Научная статья на тему 'Система материального обеспечения и поощрения преподавателей и учителей в образовательных учреждениях императорской России'

Система материального обеспечения и поощрения преподавателей и учителей в образовательных учреждениях императорской России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1259
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЕЖНОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ / ПЕНСИИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ / НАГРАДЫ / ПООЩРЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вязьмитинов Михаил Николаевич

В сфере высшего, среднего и начального образования дореволюционной России сложилась многоступенчатая и постоянно совершенствующаяся система материального обеспечения и стимулирования труда профессорско-преподавательского состава и учителей. Она состояла из двух главных компонентов различных видов денежного вознаграждения и определённой группы наград и поощрений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система материального обеспечения и поощрения преподавателей и учителей в образовательных учреждениях императорской России»

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

УДК 37.014+316.7 М. Н. ВЯЗЬМИТИНОВ

СИСТЕМА МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПООЩРЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ИМПЕРАТОРСКОЙ РОССИИ

В сфере высшего, среднего и начального образования дореволюционной России сложилась многоступенчатая и постоянно совершенствующаяся система материального обеспечения и стимулирования труда профессорско-преподавательского состава и учителей. Она состояла из двух главных компонентов - различных видов денежного вознаграждения и определённой группы наград и поощрений.

Ключевые слова: денежное вознаграждение, пенсии, дополнительные выплаты, государственные служащие, награды, поощрения.

Многолетняя реформа образования в нашей стране, направленная на повышение качества образования и достижения европейских стандартов, привела к обратному результату. Пришло время остановиться и немедленно проделать работу над ошибками. Один из главных пороков этих «преобразований» - целенаправленное свертывание заинтересованности преподавателей и учащихся в процессе обучения. Профессорско-преподавательский корпус вузов, преподаватели колледжей и учителя школ, «посаженные» на копеечную зарплату и заваленные кипой планов, программ и никому не нужной отчётности, составляют сейчас особую социальную группу - «бюджетники от образования». Отсюда неизбежные поиски преподавателями дополнительного заработка в ущерб основному преподаванию и расширение коррупционного поля в образовательных заведениях. Постоянное увеличение платных услуг в образовании ведёт к сокращению возможностей поступления в университеты и институты молодёжи, не имеющей «большого денежного мешка». Ситуация в образовании становится катастрофической в связи с курсом правительства на дальнейшее сокращение расходов на здравоохранение и образование. Такая политика лишний раз доказывает, что современная демократическая Россия ещё больше отстаёт от старой «безграмотной николаевской России», бюджет которой на образование в 1906-1914 г. превышал расходы на оборону [23]. Общие расходы только по Министерству народ-

© Вязьмитинов М. Н., 2017

ного просвещения повысились с 1907 по 1911 год более чем вдвое - с 45,9 до 97,6 млн рублей [16]. Составной частью бюджета системы образования являлись расходы на жалованье преподавателям и учителям. При переводе дореволюционного жалованья на современную валюту (нужно умножить старые деньги на 1282,29 - это отношение курса царского рубля к современному) [2] получим примерные зарплаты (табл. 1) [8].

Вышеприведённые сведения позволяют сделать вывод о том, что жалованье профессоров университетов соответствовало денежному содержанию высоких гражданских и военных чинов. В 30-40-е гг. XVIII в. зарплата профессора была больше зарплаты рабочего в среднем в 22 раза, в 1804 г. - в 25 раз, в 1835 г. - в 45 раз, в 1863 г. - в 15 раз, в 1890 г. - в 18 раз, в 1912 г. -в 17 раз [5]. Жалованье учителей гимназий (со стажем), т. е. в средней школе, было выше жалованья среднего чиновника (коллежский асессор - 62 руб.), околоточного надзирателя (современный участковый - 50 руб.), обер-офицеров (подпоручик - 70-80 руб., поручик - 90 руб., штабс-капитан - 93-123 руб., капитан - 135-145 руб.) и даже штаб-офицеров (подполковник - 185-200 руб.). Представители рабочей аристократии получали от 50 до 80 рублей в месяц [13].

Кроме жалованья преподаватели вузов и учителя имели возможность получить дополнительные деньги (табл. 2) [19].

Профессорско-преподавательский корпус вузов и учителя гимназий, уездных училищ и земских школ имели определённые привилегии и преимущества прежде всего материального характера (табл. 3) [25].

Должность в сфере образования В месяц (нач. XX в.), руб. В месяц на современные деньги, руб. Должность в иной сфере (для сравнения)

Профессор вуза (гражданского), директор гимназии 250-500 (в зависимости от вуза) 320 573 - 641 145 Депутат Государственной Думы, Тайный советник (чиновник высшего класса), армейский генерал, полковник

Приват-доцент в вузе (это место было не доступно для женщин) 100 128 229 Штабс-капитан, высококвалифицированные рабочие - на крупных металлургических и металлообрабатывающих заводах в Санкт-Петербурге

Профессорско-преподавательский состав высших военных учебных заведений Денежное содержание по воинскому званию. С 1902 г. оно было увеличено и стало значительно выше жалованья профессоров университетов

Земские учителя младших классов 20-25 25 649-32 057. Младший чиновник, рядовой сотрудник полиции -городовой

Учителя старших классов в женских и мужских гимназиях без стажа (нормативная нагрузка 12 уроков в неделю) 80-100 102 583-128 229 Врач земской больницы

Учителя (с высшим образованием и стажем 20 лет) старших классов в женских и мужских гимназиях (нормативная нагрузка 12 уроков в неделю) 270 346 218 Начальник почтовой, железнодорожной, пароходной станции в крупном городе

Учитель (с высшим образованием и 20-летним стажем работы), проводивший 6 дополнительных уроков (сверх нормативных 12-ти) и исполнявший должность классного наставника 295 376 993 Начальник почтово-телеграфного округа

Таблица 2

Должность Виды дополнительных работ Оплата

1 2 3

Учителя приготовительных классов и учителя наук и языков без высшего образования Дополнительные уроки 75 руб. в год

Учителя наук и языков с высшим образованием Дополнительные уроки 60 руб. в год

Классное наставничество до 1912 г. 160 руб. в год

Классное наставничество после 1912 г. 600 руб. в год

Выполнение обязанностей штатного инспектора (если не было штатного инспектора) 750 руб. в год

Проверка письменных работ 100 руб. в год (в прогимназии 60 руб.)

Окончание табл. 2

1 2 3

Частные уроки (репетиторство) 5 руб. в час Домашняя прислуга зарабатывала в месяц: женская - 1,5-5 руб. мужская - 5-8 руб.

Учителя гимназий и реальных училищ За участие в составе комиссии, принимавшие экзамены у посторонних лиц 10 руб. с одного человека

Профессор университета За исполнение обязанностей декана 500 руб. в год к основному жалованью - 1835 г. 600 руб. в год - 1884 г.

За исполнение обязанностей ректора 1500 руб. в год к основному жалованью - 1884 г.

- почасовое совместительство; - гонорары за научную, учебно-издательскую и литературную деятельность В 1884 г. введена дополнительная гонорарная система оплаты - по 1 руб. за недельный час (из средств, вносимых студентами за право сдавать тот или иной курс); размер ее зависел в основном от количества студентов и на практике чаще всего не превышал 300 руб. в год (хотя некоторые профессора юридического факультета могли зарабатывать до 12 тыс. руб. в год)

Все учителя освобождались от службы в армии, а дети учителей-пенсионеров бесплатно обучались в любом среднем учебном заведении системы Министерства народного просвещения. Ещё одной привилегией педагогов было то, что в случае ареста полицией последняя обязана была немедленно передать задержанных их собственному училищному начальству (кроме случаев уголовных преступлений). Любое следствие в отношении лиц, служащих по учебному ведомству, не могло производиться без представителя последнего [19]. Военные педагоги имели ряд льгот по сравнению с войсковыми офицерами. В частности, офицер-педагог получал жалование на ступень выше при исчислении срока службы (каждые 5 лет службы в училище засчитывались за 7 лет), ему предоставлялось право обучать своих детей за казённый счёт и ряд других льгот. Выше было и жалованье [14].

К 1914 г. все «бюджетники», т. е. учителя (в том числе народные, начальных классов), законоучителя и служащие духовных учебных заведений, а также преподаватели, профессора университетов и других учебных заведений, которые были приравнены к государственным служащим, имели право на государственную пенсию по старости

(«за выслугу лет») или по нетрудоспособности («по инвалидности») [19] (табл. 4).

Таким образом, учителя средних учебных заведений (гимназии и реальные училища), особенно с высшим образованием и большим стажем работы, имели средний материальный достаток и определённые льготы и преимущества. Хуже дело обстояло с земскими учителями, которым местные общества не могли выплачивать высокие зарплаты. Профессура, особенно столичных университетов, входила в категорию обеспеченных людей. Высоко ценились образование, квалификация и опыт работы, что давало значительный разрыв в оплате труда педагогов.

Жалованье и пенсии рассчитывались исходя из положения профессоров и учителей в иерархии государственной службы. В начале XIX в. социальный статус работников образования был повышен. Профессорские и учительские должности в законодательном порядке стали соотносить с чинами Табели о рангах (табл. 5) [22].

Учителя приходских училищ, не пользующиеся по общему закону правом «на поступление в гражданскую службу», после 12 лет усердной и беспорочной службы могли получить чин чиновника четырнадцатого класса.

Должность Категории дополнительных выплат Сумма

Учитель реального училища или гимназии Выходное пособие при закрытии учебного заведения Предоставлялось другое место работы и годовой оклад

Подъёмные при поступлении на службу 30% годового оклада и прогонные (оплата проезда к месту будущей службы)

В случае смерти учителя Невыплаченное жалованье отдавалось семье

Директора, инспекторы, учителя гимназий, смотрители, учителя уездных училищ и приходские учителя Их собственный дом освобождался от постоя и всех прочих повинностей

Штатный инспектор при казенной квартире Столовые деньги 600 руб. в год к основному окладу - по уставу 1864 г.

Директор гимназии при казённой квартире Столовые деньги 800 руб. в год к основному окладу - по уставу 1864 г.

Земский учитель Оплата жилплощади Бесплатный казённый дом или квартира от сельского общества с отоплением и освещением

Ординарный профессор (соответствует в современной системе высшего образования должности заведующего кафедрой) Оплата жилплощади (квартирные деньги) 500 руб. в год к основному жалованью -1835 г.

Столовые и квартирные деньги 750 руб. в год к основному жалованью - 1913 г.

Экстраординарный профессор (профессора без должности, как правило, в смежной области или подчинённый профессора, занимающего должность (заведующего отделом, кафедрой) Оплата жилплощади (квартирные деньги) 400 руб. в год к основному жалованью -1835 г.

Адъюнкт (помощник профессора) -до 1863 г. Заменён должностью доцента - штатный преподаватель. С 1884 г. - приват-доцент -внештатный преподаватель Оплата жилплощади (квартирные деньги) 300 руб. в год к основному жалованью - 1835 г.

Таблица 4

Должность Стаж «усердной и беспорочной службы» Размер пенсии

Директор, инспектор, учителя гимназий, штатные смотрители и учители уездных училищ (по Уставу 1828 г.) 20 лет / оклада

25 лет Полный оклад («полный пенсион»)

Работающий пенсионер, прослуживший более 25 лет Полный оклад и жалованье в полном размере. За каждые 5 лет работы после основного стажа пенсия увеличивалась на 20%

Ординарные и экстраординарные профессора, адъюнкты и лекторы 25 лет Полный оклад

Заслуженные профессора Работающий пенсионер, прослуживший более 25 лет Полный оклад и жалованье в полном размере

Преподаватель университета (уход со службы по болезни) 10 лет / оклада

15 лет % оклада

20 лет Полный оклад

Приходскому учителю пенсии не полагалось, но для него предусматривались премии в размере 1/3 или '/2 годового оклада (с представления смотрителя и с согласия содержателя школы, помещика или общества).

Должность в системе Классы чинов Гражданские чиновники

образования и чины воинские

Профессор - ректор университета IV Действительный статский

(давалось потомственное дворянство) советник, генерал-майор армии

Ординарный профессор, У Статский советник, полковник

директор гимназии или выше

Доцент университета VII Надворный советник, подполковник

Лекторы университетов УШ Коллежский асессор

Учителя наук («старшие») гимна- IX Титулярный советник,

зии, смотрители уездных училищ (давалось личное дворянство) штабс-капитан

Учителя языков («младшие») X Коллежский секретарь, поручик

гимназии

Учителя уездного училища, XII Губернский секретарь, подпору-

учитель рисования гимназии чик

Учитель рисования уездного XIV Коллежский регистратор

училища

Учителя сельских училищ Кавказского учебного округа могли быть представлены к награждению чином четырнадцатого класса «по про-служении в сем звании десяти лет в пределах Кавказского округа» [10]. При отсутствии взысканий со стороны начальства производство в следующий чин осуществлялось автоматически. Производство в более высокий ранг за выслугу лет допускалось: через три года в чины Х11-УШ классов и в чины УН-У классов - через четыре года.

Жалование, пенсии, дополнительные вознаграждения составляли главную материальную основу функционирования и вполне сносного существования преподавательской и учительской корпорации в дореволюционной России, но, кроме того, труд работников высшей школы и народного образования отмечался целым комплексом различных наград и поощрений.

Те же чины можно было получить не только за выслугу лет, но и за отличия на ниве образования. Награждение чином осуществлялось на один класс выше того, в котором состоял награждаемый. Наградой считался также зачёт в действительную государственную службу времени работы учителем «по вольному найму» без права на чинопроизводство [11]. За успешное исполнение своих обязанностей в течение 12 лет учителя начальных училищ удостаивались звания личного почётного гражданина. Звание личного почётного гражданина предоставляло определённые льготы. Оно освобождало учителей из мещан, окончивших учительские семинарии, от уплаты денежных сборов, положенных мещанскому сословию. Поскольку звание личного почётного гражданина не являлось наградой в виде Монаршей

милости (предоставлялось Правительствующим Сенатом), эта награда не исключала возможности до истечения трёхлетнего срока с момента её получения ходатайствовать о награждении учителей начальных училищ другими знаками отличия. Наличие этого звания не исключало в последующем получения звания потомственного почётного гражданина за двадцатилетнюю учительскую службу. В соответствии с внесёнными изменениями в статью 35 наградных правил от 1 августа 1898 года лица, получившие звание личного почётного гражданина, могли быть представлены, минуя установленную последовательность, к серебряной шейной медали на Владимирской ленте. Домашние наставники, исполнявшие свои обязанности 25 лет и подготовившие за это время на менее трёх молодых людей, принятых студентами в один из русских университетов, приобретали почётное звание «Заслуженный наставник» [10].

В низших учебных заведениях учителя и учительницы, не состоявшие на государственной службе, получали в виде награды звание «Народный учитель». Преподаватели, прослужившие 20 лет в мужских гимназиях и получавшие высший оклад, назывались заслуженными. Профессор, который более 25 лет прослужил в университете на преподавательских должностях, получал звание «Почётный профессор» (с 1884 г. - заслуженный). В высших военных учебных заведениях всем ординарным профессорам с пятилетним стажем в этом звании присуждалось почётное звание «Заслуженный профессор». С 1892 г. звание заслуженного профессора стало присваиваться после 10 лет профессорского стажа [4].

Медали

«За усердие» ( учреждена в 1801 г.) «За успехи в образовании юношества» (учреждена в 1834 г .) Юбилейная нагрудная медаль в связи с трёхсотлетием царствования Дома Романовых (учреждена в 1913 г.)

Золотая - шейная с Андреевской лентой

Золотая - шейная с Александровской лентой

Серебряная - шейная с Владимирской лентой Золотая Светло-бронзовая

Золотая - для ношения на груди с Аннинской лентой Серебряная Серебряная

Серебряная - для ношения на груди со Станиславской лентой Носилась на груди на Александровской ленте Позолоченная

Носилась на груди на ленте романовских цветов

Работники образования кроме повышения в чинах и получения почётных званий жаловались медалями и наградными знаками (табл. 6).

Учительницы и учителя начальных училищ за 10-летнюю «беспорочную и усердную службу» могли быть награждены серебряной медалью с надписью «За усердие» на Александровской ленте для ношения на груди. Помимо этой награды на основании наградных правил по учебному ведомству они могли быть представлены и к другим медалям наряду с учительницами женских гимназий. Учительницы, принадлежащие к дворянскому сословию, представлялись сразу к золотой нагрудной медали на Аннинской ленте, минуя установленную постепенность в награждениях. Домашние наставники и учителя за 10-летнюю «усердную службу» могли быть пожалованы медалью на Александровской ленте для ношения в петлице. Для наставников назначалась золотая медаль, для учителей - серебряная [10] . Высшей наградой считалась шейная золотая медаль на ленте ордена Св. Андрея Первозванного. Судя по «Журналам Министерства народного просвещения», правительство довольно щедро выдавало награды, выделявшие награждённых среди своих коллег, но не дававших каких-то особых льгот [12]. Золотых медалей «За усердие» (990 проба) для чинов разных ведомств и частных лиц с 1903 г. по 1907 г. было выдано порядка 10 тысяч шейных и 13 тысяч нагрудных медалей. Тираж серебряных наград только в 1906 году после окончания Русско-японской войны составил порядка 56 000 медалей малого диаметра (для ношения на груди) [1].

Юбилейную романовскую медаль напрямую «учебно-воспитательному составу обоего пола в высших, средних и низших казённых учебных заведениях» не давали. Выдавалось лишь свидетельство на право ношения медали, а сама ме-

даль должна была приобретаться за плату [18]. В церковно-приходской школе с 1909 г. ректоры духовных семинарий, начальники женских епархиальных и Духовного Ведомства училищ «при коих имелись образцовые школы» и законоучители, награждались серебряными нагрудными медалями с надписью «В память 25-летия церковных школ». Медаль носили на соединённой Александровско-Владимирской ленте [20].

Из вышеописанных медалей только одна -«За успехи в образовании юношества» - может быть в какой-то степени названа профессиональной наградой работников образования. Специальных наградных символов для учителей (как современная ведомственная медаль К. Д. Ушинского) не было. Лица, работавшие в школах и гимназиях, стимулировались, как и все государственные служащие, в соответствии с положениями об общегосударственной системе наград и поощрений.

Наградные знаки по статусу были выше медалей и давались за выслугу лет при условии, что служба была «беспорочной», или за плодотворную работу в образовательной сфере и разделялись на общегосударственные (мужские) и женские (табл. 7). В один ряд с мужскими вы-служными знаками отличия мог встать знак Равноапостольной Княгини Ольги, но Первая мировая война помешала этому.

Первые три знака отличия были более престижными и выдавались гораздо реже юбилейных. В соответствии с «Уставом о знаке отличия беспорочной службы» он предназначался за действительную выслугу не менее сорока лет и за следующие десятилетия домашним наставникам, учителям и другим чинам Министерства народного просвещения [7]. Мариинским знаком удостаивались «все, исправлявшие свою должность ... в званиях классных дам, учительниц,

смотрительниц, частных, первых и главных надзирательниц, настоятельниц,инспектрис, директрис и начальниц...» в учреждениях императрицы Марии Фёдоровны [21].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Знак отличия Св. Ольги давался «исключительно лицам женского пола, во внимание к заслугам женщин на различных поприщах государственного и общественного служения, а равно к подвигам и трудам их на пользу ближнего» продолжительную и полезную деятельность по народному образованию. Эта награда была престижной и даже первоначально предполагалось сделать её женским орденом [9]. Романовский наградной знак был для поощрения лиц «всех состояний обоего пола, особо выделившихся своими заслугами на поприще государственной, общественной, научной», а также в области сельскохозяйственного образования [18]. Золотой «Знак в память 50-летия земских учреждений» имели служащие, занимающие должности не ниже VI класса, а серебряных знаков удостаивались лица, состоявшие в чинах до VII класса включительно [15].

Учителя сельских начальных школ могли быть награждены за успешную учительскую деятельность земствами (по их усмотрению) за счёт выделенных для этого земских средств.

Помимо медалей и наградных знаков отличившиеся своим безупречным трудом учителя могли быть награждены особыми подарками (с

вензелевым изображением имени императора) и обыкновенными. Кабинет Его Величества имел право и возможность с особого в каждом отдельном случае разрешения приобретать обратно и выдавать деньгами стоимость Высочайше пожалованных подарочных вещей. Это правило не распространялось на подарочные вещи без вензелевого изображения имени императора [5].

С 15 мая 1873 года в Российской империи стали поощрять авторов учебников. Государственный Совет учредил при Министерстве народного просвещения «Премии Императора Петра Великого», которые выдавались за лучшие учебные руководства для средних и низших учебных заведений, а также за книги для народного чтения. Премии были двух видов - две больших в 2.000 рублей и две малых в 500 рублей. Причём ежегодно назначалась одна большая и одна малая премии за учебные руководства по гимназическому курсу, а две другие по очереди: в одном году за учебные руководства по курсам элементарному и реальных училищ, а в другом -за книги для народного чтения. Члены экспертной комиссии, рассматривавшей сочинения соискателей, награждались специально изготовленными медалями [3].

Таблица 7

Наградные знаки

Знак отличия беспорочной службы (учреждён в 1827 г.) Мариинский знак отличия беспорочной службы (для женщин; учреждён в 1828 г.) Знак отличия Св. Равноапостольной Княгини Ольги (для женщин; учреждён в 1913 г.) Юбилейный знак в честь пятидесятилетия положения о губернских и уездных земских учреждениях (учреждён в 1914 г.) Романовский знак отличия за труды по сельскому хозяйству (учреждён в 1914 г.)

Золотой - для ношения на Владимирской ленте 1 ст. - золотой крест и эмаль. 1 ст. - золотой крест и эмаль Золотой и серебряный - для ношения на груди на винте 1 ст. - золотой крест и эмаль

2 ст. - серебряный крест и эмаль

2 ст. - золотая медаль и эмаль 3 ст. - серебряный крест в ободке и эмаль 2 ст. - серебряный знак и эмаль

Для ношения на Владимирской ленте

3 ст. - серебряная медаль и эмаль

Для ношения на белом банте Для ношения на ленте тёмно-зелёного цвета с узкой чёрной полосой по краю

Кавалер Орден

Св. Белого Орла Св. Св. Анны Св.

А. Невского Владимира Станислава

Профессора столичных вузов

Сеченов И. М. 3 ст. 3 ст. 1 ст.

Павлов И. П. 3,4 ст. 1,2 ст. 1,2 ст.

Менделеев Д. И. Одностепенный Одностепенный 1,2 ст. 1,2 ст. 1 ст.

Лобачевский Н. И. 3, 4 ст. 1,2,3 ст. 1,2,3 ст.

Вернадский В. И. 2 ст. 2 ст.

Чебышев П. Л. Одностепенный 2 ст. 1 ст. 1 ст.

Докучаев В. В. 2 ст. 2,3 ст.

Столетов А. Г. 3 ст. 2 ст. 1 ст.

Лодыгин А. Н. 3 ст.

Бекетов Н. Н. Одностепенный 2,3 ст. 1,2 ст. 1 ст.

Перевощиков Д. М. 3 ст. 1,2 ст. 1 ст.

Профессора Императорского Томского университета

Вершинин И.В. 3 ст. с мечами

Мыш В. М. 2.3 ст. 2,3 ст.

Боголепов А. А. 3 ст.

Опокин А. А. 3 ст. 1,2 ст.

Суздальский В. И. 3 ст. 3 ст.

Неболюбов Е. И. 3 ст.

Начальствующий состав и учителя гимназий и училищ

Ульянов И. Н. 3 ст. 1 ст.

Керенский Ф. М. 3 ст. 1 ст.

Годнев А. В. 3 ст. 2,3 ст.

Сарычев Н. Г. 3 ст. 3 ст.

Циолковский К. Э. 3 ст. 3 ст.

Высшей оценкой тяжелейшего труда вузовских преподавателей и учителей гимназий и школ было пожалование им орденов. Гражданские служащие различных учреждений в губерниях награждались орденами при условии, что они имеют должность и чин не ниже десятого класса. Исключение из этого правила допускалось для служащих по учёной и учебной части. Они могли иметь чин не ниже девятого класса, независимо от занимаемой должности. С получением каждого ордена и степени награждённому учителю предоставлялись определённые права и привилегии. Приведённая ниже таблица показывает, что служащие Министерства народного просвещения получали орденские знаки, занимавшие, за некоторыми исключениями, в наградной иерархии не самые высокие и почётные позиции (табл. 8) [6].

Видные профессора с мировыми именами и известные в учительской среде люди имели высшие степени самых низших орденов Российской империи. Исключением является орден Св. Владимира, который жаловался гораздо реже государственным служащим, какими и являлись учителя и преподаватели универси-

тетов. Св. Владимир 4 ст. вплоть до 1900 г. давал награждённому потомственное дворянство (с 1900 г. - 3 ст.). Ордена Св. Анны и Св. Станислава давали потомственное дворянство только с 1 ст. Провинциальным учителям и даже директорам училищ и гимназий получить высокие степени орденов было затруднительно. Во-первых, среди учительства губернского и уездного уровней была незначительная доля лиц, имевших высокие чины (3-4 класс), и гораздо больше был удельный вес работников образования 9-14 классов. Во-вторых, получение награды зависело во многом не от «трудового героизма», а от благоволения начальства. Законодательством особо подчеркивалось, что суждение о трудах и достоинствах каждого служащего принадлежит его начальнику, а потому никто не вправе сам просить себе награду любого вида. В-третьих, набор регалий у каждого конкретного служащего зависел от ряда факторов: начальных (стартовых) условий службы, её места, продолжительности и успешности, характера карьеры и субъективных желаний самого чиновника. В-четвёртых, раздача орденов низкого достоинства была своего рода страховкой от разбавления дво-

рянского сословия недворянскими элементами. До начала XX в. дворянство легче было получить по ордену, нежели по чину. В период с 1882 по 1896 г. 72% лиц было утверждено в правах потомственного дворянства по ордену и лишь 28% - по чину [24]. В-пятых, получение ордена было сопряжено с определёнными финансовыми расходами, так как предусматривало единовременный вступительный взнос. Сумма взноса была различной и зависела от места ордена в иерархии. При получении ордена Св. Станислава 3 ст. следовало уплатить 15 руб., Св. Анны 3 ст. - 20 руб., Св. Владимира 4 ст. - 40 руб., Св. Станислава 1 ст. - 120 руб. Далеко не все учителя (особенно земские), получавших небольшое жалованье, могли единовременно внести такие суммы.

Ордена в основном давались «за выслугу лет». Орденом Св. Анны 3 ст. могли быть награждены домашние наставники, прослужившие не менее пятнадцати лет. Домашние учителя жаловались орденом Св. Станислава 3 ст. за 35-летнюю выслугу. Они могли быть представлены к награждению и орденом Св. Владимира 4 ст. При этом одной только выслуги определённых лет было недостаточно. Необходимы были выдающиеся отличия, описания которых требовались в поступающих в Министерство народного просвещения наградных представлениях. Для учителей, находящихся на службе в отдалённых и малонаселённых краях Империи и в губерниях Царства Польского, 35-летний срок для получения ордена Святого Владимира четвёртой степени был сокращён [11].

Орден давал возможность несколько возвыситься над теми, кто не имел права на получение подобных наград. Тем самым орден символизировал «избранность» своего обладателя. Кроме того, с получением ордена укреплялся, а иногда и повышался социальный статус учителя и членов его семьи.

Таким образом, в сфере высшего, среднего и начального образования дореволюционной России сложилась многоступенчатая и постоянно совершенствующаяся система материального обеспечения и стимулирования труда профессорско-преподавательского состава вузов и учителей гимназий, училищ и школ. Она состояла из двух главных компонентов - различных видов денежного вознаграждения и определённой группы наград и поощрений. Денежное вознаграждение включало в себя основное жалованье и пенсии работников Министерства народного просвещения, размер которых зависел от класса чина по «Табели

о рангах», образования, стажа и места работы. К дополнительным выплатам относились: столовые деньги, оплата жилья, гонорары за дополнительные уроки и написание учебной и научной литературы, подъёмные деньги при поступлении на службу и выходное пособие при увольнении, доплаты за участие в комиссии по приёму экзаменов и надбавки за исполнение обязанностей руководителей учебных заведений и их подразделений. Награды и поощрения для педагогов делились на две группы. Первая группа состояла из наград, дававших преимущества по службе и повышавших материальный достаток награждённых - ордена и повышение в чине в качестве награды. Вторая группа представлена регалиями, выделявшими награждённых среди их коллег и повышавшими их социальный статус, но не дававшими каких-то особых льгот и привилегий

- знаки отличия, медали и почётные звания. Вся система вознаграждения и мотивирования труда преподавателей и учителей была в значительной степени направлена на улучшение именно материального положения работников сферы образования и в меньшей степени их морального поощрения.

В наше время многочисленные преобразования в высшей и средней школе привели к тому, что преподаватели не имеют достойной зарплаты, но зато у них есть нижайший статус, а основными наградами за их подвижнический труд являются «благодарность в приказе», «грамота», «благодарственное письмо» и дипломы, место которым только в семейном архиве.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Блог кладоискателя. Медаль «За усердие» Николай II. [Электронный ресурс]. URL: http://nyusha83.ru/medali/medal-za-userdie-nikolaj-ii/ (дата обращения: 10.12.2016).

2. Богач, бедняк, полицейский, педагог: анализ ситуации на рынке образовательных услуг [Электронный ресурс] .URL: https://newsland. com/user/4297826898/content/bogach-bedniak-politseiskii-pedagog-anahz-situatsii-na-rynke-obrazovatelnykh-uslug/5423377 (дата обращения: 12.12.2016).

3. Все учительские награды. Винник Н. Не только терновый венец. [Электронный ресурс] -URL: http://www.proshkolu.ru/user/IRINE007/ blog/56996/ (дата обращения: 12.12.2016).

4. Высшая военная школа Российской империи XIX-начала ХХ века. [Электронный ресурс]

- URL: http://www.dissercat.com/ content/

vysshaya-voennaya-shkola-rossiiskoi-imperii-xix-nachala (дата обращения: 10.13.2016).

5. Вязьмитинов, М. Н. Наградные часы для военных и гражданских чинов императорской России // Проблемы социально-экономического, политического и культурного развития России. Вып.8. / под ред. С. В. Осипова. - Ульяновск, 2014. - С. 2-6; Ерёмина Т. И. Законодательная регламентация системы награждений в учебном ведомстве в XIX-начале XX веков. [Электронный ресурс] .URL: http://www.terrahumana.ru/ arhiv/10_02/10_02_17.pdf (дата обращения: 10.12.2016).

6. Галичская его императорского высочества наследника цесаревича и великого князя Алексея Николаевича мужская классическая гимназия. Имя Романовых в истории Галича. [Электронный ресурс] .URL: http://history.galich44.ru/ article/51; Очерки о профессорах ТГУ, у которых учились врачи в первые годы советской вла-сти.[Электронный ресурс] .URL: http://www. sibmedport.ru/article/11262--ocherki-o-professorah-tgu-u-kotoryh-uchilis-vrachi-v-pervye-desjatki-let-sovetskoy-vlasti/Сцата обращения: 15.12.2016); Википедия. [Электронный ресурс].URL: https://ru.wikipedia.org/wiki / (дата обращения: 15.12.2016).

7. Георгиевская страница. Свод учреждений государственных. Книга восьмая. Учреждение орденов и других знаков отличия. [Электронный ресурс]. URL:http://george-orden. narod.ru/ statut1892s09.htm l (дата обращения: 16.12.2016).

8. Дореволюционные зарплаты и цены, или Как жили люди до 1917 года. [Электронный ресурс] .URL: http://www.zrd.spb.ru/news/2013-01/news-0287.htm (дата обращения: 10.12.2016); Корова за три рубля. Цены и жалования в царской России. [Электронный ресурс].URL: http://historicaldis.ru/blog/43549349998/Korova-za-tri-rublya.-TSenyi-i-zhalovaniya-v-TSarskoy-Rossii (дата обращения: 11.12.2016); Зарплата учителя в царской России была выше зарплаты чиновников. [Электронный ресурс^НЬ: http://tsargrad.tv/article/2016/09/03/zarplata-uchitelja-v-carskoj-rossii-byla-vyshe-zarplaty-chinovnikov (дата обращения: 11.12.2016) ; Ло-сик А. Н. Учитель в царской России. [Электронный ресурс].URL: http://caverin2008. livejournal.com/591306.html (дата обращения: 11.12.2016); Кудинов О. А. Зарплата профессоров дореволюционной России (к обсуждению концепции кодекса Российской Федерации об образовании). [Электронный ресурс].URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/zarplata-professorov-dorevolyutsionnoy-k-obsuzhdeniyu kontseptsii-

kodeksa-rossiyskoy-federatsii-ob-obrazovanii (дата обращения: 11.12.2016); Широкогоров В. Цены и оклады: дореволюционная Россия. [Электронный ресурс] .URL: http:// yarko.webasyst.net/shop/ blog/169 (дата обращения: 12.12.2016); Машкин

H. А. Высшая военная школа Российской империи XIX-начала ХХ века. [Электронный ресурс] .URL: http://www. dissercat. com/content/ vysshaya-voennaya-shkola-rossiiskoi-imperii-xix-nachala (дата обращения : 17.12.2016).

9. Дуров В. А. Ордена России. - М. : Воскресенье, 1993. - С.151.

10. Ерёмина Т.И. Награждения и поощрения учителей на государственной службе в начале XX века. [Электронный ресурс].URL: http://www.emissia.org/offline/2006/1037.htm (дата обращения: 17.12.2016).

11. Ерёмина Т. И. Законодательная регламентация системы награждений в учебном ведомстве в XIX - начале XX веков. [Электронный ресурс] .URL: http://www.terrahumana.ru/arhiv/ 10_02/10_02_17.pdf (дата обращения: 17.12.2016).

12. РУНИВЕРС. Журнал Министерства народного просвещения. [Электронный ресурс] URL: http://www.runivers.ru/lib/book7643/420634/ (дата обращения: 18.12.2016).

13. Зарплаты, цены в царской России. [Электронный ресурс].URL: http://www.yaplakal.com/ forum 14/topic944231.html. (дата обращения: 19.12.2016).

14. Из опыта работы военно-учебных заведений России второй половины XIX — начала ХХ веков. [Электронный ресурс].URL: http://

studbooks. net/ 545116/istoriya/opyta raboty_

voenno _uchebnyh_zavedeniy_rossii_vtoroy_ poloviny_nachala_vekov (дата обращения: 20.12.2016).

15. Коллекционер антиквариата. Знаки государственных учреждений и ведомств. Badges of state institutions. [Электронный ресурс].URL: http://goodcoins.su/book/nagrudz1/nagrudznak4-

I.htm (дата обращения: 20.12.2016).

16. Константин Аксенов. Сначала попробуйте достичь показателей 1913 года, а потом уже травите байки про Царя-неудачника [Электронный ресурс]. URL: http://arudnitsky.livejournal.com/ 185867.html. (дата обращения: 14.12.2016).

17. Краткие сведения о чинах, погонах, званиях, должностях и титулах в Российской империи. [Электронный ресурс]. URL: http:// georfed.narod.ru/texts/chiny.pdf (дата обращения: 22.12.2016).

18. Лозовский Е. В. Награды Романовского юбилея (Награды, учреждённые к 300-летию Дома Романовых в 1913 г.). [Электронный

ресурс]. URL: http://medalirus.ru/stati/lozovskii-nagrady-romanovskogo-jubileja.php (дата

обращения: 14.12.2016).

19. Лосик А. Н. Учитель в царской России. [Электронный ресурс]. URL: http://caverin2008. livejournal.com/591306.html (дата обращения: 22.12.2016); Широкогоров В. Цены и оклады: дореволюционная Россия. [Электронный ресурс] .URL: http://www.shirokogorov.ru/additional_ stuff/articles/positive-marketing/prices-salaries-before-wwi32 (дата обращения: 12.12.2016); Лю-бина Т. Н. «Ордена в системе ценностей провинциальной бюрократии конца XIX-начала XX века». [Электронный ресурс]. URL: http://medalirus.ru/stati/ ljubina-ordena-sisteme-cennostei.php (дата обращения: 23.12.2016); Фи-лоненко Т. В., Шипилов А. В. Материальное положение учителей в дореволюционной России. [Электронный ресурс]. URL: http://library.by/portalus/modules/shkola/readme. php?subaction=showfull&id=1193317533&archive =1195596940&start_from=&ucat=& (дата обращения: 23.12.2016).

20. Награды императорской России. Медаль в память 25-летия церковных школ. [Электронный ресурс]. URL:http://medalirus.ru/pamyatnie-medali /pamyat-25-shkoly.php (дата обращения: 23.12.2016).

21. Левин С. С. Мариинский знак отличия беспорочной службы. [Электронный ресурс]. URL: http://studydoc.ru/doc/2185748/s.-s.-levin-mariinskij-znak-otlichiya-besporochnoj (дата обращения: 22.12.2016).

22. Об образовании в царской России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.monarhist-spb.narod.ru/B...001-Sorokin.htm (дата обращения: 24.12.2016); Краткие сведения о чинах, погонах, званиях, должностях и титулах в Российской империи. [Электронный ресурс]. URL: http://georfed.narod.ru/texts/chiny.pdf (дата обращения: 24.12.2016).

23. Система образования в царской России. [Электронный ресурс]. URL: http://rurik-l.livejournal.com/98019.html. (дата обращения: 24.12.2016).

24. Шепелев Л. Е. Чиновный мир России. XVIII-начало XX в. - СПб. : Искусство-СПб., 1999. - С. 348.

25. Шипилов А. В. Зарплата российского профессора в её настоящем, прошлом и будущем // Alma mater. Вестник высшей школы. -2003. - №4. - С. 7-8.

Вязьмитинов Михаил Николаевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры «История и культура» Ульяновского государственного технического университета. Сфера научных интересов - фалеристика. Наградная система Российской империи, СССР и современной России.

Поступила 27.02.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.