Научная статья на тему 'Система межвидового взаимодействия'

Система межвидового взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
203
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
VetPharma

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никольская А. В.

Мы живем в эпоху меняющегося мышления, на смену антропоцентрическому сознанию постепенно приходит сознание природоцентрическое. В качестве исходной схемы для формирования такого сознания важно такое коммуникативное взаимодействие социума и личности с миром природы, которое создает для индивида ситуацию развития его психических процессов, состояний и сознания посредством расширения их диапазона, позволяет получить личный опыт непосредственного переживания единства (общности и различия) с природным объектом на уровне чувственного, эмоционального и личностного взаимодействия с ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система межвидового взаимодействия»

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА

ВЗАИМОДЕИСТВИЯ

А. В. Никольская

к.п.н., научный сотрудник кафедры общей психологии факультета психологии МГУ, зоопсихолог-консультант ветеринарной клиники «Центр», Москва

Мы живем в эпоху меняющегося мышления, на смену антропоцентрическому сознанию постепенно приходит сознание природоцентрическое. В качестве исходной схемы для формирования такого сознания важно такое коммуникативное взаимодействие социума и личности с миром природы, которое создает для индивида ситуацию развития его психических процессов, состояний и сознания посредством расширения их диапазона, позволяет получить личный опыт непосредственного переживания единства (общности и различия) с природным объектом на уровне чувственного, эмоционального и личностного взаимодействия с ним.

С появлением системного подхода возникает необходимость выяснения внутренней структуры системы, путей и способов передачи информации и энергии, поэтому исследователи поведения животных сосредотачивают свои усилия на изучении коммуникации и социальной структуры популяций.

Вслед за учеными, сообщество принимает те или иные взгляды на поведение животных. Ориентация исследователей на подтверждение или опровержение сходства или различия человека и животных вызывает громкий общественный резонанс (как это было с «Происхождением видов» Ч. Дарвина, «Рефлексами го-

ловного мозга» И.М. Сеченова, с книгой К. Лоренца «Об агрессии» и с «Социобиологией» Э. Уилсона).

Но отношение человека к животным формируется и под воздействием культурно-исторических установок, принятых в его социальной среде, в присущей ему национальной культуре. Таким образом, можно

говорить о том, что отношения человека и животных на каждом этапе развития социализации - явление во многом социально-психологическое.

Ближе всего к биолого-эволю-ционному подходу в социальной психологии структурно-функционалистский подход (Hamilton, 1932), рассматривающий властные отношения доминирования-подчинения в обществе, стремление личности занять определенный статус, где су-ществуюткомплексы представлений об ожидаемом поведении, удовлетворяющем потребности и соответствующем ценностям группы. С точки зрения этого подхода отношения человека с домашними животными всегда строились на основании доминирования-подчинения, с доминирующим положением человека и его восприятием животного как подчиненного и с соответствующими ожиданиями от поведения животного.

Можно утверждать, что образы многих животных в человеческом восприятии являются социальными конструктами, продуктами социальных технологий (печатные и электронные СМИ), а также научных представлений, - в этом смысле восприятие животного и взаимодействие с ним почти никогда не свободно от культуры, но и образ животного почти никогда не является статичным продуктом культуры.

На сегодняшний день в восприятии человеком животных существует приоритет социального конструкта над биологической данностью (биологическим видом). Обыденные представления о животных формируются на базе культурно-исторических и социально-психологических представлений, а не на научной или биологической основе. Таким образом, восприятие животных, их образы являются меняющимся комплексом представлений, а степень взаимодействия с ними во многом определяется присущими данной культуре, эпохе социальными конструктами.

Функциональная система психики и взаимодействие человека с животными

Мы предлагаем рассматривать модель психики, состоящую из следующих подсистем: интегративная

система (здесь принимается решение о поведении, действии, в зависимости от информации, получаемой от всех других систем), коммуникативная система, эмоциональная система, система мотивов и потребностей, когнитивная система (ощущение, восприятие, мышление).

Мы рассматриваем системное межвидовое взаимодействие, где в качестве компонентов системы «индивид-среда» выступают человек и домашние животные, - следовательно, мы исследуем: во-первых, поведение и состояние человека и животного, находящихся во взаимодействии; во-вторых, свойства, ко-

На сегодняшний день в восприятии человеком животных существует приоритет социального конструкта над биологической данностью...

торыми наделяет человек животное (по самоотчетам человека) и свойства, которыми наделяет животное человека (по поведению животного); в-третьих, процесс и продукты взаимодействия человека и животного; в-четвертых, динамику психических состояний компонентов нашей системы.

До сих пор в научных исследованиях поведения животных взаимодействие человек-животное было субъект-объектным, когда субъект при помощи разных методов целенаправленно воздействует на индивида, чтобы вызвать у него определенное поведение. Как правило, исследователь создает некие экспериментальные условия, в которые помещается животное, после чего

изучается поведение животного в этих условиях, его способность к решению задач определенного типа, его аффективные реакции и т.д. (опыты Харлоу, Вудвортса, Келлера и многих других). Даже когда животное воспитывается в семье исследователя в качестве ребенка, основной задачей ученых остается изучение животного как объекта и описание его поведения и психических проявлений (исследования Ладыгиной-Котс, Гарднеров и пр.) Человек, исследуя животное, обращался к его когнитивной сфере, не привлекая сферу собственных эмоций и коммуникаций.

Другой тип взаимодействия можно представить как субъект-субъект-ный, когда целенаправленное воздействие одного субъекта провоцирует у другого те или иные состояния (поведение), посредством обращения к его субъектности (например, попытка животного целенаправленно привлечь внимание человека к некоему объекту). Впервые такой тип взаимодействия описан Севедж-Рембо (Севедж-Рембо, Шэнкер, Тейлор, 2002), которая в своих исследованиях способности обезьян к овладению языком, обращает внимание не только на поведение животных, но и на собственные реакции на это поведение. Исследователи способностей животных к освоению языка вступают в некое взаимодействие с животными, но их собственная эмоциональная система не включена во взаимодействие, в то время как эмоциональная система животных начинает приниматься во внимание, хотя и находится как бы «за кадром», поскольку в первую очередь исследуются когнитивные и коммуникативные возможности.

В обоих приведенных выше примерах происходит накопление знания, и, следовательно, развитие, с обеих сторон, но это знание и развитие нельзя назвать совместными.

Наконец, взаимодействие может рассматриваться как субъект-по-рождающее или совместное разви-

тие, когда изменение психического состояния происходит как изменение состояния системы. Тогда каждый компонент системы становится условием для развития другого и одновременно результатом этого развития. Каждый компонент системы конструирует мир не индивидуально, а совместно, в процессе взаимодействия.

Эта мысль не является новой, если в качестве совокупного субъекта совместного развития берутся человек и социальная среда. С этих позиций все, что мы считаем ценным и достойным постижения, конструируется посредством языка в отношениях с другими людьми. Но и рассматривая систему «человек-животное», можно обнаружить, что эта система использует свой «язык», устанавливает свои правила взаимодействия, и в этом смысле является субъектом совместного развития.

В аспекте взаимодействия анализ изолированных компонентов системы недопустим, он должен быть заменен анализом системы.

Выделим такие категории нашей системы как продукт и процесс. Продукт системы в нашем случае -это правила, установленные в системе, и ее «язык». Процессы, происходящие в системе - это динамические, временные характеристики взаимодействия. При этом

нельзя не учитывать, что каждый компонент нашей системы одновременно является компонентом других систем: человек - представителем своего биологического вида, своей культурно-исторической эпохи, своей социальной страты, а животное - представителем своего биологического вида. Принадлежность каждого компонента нашей системы к другим системам оказывает влияние на процесс и продукт взаимодействия.

Функционирование взаимодействующей системы осуществляется

...человек и животное влияют друг на друга и меняют друг друга в процессе взаимодействия.

при помощи постоянных переходов процесса в продукт и обратно. Продукты взаимодействия, возникая в результате процесса, превращаются в условие нового процесса, оказывая влияние на дальнейшее взаимодействие.

В зависимости от свойств, присущим компонентам системы, и условий проявления этих свойств входе взаимодействия компонентов, скла-

дывается способ взаимодействия. Но, поразительным образом, не только способ взаимодействия определяется свойствами компонентов системы, но и свойства компонентов начинают меняться в зависимости от способа взаимодействия, т.е, человек и животное влияют друг на друга и меняют друг друга в процессе взаимодействия.

Условием всякого взаимодействия является некая неуравновешенность в сложившейся системе компонентов: человек и животное испытывают потребность друг в друге и стремятся удовлетворить возникающий дефицит. При этом любое изменение внутреннего состояния одного из компонентов системы всегда будет приводить к изменению отношений между ком-понентами,являясь поводом к взаимодействию. Импульс, полученный со стороны одного компонента, будет выводить внутреннюю систему другого компонента из уравновешенного состояния. Для возвращения системы к равновесию, второй компонент должен определенным образом (в виде обратного действия) реагировать на воздействие.

Базовым условием коммуникации является понимание. Тот, кто сообщает, предугадывает, будет ли понят. В информативных смысловых содержаниях коммуникации существуют образцы или структуры, которые воспринимаются как смысл. Особенность образования структур заключается в том, что необходимо повторение и распознавание коммуникативной ситуации как повторения, следовательно, для коммуникации, как и для процессов восприятия и научения, требуется способность к идентификации и обобщению. Система коммуникации предоставляет стандартизированные звуки или жесты, которые повторяются и используются в разных контекстах, и может функционировать только при этих условиях. Согласование коммуникативных фактов происходит за счет передачи определенных структурных образ-

НА 4-й ОБЛОЖКЕ

FELIWAY® феромон для кошек содержит синтетический аналог феромона лицевых желёз кошек. Эти феромоны стабилизируют эмоциональное состояние животного, подавляют инстинкт маркировки мочой, помогают кошке ориентироваться и приспосабливаться. FELIWAY® феромон для кошек - это эффективный и безопасный способ восстановить хорошее самочувствие и нормализовать поведение кошки в стрессовой ситуации, сопровождающейся активной маркировкой территории мочой, царапанием мебели и стен, потерей аппетита, апатией.

FELIWAY®феромон для кошек прост в применении: диффузор включается в электрическую розетку, действующее вещество испаряется и циркулирует в воздухе, нормализуя эмоциональное состояние кошки.

ПСИХОЛОГИЯ МЕЛКИХ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ ВЕТЕРИНАРНЫХ ВРАЧЕЙ

В последнее время отмечается увеличение интереса к коррекции поведения мелких домашних животных (МДЖ) среди практикующих ветеринарных врачей. Несмотря на запас фундаментальных знаний в области биологии и физиологии, ветеринар-ному врачу сложно работать с нетипичным поведением, так как коррекция поведения требует также знаний по этологии и зоопсихологии.

Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова приглашает ветеринарных врачей повысить свою квалификацию в области психологии мелких домашних животных.

Программа курсов содержит следующие разделы:

• Особенности психики МДЖ

• Проблемы содержания

• Отклонения в поведении, вызванные личностными особенностями владельцев

• Расстройства поведения и психики МДЖ

• Психологические аспекты отношений детей и животных в семье

По окончании курса выдается сертификат, подтверждающий право на консультирование в качестве специалиста в области поведенческой медицины.

Отдел дополнительного образования факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Тел.:+7 495 629 48 09, [email protected] www.psy.msu.ru

цов от поколения к поколению. При этом сама коммуникация никак не сопряжена с природной средой. Она не осуществляет функцию восприятия природного мира.

Выработанный в системе «язык» начинает управлять поведением компонентов системы,развивая систему и обогащая внутреннюю структуру каждого компонента.

Трудно сказать, возможны ли психологические отношения человека и рептилии, но теоретически мы можем вступать в психологическе отношения с животными, обладающими следующими свойствами:

- в когнитивной сфере: выраженная способность к выделению разнообразных элементов среды и сохранение некоторых из этих элементов в долговременной памяти, способность к обобщению и абстрагированию, способность идентифицировать себя с сообществом, сохраняя при этом самотождествен-ность во времени и пространстве, способность к соотнесению своих возможностей с возможностями других и к координации своих действий с действиями других;

- в эмоциональной сфере: наличие дифференцированных и долгов-

ременных эмоций, способность испытывать привязанность;

- в потребностной сфере: наличие потребности в групповом взаимодействии, в заботе (о потомстве, о сородичах), во внимании к себе, в статусе (в наличии определенного места в межвидовой системе);

- в коммуникативной сфере: способность к визуальной и звуковой коммуникации, способность к усвоению коммуникативных сигналов представителей другого вида.

Наконец, интегративный центр психики животных должен реализовывать поведение не только в соответствии с логикой видотипичного реагирования на стимул, но также и с учетом ожиданий группы и с уче-

том индивидуальности животного (обусловленной научением, прошлым опытом, темпераментом).

В свою очередь, человек также должен достигать определенного уровня культурно-исторического развития, чтобы иметь возможность вступать в психологические отношения с представителями другого вида.

То, что сейчас человечество находится на переходном этапе в развитии природоцентрического сознания, можно проиллюстрировать в виде приведенной схемы.

Психика высокоразвитых животных по своему строению приближается к психике человека. В следующем номере остановимся подробнее на эмоциональной сфере. ■

Отношение человека к животному

т ■

Зрелое - целостное восприятие, уважение потребностей, забота, вера в возможности

I

Незрелое

г

Отношение к животному как к машине

(как правило, в отношении к с\х)

Т

Отношение к животному как к живой игрушке

Отношение к животному как к человеку

ЭФФЕКТИВНАЯ ФАРМАКОТЕРАПИЯ В ВЕТЕРИНАРИИ

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.