Научная статья на тему 'Правовое положение немусульманских подданных в Османской империи в XVI-XIX вв'

Правовое положение немусульманских подданных в Османской империи в XVI-XIX вв Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5946
515
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО / ИСЛАМСКОЕ ПРАВО / ШАРИАТ / КОРАН / ХАДИС / МУСУЛЬМАНЕ / ЗИММИ / ДЖИЗЬЯ / ДЕВШИРМЕ / ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ / СУЛТАН / ТАНЗИМАТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сквозников Александр Николаевич

Автор статьи на основе анализа законодательства Османского государства, в том числе источников исламского права, исследует юридический статус немусульманских подданных в Османской империи в XVI-XIX веках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое положение немусульманских подданных в Османской империи в XVI-XIX вв»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2015. № 1-2 (17)

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕМУСУЛЬМАНСКИХ ПОДДАННЫХ В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ В ХУ!-Х!Х вв.

© А. Н. Сквозников

Сквозников Александр Николаевич

кандидат исторических наук, доцент

заведующий кафедрой теории и истории государства и права Самарская

гуманитарная какдемия

Автор статьи на основе анализа законолательства Османского госуларства, в том числе источников исламского права, исслелует юрилический статус немусульманских полланных в Османской империи в ХУ!-Х!Х веках.

Ключевые слова: исламское госуларство, исламское право, шариат, Коран, халис, мусульмане, зимми, лжизья, левширме, Османская империя, султан, танзимат.

Вопрос об исторических последствиях османского завоевания Балканского полуострова и других регионов до сих пор является предметом серьезных научных споров. Отечественные и зарубежные ученые разошлись во мнениях относительно исторической оценки последствий османского завоевания. В рамках дискуссии заявили о себе две противоположные концепции.

Первая концепция возникла в контексте идеологического развития национальных движе-ний балканских народов, идеализирующих и абсолютизирующих антиосманскую борьбу как «стержень» их этнической истории. В основу концепции легло противопоставление право-славных славян и греков туркам-мусульманам. Османская власть воспринималась как «военная оккупация» и характеризовалась исключительно негативно: империя принесла истребление или переселение народов, уничтожение элиты и духовенства, разрушение городов и культурных памятников, налоговый гнет и варварскую феодальную эксплуатацию, интеллектуальный застой1.

1 Сафонов А. А. Внутренняя Македония в составе Османской империи: социальная история локальных

групп: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2011.

Вторая концепция отстаивает противоположную позицию: подчеркиваются положительные последствия установления Pax ottomanica - особой цивилизации, которую отличали теократический характер государственности, единое правовое пространство в границах огромной империи, относительно высокий демографический рост, проводимая на государственном уровне политика этнорелигиозной терпимости и поощрения локального самоуправления. Согласно данной концепции, османская эпоха была не только временем столкновения, но и взаимного обогащения цивилизаций: восточной и западной, мусульманской и христианской2.

Следует отметить, что Османская империя изначально создавалась как многонациональное государство, объединившее несколько народов с различной культурой и религией. На территории Османского государства проживали турки, арабы, татары, персы, курды, евреи, цыгане, копты, греки, армяне, славяне, албанцы, венгры.

Османская империя во время своего наивысшего расцвета в XVI в. контролировала пространство, располагавшееся на трех континентах. В целях скорейшей интеграции завоеванных регионов в османские экономические и политические структуры, поддержания порядка на столь обширной территории необходимо было проводить очень гибкую национальную и религиозную политику, от реализации которой напрямую зависело единство империи. Отношение османов к немусульманским подданным продолжало традиции Мухаммеда и раннего халифата. Пророк Мухаммед в своей последней проповеди признавал равенство народов независимо от их национальной и расовой принадлежности: «Всё человечество — от Адама и Евы. Араб не имеет никакого превосходства над неарабом, и неараб не имеет никакого превосходства над арабом; белый не имеет никакого преимущества перед чёрным, чёрный не имеет преимущества перед белым, кроме как в благочестии и хорошем нраве»3. Кроме того, в исламе признается свобода вероисповедания и запрещается насильственное обращение в мусульманскую веру4.

В Священной книге мусульман говориться, что первоначально весь род человеческий был одной религиозной общиной, но затем люди «разошлись» по разным общинам, для каждой из которых Господь установил особые порядки»5, причем мусульманская община (умма) объявлялась самой лучшей6. В Коране подчеркивается, что некоторые немусульманские народы, о которых говорится в Священном писании (иудеи и христиане), имеют общие религиозные корни с мусульманами, и отношение к ним должно быть лояльным, но лишь в том случае, если они не участвовали в войнах с мусульманами и не причиняли им вреда: «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми

2 Сафонов А. А. Указ. соч.

3 Права немусульман в исламе. URL: http://www.islamreligion.com/ru/articles/ 523/ (дата обращения: 15.12.2015)

4 Коран / пер. с араб. Э. Кулиева. Сура 2. Аят 256. URL: http://www.falaq.ru/ quran/kuli/2 (дата обращения: 15.12.2015)

5 Коран / пер. и коммент. И. Ю. Крачковского. М., 1963. Сура 2. Стих (аят) 209.

6 Там же. Сура 3. Стих (аят) 106.

с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ»7.

Немусульманские народы Османской империи делились на две категории: зимми (от араб. — «люди договора»), постоянно проживающие в исламском государстве, и мюстемены — иностранные подданные, временно находящиеся на территории Османского государства. Правовой статус зимми, к которым относились в основном христиане и иудеи определялся в источниках исламского права, которые составляли основу османской правовой системы. Введение норм шариата на покоренных землях рассматривалось как важная миссия империи, претендующей на ведущую роль в мусульманском мире8.

Известно, что, когда определенная страна оказывалась в составе исламского государства, проживавшие в ней немусульмане, должны были или покинуть страну, или заключить договор с исламским государством и продолжать жить на родине на условиях заключенного договора. Этот договор между исламским государством и подданными-немусульманами назывался зиммет, а заключившие его немусульмане — зимми. Согласно договору, зимми должны были подчиняться исламскому праву и государству, которое в свою очередь брало на себя защиту прав и законных интересов иноверцев-зимми.

Зимми были освобождены от несения военной службы, поскольку защита исламского государства с оружием в руках приравнивалась к джихаду (приложению усилий на пути ислама), который, являлся обязанностью мусульманина9. Следует отметить, что освобождение зимми от военной службы имело и политические цели - османские власти не без основания опасались давать в руки оружие немусульманским народам, которые в любой момент могли повернуть его против турок. Основной обязанностью зимми перед исламским государством была уплата специального подушного налога - джизьи, а также налога за пользование землей — харадж. Право взимания особого налога (дани) с немусульманских народов было обосновано османскими властями следующим положением Корана: «Сражайтесь с теми из людей Писания, кто не верует ни в Аллаха, ни в Судный день, кто не считает запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, кто не следует истинной религии, пока они не станут униженно платить джизью собственноручно»10. Джизья взималась только с совершеннолетних, свободных мужчин, которые находятся в здравом рассудке. Больные, дети, женщины, рабы, старики освобождаются от этого налога, так как согласно шариату джизью должны платить только те, кто потенциально могли воевать с мусульманами. Если немусульманин переходил в ислам, он освобождался от выплаты джизьи11.

7 Коран / пер. с араб. Э. Кулиева. Сура 60. Аят 8 [Электронный ресурс]. URL: http://www.falaq.ru/quran/kuli/60 (дата обращения: 15.12.2015)

8 Сафонов А. А. Османская административно-правовая система на Балканах (XV-XVIII века) // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. 2012. № 5. URL: http:// ipp.kursksu.ru/index.php?page=6&new=1# (дата обращения: 10.12.2015).

9 Хапчаев С. Т. Правовой статус немусульман в исламском государстве // Право и образование. 2010. № 2. С. 115

10 Коран / пер. с араб. Э. Кулиева. Сура 9. Аят 29. URL: http://www.falaq.ru/ quran/kuli/9 (дата обращения: 10.11.2015).

11 Али-заде А. А. Исламский энциклопедический словарь. М., 2007. С. 193.

Существовало три вида джизьи, собиравшейся в соответствии с материальным положением налогоплательщиков. С богатых (ала) взималась сумма, равная стоимости 48 серебряных дирхемов, — эквивалент участия в военном походе в составе конных частей и в сопровождении еще одного конника; люди среднего достатка (эвсат) платили 24 серебряных дирхема, что являлось эквивалентом личного участия в конном походе; и, наконец, с бедных (эдна), имевших минимальный доход, брали 12 серебряных дирхемов — сумма, равная стоимости участия в пешем походе12. Некоторые исследователи рассматривают джизью не как дань с покоренных народов, а как финансовую компенсацию исламскому государству за освобождение зимми от повинностей, которые исполняли только мусульмане, — военная служба и выплата закята (ежегодная обязательная милостыня в пользу бедных)13.

Помимо денежных налогов существовали определенные повинности, выполняемые немусульманским населением Османской империи. Одна из таких повинностей — девширме — осуществлялась в форме принудительного набора мальчиков (одного новобранца от 40 дворов) в возрасте то 8 до 18 лет из христианских семей для последующей гражданской и военной службы во дворце султана. Юношей обращали в ислам и учили турецкому языку. Отрыв от дома, собственных корней нередко приводил к тому, что такие юноши становились наиболее преданными защитниками султана и новой для них веры. Большинство чиновников и военных Османской империи в ХУ—ХУ1 веках состояло из призванных по девширме лиц. Для многих семей отбор их сыновей по девширме становился настоящей трагедией, но нередки были случаи, когда родители всячески способствовали попаданию ребёнка во дворец, так как служба там открывала огромные возможности для крестьянского мальчика. Известно, что многие небогатые мусульмане, чтобы обеспечить сыну возможность сделать карьеру, предлагали соседям-христианам во время набора по девширме отдать их ребенка в янычары под видом собственного сына14. В янычары изначально набирали исключительно христианских детей, иудеи были освобождены от девширме. Позднее перешедшие в ислам бошняки и албанцы-мусульмане тоже добились от султана права посылать детей в янычары

Янычары выполняли разные функции, от службы в регулярной пехоте до личной охраны султана или патриарха. Янычары официально считались рабами султана и постоянно жили в монастырях-казармах. Основной причиной возникновения девширме было недоверие османских султанов к собственной тюркской элите. Начиная со времён Мурада I, у османских правителей появилась постоянная необходимость «уравновешивать власть (тюркской) аристократии

12 История Османского государства, общества, цивилизации : в 2 т. / под ред. И. Ихсаноглу ; пер. с тур. В. Б. Феоновой под ред. М. С. Мейера. Т. 1. М. : Восточная литература, 2006. С. 437.

13 Хапчаев С. Т. Проблема равенства и неравенства в мусульманской правовой доктрине : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2010.

14 Mansel Philip. Constantinople: City of the World's Desire. 1453-1924. John Murrey Publishers. 1995. P. 17.

с помощью создания и развития личного войска из христианских зависимых солдат и обращённых капыкуллары («слуг Порты»)»15.

Как было сказано выше, исламское государство брало под свою защиту жизнь и имущество немусульман и позволяло им жить в соответствии с их верой. Неприкосновенность личности, имущества, защита чести и достоинства немусульманских народов закреплялись в нескольких аятах Корана и хадисах*. Известные исламские богословы, последователи пророка Мухаммеда, приводили его изречение о неприкосновенности жизни немусульман: «Кто убьет человека, с которым мы заключили договор, тот даже не почувствует запаха Рая, хотя аромат его ощутим за сорок лет пути» (Сахих Аль-Бухари). Жилище и имущество немусульман также неприкосновенны: «Поистине, Господь Всемогущий и Великий не дозволил вам входить в дома Людей Писания без их разрешения, как и не дозволил бить их женщин, есть плоды с их деревьев, если они выплатили причитающееся с них (джизью)» (Абу Дауд).

Обокравший зиммия обязан понести наказание, взявший у него долг должен непременно его возместить. В одном из хадисов сказано: «Вам следует знать, что незаконно забирать что-либо из имущества людей договора, если только это не плата за что-либо» (Муснад Ахмад)16.

Признаваемая за немусульманами свобода вероисповедания означала не только возможность отправления религиозного культа, но давала им также право регулировать свои брачно-семейные отношения, в том числе наследование, с помощью собственных в основном религиозных норм. Общий принцип в этом отношении исламские правоведы коротко формулировали следующим образом: «Нам велено не вмешиваться в их жизнь и исповедуемую ими религию». Когда омейядский халиф Омар б. Абдулазиз задал вопрос, должно ли государство вмешиваться в свадебные обряды зимми, которые считались недействительными по исламскому праву, знаменитый законовед Хасан аль-Басри ответил, что оно не должно вмешиваться, ибо «они платят нам джизью, чтобы жить по своей вере»17. Такая позиция исламских правоведов вытекает из понятия религии в исламе. Согласно исламской доктрине, религия не состоит только из основ веры и отправления обрядов, но представляет универсальную систему, регулирующую все стороны личной, семейной и общественной жизни путем предписаний и запретов. По этой причине исламское право на протяжении своей истории признавало за немусульманами свободу устройства их жизни в соответствии с основами их религии, права и традиций, иными словами, предоставляло им правовую автономию. Поначалу границы этой автономии были шире, со временем они сузились18.

15 Stanford J. Shaw History of the Ottoman Empire and Modern Turkey. Cambridge University Press, 1976. Vol. 1. Empire of the Gazis: The Rise and Decline of the Ottoman Empire 1280-1808. P. 27.

* Предания о пророке Мухаммаде, его речи и деяния в пересказе его последователей.

16 Права немусульман в исламе. URL: ttp://www.islamreligion.com/ru/articles/ 391/ (дата обращения: 10.11.2015)

17 История Османского государства, общества, цивилизации. С. 357.

18 Там же.

Следует отметить, что немусульманским народам в Османской империи разрешалось вступать в различные торгово-производственные отношения (в том числе быть деловыми партнерами мусульман, заключать с ними гражданские договоры), где они играли важную роль. Стамбульские греки, например, занимались мелкой торговлей, ремеслом и морским делом: матросы, лодочники, перевозчики, рыбаки, плотники, столяры, конопатчики, капитаны судов. Армяне контролировали торговлю шелком между Стамбулом и Персией. Евреи были заняты в самых различных отраслях: выплавка металлов, бижутерия, работа по золоту и с драгоценными камнями, торговля и ростовщичество19.

Исламское государство хотя и признавало за зимми возможность свободно исповедовать свою религию, но ставило их в подчиненное положение по отношению к мусульманским подданным, допуская их дискриминацию в быту и общественной жизни. Различные ограничения в повседневной жизни для немусульман были установлены еще в договоре халифа Умара ибн аль-Хаттаба с христианским населением Иерусалима после его завоевания арабами в 638 г. В соответствии с договором зимми не должны были строить новые храмы и монастыри, а пользоваться уже имеющимися. Им запрещалось явно отрицать мусульманскую веру, осуществлять миссионерскую деятельность, пропагандировать свои религиозные учения, препятствовать переходу кого-либо из своих родственников в ислам. Свои религиозные обряды зиммии не должны были проводить публично, на виду у мусульман, запрещалось хоронить немусульман рядом с мусульманскими могилами. Нельзя было демонстрировать свою принадлежность к другой религии — открыто носить кресты и священные книги. Зимми не имели права ездить верхом на лошадях (только на ослах и мулах) и носить оружие. Они обязаны были одеваться в отличающую их от мусульман по цвету и покрою одежду, поскольку некоторые предметы одежды (тюрбаны, сандалии) и некоторые цвета (синий, например), разрешенные мусульманам, для них были запрещены. Зимми должны были подпоясываться кушаками (не подпоясанное одеяние мешает при работе, а потому кушак считался принадлежностью рабочего, подчиненного).

Немусульмане обязаны были оказывать уважение мусульманам: уступать дорогу, вставать с места, когда те пожелают сесть, предоставлять путешествующим мусульманам кров и пищу в течение трех дней. Они не могли использовать мусульманские имена, делать на своих перстнях арабские надписи, заглядывать в жилища мусульман, продавать и публично употреблять вино20. Согласно предписаниям Корана, закон не дозволяет мусульманке выйти замуж за немусульманина. Но мужчинам мусульманам в принципе не запрещено было жениться на христианках и иудейках. Отступничество (возвращение обращенного в ислам к своей родной религии) каралось смертью. Зимми не могли поступать на государственную службу, что также основывалось на нескольких аятах Корана21.

19 Хитцель Ф. Османская империя. М., 2006. С. 97—98.

20 Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Arabien/ Mednikov/Tom_I/13.phtml?id=5248 (дата обращения: 15.12.2015).

21 Муртузалиев С. И. Положение зимми и Константинопольской Патриархии в Османской империи XV-XVI вв. // Византийский временник. М., 2006. Т. 65 (90). С. 29—36.

Все немусульманское население Османской империи в конце XV века в соответствии со своим вероисповеданием было поделено турецкими властями на несколько милетов (конфессиональных общин). Милеты обладали определенной юридической автономией, то есть его члены могли регулировать свои внутренние дела в соответствии со своими национальными и религиозными традициями. В Османской империи было разрешено существование трех немусульманских религиозных общин: православной (рум миллети), армяно-грегорианской (эрмение миллети) и иудейской (яхуди миллети). Во главе общины стоял духовный лидер соответствующей конфессии, называемый турками миллет-баши (в рум миллети — патриарх), обладавший светской и религиозной властью. Миллет-баши утверждался султаном и отвечал перед ним за состояние дел в миллете.

Система миллетов не была изобретением османских правителей. Подобные обособленные этно-религиозные общины в различных странах существовали задолго до них, в том числе на территориях Малой Азии, Балкан и Ближнего Востока, захваченных турками. Система внутренней автономии немусульманских общин, практиковавшаяся до них во многих мусульманских государствах, оказалась приемлемой и для турок, тем более что в совокупности нетурецкое население империи долгое время составляло большинство22.

Правовые споры, возникающие между членами одного милета в области имущественных и брачно-семейных отношений, в основном решались общинными судами. Но решения общинных судов носили не обязательный, а рекомендательный характер и исполнялись в случае согласия обеих спорящих сторон. Решения общинных судов хотя и признавались османскими властями, но они не были обеспечены принудительным исполнением со стороны государства. В случае несогласия сторон с решением общинного суда им предоставлялась возможность обратиться в исламский суд, тем более что Коран не запрещает мусульманам выступать в качестве судей по делам немусульманских народов (Коран. 5/42).

Обращение немусульман в исламские суды было довольно частым явлением. Когда зимми вынужденно или добровольно обращались в османские суды, было заметно, что османское право иногда применяло к ним другие положения, чем к мусульманам. Например, поскольку религия разрешала зимми употреблять спиртные напитки, его не наказывали за это, если он не нарушал общественный порядок. В случае совершения прелюбодеяния к немусульманам, даже если кто-то из них состоял в браке, не могла быть применена смертная казнь в виде побивания камнями (реджм), ибо они не были мусульманами. Чаще всего христиане обращались в шариатские суды с целью юридически оформить развод или заключить четвертый по счету брак, запрещенные в христианстве. Поскольку в исламской традиции брак является не религиозным таинством, а светским актом, то кадии (судьи) могли утверждать и расторгать браки иноверцев. Члены еврейских общин также иногда обращались в шариатские суды по вопросам брака23.

22 Фадеева И. Статус еврейских общин в Османской империи // Лехаим. 2004. № 11. URL: http://www.lechaim.ru/ARHIV/151/osman.htm (дата обращения: 10.11.2015).

23 Сафонов А. А. Османская административно-правовая система на Балканах (XV-XVIII века) // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. 2012. № 5. URL: http:// ipp.kursksu.ru/index.php?page=6&new=1# (дата обращения: 10.12.2015).

Если сторонами в правовом споре были зимми и мусульманин, то спор разбирался безоговорочно в шариатском суде, и в нем, естественно, применялись исламские правовые нормы. Вопреки устоявшемуся мнению, зиммиям позволялось выступать в качестве свидетелей и давать против мусульман показания, к которым суд обязан отнестись со всей полагающейся серьезностью, если свидетель соответствует следующим параметрам: психическое здоровье, дееспособность и справедливость24.

Долгие века юридическая автономия, признанная Османским государством за зимми, не была законодательно закреплена. Впервые права немусульманских народов были нормативно закреплены в период танзимата (реформ, направленных на модернизацию Османской империи) в XIX веке. В период танзимата были сделаны первые попытки ввести в правовую систему Османского государства элементы светского права путем рецепции западноевропейских образцов. Так, в Гюльханейском хатт-и шериф (указе султана о реформах) 1839 г. содержалось обязательство уравнять всех подданных перед законом, независимо от вероисповедания и этнической принадлежности25. Указ султана о реформах 1856 г. (Хатт-и хумаюн) расширял и уточнял положения Гюльханейского указа 1839 г. и содержал конкретные реформы, в том числе касающиеся правового статуса немусульман. В документе закреплялась неприкосновенность личности, имущества, чести и достоинства подданных независимо от класса и религиозной принадлежности, провозглашалась свобода вероисповедания. Подтверждались права немусульманских общин на автономию во внутренних делах. Каждой религиозной общине предоставлялось право открывать свои учебные заведения. Немусульманским народам разрешалось публично проводить свои религиозные обряды. Отменялись различные ограничения для немусульман по строительству культовых сооружений, школ, богаделен, кладбищ. Правовые споры между подданными мусульманами и немусульманами теперь должны были разбираться в смешанных судах. Провозглашалось равенство всех подданных независимо от их религиозной принадлежности в отношении уплаты налогов и исполнения государственных повинностей, в том числе военной службы26. В соответствие с указом султана от 10 мая 1855 г. немусульмане становились военнообязанными, как и мусульмане. Однако это вызвало массовое недовольство в турецком обществе, и вскоре военную службу для немусульман вновь заменили денежным взносом (бедель). В 1909 г. бедель был упразднен и военная служба вновь стала общеобязательной для всех подданных.

Кульминацией реформ, направленных на европеизацию Османской империи, стало введение в стране конституции 23 декабря 1876 г. В конституции закреплялось, что все подданные империи независимо от вероисповедания являются османами. Все османы пользуются личной свободой, которая является

24 Хапчаев С. Т. Правовой статус немусульман в исламском государстве. С. 118.

25 Петросян Ю. А. Османская империя: могущество и гибель. Исторические очерки. М., 1990. С. 188.

26 Хатт-и хумаюн 1856 г. URL: http://www.illuminats.ru/component/content/ article/34-2009-10-23-23-02-38/1834-hutt-humayun (дата обращения: 01.12.2015).

неприкосновенной (ст. 9,10). Все османы равны перед законом, имеют одинаковые права и обязанности перед государством независимо от исповедуемой религии (ст. 17). По конституции, допуск к государственной службе обусловливался знанием турецкого языка — официального языка османского государства (ст. 18). Все османские подданные допускались к общественным должностям в зависимости от их подготовленности, их заслуг и способностей (ст. 19). Государственной религией по конституции, объявлялся ислам, но в то же время утверждалось, что «... государство... покровительствует свободному отправлению всех исповеданий, признанных в империи, и сохраняет религиозные привилегии, предоставленные разным общинам, при том условии, чтобы не наносилось никакого ущерба общественному порядку и добрым нравам» (ст. 11)27.

В соответствии с конституцией в Турции был создан двухпалатный парламент, начавший свою работу 19 марта 1877 г. Верхняя палата — Сенат — состояла из 32 членов, назначаемых султаном, в том числе 7 депутатов немусульман. В состав нижней палаты было избрано 115 депутатов, из них 46 депутатов немусульман: греки, армяне, евреи, болгары, сербы, арабы28.

Существование османской конституционной монархии оказалось недолговечным. В результате нарастающего в обществе кризиса, вызванного, в том числе тяжелым поражением в войне с Россией в 1877-1878 гг., султан Абдулхамид II в феврале 1878 г. распустил парламент и приостановил действие конституции 1876 г. на неопределенный срок. В Османской империи вновь установился режим неограниченной монархии.

Несмотря на отмену конституции, османское правительство взяло на себя обязательство перед европейскими державами обеспечить равноправие различных национальных (религиозных) общин на территории империи. В соответствии с 23 статьей Берлинского договора 1878 г. Османская Порта обязалась ввести в Европейской Турции Органический устав 1868 года (разработанный для Крита), в соответствии с которым религиозные меньшинства Турции получали определенные возможности для самоуправления и квоты на представительство в местных органах власти, судах, полиции и жандармерии29. Следует отметить, что критская модель самоуправления предусматривала минимальное представительство немусульманских подданных в органах власти: три члена — в Общем совете правления провинции, по одному — в судебных советах и по одному заместителю (муавину) губернаторов. При этом критская модель предполагала наличие так называемых Советов провинций и более мелких территориальных единиц в качестве вспомогательных, т. е. совещательных органов при местных правителях. Но все же, несмотря на ограниченность, такие положения критской модели, как участие религиозных групп в качестве

27 Конституция Османской империи 1876 г. // Конституции государств (стран) мира. URL: http://worldconstitutions.ru/?p=565 (дата обращения: 10.12.2015).

28 Петросян, Ю.А. «Новые османы» и борьба за конституцию 1876 г. в Турции. М., 1958. С. 114—115.

29 Мартене Ф. Ф. Собрание трактатов и конвенций, заключенных Россией с иностранными державами. В 15 т. СПб., 1874-1909. Т. 8. Трактаты с Германией. 1825-1888. 748 с.

коллективных субъектов права в местном самоуправлении в европейских провинциях Турции, означали начало формирования территориального самоуправления на основе национального принципа.

Подписав Берлинский договор, османское правительство не спешило с проведением реформ в пользу христиан в своих европейских провинциях. Когда в 1880 г. европейские державы решили проверить, как продвигаются преобразования, Порта вынуждена была представить программу реформ под названием «Устав вилайетов Румелия», который в дальнейшем так и не был утвержден султаном Абдулхамидом II. Таким образом, вплоть до самого падения Османской империи и создания Турецкой республики в стране сохранялось неравноправное положение мусульманских и немусульманских народов, хотя последние имели определенные личные и политические права, сохраняли самостоятельность в вопросах личной и семейной жизни, о чем было сказано выше.

После окончания Первой мировой войны Турция пошла по пути построения светского государства, церковь была отделена от государства, халифат упразднен. В соответствии с положениями Лозаннского мирного договора 1923 г. в Турецкой республике устанавливалось равенство всех граждан перед законом и судом независимо от вероисповедания. Представители религиозных меньшинств получали равные с мусульманами личные, политические, экономические и культурные права. В том числе право использовать родной язык в личной и общественной жизни: обучаться и выступать в суде на родном языке30.

Равенство турецких граждан перед законом, свобода вероисповедания и публичного проведения религиозных обрядов были также закреплены в конституции Турецкой республики 1924 г., хотя ислам по конституции сохранил статус официальной религии турецкого государства31, что являлось некоторой уступкой консервативным кругам турецкого общества.

Подводя итоги, следует отметить, что в источниках исламского права, в том числе в Коране и мусульманской правовой доктрине, составлявших основу правовой системы Османской империи, признавалось равенство людей независимо от их расовой, национальной и религиозной принадлежности. Отношение к подданным-немусульманам в Османской империи было достаточно лояльным. Им гарантировались основные права: право на жизнь, неприкосновенность личности и имущества, свобода вероисповедания, свобода предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, право на судебную защиту и защиту от внешних врагов. Немусульманские народы активно включались в экономическую жизнь Османской империи, и играли в ней существенную роль. При этом зимми сохраняли свою национальную, религиозную и культурную идентичность.

Вместе с тем, в правовом статусе мусульман и немусульман в Османской империи были определенные различия. Оманское государство, охраняя

30 Лозаннский мирный договор 1923 г. Раздел 3. (текст на английском языке). URL: // http://wwi.lib.byu.edu/index.php/Treaty_of_Lausanne (дата обращения: 15.12.2015).

31 The Constitution of Turkey Republic 1924. URL: http://genckaya.bilkent.edu.tr/ 1924constitution.pdf

господствующую веру, признавало наличие правовой иерархии различных конфессий, в которой ислам занимал главенствующее положение, а иные конфессии занимали вторую ступень правовой иерархии. Немусульмане-зимми не могли поступать на государственную, в том числе военную службу. Это обстоятельство не позволяет нам говорить о полном равноправии всех подданных Османской империи независимо от вероисповедания. Отстранение зимми от политической жизни и военной службы было основано на некоторых положениях Корана и других источниках исламского права, не допускающих осуществление власти (покровительства) над мусульманами со стороны представителей других религий.

Справедливости ради следует заметить, что неравноправное положение подданных, исповедующих официальную государственную религию, и подданных-иноверцев было характерным для многих государств эпохи Средневековья и Нового времени. Например, в Российской империи, где православное христианство являлось государственной религией, для иноверцев (иудеев, мусульман, католиков и лютеран) существовали определенные ограничения, связанные со свободой передвижения, приобретением недвижимости, выбором рода деятельности, поступлением на государственную службу и в учебные заведения32.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Али-заде А. А. Исламский энциклопедический словарь. Москва, 2007. 400 с.

2. История Османского государства, общества, цивилизации : в 2 т. / под ред. И. Ихсаноглу : пер. с турец. В. Б. Феоновой под ред. М. С. Мейера. Т. 1. Москва\: Восточная литература, 2006. 602 с.

3. Хапчаев С. Т. Проблема равенства и неравенства в мусульманской правовой доктрине : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2010. 26 с.

4. Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Arabien/ Mednikov/Tom_I/13.phtml?id=5248 (дата обращения: 15.12.2015).

5. Хитцель Ф. Османская империя. Москва, 2006. 384 с.

6. Конституция Османской империи 1876 г. // Конституции государств (стран) мира. URL: http://worldconstitutions.ru/?p=565 (дата обращения: 10.12.2015).

7. Коран / пер. и коммент. И. Ю. Крачковского ; предисл. В. Беляева, П. Грязневича. Москва : Вост. лит., 1963. 714 с.

8. Коран / пер. с араб. Э.Кулиева. URL: http://www.falaq.ru/quran/kuli/2 (дата обращения: 15.12.2015).

9. Лозаннский мирный договор 1923 г. Раздел 3. (текст на английском языке). URL: // http://wwi.lib.byu.edu/index.php/Treaty_of_Lausanne (дата обращения: 15.12.2015).

10. Мартенс Ф. Ф. Собрание трактатов и конвенций, заключенных Россией с иностранными державами. В 15 т. Санкт-Петербург, 1874-1909. Т. 8. Трактаты с Германией. 1825-1888. 748 с.

11. Муртузалиев С. И. Положение зимми и Константинопольской Патриархии в Османской империи XV-XVI вв. // Византийский временник. Москва, 2006. Т. 65 (90). С. 29—36.

32 Подробнее см. об этом: Романовская Л. Р. Иноверцы в Российской империи (историко-правовое исследование) : автореф. дис. . канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2006. С. 10.

12. Петросян Ю. А. «Новые османы» и борьба за конституцию 1876 г. в Турции. Москва, 1958.

13. Петросян Ю. А. Османская империя: могущество и гибель. Исторические очерки. Москва, 1990. 280 с.

14. Права немусульман в исламе. URL: http://www.islamreligion.com/ru/articles/ 523/ (дата обращения: 15.12.2015).

15. Романовская Л. Р. Иноверцы в Российской империи (историко-правовое исследование): авт ореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2006. 25 с.

16. Сафонов А. А. Внутренняя Македония в составе Османской империи: социальная история локальных групп : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Москва, 2011.

17. Сафонов А. А. Османская административно-правовая система на Балканах (XV-XVIII века) // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. 2012. № 5. URL: http://ipp.kursksu.ru/index.php?page=6&new=1# (дата обращения: 10.12.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Фадеева И. Статус еврейских общин в Османской империи // Лехаим. 2004. № 11. URL: http://www.lechaim.ru/ARHIV/151/osman.htm (дата обращения: 10.11.2015).

19. Хапчаев, С.Т. Правовой статус немусульман в исламском государстве // Право и образование. 2010. №2. С. 113-120.

20. Хатт-и хумаюн 1856 г. URL: http://www.illuminats.ru/component/content/ article/34-2009-10-23-23-02-38/1834-hutt-humayun (дата обращения: 01.12.2015).

21. Mansel Philip. Constantinople: City of the World's Desire. 1453-1924. John Murrey Publishers. 1995. 528 p.

22. Stanford J. Shaw History of the Ottoman Empire and Modern Turkey. Cambridge University Press, 1976. Vol. 1. Empire of the Gazis: The Rise and Decline of the Ottoman Empire 1280-1808. 368 p.

23. The Constitution of Turkey Republic 1924. URL: http://genckaya.bilkent.edu.tr/ 1924constitution.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.