Научная статья на тему 'Система обслуживания запросов акционеров'

Система обслуживания запросов акционеров Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
54
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПРОС КЛИЕНТА / СИСТЕМА ВЕДЕНИЯ РЕЕСТРОВ / СИСТЕМА ОПОВЕЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Ярчук В.Ф.

В статье рассматривается подход к организации удаленного доступа к данным системы ведения реестров со стороны эмитентов и крупных акционеров по сети передачи данных общего пользования (Интернет) с применением криптографических средств аутентификации пользователя и шифрования сетевого трафика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Ярчук В.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система обслуживания запросов акционеров»

СИСТЕМА ОБСЛУЖИВАНИЯ ЗАПРОСОВ АКЦИОНЕРОВ

© Ярчук В.Ф.*

ЗАО «Ведение реестров компаний», г. Екатеринбург

В статье рассматривается подход к организации удаленного доступа к данным системы ведения реестров со стороны эмитентов и крупных акционеров по сети передачи данных общего пользования (Интернет) с применением криптографических средств аутентификации пользователя и шифрования сетевого трафика.

Ключевые слова запрос клиента, система ведения реестров, система оповещения.

Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг представляет собой сбор, фиксацию, обработку, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг.

Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг имеют право заниматься только юридические лица - специализированный регистратор. Под системой ведения реестра владельцев ценных бумаг понимается совокупность данных, зафиксированных на бумажном носителе и/или с использованием электронной базы данных, обеспечивающая идентификацию зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг номинальных держателей и владельцев ценных бумаг и учет их прав в отношении ценных бумаг, зарегистрированных на их имя, позволяющая получать и направлять информацию указанным лицам и составлять реестр владельцев ценных бумаг.

Реестр владельцев ценных бумаг - это часть системы ведения реестра, представляющая собой список зарегистрированных владельцев с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им именных ценных бумаг, составленный по состоянию на любую установленную дату и позволяющий идентифицировать этих владельцев, количество и категорию принадлежащих им ценных бумаг.

К числу основных внешних субъектов, взаимодействие с которыми существенно влияет на требования, предъявляемые к корпоративной информационной системе, относятся:

- Клиенты регистратора - эмитенты, с которыми заключен договор на ведение реестра;

- Зарегистрированные лица - акционеры.

Информационная система удаленного доступа (ИСУД) предназначена обеспечить эмитентам регистратора и акционерам удаленный оперативный доступ к информации из реестра.

Кандидат технических наук, доцент.

196 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Основные функции ИСУД:

- Просмотр информации об эмитенте;

- Просмотр информации о зарегистрированном лице;

- Просмотр информации о состояниях лицевых счетов зарегистрированных лиц;

- Прием и обработка запросов клиентов.

Пользователь обращается к ИСУД с помощью Интернет-браузера. Аутентификация пользователя происходит с использованием сертификатов. Пользовательский сертификат хранится на электронном ключе с интерфейсом USB eToken.

Компьютер пользователя и сервер приложения взаимодействуют друг с другом с использованием защищенного транспортного протокола Transport Layer Security (TLS) с двухсторонней аутентификацией.

Web-страница с главным меню системы содержит следующие основные пункты:

- Реестр - просмотр данных реестра в объеме, предусмотренном правами доступа пользователя системы;

- Запросы - подготовка запросов к системе ведения реестров в соответствии с предоставляемыми шаблонами запросов и получение ответов на запросы.

Раздел меню Реестр предназначен для просмотра списка зарегистрированных лиц, состояния их лицевых счетов, информации об эмитенте, он включает в себя следующие пункты подменю:

Поиск ЗЛ может осуществляться по одному или нескольким реквизитам анкеты зарегистрированного лица.

Для просмотра анкеты выбранного зарегистрированного лица на форме необходимо нажать кнопку Карточка.

Для просмотра состояния лицевых счетов текущего зарегистрированного лица необходимо нажать кнопку Счета.

Система дополнена функцией подготовки и обработки запросов, которая реализована через обращение к пункту меню «Запросы». При выборе задачи «Запросы» отображается перечень шаблонов для запросов и распоряжений:

- «Анкета эмитента» - для подготовки распоряжения на корректировку анкеты эмитента;

- «Анкета ЮЛ» - для подготовки распоряжения на корректировку анкеты юридического лица;

- «Анкета ФЛ» - для подготовки распоряжения на корректировку анкеты физического лица;

- «Запрос на выдачу выписки» - для подготовки запроса на выдачу выписки по лицевому счету акционера;

Информационно-коммуникационные технологии в управлении предприятием

197

- «Запрос на выдачу справки об операциях» - для подготовки запроса на выдачу справки об операциях, выполненных с участием лицевого счета акционера;

- «Запрос на выдачу уведомления об операции» - для подготовки запроса на выдачу уведомления об операции;

- «Запрос эмитента на выдачу информации» - для подготовки запроса эмитента на выдачу информации из реестра.

Также имеется пункт «Перечень подготовленных запросов».

При выборе одного из перечисленных запросов появляется соответствующая форма запроса (распоряжения). Ввод запроса включает указание входящих документов, которые являются основанием для приема данного запроса на обработку системой ведения реестров. Наименование входящего документа может быть выбрано из справочника типов входящих документов и, при необходимости, отредактировано пользователем.

Для каждого входящего документа может быть добавлен скан-образ документа, который берется из файла, указанного в поле «Выбор файла».

Реквизиты почтового адреса и адреса местоположения вводятся с использованием справочников стран и регионов.

При заполнении формы запроса или распоряжения выбор зарегистрированного лица может быть выполнен через идентификацию его анкеты из реестра путем заполнения начальной подстроки полного наименования и нажатия кнопки идентификации. Выбор зарегистрированного лица ограничен конкретными счетами (анкетами) зарегистрированного лица, которые доступны клиенту ИСУД в данном реестре. Доступность устанавливается через привязку к учетной записи клиента ИСУД номеров лицевых счетов данного реестра.

Сохранение записи запроса сопровождается проверкой перечня назначенных номеров входящих документов. Если назначенный номер документа уже был занят за время заполнения данных запроса на карточке, то номера входящих переназначаются и выдается сообщение клиенту ИСУД о выполненном переназначении номеров входящих документов сохраненного запроса.

Запрос эмитента на выдачу информации из реестра доступен для учетных записей представителей эмитента. Категория пользователя задается в таблице учетных записей пользователей системы ведения реестров.

Подготовленные запросы и распоряжения сохраняются в специальном буфере ИСУД. В буфере ИСУД состояние запроса идентифицируется с момента его создания до момента получения результата:

- 0 - запрос подготовлен и ждет приема ответственным сотрудником регистратора;

- 1 - запрос принят на обработку ответственным сотрудником регистратора (в систему ведения реестров приняты записи входящих документов и записи запроса;

198 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

-2 - запрос исполнен регистратором, если для всех входящих документов категории «Документ (основание для провед. операции)» и «Запрос» данного запроса появилась дата исполнения входящего документа.

Изменение состояния запросов (распоряжений) производится путем регулярного запуска специальной процедуры проверки, которая обрабатывает записи запросов и распоряжений буфера ИСУД, имеющих состояние = (0,1).

Ответственный сотрудник регистратора узнает о наличии новых запросов клиентов ИСУД посредством системы оповещения сотрудников регистратора, которая отслеживает появление в буфере ИСУД новых, еще не обработанных записей запросов и распоряжений клиентов ИСУД. С момента получения данного оповещения ответственный сотрудник регистратора может приступить к выполнению функции системы ведения реестров «Принять запросы клиента ИСУД».

Процесс обработки запросов и распоряжений клиента ИСУД в системе ведения реестров включает следующие действия:

- Производится генерация записи входящего акта и записей входящих актированных документов, а также записей распоряжений в буфере распоряжений системы ведения реестров. Категория и тип входящих документов определяется типом запроса и наименованием входящего документа в буфере ИСУД. Тип документа, в свою очередь, определяет срок исполнения входящего документа;

- Производится генерация PDF-файла в шаблоне запроса данного типа и сгенерированный PDF-файл подписывается ЭЦП клиента ИСУД. Сохранение подписанного PDF-файла производится в папке файлов-запросов;

- Формируется отчет о принятых запросах клиентов с колонками:

• наименование эмитента;

• порядковый номер запроса / распоряжения;

• наименование клиента ИСУД;

• номера входящих документов;

• наименование входящих документов;

• сроки исполнения входящих документов.

- При исполнении сотрудником регистратора распоряжений клиента ИСУД типа «Распоряжение на выдачу выписки», «Распоряжение на выдачу справки об операциях», «Распоряжение на выдачу уведомления об операции» результат дополнительно формируется в файле формата PDF, подписывается ЭЦП уполномоченного лица регистратора и сохраняется в записи входящего документа.

При обращении клиента ИСУД на web-форме к пункту меню «Перечень подготовленных запросов» отображается грид со списком записей распоря-

Информационно-коммуникационные технологии в управлении предприятием

199

жений и запросов и двумя вкладками «Активные» и «Архивные». Грид содержит следующие колонки:

- Чек-бокс для выделения записи при подготовке переноса на вкладку «Архивные» («Активные»);

- Наименование эмитента;

- Порядковый номер записи;

- Состояние запроса (распоряжения);

- Тип запроса (распоряжения);

- Номер входящего документа данного запроса (распоряжения);

- Наименование входящего документа данного запроса (распоряжения).

Состояние запроса (распоряжения) отображается значениями «Подготовлен», «Принят на обработку», «Обработан».

С текущей записи запроса (распоряжения) предусмотрена возможность перехода на просмотр карточки запроса (распоряжения) а также на список входящих документов текущего запроса (распоряжения).

Для обработанных запросов на выдачу выписки, справки, уведомления, а также запроса эмитента на выдачу информации из реестра предусмотрена печать указанных документов в формате PDF.

Реализована функция перемещения записей грида между вкладками «Активные» и «Архивные».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.