Научная статья на тему 'СИСТЕМА МИРОВОЙ ЭВОЛЮЦИИ ЛЬВА ТИХОМИРОВА'

СИСТЕМА МИРОВОЙ ЭВОЛЮЦИИ ЛЬВА ТИХОМИРОВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
61
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИОСОФИЯ / МИРОВАЯ ЭВОЛЮЦИЯ / Л.А. ТИХОМИРОВ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Смолин Михаил Борисович

Книга Льва Александровича Тихомирова «Религиозно-философские основы истории» занимает уникальное положение в русской литературе. Впервые человеческая история в полном объеме проанализирована с религиозной точки зрения. Исследование Тихомирова посвящено истории духовной борьбы, повествует не только о прошлых и настоящем периодах этой борьбы, но анализирует человеческую историю и в её конечные эсхатологические времена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА МИРОВОЙ ЭВОЛЮЦИИ ЛЬВА ТИХОМИРОВА»

М.Б. Смолин

СИСТЕМА МИРОВОЙ ЭВОЛЮЦИИ ЛЬВА ТИХОМИРОВА

Изучение истории всегда сталкивалось с проблемой формулировки общего взгляда, осмысления человеческой жизни. Концепции, претендующие на историософскую интерпретацию истории человечества крайне разнообразны, от различных цивили-зационных теорий (Данилевский, Шпенглер, Тойнби) до формационного подхода (Маркс и Энгельс), от теорий модернизации (Хантингтона) до мир-системного анализа (Броделя и Валлерстайна) и массы других попыток.

Но вся эта борьба классов, смена и столкновения цивилизаций, эволюция экономики и тому подобное во многом напоминает, как пишет Лев Тихомиров, лишь «историю геологии Земли или историю царства растительного и животного», не сильно продвигающее нас к разрешению вопросов смысла этой человеческой деятельности.

Непреодолимый «агностицизм» подобных исследований не способен дать ответ на вопрос, зачем происходят те или иные события. Человечество действительно живет на этом материальном фоне, но наряду с этим фоном существует и совершенно другая сфера человеческой жизни, в которой имеется сознательная воля и сознательные цели, как у человеческой личности, так и у человеческих сообществ.

Эта сознательная сфера отделяет мир человеческий от мира животного и растительного. На самом деле эта внутренняя сфера по преимуществу и составляет главную часть нашей жизни, её суть. А потому в процессе анализа жизненного и исторического процесса невозможно ответить на вопрос «для чего» без религиозного взгляда на историю.

В этом смысле книга Льва Александровича Тихомирова «Религиозно-философские основы истории» (Тихомиров, 2007) занимает уникальное положение в русской литературе. Впервые человеческая история в полном объеме проанализирована с религиозной точки зрения. Исследование посвящено истории духовной борьбы, повествует не только о прошлых и настоящем периодах этой борьбы, но анализирует человеческую историю и в её конечные эсхатологические времена.

К социальным проблемам, завлекавшим внимание Л.А. Тихомирова еще в эпоху революционную, после глубокого духовного преображения прибавился интерес к метафизическим вопросам, которые, в свою очередь, перестроили всю систему его политических представлений с гуманистической доминанты на теистическую.

После окончания редакторства «Московских ведомостей» (1908-1913) Л.А. Тихомиров поселяется в Сергиевом Посаде и снова возвращается к теоретической работе: пишет свой второй (после «Монархической государственности») капитальный труд — «Религиозно-философские основы истории», состоящий из десяти разделов. Начало работы было положено в 1913 г., завершена же она была уже в разгар революции, в 1918 г.

Книга Льва Тихомирова посвящена сфере «сознания, воли, целей», которые только и показывают философию истории, «начало и конец исторического процесса, сознательные волевые цели его и различные перипетии той духовной борьбы, которая составляет смысл истории человечества».

С одной стороны, исследование Льва Тихомирова — глубоко антимарксистская, альтернативная философия истории, в которой «мировая жизнь есть область великой борьбы, в которой решались и решаются судьбы человечества», где без религиозной идеи, «без какого-либо представления о действии некоторой Высшей сознательной и водящей силы немыслимо искать смысла истории». С другой стороны, историческое развитие религиозно-философских идей, о которых говорит Лев Тихомиров, дают христианский надцивилизационный взгляд на историю человечества. Цивилизации в его

системе мировой эволюции несут в своей основе ту или иную религиозную доминанту, так или иначе раскрывая на своей почве господствующую в ней идею.

В своей доктрине Лев Тихомиров выделяет две религиозно-философские идеи, давшие исходные пункты для мировоззрения человечества.

Первая — идея Сверхтварного Бога, создавшего и господствующего над миром. Вторая — идея о вечной самосущной природе, никем не сотворённой. Эти две идеи радикально противоположны друг другу, взаимоисключая одна другую. И их борьба между собой наполняет всю историю человечества.

Эволюция идеи Сверхтварного Создателя имела свои этапы раскрытия в человеческой истории: выработка носителя этой идеи в племени Авраама, получение Моисеем Откровения, рассеяние, появление Откровения Спасителя, всемирная проповедь христианства и Царства Божия.

Далее были неоднократные попытки искажения христианства многочисленными лжеучениями. Новозаветное иудейство быстро замыкается в Талмуде и каббале, меняя идею Царства Божия на национальное Царство Израиля, и вновь рассеивается по всему миру. Появившийся ислам является интерпретацией идеи Сверхтварного Бога, состоящей из смеси иудейства, христианства и древнеарабских сказаний. И вместо Царства Бо-жия ислам поглощается борьбой за мировое господство, построения Царства мусульман на земле.

Дальнейший раскол католический, а затем и реформационный переводят христианство к обороне против возрождающейся неоязыческой мистики и революционного материализма...

Идея самосущной природы, по Льву Тихомирову, так же имеет свою эволюцию в разнообразных религиозно-философских языческих концепциях. Эволюционные потенции язычества в истории проходят череду градаций: многобожие, всебожие, безбожие, человекобожие и сатанобожие. Здесь также возникает масса проектов построения Царства земного в различных человеческих цивилизациях.

Наряду с духовной борьбой двух религиозно-философских идей в мировой истории, приводящих к различным вариантам Царства Божия и Царства земного, Лев Тихомиров выделяет и три высшие силы, которые действуют в человеческой истории.

Первой он «признаёт высшей силой Бога Создателя, Сверхтварную Силу». Сила теистическая или Богочеловеческая.

Вторая, не признавая Бога, «считает наивысшими силами те, которые заключаются в природе и выражаются наиболее полно в человеке, приобретающем значение владыки вселенной, особенно при допущении идеи о происхождении ангелов от человека». Сила гуманистическая или человекобожие.

Третья «считает главной силой то существо, которое в христианстве называют сатаной, павшим высшим ангелом, бывшим и остающимся противником Бога» (Тихомиров, 2007: 575-576). Сила сатанистическая или сатанобожие.

Две религиозно-философские идеи и три мировые силы, с точки зрения Льва Тихомирова, сопутствуют человечеству всю его историю, никогда не смешиваются между собой и являются мировоззренческими базами для формирования человеческих сообществ.

Конструкция Льва Тихомирова хорошо дополняет цивилизационный культурно-исторический концепт Николая Данилевского, как бы сшивая различные цивилизации в единый процесс духовной борьбы человечества. Не отрицая существования цивилизаций как действительных субъектов человеческой истории, но разъясняя их духовную направленность в религиозно-философском смысле.

Теистическая историософия Льва Тихомирова, опирающаяся на христианское Откровение, наиболее аксиологически внятно описывает мировую эволюцию человеческих цивилизаций.

БИБЛИОГРАФИЯ

Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории, М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.