3. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. Соч. т.8, С. 18 -19, М.-Л. 1935.
4. Кальнюс П.П. Изучение межнациональных браков в Лит. ССР.//сб. Этнокультурные традиции и современность. Вильнюс: Ин-т истории Лит. ССР, 1989. С. 164 - 171.
5. Лебедева В.Н. Проблемы образования на русском языке. Зарубежная диаспора - интеллектуальный ресурс России// Инф. бюллетень. М.: МО ГОФПСЗР, С. 62, 2003.
6. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб,1994, С. 4 - 9.
7. Попов А. Г. Проблемы и перспективы подготовки кадров высшего и среднего звена в условиях Калининградской области.// ж. «Наука и культура Балтийского региона». Калининград: СПбГУКИ, 2000, № 1, С. 4 - 5.
8. Стецкевич Е. Центр семьи // ж. Самарянин, №1, 1998, С. 9 - 11
9. Флоренский П. Культ, религия, культура//Богословские труды, М., 1977, С. 102.
10. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М.: Гардарика, 1998, С. 76 - 78.
Штерензон В.А., к.техн.н.
доцент
кафедра «Информационные системы и технологии» Уральский федеральный университет
ИнФО
Россия, г. Екатеринбург СИСТЕМА МООБЬЕ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЬМ8-СИСТЕМ Аннотация: в статье рассматриваются возможности системы Moodle для обучения будущих ^-специалистов основам проектирования и создания систем управления обучением.
Ключевые слова: информационные системы и технологии, LMS-системы, Moodle.
Информационные системы и технологии кардинальным образом изменили содержание многих технологий и средств традиционной деятельности, включая образовательные технологии. Использование систем управления обучениям (LMS-систем) и систем управления учебным контентом (LCMS) стало привычным делом, а их создание - одной из «классических» задач в работе ИТ-специалистов, т.к. сегодня LCMS- и LMS-системы используются для организации общего, профессионального, корпоративного и дополнительного образования.
В соответствии со стандартом подготовки бакалавров по направлению 09.03.02 - Информационные системы и технологии [1] - объектами их профессиональной деятельности являются информационные процессы, технологии, системы и сети, их инструментальное (программное, техническое, организационное) обеспечение, способы и методы
проектирования, отладки, производства информационных технологий и систем в различных областях и в частности в образовании. Бакалавр по направлению подготовки 09.03.02 готовится к таким видам профессиональной деятельности, как: проектно-конструкторская; проектно-технологическая; производственно-технологическая; научно-
исследовательская; инновационная; сервисно-эксплуатационная и др.
Для осуществления проектно-технологической деятельности бакалавр по направлению подготовки 09.03.02 - Информационные системы и технологии - должен быть готов решать такие профессиональные задачи, как: предпроектный инжиниринг объекта проектирования, проектирование базовых и прикладных информационных технологий; разработка средств реализации информационных технологий (методические, информационные, математические, алгоритмические, технические и программные); разработка средств автоматизированного проектирования информационных технологий [1].
В соответствии с ГОСТ Р 52653-2006 информационная система -совокупность содержащейся в базах данных информации и информационных технологий, а также технических средств, обеспечивающих её обработку. А информационная технология - это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления этих процессов и методов. С учетом этих определений можно сказать, что LMS-системы - это информационные системы, в базах данных которых собирается, хранится, обрабатывается (и распространяется) информация, связанная с организацией, реализацией и управлением процессом обучения. Поэтому LMS-системы должны иметь «классические» для информационных систем архитектуру и подсистемы (математическое обеспечение, программное обеспечение, техническое обеспечение, информационное обеспечение, лингвистическое обеспечение, организационное обеспечение, методическое обеспечение, правовое обеспечение), современный гибко настраиваемый интерфейс и в то же время иметь программные компоненты, реализующие отличительные функциональные возможности систем управления обучением. В последние годы наблюдается повышение интереса к LMS-системам в связи с развитием дистанционного профессионального и внутрифирменного обучения.
Проектирование и создание LMS-систем - трудоёмкий и дорогостоящий процесс, для реализации которого необходимы программисты с высокой квалификацией и большим опытом подобной работы. Вместе с тем сегодня различные софтверные фирмы выпускают на рынок программного обеспечения средства автоматизированного проектирования программ (CASE-средства Computer-Aided Software Engineering), которые предлагают разработчику инструменты для построения моделей программных систем в рамках различных методологий проектирования. Это позволяет сделать сам процесс разработки более
определенным и контролируемым на различных этапах проектирования [2]. Однако работа с готовым «программным LEGO-конструктором» требует наличия у работника сформированных профессиональных компетенций на уровне «анализ», «синтез», «оценка» (в соответствии с таксономией Б.Блума).
Теоретической основой формирования проектно-ориентированных компетенций, необходимых для создания LMS-систем, являются принципы системного анализа (системности, развития, комплексности, декомпозиции, совместимости, стандартизации и унификации), которые, к сожалению, в вузовской практике часто рассматриваются отдельно от вопросов реализации в конкретных программных средах.
Сегодня на рынке программного обеспечения образовательных технологий можно найти достаточное количество LMS-систем, удовлетворяющих самым взыскательным требованиям покупателей и пользователей. В литературе и информационной блогосфере можно найти аналитические обзоры [3] о различных системах управления обучением. Одной из наиболее часто применяемых сегодня LMS-систем является система Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment -модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда) [4], известная, как свободно распространяемая программная платформа (с открытым исходным кодом) для организации дистанционного обучения. Система используется в десятках стран, число пользователей Moodle постоянно растёт, а возможности системы постоянно совершенствуются.
Платформа Moodle имеет модульную структуру (на данный момент модулей более 700 [5, 7]), позволяет гибко изменять, настраивать и дополнять функциональные возможности системы, настраивать интерфейс, а открытый код системы Moodle позволяет интегрировать её с другими информационными системами. Moodle может работать с объектами SCO, соответствует стандарту SCORM, имеет встроенную базу данных и позволяет организовать взаимодействие людей с разными «ролями»-функциями в процессе обучения и управления обучением на одной программной платформе. Moodle дает возможность проектировать, создавать и в дальнейшем управлять ресурсами информационно-образовательной среды. Интерфейс системы изначально был ориентирован на работу пользователей, не обладающих глубокими знаниями в области программирования и администрирования баз данных, веб-сайтов и т.п. Система имеет удобный интуитивно понятный интерфейс [8].
Анализ многочисленных примеров использования Moodle в качестве системы управления обучением и документации [4 -7] позволяет выделить следующие отличительные особенности системы:
• тип лицензии - бесплатная, GNU GPL
• платформа (ОС) - Windows, Linux, Unix, MacOS
• код - открытый язык программирования - PHP, Java
структура
возможность расширения требования к ПО сервера тех. поддержка интеграция с другими информационными системами
Время развертывания -
Обновления системы -
Интеграция с внешними -сервисами
ядро структуры + набор модулей большой набор плагинов от разработчика Apache, MySQL, PHP бесплатно (силами Moodle Community) разработчиками не предусмотрено,
3-5 дней бесплатно
YouTube, Google disk и прочие.
Анализ опыта и результатов работы студентов с Moodle в рамках курсового и дипломного проектирования позволяет сделать вывод, что LMS Moodle является идеальной платформой для обучения студентов основам проектирования и создания LMS-систем. Изучая структуру и компоненты Moodle, их взаимодействие между собой, базой данных и внешними сервисами, а также вопросы установки Moodle, создания и настройки учебных курсов, защиты контента, студенты приобретают практико-ориентированные проектно-технологические компетенции, необходимые для успешного создания LMS-систем.
Использованные источники:
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.02 - Информационные системы и технологии» (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс] // URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/документы/5433 (дата обращения 13.07.15 г.).
2. Нечипоренко О.А. Проектирование информационных систем с использованием метода основанного на прецедентах: Дисс.канд.тех.наук. -Краснодар: КГТУ, 2003. - 146 с.
3. Богомолов В.А. Обзор бесплатных систем управления обучением [Электронный ресурс] // Educational Technology & Society 10(3) 2007 URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v10_i3/html/9_bogomolov.htm (дата обращения 05.07.15 г.).
4. Сайт разработчиков Moodle [Электронный ресурс] // URL: http://moodle.org/ (дата обращения 01.07.15 г.).
5. Официальный сайт русскоязычного сообщества преподавателей использующих Moodle [Электронный ресурс]. // URL: http://infoco.ru/, (дата обращения 01.07.2015.).
6. Официальная документация Moodle 2.8 [Электронный ресурс]. // URL: https://docs.moodle.org/28/en/Grades (дата обращения 24.03.2015.).
7. В помощь разработчикам курсов и преподавателям [Электронный ресурс] // URL: http://moodle.muctr.ru/mod/glossary/view.php?id=1832&mode=date (дата обращения 05.07.15 г.).
8. Живенков А.Н., Иванова О.Г. Формирование плагинов LMS Moodle для адаптивного построения структуры курса электроннго обучения // Научные
ведомости. Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2010. №19(90) выпуск 16/1, с .150-156.
Оглавление
ИФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.......3
Аникина Н. В., Казакова С.В., РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТАПА ЖИЗНЕНОГО ИКЛА «СОПРОВОЖДЕНИЕ» В ПАО «РОСТЕЛЕКОМ»...........................................3
Анисимова Э.С., ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ....................................................7
Анисимова Э.С., АЛГОРИТМЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ...................10
Анисимова Э.С., ЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ . 13