Научная статья на тему 'Система мониторинга качества сформированности профессиональной компетентности научно-педагогических работников'

Система мониторинга качества сформированности профессиональной компетентности научно-педагогических работников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ЭТАПЫ МОНИТОРИНГА / СОДЕРЖАНИЕ МОНИТОРИНГОВЫХ ПРОЦЕДУР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Возгова Зинаида Владимировна

В статье рассматриваются актуальные вопросы мониторинга качества сформированности профессиональной компетентности научно-педагогических работников, этапы мониторинга, а также содержание мониторинговых процедур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Возгова Зинаида Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система мониторинга качества сформированности профессиональной компетентности научно-педагогических работников»

УДК 373

Возгова Зинаида Владимировна

Кандидат педагогических наук, доцент Института дополнительного профессионального образования Челябинского государственного педагогического университета, [email protected], Челябинск

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НАУЧНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Vozgova Zinaida Vladimirovna

Candidate of Pedagogics, Assistant Professor Complementary Professional Education Institute Chelyabinsk State Pedagogical University, [email protected], Chelyabinsk

MONITORING SYSTEM OF PROFESSIONAL COMPETENCE QUALITY OF SCIENTIFIC-AND-PEDAGOGIC WORKERS

В условиях динамично развивающейся социально-экономической ситуации образовательное учреждение должно развиваться по принципу качественного многообразия, своевременно и адекватно реагируя на вновь возникающие потребности в дополнительных образовательных услугах.

Управление качеством образования - это обеспечение проектирования, достижения и поддержания качества условий образовательного процесса, его реализации и результатов [1].

Из данного определения следует, что объектом управления является внутренние и внешние свойства образовательного процесса, условий его протекания и его результатов. Значит, управлять надо не самими компонентами системы образовательного процесса, а способами проявления этих компонентов, их соответствием определенным нормам.

В связи с этим выделяют следующие процедуры управления: обеспечение проектирования качества образования; создание (или наличие) образовательного мониторинга; анализ собранной информации; подготовка и принятие управленческого решения.

Для управления качеством дополнительного профессионального образования (далее ДПО) в вузе целесообразно создать механизм, позволяющий обеспечивать:

- во-первых; учебно-методическими комплексами (программами, учебными рекомендациями, оборудованием и т. п.) и отслеживать их реализацию;

- во-вторых, систематическое непрерывное повышение квалификации научно-педагогических работников в соответствии с изложенными ФГОС высшей школы, реформированием или модернизацией системы, высшего образования;

- в-третьих, систематическое и планомерное развертывание учебно-материальной базы института ДПО;

- в-четвертых, перспективное развитие института ДПО через приведение системы управления в соответствие с целями, миссией и политикой в области СМК вуза;

- в-пятых, необходимость построения системы оценки качества сформированное™ профессиональной компетентности научно-педагогических работников в системе ДПО, основанной на Государственных стандартах ГОСТ ИСО и международных стандартах ISO 9000.

Институт ДПО сформировал информационный банк данных о своей деятельности и деятельности других структурных подразделений вуза в разработке и реализации дополнительных образовательных программ, о субъектах дополнительного образовательного процесса.

На любом уровне организации инновационного ДПО в опосредовании управленческих решений, на наш взгляд, играют инструментальную роль следующие три центральных момента:

- во-первых, учет системного характера взаимосвязей между всеми компонентами дополнительного образовательного процесса;

- во-вторых, учет личностного измерения дополнительного образовательного процесса как определенного целого, обеспечивающего сформи-рованность профессиональной компетентности научно-педагогических работников и предмета управления;

- в-третьих, стремление к применению принципов Всеобщего менеджмента качества (TQM), поиск путей к улучшению дополнительного образовательного процесса и предоставляемых услуг в сфере ДПО.

Полученные данные позволяют внедрить в систему ДПО методологию научных исследований в области мониторинга качества сформированнос-ти профессиональной компетентности научно-педагогических работников, что в свою очередь позволит вузу конкурировать на рынке образовательных услуг. Поэтому обновление управления процессом формирования профессиональной компетентности научно-педагогических работников в системе непрерывного повышения квалификации мы связываем, прежде всего, с формированием системы информационно-аналитической деятельности как инструмента управления.

Рост потребности в информации связан с поиском путей повышения эффективности образовательной и управленческой деятельности. Мониторинг в данном процессе становится инструментом системы управления качеством сформированности профессиональной компетентности научно-педагогических работников в институте ДПО. Полученные данные позволяют найти ответ на вопрос, как улучшить процесс повышения квалификации, повысить эффективность процессов управления и повысить рыночную привлекательность вуза на рынке дополнительных образовательных услуг. Поэтому в состав системы мониторинга входит также исследование мотивации слушателей и ожидание заказчиков при повышении квалификации, процесса переподготовки и стажировки.

Кроме данных мониторинговых исследований оценка качества сформированное™ профессиональной компетентности научно-педагогических работников в процессе повышения квалификации строится на комплексе показателей.

Индикаторы системного мониторинга включают в себя:

- качество дополнительного образовательного процесса;

- удовлетворенность потребителей и заказчиков качеством ДПО;

- востребованность предлагаемых программ обучения;

- квалификацию профессорско-преподавательского состава.

Совокупность индикаторов системного мониторинга позволяет повысить качество сформированное™ профессиональной компетентности научно-педагогических работников за счет рационального использования ресурсов вуза, а также расширить объем услуг института ДПО по непрерывному повышению квалификации.

Педагогический анализ направлен на исследование полученной информации. Цель его состоит в том, чтобы из разрозненного рода данных, отражающих отрывочные явления, составить общую целостную картину процесса, выявить приоритетные проблемы качества ДПО и породившие их причины. В ходе педагогического анализа нами используются следующие методы: декомпозиция, сравнение, аналогия, атрибутивный и системный анализ, синтез, установление причинно-следственных связей.

Управлять качеством сформированное™ профессиональной компетентности научно-педагогических работников значит решать в первую очередь проблемы качества ДПО в системе непрерывного повышения квалификации. Именно процедуры мониторинга и анализа говорят об отклонении состояния системы от стандарта и тем самым указывают на появление ситуации, требующей принятия решения. Значит, управленческое решение направлено на устранение причин всех проблем, выявленных в результате анализа качества ДПО, т. е. степени расхождения между реальным состоянием дополнительного образовательного процесса и его стандартами или стандартными потребностями.

Многообразие управленческих решений по повышению качества сформированное™ профессиональной компетентности научно-педагогических работников определено масштабностью содержания проблем ДПО в системе непрерывного повышения квалификации и их причин. Очень важно, чтобы при этом выполнялись единые требования к управленческому решению всеми субъектами образовательного процесса. Мы придерживаемся следующих единых требований к управленческому решению:

- ясная целевая направленность и конкретные действия (что делать? как? когда? и где?);

- обязательная обоснованность выбора данного решения;

- определение объекта управленческого воздействия, определение исполнителей и ответственных за выполнение;

- согласованность с предыдущими решениями;

- своевременность решения;

- возможность его реализации;

- непротиворечивость требованиям нормативно-правовых документов;

- лаконичность формы.

Выработка и принятие решений, на наш взгляд, есть узловая процедура управления качеством сформированности профессиональной компетентности научно-педагогических работников и в целом ДПО, ибо в его границах проектируется, реализуется мониторинг и анализ выполнения данного управленческого решения и организация его деятельности. Управление качеством сформированности профессиональной компетентности научно-педагогических работников имеет циклическую основу. Именно создание системы мониторинга обеспечивает непрерывное слежение за всеми сторонами многогранного дополнительного образовательного процесса, позволяет принимать управленческие решения, адекватные реальному положению дел, а не основанные на интуиции из-за дефицита информации. Причем создана данная система под определенную проблему - формирование профессиональной компетентности научно-педагогических работников в процессе повышения квалификации.

Процесс повышения квалификации научно-педагогических работников, равно как и любой педагогический процесс должен быть управляемым, т. е. быть соотнесенным с результатом и иметь возможность корректироваться на отдельных этапах.

При решении основных задач дополнительного образовательного процесса мониторинг может быть рассмотрен с различных позиций. Эти позиции продиктованы тем объектом мониторинга, который берется для рассмотрения.

По мнению Э. Ф. Зеер, мониторинг необходим, когда в построении какого-либо процесса важно отслеживать происходящие в реальной среде явления, с тем, чтобы включать результаты текущих наблюдений в процесс управления [5].

Рассматривание мониторинга как самостоятельной функции управления процессом повышения квалификации научно-педагогических работников вуза носит условный характер и оказывается в реальном процессе ДПО связано со всеми функциями и стадиями управления. Органическая связь мониторинга с другими функциями управления проявляется в том, что каждая функция управления выступает как основная точка зрения мониторинга, т. о. мониторинг затрагивает цели, информацию, прогнозы, решения, организацию и исполнение деятельности, коммуникацию и коррекцию.

Управленческий аспект разработанной нами системы мониторинга качества сформированности профессиональной компетентности научно-педагогических работников позволяет представить систему в виде комплекса взаимосвязанных элементов:

прогнозирование —» планирование —► организация —» контроль над выполнением —► анализ результатов —* управленческое решение.

Деятельностный аспект позволяет выделить другую структуру: цель —> задачи —► содержание —> формы —> методы —*■ результаты. Исходя из вышесказанного, под мониторингом качества сформпро-ванности профессиональной компетентности научно-педагогических кадров мы понимаем поэтапный процесс оценки состояния изучаемого явления, анализа фактов, повышающий эффективность данного процесса и выявление оптимального содержания, форм, методов и средств его осуществления.

В целом технологический процесс мониторинга качества сформированное™ профессиональной компетентности научно-педагогических работников реализуется в три этапа: подготовительном, исходно-информационном и итогово-информационном.

Рассмотрим содержание деятельности на каждом этапе мониторинга качества сформированности профессиональной компетентности научнопедагогических работников в системе непрерывного повышения квалификации.

Подготовительный этап мониторинга предполагает определение четкой цели, которая заключается в совершенствовании системы повышения квалификации научно-педагогических работников вуза в условиях реформирования системы высшего профессионального образования. Организационно-подготовительная работа данного этапа включает определение компонентов мониторинга, выбор критериев и показателей для оценивания, разработку качественного инструментария для системы данных, установление объема и вида получаемой информации.

Исходно-информационный этап связан со сбором информации с помощью подобранных методик, количественной и качественной обработкой полученных результатов с ориентацией на критериально-уровневый подход.

В нашей системе непрерывного повышения квалификации состояние обучающегося как совокупного критерия результативности повышения квалификации описывается тремя уровнями:

первый уровень - стартовая актуализация (уровень слушателя); второй уровень -инновационное включение педагогических кадров (активный участник);

третий уровень - программно-целевое фасилитационное управление (организатор авторских проблемных курсов повышения квалификации).

Рассмотрим содержание мониторинговых процедур на каждом уровне непрерывного повышения квалификации.

На первом уровне системы непрерывного повышения квалификации проводится экспертная оценка и самооценка исходного уровня профессиональной компетентности слушателя, выявление образовательных потребностей научно-педагогических работников, промежуточный контроль результатов профессиональной деятельности, выявление отношений слушателей к произошедшим изменениям к концу обучения на курсах повышения квалификации по определенной программе.

На втором уровне системы непрерывного повышения квалификации проводится оценка и самооценка результатов повышения квалификации, сравнение полученных данных с прогнозами подготовительного этапа, оценка успешности самостоятельного ведения одного из модулей программы повышения квалификации на внутривузовских курсах повышения квалификации, диагностика удовлетворенности преподавателей и слушателей сложившимися взаимоотношениями, корректировка программы дальнейшего повышения квалификации.

На третьем уровне системы непрерывного повышения квалификации проводится итоговый контроль, выявляющий способность обучающегося (организатора) работать творчески, в режиме саморазвития; направленность НПР на образование в течение всей жизни, повышение уровня компетентности, стремление к самоактуализации, самодвижение к акме; соответствие содержания профессиональной подготовки образовательному стандарту (профессиональная компетентность и коммуникативная культура). На этом же уровне дается оценка эффективности концепции непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников.

Вся информация сосредотачивается на всех уровнях системы непрерывного повышения квалификации и уровнях системы мониторинга качества сформированное™ профессиональной компетентности научно-педагогических работников. На каждом уровне идет обобщение исходных данных, их анализ и принятие управленческого решения.

Вся система мониторинга качества сформированности профессиональной компетентности научно-педагогических работников представлена нами в следующей последовательности: источник мониторинга качества -уровень системы непрерывного повышения квалификации - роль профессорско-преподавательского состава на уровне системы непрерывного повышения квалификации-уровень мониторинга - источник информации - показатели (содержание мониторинга) - методика -срок - ответственный за организацию - хранение - движение информации.

Использование данной системы мониторинга позволяет обеспечивать непрерывное слежение за качественным переходом преподавателя с одного уровня на другой, его непрерывным профессионально-педа-гогическим ростом и академической мобильностью, а также за всеми сторонами ДПО; видеть проблемы, влияющие на качество образования, решив которые можно создать эффективные условия для продуктивного совершенствования профессиональной компетентности научно-педагогических работников. Созданная нами система мониторинга позволяет повысить не только профессиональную компетентность научно-педаго-гических работников и продуктивность (производительность) их управленческой деятельности, но и её эффективность, а значит, успешно решать проблему качества ДПО и служит инструментарием для програм-мно-целевого управления.

Учет особенностей программно-целевого управления позволяет:

- усилить роль целевой стадии процесса управления, сориентировать его на достижение конечных результатов;

- охватить все стадии функционирования системы дополнительного образования;

- иметь сквозной характер планирования;

- широко использовать метод системного анализа;

- расширять использование методов управления;

- создавать приоритетное обеспечение ресурсами и т. д.

Поэтому данный мониторинг можно рассматривать как средство обеспечения качества сформированности профессиональной компетентности научно-педагогических работников, которое позволяет выявить проблемы, существующие в системе непрерывного повышения квалификации, и предоставляет разностороннюю, системную, обладающую достаточной прогностической силой информацию, необходимую для улучшения качества дополнительного образования. Кроме того, данная система мониторинга позволит всем субъектам ДПО владеть целостной картиной динамики изменений и развития системы формирования профессиональной компетентности научно-педагогических работников и может обеспечивать прогноз ее развития.

Нормативной основой, обеспечивающей организацию и проведение мониторинговых исследований, является положение о мониторинге и план мониторинга, который построен в соответствии с системой и отражает ее основные моменты (показатели, технологии, сроки, ответственных, принятые управленческие решения).

В связи с тем, что необходимо обрабатывать большой объем информации, в нашем Институте дополнительного профессионального образования создается и работает мониторинговая группа, которая включает в себя директора, специалистов по учебно-методической работе, координаторов дополнительных образовательных программ, преподавателей курсов повышения квалификации и самих слушателей.

Основными функциями мониторинговой группы является:

- разработка основных критериев и показателей объектов мониторинговых исследований;

- накопление информации об объектах мониторинга;

- обработка и анализ информации, предоставление результатов в наглядном, доступном виде;

- прогнозирование дальнейшего развития объекта или процесса;

- корректировка деятельности (при необходимости) посредством принятия управленческого решения;

- планирование дальнейших действий с учетом полученных результатов.

Эффективность и своевременность принятия управленческих решений

по результатам мониторинговых исследований невозможно достичь без применения современных информационных технологий как в управлен-

ие

ческой деятельности, так и в образовательном процессе. Поэтому нами используется единая локальная сеть вуза. В Институте дополнительного профессионального образования ведется работа по созданию собственной базы данных об объектах мониторинга, которая структурирована и доступна всем участникам дополнительного образовательного процесса. Структурирование информации и своевременный анализ динамики и состояния дополнительного образовательного процесса, сформированное™ профессиональной компетентности научно-педагогических работников позволяют обеспечить его качество.

Таким образом, проводя мониторинговые исследования и реализуя предложенную систему мониторинга качества сформированное™ профессиональной компетентности научно-педагогических работников, можно обеспечить непрерывное отслеживание состояния всех объектов и процессов мониторинга, прогнозировать дальнейшее их развитие.

Библиографический список

1. Бордовский, Г. А. Управление качеством образовательного процесса: монография [Текст]/ Г. А. Бордовский, А. А. Нестеров, С. Ю. Трапицин. - СПб.: Наука, 2001.- 196 с.

2. Змеев, С.И. Технология обучения взрослых: учебное пособие для студентов высш.учебных заведений [Текст]/С. И. Змеев. - М.: Академия, 2002. - 128 с.

3. Коротков, Э. М. Управление качеством образования [Текст]: учеб.пособие для вузов/ Э. М. Коротков - М.: Академический Проект: Мир, 2006. - 320 с.

4. Сергеев, В. П. Управление образовательными системами: программнометодическое пособие [Текст]/В. П. Сергеев. - М.: Наука, 2001. - 160 с.

5. Управление качеством образования [Текст]/под ред. М. М. Поташника - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 448 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.