Научная статья на тему 'СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ'

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1729
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Область наук
Ключевые слова
МЕДРЕСЕ / УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / МЕЧЕТЬ / АРАБСКИЙ ЯЗЫК / ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛА / MADRASAH / EDUCATIONAL INSTITUTION / MOSQUE / ARABIC LANGUAGE / EDUCATION / SCHOOL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Оразбердиев Азат Какаджанович, Батчаева Мария Касымовна

Реформы системы образования в первый период становления Османской империи были достаточно актуальны, так как западная культура подняла образовательные учреждения на новый этап развития, особенно со времен Танзимата. Особого внимания требовало развитие технических наук. Классические учебные заведения, свойственные Османской империи, продолжали свою деятельность, но, тем не менее, не все учебные заведения достаточно удовлетворяли меняющимся потребностям общества. Реформа образовательных учреждений Османской империи привела к замене их современными учебными заведениями, в том числе и религиозными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ»

Туркменское население Енишехира (Бурсак) обосновалось в 1301 году в западных приграничных землях, против города Изник, который расположен на востоке от Изник-Голю. Осман-бей сделал Енишехир центром бейлика. Согласно дате, когда историк Мехмет Несри взял перо в 1500-х годах, первую проповедь от имени Осман-бея произнес Караманлы Дурсун Факих, один из последователей Шейха Эдебали, в мечети в Караджахисаре, которая была преобразована из церкви.

Византийский император Андроник II понимал опасность для Палеолога и империи со стороны туркменских племен. В 1302 году основная византийская армия под командованием Михаила, который был соправителем, потерпела поражение от туркменской армии в Мендерес, расположенном недалеко от современного города Герменчик. Сам византийский полководец едва избежал пленения. Спустя несколько недель, 17 июля 1302 года, смешанное туркменское пехотное и кавалерийское подразделение численностью 5000 человек под командованием Осман-бея быстро высадилось и атаковало Ялакдову. Это была, по сути, ожесточенная борьба за удержание позиций. Местные и главные военные подразделения Византии не обладали большой силой и тактикой. Вместо того чтобы собираться и контратаковать, они в панике и беспорядочно отступали. Такое поведение противника на месте сражения дало Осман-бею возможность выиграть его.

В результате своих завоеваний, Осман-бей назвал земли своих близких родственников и товарищей по оружию «дирликом» в соответствии с традициями рода «огузов». Эскишехир был отдан брату Гюндуз-бею, Караджахисар сыну Орхану Бею, Ярхисар воину Хасану, а Инегель Тургуту.

Литература:

1.Браун Ф. Путешествия Ивана Шильберга по Европе, Азии и Африке с 1394 по 1427 г. / Ф. Браун. -Ташкент: Шарк, 1997. - 236.

2.Еремеев Д.Е. Этногенез турок (происхождение и основные этапы этнической истории) / Д.Е. Еремеев. - Москва: Наука, 1971. - 274 с.

3.Кёпрюлю М. Ф. Происхождение Османской империи / М. Ф. Кёпрюлю. - Ankara: Kitab-i cihah-niima, Nesri tarihi., 1941. - 149 с.

4.Новичев А.Д. История Турции / А.Д. Новичев // Эпоха феодализма (XI-XVIII вв.) / А.Д. Новичев. В 4-х томах. Том 1. - Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1963. - 314 с.

5.Оразбердиев А. К. Роль Османа Гази в основании и развитии Османской империи / А.К. Оразбердиев // Молодежь. Наука. Образование. Материалы республиканской научной студенческой сессии (Карачаевск, ноябрь 2020 г.). - Карачаевск: КЧГУ, 2020. - 288 с.

6.Тверитинова А. С. Фальсификация истории средневековой Турции в кемалистской историографии / А.С. Тверитинова. Том 7 (32). - Турция, издание: Византийский Временник, 1953. - 344 с.

7.Шамсутдинов А. К вопросу об организации Османского княжества / А. К. Шамсутдинов. - Тр.: ИВАН, 1947, № 5. - 152 с.

УДК-94(47)

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

Оразбердиев Азат Какаджанович

студент 4 курса ИФ Научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент Батчаева Мария Касымовна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск, Россия

Аннотация. Реформы системы образования в первый период становления Османской империи были достаточно актуальны, так как западная культура подняла образовательные учреждения на новый этап развития, особенно со времен Танзимата. Особого внимания требовало развитие технических наук. Классические учебные заведения, свойственные Османской империи, продолжали свою деятельность, но, тем не менее, не все учебные заведения достаточно удовлетворяли меняющимся потребностям общества. Реформа образовательных учреждений Османской империи привела к замене их современными учебными заведениями, в том числе и религиозными.

Annotation. Reforms of the education system in the first period of the formation of the Ottoman Empire were quite relevant, as Western culture raised educational institutions to a new stage of development, especially since the time of Tanzimat. The development of technical sciences required special attention. The classical educational institutions peculiar to the Ottoman Empire continued their activities, but, nevertheless, not all educational institutions sufficiently met the changing needs of society. The reform of educational institutions of the Ottoman Empire led to their replacement by modern educational institutions, including religious ones.

Keywords: madrasah, educational institution, mosque, Arabic language, education, school.

Ключевые слова: медресе, учебное заведение, мечеть, арабский язык, образование, школа.

Медресе считаются первыми учебными заведениями в истории мировой цивилизации, которые включали в свое содержание систематическое образование. Термин «медресе» происходит от арабского корня «де-ре-се»; Это означает «место, где проходят уроки». В Османской империи, помимо мечетей и в медресе обучали религиозным знаниям.

Медресе были главными учебными учреждениями, где образование давалось независимо от того образования, которое получали в стенах мечетей. В исторических документах говорится, что первые медресе были основаны в девятом и десятом веках. Однако есть сведения, что первое медресе начало свою образовательную деятельность в городе Нишапур провинции Равази Хорасан в 11 веке [1].

Одним из первых образцов образовательных медресе является «Медресе Низамие», которое было основано в 1057 году великим сельджукским визирем Низаму'и-Мюльком в Багдаде. Сеть «Медресе Низамие» были важнейшими образовательными учреждениями в Великих Сельджуках и Османской империи, основанные после того, как турки приняли ислам. Многочисленные «Медресе Низамие», созданные в разных городах, стали первопроходцами в подготовке ученых и квалифицированных государственных деятелей. Исследователь Еремеев Д.Е. в своей работе «История Турции в средние века и новое время» также отмечает, что до основания «Медресе Семание» в Стамбуле в 1470 году важнейшим учебным заведением было «Медресе Низамие» [2].

Отметим, что «Медресе» - наследие Великого государства Сельджуков, продолжали ту же функцию и в Османской империи. Самое большое османское медресе было основано в мечети Фатих, которую Султан Мехмед построил в свою честь. Комплекс, строительство которого начали в 1463 году, завершили в 1470 году. Вокруг этой мечети были школы и восемь медресе. Были также объекты, такие как библиотека и бесплатная кухня. Это здание, представляющее собой большой социальный комплекс, сначала называлось «Медариси Семание», позже его название было изменено на «Sahn-i Seman». Эти высококлассные медресе (восемь), известные как специализированные медресе, расположены по четыре с каждой стороны мечети [3].

Другой период развития медресе был во время правления султана Сулеймана. В это время было основано «Медресе Сулеймание». Это была та эпоха, когда медресе достигли своего высшего уровня развития, они были организованы по «двенадцатиступенчатой» системе от малых классов до старших классов.

«Медресе Дарюш» готовил медицинских специалистов для нужд армии. Сеть образовательных учреждений «Дарюш» включала в себя четыре медресе по обучению лечению и риязияту. «Медресе Сулеймание» стало учреждением, которое готовило квалифицированных специалистов в областях отличных от религиозных.

Медресе - самые важные учебные заведения того периода, которые были построены вокруг мечетей, имели место проживания для студентов и включали такие постройки как турецкая баня, библиотека и бесплатная столовая.

Отметим, что Османские медресе имели два направления. «Sahn-i Seman», основанное султаном Мехметом, специализировалось на преподавании теологии, права и литературы. «Сулеймание», основанное Сулейманом Великолепным, было известно в области медицины и науки, т.е. имевшие научное направление. В этих двух типах медресе обучались судьи, профессора, муфтии, врачи, архитекторы и инженеры. Такое учреждение, как «Daru'l-Hadith», которое обеспечивало обучение на основе хадисов, и «Daru'I-Kurra», которое предоставляло ориентированное на Коран образование и обучало служителей мечетей, входили в образовательные учреждения в этих медресе.

Учителя медресе имели титулы, как профессор, мулазим, мухадди, мулла, факкаха, алламе, кари и факих. С другой стороны, студенты классифицировались по таким категориям как сухте (софта), данишменд и муид. Воспитанники медресе получали деньги на карманные расходы. Аспиранты назначались на должность профессора. Высшим органом управления медресе был шейхульислам. В управлении также могли принимать участие профессора с присвоенным шейхом аль-исламом званием «лекторы».

Обучение в медресе заканчивалось экзаменом для получения лицензии, тех, кто закончил образование, называли «муджазом». Проведение экзаменов или допуск на них было правом, принадлежащим профессорам, называемым «муджиз». Диплом, который получали ученики медресе, назывался «иказетнаме».

В Османской империи медресе «Сулеймание» достигли высочайшего уровня в таких областях, как религия, право, наука и познание. Однако в медресе не уделяли достаточного места экспериментам, наблюдениям и естественным наукам, хотя, немного позже было больше сосредоточения внимания на религиозные науки, чем на естественные и точные.

Начальные школы - это учреждения, в которых образование давалось на уровне начального образования в османской системе образования. Они также были известны как «территориальные школы». Школы также были открыты в больших мечетях или комплексах, построенных правителями и визирями Османской империи. Например, Мехмед II. построил школы под названиями «Дарют-Илим», «Дару'с-Сибян», «Муаллинхане», «Мектефане», «Таш Мектеп» и «Махалле Мектеби» в мечети и в комплексе, которые он построил в свою честь. В этих школах обучались дети 5-6 лет, которые назвались «Саби» -«малолетний». По возрасту детей они определялись как начальные школы [4].

«Мектеп» - это термин, образованный от арабского корня «ке-те-бе». Это означает «место, где учат письму». Поскольку в исламе дети должны изучать Коран, школы обычно называли «местом, где изучают

Коран». В мечети, которую построил Баязид, была записана его фраза: «они будут учиться, чтобы преподавать Коран в школах, и он будет распространяться». Начальные школы были созданы с целью обучения детей Корану. Этой цели также придерживались в начальных школах, построенных и после Беязида.

Помимо Корана в начальных школах проводились уроки таджвида и катехизиса. Есть даже сведения, о том, что также обучали письму. Уроки письма давались в начальной школе, построенной матерью Махмуда I и Абдулхамида I в 1781 году. Однако эти курсы не распространялись на другие начальные школы.

Таким образом, начальные школы - это школы, в которых не было формального регулирования учебным процессом или учебной программой. Сейхулисамы и муфтии несли ответственность за управление этими школами. Дети в возрасте от 4 до 5 лет были инициированы в начальные школы под названием «аминное шествие», организованные семьями. В этих школах детям сначала выдали книгу с арабским алфавитом. Кроме того, объяснялись принципы чтения Священного Корана. Также предусматривалась некоторая базовая подготовка. В начальных школах учителя, помощники учителей, подмастерья, а также так называемые халифы, обучали детей, опираясь на систему обучения в медресе. В таких школах приоритетным было механическое запоминание, у них не было определенного периода обучения. Мальчики и девочки получали общее или раздельное обучение.

Образование считалось завершенным при условии прочтения Коран до конца. Проверку знаний обычно проводил имам мечети, получивший образование в медресе, муэдзин, или те, которые умели читать трактаты, такие как Коран и Субха-и Сибиан и Тухфе-и Вехби [5].

В таких школах детям давали образование, связанное с сурами Корана, хадисами, арабской грамматикой. Детям прививали такие ценности, как уважение, любовь к ближнему и религиозная мораль.

На этом реформа образования не завершилась. Позже появились дворцовые школы - это были образовательные учреждения, в которых воспитывались дети, впоследствии которые переходили на службу во дворец султана. Воспитанники дворцовых школ состояли на службе у султана, семьи султана и проживающих во дворце. В этих школах обучались офицеры, слуги, солдаты и верные государственные деятели. Кроме того, в них обучались актеры и музыканты, принимавшие участие в дворцовых развлечениях.

Школа «Эндерун» - самая известная школа среди дворцовых школ. Это было официальное учебное заведение, помимо медресе, в Османской империи во время правления Мурада II. Она также получила дальнейшее развитие в период правления Мехмета.

Как правило, в «Эндеруне» обучались гражданские и военные руководители. Студенты, обучающиеся в этих школах, подвергались тщательному отбору. Дети Девширме проходили подготовительное обучение до поступления в «Эндерун». Им давали различные уроки и тренировали во дворцах Эдирне, Галатасарая и Ибрагима Паши, и в первое время их называли «мальчиками-новичками». Новички после подготовительного периода распределялись по воинским частям. Талантливые из них поступали в школы Эндеруна для получения высшего образования.

Отметим, что основным принципом школ «Эндеруна» была дисциплина. Обучение в этих школах занимало 14 лет. Уроки вели известные профессора и квалифицированный дворцовый персонал. Также приглашались иностранные учителя и наставники. Студенты получали образование, проживая в определенных зданиях и соблюдая распорядок. Кроме того, им выплачивали определенную сумму денег ежемесячно, с первого года обучения.

Вторая по значимости школа среди дворцовых школ была школа «Шехзадеган». Эта школа была рассчитана на то, чтобы дать начальное образование детям знати. Программа обучения была такая же, как и в начальных школах. Воспитание детей богатой знати начиналось в раннем возрасте. Получив образование, они управляли санчаками под руководством Лалы.

Третьи тип дворцовых школ - школа «Мешхане». Здесь талантливых мальчиков обучали музыке. Часть дворца, где жила семья султана и слуги, называлась гаремом. Об обучении детей, проживающих в гареме, заботились подмастерья и няни. Здесь же обучались слуги и наложницы. В гареме преподавались такие курсы, как чтение, письмо, музыка, живопись, литература, шитье, вышивка и вязание.

Литература:

1.Бородина И.В. Некоторые проблемы турецкого просвещения / И.В. Бородина, И.Р. Сонина // Труды межвузовской научной конференции по истории литератур зарубежного Востока. - Москва: Просвещение, 1970. - 238 с.

2.Еремеев Д.Е. История Турции в средние века и новое время / Д.Е. Еремеев, М.С. Мейер. - Москва: Изд-во МГУ, 1992. - 246.. ISBN 5-211-02201-7

3.Еремеев Д.В. Искусство Турции / Д.Е. Еремеев // Всеобщая история искусств. Т. IV. - Москва: Изд-во МГУ, 1965. - 290 с.

4.Желтяков А.Д. История просвещения в Турции (конец ХУШ-начало XX в.) А.Д. Желтяков Ю.А. Петросян. - Москва: Наука, 1965. - 176 с.

5.Смирнов В.Д. Турецкая цивилизация, ее школы, софта, библиотеки, книжное дело. Из поездки в Константинополь / В.Д Смирнов // Вестник Европы. Т. IV, V. - Санкт -Петербург, 1876. - 556 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.