Научная статья на тему 'Система мониторинга и регулирования банковских рисков на базе модернизации кредитных бюро'

Система мониторинга и регулирования банковских рисков на базе модернизации кредитных бюро Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
341
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Садков В.Г., Аксюхина Н.В.

В статье представлена концепция по формированию централизованной системы мониторинга и прогнозирования банковских рисков путем модернизации бюро кредитных историй. Предложено для сбора, обмена и хранения информации о кредитных историях использовать инфраструктуру Банка России и разветвленную сеть его территориальных учреждений. Функционирование многоуровневой системы позволит сформировать базы данных, необходимые для оценки кредитных рисков, построения рейтингов заемщиков и скоринговых моделей, проведения надзорных и регулирующих мероприятий Банком России, предотвращения кризисных ситуаций в банковской сфере. Схематично представлена структура централизованной системы кредитной информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система мониторинга и регулирования банковских рисков на базе модернизации кредитных бюро»

система мониторинга и регулирования

банковских рисков на базе модернизации

кредитных бюро

в. г. садков,

доктор экономических наук, профессор Орловский государственный технический университет

н. в. аксюхина,

преподаватель Орловской банковской школы (колледжа)

Потребность в повышении качества информации о потенциальных заемщиках российское банковское сообщество испытывало на протяжении длительного времени, но особенно остро данная проблема обозначилась с расширением объемов потребительского и ипотечного кредитования, а также кредитования малого бизнеса. Это как раз те сферы массового кредитования, в которых затраты по сбору информации о кредитоспособности заемщика не всегда оправданы. недостаток информационных ресурсов в сфере кредитования оборачивается для банков недополученными доходами, увеличением рисковой составляющей в процентных ставках по кредитам и, разумеется, ростом просроченной задолженности.

на сегодняшний день в Государственный реестр бюро кредитных историй (Бки) российской Федерации включено 29 бюро кредитных историй. количество титульных частей субъектов кредитных историй, хранящихся в Центральном каталоге кредитных историй, к концу 2007 г. достигло 35 млн [1]. В законодательстве рФ о кредитных историях закреплен принцип множественности бюро кредитных историй сущность данного принципа заключается в том, что в сфере обращения кредитных историй должны быть рыночные отношения. Органом, регистрирующим бюро кредитных историй, является Федеральная служба по финансовым рынкам россии, а обязанность по формированию Центрального каталога кредитных историй возложена на Банк россии [1]. таким образом, пока отсутствует единство в регулировании деятельности кредитных бюро.

По мнению представителей банковского сообщества, на практике не удалось сформировать единую систему бюро кредитных историй.

Оказалось, что многие банки по ряду причин просто не заинтересованы в сотрудничестве с бюро кредитных историй, да и сами бюро не могут договориться между собой о совместной работе [2]. Главная проблема — это отсутствие в законе четко прописанного порядка горизонтального взаимодействия между собой различных бюро, что необходимо для удобства клиентов, пользователей и заемщиков. Банки зачастую воспринимают бюро кредитных историй как дополнительную нагрузку, связанную с необходимостью передавать информацию. речь в большинстве случаев идет о формальном соблюдении требований Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях». следовательно, поиск путей эффективного функционирования бюро кредитных историй как инструмента мониторинга кредитного риска является в настоящее время весьма актуальным.

как показывает мировой опыт, определяющую роль в повышении прозрачности банковского сектора играют органы монетарной власти, прежде всего центральные банки. Практически во всех странах имеется отлаженная система информационных потоков от кредитных организаций в центральный банк (финансовая и бухгалтерская отчетность, в том числе сведения о крупных кредитах, процентных ставках, различных банковских рисках). В такую систему легче всего интегрировать информационные потоки, связанные с деятельностью кредитного бюро.

По мнению авторов, целесообразным является создание разветвленной системы данных: • централизованной базы данных по кредитным рискам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе по внебалансо-

финансы и кредит

7

вым обязательствам (гарантии, поручительства в пользу третьих лиц, авали);

• централизованной базы данных по кредитным рискам физических лиц;

• централизованной базы данных по проблемной задолженности и случае несвоевременного погашения кредитов;

• централизованной базы данных о неплатежах по различным инструментам (векселя, долговые обязательства и др.);

• системы рейтингов субъектов хозяйствования и «индикаторов» руководителей и собственников.

Решению проблемы информационной асимметрии содействовали бы также информационные базы данных о состоянии тех или иных отраслей или экономики в целом. В ряде стран с переходной экономикой центральные банки ведут базы данных по корпоративным предприятиям, основанные как на статистическом финансовом материале, так и на регулярных опросах их руководителей.

Все эти вопросы можно было бы достаточно эффективно решить путем создания многоуровневой системы кредитных бюро по юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам при Центральном банке РФ. Конечно, при этом потребуется урегулирование вопросов организации и функционирования в законодательном порядке. Тем не менее, проблема создания именно взаимодействующей системы институтов кредитных историй в данном случае решается значительно проще, нежели в случае передачи подобной информации кредитным бюро, находящимся в частной собственности.

Для минимизации затрат создаваемых кредитных бюро и ускорения этапа внедрения следует максимально использовать существующую инфраструктуру. Однако в настоящее время отсутствует такое важное звено, как инфраструктура и сам механизм передачи этой информации Центральному банку РФ. В то же время хорошо отработана система отчетности кредитных организаций перед Банком России, в связи с чем передача банками дополнительных сведений о кредитной задолженности, а также о внебалансовых обязательствах клиентов, в случаях несвоевременного погашения кредитной задолженности не потребует слишком больших затрат по созданию соответствующей инфраструктуры. В частности, расчетная система Центрального банка РФ имеет значительные вычислительные мощности и емкости для хранения информации и ведения базы данных кредитного бюро.

Основная часть информации должна собираться в электронном виде и передаваться по каналам дистанционной связи. Это позволит уменьшить расходы по сбору и хранению информации, а также увеличить скорость получения необходимых отчетов. В качестве выходной информации могут выступать не только финансовые отчеты, но и рейтинги кредитоспособности заемщиков, рассчитанные по методикам центральных банков.

для создания целостной базы данных необходимо поступиться принципом добровольности представления наиболее важной информации и приравнять ее к статусу статистической отчетности, направляемой в органы государственной статистики, с соответствующими санкциями за нарушение сроков представления этой информации и ее искажение.

Предоставление информации в централизованное бюро кредитных историй должно носить обязательный характер, закрепленный на законодательном уровне. кроме того, деятельность подобных институтов не должна преследовать цели извлечения прибыли, а плата за доступ к источникам информации необходима лишь для покрытия операционных издержек.

координационную работу по созданию и функционированию системы государственных бюро кредитных историй целесообразно возложить на департамент информационных систем Банка России, в обязанности которого входит также решение вопросов, связанных с главным центром информатизации, межрегиональным центром информатизации, развитием информационной системы, электронных банков данных, сбора и обработки информации.

Формирование и ведение централизованной базы данных по кредитным историям территориальными учреждения Банка России не противоречит Федеральному закону от 10.07.2008 № 86-ФЗ «О Центральном Банке РФ», а наоборот, будет способствовать выполнению функций, возложенных данным законодательным актом на главный банк страны. Информация и аналитические данные, которые будут аккумулироваться в процессе функционирования государственных бюро кредитных историй, могут являться источником для проведения анализа и прогнозирования состояния экономики по регионам и в целом по стране, тем самым Банк России реализует информационно-аналитическую функцию.

Государственный институт кредитных историй может обеспечивать Центральный банк РФ инфор-

мацией не только о крупных займах и заемщиках, но и о кредитных организациях, предоставляющих такие займы. Таким образом, регулирующий орган получает возможность контроля за деятельностью кредитных организаций и оперативного вмешательства при нарушении ими установленных законов, правил или нормативов в сфере кредитования бизнеса или частных лиц, что будет способствовать более качественной реализации Банком России надзорной и контрольной функций.

Таким образом, органы банковского надзора будут иметь доступ к централизованной базе данных кредитных историй в целях осуществления анализа банковской деятельности. Наглядным примером является деятельность центральных банков некоторых европейских стран, которые используют централизованные базы данных для микро- и макроэкономического анализа, составления прогнозов социально-экономического развития страны [3].

Повышение же эффективности централизованных баз данных может и должно быть возложено на Банк России, отвечающий за развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации. Исполняя надзорную функцию (контроль за деятельностью банковского сектора), Банк России имеет полномочия на издание нормативной базы, определяющей методологию и порядок сбора необходимой информации. Развитая сеть территориальных банков позволяет охватить практически все регионы страны, повышая тем самым целостность системы. Задача создания всеобъемлющих баз данных только на общефедеральном уровне в настоящее время не представляется осуществимой. Тем не менее, базы данных, накопленные Банком России по мониторингу деятельности предприятий, безусловно, окажутся полезными. В настоящее время в соответствии с решением руководства Банка России свыше 1 500 банков и их филиалов во всех регионах России получают аналитическую информацию, формируемую по результатам мониторинга предприятий.

Еще на этапе разработки программы практического использования результатов мониторинга для нужд банковского сообщества был проведен опрос предприятий и банков различных регионов, целью которого было выяснить их заинтересованность в получении данной информации. Результаты опросов показали, что заинтересованность банковского сообщества в информации о результатах анализа состояния конъюнктуры в нефинансовом секторе экономики, экономической, инвестици-

онной и финансовой деятельности предприятий, как правило, постоянная и очень высокая. При этом заинтересованность кредитных организаций в ее получении определяется существенной ограниченностью или практическим отсутствием информации как в целом о российском рынке, так и по отраслям, регионам или их группам из-за ограниченности официально публикуемой информации, прежде всего о финансовом положении предприятий. В данный момент получение информации в любом разрезе и по необходимым сегментам, в том числе по группам предприятий, представляется невозможным. Поэтому невозможным является и сопоставление изменений финансово-экономического положения предприятий и экономической конъюнктуры со спросом на услуги банков, учитывая высокую степень их взаимозависимости [4].

Используя данные мониторинга, банк получает возможность анализировать финансовые показатели деятельности предприятий в квартальном распределении, помимо среднеотраслевых значений, что позволяет более точно позиционировать клиента банка. Эти данные достаточно актуальны и отличаются высокой оперативностью (в течение квартала, следующего за отчетным).

Результаты опроса также показали, что кредитные организации предполагают использовать получаемую от Банка России аналитическую информацию для стратегического планирования и разработки бизнес-планов; корректировки отраслевой, региональной и внутрирегиональной стратегии деятельности; более гибкого регулирования объема операций и ценовой политики на рынке банковских услуг; совершенствования оценки и управления рисками; оценки финансового положения отдельных предприятий и их позиционирования за счет уточнения перспектив отрасли с использованием квартальных сопоставлений; расширения клиентской базы; развития продуктового ряда; развития региональной сети; информирования головной организации о состоянии экономики и перспективах развития банковских услуг в регионе; оказания информационно-аналитической помощи стратегическим клиентам; совершенствования корпоративного управления и повышения стабильности банков.

следует учесть, что Банком России в ходе мониторинга нефинансовых предприятий накоплен определенный опыт создания и ведения централизованных баз данных именно на базе территориальных управлений и национальных банков,

финансы И кредит

9

базирующийся на их взаимодействии. Помимо этого должна быть произведена интеграция баз данных кредитных историй и информации, получаемой Банком России в процессе мониторинга нефинансовых предприятий.

Потребность в создании эффективной системы кредитной информации особо ощутима на рынке потребительского кредитования. Этот рынок, как и рынок кредитования малого бизнеса, характеризуется большим количеством потенциальных заемщиков, стремящихся получить ссуды небольшого объема. Поэтому индивидуальная оценка каждого из них требует дополнительных затрат и невыгодна кредиторам, особенно учитывая то, что анализ, основанный на характеристиках заемщика и его кредитной истории, должен быть достоверным и объективным. Таким образом, кредитные бюро, аккумулирующие информацию, полученную от многих кредиторов в течение нескольких лет, обладают базой данных для формирования широкого информационного поля и построения статистических моделей оценки риска.

Кредитные организации заинтересованы в создании единого информационного пространства, при этом эффективной формой реализации функций централизованной базы данных по кредитным историям может стать система региональных бюро. То есть, для сбора, обмена и хранения информации необходимо использовать разветвленную сеть территориальных отделений Центрального банка РФ. Коммерческие банки также могут использовать информацию централизованных баз данных в собственных целях. Подборка финансовых отчетов, содержащаяся в централизованных базах, позволит оперировать надежной, проверенной информацией, собранной за достаточное для анализа количество лет.

Информация из базы данных по субъектам хозяйствования Центрального банка РФ является для российских банков мощным маркетинговым и аналитическим инструментом для поиска новых клиентов, анализа и сравнения портфеля собственных клиентов в отношении кредитного риска и по отраслевым признакам. При интегрировании баз данных кредитных историй и информации, получаемой Банком России в процессе мониторинга нефинансовых предприятий, повысятся возможности банков по сравнительному анализу рисков, связанных с любым клиентом.

Третий тип пользователей централизованных систем сбора информации — предприятия, которые имеют возможность прибегать к дополнительным

услугам центрального банка, а именно к анализу финансовой устойчивости предприятий, ретроспективной выборке, консультационным услугам, а также к выработке рекомендаций по дальнейшему ведению бизнеса.

Интегральные рейтинги субъектов хозяйствования целесообразно сообщать не только кредитным учреждениям, но и на платной основе всем субъектам хозяйствования, а также зарубежным партнерам, заинтересованным в деловых контактах с российскими предприятиями. Тем более что у субъектов хозяйствования существует спрос на достоверную информацию о деловой репутации контрагента, особенно в сфере малого и среднего бизнеса. Централизованная информация о рисках — это значительный источник знаний о состоянии экономической конъюнктуры для органов денежно-кредитного регулирования, а также может использоваться кредитными учреждениями посредством статистических продуктов при разработке рейтинговых систем и моделей скоринга.

По оценке Базельского комитета, только небольшое число российских банков будет допущено к использованию /КВ-подхода в целях оценки кредитоспособности заемщика. Это объясняется тем, что внутренние рейтинговые системы банков отличаются высокой субъективностью, поэтому должны удовлетворять необходимым критериям: определенный срок использования /КВ-систем, определенное количество рейтинговых классов, 100 %-ный охват заемщиков кредитным рейтингом и расчет вероятности дефолта по каждому классу кредитоспособности. На сегодняшний день таких /КВ-систем у отечественных банков нет. И только исходя из первого критерия — срока использования рейтинговой системы не менее трех лет — можно сделать вывод о «неполноценном» использовании данного подхода в России [5].

Следовательно, решить данную проблему поможет выполнение централизованным кредитным бюро функций рейтинговых агентств наряду с представлением стандартных отчетов о кредитных историях и уровне рисков кредитным организациям. В принципе рейтинговые агентства можно рассматривать как публичные кредитные бюро, которые накапливают информацию не только об отдельных предприятиях, прежде всего крупнейших, но и об отраслях, регионах, странах. Оценки и заключения централизованного головного общефедерального кредитного бюро и региональных бюро, как и рейтинговых агентств, станут важным элементом

управления рисками в банковском секторе и выполнения функций банковского надзора. Разработанные Базельским комитетом по банковскому регулированию и надзору предложения по созданию в каждом банке собственной системы оценки рисков и достаточности капитала, краеугольным камнем которых должны быть оценки контрагентов банка и страновых рисков, сделанные рейтинговыми агентствами, еще больше повышают значимость подобных институтов и являются важным шагом на пути решения проблемы информационной асимметрии.

собранные сведения должны анализироваться и обрабатываться по каждому юридическому или даже физическому лицу, затем должна выноситься совокупная оценка, изложенная в сжатой форме, легко поддающаяся интерпретации со стороны различных пользователей. Котировка представляет собой мнение эмиссионного института о жизнеспособности некоего предприятия в краткосрочной перспективе. Для того чтобы сформулировать это мнение, Банк России должен опираться на сеть территориальных учреждений, которая позволяет ему собирать необходимые сведения из самых достоверных источников.

следует отметить, что рейтинг должен присваиваться субъектам хозяйствования не автоматически, а являться результатом оценки команды аналитиков, основанном на синтезе собранной информации. В том случае, если аналитикам поступает новая значимая информация, рейтинг может быть пересмотрен.

Кроме того, Банк России может ввести в практику чрезвычайно открытую информационную политику в отношении котировки (рейтингов), проведение которой возложено на его службы. Предприятия, представляющие свои бухгалтерские документы, должны быть осведомлены о содержании своей котировки. Рейтинг, присваиваемый предприятиям, позволит их классифицировать и квалифицировать в зависимости от уровня деловой активности, качества финансовой ситуации и внешних факторов воздействия, а также регулярности исполнения обязательств. Кредитный рейтинг предприятия, присваиваемый центральным банком, будет служить своеобразным ориентиром и первоначальным этапом при оценке кредитоспособности заемщика.

система рейтингов Центрального банка, основанная на содержащейся в базе данных кредитного бюро информации, позволит осуществить более эффективный переход к стандарту Базель II1

1 стандарт Базель I при расчете достаточности капитала предусматривает взвешивание активов по степени риска в за-

в отношении расчета достаточности капитала. Потенциально внешние рейтинги международных рейтинговых агентств могут быть присвоены лишь небольшому количеству крупных экспортоори-ентированных предприятий (помимо рейтингов, присвоенных банкам). систему внутренних рейтингов в обозримой перспективе смогут внедрить немногие российские банки. следовательно, подавляющее большинство субъектов хозяйствования останется без внешнего рейтинга, присвоенного сторонним рейтинговым агентством, либо внутреннего, присвоенного самим банком, т. е. с точки зрения стандарта Базель II такие субъекты хозяйствования будут неразличимы [6].

Информационная база, накапливаемая в процессе функционирования централизованного кредитного бюро, может служить основой для создания скоринговых моделей. Для того чтобы построить эффективную модель скоринга, которая поможет банкам быстро и надежно принимать решения о выдаче кредитов, основываясь на одном показателе — скоринговой оценке (обычно это цифра в диапазоне от 1 до 1 000), бюро нужна информация. Причем информация не только о заемщиках, но и данные о просроченных кредитах, чтобы можно было установить точные взаимосвязи между теми или иными характеристиками людей и их поведением как заемщиков. Такую информацию может предоставить бюро, имеющее возможность собрать значительный массив данных с территории всей страны.

Еще одна необходимая для банков вещь — предотвращение мошенничества. В банковской практике это, как правило, получение денег на основании предоставления ложной информации или прямая кража путем использования чужой карты или украденной информации. Кредитные бюро — это механизм борьбы с первым из перечисленных видов мошенничества, так как они могут предоставлять клиентам дополнительные возможности для проверки правильности поступивших от потенциальных заемщиков данных. Речь идет о возможности интеграции данных кредитных бюро и государственных органов, на что централизованные бюро могут иметь такое право, обоснованное его статусом.

висимости от типа требования и типа контрагента (например, требования к любым частным заемщикам, требования к банкам вне стран ОЭсР до одного года и т. д.) Одно из основных отличий соглашения Базель II в том, что веса риска зависят от кредитного рейтинга контрагента. При этом используется либо внешний кредитный рейтинг, присвоенный сторонними рейтинговыми агентствами (так называемый стандартный метод расчета), либо внутренний рейтинг, рассчитанный самим банком (метод расчета, основанный на внутренних рейтингах).

финансы И КРЕДИТ

11

Центральный банк Российской Федерации (Банк России)

Департамент информационных систем

Департамент исследований и информации

техническая и методологическая поддержка

Централизованная база кредитной информации и отчетности

Бюро кредитных историй

Национальные банки

обмен данными

передача информации

I

Бюро кредитных историй

Территориальные управления

Бюро кредитных историй Бюро кредитных историй

Расчетно-кассовые центры Расчетно-кассовые центры

Дистанционный надзор

Юридическое и кадровое обеспечение

Департамент банковского регулирования и надзора

обмен данными

Бюро кредитных историй

Территориальные отделения

Бюро кредитных историй Бюро кредитных историй

Расчетно-кассовые центры Расчетно-кассовые центры

Бюро кредитных историй Бюро кредитных историй

Расчетно-кассовые центры Расчетно-кассовые центры

Организационная структура централизованной системы кредитной информации на базе Банка России (предложенные структурные подразделения выделены жирным шрифтом)

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что аккумулируемая информация может использоваться как для мониторинга и оценки рисков, так и для проведения анализа и прогнозирования состояния не только банковской системы, но и предприятий — заемщиков в регионах. Таким образом, регулирующий орган получает возможность контроля за деятельностью предприятий, кредитных организаций и оперативного вмешательства при нарушении ими установленных законов, правил или нормативов в сфере кредитования бизнеса или частных лиц, что будет способствовать более качественной реализации Банком России надзорной, контрольной и регулирующей функций. Функционирование многоуровневой системы бюро кредитных историй позволит сформировать массивы достоверной статистической информации, необходимой для создания систем управления рисками, соответствующим требованиям Базельского соглашения, а также обеспечит безопасность и устойчивое развитие банковской системы, поможет предупредить возникновение кризисных процессов изнутри.

Архитектура многоуровневой системы бюро кредитных историй представлена на схеме (см. рисунок).

Литература

1. www. cbr. га, fcsm. ru. Сайт ЦБ РФ.

2. Интервью с вице-президентом Ассоциации региональных банков России А. В. Мурычевым // Банковское дело. 2008. № 1. С. 10 — 14.

3. Граков И. Банк Франции в качестве национального кредитного бюро // Банковский вестник (Беларусь). 2006. № 1. С. 24 — 32.

4. Мониторинг нефинансовых предприятий Банка России: новый этап развития. Интервью с руководителем проекта Ю. В. Степановым // Аналитический банковский журнал. 2006. № 11 (138). С. 30 — 35.

5. Банковское дело: современная система кредитования: Учебное пособие / О. И. Лаврушин, О. Н. Афанасьева, С. Л. Корниенко. — 3-е изд., доп. — М.: КНОРУС, 2007. 264 с.

6. Тысячникова Н. А. Базель II и перспективы его применения в Российской Федерации // Банковское дело. 2007. № 12. С. 56 — 59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.