Научная статья на тему 'Законодательная регламентация системы награждений в учебном ведомстве в XIX - начале XX веков'

Законодательная регламентация системы награждений в учебном ведомстве в XIX - начале XX веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
506
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСЛУГА / ЗАКОН / МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ / КЛАССНЫЙ ЧИН / НАГРАДА БЕЗ ПРИВИЛЕГИЙ / НАЧАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ / ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ НАГРАДА / ПРИХОДСКОЕ УЧИЛИЩЕ / СЕЛЬСКОЕ УЧИЛИЩЕ / СИСТЕМА НАГРАЖДЕНИЙ И ПООЩРЕНИЙ / УЧИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Еремина Татьяна Ивановна

Рассмотрена законодательная регламентация системы награждений и поощрений учителей начальной и средней школы в Российской империи в XIX начале XX века, которая содержала целый ряд исключений, что усложняло и запутывало ее. Это не способствовало награждению только достойнейших. Постепенность получения наград, связанная с выслугой, а также предоставляемые права и привилегии позволяли награжденному учителю улучшать свое общественное и материальное положение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Законодательная регламентация системы награждений в учебном ведомстве в XIX - начале XX веков»

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ОПЫТ

УДК 340.15 (47+ 57) ББК 67.3

Т.И. Еремина

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ СИСТЕМЫ НАГРАЖДЕНИЙ В УЧЕБНОМ ВЕДОМСТВЕ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ

Рассмотрена законодательная регламентация системы награждений и поощрений учителей начальной и средней школы в Российской империи в XIX - начале XX века, которая содержала целый ряд исключений, что усложняло и запутывало ее. Это не способствовало награждению только достойнейших. Постепенность получения наград, связанная с выслугой, а также предоставляемые права и привилегии позволяли награжденному учителю улучшать свое общественное и материальное положение.

Ключевые слова:

выслуга, закон, Министерство народного просвещения, классный чин, награда без привилегий, начальное училище, правительственная награда, приходское училище, сельское училище, система награждений и поощрений, учитель.

В XIX - начале XX века для учителей, находившихся на государственной службе в системе образовательных учреждений Министерства народного просвещения, в качестве поощрения их профессиональной деятельности были предусмотрены награды, к которым относились: пожалование чинов, званий, орденов и медалей.

Производство в чины за выслугу лет допускалось: в чины ХП^П1 классов - через три года, а в чины VII-V классов - через четыре года. Чины можно было получить не только за выслугу лет, но и за отличия, «на пользу службе совершенных» [7, ст. 246]. Награждение чином осуществлялось на один класс выше того, в которых состояли награждаемые. Чинопроизводство учителей осуществлялось с обязательным освещением в средствах печати. В каждом номере «Журнала Министерства народного просвещения», «Известиях по народному образованию» того периода публиковались пространные списки представленных к награждению орденами, медалями, званиями учителей, а также присвоение им классных чинов. Получение чинов учителем влияло на его положение в обществе, обуславливало более высокий социальный статус.

Учителя приходских училищ, из лиц, не пользующихся по общему закону правом «на поступление в гражданскую службу», после 12 лет усердной и беспорочной службы могли получить чин чиновника четырнадцатого класса [7, ст. 400].

Учителя всех сельских училищ Кавказского учебного округа «по прослужении в сем звании десяти лет в пределах Кавказского округа» могли быть представлены к награждению чином четырнадцатого класса [7, ст. 403].

К числу наград относился зачет в действительную государственную службу времени работы учителем «по вольному найму» без права на чинопроизводство [1, с. 48].

Учителя народных сельских училищ из числа податных категорий, не состоящие на гражданской службе по учебному ведомству, имели право по своему званию учителя быть награжденными особыми нагрудными медалями, получить звание личного почетного гражданина за успешное исполнение своих обязанностей в течение 12 лет. Этим званием награждались лица, не достигшие этого звания по чинам (звание давалось по достижению чина IX класса титулярного советника) и не принадлежавшие к сосло-

виям потомственных почетных граждан, личных или потомственных дворян [7, ст. 256]. В соответствии со статьей 704 «Устава о службе» по определению от правительства представлению о награждении званием потомственного и личного почетного гражданина должно было предшествовать согласование по представляемым кандидатурам с министерством внутренних дел и получение от последнего отзыва об отсутствии препятствий к предполагаемому награждению. Звание личного почетного гражданина предоставляло определённые льготы. Так, учителя из мещан, окончившие учительские семинарии, платили денежные сборы, положенные мещанскому сословию до тех пор, пока они после двенадцати лет службы не удостаивались звания личного почётного гражданина [4, с. 980]. Поскольку звание личного почетного гражданина не являлось наградой в виде Монаршей милости (предоставлялось Правительствующим Сенатом), эта награда не исключала возможности до истечения трехлетнего срока с момента ее получения ходатайствовать о награждении учителей начальных училищ другими знаками отличия. Наличие этого звания не исключало в последующем получения звания потомственного почетного гражданина за двадцатилетнюю учительскую службу. Получение свидетельства на звание личного почетного гражданина предполагало уплату пошлины в доход казны в размере пятнадцати рублей. В соответствии с внесенными изменениями в статью 35 Наградных правил от 1 августа 1898 г. лица, получившие звание личного почетного гражданина, могли быть представлены сразу, минуя установленную последовательность, к серебряной шейной медали на Владимирской ленте.

Домашние наставники, исполнявшие свои обязанности 25 лет и подготовившие за это время не менее трех молодых людей, принятых студентами в один из русских университетов, приобретали почетное звание «Заслуженный наставник» [5, с. 14-15].

В Российской империи существовала четкая иерархия орденов из восьми позиций. Три начальные позиции в этой иерархической «лестнице» занимали орден святого станислава (трех степеней), орден Святой Анны (четырех степеней), орден святого Владимира (четырех степеней). Именно этими орденами награждали учителей за «отличное усердие и особые труды». Гражданские служащие различных учреждений в губерниях награждались орденами при условии, что они имеют должность и

чин не ниже десятого класса. Исключение из этого правила допускалось для служащих по ученой и учебной части. Они могли иметь чин не ниже девятого класса, независимо от занимаемой должности [6, ст. 104].

За успешную службу сроком не менее пятнадцати лет домашние наставники могли быть награждены орденом святой Анны третьей степени, домашние учителя - орденом святого Станислава третьей степени. За 35-летнюю выслугу домашние наставники и учителя могли быть представлены к награждению орденом святого Владимира четвертой степени. При этом одной только выслуги определённых лет было недостаточно. Необходимы были выдающиеся отличия, описания которых требовались в поступающих в Министерство народного просвещения наградных представлениях. Для учителей, находящихся на службе в отдаленных и малонаселенных краях Империи и в губерниях Царства Польского, 35-летний срок для получения ордена Святого Владимира четвертой степени был сокращен на основании специальных правил в приложении к статье 408 Учреждения орденов и других знаков отличия. С получением каждого ордена и степени награжденному учителю предоставлялись определенные права и привилегии.

Празднование юбилеев не должно было служить поводом к представлению к наградам.

Кроме правительственных наград, которые предоставляли определенные права, существовали награды, не дававшие привилегий. К ним относились: медали, знаки отличия беспорочной службы. Домашние наставники и учителя за десятилетнюю «усердную» службу могли быть пожалованы медалью на Александровской ленте для ношения в петлице. Для наставников назначалось золотая медаль, для учителей - серебряная [6, ст. 728].

За отличную службу учителя могли быть удостоены золотыми и серебряными медалями с надписью «За усердие» для ношения на шее и в петлице на лентах: Андреевской, Александровской, Владимирской, Аннинской, Станиславской. В соответствии со статьёй 728 «Учреждения орденов и других знаков отличия» учительницы начальных училищ за 10-летнюю «беспорочную и усердную службу» могли быть награждены серебряной медалью с надписью «За усердие» на Александровской ленте для ношения на груди. Помимо этой награды на основании Наградных правил по учебному ведомству

3 ю О

они могли быть представлены и к другим медалям наряду с учительницами женских гимназий. Учительницы, принадлежащие к дворянскому сословию, представлялись сразу к золотой нагрудной медали на Аннинской ленте, минуя установленную постепенность в награждениях [4, с. 983].

В августе 1827 г. был учрежден Знак отличия беспорочной службы за пятнадцать и более лет (по пятилетиям) нахождения в классных чинах. Получение знака было условием награждения очередным орденом. С мая 1859 г. согласно новому статуту, Знак отличия беспорочной службы стал даваться за выслугу не менее сорока лет [8, с. 199]. Знак отличия беспорочной службы назначался учителям, служащим по ведомству министерства народного просвещения, за выслугу не менее сорока лет. Право на получение этого Знака предоставлялось как служащим, так и вышедшим в отставку.

26 февраля 1896 г. в память об императоре Александре III была учреждена медаль для ношения на груди, на ленте ордена святого Александра Невского. В списке должностей, занимаемым особами женского пола по ведомству Министерства народного просвещения, которым было предоставлено право на ношение этой медали были определены учительницы приходских училищ.

В феврале 1913 г. в связи с трехсотлетием царствования Романовых была учреждена юбилейная нагрудная медаль, право ношения которой предоставлялось в том числе и учебно-воспитательному составу обоего пола в средних и низших казенных учебных заведениях. Позднее это право было распространено и на другие категории учителей начальных училищ (ведомственных, общественных, частных), а также частных учебных заведений, пользующихся правами правительственных учебных заведений. Всем указанным лицам выдавалось свидетельство на право ношения медали, которая приобреталась ими за собственный счет [3, л. 153, 170].

В январе 1914 г. в честь пятидесятилетия положения о губернских и уездных земских учреждениях был учрежден юбилейный серебряный нагрудный знак, право ношения которого предоставлялось в том числе и учителям начальных народных училищ, содержащихся на земские средства [3, л. 153]. Кроме определенных для них государственных наград учителя сельских начальных школ могли быть награждены за успешную учительскую деятельность земствами (по их усмотрению) за счет выделенных для этого земских средств.

Помимо медалей отличившиеся своим безупречным трудом учителя могли быть награждены подарками особыми (с вензелевым изображением имени императора) и обыкновенными. Кабинет Его Величества имел право и возможность с особого в каждом отдельном случае разрешения приобретать обратно и выдавать деньгами стоимость Высочайше пожалованных подарочных вещей. Это правило не распространялось на подарочные вещи без вензелевого изображения имени императора.

Награждённые учителя обязаны были уплатить определенный денежный взнос за пожалование им орденов и медалей. В соответствии со статьей 765 «Учреждения орденов и других знаков отличия» от взыскания денег освобождались лица, награжденные за труды по народному образованию серебряной медалью с надписью «За усердие» на Александровской ленте для ношения на груди. В 1909 г. специальным законом учителя и учительницы низших учебных заведений Министерства народного просвещения были освобождены от уплаты установленного сбора за награждение их золотыми медалями [2, ст. 844].

В соответствии изменениями, внесенными в 1912 г. в статью 34 «Наградных правил», устанавливалась следующая постепенность в награждении медалями: нагрудная серебряная медаль на Станиславской ленте, нагрудная золотая медаль на Аннинской ленте, шейная серебряная медаль на Владимирской ленте, шейная золотая медаль на Александровской ленте, шейная золотая медаль на Андреевской ленте. Медали, пожалованные учителям, но не вручённые им в связи с их смертью вручались их наследникам по завещанию или по закону.

Для наград за отличие существовали общие правила, по которым устанавливался срок: одна за другой награды за отличие могли быть пожалованы не ранее, чем через три года. Для ежегодного числа наград устанавливалась норма, различная для каждого ведомства.

существовали специальные наградные нормы, которые не для всех чинов были одинаковы, и в этом отношении лица, находящиеся на государственной службе по ведомству министерства народного просвещения, делились на три категории. В первую категорию включали лиц учёно-учебной службы в учёных учреждениях и высших и средних учебных заведениях. Из учителей приготовительных классов средних учебных заведений в эту категорию вносили только тех, кто получил высшее

образование. Во вторую категорию включали лиц учебной службы, служащих в низших учебных заведениях, учителей приготовительных классов средних учебных заведений, не получивших высшего образования, а также директоров и инспекторов народных училищ. В третью категорию включали лиц, не пользующихся правами учебной службы (почетные попечители, почетные смотрители, делопроизводители и другие). Лица, служащие по найму (не утвержденные в занимаемых должностях) в эти списки не включались. По каждой из трех категорий награды определялись соответственно в пропорции: одна награда на восемь человек; одна награда на двадцать человек; одна награда на сорок человек.

Попечители учебных округов представляли в министерство народного просвещения списки лиц для награждения:

1. За отличия по службе. В этом случае были предусмотрены награды в виде орденов Святой Анны и Святого Станислава второй степени и Святого Владимира третьей степени, а также зачет в действительную службу времени работы учителем «по вольному найму» без права на чинопроизводство и предоставления прав государственной службы тем, кто этих прав не имел. В последнем случае важно было наличие необходимого образовательного ценза;

2. За труды по народному образованию, для чего была предусмотрена награда в виде нагрудной медали на Александровской ленте, которой награждали учителей и учительниц за не менее чем десятилетнюю педагогическую деятельность;

3. За неслужебные отличия. В этом списке были представлены лица мужского пола, состоящие на действительной государственной службе, находящиеся в отставке, а также имеющие право на службу

Список литературы

1. Высочайшие награды по ведомству министерства народного просвещения // Известия по народному образованию. - 1909, № 2.

2. Закон об освобождении учителей и учительниц низших учебных заведений министерства народного просвещения от уплаты сбора за пожалование их золотыми медалями, установленными статьею 676 Учреждения орденов и других знаков отличия // Собрание узаконений и распоряжений правительства. - 6 июня 1909 года, № 98.

3. Научный архив Российской академии образования. - ф. 19, оп. 1, д. 42.

4. Пругавин А.С. Законы и справочные сведения по начальному народному образованию. 2-е, знач. доп. изд. - СПб.: Общественная польза, 1904. - 1096 с.

5. Сборник узаконений и правительственных распоряжений, касающихся домашних наставников, наставниц, учителей и учительниц и правила получения первого классного чина, наград и пенсий / Сост. Г.ф. Портненко. - М.: Типо-лит. И.И. Пашкова, 1906. - 30 с.

6. Учреждение орденов и других знаков отличия // Свод законов Российской империи. Т. 1, ч. 2, кн. 8. -СПб., 1892.

7. Устав о службе по определению от Правительства // Свод законов Российской империи. Т. 3, кн. 1. -СПб., 1896.

8. Шепелев Л.Е. Титулы, мундиры, ордена. - Л.: Наука, 1991. - 222 с.

по происхождению или по образованию, но не состоящие на действительной государственной службе по ведомству Министерства народного просвещения;

4. За благотворительную и общеполезную деятельность. В этот список включались лица мужского пола, не имеющие права поступления на государственную службу и лица женского пола. Представления в министерство на награды за служебные отличия от каждого учебного округа должны были поступать ежегодно не позднее первого сентября.

В случаях должностных или уголовных преступлений многие правительственные награды, в частности чины, ордена отнимались по судебному приговору, как и право на вознаграждение, приобрести которое вновь можно было лишь отличившись по службе.

Таким образом, в XIX - начале XX века существовала законодательно определенная система награждений и поощрений учителей начальной и средней школы. Строго определенные российским законодательством правила награждения учителей содержали целый ряд исключений, что усложняло и запутывало систему награждений и поощрений и, в свою очередь, не способствовало представлению к ним только достойнейших. Детально регламентированная система награждений за успешную учительскую службу была одним из достижений законодательства о государственной гражданской службе Российской империи. Постепенность получения наград, связанная с выслугой определенного срока службы, а также предоставляемые на их основе права и привилегии позволяли награжденному учителю улучшить свое общественное и материальное положение.

3 ю О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.