УДК 756.09
С.С. Досанова
Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова
Казахстан
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Автор рассматривает модернизацию образования высшей школы в условиях глобальной интеграции.
Ключевые слова: модернизация, высшая школа, глобальная интеграция.
Модернизация высшей школы предполагает повышение научного уровня образования в целом, усиление его творческой компоненты, всей научной инновационной инфраструктуры высшей школы. Модернизация образования должна иметь в качестве цели интеграцию высшего образования и науки, что, в свою очередь, предполагает обновление содержания структуры подготовки специалистов с учетом потребностей и задач развития производительных сил страны в целом.
Основными и актуальными на сегодняшний день считаются следующие направления реформирования современного профессионального образования:
Демократизация системы образования, которая предполагает ликвидацию монополии государства на образование; децентрализацию и автономию управления; участие общественности как в управлении образованием, так и непосредственно в деятельности образовательных учреждений; самостоятельность образовательных учреждений в выборе целей, содержания и методов работы; право педагогов на творчество, свободу выбора методов обучения и воспитания; право учащихся на выбор образовательного учреждения и профиля образования, на обучение в негосударственных учебных заведениях, на ускоренное обучение и обучение по индивидуальным учебным планам.
Таким образом, демократизация системы образования проникает в само содержание образования, все больше ориентирующееся на реализацию прав человека, приобщение его к общечеловеческим ценностям.
Фундаментализация образования. Усилившаяся фундаментализация содержания программ высшего образования повлекла за собой существенное сокращение номенклатуры специальностей, а также стала основой преобразования институтов в университеты. В новых условиях система образования должна быть ориентирована на фундаментальную подготовку студентов, так как профессиональный универсализм, а не узкая специализация определяет возможность быстро усваивать новые требования, приобретать навыки и выполнять различные функции. Это связано с тем, что профессиональное будущее студентов достаточно неопределенно и их востребованность быстро меняется в условиях модернизации общества. Многократная смена деятельности требует совмещения профессий и даже отказа от узкой специализации. Мощная общая подготовка дает приспособиться к любому виду деятельности.
Диверсификация высшего профессионального образования проявляется в разностороннем изменении и развитии структурно-функциональных систем, перечня направлений, номенклатуры специальностей и уровней подготовки кадров, расширении базовых образовательных программ, систем, форм и технологий обучения, обеспечивающих изменение видов, характера и содержания образовательных услуг, оказываемых в целях удовлетворения потребностей и запросов личности в образовании, изменении объемов и механизмов формирования финансовых средств высших учебных заведений.
Данное направление обеспечивается введением новых направлений обучения, курсов и дисциплин, созданием междисциплинарных программ, изменением процедуры отбора обучающихся, методов и приемов обучения. Диверсификация делает систему наиболее гибкой, способной к быстрым структурным изменениям, создает благоприятные условия для стаби-
лизационной и инновационной активности.
Следующей тенденцией, заявившей о себе в последнее время, становится глобализация, проявляющаяся в осознании идеи единства человечества, мирном сосуществовании человечества и природы и возникновении глобального информационного пространства, не знающего национальных и региональных границ. Для одних глобализация - нейтральное описание постоянно развивающейся действительности, указывающее на поток идей, капиталов, людей и товаров во всем мире в контексте снижающейся роли национальных границ. Для других -гегемония капиталистической системы, доминирование богатых государств и корпораций над бедными, утрата национальной детерминированности и своей культуры.
Предлагаем склониться к поддержке мнения тех авторов, которые под глобальным предлагают понимать симбиоз «глобального воспитания», целью которого является способствование укреплению взаимопонимания, доверия между людьми разных государств и их сотрудничества, преодолению различных стереотипов, в частности, негативных представлений о народах других стран; во-вторых, развития у учащихся «глобального сознания» и «глобального интегративного мышления», что означает формирование у молодежи осознания ответственности за судьбу всей планеты, знаний истории и культуры не только своей страны и региона, но и ознакомление с развитием и образом жизни других стран.
Глобальное образование ориентируется:
- на актуализацию человека, его прав, свободы и идеалов, на условия существования и нормы взаимодействия в сообществе;
- преодоление сохраняющегося у молодежи нигилизма и неверия, снижения интереса к образованию;
-поиски наиболее эффективных методик и технологий отбора и трансляции знаний в условиях информационной революции, стремительного накопления, старения и обновления знаний, резкого сокращения сроков внедрения в образовательную практику новейших достижений науки и техники;
- освоение качественно нового этапа ликвидации неграмотности, поскольку изменение критериев грамотности: требование, кроме умения читать и писать, еще понимать - привело к резкому возрастанию во всех странах мира числа функционально неграмотных;
- создание эффективно действующей системы непрерывного образования как одного из условий полноценного использования рабочей силы.
Мир, сохраняя всю гамму красок национального, становится все более единым и взаимозависимым. Можно и нужно спорить по поводу удачности самого определения «глобальное образование», но продолжать спорить о необходимости максимально полного учета в современной педагогической теории и практике взрывного динамизма мировых общественно-экономических процессов, непрерывно растущей взаимозависимости отдельных стран и народов, все более тесного взаимопроникновения культур, а также потребности готовить человека к жизни в условиях глобальных кризисов - не просто бессмысленно, но и вредно [1, с. 174]
Целью глобального образования является преодоление:
- разделения мира на противоборствующие группировки, а также социальных, национальных и иных антагонизмов, приводящих к вооруженным конфликтам в различных регионах;
- разлада между человеком и природой, грозящего экологической катастрофой;
- расщепленности человеческого сознания и души.
Подобные цели предполагают интегративное обучение, основанное на центральных проблемах выживания человека и сотрудничества различных сообществ и членов одного сообщества, а также развития цивилизации как совокупности частных культур. Глобальное образование ничего не подменяет и ничего не вытесняет из достигнутого в отечественной и мировой педагогике. Оно вовсе не идеал, а лишь один из возможных вариантов подготовки человека к жизни в современных условиях. Можно утверждать, что оно выступает как объективно необходимое дополнение к любому хорошему образованию.
Принципы глобального образования:
- педоцентризм (ориентация на развитие личности ребенка);
- непрерывность;
- активизация познавательной деятельности;
- поиск эффективных технологий;
- целостность;
- достоверность;
- когерентность (органическое единство);
- интегративность.
Глобализация и интеграция образования неприемлемы без гуманизации, что доказывается происходящими в обществе процессами снижения духовности, распространением негативных явлений среди молодежи. Человек должен быть и жить в гармонии с окружающим его миром и самим собой. Поэтому в процессе своего развития ему необходимо обрести верные нравственные, духовные и жизненные ориентиры, чтобы обрести прочную основу для своей дальнейшей жизнедеятельности. В этом главная цель гуманизации образования.
Наблюдавшийся в 90-х гг. XX в. кризис в образовании - это одно из состояний живого организма. Еще в Древней Греции под кризисом понималось завершение или перелом в ходе некоторого процесса, имеющего характер борьбы. В ходе своей эволюции любое общество неоднократно проходит динамический цикл «стабильность - кризис - новая стабильность».
Социокультурный кризис в современном обществе охватил все основные сферы социального бытия:
- политическую, где произошла потеря управляемости на всех уровнях и во всех звеньях функционирования государства, развились острые политические конфликты;
- экономическую, где сложились несоответствие наполненности рынка товарами и услугами и возможностью населения их приобрести, гиперинфляция доходов населения, постоянный рост цен, за которым не успевает повышаться заработная плата государственных служащих;
- структурно-производственную, где обнажился дефицит природных и трудовых ресурсов страны, занимающий определенную часть всей планеты, дефицит, обусловленный ресур-сопоглощающей структурой милитаризованного производства;
- собственно социальную, где произошла стремительная дезинтеграция социальных групп и институтов, утрата идентификации личности с прежними структурами, ценностями, нормами.
Все это означает общий кризис социальных отношений и привело к ослаблению семьи как социального института, занимавшего свои ведущие позиции в социализации индивидов.
В большинстве индустриальных стран мира действует система «рыночного» типа. Образование в данной системе понимается как сфера образовательных услуг для удовлетворения потребностей населения и производственных структур, ориентированная на личностный выбор в зависимости от индивидуальных целей, социальных притязаний и финансовых возможностей граждан. «Свободная» школа строит свои образовательные программы по «принципу супермаркета», в идеологии свободного выбора и здоровой конкуренции. Ее задача -адаптировать индивида к условиям наличного социума, его правовым и ценностным установкам, потребностям рынка профессий.
В развитых странах такая система образования строится на методологии экономического мышления, на основании двухвекового опыта капиталистического хозяйствования, в условиях производственно-ориентированной традиции образования и развитой системы его социальной защиты.
Система образования Республики Казахстан никогда не была только сферой производства, инструментом функциональной «обработки» человеческого ресурса. Она традиционно определялась идеей духовного воспитания гражданина.
Вместе с тем, наблюдаем, как внутри образовательной системы зреет гуманистическая парадигма образования, которая реализуется в моделях культуротворческого типа. Образовательная система культуротворческого типа - это система, принимающая социальный вызов и ориентированная на позитивное изменение культуры современного мира. Образование в этом случае не только потребляет и транслирует знание, но и генерирует способность к его воспроизводству в формах культурной практики.
Система рассматриваемого типа реализует потребность демократического общества в личности креативного типа, человека культуры, способного к свободному выбору собственного места в системе общественного производства и созидательному действованию в ней. Поэтому ее цель по отношению к субъектам образовательного процесса - становление и развитие личности педагога и воспитанника в структуре педагогического диалога.
Культуротворческая модель обеспечивает становление личности в пространстве культуры, преемственность духовно-практического опыта поколений, реализуя связь современного научного знания и общественной практики в ее различных социохозяйственных структурах.
Попытки организации образовательных учреждений культурообразующего типа на рубеже ХХ-ХХ1 вв. предпринимаются во многих странах мира, что свидетельствует о глобальном процессе становления новой парадигмы образования. Поэтому считается, что образование может эффективно выполнять функцию социализации членов общества как в рамках собственной культуры, так и в контексте складывающейся на наших глазах глобальной культурной модели.
Преемственность уровней и содержательная взаимосвязь средней и высшей школы, а также направлений высшего профессионального образования могут быть обеспечены именно общей гуманитарной программой, ориентированной на освоение культурного наследия.
Целью и логикой развития цивилизации является движение к информационному обществу. Как следствие этого, проблемы образования, его настоящего и будущего, приобретают особую актуальность, поскольку осознается, что для решения стоящих перед человечеством глобальных проблем необходима новая созидающая сила, источником которой является человеческий потенциал общества. Деятельность по увеличению этого потенциала приобретает приоритетное значение, а образование является важнейшей компонентой этой деятельности.
Изменение производственных технологий, переакцентировка на информационные технологии сами по себе не означают перехода к информационному обществу. Главной оказывается переориентация образования на самобытийность человека, на становление человека как субъекта культуры.
Библиографический список
1. Кукушкин, В.С. Общие основы педагогики / В.С. Кукушкин. - М. ; Ростов н/Д : МарТ, 2006. - 224 с.
© Досанова С.С., 2011
Автор статьи - Сая Сабировна Досанова, доктор педагогических наук, профессор, Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова, Казахстан.
Рецензенты: Н.М. Стукаленко, доктор педагогических наук, профессор; С.Т. Сенкубаев, кандидат педагогических наук, доцент, Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова, Казахстан.