Научная статья на тему 'Система локальных сверхтекстов русской литературы'

Система локальных сверхтекстов русской литературы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1158
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОКАЛЬНЫЙ СВЕРХТЕКСТ / ЛОКАЛЬНЫЙ ТЕКСТ / ЛОКАЛЬНЫЙ СУБТЕКСТ / КОНЦЕПТ / ЛОКУС / ТОПОС / LOCAL SUPERTEXT / LOCAL TEXT / LOCAL SUBTEXT / CONCEPT / LOCUS / TOPOS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Старыгина Наталья Николаевна

В статье содержится краткий обзор исследований локальных сверхтекстов русской литературы, дифференцируются базовые понятия и предлагаются дефиниции, рассматривается проблема систематизации локальных сверхтекстов, предлагается типологизация локальных сверхтекстов русской литературы (как и локальных текстов писателей), которые составляют две группы: 1) тексты-конструкты, обозначенные концептами-локусами, соответствующими географическим объектам (петербургский, московский, крымский и др.); 2) тексты-конструкты, обозначенные концептами-топосами, соответствующими социокультурным пространствам, не имеющим географической локализации (усадебный, дачный, городской, провинциальный и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF LOCAL SUPERTEXTS OF RUSSIAN LITERATURE

The article contains a brief overview of the research works devoted to the local supertexts of the Russian literature, differentiates the basic concepts, provides the definitions, considers the problem of systematization of local supertexts, proposes a typology of local supertexts of Russian literature (and local texts of writers) that make up two groups: texts-constructions with loci-concepts of some geographical objects (St. Petersburg, Moscow, Crimea, etc.) and texts-constructions with topoi-concepts of some social and cultural objects that do not have any geographical location (country estate, dacha, city, province, etc.).

Текст научной работы на тему «Система локальных сверхтекстов русской литературы»

УДК 821.161.1*42

Н. Н. Старыгина

СИСТЕМА ЛОКАЛЬНЫХ СВЕРХТЕКСТОВ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Поволжский государственный технологический университет, г. Йошкар-Ола, Россия

Аннотация. В статье содержится краткий обзор исследований локальных сверхтекстов русской литературы, дифференцируются базовые понятия и предлагаются дефиниции, рассматривается проблема систематизации локальных сверхтекстов, предлагается типологизация локальных сверхтекстов русской литературы (как и локальных текстов писателей), которые составляют две группы: 1) тексты-конструкты, обозначенные концептами-локусами, соответствующими географическим объектам (петербургский, московский, крымский и др.); 2) тексты-конструкты, обозначенные концептами-топосами, соответствующими социокультурным пространствам, не имеющим географической локализации (усадебный, дачный, городской, провинциальный и др.).

Ключевые слова: локальный сверхтекст, локальный текст, локальный субтекст, концепт, локус, топос.

Актуальность исследуемой проблемы. Актуальность исследования локальных сверхтекстов (текстов) русской литературы обусловлена тем, что социокультурное пространство, в том числе освоенный человеком локус как место жизни, имеет особое значение для человека любой культуры и любого исторического периода, что находит отражение в художественной картине мира как отдельного произведения, так и их совокупности. Вместе с тем в филологии отсутствуют не только полное описание характерных для русской литературы локальных сверхтекстов, но и их систематизация и/или типологизация. Актуальность исследуемой проблемы определяется недостаточной теоретической и методологической разработанностью, в частности необходимо дифференцировать и строго обозначить такие понятия, как локальный сверхтекст, локальный текст, локальный субтекст.

Материал и методика исследований. Материалом исследования являются исто-рико-литературные и теоретические труды, посвященные изучению локальных сверхтекстов (текстов) русской литературы, а также собственно локальные тексты Н. С. Лескова, И. А. Гончарова и др.

Исследование основывается на базовых методологических принципах историчности и объективности. Вместе с тем для нас актуальны методологические принципы системности, иерархичности и актуализма.

При изучении филологических трудов используются научно-аналитический и системный методы. Системный метод актуален и при исследовании локальных текстов и сверхтекстов. Также при исследовании локальных сверхтекстов (текстов) применена комплексная методика, реализующаяся в использовании методов разных научных дисциплин: историко-типопогического, сравнительного, структурно-семантического, историко-культур алогического, историко-литературного, контекстуального, интертекстуального, метода рецептивной эстетики и др.

© Старыгина Н. Н., 2017

Старыгина Наталья Николаевна — доктор филологических наук, профессор кафедры социальных наук и технологий Поволжского государственного технологического университета, г. Йошкар-Ола, Россия; e-mail: starigina@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 10.04.2017

Результаты исследований и их обсуждение. «Изучение запечатленных в художественных произведениях освоенных человеком пространств - локусов» [23, с. 176] давно стало заметным направлением современного литературоведения. Оно соотносимо с исследованиями топонимических образов, например Москвы, Петербурга, городских пространств и достопримечательностей в творчестве русских писателей, имеющими давнюю традицию в отечественной филологии. В середине и во второй половине XX в. внимание ученых переключилось на изучение «локальных текстов»: данное понятие прочно вошло в научный лексикон, появились его дефиниции, были предприняты теоретические, историко-литературные и поэтологические исследования на материале творчества русских писателей. В настоящее время интерес филологов к теме локальных сверхтекстов и текстов не ослабевает, о чем свидетельствуют многочисленные труды, посвященные изучению пермского [1], таллинского [3], коломенского [4], калининградского [5], кимрского [9], крымского [14], московского [15], петербургского [20], провинциального [18], лондонского [17], провинциально-локального [6], сибирского [19], орловского [2], усадебного [7], дачного [11] и других локальных текстов.

Объяснить интерес к проблеме локальных сверхтекстов/текстов русской литературы можно современной социокультурной ситуацией. Процесс глобализации, определяющий специфику актуальной картины мира, стимулировал стремление русских как сообщества к национальной идентификации, что, в частности, выразилось в желании понять и в понимании русской культуры и ментальности через призму освоенных русским человеком социокультурных пространств. Актуальность изучения локальных текстов обусловлена необходимостью осмыслить и охарактеризовать национальный менталитет русского человека, для которого особое значение имеет его социокультурное пространство, в том числе освоенный им локус как место жизни. При этом содержание и поэтика русской литературы также во многом определяются особенностью хронотопического мышления авторов. Масштабность и перспективность исследований локальных сверхтекстов/текстов соответствуют бесконечности географических пространств, осваиваемых русским человеком в исторической перспективе.

Конечно, эффективность исследований локальных сверхтекстов литературы зависит от уровня теоретического осмысления проблемы, от разработанности методологии и методики анализа, от формирования массивов художественных текстов, образующих тот или иной сверхтекст, от тщательности и полноты проработки каждого текста, от уровня научных обобщений.

1. Понятия «локальный сверхтекст», «локальный текст», «локальный субтекст».

Понятия «локальный текст» и «локальный сверхтекст» часто используются современными исследователями как синонимичные. При этом обычно при обозначении предмета исследования - локального текста в творчестве писателя или сконструированного на основе произведений разных авторов - применяется словосочетание «локальный текст» с соответствующими определениями (петербургский текст Достоевского, крымский текст и др.). Поэтому целесообразно, на наш взгляд, дифференцировать термины и уточнить дефиниции, которыми мы будем пользоваться в нашей работе: «локальный сверхтекст», «локальный текст» и «локальный субтекст».

Отметим, что понятие «сверхтекст» распространяется на именные, событийные и локальные сверхтексты литературы. Современными литературоведами изучаются такие именные сверхтексты/тексты, как «пушкинский», «гоголевский», «замятинский» и др. Активно исследуются локальные тексты: петербургский, провинциальный, усадебный и

т. д. В меньшей степени внимание ученых-филологов привлекли событийные сверхтексты, то есть тексты, сформированные вокруг исторически, социально и культурно значимых событий, таких как Великая Отечественная война, Отечественная война 1812 года, восстание декабристов и др.

Исследователи понимают под сверхтекстом «сложную систему интегрированных текстов, имеющих общую внетекстовую ориентацию, образующих незамкнутое единство, отмеченное смысловой и языковой цельностью» [16, с. 21] (см. также [10, с. 215], [12, с. 102]). Сверхтекст является результатом восприятия читателем художественной литературы в процессе научных обобщений (читатель-исследователь) или осознанного и грамотного чтения художественных произведений (читатель-любитель). Сверхтекст конструируется на основе авторских текстов. Например, петербургский сверхтекст русской литературы представлен петербургскими текстами А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, А. Ф. Писемского, А. А. Блока и других писателей. Повторяющиеся в них образы (символы, эмблемы, детали), мотивы, концепты формируют универсальное семантико-семиотическое пространство петербургского сверхтекста.

Авторский локальный текст конструируется на основе всего массива субтекстов, вычленяемых из произведений писателя, то есть из всех текстуальных элементов, содержательно и поэтологически соответствующих смысловой доминанте конструируемого текста и/или сверхтекста. Такова, по нашему мнению, логика формирования литературных сверхтекстов и авторских текстов.

Локальный сверхтекст, как сказано выше, является разновидностью сверхтекстов русской литературы. Локальный сверхтекст понимается нами как смыслопорождающая структура, конструируемая исследователем (читателем) из авторских локальных текстов на основе инвариантных характеристик социокультурного пространства, а также универсальных содержательных и поэтических признаков его изображения в литературных произведениях.

Авторский локальный текст также является текстом-конструкгом, сформированным исследователем с учетом базовых параметров социокультурного локуса и объективированного в текстах пространственного мышления автора. Авторский локальный текст актуализируется исследователем, включающим его в изучаемый локальный сверхтекст.

Минимальной единицей авторского локального текста является локальный субтекст, представленный совокупностью текстовых элементов (образа, мотива, хронотопа, концепта и др.), и/или относительно законченным фрагментом текста, и/или произведением. При этом художественное произведение может участвовать в формировании различных авторских локальных текстов и/или сверхтекстов русской литературы.

Например, в романе Н. С. Лескова «На ножах» вычленяются субтексты, актуальные для конструирования таких авторских (лесковских) текстов, как петербургский, провинциальный, усадебный, дачный. Они, в свою очередь, могут быть активизированы при формировании соответствующих локальных сверхтекстов русской литературы. Даже в таких жанровых разновидностях русского романа, как усадебный роман И. С. Тургенева, присутствуют фрагменты текста, которые исследователь может рассматривать как локальный субтекст, важный для образования тургеневского провинциального или столичного текста (не только усадебного). Даже небольшие по объему произведения (повести, рассказы) могут содержать различные локальные субтексты, привлекаемые исследователями для описания того или иного авторского локального текста. Так, в святочном рассказе Н. С. Лескова «Зверь» содержатся фрагменты текста, которые необходимо учиты-

вать при характеристике усадебного, провинциального и орловского текстов в творчестве писателя и сверхтекстов в русской литературе.

Приведенные примеры убеждают, что локальный сверхтекст литературы (как и любой другой сверхтекст литературы) образуется совокупностью авторских локальных текстов, которые, в свою очередь, конструируются из локальных субтекстов. Таким образом, локальный сверхтекст представляет собой сложную структуру из локальных текстов разных авторов, при образовании которых актуализируются авторские локальные субтексты. В данной структуре устанавливаются и функционируют горизонтальные и вертикальные, иерархические и равноправные, синхронные и диахронные, контекстуальные и интертекстуальные, содержательные и поэтические отношения и связи между всеми элементами, что и приводит к рождению нового смыслового пространства.

В настоящее время ни один из локальных сверхтекстов русской литературы не получил окончательного оформления и не описан как текст-конструкт, включающий все локальные (авторские) тексты. Более того, пока существует литература, это невозможно осуществить: сверхтекст является открытой и пополняющейся структурой. При этом вполне вероятно конструировать локальные тексты того или иного историко-литературного периода, что открывает новые перспективы изучения социокультурных пространств и их освоения человеком, дает возможность обозначить доминирующие в общественном и художественном сознании те или иные локусы и топосы, что характеризует как надындивидуальную, так и личные картины (модели) мира в соответствующий исторический период развития России. В настоящее время интенсивно изучаются авторские локальные тексты (например, петербургский текст Ф. М. Достоевского, усадебный текст А. А. Фета и др.), однако и в данном направлении еще много неисследованного.

На наш взгляд, для повышения эффективности изучения локальных сверхтекстов русской литературы и локальных текстов русских писателей необходимо: а) систематизировать локальные сверхтексты и локальные тексты; б) разработать адекватные методики их исследования. Решив эти задачи, мы сможем приблизиться к созданию обобщающих исследований, формирующих полное и адекватное представление о разнообразии и богатстве русской картины мира, отображенной в художественном творчестве.

2. Систематизация и типологизация локальных сверхтекстов.

Наиболее простой подход к систематизации локальных сверхтекстов основывается на категории имени (именования), поэтому условно его можно назвать именным. Такой подход реализуется в виде перечисления локальных сверхтекстов. Прежде всего можно перечислить по возможности все локальные сверхтексты русской литературы, образующиеся вокруг названий стран (французский, английский, итальянский), регионов (крымский, сибирский), городов (Петербург, Москва, Париж, Венеция, Орел, Кострома, Кимры), деревень, иных географических объектов. Такого рода систематизация основывается на принципе территориального масштаба: от большего к меньшему или наоборот. Но в данную классификацию не вписываются локальные сверхтексты литературы, сформированные вокруг условного пространства, не обозначенного географически, не локализованного территориально, например усадебный текст. Несмотря на то что писатель может изображать конкретную и географически обозначенную территорию, в контексте русской культуры и литературы усадьба понимается как социокультурное пространство.

На уровне авторских локальных текстов систематизацию можно осуществить, соотнеся тексты с их главными творцами - авторами: усадебный текст Тургенева, дачный текст Лескова, петербургский текст Пушкина, провинциальный текст Шукшина и т. д. В этом случае можно перечислить всех (по возможности) авторов, локальные тексты ко-

торых актуализируются при образовании локальных сверхтекстов русской литературы. Так, например, в усадебный сверхтекст русской литературы середины и второй половины XIX в. будут включены усадебные тексты И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, В. А. Слепцова, А. Ф. Писемского, Н. С. Лескова, И. А. Гончарова, А. А. Фета, А. Н. Толстого, Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина и многих других авторов. Подобного типа систематизация может дать представление о масштабе локальных сверхтекстов. Например, в формировании петербургского сверхтекста литературы участвуют многочисленные авторские локальные тексты, а к образованию локального сверхтекста какого-либо провинциального города привлекается ограниченное количество авторских локальных текстов (так, конструируя орловский сверхтекст русской литературы, исследователь обратится прежде всего к творчеству писателей-орловцев и тех писателей, в произведениях которых присутствуют соответствующие локальные субтексты). На основании такой систематизации логично сделать выводы о функциональности определенного локального сверхтекста в русской литературе в тот или иной период ее развития.

Мы предлагаем взглянуть на локальные сверхтексты под иным углом зрения. На наш взгляд, адекватна типологизация локальных сверхтекстов литературы и авторских локальных текстов на основе дифференциации двух понятий (категорий) - «локус» и «топос», соотнесенных с соответствующими концептами. Такой подход позволит создать многоступенчатую и иерархическую систему, включающую все многообразие локальных сверхтекстов русской литературы.

В переводе с латинского языка локус — «место», в дальнейшем понятие стало указывать на место локализации, то есть фиксированное положение какого-либо явления. Заметим, что слово «локальный» (от лат. localis - «местный») означает «свойственный только определенному месту».

Таким образом, соединив понятие «локус» и концепт, выраженный топонимом (имя, обозначающее собственное название географического объекта), мы получим название конкретного локального сверхтекста. В качестве концепта могут выступать такие разновидности топонимов, как хоронимы (названия областей, регионов), ойконимы (названия населенных мест), астионимы (названия городов), комонимы (названия сельских поселений), потамонимы (названия рек) и др. Вокруг концепта-локуса (термин Н. Е. Меднис), обозначенного «топонимом высокой культурной значимости» [22, с. 252], формируются такие локальные сверхтексты русской литературы, как петербургский, московский, крымский, сибирский и т. д. Данные сверхтексты (как и авторские локальные тексты) можно систематизировать по их принадлежности к разновидностям территорий -географических объектов: страна, регион страны, город, сельское поселение, река (например, волжский сверхтекст русской литературы) и др.

«Топос», как известно, с греческого языка переводится также как «место». Но есть смысловые нюансы, которые заставляют различать два близких понятия: локус и топос. Со временем слово «топос» стало употребляться в переносном значении и указывать на тему, аргумент, общее место и др. Поэтому этим термином в контексте нашего подхода к систематизации и изучению локальных сверхтекстовмы указываем на место жизнедеятельности россиян как социокультурное пространство, обозначенное концептом, например провинция, столица, город, деревня, усадьба, дача, дом, монастырь, баня и др. Локальные сверхтексты, образованные вокруг таких пространств, также можно систематизировать, например, основываясь на критерии территориального масштаба. Так, внутри провинциального сверхтекста можно рассматривать сверхтексты провинциальных городов, деревенский

сверхтекст, усадебный сверхтекст и т. д. Усадебный сверхтекст конструируется из усадебных текстов И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, А. А. Фета и других русских писателей. При образовании дачного сверхтекста отечественной литературы следует учитывать влияние городских сверхтекстов и текстов столичных (петербургского и московского).

В какой-то мере адекватность предлагаемой типологизации сверхтекстов подтверждается историографией исследования локальных сверхтекстов. Напомним, изучение локальных сверхтекстов начинается с трудов В. Н. Топорова, который ввел понятие «петербургский текст», рассматривал его как «некий синтетический сверхтекст, с которым связываются высшие смыслы и цели», считал его главными признаками единство и семантическую связность [21]. Затем исследователи выделили многочисленные локальные сверхтексты русской литературы, сформированные вокруг концептов-локусов: московский, пермский, орловский, коломенский и др. Параллельно изучаются локальные сверхтексты, образованные вокруг кон-цептов-топосов: городской, столичный, провинциальный, что обозначило интерес литературоведов к обобщающим исследованиям, согласно которым сверхтекст литературы отражает какое-либо социокультурное пространство как место и образ жизни людей (город, столица, провинция). Активно изучаемыми становятся усадебный сверхтекст и усадебные авторские тексты, дом как социокультурное пространство и т. д. (см. исследования В. Г. Щукина, Т. М. Жапловой, М. В. Глазковой, В. С. Турчина, О. А. Богдановой, Е. Е. Дмитриевой, О. И. Купцовой, В. А. Ленина, А. Г. Разумовской, А. М. Сакимовой, В. А. Доманского, О. С.Евангуловой, С. В. Кулешовой, Т. Ю. Колягиной, Н. А. Корзиной и др.). Локальный сверхтекст рассматривается как «символически целостное пространство культуры» [8, с. 3].

В литературоведении оформились два подхода к изучению локальных сверхтекстов. Первый заключается в поиске, систематизации и комментировании разного рода упоминаний о локусе в литературных и художественно-документальных произведениях. Подобные исследования основываются на методиках анализа произведений, комментирования текстов, литературно-краеведческого поиска, используют историко-литературные и литературно-краеведческие методы исследования. Второй подход предполагает собственно филологический анализ локального сверхтекста как «системы ментальных, речевых и визуальных стереотипов, устойчивых образов, сюжетов и поведенческих практик, связанных с каким-либо городом и актуальных для сообщества, идентифицирующего себя с этим городом» [13].

Резюме. Таким образом, локальные сверхтексты русской литературы (как и локальные тексты русских писателей) располагаются вокруг двух знаковых явлений российского пространства: географических объектов, имеющих «высокую культурную значимость» и обозначенных концептами-локусами, и социокультурных пространств, обозначенных концептами-топосами. Предлагаемая нами типологизация локальных сверхтекстов и локальных текстов позволяет исследователям ориентироваться в выборе не только предмета и объекта исследований, но и методики научного анализа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абашев В. В. Пермь как текст. Пермь в русской культуре и литературе XX века. - Пермь : Изд-во Пермского университета, 2000. - 404 с.

2. Ашихмина Е. Н. Н. С. Лесков в Орле. - Орел : ОГУ, 2010. - 215 с.

3. Балтийский архив. Русская культура в Прибалтике. Т. XI: «Таллинский текст» в русской культуре. Таллин. 2006.-435 с.

4. Викторович В. А Коломенский текст русской литературы: к определению понятия // Коломна и Коломенская земля: история и культура: сборник статей / сост. А. Г. Мельник, С. В. Сазонов. - Коломна, 2009. - С. 336-345.

5. Гаврилина Л. М. Калининградский текст в семиотическом пространстве культуры // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия : Гуманитарные и общественные науки. — 2011. — № 6. - С. 75-83.

6. Геопанорама русской культуры. Провинция и ее локальные тексты / отв. ред. Л. О. Зайонц. - М. : Языки славянской культуры, 2004. - 672 с.

7. Глазкова М. В. «Усадебный текст» в русской литературе второй половины XIX века (И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, А. А. Фет): автореф. дис.... канд. филол. наук : 10.01.01. - М., 2008. - 18 с.

8 .Диалог культур: поэтика локального текста : материалы IV Международной научной конференции / под ред. П. В. Алексеева. - Горно-Алтайск, 2014. - 338 с.

9. Коркунов В. В. Локальный текст как предмет исследования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.anline-science.ru /userfiles/file/qksm5vcohezbjts-uaqgy.

10. Купина Н. А, Битенская Г. В. Сверхтекст и его разновидности // Человек - текст - культура / под ред. Н. А. Купиной, Т. В. Матвеевой. - Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 1994. - С. 214—233.

11. Ловелл С. Дачный текст в русской культуре XIX века // Вопросы литературы. - 2003. - № 3. -С. 34-73.

12. Лошаков А. Г. Сверхтекст: проблема целостности, принципы моделирования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. -№ 66. - С. 100-109.

13. Лурье М. Л. Элементы локального текста: методика контекстного анализа [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.ruthenia.ru/folklore/.

14. ЛюсыйА. П. Крымский текст в русской литературе. - СПб.: Алетейя, 2003. -314 с.

15. Люсый А. П. Московский текст: текстологическая концепция русской культуры. - М. : Вече ; Русский импульс, 2013. - 320 с.

16. Меднис Н. Е. Сверхтексты в русской литературе. - Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2003. -170 с.

17. Прохорова Л. С. Лондонский городской текст русской литературы первой трети XIX века : автореф. дис.... канд. филол. наук : 10.01.01. - Томск, 2005. - 21 с.

18. Русская провинция: миф - текст - реальность. - М.; СПб.: Тема, 2000. - 492 с.

19. Сибирская идентичность в зеркале литературного текста: тропы, топосы, жанровые формы XIX-XXI веков. Серия : Универсалии культуры. Вып. VI / отв. ред. Н. В. Ковтун. - М. : Флинта ; Наука, 2015.-384 с.

20. Топоров В. Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» (введение в тему) // В. Н. Топоров. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифопоэтического. Избранное. - М. : Прогресс ; Культура, 1995. - С. 259-367.

21. Топоров В. Н. Петербургский текст русской литературы. Избранные труды. - СПб. : Искусство, 2003. - 614 с.

22. Тюпа В. И. Анализ художественного текста. - М.: Академия, 2009. - 336 с.

23. Щукин В. Г. Российский гений просвещения: исследования в области мифопоэтики и истории идей. - М.: РОССПЭН, 2007. - 610 с.

UDC 821.161.1*42

N. N. Staryghina

SYSTEM OF LOCAL SUPERTEXTS OF RUSSIAN LITERATURE

Volga State University of Technology, Yoshkar-Ola, Russia

Abstract The article contains a brief overview of the research works devoted to the local supertexts of the Russian literature, differentiates the basic concepts, provides the definitions, considers the problem of

© Staryghina N. N., 2017

Staryghina, Natalya Nikolaevna - Doctor of Philology, Professor of the Department of Social Sciences and Technologies, Volga State University of Technology, Yoshkar-Ola, Russia; e-mail: starigina@yandex.ru

The article was contributed on April 10, 2017

systematization of local supertexts, proposes a typology of local supertexts of Russian literature (and local texts of writers) that make up two groups: texts-constructions with loci-concepts of some geographical objects (St. Petersburg, Moscow, Crimea, etc.) and texts-constructions with topoi-concepts of some social and cultural objects that do not have any geographical location (country estate, dacha, city, province, etc.).

Keywords: local super text, local text, local subtext, concept, locus, topos.

REFERENCES

1. Abashev V. V. Perm' kak tekst. Perm' v russkoj kul'ture i literature XX veka. - Perm': Izd-vo Permskogo universiteta, 2000. - 404 c.

2. Ashihmina E. N. N. S. Leskov v Qrle. - Orel: OGU, 2010.-215 s.

3. Baltijskij arhiv. Russkaja kultura v Pribaltike. T. XI: «Tallinskij tekst» v russkoj kulture. - Tallin, 2006. -

435 s.

4. Viktorovich V. A. Kolomenskij tekst russkoj literatury: k opredeleniju ponjatija // Kolomna i Kolomenskaja zemlja: istorija i kuTtura: sbornik statej / sost. A. G. Mel'nik, S. V. Sazonov. - Kolomna, 2009. - S. 336-345.

5. Gawilina L. M. Kaliningradskij tekst v semioticheskom prostranstve kuTtury // Vestnik Baltijskogo feder-al"nogo universiteta im. I. Kanta. Serija: Gumanitarnye i obshhestvennye nauki. - 2011. - № 6. - S. 75-83.

6. Geopanorama russkoj kuTtury. Provincija i ee lokaltiye teksty / otv. red. L. O. Zajonc. - M. : Jazyki slavjanskoj kultury, 2004. - 672 s.

7. Glazkova M. V. «Usadebnyj tekst» v russkoj literature vtoroj poloviny XIX veka (I. A. Goncharov, I. S. Turgenev, A. A. Fet): avtoref. dis.... kand. filol. nauk: 10.01.01. -M., 2008. - 18 s.

8. Dialog kuTtur: pojetika lokal'nogo teksta : materialy IV Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii / pod red. P. V. Alekseeva. - Gorno-Altajsk, 2014. - 338 s.

9. Korkunov V. V. Lokal'nyj tekst kak predmet issledovanija [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : www.online-science.ru Aiserfiles/file/qksm5vcohezbjts-uaqgy.

10. Kupina N. A., Bitenskaja G. V. Sverhtekst i ego raznovidnosti // Chelovek - tekst - kuTtura / pod red. N. A. Rupinoj, T. V. Matveevoj. - Ekaterinburg : Izd-vo Ural'skogo un-ta, 1994. - S. 214—233.

11. Lovell S. Dachnyj tekst v russkoj kulture XIX veka // Voprosy literatury. - 2003. - № 3. - S. 34-73.

12. Loshakov A. G. Sverhtekst: problema celostnosti, principy modelirovanija // Izvestija Rossijskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo universiteta im A. I. Gercena. - 2008. - № 66. - S. 100-109.

13. Lur'e M. L. Jelementy lokal'nogo teksta: metodika kontekstnogo analiza [Jelektronnyj resurs], - Rezhim dostupa: www.ruthenia.ru/folklore/.

14. Ljusyj A. P. Krymskij tekst vrusskoj literature. - SPb.: Aletejja, 2003. - 314 s.

15. Ljusyj A. P. Moskovskij tekst: tekstologicheskaja koncepcija russkoj kultury. - M.: Veche ; Russkij im-pul's, 2013. - 320 s.

16. Mednis N. E. Sverhteksty v russkoj literature. - Novosibirsk: Izd-vo NGPU, 2003. - 170 s.

17. Prohorova L. S. Lcmdonskij gorodskoj tekst russkoj literatury pervoj treti XIX veka : avto-ref. dis. ... kand. filol. nauk: 10.01.01. - Tomsk, 2005. - 21 s.

18. Russkaja provincija: mif- tekst - real"nost'. - M.; SPb.: Tema, 2000. - 492 s.

19. Sibirskaja identichnost' v zerkale literaturnogo teksta: tropy, toposy, zhanrovye formy XIX-XXI vekov. Serija : Universalii kultury. Vyp. VI / otv. red. N. V. Kovtun. - M.: Flinta ; Nauka, 2015. - 384 s.

20. Toporov V. N. Peterburg i «Peterburgskij tekst russkoj literatury» (wedenie v temu) // V. N. Toporov. Mif Ritual. Simvol. Obraz: issledovanija v oblastimifbpojeticheskogo. Izbrannoe. -M.: Progress; Kultura, 1995. -S. 259-367.

21. Toporov V. N. Peterburgskij tekst russkoj literatury. Izbrannye trudy. - SPb.: Iskusstvo, 2003. - 614 s.

22. Tjupa V. I. Analiz hudozhestvennogo teksta. - M.: Akademija, 2009. - 336 s.

23. Shhukin V. G. Rossijskij genij prosveshhenija: issledovanija v oblasti mifopojetiki i istorii idq. - M. : ROSSPJeN, 2007.-610 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.