УДК 631:155:631.14:633.85
СИСТЕМА МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ЗОН ПРОИЗВОДСТВА МАСЛОСЕМЯН
АБАКУМОВ И.Б.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры связей с общественностью и речевой коммуникации Российского государственного аграрного университета - МСХА имени К.А. Тимирязева.
Реферат. Основное назначение государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей направлено на создание и развитие отрасли, продукция которой должна быть конкурентоспособной на внутреннем и мировом рынке; обеспечение для них правовых, административных и экономических условий, способствующих равенству всех отраслей АПК: промышленности, торговли, сельского хозяйства в части получения доходов от своей деятельности; осуществление такой социальной политики, которая предотвратила бы угрозу окончательной депопуляции сельского населения путем принятия законов и целевых государственных программ. Государственное регулирование рынков маслосемян и растительных масел на базе реализации региональных целевых программ должно учитывать особенности региона и приоритетные направления развития производства, переработки и сбыта масло-семян. Цель программы должна предусматривать повышение эффективности производства и переработки масло-семян за счёт применения прогрессивной технологии возделывания и уборки урожая, снижения потерь семян на всех стадиях технологического цикла, наиболее полного использования имеющихся производственных ресурсов. Для этого необходимо осуществить целый комплекс мер, направленных на развитие производственной и рыночной инфраструктуры.
Ключевые слова: поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, эффективность производства, регулирование инновационно-инвестиционного процесса, производственная и рыночная инфраструктура, организационный механизм, региональная программа, несвязанная поддержка, налоговый режим, система страхования, специализированные зоны производства, система цен, кредитование.
SYSTEM OF MEASURES OF STATE REGULATION ON FORMATION SPECIALIZED PRODUCTION ZONES OLEAGINOUS SEEDS
ABAKUMOV I.B.,
candidate of economic sciences, assistant professor of public relations and speech communication of the Russian state аgrarian university - Moscow Agricultural Academy named after K.A. Timiryazeva.
Essay. The main assignment of state support of agricultural commodity producers are aimed at the creation and development of the industry, whose products must be competitive in domestic and world market. Ensuring for them of legal, administrative and economic conditions conducive to equality of all agribusiness sectors: industry, trade, agriculture in parts of earning income from their activities; the implementation of a social policy that would prevent threat definitive depopulation of the rural population through the adoption of laws and targeted state programs. State regulation of the markets of oleaginous seeds and vegetable oils on the basis implementation of regional programs should take into account the peculiarities of the region and the priority directions of development of production, processing and marketing of oleaginous seeds. The aim of the program should provide improving the efficiency of production and processing of oil seeds through the use of progressive technologies of cultivation and harvesting, reduced seed losses at all stages of the technology cycle, of the fullest use of available production resources. To do so you must implement a set of measures aimed at the development of the production and market infrastructures.
Keywords: support for of agricultural commodity producers, production efficiency, regulation of innovation and investment process, production and market infrastructures, organizational mechanism, regional program, a decoupled support, the tax regime, insurance system, specialized production zones, the price system, lending.
Введение. Механизм регулирования организационно-экономических отношений в АПК заключается в установлении оптимальных соотношений отдельных частей системы, достижении взаимного соответствия их функционирования на основе развития процессов интеграции и кооперации, ценового механизма, бюджетной поддержки и инвестиций. Ключевую роль в формировании специализированных зон производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции играет государственное регулирование процессов рационального размещения сельского хозяйства. Государственное регулирование, используя различные ценовые и неценовые формы, прямые и косвенные методы, создает предпосылки для адаптации сельскохозяйственных товаропроизводителей к условиям рынка, способствует рациональному размещению производства сельскохозяйственной продукции.
Результаты исследования. Современный механизм ценообразования на маслосемена не в состоянии выполнять свою главную функцию - своевременно выравнивать соотношение спроса и предложения. Наиболее активной, но не принудительной формой государственного регулирования рынка маслосемян и продуктов их переработки могут стать региональные программы, тесно увязанные с разработкой системы ведения агропромышленного производства. Она должна иметь такие стимулы и ограничения, сочетание которых позволяет каждому сельскохозяйственному товаропроизводителю самостоятельно решать вопрос о своем участии в программе, и удовлетворять следующим основным условиям: содержать четкую формулировку цели и подчинение ей всех программных мероприятий; обладать необходимым материально-техническим, кадровым, научным, правовым и организационно-экономическим обеспечением; содержать в себе обос-
нованный выбор приоритетных направлений реализации цели, объем необходимых мероприятий, соотношение затрат на их выполнение с получаемым эффектом и организационно-экономический механизм реализации программы; сочетать различные источники средств для реализации системы программных мероприятий; основываться на добровольности и конкурсном отборе участников; иметь ответственного руководителя выполнения программы и регулярную отчетность за реализацию отдельных этапов и программы в целом.
Регулирование рынка семян масличных культур невозможно без применения программно-целевого подхода, позволяющего уйти от бесконтрольного и бессистемного использования финансовых и материальных ресурсов и сочетающего экономические интересы государства и каждого конкретного участника программы. При таком подходе представляется возможным более четко воздействовать на производство и сбыт маслосе-мян, достигать поставленных целей путем адресного выделения средств тем хозяйствующим субъектам, которые могут обеспечить их наивысшую отдачу при соблюдении определенных обязательств. Одновременно удовлетворяется и экономический интерес участника программы. Он получает доступ к предполагаемым экономическим мерам поддержки, которые обеспечивают ему возможность ведения простого или расширенного воспроизводства, гарантию сбыта маслосемян. Достаточно отметить, что в США, Канаде, странах Европейского союза со стороны государства осуществляется субсидирование фермеров, возделывающих масличные культуры, принимаются специальные товарные программы, направленные на укрепление масложиро-вого производства и прежде всего его основы - производства маслосемян.
В системе государственного регулирования и поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм хозяйствования выделяют два уровня: федеральный и региональный. Исходя из того, что целевое дифференцированное применение всего механизма указанной системы реализуется на региональном уровне, именно субъектам Российской Федерации принадлежит основная роль обеспечения целевой направленности и действенности этого механизма вплоть до активного воздействия на эффективное развитие сельскохозяйственного производства в конкретных природных и экономических условиях.
Как показывает мировая практика, целевые программы могут послужить эффективным средством формирования и осуществления общей стратегии аграрной политики и ее конкретизации применительно к ведущим отраслям и регионам, включая использование инструментов и институциональных форм государственного регулирования.
Предприятия масложирового производства страны продолжают адаптироваться к рыночным условиям хозяйствования, в их действиях все еще отсутствуют должная последовательность, целенаправленность, они функционируют без четко разработанных программ развития производства и реализации семян подсолнечника.
С целью удовлетворения потребностей населения и промышленности области в семенах масличных культур и масле за счет мобилизации потенциала собственного производства сельскохозяйственным товаропроизводителям требуется государственная поддержка. Для этого необходимо разрабатывать и реализовывать региональные программы развития.
Эффективность производства маслосемян зависит
от многих внутренних и внешних факторов. Однако наряду с комплексными программами нужно разрабатывать специфические программы по отдельным видам продукции маслосемян, которые непосредственно связаны с ее производством, хранением и сбытом, направлены на преодоление спада в масложировом производстве и восстановление его объемов в размерах, полностью обеспечивающих потребности населения в растительных маслах. Основной упор следует сделать на выявление внутренних резервов роста продуктивности масличных культур с тем, чтобы сократить издержки на производство продукции и обеспечить их конкурентоспособность прежде всего на региональных рынках.
Государственное регулирование производства и рынка маслосемян на базе региональных целевых программ должно учитывать особенности региона и приоритетные направления развития производства, переработки и сбыта маслосемян. Меры государственного регулирования должны включать в себя:
- поддержку общего уровня доходности производства семян через оказание помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, специализирующимся на возделывании масличных культур;
- поддержание высокого уровня закупочных цен на семена масличных культур;
- регулирование инвестиционного процесса путем проведения конкурса на инвестиционные проекты под целевую программу;
- содействие развитию инфраструктуры, формированию недостающих ее элементов;
- обеспечение стабильности и благоприятной конъюнктуры на рынке путем создания стабилизационного фонда семян масличных культур;
- дальнейшее развитие кооперации и интеграции сельскохозяйственных, перерабатывающих и других предприятий по всему циклу от производства, хранения до реализации семян масличных культур и продуктов их переработки.
Цель программы должна предусматривать повышение эффективности производства и переработки масло-семян за счёт обеспечения прогрессивной технологии возделывания и уборки урожая, снижения потерь семян на всех стадиях технологического цикла, наиболее полного использования имеющихся производственных ресурсов. Для этого необходимо осуществить целый комплекс мер, направленных на развитие производственной и рыночной инфраструктуры. Администрация региона должна способствовать формированию структур, оказывающих информационные, маркетинговые и консультационные услуги хозяйствам, специализирующимся на возделывании масличных культур. При этом особой ее задачей следует считать обеспечение полной, своевременной и достоверной информацией государственных служб с целью определения конкретных форм и методов регулирования рынка маслосемян и поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, гарантирующих соблюдение государственных интересов и стимулирующих развитие производства и переработки семян масличных культур.
Реализацию целевой региональной программы целесообразно осуществлять в три этапа.
Первый этап - подготовительный. Он включает в себя разработку программы, определение системы программных мероприятий, их объем, стоимость, привлечение инвесторов, формирование организационно-экономического механизма ее реализации, увязку с другими целевыми программами.
Второй этап - внедренческий. В его рамках путем
реализации первоочередных программных мероприятий должно происходить освоение развития производства и переработки семян масличных культур.
Третий этап - работающий. Его цель - поддержание модели функционирования и дальнейшего развития производства и переработки семян масличных культур.
Финансовое обеспечение программы должно осуществляться за счет различных источников: бюджетных (федеральных и региональных) и внебюджетных финансовых средств. В условиях ограниченности государственных средств основные финансовые расходы по реализации программы должны нести ее непосредственные участники. Программой необходимо определить движение денежных потоков, условия предоставления денежных средств, направления их использования.
Государственные средства целесообразно использовать на мероприятия по разработке и внедрению в производство достижений научно-технического прогресса на всех технологических этапах производства. В производстве семян подсолнечника это касается выведения новых высокоурожайных сортов и гибридов с заданными количественными и качественными параметрами, создания и внедрения новых технических и технологических средств возделывания и уборки масличных культур, послеуборочной подработки их семян.
Успешное выполнение программы по развитию производства и переработки семян масличных культур в регионах во многом будет определяться ее информационным обеспечением. Объективность, оперативность, полнота и доступность информации являются важнейшим фактором ее реализации.
В настоящее время единственной информационной службой в регионах является областной комитет госстатистики. Специализированных служб, обладающих полной и достоверной информацией о состоянии производства и переработки семян масличных культур в регионах не существует. Такое положение с информационным обеспечением не способствует установлению стабильных прямых связей между семеноводческими хозяйствами, сельскохозяйственными товаропроизводителями и потребителями маслосемян и продуктов их переработки, а, напротив, увеличивает число посредников между ними. Создание современной компьютерной сети сбора, обработки и передачи хозяйствующим субъектам и другим заинтересованным лицам и организациям экономической информации является необходимым условием эффективного производства и переработки семян масличных культур.
Целесообразно создавать в составе Управления сельского хозяйства региона службу ИКС, которая уже выполняет некоторые функции, входящие в систему маркетинговой деятельности, а именно:
- разрабатывает предложения по основным направлениям аграрной политики, совершенствованию организационной, экономической и нормативной правовой базы управления АПК;
- разрабатывает прогнозы социально-экономического развития отраслей регионального агропромышленного комплекса;
- реализует меры, направленные на увеличение производства и рациональное использование сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
- организует разработку, экспертизу и реализацию региональных целевых программ развития отраслей АПК и др.
Задачи и функции информационно-консультационной службы должны быть расширены в первую
очередь за счет:
- предоставления консультаций по вопросам управления, планирования и организации производства, переработки и продажи продукции;
- разъяснения законов, нормативных правовых актов и других юридических документов;
- предоставления консультаций по вопросам реформирования предприятий, оказания помощи в составлении программ вывода их из кризиса;
- содействия в создании эффективных объединений сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- маркетинговых консультационных услуг при приобретении семенного и посадочного материала, удобрений, пестицидов, техники, запасных частей, горючего и смазочных материалов, содействия в реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
- внедрения достижений науки и передового опыта в производство;
- проведения обучающих семинаров для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- организации инновационно-демонстрационной деятельности, проведения выставок, ярмарок и других мероприятий;
- издания научных и методических публикаций.
Таким образом, в регионах необходимо осуществить
целый комплекс мер, направленных на развитие производственной и рыночной инфраструктуры, соответствующих новым условиям хозяйствования. Администрация регионов должна способствовать формированию структур, оказывающих информационные, маркетинговые и консультационные услуги хозяйствам, специализирующимся на возделывании масличных культур. При этом особой ее задачей следует считать обеспечение полной, своевременной и достоверной информацией государственных служб, обязанных следить за динамикой изменения затрат, цен и емкости рынка маслосемян с целью определения конкретных форм и методов регулирования рынка и поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, гарантирующих соблюдение государственных интересов и стимулирующих развитие производства и переработки семян масличных культур.
Организационный механизм реализации программы следует рассматривать как совокупность взаимодействия различных структур, задействованных в производстве и переработке семян, а также в обслуживании этого процесса. В соответствии с этим участниками программы следует считать: производителей семян всех форм собственности и хозяйствования и интегрированные агропромышленные формирования с их участием; заготовительные элеваторы; торгово-закупочные структуры; банки; страховые компании; организации, осуществляющие перевозки масличного сырья и продуктов его переработки; юридические службы.
Для эффективной реализации программы развития необходима государственная поддержка семеноводства при сочетании федерального и регионального уровней, которая должна осуществляться в виде дотаций, лизинга, формирования страховых фондов сортовых семян масличных культур.
В этом направлении возможно снижение уровня страховых тарифов за счет уменьшения страхового обеспечения с 70 до 50 % стоимости урожая. Целесообразно также дифференцировать страховой тариф в зависимости от соблюдения агротехники возделывания масличных культур в хозяйствах. Установлено, что при одинаковых сложившихся условиях основным фактором получения стабильного урожая является соблюдение
агротехнологий, позволяющих уменьшить риск недобора продукции. Следовательно, экономически крепкие хозяйства могут платить более низкий страховой тариф.
Второй вариант предполагает, что при страховании урожая семян масличных культур сельскохозяйственные товаропроизводители за счет собственных средств уплачивают страховщикам 50 % страховых взносов, остальную половину страховых взносов уплачивают страховщикам за счет средств федерального бюджета.
Законодательные органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут дополнительно выделять из соответствующих бюджетов средства для уплаты сельскохозяйственными товаропроизводителями части страховых взносов. В связи с этим необходимо внести коррективы в порядок субсидирования части затрат на страхование со стороны государства. Приемлемым будет предложение о привлечении к финансированию затрат местных бюджетов, которые могли бы оплачивать 25 % взносов от той части, которую должен выплатить сельскохозяйственный товаропроизводитель.
В соответствии с планом первоочередных мероприятий по реализации совершенствования сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, необходимо:
- совершенствование средств и механизмов предоставления государственной поддержки в области сельскохозяйственного страхования и осуществления контроля со стороны государства за целевым использованием выделяемых на сельскохозяйственное страхование бюджетных средств;
- создание многоуровневой системы распределения сельскохозяйственных рисков;
- уменьшение финансовой нагрузки сельскохозяйственных товаропроизводителей по уплате страховой премии по договорам страхования с государственной поддержкой;
- расширение перечня объектов сельскохозяйственного страхования с государственной финансовой поддержкой;
- создание системы экспертной оценки ущерба.
Важным направлением государственной поддержки
технической базы масложирового подкомплекса региона должна стать разработка системы льготного кредитования, основным направлением которой будет обеспечение доступности кредитных ресурсов. Более быстро и эффективно это возможно сделать путем использования разного рода целевых программ, а также государственной поддержки инновационных проектов, создания в области государственных и коммерческих научно-консультационных центров. При этом главным направлением в обеспечении устойчивых экономических условий для развития производства семян подсолнечника является эффективная инвестиционная политика, усиление инвестиционной привлекательности отрасли через поддержку государством расширенного воспроизводства преимущественно интенсивного типа. В первую очередь инвестиции следует направлять в эффективно работающие хозяйства.
В современных нестабильных экономических условиях, неплатежеспособности части хозяйств, возделывающих масличные культуры, именно государство в лице региональных органов исполнительной и законодательной власти должно:
- содействовать повышению инновационной активности, во многом обеспечивающей эффективность производства семян масличных культур и рост конкурентоспособности растительного масла на внутрирегиональном и российском рынках на основе освоения научно-
технических достижений и обновления материально-технической базы масложирового производства;
- сочетать государственное регулирование инновационной деятельности с эффективным функционированием рыночного инновационного механизма по принципу: «рынок - регулирует, а государство - корректирует»;
- содействовать развитию инновационной деятельности и межрегиональному трансферту разного рода прогрессивных технологий, инвестиционному сотрудничеству, защите интересов инновационного предпринимательства через полноценное нормативное правовое обеспечение и инновационный менеджмент;
- поддерживать создание эффективной инфраструктуры по передаче технологий и информации от науки производству, способствовать организации центров трансферта технологий возделывания подсолнечника, формированию банков инновационных проектов и предложений, а также служб по распространению и внедрению научно-технических достижений в масложировое производство;
- способствовать созданию на региональном уровне специализированного инновационного фонда. Целесообразно, чтобы финансовые средства, накапливаемые в нем, были освобождены от налогов. Можно ввести для него льготное налогообложение, чтобы концентрировать необходимые финансовые ресурсы и направлять их на инвестиционную и инновационную деятельность в относительно крупные товарные хозяйства, возделывающие подсолнечник.
Улучшение использования кредитных ресурсов может быть достигнуто за счет применения следующих условий кредитования. Так, в 2010 г. процентная ставка для сельскохозяйственных товаропроизводителей составляла 15-16 %, для крупных холдингов с объемом выборки (не менее 100 млн руб.) - до 12 %, в 2009 г. - 1820 %. Для получения кредита необходим залог, на 50 % превышающий сумму кредита (транспортные средства, оборудование, недвижимость, сельскохозяйственные посевы, земля), юридически оформленный, что затруднительно для мелких хозяйств (в связи с этими условиями многие хозяйства вынуждены обращаться в кредитные кооперативы, которые не ставят жесткие условия по оформлению документации, но выдают денежные средства под 20-30 % годовых).
Обязательным условием при получении кредита является страхование залога, что дополнительно увеличивает финансовую нагрузку для сельскохозяйственных товаропроизводителей на 0,25 % от залоговой стоимости.
Государство частично возмещает сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса, крестьянским (фермерским) хозяйствам затраты на покупку горючего и смазочных материалов, ядохимикатов, минеральных удобрений, запасных частей в виде субсидий на возмещение процентной ставки. Субсидии не должны превышать фактические затраты заемщиков на уплату процентов по кредиту.
Средства выделяются из федерального бюджета в размере 80 % ставки рефинансирования и 20 % из региональных бюджетов. Средства, выделяемые из федерального бюджета, более стабильные и вовремя поступаемые, тогда как средства региональных бюджетов поступают с задержкой на 12-22 месяцев со дня сдачи документов. Лимиты денежных средств, выделяемые государством на данные цели, весьма ограничены, и многие хозяйства не успевают попасть в список получателей субсидий из-за того, что кредиты были получены несколько позже, чем у других.
Вывод. Замена централизованной системы планирования производства, заготовок и распределения семян масличных культур и продуктов их переработки рыночными отношениями, резкое снижение государственной поддержки предприятий агропромышленного комплекса поставили перед всеми участниками рынка семян масличных культур новые задачи. Для товаропроизводителей они заключаются в необходимости самостоятельного выбора направлений своей производственной деятельности и наиболее выгодного канала сбыта семян, что позволяло бы им выживать в условиях рыночной экономики; для
государства - в овладении новыми формами и методами государственного регулирования, адекватными рыночным условиям хозяйствования. Решение этих вопросов требует глубоких знаний функционирования закономерностей внутреннего и внешнего рынков семян масличных культур, умения приспосабливаться к их требованиям, а также по возможности владения набором необходимых инструментов, воздействующих на складывающуюся ситуацию. В наиболее полной мере это возможно при использовании в системе управления рынком маслосемян маркетингового подхода.
Список использованных источников
1. Абакумов И.Б. Развитие масложирового производства // Состояние и перспективы развития АПК / В кн.: Международной научно-практической конференции / Пензенская ГСХА. - Пенза: РИО ПГСХА, 2013.
2. Абакумов И.Б. Система мер государственного регулирования регионального рынка семян подсолнечника // Территориально-отраслевое разделение труда в агропромышленном производстве: сб. научных трудов Международной научно-практической конференции. - Краснодар, 26-27 сентября 2011 г.
3. Размещение и специализация сельскохозяйственного производства: проблемы и пути их решения: монография / А.И. Алтухов, Л.П. Силаева, Р.В. Солошенко и др. - Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2014. - 202 с.
4. Алтухов А.И. Совершенствование организационно-экономического механизма устойчивого развития агропромышленного производства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2016. -№ 7. - С. 2-11.
5. Алтухов А.И. Совершенствование государственного регулирования рынка сортовых семян в России как фактор развития зернового хозяйства // Развитие торговли и ее роль в импортозамещении: задачи бизнеса и власти: материалы Международной научно-практической конференции, 17-18 марта 2016 года, Москва, выпуск 3. - М., 2016. - С. 46-61.
6. Алтухов А.И. Основные проблемы развития АПК и пути их решения // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2014. - № 2. - С. 2-6.
7. Алтухов А.И. Расширенное воспроизводство в зернопродуктовом подкомплексе - основа его устойчивого функционирования // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2014. - № 3. - С. 2-7.
8. Силаева Л.П. Меры государственного регулирования устойчивого развития АПК России // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2011. - № 1. - С. 17-18.
9. Силаева Л.П. Основные мероприятия по поддержке развития производства продукции растениеводства // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2015. - № 8. - С. 80-83.
10. Силаева Л.П. Обоснование направлений улучшения финансовых результатов в зерновой отрасли // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2014. - № 9. - С. 14-17.
11. Силаева Л.П., Купырева Л.В. Совершенствование организационно-экономического механизма в производстве и сбыте зерна // Научное обозрение: теория и практика. - 2014. - № 1. - С. 53-59.
List of sources used
1. Abakumov I.B. Development of oil and fat production // State and prospects of agricultural development: coll. Articles of the International Scientific and Practical Conference / Penza State Agricultural Academy. - Penza: RIO PSAA, 2013.
2. Abakumov I.B. System of measures of state regulation of the regional market for sunflower seeds // Territorial and sectoral division of labor in agro-industrial production: coll. Scientific works of the International Scientific and Practical Conference. - Krasnodar, September 26-27, 2011
3. Placement and specialization of agricultural production: problems and ways to solve them: monography / A.I. Altukhov, L.P. Silaeva, R.V. Soloshenko etc. - Kursk: Publishing house Kursk. State. S.-. Ak., 2014. - 202 p.
4. Altukhov A.I. Perfection of the organizational and economic mechanism of sustainable development of agro-industrial production // Economics of agricultural and processing enterprises. - 2016. - No. 7. - P. 2-11.
5. Altukhov A.I. Improvement of state regulation of the market of varietal seeds in Russia as a factor in the development of the grain economy // Trade development and its role in import substitution: the tasks of business and government: materials of the International Scientific and Practical Conference, March 17-18, 2016, Moscow, issue 3. - M. , 2016. - P. 46-61.
6. Altukhov A.I. The main problems of the development of the agroindustrial complex and ways to solve them // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2014. - No. 2. - P. 2-6.
7. Altukhov A.I. Extended reproduction in the grain subcomplex is the basis for its sustainable functioning // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2014. - No. 3. - P. 2-7.
8. Silaeva L.P. Measures of state regulation of sustainable development of the AIC of Russia // International Agricultural Journal. - 2011. - No. 1. - P. 17-18.
9. Silaeva L.P. Main measures to support the development of crop production // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2015. - No. 8. - P. 80-83.
10. Silaeva L.P. Substantiation of directions for improving financial results in the grain industry // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2014. - No. 9. - P. 14-17.
11. Silaeva L.P., Kupyreva L.V. Perfection of the organizational and economic mechanism in the production and marketing of grain // Scientific review: theory and practice. - 2014. - No. 1. - P. 53-59.