14. Кембел Д., Стоунхаус Д., Хьюстон Б. Стратегический менеджмент. М.: Проспект, 2003.
15. Кох Р. Стратегия. СПб.: Питер, 2003.
16.Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. Курс лекций. М.; Новосибирск, 2001.
17. Попов С.А. Стратегическое управление. Модульная программа для менеджеров. М.: Инфра-М, 2009.
18. Томпсон А., Стрикленд А. Стратегический менеджмент. М., 2008.
19. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. М.: Дело, 2002.
20.Мескон М. и др. Основы менеджмента. М.: Дело, 2000. 704 с.
21. Стратегический менеджмент: учебное пособие. М.Н. Кудряева, И.Н. Сотникова. Кинель: РИЦ СГСХА, 2015. 128 с.
22. Стратегический менеджмент: учебное пособие. И.Н. Маврина. Екатеринбург. УрФУ, 2014. 132 с.
23. Margianti E.S. and ets. Entrepreneurship in Uzbekistan: trends, competitiveness, efficiency // Indonesia, Jakarta, Gunadarma Publisher, 2016. ISBN 978-602-9438-69-7. 220 p.
24. Kurpayanidi K., Muminova E., Paygamov R. Management of innovative activity on industrial corporations // Lap Lambert Academic Publishing, Germany, 2016. ISBN 9783-659-76598-8. 322 с.
25. Курпаяниди К.И. Особенности управления на малом промышленном предприятии в условиях модернизации национальной экономики Узбекистана // Современные научные исследования и инновации. РФ. Москва, 2011. № 7. ISSN 2223-4888. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2011/11/5207/ (дата обращения: 21.03.2019).
26. Kurpayanidi K. Foreign experience of social and economic development management of the region (the example of Finland) // Economics, 2016. № 11 (20).
SPECIFIC THREATS OF ECONOMIC SECURITY AT CONSTRUCTION ENTERPRISES Yunusova R.R. (Republic of Uzbekistan) Email: [email protected]
Yunusova Rimma Rahmanberdievna - PhD in Economics, Associate Professor, ECONOMICS AND REAL ESTATE MANAGEMENT DEPARTMENT, TASHKENT INSTITUTE OF ARCHITECTURE AND CONSTRUCTION, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: this article discusses threats to economic security in the construction industry and ways to neutralize them. The definition of the concept of economic security as the unity of factors and conditions ensuring the stability of the state and its sustainable renewal is analyzed. The main problems in the implementation of sustainable construction enterprises have been identified, and directions have been noted in addressing them. The conditions for the economic security of the construction sector are identified. The ways of economic security in this field that are relevant to modern time are considered. Keywords: economic security, construction, construction enterprises, competition.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ Юнусова Р.Р. (Республика Узбекистан)
Юнусова Римма Рахманбердиевна - кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики и управления недвижимостью, Ташкентский архитектурно-строительный институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в осуществлении стратегических планов развития государства основными целями строительного производства являются задачи социально-экономического характера. Следовательно, обеспечение безопасной, надежной работы строительных предприятий является важным фактором экономической безопасности страны. В данной статье анализируются специфические особенности обеспечения экономической безопасности предприятий строительной сферы. Рассмотрены характерные для строительного сектора факторы риска, связанные с реализацией финансовой и хозяйственной деятельности, ведением отчетности и финансового учета. Ключевые слова: отраслевая специфика, персонал, предприятия строительной сферы, экономическая безопасность, учет, финансовая и хозяйственная деятельность, сезонность.
Деятельность предприятий строительной сферы подчиняется таким же закономерностям функционирования, как и предприятия других сфер экономики, однако любое предприятие занято специфической экономической и торговой деятельностью, поэтому понятия угроз экономической безопасности для каждого предприятия и сектора экономики будут индивидуальны [1]. Деятельность строительных организаций подчиняется заданным правилам, проверяется государством и осуществляется по лицензии. Для начала осуществления строительных работ требуется разрешение специальных служб, также эти службы контролируют ход строительных работ. В отдельных случаях органы власти устанавливают или рекомендуют придерживаться определенного порядка ценообразования. Таким образом, работа строительных предприятий созависима от отношений с органами власти.
Объективная необходимость контроля сферы, значимой для жизни и деятельности отдельных граждан и всего государства, в то же время может, при неправильном регулировании, превратиться в источник угроз. А именно: злоупотребления руководящими и контролирующими органами власти должностными полномочиями с целью получения личной выгоды; использования административных рычагов для устранения конкурентов путем изменений в законах, регулирующих и нормативных актах; отсутствия единой стратегии развития строительного сектора, приводящей к локальным изменениям в связи со сменой персонала местных административных органов, соответственно, сменой мнения касательно целесообразности развития того или иного направления в строительстве.
Сам процесс возведения сооружений и зданий технически сложен и порождает дополнительные экономические риски: возможность разрушения строительного объекта в результате техногенной или природной катастрофы, порча оборудования, товарно-материальных ценностей, высокая вероятность производственной травмы среди персонала, появление брака, как по причине работ субподрядчиков, так и из-за использования некачественного строительного материала [2]. Стоит отметить, что появление даже небольшого брака и не соблюдение технологии может повлечь за собой ряд серьезных финансовых потерь.
Стремясь к экономии средств, предприятия строительной сферы могут нанимать работников без официального трудоустройства. При этом выплаты заработной платы производятся «чёрным налом», нет гарантии своевременной и полной оплаты труда.
Такие работники чаще всего не имеют должной квалификации, медицинского осмотра, собственного жилья. Оставшись внезапно без работы, они рискуют остаться без средств к существованию. Из этого вытекает ряд дополнительных угроз: возникновение криминогенной ситуации на самом строительном объекте и вокруг него; ухудшение качества производимых работ; повышение опасности получения травм на производстве; хищения товарно-материальных ценностей на строительном объекте; финансовые потери организации вследствие выявления нелегальных схем трудоустройства, оплаты труда, услуг, материалов; вывод в теневой сектор экономики части финансовых операций. Перечисленные риски возможны и у контрагентов строительной организации, что также является угрозой экономической безопасности для предприятий, соблюдающих все нормы.
Вышеуказанные риски специфичны для строительного сектора экономики и отрицательно влияют на экономическую безопасность в данной сфере. Для развивающихся стран негативные факторы являются больше нормой, нежели исключением из правил и носят скрытый характер. Учитывая это, необходимо проводить постоянный мониторинг с целью выявления и пресечения перечисленных факторов.
Мы считаем, что в целях обеспечения экономической безопасности в строительном секторе предприятиям и соответствующим контролирующим организациям следует обращать особое внимание: на отношения сотрудников с заказчиками, представителями органов власти, субподрядчиками, выявлять и нейтрализовать факты мошенничества, проводить контроль качества выполняемых работ. Применять на практике разрабатываемые компетентными органами рекомендации, в том числе в вопросах обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей.
Список литературы /References
1. Колонков А.Б. Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности предприятия // Научный журнал, 2017. № 5 (18). С. 67-68.
2. Киселева И.А., Клименко Т.А. Экономические риски и безопасность предприятий // Вестник науки и образования, 2017. Т. 2. № 3 (27). С. 40-42.
VIGILANCE SYSTEM OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT AS THE PRINCIPLE FOR MAKING MANAGERIAL DECISIONS AT THE REGIONAL LEVEL Shatokhina S.Yu. (Republic of Uzbekistan) Email: [email protected]
Shatokhina Svetlana Yuryevna - Lecturer, Economics and Real Estate Management Department, Tashkent Institute of Architecture and Construction, Tashkent, Republic of Uzbekistan
Abstract: the article presents the vigilance system as a tool for an integrated vision of dynamic changes in the regional development indicators and the basis for making managerial decisions. The main tasks of the vigilance system are given. The specific features of the vigilance system, such as: scale, information capacity, accuracy, efficiency, timeliness, strategic significance are disclosed. Elements of the vigilance system, which should be the basis for management decision making process at the regional level are presented.
Keywords: development monitoring, managerial decisions, regional management, development indicators.