ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
Пенькова А.О.
историк, студент ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»
alla. zuza@gmail. com
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕВШИРМЕ В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIV - НАЧАЛО XVIII ВЕКОВ)
Аннотация: цель работы - на основании научной исторической литературы рассмотреть особенности проведения сбора живой подати - девширме в Османской империи. Хронологические рамки работы охватывают период от первого набора мальчиков в особое военное подразделение в 1360 - 1361 гг., которое подчинялось лично султану до последнего проведения сбора «живой дани», которое прошло в 1705 г. Следует отметить, что девширме -это система принудительного набора мальчиков из христианских (преимущественно славянских) семей и воспитание из них «слуг Порты», личных рабов султана - капыкулу. Именно эта система во многом объясняет невероятно стремительный взлет могущества Османской империи, ее военные успехи, причины процветания. Главная цель возникновения девширме - ограничение позиций тюркской знати и абсолютная концентрация власти в руках султанов.
Ключевые слова: Османская империя, девширме, «слуги Порты», капыкулу, янычары, Эндерун
В последние десятилетия во всем мире усилился интерес к истории Османской империи, особенностям ее культуры, влиянию на судьбы соседних народов, европейских и азиатских государств. Одной из сложных и противоречивых особенностей устройства Османского государства (Порты), была система сбора живой подати - девширме. Европейцы ее называли «податью кровью». Это система принудительного набора мальчиков из христианских семей и воспитание из них «слуг Порты», личных рабов султана - капыкулу просуществовавшая 345 лет (с 1360 по 1705 гг.). Цель работы - на основании научной исторической литературы рассмотреть особенности проведения сбора живой подати - девширме и в Османской империи.
О том, как непосредственно проходил «сбор живой дани» подробно освещает в своей монографии «Османская Турция. Быт. Религия. Культура» английская исследовательница Рафаэла Льюис1. Она пишет, что первых «слуг Порты» набирали из пленных мальчиков, а также приобретали на невольничьих рынках. Но потребности османского войска были в разы больше, чем возможности невольничьих рынков. Захваченных пленных мальчишек, нужного возраста (не очень маленьких, и не взрослых), соответствующих предъявляемым требованиям (физически крепких, без увечий, и вообще без каких бы то ни было изъянов, послушных, сообразительных и т.п.), на рынках невольников было очень мало. Ведь войны, которые вела империя на востоке - в Азии и в Северной Африке, рабов не давали абсолютно, т.к. там проживало население, исповедующее ислам. По священным законам, мусульманин вообще не мог быть рабом. А численность рабов рождавшихся в мусульманских владениях империи постоянно уменьшалась, поскольку их хозяева, стремясь угодить Аллаху, даровали им свободу. Дети, рожденные от рабыни и мусульманина, автоматически были свободны. Только войны в Европе и захват в плен христианского населения, чем активно промышляли крымские татары,
1 Льюис Р. Османская Турция. Быт, религия, культура. - М.: ЗАО Центр-полиграф, 2004. С. 26-35.
давали постоянный приток потенциальных рабов султана. Но этого явно было не достаточно. Желание создать не только корпус охранников, но и реальную многочисленную боеспособную военную силу из «новых воинов» требовало весьма значительного количества ребят. Надо было, каким то образом, находить юношей, которые могли действительно, по-настоящему стать преданными султану, служить ему верой и правдой. Их необходимо было набирать, начиная с довольно ранних лет, содержать в соответствующих условиях и воспитывать в духе беззаветной личной преданности султану.
Выход был найден. Из христианских общин, которые несли налоговое бремя, начали отбирать периодически, по мере надобности, приблизительно раз в пять-шесть лет (иногда раз в четыре года, иногда в семь лет), сначала каждого десятого, а потом - каждого пятого мальчика. В работах историков указывается различные варианты возраста молодых людей, попадающих под девширме: от 10 до 20 лет1, пишут о наборе детей в возрасте 6 - 12 лет2, указывают иной возраст - начиная с 5 и до 16 лет3. По всей вероятности, насущные конкретные проблемы и возможности империи определяли не только периодичность проведения девширме, но и возраст детей и молодых людей, которые попадали под «сбор живой дани».
С самого начала это были исключительно представители христианских народов, как отмечают все исследователи - преимущественно балканских славян, проживавших в сельской местности4. Официально единоверцев не брали, а иудеев, как и христиан армян просто освободили от этой повинности. Не попадали под девширме и жители городов.
Можно предположить, что такой подход был абсолютно взвешенным. Личность «Слуг Порты» - капыкулу, стремились создавать «с чистого листа». Как указывает Рафаэла Льюис, «они должны были представлять собой чистый, простой, сырой материал, из которого следовало вылепить новые судьбы»5. Ребята должны были не знать турецкого языка, быть абсолютно здоровыми, не иметь никаких психических и физических недостатков, не быть женатыми и помолвленными, не быть обученными никакому ремеслу. Никогда не забирали единственного сына у родителей. Брали обычно одного из пяти сыновей. Если мальчик был круглым сиротой и не имел никого близких, то ему предоставлялось преимущество - родных родителей он потерял, теперь его «отцом» становился султан. Хотя, если у мальчика на попечении были сестры, младшие братья или старики (дедушки и бабушки) - его освобождали от повинности. Преимущество попасть в «слуги Порты», предоставлялась ребятам, которые не имели родной матери, а воспитывались мачехой. Нужны были дети, которые легче перенесли бы разлуку со своим домом, с семьей, а если и грустили по своим родным, особенно по мамам, то тех все равно уже не было в живых.
Рафаэла Льюис описывает, как непосредственно проходил сбор девширме. Офицер янычар со специальным помощником и вооруженным отрядом объезжали подведомственные районы в христианских провинциях. В своем распоряжении они имели удостоверяющий документ с подписью начальника янычар, указанием полномочий и нарядом-заказом на воинскую форму. Глашатаи призывали на просмотр всех детей мужского пола, которые приходили на сельскую площадь с отцами и сельскими священниками. Те приносили их
1 Джейсон Г. Величие и крах Османской империи. Властители бескрайних горизонтов. - М.: Азбука-Атикус КоЛибри, 2012. С. 27.
2 КинросЛ. Расцвет и упадок Османской империи. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1999. С. 112.
3 Хитцель Ф. Османская империя. - М.: Вече, 2006. С. 82.
4 Кинрос Л. Расцвет и упадок Османской империи. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1999. С. 81.
5 Льюис Р. Османская Турция. Быт, религия, культура. - М.: ЗАО Центр-полиграф, 2004. С. 26.
свидетельства о рождении. В присутствии старосты общины, христианского священника и кади - мусульманского судьи-чиновника, который назначался правителем и осуществлял правосудие на основании шариата (совокупности правовых, канонических, морально -этических и религиозных норм ислама), а также местного землевладельца, проходил отбор ребят. Скрываться от осмотра не разрешалось. Офицер лично осматривал претендентов, выбирая самых лучших, пригодных к службе мальчиков. Составлялся детальный реестр, в который записывалось имя каждого ребенка, его происхождение (откуда он родом, данные о его родных, их занятиях и прочее). Также записывались личные приметы новобранца. Реестр составлялся в двух экземплярах. Один забирал кади, а второй - офицер сопровождения, который отвозил детей в специально подготовленные места в столице Османской империи. Это делалось для того, чтобы избежать подмены детей в пути. Во время следования к месту назначения их бдительно охранял специальный отряд.
Как уже указывалось выше, изначально девширме возлагалось только на христиан. Интересный факт: со временем представители боснийцев (бошняков) - южных славян, которые перешли в ислам, смогли с большими трудностями добиться от султана разрешения отправлять по девширме и своих сыновей. Рафаэла Льюис обращает внимание на то, что за этими обозами следили особенно пристально: «...молодых мусульман Боснии, уже подвергшихся обрезанию, по пути в столицу охраняли с особой бдительностью, чтобы в их среду не проникли юноши турки»1.
Как указывают исследователи, несмотря на всю жестокость этой дани, нередки были и случаи, когда родители сами всячески способствовали попаданию ребёнка во дворец, так как служба там открывала огромные возможности для крестьянского мальчика2. Но все же, для многих семей отбор их сыновей по девширме становился настоящей трагедией.
Мальчика, отобранного по девширме, обращали в ислам, делали ему обрезание. Часть ребят, самых маленьких по возрасту (лет пяти - семи), сразу же отправляли в Анатолию, в турецкие семьи - «к турку», где они, как пишет Фредерик Хитцель «обучались языку, становились мусульманами и приобщались к турецкому образу жизни»3. В семьях мальчики жили несколько лет. Глава семьи, взявший на воспитание подростка, обязан был обучить его основам своего ремесла. Между мальчиками и их воспитателями часто складывались теплые отношения, которые могли поддерживаться в течение всей жизни. Причина здесь была не только в милосердии турецких крестьян и ремесленников. Турки очень хорошо понимали, какая блистательная карьера может сложиться у их воспитанника. Мальчик - капыкулу мог стать их реальным защитником и покровителем. Через время подросших ребят (лет девяти - десяти) отправляли в Бурсу или Стамбул.
Некоторых мальчиков (отроческого возраста) сразу же отправляли в столичные города в специальные школы. Тут они, как и их товарищи в Анатолии обучались языку и основам ислама, учились читать и писать, развивались физически. К «слугам Порты», личным рабам султана везде относились уважительно. Хорошо кормили (за питание отвечали специальные люди), по праздникам давали лакомства, дарили щедрые подарки от султана, обували и одевали
1 Льюис Р. Османская Турция. Быт, религия, культура. - М.: ЗАО Центр-полиграф, 2004. С. 28.
2 Гасратян М.А., Орешкова С.Ф., Петросян Ю.А. Очерки истории Турции. - М.: Главная редакция вост. лит-ры изд-ва «Наука», 1983. С. 167.
3 Лемерль П., Кицикис Д. На перекрестке цивилизаций. История Византии. Османская империя. - М.: Весь мир, 2006. С. 79.
в добротную форму. Спали ребята в просторных казармах, на чистых постелях. Хотя за серьезные провинности могли и наказать - не более десяти ударов в день по пяткам1.
Через время из всех этих ребят (и тех, кто приехал из Анатолии, и тех, кто был в столицах) формировали специальные корпуса, которые назывались «аджеми оглан» (иноземные дети)2. К мальчикам очень внимательно присматривались. Далее, с учетом особенностей их характера и наклонностей, а так же принимая во внимание их желания, направляли в различные подразделения - или по гражданской или по военной линии.
Ребята, определенные на службу во дворце, становились «ич оглан» - (дворцовые мальчики) и получали в специальных дворцовых школах достойное образование. Самые способные поступали в Эндерун - дворцовый центр подготовки управленческих кадров, существовавший в Османской империи с середины XV в. по начало XIX в. Располагался он на третьем дворе султанского дворца Топкапы в Стамбуле, во внутренних покоях. Иногда отбором мальчиков в Эндерун занимался лично султан.
Лорд Кинрос пишет, что в Эндеруне юноши последовательно проходили семь ступеней обучения, одновременно исполняя обязанности в дворцовых службах. Не сумевшие пройти все ступени поступали в определённые войсковые части, а прошедшие получали назначение на важные должности. Для выпускников существовали строго соблюдавшиеся правила распределения и продвижения по службе3.
Первые две ступени назывались «Малая палата» (кючюк ода) и «Большая палата» (бююк ода). Располагались эти палаты, соответственно, слева и справа от Ворот Блаженства (Бабюссааде). В программу обучения входили исламская религия и культура, турецкий, арабский и персидский языки, а также бег, борьба, прыжки, стрельба из лука. Ученики носили костюм «доламан», в связи, с чем их прозвали «доламанщиками»4.
В «Палате сокольничьего» (доганджи когушу), обучалось одновременно около сорока юношей. В «Военной палате» (сеферли когушу), помимо военной подготовки обучали различным искусствам, готовя музыкантов, певцов, мастеров борьбы. Выпускники направлялись в части кавалерии. В сеферли когушу занимались примерно сто человек.
Три высшие ступени школы Эндерун - «Палата эконома» (килерджи когушу), «Казначейская палата» (хазине когушу) и «Личные покои» (хас ода) - были организованы в годы правления Мехмеда II (1451 - 1481). «Палату эконома» возглавлял сер-килар-и хасса, который отвечал за организацию питания султана и гарема. Учеников было около тридцати. Они готовили и хранили еду, напитки, свечи для дворца и мечетей. Окончившие обучение пополняли части кавалерии капыкулу (капыкулу сювари). Во главе «Казначейской палаты» стояли главный казначей (хазинед арбаши) и его помощник (кетхуда). Число учеников временами достигало ста пятидесяти человек. Выпускники поступали в кавалерийские части капыкулу, становились дворцовыми служащими (мютеферрик и чашнигир)5.
На последней ступени Эндеруна, в «Личных покоях», готовили служащих четырёх рангов - старших пажей личных покоев (хасодабаши), султанских оруженосцев (силяхдар), камердинеров (чухадар) и конюших (рикабдар). Учеников было около сорока человек. Дополнительно к обучению они, в порядке дежурств, осуществляли охрану и уборку
1 Хитцель Ф. Османская империя. - М.: Вече, 2006. С. 109.
2 Джейсон Г. Величие и крах Османской империи. Властители бескрайних горизонтов. - М.: Азбука-Атикус КоЛибри, 2012. С. 83.
3 Кинрос Л. Расцвет и упадок Османской империи. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1999. С. 218.
4 Кинрос Л. Расцвет и упадок Османской империи. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1999. С. 221.
5 5 Хитцель Ф. Османская империя. - М.: Вече, 2006. С. 112.
Хранилища священных реликвий, подметали помещение, вытирали пыль с книг, начищали металлические предметы, а в праздничные ночи возжигали благовония и разбрызгивали розовую воду1.
Мальчики, которым предопределили военную карьеру, они назывались «чикма», направлялись в специальные военные школы, которые курировали дервиши ордена Беликташей. Под чутким руководством офицеров янычар подростки обучались всем премудростям военного дела. Затем они приписывались к определенному полку «орта» - основной боевой единице корпуса янычар. Корпус назывался «оджак», численность его была около 1000 солдат. С момента зачисления в полк юношам начинали выплачивать жалование, которое значительно увеличивалось с началом боевых действий.
Таким образом, основная причина возникновения девширме - стремление ограничить влияния тюркских элит в Османском государстве со стороны правящей династии и всяческое укрепление единовластия - максимальная централизации власти в руках султана. То, как проходил отбор мальчиков по девширме, по каким критериям, позволяет предположить, что главная задача «сбора дани» - это создание боеспособных армейских подразделений и эффективных государственных структур на основе личной глубокой преданности султану и Османской империи. Несмотря на всю неоднозначность, а порой и жестокость по отношению к ребятам и их родным, система девширме оказалась настоящим социальным лифтом для тысяч мальчиков из христианских семей в исламском государстве.
Литература:
1. Бредихин А.В. Альтернативные славянские идентичности// Вестник славянских культур, 2018. Т. 48. С. 8-18.
2. Гасратян М.А., Орешкова С.Ф., Петросян Ю.А. Очерки истории Турции. - М.: Главная редакция вост. лит-ры изд-ва «Наука», 1983.
3. Гудвин Дж. Величие и крах Османской империи. Властители бескрайних горизонтов. - М.: Азбука-Атикус КоЛибри, 2012.
4. Лемерль П., Кицикис Д. На перекрестке цивилизаций. История Византии. Османская империя. - М.: Весь мир, 2006.
5. Кинрос Л. Расцвет и упадок Османской империи. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1999.
6. Льюис Р. Османская Турция. Быт, религия, культура. - М.: ЗАО Центр-полиграф,
2004.
7. Хитцель Ф. Османская империя. - М.: Вече, 2006.
References:
1. Bredihin A.V. Al'ternativnye slavyanskie identichnosti// Vestnik slavyanskih kul'tur, 2018. T. 48. S. 8-18.
2. Gasratjan M.A., Oreshkova S.F., Petrosjan Ju.A. Ocherki istorii Turcii. - M.: Glavnaja redakcija vost. lit-ry izd-va «Nauka», 1983. (in Russian)
3. Gudvin Dzhejson. Velichie i krah Osmanskoj imperii. Vlastiteli beskrajnih gorizontov. -M.: Azbuka-Atikus KoLibri, 2012. (in English)
1 Хитцель Ф. Османская империя. - М.: Вече, 2006. С. 114.
4. Lemerl' Pol', Kicikis Dimitris. Na perekrestke civilizacij. Istorija Vizantii. Osmanskaja imperija. - M.: Ves' mir, 2006. (in France)
5. Lord Kinros. Rascvet i upadok Osmanskoj imperii. - M.: KRON-PRESS, 1999. (in England)
6. L'juis Rafajela. Osmanskaja Turcija. Byt, religija, kul'tura. - M.: ZAO Centr-poligraf, 2004.(in England)
7. Hitcel'F. Osmanskaja imperija. - M.: Veche, 2006. (in German)
PECULIARITIES OF CARRYING OUT THE MAIN VIRAIN IN THE OTTOMAN EMPIRE (THE SECOND HALF OF THE XIV - THE BEGINNING OF THE XVIII
CENTURY)
Penkova A.O.
Student Donetsk National University alla. zuza@gmail. com
Annotation: the purpose of the work is to consider, on the basis of scientific historical literature, the peculiarities of the collection of a live tax - devshire in the Ottoman Empire. The chronological framework of the work covers the period from the first set of boys to a special military unit in 1360 -1361, which was personally subordinated to the sultan until the last realization of the "live tribute ", which took place in 1705. It should be noted that devshirme is a system of forced recruitment of boys from Christian (mainly Slavic) families and the raising of them "Porta servants ", the personal slaves of the Sultan - capykulu. This system largely explains the incredibly rapid rise of the power of the Ottoman Empire, its military successes, the reasons for prosperity. The main goal of devsirme is to limit the position of the Turkic nobility and the absolute concentration of power in the hands of the sultans.
Keywords: Ottoman Empire, devshirme, "servants of Porta", capykulu, janissaries, Enderun.
Для цитирования: Пенькова А.О. Особенности проведения девширме в Османской империи (вторая половина XIV - начало XVIII веков)// Архонт, 2018. № 5 (8). С. 68-73.