отраслевая и региональная экономика
Гайворонская Н.Ф., Григорьева Г.В.
система норм и нормативов для эффективного управления отраслью растениеводства
Роль норм и нормативов в жизни человека трудно переоценить. Они присутствуют везде: бытовые нормы окружают человека с самого раннего детства; социальные нормы и нормативы действуют на протяжении всей жизни человека, без норм не обходятся в экономике, технике, международных отношениях. В процессе развития человечества при изменении общественных отношений изменяются методы управления, и для каждого периода формируются присущие ему нормы и нормативы.
Переход России от директивной системы управления к рыночным отношениям ни в коей мере не уменьшил значение норм и нормативов в жизни общества, а только изменил их функции и содержание. При переходе к рынку расширяется самостоятельность товаропроизводителей, директивное планирование для них заменяется «концепцией метрологического нормирования», а нормы и нормативы используются в большей степени не как «правило, а как мера».
Одновременно с этим глобализация общества, усиление мировой конкуренции вынуждают государства всё больше внимания уделять стратегическому прогнозированию и управлению развитием своих экономик, поскольку без него невозможна реализация ни одной крупной научно-технической и социально-экономической проблемы. С этой целью государства способствуют созданию современной теоретической и практической базы использования математических моделей прогнозирования и формированию экономических регуляторов.
Лауреат Нобелевской Премии 1993 г., американский профессор Дуглас Норт на вопрос; «Есть ли место норме в рыночной экономике?», высказался так:
«Экономика не может развиваться без норм и правил, которые устанавливаются обществом и принимаются всеми. Без них это будет гангстерская экономика, когда все пытаются обмануть друг друга...» [1].
Нормы выполняют самые разнообразный функции: они организуют, измеряют, стимулируют, регулируют, распределяют, контролируют, с их помощью осуществляется оценка, планирование, прогнозирование и т.п. Мобилизационная и организационная функции нормы реализуются при проведении экономической политики государства, социальная роль заключается в том, что через нормы проводятся требования социального характера: условия труда, оплата труда, охрана труда и техника безопасности и т. д. Нормы определяют темпы роста и развития той или иной отрасли.
За последние 30-40 лет Россия уступила позиции лидерства в государственном прогнозировании и регулировании. Применение на практике норм и нормативов сдерживается ошибочно возникшей в период перестройки тенденцией к игнорированию какого-либо регулирования, кроме рыночного, и отсутствием соответствующих современным условиям хозяйствования норм и нормативов.
В развитых экономических странах, напротив, в последние годы регулирование на верхнем уровне значительно усилилось. И как показала мировая практика, для учёта интересов производителей и потребителей товаров рыночные отношения предполагают взаимодействие современных законов, плановых требований и нормативных показателей. Все фундаментальные вопросы рыночной экономики (что и сколько производить, куда и когда поставлять и др.) могут быть успешно решены с помощью системы планово-экономических норм и нормативов, нацеливающих производство товаров, выполнение работ и оказание услуг на удовлетворение потребностей людей и получение высокого конечного результата производственно-финансовой деятельности товаропроизводителей.
В последние годы правительством России был взят курс на совершенствование государственного стратегического прогнозирования, а это требует пересмотра отношения государства к централизованной разработке системы экономических регуляторов экономики - норм и нормативов, так как точность и обоснованность принимаемых на всех уровнях управления решений во многом зависит от качества используемых экономических норм и нормативов.
В настоящее время технологический уровень развития отрасли растениеводства в Российской Федерации значительно отстает от уровня многих развитых стран. Поэтому ускорение технологического развития растениеводства (ТРР) является одной из важнейших задач государства, решение которой позволит обеспечить продовольственную безопасность страны и повысить конкурентоспособность растениеводческой продукции на внутреннем и внешнем рынках.
Для управления процессами развития отрасли растениеводства требуется современная, приспособленная к рыночным условиям нормативная база, способствующая быстрейшему переходу сельскохозяйственных товаропроизводителей к высшим технологическим укладам. Это и послужило основанием для разработки в 2015 году «Системы норм и нормативов для осуществления стратегического про-
гнозирования технологического развития растениеводства Российской Федерации на основе биоинформационного технологического уклада» (далее Система) [3].
Эта Система представляет собой комплекс научно-методических документов, содержащий систематизированный перечень материальных, трудовых, финансовых и иных норм и нормативов, характеристики входящих в систему норм и нормативов, организационно-методические подходы к их созданию и применению.
Разработанная Система отвечает следующим основополагающим требованиям: охватывает все функции прогнозирования; может использоваться на всех уровнях управления технологическим развитием отрасли и обеспечивать при этом сопоставимость норм и нормативов, формируемых на разных уровнях управления, посредством агрегирования и дезагрегирования их; учитывает все потребляемые в производстве ресурсы (затраты труда и материалов, денежные ресурсы и др.); предусматривает, что все входящие в Систему нормы и нормативы должны быть прогрессивными и разрабатываться на основе новейших достижений науки и техники, методов организации и технологии производства, новых и эффективных материалов; они должны быть динамичными и корректироваться по мере развития технического прогресса и экономического роста, но одновременно с этим они должны быть и достаточно устойчивыми, чтобы не нарушать стабильность всей экономической системы; система норм и нормативов удобна для практического применения (поддаётся автоматизации, имеет практичную для использования структуру, входящие в неё нормы и нормативы описаны в простой и доступной форме).
Системы норм и нормативов (СНиН) объектов, относящихся к различным уровням управления, используют концепцию нормирования, методики, нормы и нормативы, потенциал сети разработчиков, информационные системы, входящие в нормативную систему страны. Поэтому наличие общегосударственной нормативной системы очень важно для осуществления государственной политики в области нормирования и управления народным хозяйством в целом.
При описании системы норм и нормативов были применены 2 подхода: один из них предполагал удобства для пользователей СНиН на разных этапах прогнозирования, а другой - удобства для разработчиков норм и нормативов.
Первый подход обеспечил возможность описания СНиН с учётом последовательности проведения работ по прогнозированию, то есть по этапам и функциям процесса прогнозирования на разных уровнях управления. Процесс прогнозирования технологического развития отрасли растениеводства включает 10 этапов. Для реализации каждого этапа необходим определенный перечень норм и нормативов (НиН):
1 - НиН для анализа состояния, определения тенденций и направлений ТРР;
2 - НиН для определения потребности общества в продукции растениеводства;
3 - НиН для прогнозирования технологий возделывания культур;
4 - НиН для прогнозирования структуры производства по категориям хозяйств;
5 - НиН для прогнозирования потребности в материально-денежных и трудовых ресурсах на производство продукции;
6 - НиН для регулирования межстрановых и межотраслевых взаимосвязей;
7 - НиН для прогнозирования социальных и экологических составляющих
ТРР;
8 - НиН для прогнозирования потребности в инвестициях для ТРР;
9 - НиН для прогнозирования финансовых возможностей товаропроизводителей и уровня господдержки для ТРР;
10 - НиН для прогнозирования результативных показателей производства продукции и технологической модернизации растениеводства.
Второй подход обусловил подразделение СНиН на группы, подгруппы, блоки и виды норм и нормативов исходя из общности их «происхождения», что позволило объединить нормы и нормативы, имеющие общие характерные признаки, с целью рационального описании их (предназначения, методики и порядка их разработки).
В Систему включены девять основных групп норм и нормативов:
1. Нормы и нормативы труда и заработной платы;
2. Нормы и нормативы расхода и запасов сырья, материалов, топлива и энергии;
3. Нормы и нормативы потребности в технике и оборудовании и показатели их использования;
4. Финансовые нормы и нормативы;
5. Социально-экономические нормы и нормативы;
6. Стандарты технологий возделывания культур;
7. Нормы и нормативы охраны окружающей среды;
8. Целевые индексы и индикаторы;
9. Специфические нормы и нормативы для растениеводства.
В свою очередь, каждая группа норм и нормативов подразделяется на подгруппы, а подгруппы - на конкретные нормы и нормативы с наименованиями и описаниями этих нормативов.
В составе группы норм и нормативов затрат труда и оплаты труда сформировано четыре подгруппы: нормы и нормативы затрат труда; нормативы численности и штатного состава; нормативы оплаты труда; нормативы дополнительной оплаты и премирования.
В состав группы Нормы и нормативы расхода и запасов сырья, материалов, топлива и энергии входят 7 подгрупп: нормы расхода сырья и материалов (в основном производстве; на вспомогательные и другие нужды; на ремонтно-экс-плуатационные нужды основных фондов; на капитальное строительство); нормы запасов сырья, материалов и топлива; нормы естественной убыли и потерь сельскохозяйственной продукции, сырья, материалов, топлива и энергии при транспортировке и хранении; нормы выхода продукции при переработке сельскохозяйственного сырья.
Группа «Нормы и нормативы потребности в технике и оборудовании и показатели их использования» занимают в Системе значительное место. Эта группа
состоит из следующих подгрупп: нормы выработки сельскохозяйственных машин и оборудования; коэффициент сменности; нормативы годовой (сезонной) загрузки сельскохозяйственной техники и оборудования; нормативы годовой (сезонной) выработки сельскохозяйственной техники и оборудования; нормативные сроки службы сельскохозяйственной техники и оборудования; нормативы потребности в сельскохозяйственной технике и оборудовании; нормативы инновационной реорганизации парка сельскохозяйственной техники, машин и оборудования для растениеводства.
Финансовые нормы и нормативы подразделяются на три подгруппы: нормы и нормативы для оценки финансового состояния отрасли; показатели обеспечения финансовой стабильности производственно-хозяйственной деятельности предприятий отрасли на перспективу; нормы и нормативы распределения доходов и прибыли предприятий отрасли по фондам.
В составе группы социально-экономических норм и нормативов выделены следующие подгруппы норм и нормативов: нормы обеспечения населения продовольствием; нормативы для формирования структуры и численности кадрового состава в отрасли растениеводства; нормативные требования к уровню квалификации работников массовых профессий; нормы и нормативы охраны труда и здоровья; нормы и нормативы уровня жизни работников отрасли растениеводства и членов их семей.
Структурно стандарт технологии возделывания культур состоит из следующих подгрупп НиН: общая характеристика технологии (предназначение, условия применения, затраты, результаты и пр.); требования к почвенно-климатическим условиям; требования к сортам и гибридам; технологическая схема (технологические приёмы; качественные характеристики приёмов (временные сроки, глубина обработки, способ посева и пр.); состав технических средств (марки тракторов, комбайнов и сельхозмашин); требования к квалификационному уровню механизаторов и рабочих; потребность в ресурсах (семенах, удобрениях, пестицидах, нефтепродуктах, трудовых ресурсах и т.д.); экономическая и энергетическая эффективность технологии.
Группа системы норм и нормативов по охране окружающей среды включает следующие подгруппы нормативов: нормативы качества окружающей среды; нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды; нормативы допустимого изъятия природных ресурсов.
В группу системы норм и нормативов целевые индексы и индикаторы входят индексы (производства продукции сельского хозяйства, продукции растениеводства и др. (в сопоставимых ценах); физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства; производительности труда; рентабельность сельскохозяйственных организаций; среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве и др.) и индикаторы (соответствия спроса и предложения продукции, экономической целесообразности производства, целевые цены, индикаторы ценовой эквивалентности, номинальный и фактический эквивалент субсидий, индикаторы ценового и технологического соответствия, выгодности
замещения живого труда овеществленным, выгодности применения удобрений, индикатор импортозамещения и др.
К группе специфических для отрасли растениеводства показателям относятся: площади земель (мелиорируемых; вводимых в эксплуатацию; вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых сельхозугодий; защищённых от водной и ветровой эрозии; предотвращенных от опустынивания и др.); удельные веса (высокоинтенсивных ресурсосберегающих технологий; посевов, засеваемых элитными семенами; под высокоэнергетическими культурами; удобренных и пр.); доля биометодов в общей системе защиты растений от вредителей и болезней и др.
Системой предусмотрен следующий порядок подготовки нормативной базы.
Разработка норм и нормативов, утверждаемых вышестоящими органами управления (государственными, ведомственными), должна организовываться с привлечением отраслевых научно-исследовательских и проектных организаций на основе Координационного плана НИР, финансироваться и контролироваться МСХ РФ и завершаться до начала разработки прогноза развития сельского хозяйства РФ.
Разработка норм и нормативов, утверждаемых территориальными и корпоративными органами управления, должна, соответственно, финансироваться и контролироваться этими органами управления и завершаться также до начала разработки региональных и корпоративных стратегических прогнозов.
На хозяйственном уровне нормативная база прогнозирования может формироваться как силами собственных специалистов, так и с привлечением специалистов ИКЦ или других научных или научно-производственных предприятий.
Для активизации внедрения разработанной Системы в производство, организации планомерного формирования современной электронной нормативной базы для управления отраслью была создана программа для ЭВМ «СНиН-Агро» [2].
Использование этого программного средства заказчиками разработки и обновления конкретных норм и нормативов (МСХ РФ и регионов) позволит им вести систематизированную работу по созданию полноценной, научно обоснованной нормативной базы, так необходимой для работы в современных условиях. Интерфейс программы позволяет также после разработки конкретных норм и нормативов вносить их в созданные документы Word или Excel и массово использовать их в электронном виде, как на верхних уровнях управления, так и на хозяйственном уровне, а также в структурах АПК, осуществляющих информационную и консультационную деятельность. Применение на всех уровнях управления научно обоснованных норм и нормативов даст значительный экономический эффект.
литература
1. Борисов, Е.Ф. Хрестоматия по экономической теории [Электронный ресурс] / Сост. Е.Ф. Борисов. - М.: Юристъ, 2000. - С. 490. - Режим доступа: http:// all-sci.net/economicheskaya-teoriya-uchebnik-besplatno/duglas-nort.html.
2. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ «Система норм и нормативов для осуществления стратегического прогнозирования технологического развития растениеводства» (ПС «СНиН-Агро»). Авторы: Бахмут А.С., Гайворонская Н.Ф., Григорьева Г.В., Егорова О.В., Кузнецов В.В. / (Российская Федерация). - № 2016618179; заявл. 06.04.16; опубл. 20.08.16 // Программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем: официальный бюллетень. - 2016.- № 8 (118).—1 с.
3. Стратегическое прогнозирование развития отраслей сельского хозяйства на основе системы норм и нормативов: монография / В.В. Кузнецов, А.Н. Тарасов, Н.Ф. Гайворонская, О.В. Егорова, Г.В. Григорьева, А.С. Бахмут и др. - Ростов н/Д.: ФГБНУ ВНИИЭиН, Изд. ООО «АзовПечать», 2016. - 144 с.
Роганян С.А.
анализ состояния санаторно-курортной отрасли россии
Санаторно-курортную отрасль по праву можно назвать одной из важнейших отраслей экономики нашей страны. Связано это не только с тем, что предприятия санаторно-курортной отрасли, как коммерческие предприятия, формируют бюджеты разных уровней, но и с возрастающей потребностью пользоваться услугами этих предприятий.
В научной литературе нет единого подхода непосредственно к определению самого термина «услуга», а также понятие сферы услуг имеет различные трактовки. В нашем исследовании услуга - это «продукт труда, выступающий,