and disadvantages of different types of network topologies').

Проведенная нами работа показала, что хорошо развитые навыки аудирования являются базой для эффективного формирования навыков говорения. Кроме того, умение анализировать языковой материал, предложенный в аудиоматериалах, помогает студентам самостоятельно обогащать свой словарный запас и развивать навыки устной речи.

Литература

1. Каптурова Е.С. Особенности формирования иноязычной аудитивной компетенции на старшем этапе обучения в языковом вузе. // Иностранные языки в высшей школе, Выпуск 4(19) 2011 г., С. 77-82

2. Абрамова И.Е., Шишмолина Е.П. Обучение аудированию студентов неязыковых специальностей. Электронный ресурс URL: https:// www.researchgate.net/publication/338385141_ OBUCENIE_AUDIROVANIU_STUDENTOV_ NEAZYKOVYH_SPECIALNOSTEJ (Дата обращения 14.08.2021)

3. Зайцева С.Е. Методика обучения аудированию. // Международный научный журнал «Инновационная наука», № 01-1/2017, С. 172-175

4. Каптурова Е.С. Аудирование как методический феномен. // Иностранные языки в высшей школе, Выпуск 1(12) 2010 г., С. 5-13

INTEGRATED APPROACH TO TEACHING STUDENTS OF TECHNOLOGICAL UNIVERSITY LISTENING AND SPEAKING SKILLS

Prokopchuk A.R., Gavrilova E.A., Rostomyan L.A.

MIREA - Russian Technological University

The article analyzes the connection between listening and speaking skills. The authors illustrate the way comprehensive development of these skills would contribute to forming students' ability to have an effective oral communication in English. The article provides a set of tasks, which are aimed at training listening skills and at the same time use audio material as the basis for further development of students' speaking skills and vocabulary enrichment. It should be noted that exercises based on the audio material allow developing both monologue and dialogue skills. The authors emphasize that the majority of technical students show lack of listening skills, which makes it vital to pay special attention to this language skill. Besides, the article provides an analysis of the mechanisms required for the perception and comprehension of audio content, which is an indispensable component of the effective oral communication. The authors show how step-by-step activities based on audio material can be used to ensure the integrated development of comprehension, memorizing and language forecasting skills, which are necessary to guarantee the successful outcome of oral communication.

Keywords: listening and speaking skills, monologue, dialogue, authentic lectures, oral communication.

References

1. Kapturova E.S. Peculiarities of teaching aural comprehension in an advanced tertiary EFL class. // Foreign Languages in Tertiary Education, Issue 4 (19) 2011, P. 77-82

2. Abramova I.E., Shishmolina E.P. Teaching listening comprehension to non-linguistic students. [electronic resource] / URL: https://www.researchgate.net/publication/338385141_OBUCE-NIE_AUDIROVANIU_STUDENTOV_NEAZYKOVYH_SPECIAL-NOSTEJ (accessed on 14.08.2021).

3. Zaitseva S. E. Methods of teaching listening skills. // International scientific journal "Innovation science", № 01-1/2017, P. 172175

4. Kapturova E.S. Listening as a methodical phenomenon // Foreign Languages in Tertiary Education, Issue 1 (12) 2010, P. 5-13

о с

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.