Научная статья на тему 'Система мониторинга качества образовательного процесса'

Система мониторинга качества образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1540
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохорова В. А.

Цель данной работы проанализировать эффективность мониторинга качества образовательного процесса, выявить его положительные и отрицательные стороны, Объектами мониторинга являются образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению. В статье проводится анализ основных компонентов мониторинга качества, объекты мониторинга и управления, выделены основные группы мониторинга качества. Актуальность данной работы обосновывается необходимостью обеспечения высокого качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система мониторинга качества образовательного процесса»

Предметом технологического процесса обучения предмету «Физическая культура» в школе является конкретное взаимодействие учителя и учащихся в различных видах физкультурной деятельности на учебных занятиях, организованное на основе четкого структурирования, систематизации, программирования, алгоритмизации, стандартизации способов и приемов обучения двигательным действиям, с использованием компьютеризации и технических средств.

Задачами технологически построенного процесса обучения предмету являются:

- отработка глубины и прочности специальных знаний в области физической культуры, закрепления умений и навыков в различных сферах физкультурной деятельности;

- развитие навыков технологического мышления учащихся на учебных занятиях в процессе усвоения двигательных действий;

- воспитание привычки четкого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных заданий.

Современные технологии обучения школьников предмету «Физическая культура» сводят на нет педагогический экспромт учителя, и предварительно проектирует инновационный учебный процесс. В отличие от ранее использовавшихся поурочных разработок, предназначенных для учителя, современные педагогические технологии предлагают проект учебного процесса по предмету, определяющего структуру и содержание деятельности самого учащегося, что ведет к высокой стабильности успехов обучения школьников физической культуре, уровню повышения их физкультурного самообразования.

Список литературы:

1. Чупрасова В.И. Современные технологии в образовании. ТИДОТ ДВГУ. - Владивосток, 2000. - 52 с.

2. Монахов В.М. Введение в теорию педагогических технологий // Школьные технологии. - 2005. - № 3. - С. 4-9.

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА © Прохорова В. А/

Шахтинский медицинский колледж им. Г.В. Кузнецовой, г. Шахты

Цель данной работы проанализировать эффективность мониторинга качества образовательного процесса, выявить его положительные и отрицательные стороны, Объектами мониторинга являются образо-

♦ Преподаватель английского языка II категории

вательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению. В статье проводится анализ основных компонентов мониторинга качества, объекты мониторинга и управления, выделены основные группы мониторинга качества. Актуальность данной работы обосновывается необходимостью обеспечения высокого качества образования.

Обеспечение высокого качества образования - это, прежде всего, наш гражданский долг. Качество образования зависит от многих факторов: качества обучающего контингента, профессионализма преподавателей и мастеров производственного обучения, качества организации учебновоспитательного процесса, качества материально-технической базы учебных заведений, качества системы административного управления. Всё это можно отнести к принципу управления функционированием учебного заведения.

Появление понятия «мониторинг» связано со становлением и развитием информационного общества, которое нуждалось в объективных и субъективных сведениях о стоянии тех или иных объектов и структур. ХХ век характеризовался небывалым ростом промышленности, катастрофическими изменениями, которые предпринял человек с окружающей его средой обитания. Именно поэтому инструментальные исследования, обработка и систематизация данных стали применяться в экологии, в рамках которой первоначально и развился мониторинг как система. Однако потребность общества в объективной информации способствовала расширению мониторинга [2]. Это понятие стали использовать в педагогике, рассматривающей мониторинг с двух позиций: как систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе и как средство получения информации в процессе проведения научного исследования или организации управленческого контроля (набор методик оценки состояния системы). Использование в дидактике, теории воспитания, конкретных методиках преподавания учебных дисциплин методов математического анализа позволило дать количественную оценку качества образования. Благодаря этому появилась возможность определить рейтинг учебных заведений, обозначить направления, нуждающиеся в особом внимании преподавателей. Вместе с тем проявились и значительные трудности. Образовательная система оказалась слишком сложной, многоаспектной, чтобы можно было сразу создать такую систему, которая позволила бы объективно судить о состоянии дел [4].

Объектами мониторинга являются образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению. На уровне образовательной программы объектами мониторинга и управления качеством могут быть:

- процесс освоения программы, предмета;

- интеграционные процессы в обучении;

- процесс обновления, совершенствования, содержания, методик, технологий обучения, средств контроля усвоения учебного материала;

- качество образовательного процесса и т.д. [7].

При организации системы педагогического мониторинга могут возникать как объективные, так и субъективные трудности, препятствия. Например, при создании системы необходимо учитывать: качество используемых методик, подготовленность специалистов, возможность совершенствования их профессиональных умений. Об этих факторах нельзя забывать, более того, необходимо минимизировать негативные воздействия, учесть возможные проблемы.

Мониторинг как педагогическая технология позволяет не только систематизировать информацию, но и может стать действительным механизмом материального поощрения педагогов, работающих эффективно в режиме развития. Высокие показатели педагогической деятельности могут также служить основанием для повышения квалификации работника [1].

Существующая на данный момент некоторая неопределенность в плане оценка деятельности того или иного субъекта образования, образовательного процесса открывает достаточно больше возможности для обобщения и инноваций. Например, в качестве объектов мониторинга рассматриваются субъективность учителя и классный коллектив, профильное обучение и программы углубленного изучения. Еще больше возможностей предоставляет теория воспитания, поскольку понятие «воспитание» является многоаспектным, трудно поддающимся количественным измерениям. Аналогичным образом обстоит дело с понятием «компетенция». Трудность состоит в том, что нет целенаправленной системы действий, методики работы. Принцип непрерывности образования предполагает активное участие образовательных учреждений в этом процессе. Успешная социализация личности, профессионализм выпускника

Создание теоретической модели системы педагогического мониторинга - первый шаг на пути управления качеством образования. Существующие системы мониторинга можно сгруппировать по следующим основаниям:

I группа - мониторинг уровня ЗУН обучающихся («цель - результат»);

II группа - мониторинг, связанный с непосредственным накоплением и структуризацией информации;

III группа - системы мониторинга, построенные с использованием модели «вход - выход»;

IV группа - системы мониторинга на уровне образовательного учреждения [9]. С их помощью предпринимаются попытки ответить на вопросы

об эффективности той или иной технологии обучения, выделить факторы, влияющие на качество обучения, найти примеры связи квалификации педагога и результатов преподавания.

Группа Объекты мониторинга Методы, направления

I Результативность учебно- воспитательного процесса - тестирование (тестовые задания и КИМы итоговой аттестации),

- анализ уровня обученности и обучаемости учащегося,

- информационная карта текущей успеваемости и посещаемости учащегося.

II Накопление и структуризация информации о преподавателях, материальнотехнической оснащенности учебного процесса - педагогические кадры, их квалификация;

- общие показатели, материально-техническая база;

- комплексно-методическое обеспечение учебного процесса;

- результативность образовательного процесса;

- результативность воспитательного процесса;

- инновационная и методическая деятельность [5];

- мониторинг качества функционирования образовательного учреждения (расписание и т.п.)

III Модель "вход-выход" - психолого-педагогические характеристики учащихся (в том числе и уровень готовности первоклассников); уровень обученности и обучаемости;

- изучение развития у учащихся ключевых компетенций (карта наблюдения и оценки);

- модель выпускника школы (начальной, основной и средней),

- поступление в высшие и средние профессиональные учебные заведения,

- работодатель и проблема трудоустройства.

IV На уровне образовательного учреждения - анализ урока;

- рейтинговая оценка деятельности учителя, классного руководителя, руководителя ДО, руководителя методического объединения;

- положение о лучшем учителе, руководителе методического объединения, классном руководителе и т.д. (результаты деятельности и система поощрения);

- изучение потребностей всех участников образовательного процесса.

Существующая на данный момент некоторая неопределенность в плане оценка деятельности того или иного субъекта образования, образовательного процесса открывает достаточно больше возможности для обобщения и инноваций. Например, в качестве объектов мониторинга рассматриваются субъективность учителя и классный коллектив, профильное обучение и программы углубленного изучения. Еще больше возможностей предоставляет теория воспитания, поскольку понятие «воспитание» является многоаспектным, трудно поддающимся количественным

измерениям. Аналогичным образом обстоит дело с понятием «компетенция». Трудность состоит в том, что нет целенаправленной системы действий, методики работы. Принцип непрерывности образования предполагает активное участие образовательных учреждений в этом процессе [8]. Успешная социализация личности, профессионализм выпускника образовательного учреждения к дальнейшему профессиональному развитию напрямую зависят от уровня сформированности ключевых компетенций.

Несомненным достоинством предлагаемой модели педагогического мониторинга является ее универсальность, адаптированность к системе среднего профессионального образования, валидность в условиях создания системы непрерывного образования. Простота в использовании, объективность получаемых сведений, применимость используемого инструментария - необходимые условия мониторинга. Однако нельзя не учитывать региональных особенностей. Данный компонент должен стать одним из критериев оценки эффективности действующей модели. Экономическое положение того или иного региона, потребности и требования, которые предъявляет к специалисту общество, будут основаниями для создания модели выпускника и определения политики учебного заведения в области качества.

Решение проблемы качества образования зависит от того, насколько своевременно и адекватно будут реагировать образовательные учреждения на изменения внешней среды, на потребности общества, социальный заказ, насколько эффективное и педагогически оправданные методы и технологии будут избраны, насколько объективной, независимой и систематической будет экспертиза деятельности образовательного учреждения. Современная система оценки качества образования - это еще один шаг на пути к вхождению России в общеевропейское и общемировое образовательное пространство.

Список литературы:

1. Беспалько В.М. Мониторинг качества обучения - средство управления образованием. - М., 1996.

2. Вовна В.И., Короченцев В.В. и др. Мониторинг качества обучения как важнейший инструмент управления образованием // Инновации в образовании. - 2005. - № 5.

3. Горб В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результатов // Стандарты и мониторинг. - 2000. - № 5.

4. Горб В.Г. Педагогический мониторинг развития учебных групп в вузе // Стандарты и мониторинг. - 2000. - № 5.

5. Кайнова Э.Б. Критерии качества образования: основные характеристики и способы измерения. - М., 2005.

6. Мокшеев В. А. Организация системы мониторинга в образовании // Школьные технологии. - 2005. - № 1.

7. Петрухин В.В. Проблема организации и апробации системы педагогического мониторинга в образовательном учреждении. // Информатика и образование. - 2007. - № 3.

8. Субетто А.И. Качество образования в России: состояние, тенденции, перспективы. - М., 2001.

9. Трубина И.И. Мониторинг качества образования: проблемы и подходы // Информатика и образование. - 2005. - № 5.

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ © Талых Т.Н.*

Старооскольский филиал Белгородского государственного университета,

г. Старый Оскол

В статье рассмотрен механизм нравственно-профессиональной мотивации и предложена технология самосовершенствования будущих учителей с опорой на нравственно-профессиональные потребности.

Важной задачей современного педагогического образования является задача воспитания учителя, осознающего себя субъектом нравственно профессиональной деятельности, способного влиять на самосознание ребенка, и активно занимающегося нравственным самосовершенствованием в профессиональной деятельности с учетом нравственно-профессиональных потребностей. Подобная необходимость объясняется противоречивой ситуацией, сложившейся в теории и практике: с одной стороны, большинство исследователей процесса становления будущего учителя указывают на необходимость развития его субъектной сущности, накоплен определенный опыт, позволяющий увидеть пути конкретной психоло-го-педагогической работы, раскрывающей субъектные силы личности студента, однако логика развития комплексной науки об учителе, развиваясь в динамике: педагогическая профессия - педагогическая деятельность - личность учителя, не дает ответа о механизме нравственнопрофессиональной мотивации, о системе нравственно-профессиональных потребностей будущего учителя, способствующих деятельности по самосовершенствованию и дальнейшей самореализации.

* Старший преподаватель кафедры Естественнонаучных и математических дисциплин, аспирант

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.