УДК: 94(47) ББК: 63.3(2)51
Житенев Т.Е.
ШКОЛЫ ГРАМОТЫ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКА
Zhitenev T.E.
SCHOOL EDUCATION IN THE RUSSIAN EMPIRE OF THE LATE XIX - EARLY XX CENTURY
Ключевые слова: церковноприходские школы, школы грамоты, церковные школы, Училищный совет при Святейшем Синоде, второклассные школы, народное образование, начальное образование в Российской империи.
Keywords: the parochial school, school education, Church schools, the School Council at Holy Synod, a second-class school education, primary education in the Russian Empire.
Аннотация: в статье рассматривается политика царского правительства и Святейшего Синода в конце XIX - начале ХХ века в отношении школ грамоты, которые давали элементарное образование. Проанализированы правовые документы, регламентировавшие деятельность этих школ, начиная с 1884 года. Показана динамика численности этого типа учебных заведений и ее причины.
Abstract: the article considers the policy of the Imperial government and of the Holy Synod in the late XIX - early XX century in the schools of letters that gave elementary education. Analyzed legal documents regulating the activities of these schools, since 1884. Shows the population dynamics of this type of educational institutions and its causes.
Школы грамоты - один из древнейших типов учебных заведений, сложившихся в России. Обучение в них вели грамотные выходцы из небогатых слоев населения, миряне за плату. Желающие дать образование своим детям, нанимали такого «мастера грамоты». Плата могла быть натуральной или деньгами, сдельной, «за выучку» или повременной. Обучение могло быть и индивидуальным, но, как правило, коллективным. Школа по очереди располагалась в домах учеников, «кочуя» из избы в избу. Ученики школ грамоты обучались либо по церковной литературе (часослову, псалтири) или даже любым другим печатным изданиям, оказавшихся доступными учителю и ученикам. Долгое время деятельность таких народных школ грамотности не регламентировалась никакими правовыми актами и опирались лишь на традицию.
В начале 1880-х годов по инициативе обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева возникает идея создания системы начальных школ, подконтрольных православному духовенству. В 1884 году в результате работы комиссии были созданы «Правила о церковноприходских школах», согласно которым создавались начальные школы под руководством приходских священников и Синода. Основными типами церковных школ, которые получили законодательное оформление после 13 июня 1884 года, были признаны одноклассные и двуклассные церковноприходские школы, а также школы грамоты. Епархиальное руководство возлагало на приходское духовенство обязанность по созданию школ в каждом приходе. При этом средств из казны не предполагалось выделять, а поиск учителей и способы их содержания становились задачей священника.
Самым многочисленным и дешевым типом учебных заведений становились как раз школы грамоты, «учреждаемые самим народом». Их задачей признавалось распространение даже не начальной, а «элементарной грамотности» среди населения. Предметы обучения сохранялись прежние: чтение, церовнославянское и русское письмо, арифметика. Но теперь школы грамоты, подчиненные Синоду, должны были способствовать распространению и утверждению в православном народе церковного
просвещения и истинного благочестия. Средствами достижения этой цели должно было стать именно заведование школой священником, который контролировал деятельность учителя. Школы грамоты оказываются намного доступнее «народу по его средствам», чем правильно организованные училища.1 Священники охотнее открывали школы грамоты, так как на их содержание требовалось меньше средств и их легче было найти. А потому их количество увеличивалось темпами, опережающими рост «правильно организованных церковных школ», т.е. церковноприходских.
На эти школы было обращено внимание во всеподданнейшем отчете обер-прокурора за 1884 год, где условиями их успешного распространения были названы частое посещение их священниками для осмотра, снабжение однородными учебниками и подготовка для них учителей «из крестьянских юношей, получивших образование в церковноприходских школах, хорошо ознакомленных с церковным чтением и пением».2
То есть духовное ведомство стремится не только взять их под свой контроль, но и принципиально изменить их характер, готовя учителей и снабжая пособиями. Во всеподданнейшем отчете за 1887 год было подчеркнуто, что школы грамоты «по своей доступности и дешевизне имеют большое значение во всенародном образовании».3
В одноклассных церковноприходских школах было шесть учебных предметов: Закон Божий, церковное пение, церковно-славянский язык, чтение, письмо, начальные сведения по арифметике. Главным предметом был Закон Божий, остальные же (за исключением арифметики) должны служить дополнением к нему. Программы учебных предметов для церковно-приходских школ были утверждены определениями Синода в 1886 году.4 Утверждение программ позволило провести более четкие различия между церковноприходскими школами и школами грамоты: наименование «церковноприходских школ» стало присваиваться лишь тем школам, в которых велось преподавание всех предметов в определенном объеме.
Одним из важнейших вопросов, который встает перед синодальной администрацией, управлявшей церковными школами, стало «точное выяснение параграфа шестого «Правил [о церковноприходских школах]», где говорилось о школах грамоты.5 Отчет Победоносцева по духовному ведомству за 1888-1889 год уже прямо говорил о «необходимости дать школам грамоты правильное устройство путем особого законоположения», поскольку характер их отличался «неопределенностью и разнообразием».6 С февраля 1890 года начинается работа по составлению законодательства о школах грамоты, в которой приняли участие члены училищного совета В.И. Шемякин, В.К. Саблер, П.А. Игнатович, а также приезжавший из Татево С.А. Рачинский.
13 февраля 1891 года К.П. Победоносцев подал разработанный проект на утверждение императора, в котором выразил уверенность, что эти школы могут стать «одним из могущественных и действительных средств для распространения грамотности и просвещения в самых глухих поселках и деревнях». 4 мая 1891 года «Правила о школах
у
грамоты» были утверждены царем.
Этим документом определялись особенности этого типа учебных заведений: порядок формирования, специфику обучения и управления, отражая сложившуюся за семь лет практику и вводя ряд новшеств. Если в «Правилах о церковноприходских школах»
1 Объяснительная записка к проекту «Положения о церковных школах». В кн.: Государственный совет. Департамент промышленности, наук и торговли. Материалы. Т. 13. - СПб., 1902. - С. 2.
2 Всеподданнейший отчет Обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева по ведомству православного исповедания за ... 1884 г. - СПб., 1886. - С. 112.
3 Всеподданнейший отчет за 1887 г. - С. 239.
4 Всеподданнейший отчет за 1886 г. - С. 180.
5 ОРРНБ Ф. 613. Оп. 1. Д. 57. . Л. 11.
6 Всеподданнейший отчет за 1888-1889 год. -С. 371.
7 ПСЗ-3 № 7665.
1884 года (параграф 6) говорилось, о «домашних крестьянских школах грамотности», то теперь это уже «школы начального обучения, открываемые в приходах городских и сельских, а равно и монастырях». То есть речь шла не столько о подчинении школ, открываемых сельским населением, сколько о возможности духовенству открывать особые учебные заведения. Ближайшее заведование и ответственность за православно-церковное направление школы возлагалась на приходского священника. Только с его разрешения местные прихожане, благотворительные учреждения, сельские и городские общества и земства могут открыть в приходе школы грамоты.
Эти учредители школы, изъявляя желание открыть школу, сообщают об источниках ее финансирования. Частные лица, организовавшие школу или оказавшие ей материальное содействие, по ходатайству священника утверждаются в звании попечителя школы грамоты, «а общества и учреждения сами избирают из своей среды попечителя». К обязанностям попечителя относится забота об устройстве школьного помещения, выдаче жалования учителю, регулярном посещении учениками школы и храма. Попечители из крестьян пользуются преимуществами, предоставленными должностным лицам волостного и сельского управления, а ревностное исполнение этих обязанностей могут быть представлены архиереями к почетным наградам.
Учителя в школу грамоты избираются ее учредителем с согласия священника, который должен удостовериться в их нравственной благонадежности. Предметами обучения в школе грамоты является «Закон Божий, церковное пение с голоса, чтение церковнославянское и русское, письмо и начальное счисление», а преподавание ведется по учебным пособиям и руководствам, издаваемым Синодом. Все предметы, в том числе и Закон Божий, ведет избранный учитель, а на священника возлагалась обязанность более частого посещения школ, при которых он «испытывает учащихся в пройденном, наблюдает за преподаванием учителя и ведет беседы по предметам Закона Божия».
Следующей за священником руководящей инстанцией для этих школ являлись уездные отделения епархиальных училищных советов, которые создаются указом от 28 мая 1888 года, для управления церковными школами в уезде. Высшее управление всеми школами грамоты принадлежит Синоду.
Впоследствии многие губернские земства (Смоленское, Калужское, Пермское, Самарское и др.) ходатайствовали о разрешении параллельно с епархиальным начальством открывать школы грамоты, но такие обращения, на основании этих «Правил», были отклонены Комитетом Министров. Этот закон не являлся препятствием для открытия школ грамоты частными лицами и организациями, но ставил их под контроль священника и учреждений духовного ведомства. Делалось это из опасения политической неблагонадежности учителей, подконтрольных исключительно земствам.
Какие выгоды получил Синод от издания этого закона? Некоторые исследователи утверждают, что главным оказалось то, что «примитивные одногодичные школки, получившие название «школы грамоты», с одобрения царского правительства весьма охотно прибрал к рукам Синод».9 Но это утверждение представляется спорным. Количество вольных деревенских школ, вероятно, не являлось значительным, так как после издания указа мы не видим сколько-нибудь заметного всплеска их численности. Динамика роста остается на одном уровне. Если сопоставить данные отчетов обер-прокурора за 1890-1893 год, то увидим, что в 1891 году прирост школ грамоты составил 1951 едениц, в 1892 - 1065, в 1893 - 3153 (до 15992). Да его и не могло произойти, так как законодательно школы грамоты передавались в руки духовенства уже в 1884 году. Вероятно, было изъято определенное количество таких школ из-под управления земств,
8 Церковные Ведомости. - 1897. - № 8.
9 Оскоков, А.В. Начальное образование в дореволюционной России (1861 - 1917). - М., 1982. - С. 22-26. И.К. Бан говорит «о праве контроля над многими вольными крестьянскими школами». В кн.: Бан И.К. К.П. Победоносцев и распространение церковноприходских школ в 1884 - 1904 году: дис. ...кандидата исторических наук. - СПб., 1999. - С. 257.
но численность их не могла быть значительной.
«Правила о школах грамоты» не вносили ничего принципиально нового в вопрос об их ведомственной подчиненности по сравнению с «Правилами» 1884 года. Закон 1891 года в первую очередь преследовал цель законодательного оформления этого типа школ, который к 1890 году приблизился к десяти тысячам, но по-прежнему управлялся на основании единственного параграфа Правил о церковноприходских школах.
26 февраля 1896 года императором было утверждено «Положение об управлении школами церковноприходскими и грамоты ведомства Православного исповедания». Оно переработало различные законодательные акты, касающиеся организации и управления школами духовного ведомства, в том числе и «Правила о школах грамоты», и свело их воедино.
Закреплялась многоступенчатая система управления, складывавшаяся с 1884 года: училищный совет при Святейшем Синоде, епархиальные училищные советы и их уездные отделения. Уездные отделения епархиальных училищных советов имеют в числе прочих обязанностей изыскание мер к развитию поддержанию начальных школ и утверждение учителей школ грамоты. «Их главная забота - школы грамоты, порученные их особому надзору и попечению».10
Итогом восемнадцатилетнего развития церковных школ стал новый закон, вобравший в себя более ранние нормативные документы - «Положение о церковных школах». После рассмотрения Государственным советом оно было утверждено императором 1 апреля 1902 года. Этот документ определял порядок функционирования начальных школ, подведомственных Синоду вплоть до конца их существования в 1917 году.
Согласно этому закону, целью церковных школ провозглашалось распространение в народе образования в духе православной веры и Церкви. Все школы подразделялись на начальные (школы грамоты, церковноприходские, воскресные) и учительские (второклассные и церковноучительские). Относительно школ грамоты говорилось, что «школы грамоты ведомства православного исповедания открываются в приходах городских и сельских с разрешения приходского священника» (§ 16). Предметами обучения в этих школах были Закон Божий, церковнославянское и русское чтение и письмо, четыре правила арифметики и церковное пение, которые необходимо пройти за два года. Учителями в них являются «преимущественно» выпускники второклассных школ и имеющие звание учителя начальной школы, но могут быть допущены члены причта и другие лица, признанные уездным отделением способными к педагогической деятельности. Эти условия максимально приближали школы грамоты к правильному типу учебных заведений.
Источниками финансирования церковных школ были указаны как местные (жертвуемые земствами, городами, обществами, сословиями, церквами, приходами, монастырями, приходскими попечительствами и братствами, благотворительными учреждениями и частными лицами), так и те, которые поступали из средств Синода, государственного казначейства и губернского земского сбора.
Вопрос о средствах содержания школ был одним из самых сложных на всем периоде существования. Плата за обучение в школах грамоты была основным источником их содержания. В отчете за 1891 год обер-прокурор писал о плате в школах грамоты, которая могла составлять 4-10 копеек в неделю, 30-75 копеек ежемесячно, 10-20 рублей ежегодно или «за выучку».11 В 1887 г. члены училищного совета при Синоде признали необходимой сумму для одной школы грамоты 25 рублей в год, что должно быть платой учителю, имевшему и другие источники средств существования.
С середины 1890-х годов, благодаря позиции министра финансов С.Ю. Витте,
10 Объяснительная записка к проекту «Положения о церковных школах». В кн.: Государственный Совет. Департамент промышленности, наук и торговли. Материалы. Т. 13. - СПб., 1902. - С. 5.
11 Всеподданнейший отчет... за 1890-1891 годы. - СПб., 1893. - С. 466.
училищным советом при Святейшем Синоде были получено более трех миллионов рублей из казны. Более миллиона из этих средств (1179 тыс. руб.) шло на содержание церковноприходских школ и школ грамоты из расчета 300 рублей на первые и 120 - на вторые. Это дает стимул для дальнейшего количественного и качественного роста школ церковного ведомства.
Небольшие затраты при открытии школ грамоты делали их привлекательными для духовенства, которое, следуя синодальным циркулярам, должно было открывать начальные учебные заведения в приходе. Земский начальник А. Новиков отмечал, что «когда с самого начала стали прежде всего стремиться к количественному увеличению числа церковных школ, каждый почти священник бросился открывать школу. Церковноприходские школы открывали те, которые или хотели более отличиться, или более надеялись на себя, или видели в церковных постройках, церковных средствах или иных обстоятельствах большую возможность удовлетворительно поставить дело. Большинство же открывало школы грамоты. Поэтому первое время качественной разницы не было между церковноприходскими школами и школами грамоты. Когда увеличились ассигнования из казны на церковноприходские школы, разница стала ощутительней. Стали различными требования. Горько пришлось тем священникам, которые поторопились открыть школы высшего разряда». 12
Легкость, с которой могла быть открыта школа грамоты - без значительных средств, без помещения, без квалифицированного учителя, без затрат, на утвержденные Синодом учебники, - обусловила их быстрое распространение в первый период развития церковных школ. Через пять лет после издания «Правил» 1884 года численность школ грамоты стала выше, чем количество церковноприходских школ, что сохранялось вплоть до 1900 года.
В дальнейшем при получении дополнительных средств от общества на постройку школьного здания или жалование учителю священник мог преобразовать школу грамоты в церковноприходскую. Тем самым создание школ грамоты могло подготавливать создание правильно организованных учебных заведений в тех регионах России, где значительная часть населения осознала необходимость просвещения и могла выделять на это значительные средства. В то же время, по мнению одного из наблюдателей, «в Сибири такой взгляд неприемлем, на школы грамоты нужно смотреть как на нечто самостоятельное, постоянное. Большинство селений Иркутской епархии долгое время будет довольствоваться только школами грамоты».13 Подобная ситуация была свойственна не только Сибири и другим схожим регионам, но и отдельным деревням во вполне развитых районах. Причиной здесь можно назвать как скудость средств, так и отсутствие осознания населением значения грамотности.
Рост числа школ грамотности можно объяснить в первую очередь их наибольшей приспособленностью к местным условиям распространения церковных школ и связан с деятельностью духовенства. Нельзя согласиться с утверждениями исследователей, которые полагали, что основой для количественного роста этих школ стало причисление в 1891 году «одним взмахом пера» к духовному ведомству крестьянских школ грамоты, «число которых тогда определялось несколькими тысячами».14 В 1897 году школы грамоты составляли 56% (21614) от общего числа начальных школ (38475), подведомственных Синоду.
Если мы посмотрим на динамику роста школ грамоты, то увидим, что их годовой прирост составлял до 1892 года более 10%, в период 1892 - 1896 годов он уменьшился примерно на 7%, после этого до 1899 года уже меньше чем на 3%. Наибольшей численности школы грамоты достигают в 1899 году (21900), после чего начинается их
12 Новиков, А. Записки о сельской школе. - СПб., 1902. - С. 28-29.
13 Всеподданнейший отчет... за 1890-1891 год. С. 465.
14 Чехов, Н.В. Народное образование в России с 60-х годов XIX в. - М., 1912. - С. 101.
постепенное сокращение. А с 1901 года количество одноклассных и двуклассных церковноприходских школ превышает число школ грамоты.
Чем были вызвано сокращение школ грамоты и преобладание церковно-приходских школ с начала ХХ века? На динамику роста школ грамоты значительное влияние оказывали внешние факторы. Во всеподданнейшем отчете обер-прокурора за 1901 год отмечается, что «много повредила успехам церковно-школьного дела в одних местах полный неурожай хлебов, в других - недород хлебов».15 Всеподданнейший отчет за 19031904 год причиной закрытия называет «обеднение населения в результате неурожаев, а также войны на Дальнем Востоке». Томский епархиальный наблюдатель в своем отчете пишет: «Две мобилизации, отнявшие у народа лучшие производительные силы, неурожаи хлебов и трав, постигшие Томскую губернию за последнее время, заставили крестьян сократить свои расходы на народное образование. А так как многие школы грамоты содержатся исключительно на крестьянские средства, то на них главным образом и отразилась экономия: некоторые из них замерли навсегда, другие прекратили свое существование до более благоприятного времени».16
Школы грамоты не были обеспечены в значительной степени средствами из казны, что делало их зависимыми от материального благополучия крестьян - основных содержателей этих школ. Уменьшение доходов сельского общества могло привести к тому, что оно отказывало в пособии школе. В то же время, в конце 1890-х годов, все активнее начинают выдаваться казенные ассигнования на начальные школы духовного ведомства. Пособия на церковно-приходские школы в несколько раз превышали средства, отпускаемые на нужды школ грамоты. Это становится одной из причин, по которой священники преобразуют созданные ими школы грамоты в одноклассные церковноприходские школы.
Кроме этого, определенную роль в изменении соотношения численности школ Синода играет отношение населения к образованию. За десятилетия, прошедшие с издания «Правил» 1884 года, во взглядах крестьянства на грамотность происходит определенная эволюция: осознается необходимость образования, повышаются требования. В немалой степени этому способствовало увеличение числа начальных училищ в стране, в том числе и за счет школ церковного ведомства. Школы грамоты с низким уровнем качества обучения все меньше удовлетворяли население, что приводило либо к их закрытию и созданию в селе земской школы, либо к преобразованию их в более совершенные церковноприходские школы.
Кроме того, можно говорить об исчерпании образовательного ресурса духовенства, которое Синодальным начальством обязывалось заводить в приходе церковные школы. Разница в соотношении количества приходов и школ к 1897 году составила 105,2%, т.е. на 36561 приходов приходилось 38475 школ, которые были под управлением духовенства. В 1903 году этот процент достигает максимума - 117,4%. Таким образом, почти каждый церковный приход в России имел в своем составе церковно-приходскую школу или школу грамоты, (или даже обе одновременно), подчиненную приходскому священнику.
Тем самым был достигнут определенный предел количественного роста начальных школ при церкви, на смену которому приходит качественный рост, относящийся к началу ХХ века. Он предполагал, в частности, что школы грамоты будут уступать место полноценным начальным школам.
В «Правилах о школах грамоты» 1891 года говорилось, что преподавание могло быть возложено на человека, прошедшего предварительное собеседование со священником и оказавшегося «достаточно сведущим в Законе Божием». Как правило, это были отставные солдаты, крестьяне, а также члены причта, или их родственники, которых священники предлагали на должность учителей через епархиальные училищные
15 Всеподданнейший отчет. за 1901 год. С. 283.
16 Всеподданнейший отчет. С. 244.
за
1903-1904
год.
советы.
Как предполагал К.П. Победоносцев, роль учителей школ грамоты будут исполнять главным образом люди, продолжающие заниматься сельским хозяйством, но в то время, когда работ в поле нет, они бы обучали детей односельчан. По степени образования они состояли значительно ниже учителей церковноприходских школ.
Недостаток образования и педагогической подготовки «неправоспособные» учителя, по замечанию отчетов, «восполняли усердием и прилежанием к делу». Как отмечает отчет Кишиневского епархиального совета, «начало учебных занятий ежедневно с восходом солнца и конец их - с закатом - это обычное явление в тех школах, где учителями стоят ревностные труженики из неправоспособных». В докладе Черниговского епархиального совета отмечается, что «наличный состав учителей школ грамоты достигает более или менее удовлетворительных результатов только благодаря исключительному упорному
17
труду».
Наличие учителей, не имеющих специальной подготовки, но для которых преподавание в школах один из видов деятельности (наряду с земледелием), с одной стороны, позволяло затрачивать на содержание школы очень небольшие средства, с другой, приводило к невысокому качеству обучения. Решение этой проблемы виделось обер-прокурору и его сотрудникам в создании учебных заведений, которые бы давали подготовку крестьянским детям, но не отрывали их от среды, с тем, чтобы в дальнейшем они, обладая педагогическими навыками, могли преподавать в школах грамоты, вместе с тем занимаясь сельским хозяйством.
Рост школ грамоты заставил задуматься над созданием широкой сети учебных
заведений, которые готовили кадры для них. Школа должна состоять из
общеобразовательного класса (равного по курсу двуклассной церковноприходской школе)
и второго, педагогического класса, который и дал название учебному заведению -
второклассная школа. Такой тип учебных заведений был создан и оказался весьма
распространенным после начала систематического финансирования церковных школ из
бюджета (421 школа в 1905 году). Она давала доступное для крестьян и весьма
основательное образование (срок обучения был более семи лет), что делало их
востребованным типом учебных заведений. Правда, эти особенности приводили к тому,
что значительная доля выпускников шли работать в сферу, не связанную с народным
образованием. Но те, кто шел работать в школы грамоты, своей деятельностью давали
положительные результаты. Благодаря им существенно улучшился педагогический состав
этих учебных заведений, о чем говорили многие отчеты. Смоленский епархиальный
наблюдатель отмечает: «Достаточно образованные и сами по себе, представляя цвет
крестьянского юношества, воспитанники второклассных школ являются лучшими
18
учителями в школах грамоты». Полоцкий наблюдатель в своем отчете пишет: «Учителя, из окончивших второклассную школу, получив достаточное образование и специальную подготовку к учительству, внесли в жизнь школ грамоты совершенно новую атмосферу. Выведя эти школы из неудовлетворительного состояния, новые учителя своею живой деятельностью пробудили в местном населении интерес, доверие и уважение к школам грамоты». Московский наблюдатель также указывал, что «выпускники второклассных школ совершенно почти вытеснили тех учителей-самоучек, которые по преимуществу обучали в школах грамоты».19
Постепенное увеличение жалования учителям церковных школ и общее повышение образования в стране приводило к тому, что одной из главных тенденций становится ежегодное увеличение образовательного ценза учителей. Доля «правоспособных учителей», т.е. обладающих педагогическим образованием или сдавшим особый экзамен и получивших свидетельства на звание учителя начальной школы и школы грамоты
17 Церковно-школьное дело в России // Вестник Европы. - 1901. - № 9. - С. 228.
18 Всеподданнейший отчет. за 1899 год. - С. 233.
19 Всеподданнейший отчет. за 1901 год. - С. 298.
постоянно взрастала. Согласно отчету за 1902 год в школах грамоты доля таких учителей составляла 25%. В 1910 году учителей, имеющих право на преподавание, было в школах грамоты - 42%.20
Одним из показателей качества обучения можно назвать процент выпускников школы к ученикам. Для всех сельских начальных школ конца XIX - начала ХХ века этот процент был крайне низким. В церковноприходских школах он составлял 9-10%, а в школах грамоты - 6%. Основной причиной являлось то, что родители рассматривали детей школьного возраста как полноценного работника и потому старались забрать из школы, как только были пройдены элементарные знания. Другим показателем являлась сдача выпускниками-мальчиками экзамена на свидетельство, дающего право на льготу по воинской повинности. К.П. Победоносцев отмечал, что процент окончивших к общему числу учащихся составлял в церковноприходских школах 9, в школах грамоты - 3. Такой процент обер-прокурор полагал удовлетворительным.
Очень большие сложности испытывали школы грамоты с помещением, в котором она должна была находиться. Очень часто проблему с наличием помещения решали за счет поочередного перемещения школы в избы родителей учеников. Это избавляло от необходимости вносить плату за наем помещения или строить новое здание. В то же время очевидно и неудобство этих «кочевых» школ. Отчет Городецкого епархиального училищного совета так описывает «среднее» помещение школы грамоты: «Обыкновенная крестьянская изба, размерами 7-8 аршин, с небольшим, в два стекла окнами, пропускающими мало света, иногда с земляным полом вместо деревянного, с огромной печью, на которой приютились домашние со своими прялками да с грудными детьми, составляют помещение школы; учащиеся средним числом 20-25 человек располагаются на скамьях по обеим сторонам столов; столы иногда из узеньких досок во всю длину
комнаты; в тесноте нередко пользуются как столом первой попавшейся под руку удобной
21
вещью». Многие школы грамоты располагались в церковных сторожках и других помещениях, мало приспособленных к ведению образовательного процесса. Но по мере увеличения времени существования и финансирования количество собственных помещений у этих учебных заведений увеличивалось. В 1902 году собственными зданиями обладали 27% школы грамоты
Изменение финансирования школ Синода, преобладание в нем средств из казны, а также политика правительства, направленная на распространение правильно организованных училищ, оказало свое влияние на изменение численности церковных школ. Основной тенденций становится сокращение общей численности церковных школ из-за уменьшения количества школ грамоты. За семь лет (с 1907 по 1914 год) число всех школ, находящихся под управлением Синода, снизилось с 40377 до 38138. За это же время количество школ грамоты уменьшилось с 13747 до 2171. Такая разница в цифрах свидетельствует о том, что значительная часть школ грамоты преобразовывалась в церковноприходские школы. Это было вызвано не только нуждами населения, но и думскими законами, дававшими ассигнования только на «правильно организованные школы».
Наиболее показательными в этом смысле являются 1908-1909 годы, когда в Думе шло первое обсуждение законопроекта об ассигновании на правильно организованные церковные школы. За этот период количество школ грамоты сократилось на шесть тысяч, а церковноприходских школ увеличилось на пять тысяч. Синод определением от 19 марта 1913 года разъяснил епархиальным училищным советам, что там, где предоставляются благоприятные условия к преобразованию школ грамоты в церковноприходские школы, необходимо это делать. Но в местностях, где по малочисленности населения нельзя открыть правильно организованную начальную школу, необходимо не только сохранять
20 Ванчаков, А.М. Краткий историко-статистический обзор развития церковной школы с 1884 года до настоящего времени (1884-1909) - СПб., 1909. - С. 11.
21 Церковно-школьное дело в России. - С. 230.
существующие школы грамоты, но и открывать новые.
Стремление к материальному обеспечению привело к сокращению школ грамоты до 5% от общего числа учебных заведений, подведомственных Синоду. Эта тенденция, которая до 1917 года оценивалась положительно, после Февральской революции обернулась неожиданными последствиями.
20 июня 1917 года постановлением, подписанным министром народного просвещения Временного правительства А.А. Мануйловым, предписывалось передать учебные заведения всех ведомств, в том числе и церковно-приходские школы, включенные в школьную сеть и получавшие от казны пособия, в ведение министерства народного просвещения. Целью этой
23
акции называлось «действительное и планомерное осуществление всеобщего обучения». Из ведения Синода этим указом изымались лучшие школы, а сохранялось лишь незначительное количество церковноприходских школ, ранее не включенных в сеть, и школы грамоты. А через полгода большевистское правительство декретом «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», нередко называемым по своему содержанию декретом «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», вышедшим 20 января (2 февраля - по новому стилю) 1918 года, запрещалось всякое преподавание религии в школе, где преподаются общеобразовательные предметы (статья 9). Это ставило крест на дальнейшем существовании церковных школ, в том числе сложившихся с конца XIX века школ грамоты
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бан, И.К. К.П. Победоносцев и распространение церковноприходских школ в 1884 - 1904 году: дис. ... кандидата исторических наук. - СПб., 1999.
2. Ванчаков, А. М. Краткий историко-статистический обзор развития церковной школы с 1884 года до настоящего времени (1884-1909). - СПб., 1909.
3. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за ... 1884-1914 гг. - СПб., 1886-1916.
4. Грабко, М.Е. Обер-прокуроры Святейшего Синода и «рабочий вопрос»: мнения и проекты его решения в 1880-1914 гг. (по материалам всеподданейших отчетов обер-прокурора) // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2014. - №3(15). - С. 186-195.
5. Красницкая, Т.А. Церковные школы России во второй половине XIX - начале ХХ вв. -Шуя: Изд-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2012.
6. Мартыненко Н.К. Деятельность Нижегородского общества защиты женщин в начале ХХ века // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2012. - №3(10). - С. 260-265.
7. Монякова, О.А. Земская и церковноприходская школа в российской провинции: опыт взаимоотношений (1864 - 1917). - Шуя: Изд-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2012.
8. Петренко, I.M. Церковнопарафiяльнi школи Лiвобережноi Украши в системi освiтньоi пол^ики уряду Росийс^ iмперii (1884 - 1917 рр.). - Полтава, 2008.
9. Сизинцева, Л.И. Хреновская церковно-учительская школа «АЬМА-MATER» Н.Д. Кондратьева и П.А. Сорокина // Вестник Костромского государственного педагогического университета. - 1998. - №2. - С. 26-30.
10. Сумбурова, Е.И. Церковно-учительские школы Самарской губернии в конце XIX -начале ХХ в. // История церковно-школьного образования в России (XIX - начало ХХ вв.). Материалы международной научной конференции. Шуя, 21 сентября 2012 г. / отв. ред. Т.А. Красницкая. - Шуя: Изд-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2012. - С. 156-164.
11. Федоров, В.А. Русская Православная Церковь и государство. Синодальный период. 1700-1917. - М., 2003.
12. Чехов, Н.В. Народное образование в России с 60-х годов XIX в. - М., 1912.
22 Всеподданейший отчет. за 1913 год. - СПб., 1915. - С. 281.
23 Вестник Временного правительства. - № 29 (25 июня 1917 года).