11.Таблица составлена по данным: ЦХАФАК,- Ф.П-1. 0п.106. Д. 317. ЛЛ.1,2; Оп.119. Д.237. ЛЛ.1,2; Оп.127. Д.469. ЛЛ.2,3; ЦДНИИО.-Ф.127. Оп.69. Д.100. ЛЛ.5,6; Оп.93. Д.1. ЛЛ.5,6; 0п.108. Д.134. ЛЛ.5,6; ГАКО.- Ф.П-75. Оп.8. Д.421. ЛЛ.1,2; 0п.10. Д.656. ЛЛ.1,3; Оп.39. Д.155. ЛЛ.1-3; ЦХИДНИ КК.- Ф.26. Оп.ЗЗ. Д.90. ЛЛ.1,2; Оп.48. Д.17. ЛЛ.1,2; Оп.9. Д.1137. ЛЛ.1-3; ГАНС.- Ф.П-4. Оп.ЗО.Д.ЗО. ЛЛ.1,2; Оп.71. Д.39. ЛЛ.1,2; Оп.89. Д.З. ЛЛ.1,2; ЦДНИОО.- Ф.17. Оп.73. Д.99. ЛЛ. 2,3; Оп.94. Д.140. ЛЛ.2,3; Оп.113. Д.168. ЛЛ. 2-5; ЦДНИТО.-Ф.607. Оп.1. Д.2966. ЛЛ.2,3; Д.4014. ЛЛ.1,2; Оп.113.Д.ЗЗ. ЛЛ.1-3; ТОЦДНИ.- Ф.124. Оп.150. Д.106. ЛЛ.6,7; Оп.198. Д.112, ЛЛ.10,11; Оп.222. Д.130. ЛЛ.5,6; ГАЧО.- Ф.П-3. Оп.7. Д.522. ЛЛ.16,17; Оп.19. Д.57. ЛЛ.12-14; Оп.42. Д.149. ЛЛ.5-7.
12.Таблица составлена по данным: ЦХАФАК.-Ф.П-1,Оп.121, Д.652, ЛЛ.2-4; Оп.127, Д.469, ЛЛ.2-4; Оп.138, Д.187, ЛЛ.2-4; ЦДНИИО.-Ф.127, Оп.3О, Д.258, ЛЛ.5,6; Оп.108, Д.134, ЛЛ.5,6; Оп.115, Д.118, ЛЛ.5,6,11/об; ГАКО.-Ф.П-75, Оп.28, Д.120, ЛЛ.1-3; Оп.39, Д.155, ЛЛ.1-3; Оп.51, Д.147, ЛЛ.1-4; ЦХИДНИ КК.-Ф.26, Оп.9, Д.165, ЛЛ.1-3; Д.1137, ЛЛ.1-3; Оп.12, Д.147, ЛЛ.1-3; ГАНО.-Ф.П-4, Оп.83, Д.24, ЛЛ; Оп.89, Д.З, ЛЛ; Оп.96, Д. 142, ЛЛ.1-3; ЦДНИОО.-Ф17, Оп.103, Д.143, ЛЛ.2-4; Оп.ПЗ, Д.168, ЛЛ.2-5; Оп.125, Д.218, ЛЛ.1-3; ЦДНИТО.- Ф.607, Оп.1, Д.4688, ЛЛ.1-3; Оп.10, Д.133, ЛЛ.1-3, Оп.21, Д.191, ЛЛ.1-3; ТОЦДНИ.- Ф124, Оп.209, Д.95, Л.5; Оп.222, Д.130, Л.5; ГАЧО.-Ф.П-З, Оп.29, Д.60, ЛЛ.5-7; Оп.42, Д.149, ЛЛ.5-7; Оп.54, Д.137, Л.2.
13.ГАКО.- Ф.П-15. Оп.12. Д.50. Л.43.
Список сокращений
ГАИО — Государственный архив Иркутской области ГАКО — Государственный архив Кемеровской области ГАКК — Государственный архив Красноярского края ГАНО — Государственный архив Новосибирской области ГАОО — Государственный архив Омской области ГАРФ — Государственный архив Российской Федерации ГАТО — Государственный архив Томской области ГАТюО — Государственный архив Тюменской области ГАЧО — Государственный архив Читинской области
РГАЛИ — Российский государственный архив литературы и искусства ТОЦДНИ — Тюменский областной центр документации новейшей истории ЦДНИИО — Центр документации новейшей истории Иркутской области ЦДНИОО — Центр документации новейшей истории Омской области ЦДНИТО — Центр документации новейшей истории Томской области ЦХАФАК — Центр хранения архивных фондов Алтайского края
ЦХИДНИ КК — Центр хранения и изучения документов новейшей истории Красноярского края Статья поступила в редколлегию 16.05.07
УДК 021.7(071.1)
Г.А. Буевич
СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ
Доказывается необходимость преемственности различных образовательных уровней в системе подготовки современных специалистов библиотечно-информационной сферы. В контексте деятельностного подхода акцентируется внимание на содержании работы довузовского звена данной системы.
В связи с глубокими трансформационными процессами, охватившими все стороны российского общества в последнее десятилетие двадцатого века и продолжающимися в настоящее время, становится совершенно очевидным, что для обеспечения высокого уровня развития производственной и социально-культурной сфер деятельности мало хорошего инвестиционного и предпринимательского климата, необходим высокий образовательный уровень кадрового потенциала. Актуальность обозначенной проблематики обусловлена тем, что библиотечное дело, как и другая отрасль народного хозяйства, преодолевая противоречия сложившейся системы библиотечного обслуживания, может устойчиво развиваться только в контексте обновления философии образования. И как представляется, проблемы, связанные с поиском адекватной национальной экономике модели образования, не должны ограничиваться рассмотрением возможности получения начального, среднего и высшего профессионального образования. Результативность данного процесса правомерно ожидать только в том случае, если оно будет осуществляться на основе новой па-
радигмы, ориентированной на непрерывное образование и его прогностически направленный характер.
Модернизация системы подготовки специалистов библиотечно-информационной сферы в рамках непрерывного образования базируется на формировании преемственности ее основных этапов, достижении адекватности уровня профессионализма библиотечных работников информационным запросам общества, развитии личностно-творческих способностей субъектов деятельности.
Следует отметить, что проблема преемственности различных образовательных уровней для педагогической науки и практики не нова. В фокусе внимания исследователей этого направления находятся различные аспекты и формы взаимосвязей между элементами системы непрерывного образования. Можно выделить несколько подходов к изучению данного вопроса. Один из них включает в себя изучение взаимодействия известных звеньев государственной образовательной системы: дошкольные образовательные учреждения — общеобразовательная школа — училища и колледжи начального
и среднего профессионального образования — вуз — аспирантура — повышение квалификации и переподготовка. Другой представлен сторонниками содержательного направления, делающих акцент на рассмотрении последовательности усвоения человеком знаний и задан-ности содержания каждого образовательного уровня. В настоящее время имеет место и деятельностное исследование непрерывного образования. По мнению представителей данного научного направления, механизмом функциональной связи между звеньями системы непрерывного образования является процесс обучения, формирующий способности к самоопределению и самореализации обучающихся [1, с. 8-13].
Основываясь на деятельностном подходе к изучению анализируемого явления, правомочно предположить, что эффективность подготовки и формирования кадрового потенциала для библиотечно-информационной сферы будет достигнута только в случае базирования на триедином комплексе, состоящим из довузовской подготовки, вузовского образования и послевузовского обучения. Для каждого этапа системы непрерывного образования определяются свои цели, задачи, приоритеты, которые мы и попытаемся охарактеризовать в дальнейшем.
Основные задачи довузовской подготовки следует видеть в раскрытии социально-общественного смысла и содержания библиотечной работы, обеспечении преемственности между общим и профессиональным образованием, в том числе более качественной подготовке выпускников школы к поступлению в вуз и освоению программ высшего образования.
Возникающая в этой связи проблема состоит в том, чтобы обосновать и выстроить на этапе довузовской подготовки такие объединяющие мета-дисциплины, которые смогли бы обеспечить формирование и развитие способностей человека, определяющие в будущем его профессиональную успешность. При этом необходимо предварительно решить, какое именно профессиональное умение, либо личностное качество является базовым и системообразующим для библиотечной профессии. Другими словами, именно в этот период происходит погружение школьников в систему базовых ценностей специалиста библиотечно-информационной сферы. В этом случае под ценностями мы понимаем этику профессии, ее философию, мировозренческие принципы, определяющие социальную миссию специалиста, границы необходимого и возможного в его профессиональной деятельности с точки зрения нравственных норм социума и этического кодекса корпоративного сообщества.
В настоящее время, как правило, система довузовской подготовки включает в себя мотивационно-ценностные, когнитивно-интеллектуальные и психолого-комму-никативные компоненты, обеспечивающие качество образовательных программ, реализуемых на данной ступени непрерывного образования. Учебные курсы и внеурочная работа построены таким образом, чтобы помочь учащимся в профессиональной самоидентификации и продуктивном освоении образовательной среды. При этом используются технологии индивидуально-творческого, личностно-деятельностного и диалогического подходов. Важным методологическим принципом организации учебного процесса на этапе довузовской подготовки является реализация акмеологического подхода, основанного на развитии творческого потенциала учащихся. Приоритетным направлением в организации учебного процесса становится использование инновационных форм обучения: деловых игр, конкурсов, презентаций образовательных проектов, моделирования деловых процессов и операций и т. д.
Главной особенностью довузовского образовательного процесса является дифференциация обучения. На каж-
дой образовательной ступени дифференцированное обучение характеризуется различием используемых форм и сущности содержания.
Как правило, на начальном (пропедевтическом) этапе обучения учащимся предоставляется возможность построения собственной индивидуальной образовательной траектории через демонстрацию сущности различных профессий и перспектив профессионального образования, характеристику образовательных учреждений и реализуемых ими образовательных программ, знакомство с выпускниками, достигшими определенного профессионального успеха, изучение предложений рынка труда. Логическим завершением данного образовательного этапа должно выступать решение школьников о продолжении обучения по одному из направлений подготовки специалистов в вузе, в том числе и по направлению библиотечно-информационной деятельности.
Следующий этап довузовской подготовки чаще всего рассматривается учеными и практиками как период профилизации обучения, благодаря которой старшеклассники делают выбор образовательной программы с учетом своих интересов, способностей и намерений в отношении продолжения образования. При этом происходит углубленное «погружение» учащихся профильных классов в будущую профессию. Достижение этой цели осуществляется через формирование привлекательного имиджа библиотечной профессии, проведение профо-ринтационной диагностики старших школьников, формирование основ профессионального знания.
Результативность поставленной целевой установки будет зависеть, в первую очередь, от созданных условий для формирования у старших школьников индивидуального образовательного запроса, личностной потребности во взвешенном выборе направления образования, осознанного выбора будущей профессии. Как представляется, основное внимание на этом этапе должно уделяться раскрытию сущности библиотечного труда и престижа профессии. Изучению этих вопросов основное внимание уделяется в курсе «Введение в специальность», открывающим блок специальных дисциплин в программах довузовской подготовки. Престиж профессии — это показатель измерения социальной ценности и функциональной значимости библиотек в обществе. Именно поэтому программа курса должна базироваться на изучении вопросов, связанных с деятельностью великих библиотекарей (И.А. Крыловым, Н.И. Лобачевским, Л.Б. Хавкиной, В.А. Артисевич и др.), формированием и функционированием крупнейших библиотек России (Российской государственной библиотекой, Российской национальной библиотекой и т. д.), состоянием региональных библиотечных систем и их ролью в экономическом и социально-культурном развитии территории.
Как известно, познавательный эффект усиливают эмоционально-визуальные способы восприятия информации. С этой целью для учащихся профильных классов целесообразно организовывать экскурсии в крупные библиотеки и информационные центры региона, дающие возможность знакомства на практике с достояниями библиотечных систем.
Следует отметить, что этап формирования у школьников привлекательного имиджа библиотечной профессии один из наиболее сложных в довузовской подготовке. Общеизвестно, что на формирование профессионального имиджа активное влияние оказывает статус профессии. По мнению А.И. Каптерева, на отраслевом уровне концепт «статус» прямо отражает позицию социальной роли профессии на шкале этих ролей в обществе и косвенно отражает общественную потребность в данной профессиональной деятельности. [2, с. 47]. В настоящее время, по мнению ученых и практиков в области библиотечного дела, престиж профессии библиотекаря в обществе неиз-
менно падает. В числе факторов, оказывающих отрицательное влияние на выбор библиотечной профессии, называются низкий уровень материального благополучия библиотечных работников, отсутствие перспективы карьерного роста, плохие условия труда, большие физические нагрузки и т.п. Но как справедливо отмечает Э.Р. Сукиасян, такое положение дел во многом спровоцировано неудовлетворительным уровнем профессионализма современных работников библиотек. Ученый замечает: «В дореволюционной России, как впрочем и во всем мире, право работать в библиотеке надо заслужить. Брали далеко не всех, проверяли в работе, в общении с читателями... Во главе библиотек стояли самые уважаемые ученые — профессора, глубоко образованные и широко известные в обществе» [3, с. 46].
В настоящее время, профессия открыта для всех, в том числе и для сделавших выбор неосознанно. Во избежание прихода в профессию случайных, слабоориенти-рующихся людей в своей дальнейшей профессиональной деятельности, для учащихся профильных классов должна проводится профоринтационная диагностика.
Составной частью профессиональной ориентации школьников является формирование основ профессионального знания. Методологической базой профессиональных знаний библиотечного специалиста является история книги, библиотечного дела и библиографии. Формированию основ такого знания у учащихся профильных классов способствует преподавание таких дисциплин, как «История библиотечного дела в России и за рубежом», «История книги», «Основы библиотечнобиблиографических знаний».
Профессионально значимой для библиотечного специалиста является и его коммуникативная культура: умение говорить, убеждать, слушать, вести беседу и т.д. Кроме того, библиотекари должны иметь основы знаний по социальной и общей психологии, адаптированные на область библиотечной практики. В силу этого, учебные программы профильного обучения по направлению библиотечно-информационной деятельности, должны предполагать изучение «Психологии общения», «Речевой культуры», «Делового этикета». Развитию коммуникативных качеств у школьников и психологических навыков способствует проведение тренингов по различной тематике. Так, тренинг «Читательские предпочтения» позволяет углубить знания по психологии библиотечного общения, овладеть искусством установления психологического контакта между библиотекарем и читателем, выявить возможные аспекты влияния библиотекаря на чтение пользователей библиотек и т.п.
Стоит отметить и необходимость формирования лингвистической культуры будущего библиотечного специалиста. В рамках довузовских образовательных программ, как представляется, предпочтительно отводить значительное количество часов изучению русского языка и стилистики. Кроме того, в форме факультативных занятий учащиеся профильных классов могут получить знания по иностранному языку.
При формировании основ профессионального знания библиотечного специалиста на ступени довузовской подготовки важно учесть, что существенным фактором, влияющим на содержание и характер библиотечно-информационного обслуживания в современных условиях, является информатизация. Для того, чтобы донести до учащихся профильных классов те глобальные изменения, которые произошли в производстве библиотечноинформационных продуктов и предоставлении услуг, следует включать в образовательные программы учебные курсы, такие как «Информатика», «Информационно-поисковые системы», «Современная информационная культура», «Электронная презентация библиотек».
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что качественное довузовское образование — это есть та основа и опора, на котором строится воспитание и образование будущего всесторонне развитого, дипломированного, высокоинтеллектуального специалиста библиотечноинформационной деятельности.
Подготовка специалистов библиотечно-информационной деятельности в высших учебных заведениях выступает составной частью системы непрерывного библиотечного образования. Нет сомнения в том, что изменения в идеологической, социальной и экономической сущности библиотечного дела отражались на целевых установках подготовки специалистов в вузах и трансформировали их образовательные программы. В данной работе мы не претендуем на исследование проблемы в целом, а остановимся на рассмотрении лишь небольшого сегмента — вычленение основных задач подготовки библиоменеджеров в контексте современных подходов к управленческим и технологическим основам библиотечно-информационной деятельности.
Подготовка библиотечных специалистов в нашей стране пережила длительную и глубокую эволюцию. С начала ХХ века и практически до конца 80-х годов названного столетия управление библиотеками в своем преимуществе отождествлялось с организацией библиотечных процессов. А поскольку библиотечное образование, как и всякое другое, должно адекватно отражать сущность общественных потребностей, то следовательно и основное «ядро» изучаемых вопросов лежало в плоскости технологии и организации библиотечно-информационной деятельности, к примеру: формирования фондов, организации справочного аппарата, обслуживания читателей, библиотечной статистики, научной организации труда и т.п.
Между тем, 1990-е годы, характеризующиеся кардинальными и динамичными переменами в социальноэкономическом и политическом устройстве России, потребовали адекватной реакции со стороны профессионального библиотечного сообщества по определению своей миссии и поиску новых путей развития. Авторитетный ученый-библиотековед Э.Р. Сукиасян справедливо отмечал, что профессионализм является обязательным критерием оценки качества руководителя, в первую очередь — заведующих функциональными отделами библиотеки, обеспечивающих, например, процессы комплектования или каталогизации. Однако хорошее знание библиотечной технологии не является единственным условием для становления библиоменеджера. Безусловно, сложно говорить о компетентности руководителя библиотеки, не владеющего информацией о современных достижениях библиотечной науки и практики, не разбирающегося в библиотечной технологии, не умеющего оценить полезность тех или иных инновационных библиотечно-технологических процессов. В то же время, настоящий менеджер не может обойтись и без знаний в области управленческих технологий, психологии, конфликтологии, этики, хозяйственной деятельности и т.п.
В последние годы ХХ столетия библиотечное сообщество подошло к пониманию того, что общие и профессиональные знания руководителя библиотеки любого уровня (высшего, среднего, низового) должны быть дополнены специальными знаниями, умениями, навыками управленческого характера. В свою очередь, изменения характера, условий, содержания труда руководителей библиотеки актуализировало подготовку в высших учебных заведениях по специальности «Библиотечно-информационная деятельность» специалистов по специализации «Менеджер библиотечно-информационной деятельности». Как представляется, пополнение коллективов библиотек специалистами, имеющими подготовку по дан-
ной специализации, поможет снять остроту проблемы адаптации профессионального сознания и навыков библиотечных сотрудников к современным реалиям библиотечной деятельности. Проиллюстрируем вышесказанное рядом примеров.
Как отмечается многими учеными и практиками, в частности Л.А. Кожевниковой, в настоящее время необходимо создание новой модели взаимоотношений между государством, библиотеками и читателями, адекватно сочетающейся с государственным и рыночным регулированием библиотечной экономики. Причем, созданием такой модели будут заниматься не государство и не общество, а сами библиотечные специалисты. Такая ситуация, безусловно, должна повлиять и на содержание подготовки библиотечного менеджера через усиление экономического аспекта в образовании. Поэтому совершенно обоснованным является выделение вопросов по экономическому развитию библиотек в учебном плане подготовки менеджеров библиотечно-информационой деятельности в самостоятельную дисциплину.
Помимо знананий в области экономической и хозяйственной деятельности библиотек, студенты, обучаясь на менеджерской специализации должны овладеть умениями и навыками, которые позволят в дальнейшем эффективно организовывать библиотечное производство в целом, умело управлять персоналом библиотеки, грамотно выстраивать кадровую политику. Реализация этого происходит через усвоение студентами материалов курсов»Библиотечный менеджмент», «Управление библиотечным делом и библиотеками», «Маркетинг биб-лиотечно-информационой деятельности», «Правовое обеспечение библиотечно-информационой деятельности» и др.
Между тем, рамки образовательного стандарта и динамично меняющиеся управленческие и библиотечные технологии не позволяют «вооружить» студентов рядом значимых для управленцев навыками и умениями. Например, речевая культура руководителя — одно из важных слагаемых его управленческого успеха, позитивного восприятия коллективом и общественностью. Значимость речевой подготовки в последние годы значительно возрастает в связи с расширением границ профессионального общения и участия библиотек в различных научных, социально-культурных и иных форумах. Стоит отметить и динамично развивающейся словарный запас профессиональных терминов и обыденного лексикона. Не сомневаясь в нужности данной подготовки у будущих управленцев библиотеки, мы можем, к сожалению, констатировать отсутствие необходимого времени в учебном плане. В связи с расширением границ профессионального и общечеловеческого общения можно говорить и о необходимости усиления подготовки по иностранным языкам. Эти примеры не являются исчерпывающими, а скорее всего выступают иллюстрационным рядом для резюме о необходимости расширения формата получения знаний, умений и навыков студентами для успешного построения в дальнейшем управленческой карьеры.
Проблемы формирования и развития кадрового потенциала библиотек приобретают особое значение в связи с происходящими изменениями в социально-коммуникативной и экономической ситуациями — информатизацией различных производственных и управленческих структур, диверсификацией информационных потребностей, коммерциализацией деятельности. Оперативно трансформировать управленческие и технологические инновации в систему профессиональной подготовки призвано дополнительное профессиональное образование, которое органично вписывается в систему непрерывного образования библиотечного специалиста.
Общеизвестно, что в современную эпоху каждый человек, независимо от объема полученного в молодости
образования, должен на протяжении всей жизни пополнять свои знания, что характерно и для специалистов библиотечно-информационной сферы. Поэтому, наряду с развитием системы довузовского, вузовского образования активно развивается дополнительное профессиональное образование (ДПО). С развитием видов профессиональной деятельности дифференцируются ее формы, усложняются функции, что ведет к достижению необходимого уровня системности.
Следует заметить, что дополнительное профессиональное образование характеризуется спецификой организации образовательного процесса, его содержанием и методико-педагогическими приемами обучения. Прежде всего, это его вариативность в номенклатуре теоретических дисциплин, изучаемых слушателями, а также нацеленность на разработку и реализацию проблемно-ориентированых учебных курсов, заметное место в которых отводится интерактивным формам обучения: деловым играм, «круглым столам», стажировкам на производстве и т.д.
Положительным моментом является и четкая ориентация программ дополнительного профессионального образования на текущие потребности практики, рынка труда и перспективы развития библиотечно-информационной отрасли. Совершенно очевидно, что востребованность и актуальность данных образовательных программ возрастет лишь тогда, когда обучение будет построено в соответствии с особенностями отдельно взятого заказчика и будет четко соотнесено с задачами, проблемами, инновациями практической деятельности. Достижение этого возможно различными способами, в том числе и путем установления партнерских отношений с корпоративными клиентами: библиотеками, литературными объединениями т.д. Успешное развитие данных отношений обуславливается построением эффективного социального диалога между всеми ключевыми заинтересованными сторонами — региональной администрацией, учебными заведениями, представителями библиотек. В ходе такого диалога появляется возможность формулирования приоритетов развития библиотечно-информационной сферы, задач по их достижению, являющихся в последующем основополагающими для программ дополнительного профессионального образования.
Кроме того, организация ДПО позволяет создавать систему гибких и подвижных образовательных программ с учетом потребностей обучающихся. Этот принцип означает решение двух равнозначных вопросов: «что должно быть изучено?» и «как должно быть изучено?» Как представляется, дополнительное профессиональное образование станет результативным только в том случае, если будет иметь прикладное значение для обучающихся. В свою очередь, это предполагает необходимость тщательного проектирования образовательных программ, имеющих четкие связи между теорией и практикой. Кроме того, следует осуществлять группировку слушателей, специалистов — библиотекарей, по образовательному и профессиональному уровню их базовой подготовки. Следует обратить внимание и на выбор методов и форм обучения. Взрослые люди, занимающиеся на программах ДПО, как правило, имеют собственные предпочтительные для них способы обучения, к примеру, посредством тренинга, действия и экспериментирования, лекционного восприятия информации и т.д. Исходя из этого, и должна строиться индивидуальная образовательная траектория каждого слушателя.
Дополнительное профессиональное образование призвано формировать у обучающихся творческий подход к сочетанию профессиональных традиций и инноваций, развитие их умений и навыков. Ключевым вопросом при разработке программ ДПО является следующий:
«Сможет ли слушатель в последствии применить изученное в своей работе?» Реальная профессиональная деятельность не является набором аккуратно установленных конкретных ситуаций, разбираемых в ходе обучения или смоделированных педагогом. Следовательно, обучение кадров должно быть построено таким образом, чтобы научить обучающихся применять и кор-
ректировать полученные знания в соответствии с возникающими ситуациями.
Полагаем, что сочетание образовательных программ в формате довузовского, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, является залогом качества подготовки современных специалистов библиотечно-информационной сферы.
Библиографический список
1 .Чистякова, С.Н. Профессиональная ориентация школьников в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения / С.Н. Чистякова // Дополнительное образование.— 2004.— №11.
2.Каптерев, А.И. Виртуальный мир российского библиотекаря: опыт конкретного социологического исследования профессионального сознания библиотечных специалистов / А.И. Каптерев.— М.: Профиздат, 2001.
3.Сукиасян, Э.Р. Библиотечная профессия. Кадры. Непрерывное образование: сб. статей и докладов / Э.Р. Сукиасян.— М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.
Статья поступила в редколлегию 15.05.07
УДК 659.1.04 В. И. Десятое
КУЛЬТУРОАНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ: ОТ АРХЕТИПА ДО СОЦИАЛЬНОГО МИФА
Лейтмотив статьи — идея актуального антропогенеза, изменение человеком мира как предпосылка изменения им самого себя в таких современных практиках, как связи с общественностью. На основе методологии социокультурного подхода приведен культурантропологический материал об исторических формах связей с общественностью, констатируется проблема изучения роли связей с общественностью в современной социальной мифологии.
Прежде чем обратиться непосредственно к проблематике связей с общественностью, поясним наше понимание культуроантропологического подхода к ним. Мы исходим из антропологического подхода к пониманию культуры, развиваемого в науке со времен Э. Тэйлора. Культура в этом случае понимается как выражение человеческой природы. Она выводится из особенностей самого человека как особого рода сущего. Различные черты культурного процесса вычитываются из человеческой природы. Культура при этом оценивается как развернутая феноменология человека. Отметим также традиционность понимания антропологии как науки о культуре и человеке. А.Я. Флиер отмечает, что культу-рогенез не является однократным событием происхождения культуры в эпоху первобытной древности человечества, но представляет собой процесс постоянного порождения новых культурных форм и систем.
Опираясь на культурантропологическую традицию, мы считаем целесообразным говорить, несмотря на неизменность, точнее медленную эволюцию, природнобиологической составляющей человека, об актуальном антропогенезе. Специфика антропологического подхода характеризуется стремлением раскрыть сущность «родового человека» как субъекта и творца актуального антропогенеза, то есть самого себя и своего мира. Самоде-лание или точнее самодеятельность, свободное и сознательное конструирование человеком самого себя в обществе и посредством общества — вот основной интерес антрополога. Именно в этом заключается, по мнению многих исследователей, смысл изучения культуры и общества [5, с. 102-103].
Изменение внешнего мира есть только предпосылка и условие для самоизменения человека. В производстве, даже если оно прямо и сознательно направлено лишь на вещественно-энергетический, информационным результат, всегда люди воспроизводят и самих себя иныьми, нежели они вошли в этот процесс [5, с. 105].
Один из основоположников профессиональной деятельности паблик рилейшнз (РИ) в индустриальном обществе Эдвард Бернейз отмечал, что три главных функции РИ — информировать, убеждать и объединять людей — столь же стары, как само общество [8, с. 6]. В соответствии с этим определением РИ исследователи обращаются в глубину веков, например, к средине второго тысячелетия до н.э., ко времени свода законов царя Хаммурапи, обобщая, что «деятельностью РИ рано или поздно начинает заниматься любая структура, направленная на управление обществом в целом. Примеры тому можно найти и в Древней Греции, и в Древнем Риме» [8, с. 6]. Однако разделяемая нами вместе с
Э. Бернейзом и автором цитаты исследовательская хронологическая экспансия носит произвольный характер без демонстрации сущностного определения РИ.
Обратимся к определению этой деятельности М.А. Шишкиной — автора монографии, содержащей аналитический обзор как профессиональных рефлексий, так и мировой и отечественной науки, с собственным концептуальным и методологически работающим подходом [13]. РИ с точки зрения результата деятельности: оптимальная коммуникативная среда базисного субъекта; эффективные для базисного субъекта публичный дискурс и паблисити; позитивное общественное мнение о социальной позиции и деятельности субъекта [13, с. 103]; прирост паблицитного капитала, предполагающий его конвертацию в капитал в традиционном смысле этого слова [13, с. 90]. Перед нами хорошо фундированная прагматическая традиция понимания связей с общественностью. Но прагматикой сущность связей с общественностью, на наш взгляд, не исчерпывается.
Проанализируем обычай индейских племен — потлач, который в обзоре литературы об этом явлении реконструирует И. Хейзинга [11]. В племени квакиутль потлач — большой праздник, где одна из двух групп торжественно, с разнообразными церемониями одаривает