Научная статья на тему 'Система налогообложения в нефтяной отрасли России'

Система налогообложения в нефтяной отрасли России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
303
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук
Ключевые слова
НЕФТЯНАЯ ОТРАСЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осовский В.А.

Рассмотрены современные тенденции развития нефтяной отрасли России. Приводится характеристика, основные проблемы и пути совершенствования существующей системы налогообложения нефтяной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система налогообложения в нефтяной отрасли России»

УДК 338.2

В.А.ОСОВСКИЙ, аспирант, vlad. oz@mail. ru Санкт-Петербургский государственный горный университет

V.A.OSOVSKIY, post-graduate student, vlad. oz@mail. ru Saint Petersburg State Mining University

СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ

Рассмотрены современные тенденции развития нефтяной отрасли России. Приводится характеристика, основные проблемы и пути совершенствования существующей системы налогообложения нефтяной отрасли.

Ключевые слова: нефтяная отрасль, государственное регулирование, система налогообложения.

TAX SYSTEM IN THE OIL INDUSTRY RUSSIA

In clause modern lines of Russian oil branch development are considered. The characteristic and the basic problems and ways of perfection of oil branch existing taxation system are resulted. Key words, oil branch, taxation system, state regulation.

В нефтяной отрасли России продолжается нарастание следующих негативных тенденций:

• качественное ухудшение сырьевой базы (выработка запасов на действующих месторождениях достигла 54 %); увеличилась и продолжает расти доля трудноизвлекаемых запасов, ресурсный потенциал «новых» нефтяных регионов меньше «старых»; а стоимость их освоения гораздо выше; средний дебит новых нефтяных скважин в целом по России снизился примерно в 5 раз; более 70 % запасов нефтяных компаний находятся на грани «нулевой» рентабельности; свыше трети разрабатываемых нефтяными компаниями запасов имеют высокую обводненность; практически все новые открытые месторождения относятся к разряду мелких и мельчайших);

• значительное старение основных фондов;

• снижение средней величины коэффициента извлечения нефти (КИН);

• перевод эксплуатационных скважин в категорию бездействующих и консервация в связи с низким дебитом нефти и высокой об-

204

водненностью продукции, что делает их эксплуатацию убыточной в рамках действующей налоговой системы.

Для успешного развития экономики отрасли, поддержания текущего уровня добычи, привлечения необходимых объемов капитальных вложений необходима государственная налоговая и ценовая политика, создающая благоприятный инвестиционный климат, стимулирующая инвестиции в разведку и разработку новых месторождений, применение современных методов повышения коэффициентов нефтеотдачи на действующих месторождениях.

Существующая система налогообложения в нефтяном секторе России носит ярко выраженный фискальный характер. Она не способствует привлечению российских и иностранных инвестиций в нефтяную отрасль экономики, разработке трудноизвлекаемых запасов, добыче из малорентабельных месторождений. На протяжении длительного периода времени российское законодательство в области налогообложения нефтяной отрасли было нацелено на обеспечение любой ценой

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.195

должного уровня налоговых поступлений в бюджет. Экономическая эффективность налогообложения при этом уходила на второй план. Следствием этого стал сложившийся крайне неблагоприятный налоговый климат, препятствующий интенсивному развитию отрасли и повышению ее эффективности.

До 2002 г. налоги, непосредственно связанные с добычей нефти (акциз на нефть, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налог на пользование недрами), не зависели от результатов хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Данная налоговая система носила в целом рентный характер, т.е. была ориентирована на изъятие горной ренты. Однако то обстоятельство, что в этой системе налогообложения основная роль принадлежала налогам на объемы добычи и валовой доход, оказывало регрессивное воздействие. Основная часть платежей в этих условиях фактически не зависела от финансовых результатов (прибыльности) добычи сырья [4].

С введением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) система налогообложения нефтяного комплекса России существенно изменилась - все три налога были заменены одним. Однако система налогообложения нефтяного комплекса стала еще более фискальной и соответственно менее регулирующей. Главным недостатком НДПИ является его привязка к мировым ценам и уравнительный характер. Налог исключает дифференциацию в зависимости от количественных и качественных различий эксплуатируемых объектов. Недифференцированный НДПИ стимулирует инвестиции в разработку лишь освоенных месторождений и никак не стимулирует геологоразведку и освоение новых месторождений. Привязка ставки НДПИ к мировым ценам на нефть имеет серьезные негативные последствия в виде инфляционного давления налога на цену нефти и нефтепродуктов на внутрироссийском рынке.

Негативные последствия введенной уравнительной системы налогообложения могут сказаться уже в ближайшее время [1]:

• недоизъятие большого объема сверхдохода на крупных высокорентабельных месторождениях;

• снижение рентабельности разработки мелких и средних по запасам месторожде-

ний и прекращение деятельности малых нефтяных компаний, эксплуатирующих эти объекты;

• снижение коэффициентов нефтеотдачи вследствие досрочного прекращения эксплуатации месторождений, находящихся на поздних стадиях разработки, и сокращение в связи с этим объемов извлекаемых запасов.

Исправить сложившееся положение в нефтяной промышленности можно только при условии введения дифференцированной системы налогообложения. Применение гибких схем взимания специальных налогов особенно важно для освоения малорентабельных месторождений. Горно-геологические условия разработки месторождений и качество запасов существенно различны. При единой ставке компании, осваивающие лучшие месторождения, оказываются в более выгодных условиях и получают сверхприбыль, а компании, разрабатывающие менее производительные месторождения, остаются малоэффективными. Целесообразность применения гибких схем налогообложения обусловлена и тем, что финансово-экономические показатели освоения месторождений и качество запасов изменяются в процессе эксплуатации [1].

Однако анализ различных концепций дифференциации ставки налога в зависимости от горно-геологических и экономико-географических условий добычи нефти показывает, что в современных российских условиях применению дифференцированных ставок препятствует сложность их администрирования, коррупционность, возможность манипулирования и занижения налоговых обязательств [2].

В этой связи система налогообложения нефтяного комплекса нуждается в детальном анализе и законодательном совершенствовании. Можно выделить следующие основные проблемы совершенствования системы налогообложения нефтяной отрасли в России:

• большое разнообразие условий разработки месторождений;

• большое количество объектов лицензирования;

• зависимость дохода государства от добычи нефти и мировых цен;

• недостаточная эффективность органов управления;

-205

Санкт-Петербург. 2012

• отсутствие учета экономических результатов освоения запасов;

• отсутствие четко выраженной стратегии лицензирования.

Современная практика налогообложения должна исходить, прежде всего, из главного экономического принципа - изъятия в пользу собственника недр рентного дохода от эксплуатации лучших по горногеологическим, природным и экономико-географическим условиям месторождений. Оптимальная налоговая система должна выполнять стимулирующую и регулирующую функции. Первая заключается в том, чтобы стимулировать освоение малорентабельных месторождений или не прекращать разработку залежей в периоды низких цен на нефть. Регулирующая функция состоит в изъятии сверхдоходов, образующихся при эксплуатации высокоэффективных нефтедобывающих объектов [3].

Главной целью совершенствования системы налогообложения является разработка и внедрение современного и эффективного налогового режима, который бы обеспечивал непрерывный и стабильный

поток налоговых поступлений в бюджет и способствовал долгосрочному развитию нефтяной промышленности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сергеев И.Б. Экономика недропользования: Учеб. пособие / И.Б.Сергеев, А.Е.Череповицын, Д.Р.Каюмов. СПб, 2010.

2. Комиссарова Е.Н. Проблемы нефтедобывающей промышленности и возможные пути их решения// Сб. науч. тр. Сургутского гос. ун-та. Сургут, 2006. Вып.24.

3. Комиссарова Е.Н. Реформирование системы налогообложения нефтяного сектора России// Налоги и финансовое право. 2008. № 12.

4. Титов А. Налогообложение нефтяной отрасли в разрезе экономической безопасности государства / А.Титов, А.Зайцев, А.Зайцева //Финансовое право. 2003. № 1.

REFERENCES

1. Sergeev I.B., Cherepovitsyn A.E., Kayumov D.R. Mining industry: Textbook. Saint Petersburg, 2010.

2. Komissarov E.N. Problems of the oil industry and possible solutions // Proceedings of the Surgut State University. Surgut. 2006. Is.24.

3. Komissarov E.N. Reforming the system of oil taxation in Russia // Tax and financial law. 2008. N 12.

4. TitovA., ZaitsevA., Zaitsev A.A. Taxation of oil industry in the context of the economic security of the state // Financial Law. 2003. N 1.

Научный руководитель проф А.Е. Череповицын

206 -

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.195

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.