8. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА, ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ
8.1. СИСТЕМА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX-НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ
Овсянникова Александра Андреевна, преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Место работы: Российский государственный социальный университет
Аннотация: в статье рассматривается система народного образования Российской империи во второй половине XIX-начале XX веков, типы образовательных учреждений и их назначение, анализируются нормативные акты, регулирующие их деятельность и порядок управления.
Ключевые слова: народное образование, система образования, духовно-нравственное воспитание, дореволюционное право, образовательная политика.
THE SYSTEM OF PUBLIC EDUCATION OF THE RUSSIAN EMPIRE IN THE SECOND HALF OF THE XIX-EARLY XX CENTURIES
Ovsyannikova Alexandra A., Teacher of the Department of State and Legal Disciplines Place of employment: Russian State Social University
Abstract: The article examines the system of public education of the Russian Empire in the second half of the XIX-early XX centuries, the types of educational institutions and their purpose, analyzes regulatory acts that regulate their activities and management procedures.
Keywords: public education, education system, pre-revolutionary law, educational policy.
Народное образование в его историческом развитии является востребованной темой для изучения многих ученых исследователей в области педагогики, истории, социологии, философии, юриспруденции и многих других наук. Интерес ученых и общества вызван, прежде всего, значимостью школы в формировании человека, становлении его как личности, на основе тех духовно-нравственных ценностей, господствующих в обществе в тот или иной период истории. Задачи школы постоянно изменяются в зависимости от основных направлений государственной политики, но цели - обучение и воспитание, - остаются всегда неизменными.
Обращение к опыту дореволюционной России может способствовать более глубокому пониманию сути русской школы, ее целей и задач, истоков, берущих свое начало в православной вере, традиций обучения и методик преподавания, нормативного регулирования и управления. Изучение дореволюционного опыта народного образования позволяет учесть достижения и ошибки в данном направлении, которые могут быть применены и в современной образовании.
Особое значение изучению проблем народного образования придавалось во второй половине XIX и начале XX вв., в период, который современные исследователи называют периодом великих реформ и контрреформ, а также прологом модернизации России [6, с.1-3]. Этот период интересен еще и тем, что народное образование достигло своего расцвета, существовало множество типов образовательных учреждений, была осуществлена систематизация нормативных актов в области образования, образование действительно стало «народным». Период второй половины XIX - начала XX вв. по праву
можно назвать периодом совершенствования образовательного законодательства, становления отечественной системы образования.
Прежде всего, следует определить само понятие системы образования. Под ним понимают совокупность функционирующих учреждений в сфере образования. Объясняя понятие народного образования, следует отметить, что оно включает в себя образовательные учреждения, и мероприятия, направленные на обучение народа, в зависимости от интересов государства. Иными словами система народного образования - это совокупность учебно-воспитательных учреждений, основная цель которых - обучение и воспитание населения.
С созданием в 1802г. Министерства народного просвещения и введением с 1804 г. «Устава университетов Российской империи» и «Устава учебных заведений, подведомственных университетам» в XIX веке в России вводилась новая система народного образования и управления учебными заведениями. Основой новой системы народного образования стали принципы бесплатности, бессословности и преемственности учебных заведений.
Любое образовательное учреждение, действующее в период царской России, образовывалось на основе изданных нормативных документов, к числу которых можно отнести как законы, так и уставы. На протяжении всего XIX века образовательные учреждения Российской империи обладали разнообразными правовыми формами и типами. Деление происходило на основании системы обучения, в зависимости от количества обучаемых предметов, а также срока обучения. В Российской империи действовали как государственные учреждения, учредителями которых были государственные органы, так и
частные учреждения, в качестве учредителей которых выступали частные лица [5, с.53-57].
Типы образовательных учреждений в императорской России отличались своим разнообразием, однако система обучения в них фактически не отличается. Различие состоит лишь в сроках обучения, а также количества и объема информации, которая преподносилась при обучении по основным предметам.
Начальное образование в Российской империи представляли следующие типы учебных заведений:
1. Земская школа: открывалась в сельской местности, и управление такой школой осуществлялось земствами. Земские школы еще назывались училищами, они представляли начальные школы. Финансирование происходило по принципу невмешательства со стороны государства. По мнению Э. Д. Днепрова, отказавшись от вмешательства по вопросу финансирования школы государство таким образом «всецело отдавало начальную школу во власть общественной инициативы». Правовая база устанавливала возможность передачи управления школами уездным и губернским училищным советам, в число которых входили представители министерств народного просвещения и внутренних дел, духовенства, а также местного самоуправления. Советами принимались решения по вопросам об организации училищ, приеме и увольнении учителей. Открывать земские школы могли правительственные ведомства, городские и сельские общества, а также частные лица.
Например, земские училища Марийского края включали многонациональный состав обучающихся. В Царево-кокшайском уезде на протяжении второй половины XIX -начала XX вв. в училищах преобладали дети марийцев: в 1895 г. в Царевококшайском уезде марийцы составляли 1285 человек (55,6%), русские - 1021 (44,2%), 2 татарина, 1 еврей и поляки - 4 (0,2%), в 1905 г.: русские - 1746 (41%), марийцы - 2499 (58,6%), татары -19 (0,4%) [11, с.123].
2. Церковно-приходская школа во времена Российской империи называлась приходским училищем. Создание данных школ осуществлялось при церковных приходах, действующих чаще всего в сельских местностях. Церков-но-приходские школы разделялись по сроку обучения (трехлетние и пятилетние). Управление ими с 1864 года осуществлялось советом Синода через епархию училищных советов. Обучение проводилось священниками дьяконами и дьячками, учителями и учительницами. Если рассмотреть создание церковно-приходской школы на примере Воронежской области, то данный процесс выглядел следующим образом: созданием церковноприходских школ занималось приходское духовенство Воронежской епархии, однако основная инициатива по их формированию приходилось на земские школы. Деятельность по созданию координировалась Воронежским епархиальным училищным советом, который был открыт 18 ноября 1884 году.
Обобщая цель создания церковной школы, следует отметить, что ее основное предназначение заключалось в выполнении народного образования. Для открытия таких школ по действующему во время Российской империи законодательству было важно представление общественного мнения и желания сельского общества содержать учебное заведение, что всегда удавалось достичь уговорами со стороны священнослужителей. Примером может служить так называемый «причт Вознесенской церкви села Избища Землянского уезда», вышедший в свет в 1894 году, в котором была прописана архиерея о неудачи в убеждении крестьян в целесообразности от-
крытия церковно-приходской школы, которая действовала бы в качестве дополнения к земской школе. Именно поэтому было принято решение об основании при церковной караулке школы грамоты, для формирования которой по закону общественный приговор не требовался [8, с.62].
Затруднение в вопросе финансирования данного вида школы было связано с тем, что порой при проведении обучения использовался один источник знаний. Обучение проходило по имеющимся в наличии книгам, так сказать «от корки, до корки». Занятия продолжались только после поступления новых учебников. В отличие от земских школ, на развитие церковно-приходских школ самоуправлением выделялись ничтожные средства.
Существовали церковно-приходские школы вплоть до 1917 года, и относились к начальному учебному заведению.
В 1804 году управление школами осуществлялось Министерством народного просвещения, но процесс обучения велся преподавателями с духовными званиями. По распоряжению императора Николая I в 1836 году школы учреждались при церквях и монастырях, и подчинялись Святейшему Синоду. Наименование «церковноприходские школы» закрепилось за начальными училищами только к 1861 году [10, с.85-89].
В 1884 году были изданы «Правила о церковноприходских школах», соответственно с которыми данные школы учреждались под руководством приходских священников и Синода. Главными типами церковных школ, которые нашли законодательное оформление после 13 июня 1884 года, были признаны одноклас-сные и двуклассные церковноприходские школы, а также школы грамоты [13, с.163-178].
Епархиальное руководство возлагало на приходское духовенство обязательство по образованию школы в каждом приходе. Средства из казны не выделялись, а поиск учителей и способов их содержания были главнейшей задачей священника. Самым многочисленным и недорогим видом учебных заведений, как раз и были школы грамоты, «учреждаемые самим народом». Важнейшая задача подобных школ - обучение элементарной грамотности среди населения. Обучение проводилось по основным предметам начальной школы: чтение, церковнославянское и русское письмо, арифметика.
Однако, школы грамоты, которые подчинялись Синоду, обязаны были содействовать распространению и утверждению церковного просвещения и истинного благочестия. Школы грамоты были более доступными, чем организованные училища. Со стороны священников они открывались с большей охотой, так как их содержание требовало меньших затрат. А потому их количество увеличивалось темпами, опережающими рост «правильно организованных церковных школ», т.е. церковноприходских [7, с.2].
В 1884 году в системе обучения принимали участие так называемые школы грамоты. Обучение велось грамотными выходцами из небогатых слоев населения, на платной основе. Плата могла быть натуральной или деньгами, сдельной, «за выучку» или повременной. Учеба была индивидуальной или коллективной, что встречалось чаще всего. Следует отметить, что отдельного помещения школа не имела, обучение проходило непосредственно в домах учеников. Обучение протекало по церковной литературе (часослову, псалтири) или любым иным печатным изданиям, которые были доступны учителю либо ученикам. Длительное время, деятельность подобных народных школ грамотности не регламентиро-
валась никакими правовыми актами. Упор при осуществлении обучения делался исключительно на традиции [14, с.26-30].
Срок обучения в церковно-приходских школах составлял один год (класс), обучали в них шести учебным предметам, в число которых входило изучение Закона Божьего, церковного пения, церковно-славянского языка, чтения, письма, начальных сведений по арифметике. Основной уклон в обучении предназначался Закону Божьему, остальные предметы были в качестве дополнения. Программы учебных предметов для церковноприходской школы утверждались определениями Синода, изданными в 1886 году [3, с.186-195].
Утверждение программ создало четкое различие между церковно- приходской школой и школой грамоты: наименование «церковноприходская школа» присваивалась только такой школе, где обучали всем предметам в установленном объеме.
Управление церковно-приходской школой осуществлялось синодальной администрацией [9, с.3].
Законодательное закрепление школ грамот началось только с февраля 1890 года. Участие в нормотворческой работе принимали члены училищного совета, в число которых входили: В. И. Шемякин, В. К. Саблер, П. А. Игнатович, а также приезжавший из с. Татево Смоленской губернии С. А. Рачинский.
Проект закона был подготовлен к 13 февраля 1891 года, и был представлен императору для утверждения. Утверждение проекта осуществилось только 4 мая 1891 года, и получило наименование «Правил о школах грамоты».
Правила обусловливали особенности вышеуказанного типа учебных заведений, порядок формирования, специфику обучения и управления.
Заведование и ответственность за православно-церковное устремление школы возлагалась на приходского священника. Только с его позволения местным прихожанам разрешалось открывать в приходе школы грамоты.
Названные учредители школы, выражая желание на ее открытие, сообщали об источниках ее финансирования.
Если школу организовывали частные лица, или оказывали ей материальную поддержку, то по ходатайству священника, они могли быть утверждены в звании попечителей. В круг обязанностей попечителя школы входила опека об устройстве школьного помещения, выдаче жалования учителю, систематическом посещении учениками школы и храма.
Учителя в школу грамоты назначаются ее учредителем с согласия священника, в обязанность которого входит удостоверение в их нравственной благонадежности.
В школе грамоты получали знания по следующим предметам: Закону Божьему, церковному пению с голоса, чтению церковнославянскому и русскому, письму и начальному счислению. Обучение происходило по учебным пособиям и руководствам, издаваемым Синодом.
Руководящей инстанцией для этих школ являлись уездные отделения епархиальных училищных советов, которые создавались указом от 28 мая 1888 года, с целью управления церковными школами в уезде. Высшее управление всеми школами грамоты принадлежит Синоду.
Вопрос о средствах содержания школ был одним из самых сложных на всем периоде существования. Плата за обучение в школах грамоты была основным источником их содержания. В отчете обер-прокурора за 1891 год
плата в школах грамот составляла 4-10 копеек в неделю, 30-75 копеек ежемесячно, 10-20 рублей ежегодно или «за выучку». В 1887 г. члены училищного совета при Синоде признали необходимой сумму для одной школы грамоты 25 рублей в год, что должно быть платой учителю, имевшему и другие источники средств существования [15, с.156-164].
Под грамотностью, в период Российской империи понималось умение читать и писать, либо просто чтение.
Финансирование системы образования исходило за счет пожертвований и земств.
Следует заметить, что из государственного казначейства выделялись весьма скудные средства, то есть на попечителях лежала огромная забота об изыскании финансовых потоков. К примеру, содержание училищ Оренбургской губернии в 1875 году стоило 39946 руб. 81 коп. (из государственного казначейства выделено 10 299 руб. 50 коп.), а в 1899 году - 183487 руб. 72 коп. (из государственного казначейства - 59374 руб. 10 коп.). Отсюда видно, что содержание училищ спустя 25 лет функционирования округа увеличилось в общей сложности на 143527 руб. 90 коп. и, в частности, из сумм государственного казначейства на 49074 руб. 60 коп [2, с.130].
После революции 1905-1906 гг., Русско-Японской войны и реформ 1906-1907 гг. перед правительством встала проблема о принятии закона о ведении всеобщего начального образования, который был утвержден по проекту министра народного просвещения П. фон Кауфмана. По смыслу данного закона, было установлено бесплатное начальное образование. В 1910 году было установлено 4-летнее обучение для всех начальных школ.
3. Высшее начальное училище получило свое распространение в небольших городах, его первоначальное наименование - уездное. Затем наименование менялось еще дважды. В 1872 году - городское, и 1912 году - высшие начальные училища. Существовало два типа уездных училищ: мужское и женское. Совместное обучение не практиковалось. При рассмотрении данного типа учебного заведения во второй половине XIX-начале XX веков необходимо отметить укрепление новой системы школьного образования, которая включала в себя разнообразные типы начальных школ двух ведомств: духовного и светского. При изучении исторических документов, прослеживается идея о том, что подобные школы находились в домах учителей или помещениях крестьян той деревни, где находилась школа. Примером такой школы служат так называемые школы «братства» Царевокок-шайского уезда. Кроме того, подобные школы могли находится в доме язычников, например Варангушская школа Царевококшайского уезда, действовавшая в 1902 году и располагавшаяся у язычника Яштэмерова. Образование в данной школе было с уклоном язычества [1, с.21]. Финансирование уездных училищ происходило из средств казначейства и городского общества.
Следовательно, начальное образование в Российской империи присутствовало в форме земского училища, церковно-приходской школы и высшего начального училища (уездные училища). Церковно-приходская школа выступала в качестве дополнения к земскому училищу, открывалась на базе церкви, и подчинялась священному Синоду. Финансирование как в приходских, так и в земских школах осуществлялось по принципу самоуправления. А вот в уездных училищах было две формы финансирования: казна, и городская община.
Среднее образование было представлено следующими типами учебных заведений:
1. Гимназия. Также как и уездные училища гимназии подразделялись на мужские и женские. Учреждались они в каждом губернском городе, на базе центральных народных училищ. Цель обучения в гимназии заключалась, в первую очередь, в подготовке к университету, во вторую очередь - в обучении тем наукам, которые хотел бы изучить сам учащийся. Система преподавания - энциклопедичная. В учебный план не включались религиозные дисциплины, а вот социологическим знаниям уделялась особое внимание [4, с.3]. Иными словами, гимназическое образование имело светскую направленность. Финансовая поддержка гимназий входила в обязанность государства. Гимназии возглавляли директора. Ими осуществлялось руководство не только самой гимназией, но и всеми школами в губернии. Директорам подчинялись смотрители уездных училищ, которые руководили всеми приходскими училищами.
2. Кадетские корпуса относились к числу военно-учебных заведений. Финансирование в большей степени имело зависимость от благотворительности. Обучение проходило на принципах верования и религиозных основ православной христианской церкви. Денежное содержание и управление осуществлялось со стороны императрицы Екатерины II, что, в свою очередь, дало развитию кадетских корпусов как элитарного учебного заведения.
3. Институты благородных девиц считались закрытым учебным заведением, куда принимались, в основном, дочери дворян. Первым и наиболее значительным считался Смольный институт. Хорошо были известны такие учреждения, как Екатерининский институт в Санкт-Петербурге, Московское училище ордена св. Екатерины, Екатерининский институт в Харькове и другие. Данное учебное учреждение было заимствовано из Французской системы обучения [12, с.105].
Основная цель обучения в институте - нравственное воспитание дворянок. В отличие от гимназий и реальных училищ, в кадетских корпусах и институтах благородных девиц девушки и юноши не только обучались, но также воспитывались и проживали целый учебный год. Исключение составляли лишь некоторые приходящие ученики. Обучение имело сходство с домашним образованием.
Учреждения высшего образования состояли из: университетов, высших женских курсов (появились в 1869 году в Москве и Петербурге), институтов и курсов - специализированных форма высшего учебного заведения. В них курс обучения был направлен на подготовку специалистов технических и естественнонаучных отраслей.
Образование в рассматриваемый период времени строилось на платной основе, поэтому говорить о всеобщей его доступности нельзя. Если в семье было хорошее финансовое положение, то дети могли получить образование, если нет, то ребенку могли лишь предоставить домашнее обучение, по имеющимся учебникам в семье. Попытка открытия сети частных учебных заведений находилось под строгим контролем правительства. А в Москве и Петербурге в 1883 году был введен запрет на их открытие.
Таким образом, система народного образования в период российской империи складывалась из многочисленных видов учебных заведений, в число которых входили школы, институты, кадетские корпуса, училища различного типа. Длительный период времени образовательный процесс находился в введении Синода, и лишь в 1804 году был передан Министерству образования. Вопрос финансирования образования был развит слабо, в основном за финансирование учреждений отвечали те, кто создавал школы. Такой принцип финансирования отра-
жался в церковно-приходских школах, в которых финансовый вопрос решался через священника, либо посредством поступающих средств от благотворительности.
Таким образом, система народного образования Российской империи во второй половине Х1Х-начале XX веков была представлена в двух направлениях: церковном, и светском. Все учебные заведения были нацелены на обучение народа основным предметам, в число которых в обязательном порядке входило изучение Закона Божьего, основы арифметики и чтение. Специализированные учебные заведения обучали какому-либо ремеслу. В Российской империи существовало сословное обучение, заключавшееся в обучении детей всех классов, за исключением крепостных крестьян. Срок обучения зависел от количества предметов в школах, а также от их типа. Все учебные заведения подразделялись на начальные, средние, и высшие.
Сразу после победы Октябрьской революции началось разрушение прежней системы образования. Уничтожались прежние структуры школьного управления, закрывались частные учебные заведения, было запрещено преподавание древних языков и религии. На протяжении 1918 г. вышел ряд правительственных документов, которые стали законодательной основой школьной реформы: об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, о праве нерусских народов открывать учебно-воспитательные учреждения, с преподаванием на родном языке, о введении во всех типах школ совместного обучения и т.д. В течение 20-х гг. XX столетия дореволюционная структура школьного образования была фактически ликвидирована.
В настоящее время можно отметить возвращение отечественного образования к своей самобытности, к его первооснове - православной культуре. На протяжении веков православная идеология являлась мощной объединяющей силой, в которой вера являлась системой устойчивых ценностей, а православно-христианская религия способствовала к интеграции различных социальных сил. Об этом свидетельствует активное взаимодействие государства и Русской Православной Церкви в области образования, закрепление образовательных стандартов и норм на законодательном уровне, повышение роли Православия в современной жизни российского государства и общественное доверие к нему [5, с.53-57].
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 80,43%.
Список литературы:
1. Алметева И. В. Народное образование в Царевокок-шайском уезде во второй половине XIX - начале XX вв // Вестник Марийского государственного университета. 2012. №10. С. 21.
2. Галиуллина С. Д., Герасимова Д. И. Попечительство как система управления образовательными учреждениями (исторический аспект) // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2012. №2. С. 130.
3. Грабко М. Е. Обер-прокуроры Святейшего Синода и «рабочий вопрос»: мнения и проекты его решения в 18801914 гг. (по материалам всеподданейших отчетов обер-прокурора) // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. 2014. №3(15). С. 186-195.
4. Гришин А. В., Гришин В. А. Политика в области народного просвещения Российской империи первой четверти XIX века // Вестник Брянского государственного университета. 2014. №1. С. 3.
5. Гурылева А. А. Правовое регулирование государственной образовательной политики во второй половине
XIX - начале XX веков: история и современность // Современное общество и право. 2016. № 3 (24). С. 53-57.
6. Гусева О. В. Становление системы народного образования в Саратовской губернии во второй половине XIX века: Автореф. дис. ... канд. истор. наук: 07.00.02. Саратов, 2004. С.1-3
7. Житенев Т. Е. Школы грамоты в российской империи конца XIX начала ХХ века // Вестник ВУиТ. 2014. №4 (17). С. 2.
8. Иконников С. А. Деятельность российского приходского духовенства по созданию церковно приходских школ во второй половине XIX -начале XX В. (по материалам Воронежской епархии) // Вестник ПСТГУ. Серия 2: История. История РПЦ. 2014. №61 (6). С. 62.
9. Игтисамова Г. Р. Становление системы профессионального образования в дореволюционной России // Новые технологии. 2012. №1. С. 3.
10. Лавицкая М. И., Гурылева А. А. Управление системой начального духовного образования в России в первой половине XIX в. // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. 2014. Т. 2. № 8. С. 85-89.
11. Отчеты Царевококшайской уездной управы XLI очередному Царево-кокшайскому уездному земскому собранию о действиях с 1-го июля 1904 года по 1-е июля 1905 года и денежные за 1904 год и первую половину 1905 года. Казань, 1906. С. 123.
12. Поздняков А. Н. Институты благородных девиц в системе образования России второй половины XVIII начала XIX века // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. №2-1. С. 105
13. Полякова Н. В. Складывание российской системы образования // Социально-политический журнал. 1998. № 3. С. 163-178.
14. Сизинцева Л. И. Хреновская церковно-учительская школа «АLMA-MATER» Н. Д. Кондратьева и П. А. Сорокина // Вестник Костромского государственного педагогического университета. 1998. №2. С. 26-30.
15. Сумбурова Е. И. Церковно-учительские школы Самарской губернии в конце XIX - начале ХХ в. // История церковно-школьного образования в России (XIX - начало Хх вв.). Материалы международной научной конференции. Шуя, 21 сентября 2012 г. / отв. ред. Т.А. Красницкая. Изд-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2012. С. 156-164.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Система народного образования Российской империи во второй половине XIX-начале XX веков» преподавателя кафедры государственно-правовых дисциплин юридического
факультета РГСУ Овсянниковой Александры Андреевны Научная направленность работы: Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
Актуальность работы: В настоящее время в образовании, как и в любой другой общественной сфере, существует ряд проблем, которые вызывают активные дискуссии и требуют разрешения на законодательном уровне. Одной из таких проблем является неоднозначная оценка роли религиозного образования в светской школе, его правовое положение в системе образования РФ. Существует потребность в истори-ко-правовом исследовании правого регулирования религиозного образования в России, поскольку сейчас многие вопросы в организации и осуществлении образовательного процесса не урегулированы законодательством, в связи с чем, возникают неразрешенные и спорные ситуации. Ввиду этого, возникает потребность в изучении нормативно-правовой базы прошлых столетий, когда законодательство в области религиозного образования было наиболее развитым и эффективным. Проведение исследования дает возможность проанализировать и целостно обобщить нормативно-правовую базу в области религиозного образования, позволяет показать историческую преемственность и развитие, извлечь необходимые исторические уроки и сделать научные и практические выводы. Опыт XIX века позволит дать необходимые рекомендации в разрешении существующих проблем, что делает работу актуальной и позволяет дать рекомендации для дальнейшего развития правового регулирования религиозного образования в России.
Оценка достоверности представленных результатов: Определяется актуальностью рассмотренных в работе проблем и степенью обоснования содержащихся в ней положений и состоит в том, что включение выработанных теоретических положений относительно исследуемых проблемы. Материал может быть использован для дальнейшего исследования проблемы правового регулирования образовательной сферы Российской империи во второй половине XIX-начале XX веков.
Практическая значимость: Проведение исследования дает возможность проанализировать и целостно обобщить нормативно-правовую базу в области религиозного образования, позволяет показать историческую преемственность и развитие, извлечь необходимые исторические уроки и сделать научные и практические выводы. Опыт XIX века позволит дать необходимые рекомендации в разрешении существующих проблем, что делает работу актуальной и позволяет дать рекомендации для дальнейшего развития правового регулирования религиозного образования в России.
Характеристика статьи на оформление: Материал статьи изложен последовательно.
Рекомендации к публикации: Статья актуальна, представляет научный и практический интерес и может быть рекомендована к публикации.
Рецензент:
Доцент кафедры государственно-
правовых дисциплин РГСУ
Кандидат юридических наук, доцент
Чинарян Е. О.