DOI: 10.24412/2309-4788-2021-5-130-135
А.Ю. Каширцева - к.э.н., доцент кафедры региональной экономики и менеджмента, ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», [email protected],
A.Yu. Kashirtseva - Candidate of economics, assistant professor of the Department of regional economics and management, Southwest State University;
Е.С. Симоненко - к.э.н., доцент кафедры региональной экономики и менеджмента, ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», [email protected],
E.S. Simonenko - Candidate of economics, assistant professor of the Department of regional economics and management, Southwest State University.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ MANAGEMENT SYSTEM OF TELECOMMUNICATION COMPANIES IN THE DIGITAL ECONOMY
Аннотация. Статья посвящена наиболее существенным тенденциям влияния уровня развития цифровой экономики на системы менеджмента телекоммуникационных компаний в России и мире. Авторы оценивают уровень взаимосвязи развития цифровой экономики и специфики российской и мировой системы менеджмента компаний телекоммуникационной отрасли и оценивают последствия влияния развития цифровой экономики на систему. Целью статьи является выявление и оценка тенденций влияния развития цифровой экономики на систему менеджмента телекоммуникационных компаний. Методы используемые в процессе исследования: компаративный анализ, синтез и обобщение, статистический анализ, стратегический анализ, сравнение и измерение различных показателей. В статье выявлены особенности влияния цифровой экономики на систему менеджмента российских и мировых телекоммуникационных компаний. В результате исследования установлено, что в зависимости от степени использования компанией возможностей, предоставляемых цифровой экономикой и зрелости ее бизнес-процессов, можно определить эффективную стратегию управления компанией, которая позволяет реализовать необходимый для удержания лидерских позиций на рынке рост телекоммуникационной компании, перечислены новые требования к менеджерам и их новые компетенции, необходимые для функционирования в материально-виртуальной информационно-коммуникационной бизнес-среде. Выявленные тенденции позволяют дополнить теорию современного менеджмента новыми закономерностями его развития.
Abstract. The article is devoted to the most significant trends in the influence of the level of development of the digital economy on the management systems of telecommunications companies in Russia and the world. The authors assess the level of interconnection between the development of the digital economy and the specifics of the Russian and global management system of telecommunications companies and assess the consequences of the impact of the development of the digital economy on the system. The purpose of the article is to identify and assess trends in the impact of the development of the digital economy on the management system of telecommunications companies. Methods used in the article: comparative analysis, synthesis and generalization, statistical analysis, strategic analysis, comparison and measurement of various indicators. The article reveals the features of the influence of the digital economy on the management system of Russian and world telecommunications companies. As a result of the study, it was found that, depending on the degree to which the company uses the opportunities provided by the digital economy and the maturity of its business processes, it is possible to determine an effective company management strategy, which allows realizing the growth of a telecommunications company necessary to maintain leadership positions in the market, lists new requirements for managers and their new competencies necessary for functioning in a material-virtual information and communication business environment. The revealed tendencies make it possible to supplement the theory of modern management with new patterns of its development.
Ключевые слова: цифровая экономика, телекоммуникационная отрасль, стратегическое управление компанией.
Keywords: digital economy, telecommunications industry, strategic management.
Телекоммуникационная отрасль, прежде всего, представляют собой сферу обеспечения связи и реализацию различных способов передачи информации. Рынок телекоммуникаций является источником услуг по предоставлению электросвязи, которые реализуют телекоммуникационные компании. Как и в любой отрасли, телекоммуникационные компании имеют определенную специфику управления на любом уровне [4].
Рассмотрим мировой опыт управления телекоммуникационными компаниями. Достаточно известная британская телекоммуникационная компания BT Group, предоставляет потребителям широкий спектр традиционных для телекоммуникационной отрасли услуг и дополнительные сервисы для физических и юридических лиц, такие как:
1) голосовая почта;
2) телеконференции;
3) веб-конференции [6].
Специалисты BT Group исследуют сферу стандартов связи нового поколения, что напрямую связано с повышением цифровой грамотности населения, приводящее к повышению спроса на новые мобильные технологии. В том числе они разрабатывают пятое поколении технологий мобильной связи - 5G [6]. Как показывает изучение последних лет функционирования компании, для финансирования этих разработок используется грамотная стратегия фокусирования или снятия сливок. Это является положительным опытом учета уровня развития цифровой экономики в процессе управления телекоммуникационной компанией. Одной из своих главных задач, детализирующих миссию, компания видит «постоянное увеличение скорости передачи данных через высокоскоростной мобильный доступ, чем привлекает к себе много потребителей» [6]. Учитывая все эти аспекты функционирования этой компании, можно примерно определить место управленческих стратегий в общем контуре управления BT Group (рисунок 1), что дает достаточно ясное представление о накопленном опыте стратегического управления с учетом уровня развития цифровой экономики Великобритании.
Рисунок 1 - Место различных управленческих стратегий в корпоративной стратегии BT Group
Одной из самых известных в мире телекоммуникационных компаний является китайская компания Tencent [6]. Важной характерной особенностью этой компании является обладание довольно популярным в Китае сервисом обмена текстовыми сообщениями - QQ, сайтом Qzone, который представляет собой социальную сеть, PaiPai.com, т.е. площадкой пользовательских аукционов и приложением WeChat, которое представляет собой голосовой чат, а также TenPay - системой платежей [6].
Вместе с тем, Группа компаний (ГК) Tencent Holdings Limited обладает рядом других эффективных веб-проектов, которые делают клиентскую базу компании самой многочисленной в мире - более 2 млрд. активных пользователей [6]. Такой результат, не в последнюю очередь, достигнут грамотно выстроенной системой управления. В апреле 2019 года рыночная стоимость Tencent превысила 200 млрд. долл., что является достаточно высокой стоимостью бизнеса и говорит об успешности их стратегии развития. При этом в компании 29692 сотрудника, которые создают средний годовой оборот примерно в 75 -80 млрд. долл. [6]. Что показывает достаточно высокую эффективность стратегических решений руководства компании.
Еще одной крупной китайской компанией является ГК «Lian Xiang». Она представляет собой достаточно известную телекоммуникационную организацию, которая предоставляет услуги мобильной связи, IP-телефонии, в течение последних десяти лет, годом основания является 2008 [6]. Если говорить о среднегодовом числе абонентов, то по меркам Китая, оно сравнительно невелико и составляет около 140 млн. чел. [6]. При этом система менеджмента компании такова, что при выборе своей долгосрочной стратегии эта компания рассматривала следующие альтернативы:
1. стратегия «ускоренного роста», которая предполагала формирования финансовых ресурсов в качестве главной цели;
2. стратегия «повышения эффективности», т.е. оптимального управления финансовыми ресурсами и денежными потоками;
3. стратегия обеспечения финансовой безопасности [6].
Совет директоров компании «Lian Xiang» уже в 2012 выбрал стратегию ускоренного роста, которая с тех пор реализуется, не изменяясь. При этом, за прошедшие девять лет внешняя среда бизнеса значительно изменились: возросла степень ужесточения конкурентной борьбы и начала активно развиваться цифровая экономика, что увеличило спрос на интернет-сервисы и приложения.
Так компания «Чайна Мобайл Интернешнл (Раша)» вышла на российский рынок в конце 2017 года. А ранее на российский рынок вышли такие крупные конкуренты China Mobile как China Unicom и China Telecom (рисунок 2) [7]. Они зарегистрировали российские подразделения компании в 2017 и 2018 годах соответственно.
Рисунок 2 - Количество абонентов в Китае, млн. абонентов
Выход на российский рынок напрямую повлиял на систему их стратегического управления [5]. Все эти действия на телекоммуникационном рынке требуют значительных финансовых ресурсов и тщательного стратегического планирования. China Mobile, как и ее конкуренты, вышла на российский телекоммуникационный рынок для работы с китайскими корпоративными клиентами. На фоне этих глобальных изменений подвергаются трансформации и системы менеджмента лидеров российского рынка телекоммуникаций «Ростелеком», «Мегафон» и Orange Business Services [1]. На рисунке 3 представлено место функциональных стратегии в общей стратегии указанных компаний [2].
Миссия организации
т
Корпоративная стратегия
Маркетинговая
Финансовая стратегия
Дифференциро
ванные стратегии видов деятел ньости
Бизнес-стратегии хозяйственных единиц
Рисунок 3 - Место функциональных стратегии в корпоративной стратегии дифференцированных телекоммуникационных компаний
Таким образом, многие мировые лидеры телекоммуникационной отрасли достигают успеха благодаря адаптации системы менеджмента к уровню цифровой экономики и грамотному стратегическому планированию. Компаниям удается достигать показателей по выручке в соответствии с прогнозом, сохранять рентабельность OIBDA (Operating Income Before Depreciation and Amortization), т.е. операционный доход до амортизации, на высоком уровне и, вопреки высокой волатильности различных валют, добиваться роста чистой прибыли.
Одним из лидеров российского телекоммуникационного рынка является компания ПАО «ВымпелКом», которая представляет собой современную, динамично развивающуюся организацию, предоставляющую услуги мобильной связи и доступа в сеть Интернет в России и СНГ под брендом «Билайн». ПАО «ВымпелКом» входит в группу компаний VEON Ltd. VEON Ltd представляет собой мирового поставщика связи, с клиентской базой 235 млн. человек, которых компания обслуживает на данный момент (рисунок 4) [6].
Рисунок 4 - Динамика количества абонентов ПАО «ВымпелКом» в 2001-2020 гг.
Как видно из рисунка 4, в начале XXI века у компании было 2 млн. абонентов, при этом рост масштабов деятельности продолжался вплоть до 2015 года, затем из-за финансово-экономического кризиса в стране, компания смогла снова выйти на устойчивый рост уже в 2016 г., однако, уже в 2018 году снова количество абонентов пошло на спад [3]. Первоначальный устойчивый успех связан со способностью компании своевременно адаптировать свою систему управления к внешней среде. Компания предоставляет услуги связи как физическим, так и юридическим лицам. Для различных организаций ПАО «Вымпелком» предоставляет услуги мобильного интернета, телефонии и услугу «Интернет в офис». Затем эффективность системы менеджмента компании пошла на спад и в последнее время качество услуг связи, предоставляемых компании снижается, несмотря на то, что миссия ПАО «Вымпелком» звучит так: быть лидерами телекоммуникационного рынка, расширяя границы возможностей наших клиентов в цифровом мире, а также помогать людям получать радость от общения, чувствовать себя свободными во времени и пространстве [3].
В 2003 году доля рынка рассматриваемой организации занимала 30,5 % всего российского рынка мобильной связи [3]. По данным аналитического агентства GSMA (Groupe Spécial Mobile Association) Intelligence, на конец 2016 года доля рынка ПАО «ВымпелКом» 22,83 %, снижение обусловлено усилением позиций основных конкурентов [8]. Не смотря на снижение доли рынка мобильной связи, рассматриваемая организация продолжает занимать положение одно из лидеров рынка. Это связано, прежде всего, с особенность ее системы менеджмента, которая ориентирована на использование современных технологий управления, которые могут быть использованы для учета показателей цифровой экономики. В свою очередь стратегические инновации представляют собой инвестиции (денежные, кадровые, материальные) в новации приоритетных направлений деятельности телекоммуникационных компаний, которые обеспечивают долговременный успех компании на рынке. Эти стратегические инновации для их успешной реализации создают определенные требования к современным системам менеджмента.
Сейчас компания стремится быть лидером технологического развития, открывая возможности digital-мира каждому потребителю своих услуг, учитывая их изменяющиеся потребности под влиянием развития цифровой экономики [9].
Таким образом, главным результатом влияния этих тенденций является формирование нового поколения менеджеров, способных результативно управлять телекоммуникационными компаниями. С учётом выявленных тенденций, по мнению авторов, можно сформулировать закономерности такого развития:
1) закономерность «информационно-коммуникационного вектора равития современной теории менеджмента» в условиях материально-виртуальной бизнес-среды цифровой экономики);
2) закономерность «не менее эффективного использования процессов опосредованных коммуникаций с применением ИКТ в системах менеджмента, чем при личных встречах людей, в условиях цифровой экономики»;
3) закономерность «формирования, поддержания и развития инфоком-культуры целенаправленных воздействий для эффективных взаимодействий в системах менеджмента в условиях цифровой экономики для обеспечения успешного достижения целей с использованием ИКТ.
Следовательно, эти особенности влияния цифровой экономики на телекоммуникационный рынок РФ требуют адаптации существующих моделей менеджмента на всех уровнях.
Источники:
1. Готовой отчет ПАО «Мегафон» за 2017 год [Электронный ресурс]: официальный сайт компании ПАО «Мегафон» - Режим доступа: http://ar2017.megafon.ru/.
2. Джафаров, Б.Т. Оптимизация структуры источников финансирования слияний и поглощений телекоммуникационных компаний: диссертация на соискание ученой степени к.э.н. / Б.Т. Джафаров. - М.: ФГОБУВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», 2016. - 154 с.
3. ПАО «ВымпелКом» [Электронный ресурс]: официальный сайт. - Режим доступа: https://kursk.beeline.ru/customers/products/.
4. Петрищева И.В. Особенности развития форм производственной кооперации различных предпринимательских структур // Народное хозяйство. Вопросы инновационного развития. 2011. № 1. С. 30-39.
5. Тишина, Ю. China Mobile укрепит связи [Электронный ресурс] / Ю. Тишина, В. Новый, А. Джу-майло // Коммерсант. - 2018. - №1. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/ doc/3515882.
6. ТОП-50 инновационных компаний мира [Электронный ресурс]: интернет-портал TMN. - Режим доступа: http://1tmn.ru/ratings/world-ratings/top-50-innovacionnykh-kompanijj -mira-4140006.html.
7. China Mobile выходит на российский рынок [Электронный ресурс]: интернет-портал Sostav - Режим доступа: http://www.sostav.ru/publication/china-mobile-vykhodit-na-rossijskij-rynok-29931.html.
8. GSMA Intelligence. - URL: https://www.gsmaintelligence.com.
9. Plakhotnikova M., Aseeva O., Gurov V. Global trends of development of modern technologies of management. 17 th International Scientific Conference Globalization and Its Socio-Economic Consequences University of Zilina, The Faculty of Operation and Economics of Transport and Communications, Department of Economics. P.IV - 2017. - pp. 1997-2004.
References:
1. The finished report of PJSC "Megafon" for 2017 [Electronic resource]. - URL http://ar2017.megafon.ru/.
2. Jafarov, B.T. Optimization of the structure of sources of financing for mergers and acquisitions of telecommunications companies: dissertation for the degree of Ph.D. / B.T. Jafarov. - M.: "Financial University under the Government ofthe Russian Federation", 2016. - 154 p.
3. PJSC "VimpelCom" [Electronic resource]. - URL https://kursk.beeline.ru/customers/products/.
4. Petrishcheva I.V. Features of the development of forms of industrial cooperation of various entrepreneurial structures // National economy. Innovative development issues. 2011. No. 1. Р. 30-39.
5. Tishina, Yu. China Mobile will strengthen communications / Yu. Tishina, V. Novy, A. Dzhumailo // Kommersant. - 2018. - No. 1. - [Electronic resource]. - URL https://www.kommersant.ru/doc/3515882.
6. TOP-50 innovative companies in the world: Internet portal TMN. [Electronic resource]. - URL http:// 1tmn.ru/ratings/world-ratings/top-50-innovacionnykh-kompanijj -mira-4140006 .html.
7. China Mobile enters the Russian market: Internet portal Sostav [Electronic resource]. - URL http://www.sostav.ru/publication/china-mobile-vykhodit-na-rossijskij-rynok-29931.html.
8. GSMA Intelligence. [Electronic resource]. - URL https://www.gsmaintelligence.com/.
9. Plakhotnikova M., Aseeva O., Gurov V. Global trends of development of modern technologies of management. 17 th International Scientific Conference Globalization and Its Socio-Economic Consequences University of Zilina, The Faculty of Operation and Economics of Transport and Communications, Department of Economics. P.IV - 2017. - pp. 1997-2004.