ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА
ВЗАИМОДЕИСТВИЯ
А. В. Никольская
к.п.н., научный сотрудник кафедры общей психологии факультета психологии МГУ, зоопсихолог-консультант ветеринарной клиники «Центр», Москва
Мы живем в эпоху меняющегося мышления, на смену антропоцентрическому сознанию постепенно приходит сознание природоцентрическое. В качестве исходной схемы для формирования такого сознания важно такое коммуникативное взаимодействие социума и личности с миром природы, которое создает для индивида ситуацию развития его психических процессов, состояний и сознания посредством расширения их диапазона, позволяет получить личный опыт непосредственного переживания единства (общности и различия) с природным объектом на уровне чувственного, эмоционального и личностного взаимодействия с ним.
С появлением системного подхода возникает необходимость выяснения внутренней структуры системы, путей и способов передачи информации и энергии, поэтому исследователи поведения животных сосредотачивают свои усилия на изучении коммуникации и социальной структуры популяций.
Вслед за учеными, сообщество принимает те или иные взгляды на поведение животных. Ориентация исследователей на подтверждение или опровержение сходства или различия человека и животных вызывает громкий общественный резонанс (как это было с «Происхождением видов» Ч. Дарвина, «Рефлексами го-
ловного мозга» И.М. Сеченова, с книгой К. Лоренца «Об агрессии» и с «Социобиологией» Э. Уилсона).
Но отношение человека к животным формируется и под воздействием культурно-исторических установок, принятых в его социальной среде, в присущей ему национальной культуре. Таким образом, можно
говорить о том, что отношения человека и животных на каждом этапе развития социализации - явление во многом социально-психологическое.
Ближе всего к биолого-эволю-ционному подходу в социальной психологии структурно-функционалистский подход (Hamilton, 1932), рассматривающий властные отношения доминирования-подчинения в обществе, стремление личности занять определенный статус, где су-ществуюткомплексы представлений об ожидаемом поведении, удовлетворяющем потребности и соответствующем ценностям группы. С точки зрения этого подхода отношения человека с домашними животными всегда строились на основании доминирования-подчинения, с доминирующим положением человека и его восприятием животного как подчиненного и с соответствующими ожиданиями от поведения животного.
Можно утверждать, что образы многих животных в человеческом восприятии являются социальными конструктами, продуктами социальных технологий (печатные и электронные СМИ), а также научных представлений, - в этом смысле восприятие животного и взаимодействие с ним почти никогда не свободно от культуры, но и образ животного почти никогда не является статичным продуктом культуры.
На сегодняшний день в восприятии человеком животных существует приоритет социального конструкта над биологической данностью (биологическим видом). Обыденные представления о животных формируются на базе культурно-исторических и социально-психологических представлений, а не на научной или биологической основе. Таким образом, восприятие животных, их образы являются меняющимся комплексом представлений, а степень взаимодействия с ними во многом определяется присущими данной культуре, эпохе социальными конструктами.
Функциональная система психики и взаимодействие человека с животными
Мы предлагаем рассматривать модель психики, состоящую из следующих подсистем: интегративная
система (здесь принимается решение о поведении, действии, в зависимости от информации, получаемой от всех других систем), коммуникативная система, эмоциональная система, система мотивов и потребностей, когнитивная система (ощущение, восприятие, мышление).
Мы рассматриваем системное межвидовое взаимодействие, где в качестве компонентов системы «индивид-среда» выступают человек и домашние животные, - следовательно, мы исследуем: во-первых, поведение и состояние человека и животного, находящихся во взаимодействии; во-вторых, свойства, ко-
На сегодняшний день в восприятии человеком животных существует приоритет социального конструкта над биологической данностью...
торыми наделяет человек животное (по самоотчетам человека) и свойства, которыми наделяет животное человека (по поведению животного); в-третьих, процесс и продукты взаимодействия человека и животного; в-четвертых, динамику психических состояний компонентов нашей системы.
До сих пор в научных исследованиях поведения животных взаимодействие человек-животное было субъект-объектным, когда субъект при помощи разных методов целенаправленно воздействует на индивида, чтобы вызвать у него определенное поведение. Как правило, исследователь создает некие экспериментальные условия, в которые помещается животное, после чего
изучается поведение животного в этих условиях, его способность к решению задач определенного типа, его аффективные реакции и т.д. (опыты Харлоу, Вудвортса, Келлера и многих других). Даже когда животное воспитывается в семье исследователя в качестве ребенка, основной задачей ученых остается изучение животного как объекта и описание его поведения и психических проявлений (исследования Ладыгиной-Котс, Гарднеров и пр.) Человек, исследуя животное, обращался к его когнитивной сфере, не привлекая сферу собственных эмоций и коммуникаций.
Другой тип взаимодействия можно представить как субъект-субъект-ный, когда целенаправленное воздействие одного субъекта провоцирует у другого те или иные состояния (поведение), посредством обращения к его субъектности (например, попытка животного целенаправленно привлечь внимание человека к некоему объекту). Впервые такой тип взаимодействия описан Севедж-Рембо (Севедж-Рембо, Шэнкер, Тейлор, 2002), которая в своих исследованиях способности обезьян к овладению языком, обращает внимание не только на поведение животных, но и на собственные реакции на это поведение. Исследователи способностей животных к освоению языка вступают в некое взаимодействие с животными, но их собственная эмоциональная система не включена во взаимодействие, в то время как эмоциональная система животных начинает приниматься во внимание, хотя и находится как бы «за кадром», поскольку в первую очередь исследуются когнитивные и коммуникативные возможности.
В обоих приведенных выше примерах происходит накопление знания, и, следовательно, развитие, с обеих сторон, но это знание и развитие нельзя назвать совместными.
Наконец, взаимодействие может рассматриваться как субъект-по-рождающее или совместное разви-
тие, когда изменение психического состояния происходит как изменение состояния системы. Тогда каждый компонент системы становится условием для развития другого и одновременно результатом этого развития. Каждый компонент системы конструирует мир не индивидуально, а совместно, в процессе взаимодействия.
Эта мысль не является новой, если в качестве совокупного субъекта совместного развития берутся человек и социальная среда. С этих позиций все, что мы считаем ценным и достойным постижения, конструируется посредством языка в отношениях с другими людьми. Но и рассматривая систему «человек-животное», можно обнаружить, что эта система использует свой «язык», устанавливает свои правила взаимодействия, и в этом смысле является субъектом совместного развития.
В аспекте взаимодействия анализ изолированных компонентов системы недопустим, он должен быть заменен анализом системы.
Выделим такие категории нашей системы как продукт и процесс. Продукт системы в нашем случае -это правила, установленные в системе, и ее «язык». Процессы, происходящие в системе - это динамические, временные характеристики взаимодействия. При этом
нельзя не учитывать, что каждый компонент нашей системы одновременно является компонентом других систем: человек - представителем своего биологического вида, своей культурно-исторической эпохи, своей социальной страты, а животное - представителем своего биологического вида. Принадлежность каждого компонента нашей системы к другим системам оказывает влияние на процесс и продукт взаимодействия.
Функционирование взаимодействующей системы осуществляется
...человек и животное влияют друг на друга и меняют друг друга в процессе взаимодействия.
при помощи постоянных переходов процесса в продукт и обратно. Продукты взаимодействия, возникая в результате процесса, превращаются в условие нового процесса, оказывая влияние на дальнейшее взаимодействие.
В зависимости от свойств, присущим компонентам системы, и условий проявления этих свойств входе взаимодействия компонентов, скла-
дывается способ взаимодействия. Но, поразительным образом, не только способ взаимодействия определяется свойствами компонентов системы, но и свойства компонентов начинают меняться в зависимости от способа взаимодействия, т.е, человек и животное влияют друг на друга и меняют друг друга в процессе взаимодействия.
Условием всякого взаимодействия является некая неуравновешенность в сложившейся системе компонентов: человек и животное испытывают потребность друг в друге и стремятся удовлетворить возникающий дефицит. При этом любое изменение внутреннего состояния одного из компонентов системы всегда будет приводить к изменению отношений между ком-понентами,являясь поводом к взаимодействию. Импульс, полученный со стороны одного компонента, будет выводить внутреннюю систему другого компонента из уравновешенного состояния. Для возвращения системы к равновесию, второй компонент должен определенным образом (в виде обратного действия) реагировать на воздействие.
Базовым условием коммуникации является понимание. Тот, кто сообщает, предугадывает, будет ли понят. В информативных смысловых содержаниях коммуникации существуют образцы или структуры, которые воспринимаются как смысл. Особенность образования структур заключается в том, что необходимо повторение и распознавание коммуникативной ситуации как повторения, следовательно, для коммуникации, как и для процессов восприятия и научения, требуется способность к идентификации и обобщению. Система коммуникации предоставляет стандартизированные звуки или жесты, которые повторяются и используются в разных контекстах, и может функционировать только при этих условиях. Согласование коммуникативных фактов происходит за счет передачи определенных структурных образ-
НА 4-й ОБЛОЖКЕ
FELIWAY® феромон для кошек содержит синтетический аналог феромона лицевых желёз кошек. Эти феромоны стабилизируют эмоциональное состояние животного, подавляют инстинкт маркировки мочой, помогают кошке ориентироваться и приспосабливаться. FELIWAY® феромон для кошек - это эффективный и безопасный способ восстановить хорошее самочувствие и нормализовать поведение кошки в стрессовой ситуации, сопровождающейся активной маркировкой территории мочой, царапанием мебели и стен, потерей аппетита, апатией.
FELIWAY®феромон для кошек прост в применении: диффузор включается в электрическую розетку, действующее вещество испаряется и циркулирует в воздухе, нормализуя эмоциональное состояние кошки.
ПСИХОЛОГИЯ МЕЛКИХ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ ВЕТЕРИНАРНЫХ ВРАЧЕЙ
В последнее время отмечается увеличение интереса к коррекции поведения мелких домашних животных (МДЖ) среди практикующих ветеринарных врачей. Несмотря на запас фундаментальных знаний в области биологии и физиологии, ветеринар-ному врачу сложно работать с нетипичным поведением, так как коррекция поведения требует также знаний по этологии и зоопсихологии.
Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова приглашает ветеринарных врачей повысить свою квалификацию в области психологии мелких домашних животных.
Программа курсов содержит следующие разделы:
• Особенности психики МДЖ
• Проблемы содержания
• Отклонения в поведении, вызванные личностными особенностями владельцев
• Расстройства поведения и психики МДЖ
• Психологические аспекты отношений детей и животных в семье
По окончании курса выдается сертификат, подтверждающий право на консультирование в качестве специалиста в области поведенческой медицины.
Отдел дополнительного образования факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Тел.:+7 495 629 48 09, [email protected] www.psy.msu.ru
цов от поколения к поколению. При этом сама коммуникация никак не сопряжена с природной средой. Она не осуществляет функцию восприятия природного мира.
Выработанный в системе «язык» начинает управлять поведением компонентов системы,развивая систему и обогащая внутреннюю структуру каждого компонента.
Трудно сказать, возможны ли психологические отношения человека и рептилии, но теоретически мы можем вступать в психологическе отношения с животными, обладающими следующими свойствами:
- в когнитивной сфере: выраженная способность к выделению разнообразных элементов среды и сохранение некоторых из этих элементов в долговременной памяти, способность к обобщению и абстрагированию, способность идентифицировать себя с сообществом, сохраняя при этом самотождествен-ность во времени и пространстве, способность к соотнесению своих возможностей с возможностями других и к координации своих действий с действиями других;
- в эмоциональной сфере: наличие дифференцированных и долгов-
ременных эмоций, способность испытывать привязанность;
- в потребностной сфере: наличие потребности в групповом взаимодействии, в заботе (о потомстве, о сородичах), во внимании к себе, в статусе (в наличии определенного места в межвидовой системе);
- в коммуникативной сфере: способность к визуальной и звуковой коммуникации, способность к усвоению коммуникативных сигналов представителей другого вида.
Наконец, интегративный центр психики животных должен реализовывать поведение не только в соответствии с логикой видотипичного реагирования на стимул, но также и с учетом ожиданий группы и с уче-
том индивидуальности животного (обусловленной научением, прошлым опытом, темпераментом).
В свою очередь, человек также должен достигать определенного уровня культурно-исторического развития, чтобы иметь возможность вступать в психологические отношения с представителями другого вида.
То, что сейчас человечество находится на переходном этапе в развитии природоцентрического сознания, можно проиллюстрировать в виде приведенной схемы.
Психика высокоразвитых животных по своему строению приближается к психике человека. В следующем номере остановимся подробнее на эмоциональной сфере. ■
Отношение человека к животному
т ■
Зрелое - целостное восприятие, уважение потребностей, забота, вера в возможности
I
Незрелое
г
Отношение к животному как к машине
(как правило, в отношении к с\х)
Т
Отношение к животному как к живой игрушке
Отношение к животному как к человеку
ЭФФЕКТИВНАЯ ФАРМАКОТЕРАПИЯ В ВЕТЕРИНАРИИ
31