№ 1 - 2007 г. 22.00.00 социологические науки
УДК 37.014.53
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ПОЛИЯЗЫЧИЯ В МИРЕ
Н.Е. Буланкина
НИПКиПРО (г. Новосибирск)
Полиязыковая ситуация в мире, в основании которой лежит полиязычие народов и многообразие культур, при определенном социально значимом и специально организованном педагогическом контексте становится важным механизмом гуманизации общественной жизни, человеческой культуры и образовательных систем в условиях глобализации.
Поскольку различные социальные системы вынуждены сотрудничать для решения общих, глобальных проблем, возникает потребность в выработке согласованных представлений о правах, достоинствах и свободе человека. Как известно, эти представления абстрактны (так как не должны приходить в противоречие со специфическими, культурными стандартами и стереотипами), но они достаточно реальны, чтобы на их основе вырабатывать нормы, включающие <человеческие измерения> в международное сотрудничество
Диапазон реальной свободы социально-профессионального и культурного самоопределения личности в соответствие с общенациональными интересами, индивидуальными способностями и потребностями - важнейший показатель уровня прогресса и гуманизма достигнутого данным обществом.
Ключевые слова: гуманизация, полиязычие, образовательное пространство
Полиязыковая ситуация в мире, в основании которой лежит полиязычие народов и многообразие культур, при определенном социально значимом и специально организованном педагогическом контексте становится важным механизмом гуманизации общественной жизни, человеческой культуры и образовательных систем в условиях глобализации [1]. Поскольку различные социальные системы вынуждены сотрудничать для решения общих, глобальных проблем, возникает потребность в выработке согласованных представлений о правах, достоинствах и свободе человека. Как известно, эти представления абстрактны (так как не должны приходить в противоречие со специфическими, культурными стандартами и стереотипами), но они достаточно реальны, чтобы на их основе вырабатывать нормы, включающие "человеческие измерения" в международное сотрудничество.
В данном контексте определение природы гуманизации через образовательные системы направлено на выявление способов нейтрализации явления дегуманизации в российском образовании. Диапазон реальной свободы социально-профессионального и культурного самоопределения личности в соответствие с общенациональными интересами, индивидуальными способностями и потребностями - важнейший показатель уровня прогресса и гуманизма достигнутого данным обществом. Формальное расширение возможностей и свободы самоопределения личности на основе утверждения в нашей стране господства рыночных отношений в действительности обернулось для подавляющего большинства населения необходимостью определять свой социальнопрофессиональный выбор, исходя не из интересов отечества и внутренних потребностей, а из диктата коньюнктуры на рынке труда. Преодоление этих негативных тенденций означает гуманизацию всех сфер общественной жизни, суть которой увеличение свободы каждой личности, полноты реализации ее творческого потенциала, и, особенно, расширения возможностей социального, профессионального и культурного самоопределения. Вопрос о критериях качественных результатов гуманизации системы образования весьма актуален, не прост, а потому требует философско-методологических и социально-педагогических исследований.
Философы постоянно ставили и решали вопрос о сущем и должном в отношениях между людьми, обращаясь к фундаментальным проблемам нравственности, апеллируя уже не столько к вере, сколько к разуму. Они могли при этом более или менее последовательно придерживаться гуманистических или антигуманистических принципов. Постановка человека в центр философской проблематики, провозглашение его блага и гармоничного развития высшей целью характерно для эпохи Возрождения, с которой связывают возникновение гуманизма как идейного течения, противоположного духу аскетизма средневековой христианской традиции. Ставя под сомнение нравственные императивы, основанные на традиции или слепой вере, творцы философских учений стремились логически доказать необходимость гуманизма. Однако, несмотря на известные достижения, эта задача в целом остается, по-видимому, неразрешимой. В этом проявляется ограниченность возможностей классической науки и необходимость использования неклассической парадигмы, учитывающей в научном познании нравственные ценности и рассматривающей человека в качестве элемента единого универсума.
Гуманизм - это направление мышления и деятельности, ориентированное на благо всех людей как высшую ценность и высший смысл жизни при безусловном уважении свободы каждой личности. Гуманитаризм - направление мышления и деятельности, ориентированное на всемерное освоение и использование гуманитарного знания в качестве средства гуманизации жизни. Причем оба эти понятия в современных условиях используются для обозначения противоположного технократизму как направлению мысли и деятельности, абсолютизирующему роль техники, материального производства, а также соответствующих наук и специалистов как фактора социального прогресса, при игнорировании или умалении ценностей духовной культуры и потребностей развития личности. Таким образом, гуманитаризация образования есть процесс насыщения гуманитарным знанием системы образования в целях гуманизации всей общественной жизни.
Глобализация - двусторонний процесс. Первая техническая сторона есть качественный скачок в развитии производительных сил, обусловленный научно-технической революцией - более всего ее информационной составляющей. Интеграция производственно-хозяйственной деятельности на государственно-национальном и мировом уровнях - естественное следствие, противодействие которому бессмысленно.
Вторая сторона - социально-экономическая и геополитическая, суть которой в вопросе: в чьих именно интересах используются глобализационные процессы. Ответ на него предельно прост: в интересах тех, кому принадлежат основные технические средства глобализации, то есть, крупнейшим транснациональным корпорациям. Геополитическая ситуация, от которой также зависит направленность этих процессов, сегодня характеризуется, к сожалению, однополярностью.
Глобализация стремится "захватывать" все сферы жизнедеятельности народов земного шара, включая их языковое пространство, которое в современном мире все чаще в той или иной мере является полиязычным. Полиязычие - прогрессивный феномен, поскольку способствует взаимопониманию и сотрудничеству народов, и поскольку способствует обогащению и развитию родных языков, повышению общей культуры человека. Выдающиеся деятели науки, образования и культуры, как свидетельствует история, обычно не ограничивались знанием родного языка. Широкое и богатое полиязыковое пространство есть одно из проявлений жизненных сил народа, его творческого потенциала. Однако глобализаторы стремятся полиязычие каждой страны использовать в целях подавления и разрушения национального самосознания, самобытной культуры, и насаждения языковых вульгаризмов. Борьба за чистоту родного языка и полиязыкового образовательного пространства - важное и необходимое условие национального возрождения русского народа и стабильного развития российского образования в целом.
Возрождение гуманистической традиции в современном образовании обусловлено развитием всего общества в целом. Человек накопил огромное количество знаний, но еще Гераклит утверждал, что "многознание не научает уму". Более того, в последнее время специалисты отмечают все более усиливающуюся диспропорцию между ростом потока частных знаний и способностью человека собрать все это в единую картину мира. Потребность в интегративном мышлении на данном этапе развития общества становится все более актуальной, она проявляется в тесной интеграции естественнонаучного и гуманитарного подходов к познанию объективного мира.
Преодоление дегуманизации системы образования и перевод ее из режима "выживания" в режим стабилизации, в основе которой развитие личности, "инноватика" во имя человека, возможны при условии изменения социально-экономического и политического курса государства в области образования.
Существенное различие понятий гуманитарного и гуманистического становится особенно очевидным, если учесть, что образование и, особенно гуманитарные дисциплины, могут быть наполнены антигуманистическим содержанием, и вообще могут быть пронизаны духом насилия и жестокости, как это бывает при фашистских режимах. Поэтому гуманитаризация образования может использоваться и в антигуманных целях - для разрушения нравственных ценностей, исторической памяти народов, национального самосознания.
В ходе социально-философского анализа проблемы гуманизации полиязыкового образовательного пространства [2] автору статьи удалось определить сущность и специфику гуманитарного начала в устоявшемся современном словоупотреблении. Во-первых, оно связано с определенным классом наук, называемых социогуманитарными. Во-вторых, общим основанием для отнесения той или иной дисциплины к классу гуманитарных служит то, что объектом её является изучение тех или иных сторон социальной формы движения.
Согласно авторской социально-философской концепции гуманизация полиязыкового образовательного пространства (ПЯ-ОП) рассматривается в качестве эффективного способа воспроизводства полиязыковой культуры через социально значимые образовательные практики. При этом гуманизация полиязыкового образовательного пространства как системное основание развертывания информационно-образовательных, знаково-символических, ценностных модусов культуры выступает в целях социального регулирования и прогноза развития человеческих ресурсов России.
В рамках этой концепции ведущим критерием эффективности гуманизации ПЯ-ОП становится культурное самоопределение (КС) личности в образовательном пространстве, исследованное автором в нескольких аспектах. КС как процесс приобщения человека к языкам культуры отражается в его индивидуальной полиязыковой культуре. КС как ведущий критерий повышения эффективности системы образования проявляется в интеграции элементов полиязыкового образовательного пространства, в сформированности индивидуальной полиязыковой культуры (от созидающего, адаптивного до интегративного уровня), в продуктивном гармоничном взаимодействии субъектов образовательного процесса. КС как важнейшее проявление национального самосознания, социальной идентичности обусловливает профессиональный выбор сфер приложения жизненных сил человека. Широта и уровень полиязыковой культуры существенно влияют на разносторонность развития жизненных сил человека, обеспечивая возможности профессионального и социального самоопределения, адаптации, повышения творческого потенциала в процессе общения. При предложенном подходе человек -высшая самоценность - находится в центре гуманистически ориентированного поликультурного образования [3].
Резюмируя изложенное, отметим, что общество живет и развивается так, как оно учится. И учится так, как оно хочет жить. Эта взаимозависимость очевидна, так как именно общество определяет главную цель образования, то есть конечный результат процесса образования - Человек; кроме того, социальный заказ определяет те задачи, которые должна выполнять школа как основное звено всей системы образования. Более того, полноценное понимание родной культуры невозможно без знакомства с культурой и языком других стран, так как, <изучая язык того или иного народа, мы изучаем исторически сложившуюся у него систему понятий, сквозь которые он воспринимает действительность. Изучая эту систему и сознательно сравнивая ее с собственной, мы лучше постигаем последнюю> (Л.В. Щерба).
В связи с этим, вслед за И.И. Мечниковым повторим: <Человек благодаря своей культуре в состоянии подготовить себе счастливое существование и бесстрашный конец>, так как культура - это тот идеал, который выполняет системообразующую роль.
Список литературы
1. Буланкина Н.Е. Полиязыковое информационно-образовательное пространство. Методология. Проблемы. Технология / Н.Е. Буланкина // Новосибирск: СО РАН, 1999.
2. Буланкина Н.Е. Методологические основы гуманизации полиязыкового образовательного пространства / Н.Е. Буланкина // Новосибирск: ИРОС РАО, 2004.
3. Буланкина Н.Е. Проблема эффективного культурного самоопределения личности в полиязыковом образовательном пространстве / Н.Е. Буланкина // Москва: Изд-во АПКиПРО, 2002/