Научная статья на тему 'Система негосударственного пенсионного обеспечения: перспективы развития, создание пенсионной программы предприятия'

Система негосударственного пенсионного обеспечения: перспективы развития, создание пенсионной программы предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
614
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система негосударственного пенсионного обеспечения: перспективы развития, создание пенсионной программы предприятия»

© Д.И. Джунусова, 2002

УДК 364

Д.И. Джунусова

СИСТЕМА НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ, СОЗДАНИЕ ПЕНСИОННОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

П

енсионные реформы с некоторого времени стоят на повестке дня правительств и таких международных организаций, как Организация экономического сотрудничества и развития и Всемирный банк.

В высокоразвитых странах при проведении реформ используются различные методы для адаптации пенсионных систем к социальным и демографическим изменениям. Наряду со снижением пенсионного уровня и увеличением пенсионного возраста в некоторых странах по новому распределяются задачи между частными и государственными пенсионными системами, в существующих пенсионных системах увеличивается доля частного страхования.

Частные пенсии являются альтернативой государственным пенсионным системам и в последние годы рекомендуются в качестве инструмента для реформ в высокоразвитых странах. Они считаются не только менее подверженными демографическим изменениям, но и обещают более высокие доходы. Этого мнения придерживаются Всемирный банк и Организация экономического сотрудничества.

Однако существует и противоположная точка зрения. Критики частных пенсий сомневаются в их превосходстве и положительном воздействии на экономику и указывают на трудности перевода уже отработанной и созревшей распределительной системы на полностью накопительную. Так как эта система, как правило, связана только с работающей категорией населения, другие категории будут охвачены ей недостаточно или вообще не охвачены.

Последние пенсионные реформы во многих развитых странах были попытками дать новое определение зада-

чам государственного и частного секторов в пенсионном страховании.

Государственные и частные пенсии могут заменять и дополнять друг друга. Частные пенсии интегрируются в пенсионную систему страны различными способами: заключениями договоров на законодательном уровне или заключением тарифного договора. Застрахованному разрешается заменить государственное страхование на частное. Нередко частные пенсии субсидируются из налогов, поэтому не всегда можно провести четкую границу между «частным» и »госу-дарственным».

В общей пенсионной системе страны частные пенсии в сочетании с государственными могут выполнять разные функции. В странах, где государственные пенсии ограничиваются тем, чтобы в форме универсальной базисной пенсии предоставлять гарантированное минимальное пенсионное обеспечение, частные пенсии обеспечивают жизненный уровень. И напротив, если государственные пенсионные системы предлагают сильные, ориентированные на доходы компоненты с относительно высоким уровнем компенсирующего дохода, значение частных пенсий снижается- сокращается число застрахованных и размер выплачиваемых пенсий.

Системы государственного пенсионного страхования доминируют в Бельгии, Канаде, Германии, Италии, Норвегии, Швеции и США. В тех странах, где государство ограничивает готовность предоставления государственных базисных пенсий, больше возможностей для системы частного страхования. К таким странам относятся Австралия, Дания, Финляндия, Нидерланды и до определенной степени Великобритания. В большинстве стран этой группы частные пенсии обязательны или по закону, или согласно тарифным соглашениям, и та-

ким образом, глубоко интегрированы в общую пенсионную систему. В странах с доминирующей государственной системой частное страхование предоставлено отдельным лицам.

В скандинавских странах и в Нидерландах система производственных пенсий введена в основном по настоянию профсоюзов и охватывает большинство трудящихся (в Швеции этой системой охвачено 95 % трудящихся, в Нидерландах- свыше 80 %). Эти пенсии существуют не только на накопительной основе, но и на распределительной. Относительно низкие государственные пенсии в Финляндии дополняются в обязательном порядке (в соответствии с законодательством) частными пенсиями.

Частная пенсионная система в Нидерландах, Дании, Норвегии и Швеции формально законом не предписывается, но в действительности во многих секторах экономики существует коллективная обязанность страховаться в отраслевых частных системах. Датская пенсионная система построена на основе созданных профсоюзами и предпринимателями отраслевых пенсионных касс, что недавно было законодательно утверждено на основе тарифного договора. В Нидерландах отдельные работодатели могут выйти из коллективной системы, если могут предложить своим рабочим эффективную систему.

Канадская пенсионная система скомбинирована из единой базисной пенсии, основанной на взносах из зарплаты.

В США работают государственные и частные пенсионные системы, Накопления в пенсионных фондах служат в США одним из главных источников инвестиций в экономику. Распределительная система в США стандартная: пенсионеры получают деньги работающих, которые уплачивают налоги в соответствующие фонды. Этот принцип преемственности поколений работает на государственном уровне. Ставка пенсионного налога в США составляет 10,7% и выплачивается в равных частях компаниями и наемными работниками.

Накопительные пенсионные системы в США строятся на инвестиционных механизмах. Пенсионные резервы инвестируются в госбумаги, акции корпораций, паевые фонды, кредитные инструменты. В накопительную систему США

входят государственные и частные пенсионные программы.

Государственные программы обеспечивают чиновников. Финансовым источником для них являются ежегодные взносы правительства и инвестиционный доход таких фондов. Остальные граждане накапливают дополнительную пенсию в негосударственных фондах, созданных по месту работы. Каждый американец, кроме того, имеет право открыть собственный пенсионный счет в любом пенсионном фонде, тем самым создав еще один источник дохода в старости. Таким образом, американцы обеспечивают себе три вида пенсий: государственную, частную по месту работы и частную индивидуальную.

В Германии пенсионная система трехуровневая. В первый уровень входят пенсии, обязательные для определенных групп населения. Второй уровень пенсионной системы - это пенсионные выплаты, дополнительные по отношению к обязательным, осуществляемые по инициативе работодателя. К третьему уровню пенсионного обеспечения относятся самостоятельные накопления и инвестиции граждан в финансовых институтах.

Пенсионная реформа в Чили приводится как эталон грамотного финансирования пенсий. Ее основой стала замена старого принципа начисления пенсий на гарантированную государством выплату и введение обязательного накопительного страхования работников. Наемные работники подлежат обязательному страхованию и обязаны уплачивать 10 % от зарплаты в пенсионные фонды. При выходе на пенсию работнику предлагается выбор: пожизненная пенсия, выплаты в течение определенного времени или (на определенных условиях) единовременная выплата. Взносы в фонды уплачивает не работодатель, а работник. Фонды инвестируют страховые взносы на рынках ссудных капиталов. Но если инвестиционная политика оказывается неэффективной, пенсия предоставляется государством.

Интересен опыт Казахстана в области перехода от распределительной к накопительной системе. Здесь за основу пенсионной системы была принята система пенсионного обеспечения, действующая в Чили и других странах Латинской Америки (Аргентине, Перу). Однако у модели пенсионной сис-

темы Казахстана есть свои особенности.

В Казахстане действуют две системы:

• солидарная (для нынешних пенсионеров и тех граждан, чей трудовой стаж на 1 января 1998 года составлял не менее 6 месяцев);

• накопительная (те, кто 1 января 1998 года начал отчислять с зарплаты 10 %-ные обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды).

Таким образом, работодатель должен уплачивать 26 % сверх зарплаты в солидарную систему в виде социального налога, который идет на покрытие расходов по выплате социальных пособий и пенсий действующим пенсионерам. Тем самым гражданин, который выходит на пенсию сегодня получит пенсионные накопления из двух источников: первая часть выплачивается пособием из солидарной системы пропорционально трудовому стажу по состоянию на 1 января 1998 г., вторая часть пенсии - из накоплений, имеющихся на личном пенсионном счете в накопительном пенсионном фонде.

Другой отличительной особенностью казахстанской пенсионной реформы является то, что наряду с частными накопительными пенсионными фондами на рынке присутствует Государственный накопительный пенсионный фонд (ГНПФ)- юридическое лицо, производящее сбор обязательных взносов вкладчиков и выплаты получателям, а также осуществляющее деятельность по формированию пенсионных активов и инвестирующее их в государственные ценные бумаги, депозиты банков, ценные бумаги международных финансовых организаций. ГНПФ создан в форме закрытого акционерного общества, учредителем которого является правительство. ГНПФ имеет ряд монопольных прав:

• если вкладчик не заключил пенсионного договора ни с одним из негосударственных пенсионных фондов, его пенсионные взносы автоматически переводятся в ГНПФ;

• ГНПФ самостоятельно управляет своими пенсионными активами.

Негосударственные накопительные пенсионные фонды (ННПФ)- юридические лица, осуществляющие сбор обязательных и добровольных взносов вкладчиков и иных средств и выплаты получателям, а также деятельность по

формированию пенсионных активов.

ННПФ не имеют права инвестировать пенсионные активы самостоятельно - на рынке действуют три структуры:

• пенсионные фонды, которые осуществляют деятельность по привлечению пенсионных взносов;

• компании по управлению пенсионными активами, занимающиеся инвестированием пенсионных активов;

• банки-кастодианы-банки по хранению и учету ценных бумаг и денежных средств.

Эти фонды являются закрытыми акционерными обществами. ННПФ могут быть корпоративными, созданными для работников одного или нескольких предприятий, являющихся учредителями и акционерами фондов, и открытыми - принимать пенсионные взносы от граждан независимо от их места работы и жительства.

Учитывая короткий период существования нового пенсионного закона с накопительной системой и установленными взносами, пока трудно дать качественную оценку пенсионной реформы в Казахстане

На проведение реформы в целом уйдет, по оценкам ее авторов, более 40 лет, поскольку все это время будут предоставляться пенсии из распределительной системы. Если в 1998 году расходы на пенсионное обеспечение составили 4,9 % к ВВП, то, по прогнозам, к 2016 году они должны сократиться до 2,2 %.

Российская пенсионная система за последнее десятилетие (1990-2000 гг.) претерпела существенные изменения, связанные с введением в действие принципов пенсионного страхования. Осуществляемые преобразования подготовили необходимые предпосылки для дальнейших реформ.

Г осударственная (распредели-

тельная) система в качестве источника финансирования пенсий использует пенсионные и страховые взносы предприятий и работников, которые аккумулируются и распределяются для текущих выплат пенсий. Поэтому финансовые результаты пенсионного обеспечения в государственной системе России полностью зависят от того, удастся ли собрать необходимые средства.

Основу негосударственной (накопительной) системы пенсионного

обеспечения составляют негосударст-

венные пенсионные фонды (НПФ). При этом государство регулирует правовые стороны их деятельности и контролирует ее. Контроль и лицензирование деятельности НПФ в настоящее время в России осуществляет Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации.

НПФ на практике используют как накопительный (сберегатель-ный), так и распределительный принципы финансирования пенсий. Их выбор в конечном счете определяется возможностями и интересами вкладчиков фонда.

Главным принципом финансирования негосударственных пенсий является долговременное систематическое накопление средств (пенсионных взносов) для обеспечения выплаты пенсий. При этом свободные денежные средства инвестируются фондом с целью получения дополнительных доходов, необходимых для выполнения обязательств по пенсионным выплатам.

Основным элементом системы негосударственного пенсионного обеспечения, как уже отмечалось выше, являются негосударственные пенсионные фонды-органи-зации, деятельность которых заключается в аккумулировании денежных средств и их приращении для выплаты пенсий участникам. Каждый фонд работает в соответствии с утвержденным уставом и правилами и является самостоятельной организацией. Негосударственные пенсионные фонды не связаны с государственной системой пенсионного обеспечения граждан и не зависят от нее.

На развитие НПФ в 2000году в значительной степени повлияло оживление в экономике России. Преимущественное развитие получили фонды, работающие с предприятиями отраслей экономики, в которых наблюдается рост промышленного производства. В значительно меньшей степени экономический рост сказался на "открытых'' пенсионных фондах, работающих с населением.

Развитие НПФ происходит неравномерно. Главная его характеристика

- высокая концентрация финансовых ресурсов и участников в ограниченном числе фондов. Так, примерно десяток крупнейших отраслевых фондов сконцентрировали в настоящее время свыше 70 % пенсионных резервов отрас-

ли. Данное явление закономерно для начального этапа развития негосударственного пенсионного обеспечения. Однако данная ситуация требует корректировки, если целью развития фондов является создание всероссийской негосударственной пенсионной системы.

К настоящему моменту в России реально сложился институт негосударственного пенсионного обеспечения в виде 256 НПФ. Сформирована инфраструктура организаций, которые специализируются на работе с фондами: аудиторские фирмы, обеспечивающие разработку программного обеспечения, специализированные депозитарии.

НПФ расположены в 51 субъекте Российской Федерации, в том числе: 119 фондов в Москве, 21 фонд в Санкт-Петербурге, по 10 фондов расположены в Нижегородской и Самарской областях; еще в 6 субъектах Федерации работают филиалы фондов.

По итогам отчетности за 2000 год, общая сумма средств НПФ превысила

23.1 млрд руб., из них пенсионные резервы составляли почти 15,5 млрд руб. За 2000 год собственные средства фондов возросли на 36,2 %, при этом пенсионные резервы увеличились на

47.2 %.

В расчете на одного участника пенсионные резервы фондов увеличились за девять месяцев 2000 г. с 4414 до 4719 руб., или на 7 % - следует учесть, что в этот период темпы прироста пенсионных резервов в целом соответствовали темпам прироста численности участников ( соответственно 47,2 и 37,8 %). Данная ситуация естественна прежде всего за счет расширения числа участников. Именно это нашло отражение и в структуре прироста пенсионных резервов: их увеличение почти на 82 % было обеспечено за счет пенсионных взносов и менее чем на 18 %- за счет инвестиционного дохода.

Инвестиционный доход фондов за 2000 г. составил 1 млрд 992 руб., из которого 576 млн руб. было потрачено на выплату негосударственных пенсий, а капитализировано около 735 млн руб. (примерно 7 % по отношению к объему пенсионных резервов на начало 2000 г.).

Общая сумма пенсионных взносов, привлеченных фондами за 2000 г., составила 4 млрд 55 млн руб.

Количество участников к концу

2000 г. достигло 3 млн 282 тыс. человек (прирост за год составил почти 38 %).

Пенсионная реформа в России должна быть запущена со следующего года. Новая система будет трехуровневой: распределительной, страховой и накопительной. Накопительная часть представляет особый интерес для участников рынка негосударственных пенсионных фондов. В следующем году она должна составить 1 млрд, и с каждым годом эта сумма будет увеличиваться в среднем на 25 %.

Согласно основным законопроектам по пенсионной реформе, НПФ смогут участвовать в пенсионной реформе. С 2004 г. каждый человек, производя пенсионные отчисления, сможет выбирать, где их накапливать: в государственном пенсионном фонде (ПФР) или в частном. То есть пенсионная система России должна будет стать похожей на западные модели.

Накопления в ПФР и в НПФ будут отличаться схемами инвестирования. Государство намерено размещать пенсионные деньги в консервативные инструменты с невысокой, но гарантированной доходностью. При этом часть средств будет размещаться за рубежом, чтобы "распылить" риски российского фондового рынка. НПФ, как предполагается, предложат своим участникам более рисковые инвестиционные портфели.

Однако на данный момент существуют несколько факторов, которые могут негативно повлиять на деятельность НПФ в будущем. Если накопительный элемент будет введен с 2002 г., многие работники будут вынуждены перечислять часть пенсионных взносов в государственный пенсионный фонд. НПФ выйдут на рынок обязательного пенсионного страхования только в 2004 г. Законопроект "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" предусматривает, что гражданин вправе отказаться от услуг ПФР в пользу частного фонда, переведя туда свои пенсионные накопления. Однако к этому времени государство только утвердится в роли пенсионного монополиста.

Несмотря на это, западные компании уже интересуются перспективами рынка негосударственных пен-

сионных фондов. Даже те немногие изменения, которые произошли на российском пенсионном рынке, сделали его привлекательным для зарубежных компаний.

Большой интерес для лиц, задействованных в системе негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) представляет проект закона «Об обязательных пенсионных системах в Российской Федерации». В нем наряду с другими уполномоченными организациями профессиональной пенсионной системы представлены негосударственные пенсионные фонды. Однако этим видом страхования в лучшем случае смогут воспользоваться лишь 10-20 пенсионных фондов.

Учитывая проявленный интерес к системе дополнительного пенсионного обеспечения, представляется необходимым рассмотрение технологии разработки и внедрения пенсионной программы на предприятии.

Пенсионная программа предприятия представляет собой совокупность мероприятий и нормативных положений, определяющих порядок взаимодействия администрации предприятия с НПФ, профсоюзом и трудовым коллективом с целью построения сбалансированной системы формирования и выплаты негосударственных пенсий работникам предприятия.

Результатом сотрудничества предприятия и фонда является разработка плана постепенного формирования пенсионных накоплений предприятия, который представляет работникам одну из важнейших социальных гарантий - дополнительное негосударственное корпоративное пенсионное обеспечение и свидетельствует о благополучном развитии дел на предприятии.

Началом работы в этом направлении является принятие администрацией предприятия решения о заключении договора с негосударственным пенсионным фондом, открытие солидарного накопительного пенсионного счета и изыскание финансовых источников формирования этого счета.

Затем совместными усилиями специалистов предприятия и пенсионного фонда начинается составление пенсионной программы предприятия. Основной целью этого ра-

бочего документа является соотнесение реальных возможностей предприятия с его потребностями в пенсионном обеспечении работников, выходящих на пенсию, и работающих пенсионеров.

Финансовые возможности предприятия чаще всего не в состоянии обеспечить полное удовлетворение потребностей работников в пенсионном обеспечении. В связи с этим в пенсионных программах часто применяется принцип солидарной ответственности работодателя и работников за дополнительное пенсионное обеспечение последних. На практике это означает, что предприятие переводит деньги в пенсионный фонд, а работник может рассчитывать на эти средства в том случае, если он также перечисляет в фонд часть своей заработной платы. При таком подходе размер пенсионных выплат существенно увеличивается.

Таким образом, разработка и совершенствование пенсионной программы заключается в достижении баланса между финансовыми возможностями предприятия на данный момент и потребностями в пенсионном обеспечении сотрудников сейчас и в будущем. Реализация пенсионной программы должна предполагать постоянную, возможно ежегодную, ее корректировку в зависимости от условий и результатов совместной работы.

Накопление пенсионных взносов

- процесс длительный, а его результат - выплата пенсий, отложен во времени. При авансировании пенсионных выплат результат виден значительно раньше. С этой целью на начальном этапе могут выделяться по тем или иным признакам группы работников пенсионного или предпенсионного возраста, на которых будет распространяться негосударственное пенсионное обеспечение, а также видов, размера пенсий и продолжительности выплат. Однако подобный подход влечет обязательное и регулярное перечисление пенсионных взносов. Для различных групп работников могут быть выбраны различные варианты пенсионных схем (пожизнен-ные, срочные, до исчерпания и т.д.). Наибольшей популярностью в настоящее время пользуются следующие варианты пенсионных схем: солидарные

с выплатой пожизненной пенсии; солидарные с выплатой в течение определенного числа лет. Все они после проведения соответствующих расчетов и соотнесения с финансовыми возможностями составляют содержание пенсионной программы предприятия.

Как правило, фонд может предложить предприятию пенсионную программу, в которой размер пенсий рассчитывается в зависимости от:

• тарифного разряда работников ( тарифная программа);

• размера пенсионных накоплений, т.е. периода участия в программе (накопительная программа);

• в зависимости от пропорций внесения взносов предприятием (пропорциональная программа).

В тарифной пенсионной системе пенсии назначаются исходя из размера некоторого пенсионного «тарифа». В качестве тарифа могут быть приняты:

• минимальная заработная плата;

• минимальная пенсия;

• тарифные соглашения коллективного договора;

• базовая (средняя) заработная плата за заданный период.

В накопительный период пенсионные выплаты не производятся. При такой пенсионной программе на основе демографического паспорта предприятия необходимо построить прогноз потока выплат и соответственно определить параметры потока пенсионных взносов.

В накопительной программе пенсии назначаются исходя из фактического размера накоплений в пользу конкретного работника, тем самым обеспечивается полная фондируе-мость системы. Источниками формирования накоплений накопительной программы являются накопления предприятия на солидарном пенсионном счете и пенсионные взносы работников, учитываемые на их именных пенсионных счетах.

Права требования работника в пропорциональной программе зависят от размера накоплений предприятия в пользу конкретного работника, величины собственных накоплений работника, срока его участия в программе, возраста, стажа и его социального статуса (должности) и различных административных коэффициентов, устанавливаемых администрацией и профсоюзами. Этот ва-

риант программы также может быть использован, когда для основной группы сотрудников назначается тарифная система, а для другой, привилегированной, группы (например, руководства и ключевых специалистов) приобретаются пожизненные пенсионные планы.

Обеспечение гарантий сохранности и устойчивого прироста пенсионных накоплений в любой стране является необходимым условием для существования и дальнейшего развития негосударственных пенсионных фондов. Это прежде всего, жесткий контроль со стороны государства за выполнением фондами установленных «правил игры».

Для горных предприятий представляет также интерес создание профессиональной пенсионной системы (ППС) предприятия, где под ППС предприятия понимается система связей прав и предприятия, уполномоченного НПФ, и пенсионе-ров-льготников. Основной целью ППС является своевременное и полное выполнение обязательств предприятия по профессиональному пенсионному обеспечению работников, отработавших нормативный срок на рабочих местах с особыми условиями труда (на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и т.п.).

Началу деятельности ППС предприятия должно предшествовать введение законодательного обеспечения функционирования ППС. Потребуется и нормативное обеспечение со стороны Инспекции НПФ при Министерстве труда и социального развития РФ, поскольку появляется новая категория НПФ - уполномоченные НПФ.

Сложными представляются операции по сохранению приобретенных пенсионных прав льготников в случае перемены их места жительства как в период зарабатывания льготного стажа на разных предприятиях, так и в период получения пенсии.

Положительный опыт, накопленный предприятием при создании профессиональных пенсионных схем на предприятиях, позволит при стабилизации экономики не только нивелировать недостатки, но и создать предпосылки к переходу на более высокий уровень реализации ППС-отраслевой или федеральный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На сегодняшний день крупнейшими корпоративными фондами являются НПФ "Газфонд" г. Москва, НПФ "ЛУКойл-ГАРАНТ" г. Москва, НПФ "Сургутнефте-газ" Ханты-Мансийский АО, НПФ электроэнергетики г. Москва, НПФ "Уголь", созданные крупнейшими корпорациями топливно-энергетического комплекса и действующие в рамках предприятий, входящих в этот комплекс.

Кризисные явления в угольной отрасли, ее реструктуризация, в том числе закрытие наиболее убыточных и неперспективных угольных предприятий понизили социальный статус и престижность шахтерских профессий. Практически исчез разрыв между максимальными размерами шахтерской пенсии и пенсий граждан, получающих ее на общих основаниях. Значительное снижение уровня заработной платы и пенсий вынуждало многих шахтеров к продолжению работы на шахтах после достижения пенсионного возраста, чтобы обеспечить необходимый прожиточный минимум. Поэтому, приступая к реструктуризации угольной отрасли, необходимо было решить вопрос, как предоставить рабочие места более молодым шахтерам за счет работающих пенсионеров, не нанеся при этом им морального и экономического ущерба. Наиболее эффективным выходом из создавшегося положения как с моральной, так и с экономической точек зрения, было решение о предоставлении в качестве стимулирующего фактора увольняемым пенсионерам дополнительной (отраслевой) пожизненной пенсии. Дополнительное пенсионное обеспечение шахтеров было введено в соответствии с Указом президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах». В соответствии с этим Указом корпорация «Уголь России» совместно с угольными объединениями в 1993 г. учредили страховое акционерное общество (САО) «Геополис». Годом позже был учрежден негосударственный пенсионный фонд (НПФ) «Уголь». В 1994 г. САО «Геополис» и НПФ «Уголь» одними из первых в России разработали правила и условия негосударственного пенсионного страхования,

получили государственные лицензии на право осуществления этой деятельности на всей территории России. Было разработано положение о дополнительном (негосударст-венном) пенсионном обеспечении работников угольной промышленности, которое позволило с 1994 г. приступить к практической деятельности по пенсионному страхованию шахтеров.

Введение негосударственных пенсий значительно облегчило решение проблемы увольнения пенсионеров с предприятий и принятие на освободившиеся рабочие места более молодых работников. В угольной отрасли намечаются меры по дальнейшему совершенствованию системы негосударственного пенсионного обеспечения шахтеров и изысканию дополнительных источников пополнения негосударственного пенсионного фонда угольной промышленности. Известен опыт других стран, где пенсионные фонды аккумулируют значительные денежные средства и являются своеобразными стабилизаторам и их финансовых систем. При этом участники таких фондов получают негосударственные пенсии в размерах, позволяющих достойно жить после окончания трудовой деятельности.

Основные показатели деятельности НПФ «Уголь» за 2001 г.:

• пенсионные резервы 305063,8 тыс. руб.;

• имущество для обеспечения уставной деятельности 101597,0 тыс. руб.;

• количество участников 19659 человек;

• получают пенсию в фонде 16678 человек;

• пенсионные выплаты (за 1 квартал 2001г.) 6071,9 тыс. руб.

Инвестиционный портфель (по состоянию на 31 мая 2001 г.):

• инвестировано средств пенсионного резерва 318268,0 тыс. руб.

• структура инвестиционного портфеля (в процентах от общей суммы инвестиционного пенсионного резерва):

- федеральные ценные бумаги 29,5 %;

- банковские вклады 22,8 %;

- акции предприятий 11,4 %;

- векселя 12,5 %;

- валюта 23,2 %;

- другие направления 0,6 %.

Анализ практического опыта деятельности САО «Геополис» и НПФ «Уголь» приводит к убеждению, что, во-первых, угольные предприятия должны иметь возможность делать взносы за своих работников не только при их выходе на пенсию, но и в течение всей их трудовой деятельности. Тогда взносы будут накапливаться, что сделает

дополнительное пенсионное обеспечение намного более надежным. Во-вторых, необходимо привлекать денежные средства самих граждан. Во многих странах половину взносов уплачивают работники, а предприятия доплачивают за них вторую половину. Такие схемы могут быть внедрены на практике в ближайшем будущем, для этого необходима ста-

билизация общей экономической ситуации в стране, чтобы была уверенность в сохранности пенсионных накоплений. Таким образом, создание системы дополнительного пенсионного обеспечения шахтеров было правильным и необходимым решением, которое нуждается в дальнейшем развитии.

1. Голикова Е. Пенсионный фонд не делится//Коммерсант, №217, 2001, с. 8.

2. Задорожный В.И., Федотов М.С. Профессиональные пенсионные системы предприятия//Пенсионные фонды №4, 2000, - С. 6062.

3. Михайлов А.В., Мудраков В.И. Что дает пенсионная программа предприятию и работнику//Пенсия №12, 2000, - С. 49-53.

4. Мудраков В.И. Трудности роста системы негосударственного пенсионного обеспечения//Пенсия №5, 2001, - С. 50-52.

5. Нуртаев Т.Н. Опыт Казахстана в развитии накопительной

--------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

системы пенсионного обеспечения//Пенсия №6, 2001, - С. 50-53.

6. Романов А.А. Пенсионная реформа в Казахстане// Пенсия №4, 2000, - С. 64-68.

7. Соловьев А.К., Бурнашов Р.А. Экономические предпосылки пенсионной реформы в Российской Федерации// Пенсия №4, 2001, -С. 45-48

8. Пер. Жеревчука А.А. Частные пенсионные системы// Аапоіее Їатеїиїаї оиаа №1, 2001, - С. 99-101.

9. ГУ «Соцуголь», Информационный вестник №2, 2000.

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ ---------------------------------------------------------------------------------------

Джунусова Д.И. — аспирантка, кафедра «Экономика и планирование горного производства», Московский государственный горный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.