Научная статья на тему 'Система методической подготовки будущих учителей к реализации национально-регионального компонента в обучении школьной математике'

Система методической подготовки будущих учителей к реализации национально-регионального компонента в обучении школьной математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
348
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОЙ КОМПОНЕНТ В ОБУЧЕНИИ / ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ / МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / NATIONAL-REGIONAL COMPONENT IN TEACHING / MATHEMATICS TEACHING / MODEL OF METHODICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салаватова Самира Салиховна

Развитие средней и высшей школы в условиях регионализации образования предъявляет определенные требования к профессионально-методической подготовке будущих учителей, в том числе и учителей математики. В статье автор представляет разработанную модель вариативной составляющей системы методической подготовки будущих учителей математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Салаватова Самира Салиховна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of methodical training of future teachers to the realization of national-regional component in teaching mathematics at school

The development of secondary school and higher education based on the principle of regionalism puts forward some specific requirements to traning future teacher. The author represent his own model of the variable components of methodical training of prospective Mathematics teacher.

Текст научной работы на тему «Система методической подготовки будущих учителей к реализации национально-регионального компонента в обучении школьной математике»

8. Там же. С. 21.

9. Метельский Н. В. Пути совершенствования обучения математике. Проблемы современной методики математики. Минск: Университетское, 1989. С. 19.

10. Саранцев Г. И. Методология методики обучения математике // Методология методики обучения математике. Саранск: Красный Октябрь, 2001. С. 15.

11. Там же. С. 30-31.

12. Там же. С. 42.

13. Саранцев Г. И. Методика обучения математике в средней школе: учеб. пособие для студ. мат. спец. пед. вузов и ун-тов. М.: Просвещение, 2002. С. 12.

14. Агошкова Е. Б. Системотология: сущность и место в научном знании // Синергетика и методы науки. СПб.: Наука, 1998. С. 68.

15. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. 2-е изд., испр. М.: Изд. центр «Академия», 2004. С. 6-7.

16. Краевский В. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. М.: Изд. центр «Академия», 2007. С. 59.

17. Гельфман Э. Г. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. СПб.: Питер, 2006.

УДК 37.016:51

С. С. Салаватова

СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНОЙ МАТЕМАТИКЕ

Развитие средней и высшей школы в условиях регионализации образования предъявляет определенные требования к профессионально-методической подготовке будущих учителей, в том числе и учителей математики. В статье автор представляет разработанную модель вариативной составляющей системы методической подготовки будущих учителей математики.

The development of secondary school and higher education based on the principle of regionalism puts forward some specific requirements to traning future teacher. The author represent his own model of the variable components of methodical training of prospective Mathematics teacher.

Ключевые слова: национально-региональной компонент в обучении, обучение математике, модель методической подготовки.

Keywords: national-regional component in teaching, mathematics teaching, model of methodical training.

САЛАВАТОВА Самира Салиховна - кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения математике Стерлита-макской государственной педагогической академии им. Зайнаб Биишевой © Салаватова С. С., 2009

Начиная с 1993-1994 учеб. г. в массовую практику школ нашей страны внедрен «Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации», реализовавший новый подход к формированию учебного плана. Центральная идея этого подхода - выделение трех основных компонентов содержания образования: федерального, национально-регионального и школьного, - что позволяет органично сочетать цели общества и государства в области образования, культурно-национальные, региональные и местные запросы, образовательные потребности личности.

Согласно упомянутым планам, математика входит в федеральный компонент, тем самым подчеркивается ее универсальный характер, ее значение в общем образовании школьников, с чем трудно не согласиться. Однако, как показала наша опытно-экспериментальная работа, эта дисциплина имеет большие возможности и для реализации в определенной степени национально-регионального компонента. Издавна мы говорим об экономическом, нравственном, патриотическом, эстетическом воспитании школьников при обучении математике. Школьные учебники математики традиционно содержали достаточно большое число текстовых задач, способствующих решению воспитательных задач в процессе обучения этому предмету. Но в федеральных учебниках речь идет, разумеется в основном о «большой» Родине. В текстовых задачах приводятся конкретные цифры о населении, географии, экологии, производственных и других показателях по России, для сравнения берутся цифры по бывшим союзным республикам или же по республикам, входящим в СНГ. Отражение национально-регионального аспекта в процессе обучения математике в национальных республиках, в частности Башкортостане, как показывает практика, идет пока на уровне перевода федеральных учебников на национальные языки, в которых адаптация под местные условия ограничивается часто лишь заменой в текстах задач русских собственных имен национальными именами.

Таким образом, выделяется проблема содержания и методического обеспечения национально-регионального компонента при обучении математике. Параллельно встает и другая, не менее важная проблема подготовки учителя, способного на достаточно высоком уровне решать задачи названного компонента содержания образования средствами математики (естественно, наряду с решением задач математического образования).

Решая поставленные проблемы на протяжении ряда последних лет, мы ведем подготовку будущих учителей к использованию местного материала при обучении математике с целью реализации национально-регионального компонента содержания математического образования (повышения со-

Салаватова С. С. Система методической подготовки будущих учителей.

циально-культурной функции этого предмета, увеличения его гуманитарной составляющей и др.).

Такая подготовка реализуется в комплексе всех видов профессиональной подготовки будущих учителей, то есть образует систему, охватывающую различные виды аудиторных и внеаудиторных занятий студентов. Как известно, для описания системы необходимо выделить прежде всего ее структуру. Не ставя перед собой цели анализа различных подходов к пониманию структуры системы, мы исходим из следующего рабочего определения, данного в работе Е. Н. Кабановой-Меллер. «Структура характеризуется тем, какие компоненты входят в её состав и каково их взаимодействие» [1]. Если рассматривать нашу систему методической подготовки будущих учителей математики с позиции выделения структурных элементов-дифференциалов (сохраняющих свойство целого), то она распадается на ряд подсистем: аудиторные занятия; самостоятельная работа, связанная с учебными занятиями, учебно- и научно-исследовательская деятельность, педагогическая практика (каждый из которых, в свою очередь, разбивается также на подсистемы).

Рассмотрим содержание выделенных составляющих элементов.

I. Аудиторная подготовка будущих учителей к реализации национально-регионального компонента содержания образования в обучении математике включает в себя такие дисциплины, как «Теория и методика обучения математике», «Элементарная математика с практикумом по решению математических задач», а также ряд спецкурсов.

1. Занятия по теории и методике обучения математике (лекционные, семинарские, лабораторные) строятся в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «032100-Математика», однако в связи с актуальностью проблемы подготовки учителей к преподаванию дисциплины в условиях национального региона мы включаем дополнительные вопросы, в частности, при изучении таких тем, как «Методическая система обучения математике в школе, общая характеристика ее компонентов», «Цели и задачи обучения математике в школе», «Методика базового образования основной школы», дополнительно рассматривают методические особенности обучения математике в условиях национального региона (в нашем случае на примере школ Республики Башкортостан); студенты выполняют задания следующего характера: а) обосновывают (или отрицают) необходимость решения при обучении математике социально-культурных, этнокультурных задач, развития культуры, формирования образа мира и человека в ней; б) проводят анализ статей по данной проблеме; в) изучают результаты констатирующего исследования студентов (по исполь-

зованию учителями Башкортостана местного материала и др.), проводимого во время педагогической практики; г) составляют фрагменты уроков математики с использованием местного материала; д) составляют разработки уроков математики или интегрированных уроков с использованием местного материала; е) осуществляют поиск передового педагогического опыта построения национальных школ и преподавания математики в них; ж) составляют индивидуальную методическую копилку.

2. Занятия по элементарной математике с практикумом по решению математических задач вносят свой вклад в достижение целей реализации национально-регионального компонента содержания образования через задачи. Студенты дополняют задачи школьных учебников местным краеведческим содержанием, составляют и решают задачи по определенным статистическим данным, отражающим запросы практики, связь математики с культурными традициями, техническим и духовным творчеством народа. Большой круг задач представлен в учебном пособии автора «Избранные вопросы теории и методики обучения математике: к реализации национально-регионального компонента содержания образования» [2]. Приведем примеры нескольких задач из названного пособия:

Пример 1. При изучении геометрической прогрессии ученикам предложена историческая задача. В XVIII веке на территории исторического Башкортостана бурно развивалась горнозаводская промышленность. Горнозаводским предпринимательством решил заняться и граф, гоф-маршал царского двора, генерал-аншеф К. Е. Сиверс. Для строительства Вознесенского медеплавильного завода на реке Иргизле Бурзянской волости Сиверс в 1754 г. получил у казны в ссуду 6 тыс. р. сроком на 5 лет с 6% годовых. Подсчитайте, сколько денег должен отдать граф казне через 5 лет.

Пример 2. При изучении погрешностей предложена следующая задача. Памятник национальному герою башкирского народа - Салавату Юла-еву в Уфе (открыт 17 ноября 1967 г., скульптор С. Д. Тавасиев, арх. И. Г. Гайнутдинов) является самой крупной конной статуей в России. Общая высота памятника равна 19,8 м (высота скульптуры памятника 9,8 м, высота постамента 10 м). Экскурсовод сказал туристам, что высота памятника приближенно равна 19 м. Какова абсолютная и относительная погрешности такого приближения?

3. Методические спецкурсы. В рамках регионального (вузовского компонента) необходим специальный курс для подготовки будущих учителей к преподаванию математики с учетом особенностей региональной системы обучения школьников. В сконструированной нами модели методической системы есть спецкурсы двух видов. Инвариантная составляющая методической подготовки содержит спецкурс «Использование местного мате-

риала в обучении математике в русскоязычной школе». Вариативная составляющая содержит спецкурс по выбору студентов «Преподавание математики в национальной школе». Программа этой дисциплины содержит такие разделы, как «Дилемма родного языка в преподавании математики в национальной школе: история и современность», «Использование краеведческого материала в обучении математике в национальной школе», «Особенности методики обучения математике на родном языке», «Вопросы подготовки учащихся национальных школ к математическим олимпиадам, конкурсам и ЕГЭ» и др.

II. В рамках НИРС и УИРС студенты выполняют курсовые и дипломные работы, участвуют в работах проблемных групп, выступают с докладами на конференциях, публикуют результаты своих исследований в виде тезисов и статей [3]. Приведу в качестве примера темы некоторых выполненных квалификационных работ: «Использование краеведческого материала при обучении математике в 5-6-х (7-9-х, 10-11-х) классах», «Использование краеведческого материала как основы для интеграции математики с другими школьными дисциплинами», «Методические особенности учебников математики для начальной и средней школы на башкирском языке (или марийском, татарском, чувашском и других языках)», «Методы и формы активизации познавательной деятельности школьников при обучении математике на родном (не русском языке)» и др.

III. Педагогическая практика студентов в целостной системе методической подготовки будущих учителей математики к реализации национально-регионального компонента является важнейшим элементом-дифференциалом, поскольку все теоретические знания, все сомнения и гипотезы, полученные ранее, могут быть проверены в ходе практики в русскоязычных и национальных школах. Кроме того, педпрактика позволяет накопить и изучить опыт (положительный и сомнительный) для дальнейшего его анализа после педагогической практики.

Студенты выполняют небольшие, но значимые исследовательские задания в период трех педагогических практик: на III курсе - в 5-6-х классах; на IV курсе - в 7-9-х классах, на V курсе - в 1011-х классах:

- наблюдение уроков учителей математики на предмет выявления наличия и содержания работы учителя и учеников на уроках математики с обращением к местному, в том числе краеведческому, материалу;

- выявление отношения учителей к самой проблеме: есть ли необходимость связывать обучение математике с национально-региональной составляющей содержания школьного образования? (в упрощенной формулировке: нужно ли и как часто в

обучении математике использовать местный, в том числе краеведческий, материал?);

- исследование языкового аспекта проблемы национально-регионального компонента: на каком языке оптимально преподносить учащимся содержание дисциплин федерального компонента, в том числе математики?

Результаты проведенных исследований студентов анализируются впоследствии на занятиях по теории и методике обучения математике (III-

V курсы) и спецкурсу (V курс) после педпрактики. Следует подчеркнуть, что проводимые исследования студентов не только позволяют повысить эффективность их научных исследований и практической педагогической деятельности, но и способствуют определенному совершенствованию вузовской системы методической подготовки будущих учителей математики в условиях национального региона. Так, в частности, результаты исследования языковой проблемы послужили основой для введения в учебный план факультативных курсов по подготовке студентов к работе в национальных школах в условиях билингвизма, по предоставлению возможностей для прохождения педагогической практики выпускникам национальных школ в привычной им среде, созданию проблемных групп студентов по активному изучению положительного опыта учителей математики национальных школ различных регионов Республики Башкортостан и др.

IV. Внеаудиторная работа студентов в выделенном направлении включает в себя деловые игры, методические конкурсы. Так, в целях повышения эффективности подготовки студентов к педагогической практике перед каждой их педагогической практикой проводится деловая игра «Готовимся к педпрактике». Таких игр у нас три: на III, IV и

V курсах. В рамках этих игр студенты проводят нетрадиционные уроки, одним из заданий является составление фрагмента урока с использованием краеведческого материала. Деловая игра по подготовке к внеурочной работе по математике содержит конкурс «Колесо истории» (где решается задача органичного соединения национального и интернационального в обучении). Ежегодно проводится в несколько туров конкурс «Парад методических идей». На этом конкурсе студенты представляют свои разработки нестандартных уроков и внеурочных мероприятий с использованием местного материала.

Эффективность сконструированной модели методической системы проверена с помощью созданной профессиональной карты учителя, в которой выделены девять профессиональных функций учителя математики, в соответствии с областями его профессиональной деятельности: информационная, ориентационно-воспитательная, развивающая, мобилизационная, проектировочно-конструктивная, коммуникативная, организационная, гностическая,

Толетова М. К. Методическая подготовка студентов к обучению химии.

предметная. По каждой функции курсивом выделены те умения учителя математики, которые связаны с реализацией национально-регионального компонента школьного математического образования.

Примечания

1. Кабанова-Меллер Е. Н. Структура и закономерности учебной деятельности в условиях развивающего обучения // Структуры познавательной деятельности. Владимир, 1976. С. 27.

2. Салаватова С. С. Избранные вопросы теории и методики обучения математике: К реализации национально-регионального компонента содержания образования: учеб. пособие для студентов 3-5 курсов специальности «032100-Математика с дополнительной специальностью». 4-е изд., доп. Уфа, 2007. С. 31-88.

3. Гибадуллина А. Использование краеведческого материала на уроках математики // Студенческая наука - в действии: тез. докл. конф. Стерлитамак, 1998. С. 154-155; Маннанова В. Языковая проблема преподавания математики в национальной школе // Студенческая наука-2000: сб. материалов. Стерлитамак, 2000. С. 150-152; Викторова Н. К проблеме обучения математике на родном языке // Студенческая наука -в действии: сб. материалов 42-й науч. студ. конф. Стер-литамак, 2002. С. 22-24; Ахметова А. Реализация регионального компонента в обучении математике в национальной школе // Конкурс научных работ студентов вузов Республики Башкортостан 2007 года. Уфа. 2007. С. 179.

УДК 37.016:54

М. К. Толетова

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ ХИМИИ В УСЛОВИЯХ МНОГОУРОВНЕВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена актуальным проблемам методической подготовки студентов в условиях многоуровневого педагогического образования. Приводится анализ психолого-педагогических и методических источников по проблеме исследования, по организации и проведению всех видов практик. Особое внимание уделяется обоснованию теоретических положений педагогических практик в системе методической подготовки студентов к обучению химии.

The article is dedicated to the vital issues of the students' methodical training under the condition of multi-level pedagogical education. There is provided an analysis of reference literature in the fields of psychology and pedagogy, as well as didactics, devoted to various kinds of teaching practice organizing and conducting. The focus of the article lies in substantiation of the theoretical grounds for teaching experience practices in the system of supplying students with

ТОЛЕТОВА Марина Константиновна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики обучения химии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена © Толетова М. К., 2009

knowledge of didactic techniques for teaching chemistry.

Ключевые слова: методическая подготовка, многоуровневое педагогическое образование, обучение химии.

Keywords: metodical training, multi-level pedagogical education, chemistry teaching.

B основных положениях «Болонской декларации» предложен новый вариант организации общей системы высшего образования, включающий многоуровневую подготовку студентов. Структурные реформы ставят задачи разработать критерии аттестации бакалавров и магистров, адаптируемые к национальным и региональным особенностям, выявить возможные варианты наборов компетенций для сопоставления качества подготовки специалистов. Важность обозначенной проблемы стимулируется усилением дифференциации современного школьного образования, появлением новых моделей учебных заведений, расширением спектра применяемых учителями новых образовательных технологий, широким распространением экспериментальной работы в школе. В настоящее время возникла необходимость в преподавателе более высокой квалификации. Это, в свою очередь, требует усовершенствования методической подготовки студентов.

Совершенствование методической подготовки педагогических кадров следует рассматривать как одну из приоритетных целей и важных предпосылок социально-экономического и духовного прогресса общества. В литературе имеются публикации, раскрывающие различные аспекты педагогической деятельности: построение модели педагогической деятельности (Н. В. Кузьмина, А. Щербаков, В. А. Сластенин); продуктивный процесс познания и профессиональное развитие личности (Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, С. Л. Рубинштейн); совершенствование профессиональной подготовки учителя (О. А. Абдуллина, Е. П. Белозер-цев, В. П. Беспалько, А. А. Вербицкий, В. А. Глуз-дов, М. И. Жаворонкова, Н. М. Зверева, С. Б. Ел-канов, Т. А. Иванова, В. А. Кан-Калик, А. А. Касьян, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, А. В. Муд-рик, Н. Д. Никандров, Е. Н. Перевощикова, Ф. В. Повшедная, Г. А. Кручинина, В. А. Сласте-нин и др.); концептуальные подходы к управлению качеством современного образования (Г. А. Бор-довский, А. А. Нестеров, С. Ю. Трапицын); концепция развития профессиональной компетенции учителя, изменения в оценке результатов педагогического образования, обновление образовательных профессиональных программ подготовки специалистов (В. А. Козырев, Н. Ф. Родионова, А. П. Тря-пицына, И. С. Батракова и др.); теоретико-методологические основы и особенности организации образовательного процесса в Институте естествозна-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.