Научная статья на тему 'Система методов в научных исследованиях'

Система методов в научных исследованиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
38716
3799
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД / СИСТЕМА МЕТОДОВ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Едронова В.Н., Овчаров А.О.

Научное исследование основано на использовании не отдельных методов, а их системы, знание которой обязательно для ученого. В статье даны ответы на вопросы, что включает в себя система методов научного исследования, каково содержание каждого из научных методов, чем эмпирические методы научного исследования отличаются от теоретических методов, как конкретные методы используются в экономических исследованиях?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система методов в научных исследованиях»

10 (313) - 2013

Наука тКоОсобый вид деятельности

УДК 001.891:303

СИСТЕМА МЕТОДОВ В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

В. Н. ЕДРОНОВА,

доктор экономических наук, профессор кафедры компьютерных информационных систем финансовых расчетов E-mail: v. n. edronova@mail. ru

А. О. ОВЧАРОВ,

доктор экономических наук, профессор кафедры компьютерных информационных систем финансовых расчетов E-mail: anton19742006@yandex. ru Нижегородский государственный университет

имени Н. И. Лобачевского -Национальный исследовательский университет

Научное исследование основано на использовании не отдельных методов, а их системы, знание которой обязательно для ученого. В статье даны ответы на вопросы, что включает в себя система методов научного исследования, каково содержание каждого из научных методов, чем эмпирические методы научного исследования отличаются от теоретических методов, как конкретные методы используются в экономических исследованиях?

Ключевые слова: метод, система методов, экономические исследования.

Методологический анализ научного процесса позволяет выделить три типа методов исследования. Во-первых, существуют методы, присущие человеческому познанию в целом, на базе которых строится как научное, так и обыденное знание. Их с некоторой долей условности можно назвать об-

щелогическими методами. Во-вторых, выделяют методы, характерные только для научного познания и использующиеся любой наукой (общенаучные методы исследования). В-третьих, существуют особые методы, характерные только для научного познания и использующиеся конкретной наукой (частнонаучные методы исследования).

К общелогическим методам познания относятся такие методы, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование.

Анализ - мысленное или реальное расчленение целостного предмета или объекта на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) для их всестороннего изучения. Аналитические методы настолько распространены в науке, что термином «анализ» часто называют любые исследования, проводимые как в естественных,

так и в общественных науках (количественный и качественный анализ в экономике, динамический анализ в физике и т. д.). Элементы анализа являются составной частью любого научного исследования и предстают в виде его первой стадии, когда ученый переходит от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его структуры, свойств и признаков. Вместе с тем анализ присутствует и на других этапах научного исследования, выступая в единстве с другими процедурами исследования.

Можно выделить несколько видов анализа как научного метода. Одним из них является мысленное (теоретическое) или реальное (экспериментальное) расчленение целого на части. Такой анализ, выявляющий строение целого, предполагает не только фиксацию частей, из которых состоит целое, но и установление отношений между ними.

Другим видом анализа является анализ общих свойств объектов и отношений между объектами, когда свойство или отношение расчленяется на составляющие свойства или отношения, причем одни из них подвергаются дальнейшему изучению, а от других отвлекаются (абстрагируются). Следует отметить, что такой распространенный научный прием, как классификация, т. е. разделение по определенным критериям классов (множеств) объектов на подклассы (подмножества), является видом анализа. Все аналитические процедуры в науке применяются как при получении нового знания, так и при систематическом изложении уже имеющихся научных результатов.

В специальной литературе понятие «экономический анализ» трактуется в узком смысле как исследование финансово-экономического состояния и текущей хозяйственной деятельности предприятия. В методологическом плане экономический анализ использует систему методов, позволяющую рассчитывать количественные показатели экономической деятельности предприятия, а также влияние отдельных факторов на динамику этих показателей.

Вместе с тем экономический анализ можно трактовать и в более широком смысле. Как один из вариантов его можно считать синонимом термина economics (Экономикс). Такой подход в определенном смысле оправдан, поскольку существует точка зрения, что экономикс не является отраслью экономики или научным направлением, а играет роль одного из приемов научного познания. Действительно, экономикс относится к одному из способов изложения экономической теории, раскрывающему на макро- и

микроуровнях особенности протекания экономических процессов. В Википедии сказано, что в отличие от известных школ и течений экономической мысли (меркантилисты, физиократы, классическая и марксистская политическая экономия и пр.), Экономикс не является самостоятельным, цельным экономическим учением. Экономикс не имеет собственной предметно-методологической основы, однако своим содержанием охватывает основные экономические понятия и явления, относящиеся к современной рыночной экономике. Поэтому и экономикс, и экономический анализ можно рассматривать как исследование процессов производства, потребления, распределения и обмена, как анализ экономической деятельности всех субъектов хозяйствования.

Синтез - мысленное или реальное соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета или объекта в единое целое. Синтез - процедура, обратная анализу. В современной науке термин «синтез» применяется также в некоторых специальных значениях. Например, под синтезом иногда понимают процесс получения из ранее доказанных утверждений того, что должно быть доказано (в противоположность анализу как процессу рассуждения от доказываемого к уже доказанному).

Для современного этапа развития науки характерны не только процессы синтеза внутри отдельных научных направлений, но и между разными направлениями. Речь идет о так называемом междисциплинарном синтезе, когда наблюдается интеграция научного знания, образуются синтетические направления научных исследований (биофизика, физическая химия, эконометрика и т. д.).

Экономика активно участвует в междисциплинарном синтезе. Он проявляется в двух формах. Во-первых, в форме экспансии экономической теории в близкие области обществознания, прежде всего в психологию, социологию и право. Это явление получило название «экономический империализм», результатом которого стало появление таких новых научных направлений, как теория общественного выбора, экономика семьи, экономика права, теория человеческого капитала, клиометрика и т. д.1 Во-

1 Очень часто ученые, работавшие в этих направлениях, получали самые престижные награды, в том числе Нобелевские премии по экономике. Так, в 1993 г. Р. Фогелю и Д. Норту была вручена Нобелевская премия за цикл работ в области клиомет-рики - применении экономической теории и эконометрических

методов в исследованиях по экономической истории.

вторых, в обратной форме, т. е., когда экономика не транслирует своих идей, а, наоборот, заимствует их у других наук для решения собственных задач. На языке физики этот процесс можно назвать диффузией других наук в экономику.

Абстрагирование - особый прием, который заключается в отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого объекта или явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств и отношений. Абстрактные понятия имеют огромное значение в науке, они позволяют изучить объект на уровне его внутренних существенных свойств и отношений.

Вид абстрагирования, при котором мысленно вносятся определенные изменения в изучаемый объект в соответствии с целями научного исследования, называется идеализацией2. При идеализации мысленно конструируются объекты, процессы или явления, которые не существуют в действительности, но для которых имеются прообразы в реальном мире. Например, в физике существуют такие понятия, как «материальная точка» - объект, лишенный размеров, или «абсолютно черное тело» - объект, который только поглощает и не пропускает энергии. Идеализация позволяет формулировать законы, строить абстрактные схемы реальных процессов, она часто используется в моделировании.

Классическими примерами экономической абстракции являются примеры совершенной конкуренции или чистой монополии, приводимые во всех учебниках по экономической теории. Так, под чистой монополией понимается такая рыночная структура (тип рынка), которая характеризуется существованием единственного продавца (производителя) товара или услуги, которые не имеют близких заменителей. У покупателей, желающих потреблять товар или услугу, есть только один источник предложения. Цена устанавливается и контролируется этим единственным монополистом. У чистой монополии нет продавцов-соперников, конкурирующих с ней на ее рынке, поскольку существуют непреодолимые барьеры для вступления в отрасль.

Понятие чистой монополии является абстракцией. Трудно найти товары или услуги, у которых нет заменителей и нет производителей и продавцов, готовых их предложить. Однако рассмотрение подобных абстракций позволяет глубже уяснить меха-

2 В некоторых источниках идеализация относится к общенаучным методам теоретического уровня познания.

низм функционирования реальных рынков, выявить связи и описать поведение различных участников рынка в конкретных условиях.

Обобщение - прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов. Операция обобщения осуществляется как переход от частного или менее общего понятия и суждения к более общему понятию или суждению. Принято различать два вида общего. Первый вид -это абстрактно-общее как результат установления внешнего сходства, простой одинаковости у ряда единичных явлений, предметов. Второй вид -это конкретно-общее как результат установления внутренней, существенной, повторяющейся у группы сходных явлений основы, т. е. это закон существования и развития единичных явлений в составе целого.

Индукция - процесс выведения общего положения из ряда частных утверждений, из единичных фактов. В Большой Советской Энциклопедии индукция трактуется как вид обобщений, связанных с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных прошлого опыта. Поэтому часто метод индукции связывают с эмпирическими обобщениями или законами. Основанием применения индуктивного метода в практике научного исследования служит познавательная необходимость общего взгляда на группы однородных фактов, что позволяет объяснять и предсказывать явления природы и общественной жизни. Индукция способствует расшифровке скрытого смысла наблюдаемых явлений, она как бы наводит человеческую мысль на открытие общих закономерностей.

Дедукция - процесс рассуждения, противоположный индукции, идущий от общего к частному или менее общему3. В более специфическом смысле термин_«дедукция» обозначает процесс логического вывода, т. е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных положений или посылок к их следствиям (заключениям).

3 Здесь уместно вспомнить о дедуктивном методе Ш. Холмса. Строго говоря, этот литературный герой использовал индуктивно-дедуктивный метод. При раскрытии конкретного преступления он опирался на отдельные факты, наблюдения, улики и т. п. и на этой основе делал обобщения по данному преступлению. В этом заключается индуктивная составляющая метода. Но Ш. Холмс в своих расследованиях опирался и на знание законов преступного мира, психологию поведения людей, общие принципы криминалистики и т. д. Все это он применял при расследовании конкретных преступлений - в этом дедуктивная составляющая метода.

Методы индукции и дедукции широко применяются в экономической науке. Индукция проявляется в том, что в экономике много внимания уделяется единичным фактам, наблюдениям за отдельными или однородными процессами или объектами. Исследуется поведение индивидов, регистрируются параметры товаров и услуг (цены, объемы, прибыль и т. д.), интерпретируются факты экономических событий. Результатом этого может стать обобщение результатов, выявление экономических закономерностей. Например, изучая финансово-хозяйственную деятельность ряда предприятий, можно сделать выводы о тенденциях и закономерностях развития соответствующего вида экономической деятельности. Кроме того, можно разработать стратегию экономического развития региона, в котором работают данные предприятия.

Вместе с тем, как писал Д. М. Кейнс, политическая экономия, вопреки мнению некоторых, не может считаться чисто эмпирической или индуктивной наукой. Экономическая индукция мирно сосуществует с экономической дедукцией, согласно которой любое частное утверждение выводится из общего положения экономической теории. Так, основная идея маржинализма о необходимости исследования экономики с помощью предельных, приростных величин привела к разработке частных показателей, таких как предельная производительность, предельные издержки, предельная полезность.

Следует отметить, что может возникнуть вопрос о взаимных преимуществах использования дедукции и индукции в науке вообще и в экономических исследованиях в частности. В методологии науки этот вопрос был снят еще Ф. Энгельсом, который писал в своей книге «Диалектика природы», что индукция и дедукция связаны между собой столь же необходимым образом, как синтез и анализ. Вместо того чтобы односторонне превозносить одну из них до небес за счет другой, надо стараться применять каждую из них на своем месте, а этого можно добиться лишь в том случае, если не упускать из виду их связи между собой, их взаимного дополнения друг друга.

Аналогия - такой метод познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках делается вывод и об их сходстве в других признаках. Другими словами, аналогия означает соответствие, подобие или равенство в известных отношениях одного объекта с другим объектом. Аналогия с тем, что уже известно, позволяет понять то, что неиз-

вестно. Аналогия с тем, что является относительно простым, помогает понять то, что является более сложным. Аналогию можно рассматривать как попытку продолжить сходство несходного, причем продолжить его в новом, неизвестном направлении. При этом аналогия не дает достоверного знания: если посылки рассуждения по аналогии истинны, то это еще не означает, что и его заключение будет истинным. Следует отметить, что аналогию, дающую высоковероятное знание, принято называть строгой. Именно строгая аналогия характерна для научных исследований.

Под экономической аналогией, по мнению А. М. Орехова, следует понимать умозаключение о наличии какого-либо признака у исследуемого хозяйственного объекта на основе сходства, существующего в других признаках, с идеальным или вещественным аналогом этого объекта. Часто сходство экономических процессов и явлений обнаруживается с процессами и явлениями, наблюдаемыми в физике, медицине, биологии и других науках. Так, существует целое направление экономических исследований, построенное на принципах биологической науки, которое получило название «эволюционная макроэкономика». В нашей стране эти идеи развивают академик В. И. Маевский и ряд других ученых. Один из них, Д. С. Чернавский, проводит прямые аналогии современной теории биологической эволюции с экономикой:

- аналогом борьбы за существование является конкуренция, в результате которой происходит отбор наилучшего производителя;

- аналогом точечных мутаций являются отдельные научно-технические инновации;

- аналогом самоорганизации является свободный рынок, а аналогом генома - государственное регулирование.

Частным случаем аналогии является экстраполяция, под которой понимается распространение (перенос) положений или выводов, сделанных относительно какой-либо части объектов или явлений на всю совокупность данных объектов или явлений. Данный метод успешно применяется в экономических исследованиях как важнейшее средство диагностики и прогнозирования. Экономическая экстраполяция чаще всего используется в статистических расчетах и предстает в виде распространения установленных в прошлом тенденций на будущий период (экстраполяция во времени). Она может применяться, например, в демографии при

проведении перспективных расчетов населения. Другой вид - экстраполяции - это распространение выборочных данных на другую часть совокупности, не подвергнутую наблюдению (экстраполяция в пространстве).

Моделирование - изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя.

Создание единой классификации видов моделирования является очень сложной задачей ввиду многозначности самого понятия «модель». Классификацию можно осуществлять по таким признакам, как характер моделей и моделируемых объектов, сфера приложения моделирования, глубина моделирования и т. д. Любая классификация видов моделирования обречена на неполноту, тем более что терминология в этой области, по мнению ряда ученых, ориентируется не на строгие правила, а на языковые, научные и практические традиции, а еще чаще определяется в рамках конкретного контекста и вне его никакого стандартного значения не имеет (типичный пример -термин «кибернетическое моделирование»).

Моделирование может быть предметным, физическим, математическим, знаковым. Предметным называется такой вид моделирования, в ходе которого исследование ведется на модели, воспроизводящей определенные геометрические, физические, динамические или функциональные характеристики оригинала. При знаковом моделировании моделями служат схемы, чертежи, формулы, предложения, анализируемые с использованием естественного или искусственного языка. Одним из видов такого моделирования является математическое моделирование, производимое средствами математической науки. В контексте экономических исследований определенный интерес представляет экономико-математическое моделирование - вид знакового моделирования, целью которого является математически формализованное описание экономических объектов, процессов и явлений.

Реальная экономическая организация Построение модели Модель экономической системы

1 г Реализация модели 1 т

Оптимальная экономическая система Распространение результатов Оптимальная модель экономической системы

моделирования

Переход от реальной экономической системы к оптимальной экономической системе с помощью моделирования (по М. П. Власову)

Экономико-математическая модель - математическое отображение исследуемого экономического объекта, процесса или явления, необходимое для эффективного управления хозяйственными процессами. Любая модель призвана имитировать реальный экономический процесс или поведение объекта, может многократно использоваться и позволяет сократить материальные и трудовые затраты, присущие экспериментальным подходам к исследованию экономики. В определенной степени моделирование - это обходной путь, позволяющий найти наилучшее управленческое решение в отношении реальной экономической системы без непосредственного экспериментирования над этой системой (см. рисунок).

Экономико-математическому моделированию свойственны те же этапы, что и любому другому виду моделирования:

- идентификация моделируемого экономического объекта или явления, включая выделение характеризующих их параметров (параметризация);

- спецификация модели, т. е. выбор или построение экономической модели, установление связи между параметрами;

- определение и оценка параметров модели;

- установление математических зависимостей между параметрами модели;

- проверка и реализация модели.

В современной науке выработаны различные признаки классификации экономико-математических моделей (по целям создания, по сфере применения, по способу отражения действительности и т. д.). Одна из наиболее распространенных классификаций (по уровню моделируемого объекта, процесса или явления в экономической иерархии) предполагает деление всей совокупности моделей на две группы: макро- и микромодели.

Макроэкономические модели позволяют изучать оригинал, в данном случае экономику в целом, опираясь на такие укрупненные показатели, как

ВВП, потребление, инвестиции, занятость и т. д. Особое место в этой группе занимают модели равновесия и экономического роста. Равновесные модели описывают специфические состояния экономики,

когда взаимодействующие силы сбалансированы и отсутствует внутренний импульс к нарушению равновесия (модель «затраты - выпуск» В. В. Леонтьева, модель Эрроу - Добре и др.). Модели экономического роста описывают экономическую динамику и направлены на поиск и анализ траекторий стационарного роста (кейнсианская модель, модель Солоу, модели магистрального типа).

Микроэкономические модели описывают экономические процессы на уровне предприятия, организации, способствуя решению стратегических и оперативных вопросов планирования и оптимального управления. К таким моделям относятся оптимизационные модели, имитационные, игровые модели.

Кроме общелогических методов познания существует вторая группа методов - общенаучные методы исследования. Эти методы можно разделить на две основные группы: методы эмпирического исследования и методы теоретического исследования. Эмпирические методы связаны с теми приемами, которые являются содержанием практики или непосредственным ее результатом. Содержание же теоретических методов связано с преобладанием мыслительной деятельности, т. е. с осмыслением эмпирического материала и его переработкой. Если на эмпирическом уровне познания наблюдаются явления, собираются и обобщаются факты, то на теоретическом уровне раскрываются внутренняя структура и закономерности развития этих явлений, их взаимодействие и обусловленность.

К общенаучным методам эмпирического исследования относятся наблюдение, описание, измерение, эксперимент.

Наблюдение - целенаправленное изучение предметов и явлений, в ходе которого исследователь получает знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях объекта. К структурным компонентам наблюдения относятся сам наблюдатель, объект исследования, условия наблюдения и средства наблюдения - установки, приборы, измерительные инструменты. Наблюдение является активной (целенаправленной, избирательной, теоретически обусловленной) деятельностью.

Существуют следующие особенности научного наблюдения:

- опирается на развитую теорию или отдельные

концептуальные положения;

- направлено на решение определенной теоретической или практической задачи, на постановку

новых проблем и задач, на выдвижение новых или проверку существующих гипотез;

- имеет планомерный и организованный характер;

- является систематичным процессом, исключающим или сводящим к минимуму ошибки случайного происхождения;

- может использовать специальные средства -микроскопы, телескопы и т. п., тем самым существенно расширяя область и возможности наблюдения.

Одно из важных условий научного наблюдения состоит в том, что собранные данные не носят субъективного характера и при тех же условиях могут быть получены другим исследователем.

Экономическое наблюдение является специфическим видом социального наблюдения, при котором планомерно и целенаправленно собирается первичная информация о различных экономических событиях. Экономическое наблюдение предполагает восприятие экономических процессов в их реальном первоначальном виде, т. е. оно предполагает сбор экономических фактов, происходящих в действительности. А фактом является любое событие хозяйственной деятельности, которое может быть зафиксировано заинтересованным субъектом с помощью различных специальных приемов (сплошное и выборочное наблюдение, опрос, анкетирование и т. д.). В качестве примеров экономического наблюдения можно привести перепись населения, регистрацию цен на товары и услуги, различные обследования занятости, уровня жизни, предпринимательской и инновационной активности и т. д.

Одной из форм экономического наблюдения является экономический мониторинг, под которым понимается специально организованная и постоянно действующая система сбора и анализа социально-экономической информации, необходимая для оценки (диагностики) состояния и тенденций развития экономики на макро- или микроуровнях. Сущность мониторинга заключается именно в систематическом (постоянном), а не однократном слежении за протеканием социально-экономических процессов. Его целью является сбор информации для принятия управленческих решений по исправлению или улучшению экономической ситуации. В этом смысле мониторинг можно рассматривать как форму экономического контроля, направленного на предотвращение негативных событий в хозяйственной деятельности предприятий.

38

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж8бРЪЯ -и ЪР/ГКЖЪХА

Описание - метод, связанный с закреплением и передачей результатов наблюдения с помощью определенных знаковых средств (естественного и искусственного языков). С помощью описания исходная информация переводится на язык знаков, схем, рисунков, графиков и цифр, принимая тем самым форму, удобную для дальнейшей обработки. Описание подразделяется на качественное и количественное. В последнем случае описание осуществляется с применением языка математики и предполагает проведение различных измерительных процедур.

Экономическое описание, как и описание в других науках, является продолжением экономического наблюдения. Если при наблюдении собирается первичная информация о хозяйственных процессах и объектах, то для того, чтобы ее описать, необходимо эту информацию обработать, привести к виду, удобному для анализа. На языке статистики это называется сводкой и группировкой данных. Так, чтобы описать инфляционные процессы в стране, недостаточно иметь разрозненные массивы данных о ценах на товары и услуги. Эти массивы должны быть систематизированы, товары и услуги необходимо свести в однородные группы, по которым затем рассмотреть динамику цен и рассчитать соответствующие индексы. На практике сгруппированная информация представляется в виде графического и табличного материала, необходимого для грамотной и объективной интерпретации.

В конечном счете метод описания призван помочь объяснить сущность рассматриваемого объекта или процесса. В этом смысле данный эмпирический метод тесно связан с теоретическим уровнем познания, поскольку понять сущность явления без теоретических установок практически невозможно. Как справедливо отметил Д. М. Кейнс, чем полнее знание законов, управляющих хозяйственными явлениями, тем точнее будут описание и классификация последних.

Измерение - процесс определения отношения одной измеряемой величины, характеризующий изучаемый объект, к другой однородной величине, принятой за единицу. Введение метода измерения в естествознание открывает путь к его математизации, превращению естественных наук в точные.

Измерение относится к количественным методам, в основе которых лежат количественные отношения, позволяющие установить числовые соотношения между свойствами объектов. Изме-

рение можно также определить как деятельность, направленную на применение измерительной техники. При этом сама техника (измерительные приборы, установки и т. д.) создана на основе тех или иных эмпирических и теоретических концепций, что позволяет уйти от субъективизма, присутствующего при обыденном наблюдении, существенно повысить точность результатов.

Классифицировать измерения можно по разным признакам (по методам, условиям проведения и т. д.). В учебной литературе часто выделяют прямое и косвенное измерения. В первом случае искомое значение физической величины получают непосредственно, во втором - на основании результатов прямых измерений других физических величин, функционально связанных с искомой величиной.

Серьезной проблемой является применение метода измерения в социальных и гуманитарных науках. Это связано, прежде всего, с трудностями сбора количественной информации о многих социальных, политических, экономических явлениях, для которых во многих случаях отсутствуют объективные инструментальные средства измерения. Затруднительны также способы измерения не только в силу особенностей объекта, но и из-за влияния различных вненаучных факторов, таких как идеологические догмы, запреты, религиозные взгляды и т. д. Многие социальные оценки, например знаний учащихся, рейтинги и другие социальные измерения, часто зависят от квалификации, честности, корпоративности и иных субъективных качеств конкретных людей. Такого рода оценивание не может быть названо измерением в точном смысле слова, поскольку строгое измерение предполагает с помощью определенной процедуры сравнение данной величины с тем или иным значением принятого эталона (единицы измерения), которое в социальной сфере очень сложно получить.

Экономическое измерение как элемент социального измерения также имеет ограниченное применение. Ограниченность проявляется, во-первых, в том, что у экономиста, как и у любого другого гуманитария, нет специальных приборов, позволяющих измерять социально-экономические явления. Во-вторых, невозможно определить единый хозяйственный эталон, с которым бы сравнивались все эти явления. Вместе с тем это не означает, что экономическое измерение не существует как метод научного анализа. Экономическое измерение находит свое выражение в системе статистических показателей,

которые измеряются в натуральных, трудовых и стоимостных единицах. Примерами первой группы показателей можно считать объем производства и число предприятий, второй - производительность труда и трудоемкость, третьей - цену и прибыль.

Эксперимент - активный целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем. Эксперимент имеет перед наблюдением ряд преимуществ:

- изучаемое явление может не только наблюдаться, но и воспроизводиться по желанию исследователя;

- возможно обнаружение таких свойств явлений, которые нельзя наблюдать в естественных условиях;

- позволяет изолировать изучаемое явление от усложняющих обстоятельств путем варьирования условий и изучать явление в чистом виде;

- резко возрастает роль и расширяется арсенал используемых приборов, инструментов, установок.

Особенностью эксперимента является то, что он принадлежит как к познавательной, так и к практической деятельности человека. Если целью эксперимента является приращение знания, то в этом случае он относится к познавательной деятельности (поисковый эксперимент). Если эксперимент ставит целью подтвердить или опровергнуть уже имеющиеся знания (проверочный или контрольный эксперимент), то он тогда представляет собой форму практики. Особым видом эксперимента является мысленный эксперимент, который чаще всего относят к теоретическим, а не к эмпирическим методам исследования.

Как метод эмпирического исследования эксперимент позволяет осуществлять в соответствии с решаемой проблемой следующие операции:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- конструктивизацию объекта, т. е. вычленение объекта или предмета исследования, его изоляцию от влияния побочных явлений, изучение в относительно чистом виде;

- эмпирическую интерпретацию исходных теоретических понятий и положений, выбор или создание экспериментальных средств;

- целенаправленное воздействие на объект, т. е. планомерное изменение, варьирование, комбинирование различных условий для получения искомого результата;

- многократное воспроизведение хода процесса, фиксацию данных в протоколах наблюдений, их обработку и перенос на другие объекты, не подвергнутые исследованию. В зависимости от качественного различия объектов исследования различают физический, технический, биологический, психологический, социологический и другие виды эксперимента. Характер и разнообразие средств и условий эксперимента позволяют выделить прямой (натуральный) и модельный, полевой и лабораторный эксперименты. В зависимости от характера стратегии можно различать эксперименты, осуществляемые методом проб и ошибок, эксперименты на основе замкнутого алгоритма (например исследование Галилеем падения тел), эксперимент с помощью метода «черного ящика», шаговой стратегии и т. д.

В словаре современной экономической науки Л. И. Лопатникова экономическому эксперименту дается сложная формулировка. Он трактуется как научно поставленный опыт: активное вмешательство в ход экономического процесса (протекающего в искусственно созданной или естественной, но контролируемой обстановке) и наблюдение за результатами, включая их измерение, для проверки научных гипотез и построения научной теории изучаемого процесса, а также для проверки практических рекомендаций в области управления экономическими системами. Более просто экономический эксперимент можно определить как научную проверку на отдельных предприятиях, видах экономической деятельности или во всей экономике эффективности тех или иных теоретических положений или экономических мероприятий. Целью экономического эксперимента часто является подтверждение правильности определенной гипотезы, выдвинутой на основе изучения эмпирических фактов или теоретических положений.

Сходство экономического эксперимента с другими видами экспериментирования заключается в том, что в экономике можно активно воздействовать на хозяйственные процессы в разных сферах, создавать необходимые экономические условия в соответствии с поставленными целями. Можно также корректировать или даже полностью менять течение экономических процессов в нужном направлении посредством использования различных инструментов, в частности государственного регулирования. Однако очевидно, что проведение экономического эксперимента связано с определенной спецификой,

которая обусловлена его социальной сущностью и выражается в следующих обстоятельствах:

- в широком смысле субъектом и объектом экономического эксперимента являются индивиды с различными взглядами, интересами и потребностями, что практически полностью исключает пассивность объекта и объективность результатов;

- экономический эксперимент в большинстве случаев является невоспроизводимым экспериментом, поскольку он проводится в определенный временной (исторический) период в конкретных социальных условиях;

- отрицательные результаты макроэкономического (микроэкономического) эксперимента могут привести к неблагоприятным последствиям для всего общества (трудового коллектива), а положительные - к росту уровня и качества жизни. Классифицировать экономические эксперименты можно по-разному. При этом многие классификационные признаки являются универсальными, т. е. можно рассматривать такие виды эксперимента, которые встречаются и в экономике, и в социологии, и в психологии, и в других науках. В зависимости от целей проведения можно выделить научные и педагогические (например деловая игра) эксперименты. В зависимости от условий выделяют полевые и лабораторные эксперименты. В первом случае эксперимент проводится в реальной естественной среде (на предприятии, в виде экономической деятельности, трудовом коллективе, домохозяйстве и т. д.), во втором - в искусственных (лабораторных) условиях с заданными параметрами. Например, в маркетинговых экономических исследованиях часто проводятся эксперименты по оценке эффективности пробного рекламного ролика какого-либо продукта или услуги. Их можно провести в лабораторных условиях. В этом случае телевизионную программу, в которую вмонтирован анализируемый рекламный ролик, показывают респондентам в специальном кинозале, соответствующем определенным условиям (уровень шума, хронометраж и т. п.). Аналогичный эксперимент можно провести в полевых условиях, показывая этот ролик на действующих телеканалах в обычной среде респондентов.

Тот или иной вид эксперимента имеет свои преимущества и недостатки. В частности, лабораторная среда обеспечивает высокую степень контроля за проведением эксперимента, поскольку специальные условия позволяют изолировать его ход от посто-

ронних воздействий. Если лабораторные эксперименты проводятся с одними и теми же параметрами, то, как правило, они дают схожие результаты, что обеспечивает высокую степень достоверности. Для проведения лабораторных экспериментов требуется меньше времени, они ограничены пространственными рамками проведения и проще в реализации, чем эксперименты в естественных условиях. Следовательно, они требуют и меньших затрат. С другой стороны, искусственность среды вызывает высокий риск необъективного обобщения полученных результатов и их нераспространения на реальные экономические процессы.

Развитие экспериментальных методов в экономических исследованиях привело к появлению в середине XX в. целого направления, которое получило название «экспериментальная экономика». В ее основе лежит использование экспериментальных методов для проверки обоснованности экономических теорий и исследования рыночных механизмов. Основателем данного направления считается В. Смит,. получивший в 2002 г. Нобелевскую премию с формулировкой «за лабораторные эксперименты как средство в эмпирическом экономическом анализе, в особенности в анализе альтернативных рыночных механизмов».

Экспериментальная экономика, как и математическая экономика, стала своего рода реакцией на идеи теоретической экономики, которые зародились еще в классической экономической теории и развивались в течение нескольких столетий в рамках разных направлений. Традиционные методы проверки (тестирования) различных положений этих теорий при помощи статистических методов на больших массивах данных часто оказывались неспособными подтвердить или опровергнуть ту или иную теоретическую гипотезу. Поэтому на помощь пришли первые эксперименты, в частности И. Фишера, который экспериментальным образом тестировал индивидуальные кривые безразличия, т. е. кривые, характеризующие предпочтения индивида. Кривая безразличия строится в координатах «количество товара (блага) А - количество товара (блага) Б». Она отражает возможный набор вариантов (комбинаций) этих товаров (благ), обладающих одинаковой полезностью для потребителя. В результате ему безразлично, какой выбрать набор из двух товаров (благ).

Современное развитие экспериментальной экономики связано, прежде всего, с исследованием

экономического поведения людей, поставленных в специальные условия. Речь идет о различных модификациях теории игр, аукционах, теории контрактов, механизмах принятия управленческих решений и т. п. Экономические эксперименты позволяют получить представление о типичном поведении индивидов в контролируемых условиях лаборатории. Преимуществом такого подхода является возможность четкого выбора испытуемым индивидуальной модели поведения в данной экономической ситуации. Кроме того, экономические поведенческие эксперименты проводятся за реальные деньги и без обмана испытуемых, по жестко формализованным правилам. Результаты таких экспериментов в большинстве случаев приложимы к поведению в реальном мире.

С помощью всех эмпирических методов (наблюдение, описание, измерение, эксперимент) идет сбор научных фактов. Слово «факт» имеет несколько смыслов. Во-первых, под фактом понимается определенный фрагмент объективной реальности в противоположность взглядам, представлениям. Во-вторых, факт на уровне обыденного сознания трактуется как беспристрастное описание того, что есть, т. е. то, что происходит в реальности. В позитивистской философско-методологической традиции факт отождествляется с непосредственно данным в сознании опытом, чистым опытом, без теоретической нагруженности (атомарный факт). В-третьих, под собственно научным фактом понимается результат определенной переработки факта обыденного сознания (факта во втором смысле) и отражение факта как явления действительности (факта в первом его значении) с помощью теоретической концепции или гипотезы. Например, скифская ваза как произведение искусства существует независимо от сознания -лежит в земле или обнаружена - это факт в первом смысле. Если ваза обнаружена при раскопках, то ее описание становится фактом на уровне обыденного сознания (факт во втором смысле). Истолкование археологами рисунка на вазе как культового сюжета или как бытовой сцены уже имеет отношение к фактам науки. Истолкование рисунка, как видно, может быть неоднозначным, т. е. на одном и том же материале могут строиться различные факты науки, которые интерпретируются в свете той или иной теоретической концепции. Таким образом, научная эмпирия - это истолкование реальных, чувственно воспринимаемых предметов, событий в свете общих теоретических принципов.

К общенаучным методам теоретического исследования относятся идеализация, формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктив-ный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, исторический и логический методы исследования.

Идеализация - мысленное образование абстрактных объектов в результате отвлечения от принципиальной невозможности осуществить их практически. В ходе идеализации объекту приписываются свойства, возможные лишь в предельном, чистом случае. Результатами идеализации являются такие абстрактные объекты, как материальная точка, прямая в геометрии, абсолютно черное тело или идеальный газ в физике, идеальное государство в социальной науке и т. п., которые в действительности не существуют. Эти объекты называют еще идеальными или идеализированными объектами, теоретическими конструкциями. Данные объекты не есть чистые фикции, они служат опосредованным выражением реальных процессов, средством их анализа и построения теорий о них.

Идеализацию можно считать частным случаем абстрагирования, примерами которого в экономических исследованиях являются такие типы рыночных структур, как совершенная конкуренция и чистая монополия. Их можно рассматривать в качестве идеализированных объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообразов в реальной экономике, в частности в виде монополистической конкуренции.

Формализация - обобщение форм различных по содержанию процессов, абстрагирование этих форм от их содержания. С помощью формализации происходит отображение результатов мышления в точных понятиях и утверждениях. При формализации изучаемым объектам, их свойствам и отношениям ставятся в соответствие некоторые устойчивые, хорошо обозримые конструкции, дающие возможность выявить и зафиксировать существенные стороны объектов. По мнению Н. Н. Моисеева, формализованное описание качественно упрощает получение необходимых выводов, делает их надежнее и точнее, удесятеряет силы талантливого исследователя.

Формализация связана с использованием знаков, символов, языка математики, логики, кибернетики. Использование специальной символики позволяет устранить многозначность слов естественного языка, в формализованных рассуждениях каждый символ строго однозначен. При формализации

рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами). Отношения знаков заменяют собой высказывания о свойствах и отношениях предметов. Таким путем создается обобщенная знаковая модель некоторой предметной области, позволяющая обнаружить структуру различных явлений и процессов при отвлечении от качественных характеристик последних. Вывод одних формул из других по строгим правилам логики и математики представляет формальное исследование основных характеристик структуры различных, порой весьма далеких по своей природе явлений.

Формализация содержания знания может осуществляться с различной степенью полноты. Австрийский логик и математик XX в. К. Гедель обосновал принципиальную невозможность полной формализации научных рассуждений. Он доказал, что в содержательной теории всегда имеет место неформализуемый остаток.

Всякая формализация неизбежно ведет к огрублению реального объекта, односторонности его изучения. Имея огромное значение в современном научном познании, формализация не может считаться универсальным методом познания. Очевидно, что она должна дополняться содержательным анализом.

Формализация в экономике проявляется в отображении результатов экономического мышления в точных понятиях, положениях, математических формулах. Она противопоставлена содержательному и интуитивному экономическому мышлению и связана, прежде всего, с математизацией экономического знания. Математизация проявляется в активном внедрении в экономические исследования средств статистики, эконометрики и моделирования. Этот процесс включает как простейший количественный анализ первичной экономической информации, так и конструирование сложнейших формально-математических моделей и теорий. По мнению С. Моисеева, значительная часть экономической науки представляет собой лишь оболочку математической теории. Полноценной академической работой за рубежом считается труд, состоящий из формулировки лемм и теорем, их доказательства, а также выработки методов построения и проверки формальных моделей.

Стремление следовать формальным стандартам, принятым в математике, ставит экономику в один ряд с точными науками. С одной стороны, это способствует росту научности и объективности

экономического знания, а с другой стороны, появлению проблем, связанных с засилием формализма и абстрактных моделей. По мнению С. Моисеева, содержание экономического образования свелось к постижению языка математики, а суть экономической науки - к идеологическому оправданию выводов новой классической макроэкономики вместо объяснения феноменов реальной экономики. Можно говорить о крайней форме метода формализации в экономической науке. Он базируется на формальных доказательствах теорем в рамках математических концепций и характеризуется чрезмерным вниманием к абстракциям и моделям. По мнению К. Эрроу, математика пользуется популярностью, потому что она имеет тенденцию доказывать теории, представляющие сугубо математический, а не общенаучный интерес.

Аксиоматический метод - метод построения теоретического знания, связанный с принятием исходных положений, не требующих доказательств (аксиом или постулатов), и с выведением на их основе по правилам логики следствий. Логический вывод позволяет переносить истинность аксиом на выводимые из них следствия.

Аксиоматический метод по-разному применялся по мере развития науки. Принято выделять три исторические стадии его развития. Первый этап связан с древнегреческой наукой, когда в основном сочинении этого периода («Начала» Евклида) предполагалось, что в качестве аксиом должны выбираться суждения, истинность которых самоочевидна и не требует доказательств. Второй этап связан с открытиями Н. И. Лобачевского и других ученых, позволившими построить оригинальную геометрию, отличную от евклидовых принципов. Это разрушило убеждение в абсолютной (априорной) истинности аксиом и основанных на них научных теорий. Теперь аксиомы стали пониматься как исходные положения конкретной теории, вопрос же об их истинности выходит за рамки аксиоматической теории как таковой и относится к ее взаимоотношению с фактами, лежащими вне ее содержания. Третий этап связан с геометрией Д. Гильберта, основная идея которого заключалась в необходимости полной формализации языка науки. В этой ситуации научные суждения рассматривались просто как последовательности знаков (формулы), не имеющие никакого смысла (смысл они приобретают лишь при некоторой конкретной интерпретации). Это относится и к аксиомам - как общелогическим, так

и специфическим для конкретной теории. Аксиоматический метод заменяют специальные правила, позволяющие выводить теоремы или разрабатывать иные научные конструкции.

Очевидно, что аксиоматика современной экономики, как и любой другой общественной науки, не может опираться на евклидовый подход. Истина в экономике неочевидна, любые теоретические конструкции требуют доказательств, взгляды на одну и ту же проблему у разных научных школ могут быть различными. Поэтому правильнее понятие «экономическая аксиома» трактовать как синоним понятия «исходное положение», относящегося к какой-либо сфере экономики или к направлению экономических исследований.

Можно привести многочисленные примеры подобных аксиом. Так, построение и анализ упомянутых ранее кривых безразличия основывается на таких аксиомах, как аксиома рациональности потребителя, аксиомы транзитивности, ненасыщенности, непрерывности и т. д. Энергетический взгляд на теоретические основания науки использует шесть аксиом, среди которых выделяются аксиомы открытости, энергостоимости и т. п. Существуют даже так называемые аксиомы биржевого спекулянта (аксиомы трейдинга), представляющие собой свод из 12 основных и 16 вспомогательных правил поведения биржевого игрока.

Следует критически относиться к аксиоматическому методу (в его традиционном понимании) в экономических и гуманитарных исследованиях. Тем более, когда речь идет не о частных, а о фундаментальных аксиомах экономики, социологии, политологии и т. п. Аксиомы в таких исследованиях выступают скорее как авторские суждения и доказательные теоремы (например теорема Коуза), исходный пункт анализа, инструментарий исследования, но никак не непреложные истины.

Гипотетико-дедуктивный метод - специфический метод построения и развития теоретического знания, связанный с выдвижением гипотез, из которых дедуктивно выводятся следствия, подлежащие проверке. В ходе проверки гипотеза может уточняться, конкретизироваться, подтверждаться или опровергаться.

В основе данного метода лежат выдвижение и обоснование гипотез, т. е. положений (предположений), выступающих в качестве предварительного или условного объяснения некоторого явления или группы явлений. По выражению И. Канта, гипотеза -

это не мечта, а мнение о действительном положении вещей, выработанное под строгим надзором разума. Гипотеза, по мнению философов, является вероятным знанием, поскольку оно не доказано логически и не подтверждено опытом. В этом смысле место гипотезы точно не определено: она находится где-то между истиной и ложью. Получив подтверждение, гипотеза становится истиной, не получив такового, - ложью. В любом случае гипотеза носит временный характер, поскольку с ее подтверждением или опровержением она прекращает свое существование как доказанное или недоказанное научное положение. Именно такова судьба гипотезы Пуанкаре, ставшей широко известной после ее доказательства российским ученым Г. Перельманом, отказавшимся получить за это премию в 1 млн долл. Гипотеза Пуанкаре стала первой доказанной гипотезой из числа так называемых задач тысячелетия - семи математических проблем, охарактеризованных известным американским математическим институтом Клэя как важные классические задачи, решение которых не найдено вот уже в течение многих лет.

Основное содержание гипотетико-дедуктив-ного метода - не столько выдвижение, сколько обоснование гипотезы. Способы обоснования гипотезы делятся на теоретические и эмпирические. В первом случае гипотеза исследуется на непротиворечивость, проверяемость, приложимость ко всему классу изучаемых объектов, процессов или явлений, выводимость из более общих положений или теорий. Так, непротиворечивость означает, что любая гипотеза должна соответствовать установившимся в науке законам, теориям, принципам. При этом данное условие не тождественно требованию полного, пассивного приспособления к тому, что в момент выдвижения гипотезы считается фактом. Возможна ситуация, когда оригинальная гипотеза, не опровергая установленных фактов, позволяет посмотреть на них под другим углом зрения, повышает вероятность обнаружить в них новые связи и закономерности.

Эмпирическое обоснование гипотезы включает наблюдение или измерение явлений, описываемых гипотезой, а также экспериментальное подтверждение следствий, вытекающих из нее. Эти действия можно назвать эмпирической верификацией (проверкой или подтверждением), которая бывает прямой и опосредованной. Прямая верификация -непосредственная проверка гипотезы с помощью приборов или органов чувств человека. Например,

гипотезу о существовании какой-либо микрочастицы можно проверить с помощью микроскопа. Гипотезу о влиянии инфекции на уровень заболеваемости или смертности можно подтвердить или опровергнуть путем амбулаторного или стационарного наблюдения за пациентами. Вместе с тем важно понимать, что прямая верификация возможна лишь в отношении единичных объектов или их ограниченных совокупностей, что сужает сферу ее применения. Универсальным и более сложным способом верификации является опосредованный способ, т. е. дедуктивное выведение следствий из гипотезы и их последующая опытная проверка.

В процессе выдвижения гипотезы используются логические методы (индукция, аналогия и др.), но особо следует отметить роль интуиции. Обоснование, подтверждение гипотезы требуют дискурсивного мышления, логических средств, но это не исключает и на этом этапе интуитивных озарений.

Экономическая гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения, предвидения или прогнозирования экономических процессов, механизмов и теорий. Гипотетико-дедуктивный метод в экономике представляет собой такой способ теоретического мышления, при котором из экономической гипотезы дедуктивным образом выводятся следствия, подлежащие верификации.

В качестве примера использования данного метода в экономических исследованиях можно привести положения количественной теории денег, представленной во всех современных учебниках по финансам и кредиту. В рамках этой теории описывается уравнение обмена (уравнение Фишера, или кембриджское уравнение), устанавливающее зависимость между количеством денег (денежной массой) М, скоростью их обращения V, общим уровнем цен Р и объемом производства Q: М V = Р Q.

Справедливость данного уравнения обеспечивается тремя гипотезами:

- постоянный спрос на кассовую наличность, т. е. параметр k = const (в количественной теории данный параметр характеризует ту часть денежной массы, которая хранится в виде кассовых остатков);

- нейтральность денег, т. е. в долгосрочном периоде изменение денежной массы не оказывает влияния на рынок, занятость и процентные ставки, а приводит лишь к инфляции;

- экзогенное предложение денег, т. е. государственные органы денежно-кредитного регулирования принимают решение об эмиссии вне зависимости от потребностей денежного рынка (предложение денег не приспособлено к спросу, а ориентируется на определенные макроэкономические цели, например на стабилизацию цен).

Использование данных гипотез позволило с помощью гипотетико-дедуктивного метода вывести правило монетарной политики, так называемое правило Фридмена. Оно заключается в том, что если целью государственного денежно-кредитного регулирования является нулевая инфляция, то центробанк должен увеличивать денежную массу соответственно ожидаемому увеличению ВВП. Любое превышение темпов роста денежной массы над темпами роста ВВП приведет к инфляции, тем более высокой, чем более экспансионистской является денежно-кредитная политика государства. Следствием гипотетико-дедуктивного метода в отношении теории денег стал вывод монетаристов о необходимости в борьбе с инфляцией сдерживания роста денежной массы.

Следует отметить, что гипотезы количественной теории денег и, соответственно, выводы и рекомендации ставятся под сомнение кейнсианс-ким течением. Так, его представители выдвинули противоположную гипотезу об эндогенном предложении денег, считая, что центральные банки при рефинансировании коммерческих банков должны ориентироваться на текущий спрос. Кроме того, сторонники кейнсианства не согласны с принципами рестрикционной денежной политики монетаризма. По их мнению, эта политика должна быть дискреционной, т. е. соответствующей рыночной конъюнктуре: экспансионистской при высокой безработице и ограничительной при значительной инфляции.

Таким образом, исследование одной и той же проблемы может сопровождаться разными гипотезами. Каждая из них имеет свои методологические основания и может быть доказана (опровергнута, переосмыслена, уточнена) разными представителями экономической науки.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному - метод, предполагающий движение мысли от абстрактных, бедных содержанием понятий, к богатому (системному) знанию об объекте. Другими словами, суть метода заключается в таком изучении действительности, при котором осущест-

вляется последовательный переход от абстрактных и односторонних представлений о ней к все более конкретному ее воспроизведению.

Исходным пунктом познания является конкретный и непосредственно воспринимаемый объект (конкретное, чувственно воспринимаемое целое). Мысль вычленяет отдельные свойства и связи этого целого и формирует абстракции, которые односторонне, неполно отражают этот объект. От отдельных абстракций мысль идет к их системе, к восстановлению конкретности, но уже не как непосредственно данной органам чувств, а как знания существенных свойств и связей объекта, закономерных тенденций его развития, свойственных ему внутренних противоречий. Конкретное знание - это знание системное, дающее целостный образ исследуемого объекта в единстве его многообразных сторон (единство многообразного).

Понимание метода восхождения от абстрактного к конкретному включает в себя следующие моменты. Во-первых, переход от абстрактного к конкретному -это процесс отображения реального органического целого. В восхождении от абстрактного к конкретному отображаются сущность и внутренние связи целого, причем отображение осуществляется от простейшего отношения целого к все более сложным отношениям этого целого. Во-вторых, правильное применение данного метода предполагает предварительное осуществление стадии движения познания от конкретного к абстрактному. В-третьих, оба хода движения познания - от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному - должны постоянно браться в их единстве, но при этом следует различать преобладание то одного, то другого на разных этапах познания.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному применяется при построении различных научных теорий и может использоваться как в естественных, так и в общественных науках. Классическим примером использования данного метода в экономических исследованиях является «Капитал» К. Маркса. В нем автор обосновал свой подход к капиталистической общественно-экономической формации как к органическому целому, что коренным образом отличается от подхода других экономистов, понимавших общество как сумму изолированных индивидов, как такое целое, элементы которого связаны друг с другом главным образом внешне.

Исторический (историко-логический) метод исследования применяется при построении теоре-

тических знаний о сложных исторически развивающихся объектах. В основе исторического метода лежит изучение реальной истории объекта в ее конкретном многообразии, зигзагах и случайностях, особенных и единичных проявлениях. Логический метод отражает действительность в ее закономерном развитии, раскрывает объективную логику развития объекта на основе изучения высших стадий его развития. Логическое в целом совпадает с историческим: оно есть историческое, очищенное от случайностей и взятое в его существенных закономерностях.

Исторический метод в экономике связан с исследованием хозяйственных процессов и явлений в их историческом развитии. Его главный принцип заключается в том, что не существует единых, универсальных законов развития экономических систем, которые бы подходили для любого общества и в любой момент времени. Не существует также единых рецептов улучшения хозяйственной жизни. Различия в историческом развитии и географическом положении во многом определяют характер и масштабы экономической деятельности разных стран.

По мнению А. М. Орехова, исторический метод в экономике развивается в двух направлениях (как метод исследования истории экономических институтов и как метод исследования истории накопления экономического знания) и выполняет пять основных функций:

1) информационную, т. е. предоставляет информацию об эволюции взглядов на экономику и об эволюции самой экономики;

2) инструментальную, т. е. способствует обнаружению инструментария, с помощью которого можно получить новое приращение экономического знания;

3) рефлексивную, т. е. позволяет экономической науке взглянуть на себя как бы со стороны прошлого и тем самым углубиться внутрь собственного исследовательского поля;

4) критическую, т. е. позволяет критически осмыслить прошлое экономическое знание с позиций современной науки и, наоборот, современную экономическую науку - с позиций прошлого исторического знания;

5) предсказательную, т. е. способствует развитию экономической футурологии - направления экономической науки, изучающей будущее состояние экономики на основе ее прошлых характеристик (анализ будущего в прошлом).

Таким образом, если научная эмпирия, ее методы дают представления о мире через научный факт, то теоретические методы исследования позволяют изучать так называемый мир идеальных объектов. Но развивающееся научное познание не может ограничиться движением только в замкнутом пространстве теоретического мира. В литературе обсуждается проблематика применения выработанных на теоретическом уровне средств к освоению информации извне, проблема соотношения эмпирического и теоретического.

Описанные методы в реальном научном исследовании (экономическом, социологическом, физическом и т. д.) работают во взаимодействии. В процессе развития науки развивается и система ее методов, формируются новые приемы и способы исследовательской деятельности.

Список литературы 1. Власов М. П. Моделирование экономических процессов. Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

2. Гюнтер М. Аксиомы биржевого спекулянта. СПб: Питер, 2008.

3. Моисеев С. Формализация макроэкономики и ее последствия для денежно-кредитной политики // Вопросы экономики. 2007. № 2.

4. Орехов А. М. Методы экономических исследований: учеб. пособие. 2-е изд. М.:ИНФРА-М, 2013.

5. Субетто А. И. Энергетический взгляд на теоретические основания экономической науки (теоретический этюд) // Академия тринитаризма. URL: http://www. trinitas. rn/rus/doc/0016/001a/00160056. htm.

б.Что такое экспериментальная экономика? // Лаборатория экспериментальной и поведенческой экономики НИУ - ВШЭ. URL: http://epee.hse. ru/exp.

7. Экономикс // Википедия. URL: http://ru wikipedia.org/wiki/ %DD %EA %EE %ED %EE%EC %E8%EA %F1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.