Научная статья на тему 'Система менеджмента качества образовательной организации как основа обеспечения ее конкурентоспособности на рынке услуг бизнес-образования'

Система менеджмента качества образовательной организации как основа обеспечения ее конкурентоспособности на рынке услуг бизнес-образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / COMPETITIVENESS OF EDUCATIONAL ORGANIZATION / QUALITY CONTROL / QUALITY SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гуськов А. В.

Изложен подход к построению системы менеджмента качества образовательной организации, позиционирующей на рынке услуг бизнес-образования.Im Artikel ist das Herangehen zur Konstruktion des Systems des Qualitätsmanagements der Ausbildungsorganisation auf dem Markt der Dienstleistungen der Businessausbildung dargelegt.Dans larticle est exposée une approche vers la construction du système du management de la qualité dun organisme denseignement qui est positionné sur le marché des services de businessformation.The approach to designing the system of quality control over educational organization, positioned on the market of business education services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система менеджмента качества образовательной организации как основа обеспечения ее конкурентоспособности на рынке услуг бизнес-образования»

УДК 621.337.1

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА РЫНКЕ УСЛУГ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ

А.В. Гуськов

Кафедра «Технология и организация коммерческой деятельности», ТГТУ

Представлена профессором Б.И. Герасимовым и членом редколлегии профессором В.И. Коноваловым

Ключевые слова и фразы: конкурентоспособность образовательной организации; обеспечение качества; управление качеством.

Аннотация: Изложен подход к построению системы менеджмента качества образовательной организации, позиционирующей на рынке услуг бизнес-образования.

Жесткая конкуренция и высокая инновационная активность на рынке услуг бизнес-образования дают возможность специалистам сделать выбор в пользу тех образовательных организаций, которые не только обладают современными образовательными технологиями, но и могут обеспечить, наряду с индивидуальным подходом к каждому слушателю, высокий уровень направленности образовательного процесса на качество реализации профессиональной деятельности специалиста, независимо от ее специфики.

Таким образом, перед бизнес-школами стоит задача разработки действенных механизмов управления конкурентоспособностью, с одной стороны, путем повышения качества услуг бизнес-образования, с другой - оптимизации структуры бизнес-процессов, обеспечивающих гибкость, мобильность и управляемость образовательной организации.

С этих позиций внедрение системы менеджмента качества образовательной организации, базирующейся на применении принципов Всеобщего управления качеством (TQM) и международных стандартов ISO серии 9000, позволит обеспечить адаптивную устойчивость образовательной организации на рынке услуг бизнес-образования за счет сбалансированности внутренних бизнес-процессов, а также соответствия текущим и перспективным потребностям рынка труда.

В контексте исследования под системой менеджмента качества образовательной организации понимается система, призванная обеспечить разработку и реализацию политики в области качества, эффективность функционирования которой зависит от степени заинтересованности должностных лиц и вовлеченности сотрудников в процесс повышения качества, адекватности организационной структуры требованиям Всеобщего управления качеством и уровня инвестиций в интеллектуальный капитал образовательной организации.

С этих позиций особую значимость приобретает деятельность, направленная на: изучение конкурентной позиции образовательной организации; определение конкурентных преимуществ основных игроков; мониторинг потребностей рынка труда; анализ перспективности развития отрасли и бизнеса; продвижение образовательных услуг; сегментацию рынка и т.д.

Это позволило нам выделить и обосновать комплекс показателей, характеризующих качество управления образовательной организацией, - конкурентная позиция; конкурентоспособность выпускников на рынке труда; высокий уровень конкурсного отбора абитуриентов; высокий спрос на платные услуги традиционного и бизнес-образования; диверсификация основных направлений деятельности образовательной организации, включая появление новых форм и направлений подготовки специалистов; системная интеграция за счет появления междисциплинарных специальностей на стыке различных сфер производства. Данный комплекс показателей характеризует также и позиционирование организации на рынке образовательных услуг, определяет интегральный показатель качества ее деятельности - стратегический потенциал [1].

Под стратегическим потенциалом образовательной организации понимается система возможностей, предоставляемая базовыми ресурсами в аспекте получения стратегических приоритетов позиционирования на рынке.

Обеспечение оптимальности структуры стратегического потенциала требует наряду с мониторингом как текущих, так и перспективных потребностей рынка труда, изучения и внедрения передового опыта на рынке услуг бизнес-образования в практику деятельности образовательных организаций.

С этих позиций встраивание бенчмаркинга в систему менеджмента образовательной организации дает возможность определить для разработки стратегии не только отдельные параметры оценки деятельности, но и причины превосходства одних компаний отрасли над другими. Транслируя деятельность образовательной организации на деловую среду, бенчмаркинг уточняет и корректирует стратегическое позиционирование образовательной организации.

Таким образом, конкурентоспособность образовательной организации на рынке услуг бизнес-образования определяется наличием механизма встраивания бенчмаркинга в систему менеджмента организации как основы проведения упреждающих действий по сканированию и формированию потребностей в услугах бизнес-образования.

На основе систематизации определения проектирования, данного в международном стандарте 180 9000:2000, концепции Всеобщего управления качеством [3], а также обобщения специфики деятельности образовательных организаций, нами введено в научный оборот понятие проектирование системы менеджмента качества образовательной организации, как концептуально обоснованной, целенаправленной деятельности по определению условий и средств обеспечения процессов разработки и реализации политики в области качества.

Проектирование системы менеджмента качества образовательных организаций рассматривается с позиции определения иерархии типовых процессов с учетом логистического механизма, действующего на всех стадиях жизненного цикла функционирования организации, путем стандартизации определенной совокупности выполняемых работ и правил взаимодействия всех участников процесса. При этом системность, последовательность и согласованность процессов производства образовательных услуг достигается выстроенной системой коммуникаций и правил их использования на основе стандартизации выделенных процедур.

Таким образом, в качестве базового подхода построения системы менеджмента качества образовательной организации выступает процессный подход. Основное внимание менеджмента при реализации процессного подхода концентрируется не на самостоятельных функциях, выполняемых различными подразделениями и должностными лицами, а на межфункциональных процессах, объединяющих отдельные функции в общие потоки, нацеленные на конечные результаты деятельности организации. При этом актуализируются не вертикальные связи в организационной структуре, которые традиционно хорошо отложены, а горизонтальные, как наиболее слабые [2].

Основной задачей внедрения системы менеджмента качества в деятельность образовательной организации является обеспечение качества процесса предоставления образовательных услуг, базовые показатели которого:: доступность коммуникации; актуальность содержания учебного материала; методическое сопровождение; техническая оснащенность образовательного процесса; поддержание устойчивой мотивации к процессу обучения; профессиональный уровень преподавателей; психологическая совместимость участников образовательного процесса.

Механизм формирования системы менеджмента качества образовательной организации должен обеспечить целенаправленное, комплексное воздействие на систему отношений, возникающих в процессе проектирования, производства и реализации образовательных услуг в целях достижения наибольшего соответствия параметров качества образовательных услуг ожиданиям потребителя. Таким образом, базовые принципы проектирования системы менеджмента качества образовательной организации:

1) принцип целесообразности, предполагающий построение системы менеджмента качества, адекватной по своей структуре и содержанию стратегическим направлениям развития организации;

2) принцип иерархичности, предполагающий выделение центров ответственности в системе менеджмента организации, обеспечивающих качество ее функционирования и выстраивание в соответствии с этим системы делегирования полномочий и ответственности;

3) принцип интегрированности, предполагающий объединение усилий и ресурсов всех заинтересованных сторон в обеспечении качества позиционирования образовательной организации и удовлетворение соответствующих образовательных потребностей;

4) принцип коммуникативности, предполагающий создание комплексной системы коммуникаций как между всеми структурными подразделениями организации, так и между объектами внешних отношений.

Реализация данного подхода строится на системном мониторинге, что обеспечивает выделение ключевых факторов успеха, с одной стороны, оценку структуры стратегического потенциала организации, как интегрального показателя качества ее деятельности, характеризующего позиционирование - с другой. В этой связи механизм настройки деловых процессов на принципы менеджмента, способствующих достижению целей качества, позволит выделить в структуре деятельности организаций базовые бизнес-процессы и центры ответственности, обеспечивающие качество их реализации. Таким образом достигается заданный уровень сформированности системы менеджмента качества образовательной организации, оценку которого целесообразно производить согласно выделенным критериям.

1 Денисова, А.Л. Реинжиниринг бизнес-процессов: аспекты качества : монография / А.Л. Денисова, С.А. Ахриев, А.В. Гуськов // Назрань: Изд-во «Пилигрим», 2005. - 106 с.

2 Денисова, А.Л. Управление качеством информационных услуг / А.Л. Денисова. - М.: Перспектива, 2001. - 159 с.

3 Окрепилов, В. В. Управление качеством и конкурентоспособностью / В.В. Окрепилов. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1997. - 227 с.

The System of Quality Control of Educational Organization as the Basis of its Competitiveness on the Market of Business Education Services

A.V. Guskov

Department “Methods and Organization of Commercial Activity”, TSTU

Key words and phrases: competitiveness of educational organization; quality control; quality support.

Abstract: The approach to designing the system of quality control over educational organization, positioned on the market of business education services.

System des Qualitatsmanagements der Ausbildungsorganisation als die Grundlage der Versorgung ihrer Konkurrenzfahigkeit auf dem Markt der Dienstleistungen der Businessausbildung

Zusammenfassung: Im Artikel ist das Herangehen zur Konstruktion des Systems des Qualitatsmanagements der Ausbildungsorganisation auf dem Markt der Dienstleistungen der Businessausbildung dargelegt.

Systeme du management de la qualite d’un organisme d’enseignement comme base de l’assurence de sa competitivite sur le marche des services de business- formation

Resume: Dans l’article est exposee une approche vers la construction du systeme du management de la qualite d’un organisme d’enseignement qui est positionne sur le marche des services de business- formation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.