Научная статья на тему 'Система мотивации персонала на предприятиях оптово-розничной сети как рычаг управления'

Система мотивации персонала на предприятиях оптово-розничной сети как рычаг управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1255
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахмедова М. Р., Комарова Е.

Предмет. В связи с большой конкуренцией оптово-розничных сетей в Российской Федерации целесообразно уделить большое внимание построению системы мотивации персонала, которая повысит производительность труда, улучшит общие показатели работы предприятий. Цели. В силу слабости развития систем мотивации персонала на предприятиях в современной России в основном управляющие фирм используют материальные поощрения. А следуя мировой практике эффективных мотивационных систем следует использовать сочетание как материальных, так и косвенно-материальных и нематериальных вознаграждений. Методология. Использованы сравнительный и факторный виды анализа для сравнения систем мотивации персонала ведущих оптово-розничных сетей в Российской Федерации, а также сравнения их с зарубежными сетями. Результаты. Рассмотрены используемые мотивационные системы оптово-розничных сетях краснодарского края, проведен их анализ на ООО «Лента», ЗАО «Тандер» (Магнит), ООО «Табрис», выявлены недостатки и преимущества. Для сравнения были рассмотрены зарубежные предприятия оптово-розничной торговли, а именно сеть универмагов Великобритании Sainsbury's, немецкая сеть магазинов ALDI и американская сеть супермаркетов Trader Joe's. Также выявлены достоинства и недостатки систем мотивации персонала как в отечественных оптово-розничных сетях, так и в зарубежных. Выводы. Сделан вывод о том, что мотивационная политика в отечественных организациях находится на стадии развития. Рассмотрев динамику основных показателей ООО «Лента» авторы пришли к выводу, что для сохранения дальнейшей положительной динамики и показателей роста прибыльности целесообразно ввести новые методики мотивации персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of motivation of personnel on the enterprises of wholesale-retail network as the control lever

Subject. Due to the big competition of wholesale and retail networks in the Russian Federation it is reasonable to pay much attention to creation of system of motivation of personnel which will raise a labor productivity, will improve general indicators of work of the entities. Purposes. Owing to weakness of development of systems of motivation of personnel at the entities in modern Russia generally managing directors of firms use financial incentives. And following world practice of effective motivational systems it is necessary to use a combination of both material, and indirect and material and non-material remunerations. Methodology. Comparative and factorial analysis types for comparison of systems of motivation of personnel of the leading wholesale and retail networks in the Russian Federation, and also their comparisons with foreign networks are used. Results. The used motivational systems wholesale and retail networks of Krasnodar Krai are considered, the analysis on LLC Lenta is carried out them, CJSC Tander (Magnet), LLC Tabris, are revealed shortcomings and benefits. For comparison the foreign entities of wholesale and retail trade, namely network of Sainsbury's department stores of Great Britain, the German retail network of ALDI and the American network of the Trader Joe's supermarkets were considered. Merits and demerits of systems of motivation of personnel both in domestic wholesale and retail networks, and in foreign are also revealed. Conclusions. The conclusion is drawn that the motivational policy is in the domestic organizations at a development stage. Having considered dynamics of the main indicators of LLC Lenta authors came to a conclusion that for preserving further positive dynamics and indicators of growth of profitability it is reasonable to enter new techniques of motivation of personnel.

Текст научной работы на тему «Система мотивации персонала на предприятиях оптово-розничной сети как рычаг управления»

ЖИЛОИ КОМПЛЕКС

' * 1 """ * * " Р ш »....... ■ •

КрасиШ

"^поляна .........

СТАРТ ПРОДАЖ Д0М№6

„на ИИ" I

Информационное агентство INNOV.RU | Среда, 15 марта 2017 г. 10:10

П0СМ0ТРЕ1

Проектная декларац Застройщик С

INNOV

РОСС И ИСК И И БИЗНЕС ON-LINE

Иннов: электронный научный журнал

Главная страница журнала

Экономические науки

Технические науки О журнале Редакция Общая лента Выпуски

Опубликовать статью. Авторам

Яндекс.Директ

Система

мотивации

персонала!

Система управления мотивацией персонала -

MAS Project! Попробуй бесплатно!

Управление проектами KPI

Управление временем Инструменты планирования clients.masproject.pro Адрес и телефон

Система мотивации персонала на предприятиях оптово-розни* как рычаг управления

The system of motivation of personnel on the enterprises of wholesale-retail netw control lever

20.0g.16 13:06

« 883

Выходные сведения: Ахмедова М.Р., Комарова Е. Система мотивации персонала на предприятиях оптово-розничной сети как рычаг управления // Иннов: электронный научный журнал, 2016. №3 (28). URL: http://www.innov.ru/science/economy/sistema-motivatsii-personala-na-pre/

Авторы:

Ахмедова М.Р., преподаватель кафедры Мировой экономики и менеджмента Кубанского Государственного Университета (КубГУ), Краснодар, Российская Федерация, e-mail: Mili-Gl@mail.ru

Комарова Е., студент Кубанского Государственного Университета (КубГУ), Краснодар, Российская Федерация, e-mail: katya03.08@mail.ru

Authors:

Akhmedova M. R.

Teacher of department of World economy and management of the Kuban State University (KUBSU), Krasnodar, Russian Federation, email: Mili-Gl@mail.ru

Komarova E.

Student of the Kuban State University (KUBSU), Krasnodar, Russian Federation, e-mail: katya03.08@mail.ru

Ключевые слова: мотивация, розничная сеть, стимулирование, система, персонал

Keyword: motivation, retail network, stimulation, system, personnel

Аннотация: Предмет. В связи с большой конкуренцией оптово-розничных сетей в Российской Федерации цел большое внимание построению системы мотивации персонала, которая повысит производительность труда показатели работы предприятий.

Цели. В силу слабости развития систем мотивации персонала на предприятиях в современной России в основн фирм используют материальные поощрения. А следуя мировой практике эффективныхмотивационных сист( использовать сочетание как материальных, так и косвенно-материальных и нематериальных вознагражден

Методология. Использованы сравнительный и факторный виды анализа для сравнения систем мотивации пер оптово-розничных сетей в Российской Федерации, а также сравнения их с зарубежными сетями.

Результаты. Рассмотрены используемые мотивационные системы оптово-розничных сетях краснодарского анализ на ООО «Лента», ЗАО «Тандер» (Магнит), ООО «Табрис», выявлены недостатки и преимущества. Для рассмотрены зарубежные предприятия оптово-розничной торговли, а именно сеть универмагов Великобрит немецкая сеть магазинов ALDI и американская сеть супермаркетов Trader Joe's. Также выявлены достоинств систем мотивации персонала как в отечественных оптово-розничных сетях, так и в зарубежных.

Выводы. Сделан вывод о том, что мотивационная политика в отечественных организациях находится на ста Рассмотрев динамику основных показателей ООО «Лента» авторы пришли к выводу, что для сохранения даль положительной динамики и показателей роста прибыльности целесообразно ввести новые методики мотива

Annotation: Subject. Due to the big competition of wholesale and retail networks in the Russian Federation it is reaso attention to creation of system of motivation of personnel which will raise a labor productivity, will improve general in entities.

Purposes. Owing to weakness of development of systems of motivation of personnel at the entities in modern Russia ge directors of firms use financial incentives. Andfollowing world practice of effective motivational systems it is necessary of both material, and indirect and material and non-material remunerations.

Methodology. Comparative andfactorial analysis types for comparison of systems of motivation of personnel of the lei retail networks in the Russian Federation, and also their comparisons withforeign networks are used.

Results. The used motivational systems wholesale and retail networks of Krasnodar Krai are considered, the analysis o out them, CJSC Tander (Magnet), LLC Tabris, are revealed shortcomings and benefits. For comparison the foreign entit retail trade, namely network of Sainsbury's department stores of Great Britain, the German retail network ofALLDI and of the Trader Joe's supermarkets were considered. Merits and demerits of systems of motivation of personnel both in do retail networks, and in foreign are also revealed.

Conclusions. The conclusion is drawn that the motivational policy is in the domestic organizations at a development sta dynamics of the main indicators of LLC Lenta authors came to a conclusion that for preserving further positive dynamic growth of profitability it is reasonable to enter new techniques of motivation of personnel.

В настоящее время проблема мотивации работников на предприятиях остается достаточно актуальной [7], так как от правильно разработанных систем мотивации зависят результаты деятельности предприятий, особенно при внедрении в производство инновационных технологий и мероприятий научно-технического прогресса [1].

Систематическое изучение мотивации с психологической точки зрения не позволяет определить точно, что именно побуждает человека к труду [3]. Однако наблюдение и анализ поведения человека на рабочем месте дают возможность создать

прагматические модели мотивации сотрудника [2]. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов (Таблица

Таблица 1. Основные мотивирующие факторы

Социальные факторы Экономические факторы Социально-страховы

Оценка руководства Размер заработной платы Обязательное медицинское 1 больничны

Карьерный рост Контрактные условия работы Пенсионное обес

Удовлетворение результатом работы Премии, бонусы Внутрикорпоративные кред

Возможность самовыражения Карьера, как способ улучшения материального благосостояния Страхование от несчас

Одобрение коллег Предоставление жилья, автомобиля Страхование член

Источник: составлено авторами[5]

V ВАШИ ДЕНЬГИ /

|:л НАБИРАЮТ ВЕС J

Все эти факторы, так или иначе, воздействуют на работников и отражаются на коэффициенте полезного действи

Современные теории мотивации основаны на результатах психологических и социологических исследован определение перечня и структуры людей для конкретного производства.

Система мотивации работников в крупных сетевых организациях [15], таких как оптово-розничные магазины, фирм тем, что увеличение объема продаж продукции можно обеспечить благодаря более широкому сп материальная мотивация косвенно-материальная мотивация, нематериальная мотивация. Сеть магазинов «Л торговлю в формате CASH & CARRY, что в переводе с английского языка означает «ЗАПЛАТИ И ЗАБИРАЙ» предполагает наличие широкого ассортимента товаров и политику низких цен.

Анализ системы стимулирования ООО ТК «Лента» строится из мониторинга мотивационной структуры л торгового комплекса и анализ степени удовлетворенности выполняемой работой с использованием метод «Диагностика мотивационной структуры личности» [6], которая позволяет выявлять некоторые устойчивые общую и творческую активность, стремление к общению, обеспечению комфорта и социального статуса, но методики является сложность вычислений результатов.

Рассмотрим системы мотивации в различных оптово-розничных сетях (Таблица 2).

Таблица 2. Система мотивации сотрудников на предприятиях оптово-розничной торговли г. Красн

Предприятие оптово-розничной торговли Особенности деятельности Система мотивации сотрудников

«Лента» Крупнейшая сеть гипермаркетов в России, реализующая продукты питания и хозяйственные товары. Относится к среднему ценовому сегменту [11]. Уделяется особое внимание обучению персонала Компания предоставляет сотрудникам достойную заработную плату, которая регулярно пересматривается, исход квалификации или увеличения производительности труда, соц включающий ДМС, льготное питание, возможность изучени: ных языков. Проводятся программы нематериальной мотиваци профессии, акции для сотрудников, корпоративные мерс

«Магнит» Российская компания розничной торговли и одноимённая сеть продовольственных магазинов (большая часть из них имеют формат «магазин у дома») [12]. Размер заработной платы сотрудников организации поставлен [ результатов их трудовой деятельности. За каждое нарушение труд! технологии производства к работнику применяется санкция в виде л ее части. Мотивационная политика окончательно не разработана, вс в структуре управления мотивирующего звена и специалистов в обг социологии труда.

«Табрис» Сеть супермаркетов самообслуживания в Краснодарском крае. Занимает на рынке Краснодарского края нишу в классе «мидл+» (премиум-класс) [19]. Торговая сеть «Табрис» гарантирует своим сотрудникам стабильно завтрашнем дне, предоставляется каждому сотруднику возм профессионального и карьерного роста, поощряет открытый диало профессиональных коммуникаций и дальнейшего роста к

Источник: составлено авторами

На основе данной таблицы проведем анализ систем мотивации сотрудников на предприятиях оптово-розничн достоинства и недостатки (Таблица 3).

Таблица 3. Сравнение систем мотивации персонала

Предприятие оптово-розничной торговли Достоинства Недостатки

«Лента» Возможность выбора дневной или ночной смены, так как магазин работает круглосуточно, предоставление обедов. 12-ти часовой рабочий день, штрас за кражи и недост

«Магнит» Своевременная выплата заработной платы, прохождение бесплатной медкомиссии раз в год. Регулярное нарушение режима неоплачиваемые переработки. С охранников для предотвра

«Табрис» Делается акцент на значимости каждого работника в компании. У работника возникает чувство ответственности, Во время прохождения обучен квалификации сотрудники не рабо

следовательно, он выполняет работу более качественно. приходится находить замену на

Источник: составлено авторами

Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что мотивационная политика в отечестЕ находится на стадии развития, так как в основном наблюдается материальная мотивация персонала.

За рубежом также множество оптово-розничных сетей, которые успешно функционируют на рынке не один дес следует рассмотреть их системы мотивации, проанализировать достоинства и недостатки (Таблица 4).

Таблица 4. Система мотивации сотрудников на зарубежных предприятиях оптово-розничной тор

Предприятие оптово-розничной торговли Система мотивации сотрудников Достоинства Нед

Крупнейшая сеть универмагов в Великобритании Sainsbury's Sainsbury's предоставляет эксклюзивное рабочее место, где люди имеют возможность преуспеть в безопасной, здоровой, увлекательной окружающей среде. Компания помогает людям соблюдать баланс семейных и трудовых обязательств, инвестирует в обучение и развитие через бизнес [17]. Сотрудники стремятся создать уют для клиентов, чтобы они почувствовали, что находятся не просто в обычном супермаркете, а в Sainsbury's. Руководство компании введет политику разнообразной рабочей силы: принимает на работу людей с ограниченными возможностями и пожилого возраста. Наблюдается сор стремление ко доказать. В кс профессиональн поощрения, мате или лояльность порицания явля дикаторов успеха или иного

Немецкая сеть магазинов-дискаунтеров ALDI. Система мотивации в сети магазинов ALDI построена на гарантированном прохождении различных курсов повышения квалификации и обучение продажам [13]. В каждом магазине сети небольшой сплоченный коллектив. Благодаря этому отсутствует текучесть кадров. В магазинах ALDI вместо них суще коды, большую продавцы обязан охрана, для пред сети ма

Trader Joe's -американская частная сеть супермаркетов. Руководство относится к работникам, как к своим детям. И заботится об укреплении их здоровья и улучшения благополучия сотрудников [20]. Выплата конкурентной заработной платы, прохождение медицинской комиссии за счет организации, оплата внеурочной работы, предоставление 10 % скидки на всю продукцию, прохождение курсов по развитию лидерства и увеличения продаж. Сотрудники не у необходимые пл б

Источник: составлено авторами

Проанализировав отечественные и зарубежные системы мотивации персонала в оптово-розничных направленность зарубежных компаний на нематериальные мотивирующие факторы, это связанно с более вьи за рубежом и стремлению персонала работать в социально-ответственных организациях [8].

В ООО ТК «Лента» в настоящее время наблюдается положительная динамика основных экономических пока; предприятия, благодаря открытию новых магазинов, размещению акций компании на биржах в Лон нематериальных программ мотивации, таких как корпоративные мероприятия, акции для сотрудников.

350000

Рисунок 1. Динамика основных показателей деятельности ООО ТК «Лента» за период 2012-2015 гг.

Для дальнейшего роста показателей прибыльности и рентабельности предприятия необходимо внедр! мотивирования сотрудников [18]. Одним из эффективных методов, применяемых для мотивации на предпри сотрудника месяца, который будет вознаграждаться определенным количеством баллов. Суть метода закл руководство составляет список призов, включающий в себя наименования и баллы, необходимые для их работник вправе получить свой приз сразу, либо накапливать баллы, для получения в дальнейшем б Вышеописанный метод является уникальным, так как ранее не применялся на предприятиях оптово-розничной

Для предотвращения опозданий российские руководители, как правило, применяют жесткие меры: пришел i выговор или даже увольнение. Для мотивирования сотрудников приходить вовремя на работу, можно применит завода Boeing в США, благодаря которой опоздания сократились на 70%. Она состоит в следующем: сотрудник через турникет, получают лотерейный билет. Сотрудник получает его, если пришел вовремя, и участвует в ежем 23]. Соответственно, чем чаще он приходил до девяти утра, тем больше билетов получал, и его шансы н качестве призов будет разыгрываться продукция магазина. Данный метод мотивации применим ко всем о предприятия оптово-розничной сети, так как у каждого сотрудника существует график работы, который необход можно раздавать горячие булочки и кофе, но в ограниченных количествах, то есть бесплатный вкусных завтрак п приходит на работу вовремя.

Также можно мотивировать персонал путем вознаграждения за активное участие в увеличении продаж, путем обслуживания. Так, к примеру, за повышение квалификации, за внесение конструктивных предложений, разрабо других мероприятий способствующих увеличению продаж и привлечению покупателей, работнику разово выпл премия, либо он получает приятный подарок. В качестве подарков могут быть различные товары компании ил техники. Такие вознаграждения станут хорошим стимулом для дальнейшей эффективной работы.

На предприятиях оптово-розничной сети большинство персонала - менеджеры по работе с клиентами [14]. Т грамотной консультации, умения оперативно реагировать на недовольство потенциальных покупателей зависит продукцию, а, следовательно, и рентабельность самой организации. Данные действия необходимо умет покупатель не только совершил покупку, но и вернулся еще не один раз. Поэтому, необходимо уделять пр квалификации работников [9], для этого менеджерам по обучению рекомендуется регулярно проводить тр экскурсии и другие мероприятия, позволяющие любому сотруднику развивать профессиональные навыки личностные качества. Путем этого менеджер сможет добиться максимальной отдачи от своих подчиненных.

Стимулирование торговли путём поощрения торгового персонала - жизненно необходимая часть ведения двигателей, заставляющих работать. Выбор правильного стимулирования торгового персонала прямо пропорци его показателям [10].

Библиографический список

1. Alexander Hiam. Motivational Management: Inspiring Your People for Maximum Performance, 2003.

2. Arguris С. Personality and organizanion.- Neu York: Harper & Rou, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Armstrong М. Employee Reward. London: Fakenham Photosetting, 2000.

4. Richard M., Ryan, Edward L. Deci Intrinsic and Extrinsic Motivations: Classic Definitions and New Directions // Joi Educational Psychology 25, 2000.

5. Werner, B. A theory of motivation for some classroom experiences // Journal of Educational Psychology, 1999.

6. Базык Е.Ф. Менеджер по персоналу и заработной плате. Уч. пособ. - М.: Издательско-торговая корпорация «Д

7. Базык Е.Ф. Теория и практика применения мотивационного менеджмента // Актуальные проблемы гуманита наук . 2014. № 8.

8. Барышева А., Киктева Е. Мотивация. Опыт ведущих российских компаний. - Спб.: Питер, 2014.

9. Бреслав Л.Б., Лисовик Б.С., Ломова И.Е. Человеческий капитал. Организация и эффективность нак формирования рынка труда. - Спб.: ПФП, 2013.

10. Веселова Н.Ю., Саввиди С.М. Тенденции развития социальной политики на предприятии // Представитель законодательство, комментарии, проблемы. 2001. № 5-8. С. 11.

11. Добрынин А.И., Дятлов С.А. Человеческий капитал в транзитной экономике: формирование, оце использования. - Спб.: Наука, 2009.

12. Лента. Официальный сайт URL: http://www.lenta.com/

13. Магнит. Информационный центр. URL: http://magnit-info.ru/

14. Немецкая сеть магазинов-диска-унтеров ALDI.URL: http://www.aldi.com/

15. Пономаренко Л.В., Шульгина В.А. Обзор логистических компаний города Краснодара // Научные

Государственного Технологического университета. 2015. № 12. С. 398-408.

16. Пугачева В.П. Мотивация трудовой деятельности. - М.: Инфра-М, 2014.

17. Сеть универмагов в Великобритании Sainsbury's. URL: http://www.sainsburys.co.uk/

18. Соломанидина Т.О. Мотивация трудовой деятельности персонала: учеб. пособие для студ. вузов пс персоналом», «Организационное поведение», «Мотивация персонала»/ Т.О. Соломанидина, В.Г. Соломанидин и доп. - М.ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

19. Табрис. Официальный сайт. URL: http://www.tabris.ru/

20. Trader Joe's - американская частная сеть супермаркетов. URL: http://www.traderjoes.com/

21. Генералов И.Г., Суслов С.А. Экстенсивные и интенсивные факторы развития зерновой подотрасли // Вестни (54). С. 21-32.

22. Управление персоналом. Развитие трудового потенциала: учеб. Пособие / Бухалков М.И. - М.: ИНФРА-М, 201

23. Шамин Е.А. Управление конкурентоспособностью организаций потребительской кооперации // Вестник НГ1 (3). С. 212-219.

References

1. Alexander Hiam. Motivational Management: Inspiring Your People for Maximum Performance, 2003.

2. Arguris C. Personality and organizanion. - Neu York: Harper & Rou, 2007.

3. Armstrong M. Employee Reward. London: Fakenham Photosetting, 2000.

4. Richard M., Ryan, Edward L. Deci Intrinsic and Extrinsic Motivations: Classic Definitions and New Directions//Joi Educational Psychology 25, 2000.

5. Werner, B. A theory of motivation for some classroom experiences/Journal of Educational Psychology, 1999.

6. Bazyk E. F. Human resources manager and salary. yq. noco6. - M.: Publishing and trade corporation "Dashkov and

7. Bazyk E. F. Theory and practice of application of motivational management//Urgent problems of humanitarian and r No. 8.

8. Barysheva A., Kiktev E. Motivation. Experience of the leading Russian companies. - SPb.: St. Petersburg, 2014.

9. Breslav L. B., Lisovik B. S., Lomova I.E. Human capital. The organization and efficiency of accumulating in the con grouping. - SPb.: PFP, 2013.

10. Veselova N. Yu., Savvidi S. M. Tendencies of development of social policy at the entity//the Representative autho legislation, comments, problems. 2001. No. 5-8. Page 11.

11. Dobrynin A. I., Dyatlov S.A. A human capital in transit economy: forming, assessment, efficiency of use. - SPb.: Sci

12. Tape. Official site. URL: http://www.lenta.com/

13. Magnet. Information center. URL: http://magnit-info.ru/

14. German network of ALDI.URL shops-diskakunterov: http://www.aldi.com/

15. Ponomarenko L. V., Shulgin V. A. Overview of the logistic companies of the city of Krasnodar//Scientific work Technological university. 2015. No. 12. Page 398-408.

16. Pugacheva V. P. Motivation of a labor activity. - M.: Infra-M, 2014.

17. Network of department stores in Velikkobritaniya Sainsbury's. URL: http://www.sainsburys.co.uk/

18. Solomanidina T.O. Motivation of a labor activity of personnel: studies. benefit for student. higher education i "Personnel management", "Organizational behavior", "Motivation of personnel" / T. O. Solomanidina, V. G. Solom reslave. and additional - M.: UNITY-DANA, 2009.

19. Tabris. Official site. URL: http://www.tabris.ru/

20. Trader Joe's - the American private network of supermarkets. URL: http://www.traderjoes.com/

21. Personnel management. Development of labor potential: studies. Benefit / Bukhalkov M. I. - M.: INFRA-M, 2 Upravlenie konkurentosposobnost'ju organizacij potrebitel'skoj kooperacii // Vestnik NGIJeI. 2011. V. 1. No. 2 (3). P. 21

ь » Яндекс.Виджет^ОУ

архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления

иль öe ботэ

Online-магазин

ш

I

Реклама на INNOV.RU Партнеры История компании О компании Услуги Создать сайт Стена памяти Поиск

© 1996-2017 INNOV.RU (Иннов.ру) - информационное агентство, ООО «Иннов».

* - правила пользования

Свидетельство Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Нижегородской области ИА № ТУ 52-0604 от 29 февраля 2012 г ISSN: 2414-5122

Веб-студия «INNOV» - продвижение и разработка сайта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.