Научная статья на тему 'Методические подходы к разработке аддитивно интегрированной системы менеджмента качества образовательной организации'

Методические подходы к разработке аддитивно интегрированной системы менеджмента качества образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
183
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРТИКАЛЬНО-ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ВЕРТИКАЛЬНО-РАЗВЕТВЛЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ЗРЕЛОСТЬ ПРОЦЕССА / ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПРОЦЕССЫ / PROCESS MATURITY / PROVIDING PROCESSES / VERTICAL PARALLEL PROCESSES / VERTICAL RAMIFIED PROCESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Замиралова Е. В.

Рассмотрены вопросы, связанные с разработкой аддитивно интегрированной системы менеджмента качества на основе обеспечивающих процессов на примере одной из образовательных организаций.Es sind die Fragen, die mit der Erarbeitung des additivintegrierten Systems des Managements der Qualität aufgrund der gewährleistenden Prozesse auf dem Beispiel einen der Ausbildungsorganisationen verbunden sind, betrachtet.Sont examinées les questions liées à lélaboration du système du management de la qualité dune organisation denseignement additivement intégré à la base des processus assurants à lexemple dune des organisations denseignement.Matters associated with the development of additively integrated system of quality control on the basis of providing processes on the example of one educational institution are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к разработке аддитивно интегрированной системы менеджмента качества образовательной организации»

ББК Ч484(2)КО

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ АДДИТИВНО ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Е.В. Замиралова

Кафедра «Управление качеством и математические методы экономики»,

ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»,

г. Красноярск

Представлена членом редколлегии профессором С.В. Мищенко

Ключевые слова и фразы: вертикально-параллельные процессы; вертикально-разветвленные процессы; зрелость процесса; обеспечивающие процессы.

Аннотация: Рассмотрены вопросы, связанные с разработкой аддитивно интегрированной системы менеджмента качества на основе обеспечивающих процессов на примере одной из образовательных организаций.

В настоящее время качество становится стратегией многих организаций, в числе которых и образовательные организации. В рамках Болонского процесса создание систем менеджмента качества для образовательных организаций рассматривается как один из важнейших инструментов, позволяющих выработать критерии и методологию для оценки качества образования, укрепить положение образовательных организаций на рынке образовательных услуг. В России сертифицировано 26 образовательных организаций в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

В основу создания системы менеджмента качества положен процессный подход, поэтому значительное внимание уделяется рассмотрению деятельности образовательной организации через сеть взаимосвязанных процессов. Обеспечивающие процессы системы менеджмента качества образовательной организации имеют большое значение для качества образовательной услуги. Этот факт является особенно важным при проведении комплексной оценки деятельности образовательной организации, так как требования к ресурсам являются одними из основных характеристик при проведении лицензирования образовательной деятельности.

Согласно п. 6 «Менеджмент ресурсов» стандарта ИСО 9001 в организации должны быть определены материальные и человеческие ресурсы, которые необходимы для внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, а также постоянного повышения ее результативности и эффективности. Известно, что обеспечивающие процессы лишь опосредованно добавляют ценность продукции - образовательной услуге, а некоторые из них могут быть так же значимы, как и основные процессы. На примере Сибирского государственного технологического университета определены и декомпозированы обеспечивающие процессы для образовательной организации: управление человеческими ресурсами, включающее управление кадрами, управление подготовкой и повышением

квалификации научно-педагогических и научных кадров, управление процессом повышения квалификации преподавателей; управление инфраструктурой, включающее управление аудиторным фондом, обеспечение безопасности, управление материально-техническим обеспечением, управление планово-финансовой деятельностью, управление информационными ресурсами библиотеки, управление информационными и техническими ресурсами; управление производственной средой.

Способ и формы документирования обеспечивающих процессов не регламентированы, поэтому каждая образовательная организация самостоятельно устанавливает эти требования. В Сибирском государственном технологическом университете при проектировании сети процессов была определена иерархия процессов по уровням [2], начиная с макропроцесса первого уровня, заканчивая микропроцессами четвертого уровня. Используя уровни иерархии процессов при декомпозиции обеспечивающих процессов, установлено, что процессы четвертого уровня имеют два вида: вертикально-параллельные и вертикально-разветвленные. Этот признак был положен в основу документирования обеспечивающих процессов образовательной организации.

Вторым признаком, положенным в основу подходов к документированию обеспечивающих процессов, явилась их степень зрелости. Р. Гарднер [1] классифицировал процессы по степени их зрелости, установив, что относительную зрелость процессов можно оценивать по шестиуровневой шкале. В работе В.В. Ли-паева было сказано [4], что понятие зрелость процессов означает степень их управляемости.

При разработке системы менеджмента качества образовательной организации установлено, что документирование обеспечивающих процессов возможно тремя способами:

1) раздел Руководства по качеству;

2) документированные процедуры для описания вертикально-параллельных процессов;

3) документированные процедуры для описания вертикально-разветвленных процессов.

Наименее зрелые процессы могут быть представлены в виде раздела «Руководство по качеству». Например, для Сибирского государственного технологического университета таким процессом оказался процесс обеспечения безопасности. Документированные процедуры для описания вертикально-параллельных процессов и вертикально-разветвленных процессов будут иметь некоторые отличительные особенности [3]. Так, большинство процессов управления человеческими ресурсами (кроме процесса управления кадрами), ввиду своей специфики являются вертикально-разветвленными и могут быть изложены в виде соответствующих документированных процедур.

Менеджмент качества, будучи частью системы управления организацией, должен рассматриваться в тесной связи с другими видами менеджмента. В настоящее время в развитии систем менеджмента, как на российских, так и на зарубежных предприятиях отчетливо прослеживается тенденция к созданию интегрированных систем менеджмента, охватывающих многие аспекты менеджмента: качество, экологию, охрану труда. Значительно отстают в создании интегрированных систем менеджмента образовательные организации.

В последние десятилетия разработаны требования для обеспечивающих процессов, определенные в следующих стандартах: для процессов управления человеческими ресурсами - 8Л 8000-2001 «Социальная ответственность»; для одного из процессов управления инфраструктурой - процесса управления информационными и техническими ресурсами - Б8 7799 «Системы управления информацион-

ной безопасностью»; для процесса управления производственной средой -ГОСТ Р 12.0.006-2002 «Общие требования к системе управления охраной труда в организации». Практически каждый из обеспечивающих процессов является системой (подсистемой) системы менеджмента образовательной организации, и, следовательно, эти обеспечивающие процессы могут стать основой формирования интегрированных систем менеджмента.

Известно, что существуют три различных варианта создания интегрированных систем менеджмента: параллельные независимые друг от друга системы менеджмента; аддитивные модели интегрированных систем менеджмента, заключающиеся в добавлении к системе менеджмента качества (базовой системе) любой другой системы менеджмента (в качестве добавочных элементов), при этом разрыв между началом работ по внедрению одной системы и началом внедрения следующей может составлять от полугода до нескольких лет; полностью интегрированные модели, то есть объединение частей в одно новое целое.

Для образовательной организации нами была выбрана аддитивная модель. В связи с тем, что система менеджмента качества Сибирского государственного технологического университета разрабатывалась с 2000 года, сертификат соответствия ГОСТ Р ИСО 9001-2001 был получен в 2003 году, то для рассматриваемого объекта подходит аддитивная модель интегрированной системы менеджмента. Система менеджмента качества образовательной организации будет являться базовой моделью, к которой последовательно могут присоединяться в качестве добавочных элементов системы менеджмента по различным аспектам. В качестве добавочного элемента в образовательной организации к уже существующей системе менеджмента качества может добавляться одна из систем менеджмента на основе одного из обеспечивающих процессов. Таким образом, в образовательной организации формируется аддитивно интегрированная система менеджмента качества.

С целью определения, на примере какого обеспечивающего процесса осуществить разработку аддитивно интегрированной системы менеджмента качества, нами использовалась разработанная ранее методика. Согласно предложенной методики для каждого обеспечивающего процесса определялась степень зрелости и практическая польза конкретного процесса. Это позволило выделить некоторые обеспечивающие процессы образовательной организации, достаточно зрелые и уже готовые для интеграции. Такие результаты еще раз подтверждают, что строить интегрированные системы менеджмента необходимо. В качестве объекта создания аддитивно интегрированной системы менеджмента качества был выбран процесс управления производственной средой. Выбор данного процесса обусловлен рядом следующих факторов.

Безопасность для образовательной организации является одним из важных аспектов наряду с качеством. Производственная среда в вузе определяется комбинацией человеческих и производственных факторов, воздействующих на здоровье и качество деятельности обучающихся и работников. Целью этого процесса является, в том числе, обеспечение безопасного проведения образовательного процесса. Федеральное агентство по образованию, органы управления образованием на местах обращают серьезное внимание на безопасность образовательных организаций. Для организации работ по охране труда и обеспечению безопасных условий труда в образовательной организации должна быть создана система управления охраной труда. В конце 1990-х годов стала наблюдаться тенденция к построению системы управления охраной труда в организациях, что было обусловлено легкой интеграцией этой системы в другие системы менеджмента. В связи с этим, для образовательной организации актуально создание аддитивно интегрированной системы менеджмента качества, охватывающей два аспекта - качество и охрану труда.

Учитывая повышенное внимание к вопросам охраны труда, заинтересованность высшего руководства, в образовательной организации ведется разработка аддитивно интегрированной системы менеджмента качества на примере процесса управления производственной средой. Потребность в создании такой системы существует и потому, что профиль образовательной организации - технический, следовательно, ведется подготовка по специальностям, имеющим химические, лесохимические профили, где и преподавателям, и студентам необходимо повышенное внимание, знание правил охраны труда при работе.

Перечислим основные преимущества создания аддитивно интегрированной системы менеджмента качества образовательной организации.

1 Меньший объем документации, чем по двум раздельным системам менеджмента, позволяет уменьшить возможность дублирования документации. Разрабатываемая аддитивно интегрированная система менеджмента качества образовательной организации будет учитывать уже разработанные процессы и документацию системы менеджмента качества и включать документацию, характерную для системы управления охраной труда. При определении структуры документации аддитивно интегрированной системы менеджмента качества образовательной организации было установлено, что написание новой документации составляет около 40 % от всей документации.

2 Возможность проведения совместной сертификации и инспекционного контроля, что уменьшает число аудиторских проверок. При проведении совместного инспекционного контроля двух систем затраты уменьшатся на 50 % по сравнению с проведением раздельного инспекционного контроля.

3 Сокращение времени на разработку систем менеджмента. На разработку аддитивно интегрированной системы менеджмента качества планируется затратить около года. При разработке системы менеджмента качества было затрачено около трех лет. Это объясняется следующим: при создании системы менеджмента качества образовательной организации необходимо было разработать методику и организационные подходы, а при разработке аддитивно интегрированной системы менеджмента качества можно использовать уже имеющиеся методические подходы.

Таким образом, нами выявлены подходы к созданию аддитивно интегрированной системы менеджмента качества на примере одной из образовательных организаций, которые могут быть применимы для любой другой образовательной организации.

Список литературы

1 Гарднер, Р. Преодоление парадокса процессов / Р. Гарднер // Стандарты и качество. - 2002. - № 1. - С. 82-88.

2 Ершова, Е.В. Документирование процессов менеджмента ресурсов вуза / Е.В. Ершова // Качество образования: менеджмент, достижения, проблемы: Материалы VI Международной научно-методической конференции / Под общ. ред. Н.В. Пустового. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. - С. 262-265.

3 Ершова, Е. В. Методические подходы к документированию обеспечивающих процессов системы менеджмента качества вуза (на примере Сибирского государственного технологического университета) / Е.В. Ершова // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Оценка качества высшего образования: опыт, проблемы, перспективы». - Семипалатинск, 2004. -С. 34-38.

4 Липаев, В. В. Выбор и оценивание характеристик качества программных средств / В.В. Липаев // Методы и стандарты. Серия «Информационные технологии». - М.: СИНТЕГ, 2001. - С. 104-106.

Methodological Approaches to the Development of Additively Integrated System of Quality Control over Educational Institution

E.V. Zamiralova

Department “Quality Control and Mathematical Methods of Economics”,

Siberia State Technological University, Krasnoyarsk

Key words and phrases: process maturity; providing processes; vertical parallel processes; vertical ramified processes.

Abstract: Matters associated with the development of additively integrated system of quality control on the basis of providing processes on the example of one educational institution are considered.

Methodische Herangehen zur Erarbeitung des additiv-integrierten Systems des Managements der Qualitat der Ausbildungsorganisation

Zusammenfassung: Es sind die Fragen, die mit der Erarbeitung des additiv-integrierten Systems des Managements der Qualitat aufgrund der gewahrleistenden Prozesse auf dem Beispiel einen der Ausbildungsorganisationen verbunden sind, betrachtet.

Approches methodiques pour l’elaboration du systeme du management de la qualite d’une organisation d’enseignement additivement integre

Resume: Sont examinees les questions liees a l’elaboration du systeme du management de la qualite d’une organisation d’enseignement additivement integre a la base des processus assurants a l’exemple d’une des organisations d’enseignement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.