Научная статья на тему 'Система критериев оценки качества функционирования интермодальных узлов пассажирского транспорта'

Система критериев оценки качества функционирования интермодальных узлов пассажирского транспорта Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
609
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ВЗАИМООБМЕН" ПАССАЖИРАМИ / "INTERCHANGE" OF PASSENGERS / ТРАНСПОРТНЫЙ ИНТЕРМОДАЛЬНЫЙ УЗЕЛ / TRANSPORT INTERMODAL CONNECTION / КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / "БЕСШОВНАЯ" ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / "SMOOTH" TRANSPORT SYSTEM / KEY EFFICIENCY INDEXES

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Михайлов А. Ю., Копылова Т. А.

Рассмотрено понятие интермодального пассажирского узла. Определены понятие и цели «бесшовной» транспортной системы. Рассмотрены «пирамида потребностей пользователей» и «пирамида основных показателей эффективности узла». Представлены таблицы связи показателей качества с пирамидой потребностей пассажиров и группировки показателей качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Михайлов А. Ю., Копылова Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA SYSTEM IN QUALITY EVALUATION OF INTERMODAL CONNECTIONS OF PUBLIC TRANSPORT

We considered the term of intermodal public connections. We defined the aims of «smooth» transport system. We considered the «Pyramid of users needs» and the «Pyramid of the main indexes of the connection efficiency». We presented the charts which show the connection between quality indexes with the pyramid of the passengers’ needs and the range of quality indexes.

Текст научной работы на тему «Система критериев оценки качества функционирования интермодальных узлов пассажирского транспорта»

6. Старикова Н.В., Степанов В.С. Исследование термодинамической эффективности системы теплоснабжения // Системы. Методы. Технологии. 2012. № 2. С. 64-70.

7. Степанов В.С., Степанова Т.Б. Определение эффективности использования энергии в транспортных системах на основе энергетического и эксергетического КПД (на примере трубопроводного транспорта) // Системы. Методы. Технологии. 2010. № 8. С. 126-132.

8. Айзенберг И.И. Надежность систем жизнеобеспечения: учеб. пособие. Иркутск: ИрГТУ, 2008. 138 с.

9. Степанов В.С., Баймачев Е.Э., Выгонец А.В., Шарова О.В. Обоснование выбора способа тепловлажностной обработки воздуха в системах вентиляции и кондиционирования // Вестник ИрГТУ. 2011. № 5. С. 90-94.

10. Баймачев Е.Э., Макаров С.С. Моделирование термодинамического цикла теплового насоса для расширения температурного диапазона работы воздушного рекуператора // Вестник ИрГТУ. 2014. № 6. С. 101-106.

Информация об авторах

Мельник Иван Александрович, магистрант кафедры «Инженерные коммуникации и системы жизнеобеспечения», e-mail: melival3@gmail.com; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, Лермонтова, 83.

Манзарханова Любовь Михайловна, аспирант кафедры «Инженерные коммуникации и системы жизнеобеспечения»; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, Лермонтова, 83.

Information about the authors

Melnik I.A., candidate for a master's degree, Engineering Communications and LifeSupport Systems Department, e-mail: melival3@gmail.com; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

Manzarkhanova L.M., Post-graduate, Engineering Communications and Life-Support Systems Department, Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

УДК 711.553.12/656.211

СИСТЕМА КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНТЕРМОДАЛЬНЫХ УЗЛОВ ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА

А.Ю. Михайлов, Т.А. Копылова

Рассмотрено понятие интермодального пассажирского узла. Определены понятие и цели «бесшовной» транспортной системы. Рассмотрены «пирамида потребностей пользователей» и «пирамида основных показателей эффективности узла». Представлены таблицы связи показателей качества с пирамидой потребностей пассажиров и группировки показателей качества.

Ключевые слова: «взаимообмен» пассажирами; транспортный интермодальный узел; ключевые показатели эффективности; «бесшовная» транспортная система.

CRITERIA SYSTEM IN QUALITY EVALUATION OF INTERMODAL CONNECTIONS OF PUBLIC TRANSPORT

A.Iu. Mikhailov, T.A. Kopylova

We considered the term of intermodal public connections. We defined the aims of «smooth» transport system. We considered the «Pyramid of users needs» and the «Pyramid of the main indexes of the connection efficiency». We presented the charts which show the connection between quality indexes with the pyramid of the passengers' needs and the range of quality indexes.

Key words: «interchange» of passengers; transport intermodal connection; key efficiency indexes; «smooth» transport system.

Последние два десятилетия особо актуальной задачей считается формирование устойчивых транспортных систем городов (Sustainable Transport), которые обеспечивают приоритетное развитие общественного транспорта. В рассматриваемом контексте в современной транспортной литературе [1-6] широко используется понятие интермодальных пассажирских узлов, обозначаемых терминами hub или node. Такие комплексы объединяют взаимодействующие виды пассажирского транспорта, различные формы обслуживания пассажиров, а также многофункциональные торговые и общественные центры. Основной целью их создания является оптимальное распределение пассажиропотоков, то есть «взаимообмен» пассажирами (transport interchanging) между различными видами пассажирского транспорта. Существует два определения этого понятия: первое связано с инфраструктурой и представляет собой место или сооружение, в котором взаимодействуют два и более вида транспорта. Второе - с людьми, представляет собой здания или пешеходные коммуникации, через которые осуществляется пересадка с одного вида транспорта на другой.

Комбинация этих двух определений сводится в понятии транспортный интермодальный узел (intermodal node, intermodal junction, intermodal hub) или транспортно-пересадочный узел (далее - ТПУ).

Оптимально расположенные и оптимально организованные ТПУ - это основа эффективной работы городской пассажирской транспортной сети, играющей важную роль в жизни города.

Проектами Европейской комиссии Green Paper: Towards a new culture for urban mobility (2007 г.) и Action Planon Urban Mobility (2009 г.) определена важность эффективной пересадки между различными видами общественного транспорта в процессе функционирования городской системы пассажирского транспорта. По заключению Европейской комиссии идеальной является «бесшовная» транспортная система (Seamless Transportation System), в которой максимально минимизированы затраты времени на пересадку, а сама пересадка осуществляется в комфортных условиях. В соответствии с этим определены 8 основных целей:

- повышение доступности узлов и интеграции взаимодействующих видов транспорта;

- улучшение интермодальных качеств узла;

- повышение жизнеспособности узла;

- повышение условий безопасности;

- повышение экономической эффективности узла и ценовой доступности предоставляемых услуг;

- стимулирование экономики на местном уровне (т.е. на прилегающих к узлам территориях);

повышение качества окружающей среды;

- повышение энергетической эффективности транспортной инфраструктуры.

Эти основные цели могут быть определены как потребности различных заинтересованных сторон:

- организаций, участвующих в процессе пересадки, перевозки и обслуживания пассажиров;

- пассажиров, нуждающихся в хорошо функционирующем общественном транспорте и комфортной пересадке.

Таким образом, основной целью является создание более эффективной системы, ориентированной на пользователя и содержащей все элементы удобного, безопасного, энергоэффективного, чистого и «умного» транспорта.

В рамках европейского проекта Nodes [3] была предложена «пирамида потребностей пользователей». Ее разработка основана на исследовании, которое отражает восприятие условий поездки и использования пересадочных узлов. Слои или уровни этой пирамиды основываются на качественных и количественных характеристиках (рис. 1).

Удовлетворенность Неудовлетворенное ть

Эмоции:

ценностъ в ремени

Физическое напряжение: удобство, комфорт

Поим*! ческое напряжение: без стресса

Бремя поездки, затраченное "от двери до двери": чем 6 ы стр ее.темлучше

Безопасность

Надежность

Доверие: надежная и безопасная поездка, пассажир по лу ч ает ак и дае м ое

Рис. 1. Пирамида потребностей пассажиров [3]

Основание пирамиды составляют две главные потребности пользователей - надежность и безопасность. Безопасность является важнейшей предпосылкой для функционирования станции как общественного пространства. Если потенциальный пользователь оценивает станцию как опасную, он будет избегать ее.

Надежность обусловлена степенью качества услуг, которые ожидают получить пассажиры. Если какой-либо «заявленный» сервис не доступен или предоставляется в неполном объеме, то уровень надежности резко снижается.

Следующий уровень пирамиды (рис. 1) - это скорость. Для пассажиров скорость является принципиальной характеристикой транспортного обслуживания. Основным показателем при выборе маршрута считается время, которое должно быть минимальным для преодоления расстояния от точки А до точки Б на маршруте. Затраты времени - главный показатель качества обслуживания пересадки с одного вида транспорта на другой. Именно поэтому любые пересадки должны быть простыми и быстрыми. Сократить время пересадки помогает наличие эскалаторов и лифтов, планировочные решения узлов.

Третий уровень пирамиды представлен простотой/доступностью использования объекта. Эта характеристика формируется легкостью визуальной ориентации и наличием

информационных табло и стендов (схем, карт, правил перевозки пассажиров), а также информационных бюро, которые все должны быть размещены в логической последовательности.

Уровень комфорта оценивается пользователями (пассажирами ТПУ) в целом по наличию зон ожидания, мест для сидения, отдыха, приема пищи и т.д.

И, наконец, на вершину пирамиды ставится впечатление/восприятие. К ней можно отнести визуальные аспекты, которые благоприятно влияют на состояние пассажиров, такие как: архитектура и дизайн помещения, используемые материалы и цвета отделки, озеленение, чистота, освещение (естественное/искусственное), уровень шума (или наоборот наличие музыкального сопровождения), запахи. Наличие магазинов, кафе, разнообразных социальных услуг значительно повышают степень уровня восприятия станции.

Пассажир будет испытывать приятные эмоции при пересадке лишь тогда, когда все пять уровней пирамиды будут соблюдаться. Даже если характеристики только одного уровня будут по качеству ниже всех остальных, то общая оценка качества процесса пересадки будет снижена.

Следует учитывать, что в процессе пересадки основными показателями являются затраты времени и простота передвижения, и наоборот, в случае при ожидании транспорта основными показателями становятся комфорт и характеристики формирующие впечатление/восприятие.

Каждый из качественных показателей, перечисленных выше и отражающий потребности пользователей, может быть переведен в интегральный показатель эффективности. «Пирамида основных показателей эффективности узла» показана на рис. 2.

Рис. 2. Пирамида основных показателей эффективности (качества) узла [3]

Существует и обратная связь. Некоторые показатели качества оказывают влияние на потребности пользователей, что можно интерпретировать графически (рис. 3) и более детально представить в виде табл. 1.

Рис. 3. Влияние ключевых показателей качества на потребности пассажиров [3]

Таблица 1

Связь показателей качества с пирамидой потребностей пассажиров [3]

Ключевые показатели качества Уровень пирамиды потребностей пассажиров С эедства обеспечения уровня

Функ-цио-наль-ность Архитектурный и городской дизайн Качество среды Удобства/ комнаты ин-дивидуаль-ного пользования

Удобство интермодального транспорта Удобство/про стота/скоро сть •

Защита от погодных условий Комфорт • •

Качество внутренней среды узла Восприятие/впечатление • •

Доступность пересадки Безопасность/Надежность • • •

«Многоразовая» пересадка Удобство/простота/ скорость • •

Доступность для маломобильных групп населения Безопасность/Надежность • • •

Наличие удобных мест ожидания Комфорт • •

Наличие туалетных комнат Комфорт • •

Наличие лифтов, эскалаторов, бегущих дорожек Удобство/про стота/скоро сть. Безопасность/Надежность • •

Наличие информации Удобство/простота. Безопасность/Надежность • • •

Снижение уровня преступности Безопасность/Надежность • • • •

«Бесшовное» передвижение Удобство/про стота/скоро сть. Безопасность/Надежность • • • •

Ощущение безопасности во время пересадки Восприятие/впечатление. Безопасность/Надежность • • •

Ощущение защищенности во время пересадки Восприятие/впечатление. Безопасность/Надежность • • • •

Кроме того, весь перечень показателей качества функционирования интервокального пассажирского узла можно разделить на группы (табл. 2), основанные на связи показателей с уровнями пирамиды потребностей пассажиров (см. рис. 1).

Таблица2

Группирование показателей качества [3]

Восприятие/впечатление^^^^^^^^^^^^^^^^^^^Н

Показатель 1 Ощущение особенности/непохожести

Показатель 2 Качество условий во время ожидания

Показатель 3 Наличие туалетных комнат

Показатель 4 Освещение (с более ярким освещением создается ощущение контроля над ситуацией, однако приглушенное освещение более приятное)

Показатель 5 Обстановка/качество среды (акцент должен быть на «приятных» элементах: дизайн, характер материалов, цвет, звук, запах)

Показатель 6 Возможность использования пространства (максимальное использование пространства в тех зонах, где не движется прямой поток пассажиров при смене транспорта)

Показатель 7 Доступный Wi-Fi (хотя для некоторых пользователей этот показатель не столь значимый)

Показатель 8 Дизайн предметов интерьера

Показатель 9 Наличие багажной комнаты, камеры хранения

Показатель 10 Защита от погодных условий (акцент на улучшение условий ожидания)

Показатель 11 Наличие магазинов, мест для встреч и общения (кафе, рестораны)

Показатель 12 Наличие мест для зарядки электронных устройств (телефонов, ноутбуков, электроавтомобилей)

Показатель 13 Ощущение пространства (фокус на общем представлении/восприятии при пересадке)

Показатель 14 Наличие различных видов транспорта (фокус на «бесшовном» движении)

Показатель 15 Пространство для передвижения (фокус на наличие выделенных коридоров для перехода с одного вида транспорта на другой)

Показатель 16 Выбор пространства (акцент на выборе пространства в зависимости от функциональности - билетные кассы, выходы, коридоры при пересадке с

одного вида транспорта на другой)

Показатель 17 Наличие информации (также важно и качество информации - информация в реальном времени: экраны с расписанием, временем прибытия транспорта, объявления по громкой связи и т.д.)

Показатель 18 Доступность узла пересадки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатель 19 Доступность платформ посадки/высадки пассажиров (фокус на четкости/понятности расположения платформ)

Показатель 20 Возможность смены вида транспорта (организация интермодальных пересадок - фокус на затратах времени, простоте ориентации, четкости информации). Чем проще, тем лучше

Безопасность и надежность

Показатель 21 Ощущение защищенности и безопасности

Показатель 22 Дизайн интерьеров

Показатель 23 Велосипедные стоянки (фокус на защищенности парковочного велосипедного места)

Показатель 24 Яркость освещения (правильное освещение дает ощущение безопасности)

Показатель 25 Отсутствие страха от нападения (наличие контроля с помощью камер наблюдения, либо охраны. Хорошее техническое обслуживание)

Таким образом, применительно к ТПУ объединение потребностей пользователей и системных требований к сети городского пассажирского транспорта становится задачей многокритериальной оценки. Перечень критериев очень широк и включает как количественные критерии, так и качественные. С позиций теории проектирования ТПУ и разработки соответствующего методического обеспечения представляется целесообразным получить иерархию критериев качества, что позволило бы перейти от многокритериальной (векторной) оценки к оценке интегральной. При этом возникает еще одна сопутствующая задача - формирование оценочных шкал для качественных критериев, позволяющих получить их количественные оценки.

Выполнение исследовательской работы по рассматриваемой тематике предполагается выполнить на основе данных обследований городских интермодальных узлов пассажирского транспорта Иркутска и Вены. Кроме того, тема «ТПУ как городские центры активности» также будет рассматриваться в рамках Международного Байкальского Зимнего градостроительного университета (http://winteruni.com), что будет способствовать выполнению намечаемого авторами исследования в области проектирования интермодальных узлов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Никитина Т. А. Принципы планировки интермодального узла как элемента городского транспорта и городской среды: дис... магистра градостроительства. Иркутск, 2012. 121 с.

2. Бобрышев Д.В. Закономерности функционально-планировочной организации долинного комплекса крупной реки как фактор устойчивого развития города (на примере Иркутской агломерации) // Вестник ИрГТУ. 2011. № 7. С. 22-28.

3. D 3.3.1 Identification and Spécification of the Key Areas of Interchange Design // Belgium, Brussels. 2013. 79 p.

4. Edwards B. Sustainability and the design of transport interchanges //Tailor and Francis. 2011. 208 p.

5. Interchange Best Practice Guidelines Transport. Quick Reference Guide// for London. 2009. 42 p.

6. What makes a successful urban interchange? Results from an evidence review // Transport Research Arena. Paris, 2014. 10 р.

Информация об авторах

Михайлов Александр Юрьевич, доктор технических наук, профессор кафедры «Менеджмент и логистика на транспорте», тел.: (3952) 40-50-84, e-mail: mikhaylovay@gmail.com; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, Лермонтова, 83.

Копылова Татьяна Александровна, аспирант, заместитель начальника управления научной деятельности, тел.: (3952) 40-50-70, e-mail: kopylovaT.irkutsk@gmail.com; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, Лермонтова, 83.

Information about the authors

Mikhailov A.Iu., Doctor of Technical Sciences, Professor, Automobile Transportation Management Department, tel.: (3952) 40-50-84, e-mail: mikhaylovay@gmail.com; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

Kopylova T.A., Post-graduate, Deputy of the head of scientific management, tel.: (3952) 40-50-70, e-mail: kopylovaT.irkutsk@gmail.com; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

УДК 623.3

ОЦЕНКА ТРАНСПОРТНОГО СПРОСА ЖИТЕЛЕЙ МАЛОЭТАЖНОЙ ЗАСТРОЙКИ (НА ПРИМЕРЕ КОТТЕДЖНОГО ПОСЕЛКА «ШВЕДСКАЯ ДЕРЕВНЯ» Г. ИРКУТСКА)

Б.А. Павлов, Д.Г. Бурков

Рассматривается режим функционирования коттеджного поселка «Шведская деревня», расположенного в черте города, в будний день в течение суток. Получены данные об объемах генерации корреспонденций рассматриваемого жилого поселка, а также неравномерности его посещения в течение суток. Общее число посетителей поселка составило 426 человек, кроме того, пики активности чередуются между собой на протяжении всего дня, отведенного для исследований. Выявлено распределение посетителей между индивидуальным и общественным транспортом.

Ключевые слова: удельная генерация корреспонденций; коэффициенты суточной неравномерности.

EVALUATION OF TRANSPORT DEMAND OF LOW-RISE BUILDING RESIDENTS AT THE EXAMPLE OF «SWEEDISH VILLAGE» IN IRKUTSK CITY

B.A. Pavlov, D.G. Burkov

In the article we consider regime of functioning of the residential village «Sweedish village» which is situated in the city centre during the week, within 24 hours. We received data about the volume of generation of correspondence of the residential village under consideration and inequality of its attendance within 24 hours. The whole number of village attendants is 426

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.