Такие работники чаще всего не имеют должной квалификации, медицинского осмотра, собственного жилья. Оставшись внезапно без работы, они рискуют остаться без средств к существованию. Из этого вытекает ряд дополнительных угроз: возникновение криминогенной ситуации на самом строительном объекте и вокруг него; ухудшение качества производимых работ; повышение опасности получения травм на производстве; хищения товарно-материальных ценностей на строительном объекте; финансовые потери организации вследствие выявления нелегальных схем трудоустройства, оплаты труда, услуг, материалов; вывод в теневой сектор экономики части финансовых операций. Перечисленные риски возможны и у контрагентов строительной организации, что также является угрозой экономической безопасности для предприятий, соблюдающих все нормы.
Вышеуказанные риски специфичны для строительного сектора экономики и отрицательно влияют на экономическую безопасность в данной сфере. Для развивающихся стран негативные факторы являются больше нормой, нежели исключением из правил и носят скрытый характер. Учитывая это, необходимо проводить постоянный мониторинг с целью выявления и пресечения перечисленных факторов.
Мы считаем, что в целях обеспечения экономической безопасности в строительном секторе предприятиям и соответствующим контролирующим организациям следует обращать особое внимание: на отношения сотрудников с заказчиками, представителями органов власти, субподрядчиками, выявлять и нейтрализовать факты мошенничества, проводить контроль качества выполняемых работ. Применять на практике разрабатываемые компетентными органами рекомендации, в том числе в вопросах обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей.
Список литературы /References
1. Колонков А.Б. Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности предприятия // Научный журнал, 2017. № 5 (18). С. 67-68.
2. Киселева И.А., Клименко Т.А. Экономические риски и безопасность предприятий // Вестник науки и образования, 2017. Т. 2. № 3 (27). С. 40-42.
VIGILANCE SYSTEM OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT AS THE PRINCIPLE FOR MAKING MANAGERIAL DECISIONS AT THE REGIONAL LEVEL Shatokhina S.Yu. (Republic of Uzbekistan) Email: [email protected]
Shatokhina Svetlana Yuryevna - Lecturer, Economics and Real Estate Management Department, Tashkent Institute of Architecture and Construction, Tashkent, Republic of Uzbekistan
Abstract: the article presents the vigilance system as a tool for an integrated vision of dynamic changes in the regional development indicators and the basis for making managerial decisions. The main tasks of the vigilance system are given. The specific features of the vigilance system, such as: scale, information capacity, accuracy, efficiency, timeliness, strategic significance are disclosed. Elements of the vigilance system, which should be the basis for management decision making process at the regional level are presented.
Keywords: development monitoring, managerial decisions, regional management, development indicators.
СИСТЕМА МОНИТОРИНГА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ Шатохина С.Ю. (Республика Узбекистан)
Шатохина Светлана Юрьевна - преподаватель, кафедра экономики и управления недвижимостью, Ташкентский архитектурно-строительный институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается система мониторинга как инструмент комплексного видения динамических изменений показателей развития региона и основа для принятия управленческих решений. Приведены основные задачи системы мониторинга. Раскрыты специфические ее черты, такие как масштабность, информационная емкость, точность, оперативность, своевременность, стратегическая значимость. Представлены элементы системы мониторинга, которые должны лежать в основе принятия управленческих решений на региональном уровне.
Ключевые слова: мониторинг развития, управленческие решения, региональный менеджмент, показатели развития.
Перед региональным менеджментом, который наделен большим спектром полномочий самоуправления и саморегулирования, в настоящее время поставлена задача, предполагающая как принятие эффективных стратегических и оперативных управленческих решений, так и создание мониторинговой системы, способной обеспечить поступление заданной информации, анализ динамики изменения показателей, и, в соответствии с полученными результатами, оптимизацию управленческих решений.
В этой связи мониторинг являет собой инструмент, который дает комплексное видение динамики изменений, позволяет их наблюдать, измерять, анализировать и оценивать с позиций фактического достижения поставленных промежуточных задач. Таким образом, мониторинг показателей устойчивого развития региона выступает как совокупность циклически повторяющихся измерений заданных показателей, с целью предоставления научно обоснованной информационной базы для принятия обоснованных управленческих решений в сфере социальных, экологических, экономических программ и планов по устойчивому развитию регионов, реализации национальных приоритетов развития [1].
Основной задачей мониторинга показателей развития является анализ информации о динамике их изменения в регионе и её влиянии на такие аспекты жизни региона, как:
• социальная структура общества и общественно-политический климат в регионе и стране в целом,
• экономическое и социальное развитие региона,
• создание современного технико-технологического потенциала,
• конкурентоспособность отечественной промышленности,
• развитие науки, культуры, системы образования,
• здоровье нации, и т.д.
Мониторинг показателей развития характеризуется:
• масштабностью,
• необходимостью анализа значительных объемов информации,
• возможностью давать в процессе работы системы мониторинга точную и, в то же время, оперативную оценку значений наиболее важных показателей, характеризующих жизнь в регионе,
• возможностью своевременно выявлять проблемы и узкие места ситуации в регионе, требующие безотлагательного решения;
• возможностью готовить и принимать стратегические решения, обеспечивающие оптимальность развития региона. [2]
Мониторинг и оперативное принятие управленческих решений, направленных на регулирование общественно-политической и социально-экономической ситуации в регионе, должны включать следующие элементы управления:
1. Мониторинг качества в сфере государственных функций и государственных услуг, влияющих на состояние ситуации в регионе.
2. Мониторинг программ развития региона.
3. Мониторинг инвестиций, направленных на улучшение социально -экономической ситуации в регионе.
4. Мониторинг текущих проектов в области реализации программ развития региона по различным аспектам.
5. Мониторинг состояния трудовых ресурсов.
6. Мониторинг состояния производственных ресурсов.
7. Мониторинг эффективности деятельности государственных служб социальной сферы.
8. Управление расчетами с персоналом государственных учреждений социальной направленности.
9. Мониторинг использования денежных и материальных средств, направляемых в сферу управления регионом.
10. Мониторинг «качества жизни» в регионе [3].
Таким образом, система мониторинга основных показателей развития региона является неотъемлемой составной частью системы принятия управленческих решений, обеспечивающих функционирование обратной связи в системе управления его развитием.
Список литературы /References
1. Яковлева Ю.К. Мониторинг как ключевая составляющая индикативного управления развитием регионов // Экономика строительства и городского хозяйства, 2017. Т. 13. № 1. С. 69-80.
2. Титов А.В., Титов И.А. Экспертные технологии в системе мониторинга и поддержки решений при управлении региональным развитием // Региональная экономика: теория и практика, 2009. № 25. С. 20-26.
3. Богданова Ю.Н., Симонова Ю.В., Прохоров В.Н. В поисках согласованности: к вопросу обоснования базовых показателей социально-экономического развития в стратегических документах // Academy, 2016. № 11 (14). С. 24-29.