Научная статья на тему 'СИСТЕМА КРЕПЛЕНИЯ БРОНЗОВЫХ КОЛОКОЛОВ КАК ОДНА ИЗ АТРИБУЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК'

СИСТЕМА КРЕПЛЕНИЯ БРОНЗОВЫХ КОЛОКОЛОВ КАК ОДНА ИЗ АТРИБУЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
127
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРОНЗОВЫЕ КОЛОКОЛА / АТРИБУЦИЯ / ФОРМА И ПРОФИЛЬ КОЛОКОЛА / СИСТЕМА КРЕПЛЕНИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ДЕКОРАТИВНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Муленко Ирина Михайловна

В статье исследуются основные элементы системы крепления бронзовых колоколов. Затронуты некоторые вопросы, связанные с особенностями художественно-декоративного оформления системы крепления, а также рассмотрена взаимосвязь конструктивных решений системы крепления с типологическими характеристиками бронзовых колоколов. На основании сопоставления и анализа полученных данных, предпринята попытка рассмотреть систему крепления бронзовых колоколов с точки зрения проблем атрибуции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOUNTING SISTEM OF BRONZE BELLS AS ONE OF THE ATTRIBUTION CHARACTERISTICS

The article examines the main elements of the system of fixing bronze bells. Raised some issues related to the features of the decorative design of the mounting system were raised, and the relationship between the design solutions of the mounting system and typological characteristics of bronze bells. Based on the comparison and analysis of the obtained data, an attempt was made to study the system of fixing bronze bells from the point of view of attribution problems

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА КРЕПЛЕНИЯ БРОНЗОВЫХ КОЛОКОЛОВ КАК ОДНА ИЗ АТРИБУЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК»

RAR УДК 069 ББК 79

DOI 10.34685/HI.2022.37.2.015

СИСТЕМА КРЕПЛЕНИЯ БРОНЗОВЫХ КОЛОКОЛОВ КАК ОДНА ИЗ АТРИБУЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

Муленко Ирина Михайловна,

аспирант,

Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение

Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва (Москва),

ул. Космонавтов, 2, Москва, 129366, mulenkoirina75@mail.ru

Аннотация

В статье исследуются основные элементы системы крепления бронзовых колоколов. Затронуты некоторые вопросы, связанные с особенностями художественно-декоративного оформления системы крепления, а также рассмотрена взаимосвязь конструктивных решений системы крепления с типологическими характеристиками бронзовых колоколов. На основании сопоставления и анализа полученных данных, предпринята попытка рассмотреть систему крепления бронзовых колоколов с точки зрения проблем атрибуции. Ключевые слова

Бронзовые колокола, атрибуция, форма и профиль колокола, система крепления, художественно — декоративное оформление.

Звук является одной из важных качественных характеристик колокола и поиски наиболее гармоничного звучания продолжаются на протяжении всей истории развития колокололитейно-го искусства, что, несомненно, находит свое отражение в изменении формы колоколов. Потому, именно форма и как одна из её составляющих — профиль колокола, представляют собой важнейшие параметры атрибуционного анализа.

Понятие формы включает в себя размер колокола, его высоту, нижний и верхний диаметры, внешний абрис и изгиб стенок. Профилем же называют поперечное сечение стенки колокола. По форме исследователи выделяют три основных вида колоколов: восточноазиатский, западноевропейский и русский. Форма и профиль каждого из этих видов колоколов на протяжении истории подвергались изменениям. С увеличением веса колоколов, а также в зависимости от способов

звукоизвлечения, изменялась и система их подвески к колоколонесущим конструкциям. По этой причине, можно говорить о том, что система подвески, несомненно, является одной из важнейших атрибуционных характеристик бронзовых колоколов.

Первоначально колокола как восточноази-атского типа, так и европейского, включающего и российские колокола, подвешивались за одно ухо округлой формы, в виде скобы. В восточно-азиатском типе бронзовых колоколов такая технически простая форма сохранилась и до настоящего времени. Что связано, в первую очередь, с принципом звукоизвлечения, при котором колокол во время звона неподвижен, а удар производится с внешней стороны. В техническом плане к данной форме можно также отнести и крепление восточноазиатских колоколов в виде перевернутой усеченной пирамиды. При сохранении

технологического принципа подвески колокола за одну петлю, со временем стало меняться художественное оформление. Крепление стало изготавливаться в виде мифологического существа — Пулао или в другой транскрипции — Тулао.

Крепление колоколов в виде мифологического существа Пулао (Тулао).

Это существо и по настоящее время часто изображается в восточных странах на громко-звучащих инструментах в силу того, что имеет громкий голос и очень любит шуметь. При систематизации мифологических образов в XV веке Тулао стал именоваться «сыном дракона». Так в «Различных записях из бобового сада» Лу Жуна (1436-1494) о нем сказано: «Пулао имеет форму дракона, но он небольшой. По природе своей он любит рев и имеет волшебные силы. На него вешают колокола»1. Причем часто туловище драко-

на, которое, собственно, и является самой скобой для подвески, с обеих сторон оканчивалось головой, а в местах же соединения скобы и колокола дракон изображался как бы держащим колокол цепкими лапами. Один из колоколов с подобным навершием — креплением был представлен на прошедшей в 2016 году выставке в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга «Палитра звона и полифония кисти. Изображения на древних китайских колоколах».

Первоначально и в европейских странах, как и в странах восточноазиатского региона, колокола подвешивались за одно ухо округлой формы или в виде скобы. Но с течением времени принцип подвески и крепления стал претерпевать конструктивные изменения как в связи с увеличением веса отливаемых колоколов, так и по причине их типологических особенностей. То есть, технико-технологическое решение системы крепления стало зависеть и от веса колокола, и от того, как именно и в каком виде звона был задействован каждый конкретный колокол.

Так с увеличением веса отливаемых колоколов сердцевина крепления ушей стала изготавливаться в виде круглой петли, к которой с двух сторон примыкали две скобы («уши»). «Очевидно мастера-литейщики столкнулись с необходимостью усложнения узла подвески колокола с целью избежать чрезмерной раскачки колокола при звоне... или более надёжного крепления качающегося колокола к валу»2. Вследствие этого, к XI — XII веку колокололитейщики уже стали отливать колокола с крестообразным расположением ушей, число которых увеличилось до шести. Сама же форма таких колоколов получила название «улей».

Вся система подвески данного вида колоколов имела плавные линии изгибов. Место крепления системы подвески — верх колокола, уже чаще стал отливаться плоским, а не полу-круглым3. Сердцевина, в виде круглой петли, стала более массивной по сравнению с так называемыми «ушами» колокола. Причём скобы —

1 Фиссер М.В. «Драконы в мифологии Китая и Японии» ■ М.: Профит стайл, 2008. С. 493.

Коновалов И.В. Колокольные профили // Колокола и колокольчики: альманах / гл. ред. Н.С. Каров-ская, С.А. Старостенков; М-во культуры РФ; ГМЗ «Ростовский кремль». - Ростов Великий, 2016. - Вып. 1. С.30

Интернет-ресурс: http://kolokol.at.ua/ Сайт о колоколах и колокольчиках, о мире звучащей бронзы [Дата обраще-ния:11.12.2021]

2

Колокол типа «улей» (Х1-Х11 вв.) (Музей колоколов г. Апольд (Германия)

«уши» располагались строго симметрично относительно центральной круглой петли: по два «уха» располагались со стороны круглого отверстия петли, с той и другой стороны; и по одному — с торцевой, глухой стороны петли. Такое техническое решение, при необходимости расположения дополнительных петель-«ушей», сохранилось и до настоящего времени, правда сама конструкция претерпела в ходе времени некоторые изменения.

Массивность сердцевины, её петлеобразное строение, тонкие, скобообразные «уши», а также и то, что зазор между ушами колокола и сердцевиной был небольшим, свидетельствует о том, что при подвеске колокола к колоколонесущим конструкциям основная нагрузка приходилась, как и прежде, на центральную петлю. Такое технико-технологическое решение системы подвески колоколов впоследствии было усовершенствованно, а нагрузка стала распределятся на все конструктивные элементы крепления.

К XI — XIII векам можно отнести также несколько колоколов, форму и профиль которых, такие исследователи как А.Ф. Бондаренко и И.В. Коновалов определяют как переходную от «ульевидной» формы к так называемой форме «сахарная голова». Так А.Ф. Бондаренко рассматривая два колокола: один из Городеска, а второй из Дипгольца, говорит о том, что «формы обоих колоколов являются переходными, что было

характерно для второй половины XI — XII в.»4. Также и И.В. Коновалов в статье «Колокольные профили», говорит о двух болгарских колоколах XIII века, как о колоколах с переходным строением профиля5. Основной отличительной особенностью данных колоколов является строение стенок: сам профиль стенок несколько видоизменяется, а также и внешняя линия изгиба стенки приобретает большее расширение к низу, по сравнению с колоколами типа «улей». Конструктивное строение крепления остаётся прежним, и только, как отмечает И.В. Коновалов, у болгарского колокола, более позднего времени отливки, у колокола 1270 года, система крепления носит уже более сложный характер6, характерный для формы колоколов, получившей название «сахарная голова».

С XII века колокола стали отливаться вытянутыми в верх, с более значительным, по сравнению с формой «улей», расширением к низу — в виде юбки (в настоящее время тулово колокола, образуемое стенками от «плеча» до нижнего среза, носит название «юбка» колокола). Данная форма колоколов и получила название «сахарная голова». Можно сказать, что форма крепления данных колоколов является своего рода переходной от древней формы, где центральная скоба, или петля несёт основную нагрузку, к системе крепления, в которой нагрузка распределена на все конструктивные элементы, расположенные не в центре верхней площадки, а по её периметру и где центр представляет своего рода ось симметрии.

Так несмотря на то, что центральная петля продолжает отливаться довольно массивной с несущим конструктивную нагрузку значительным техническим отверстием, в тоже время «уши» данной формы колоколов уже отливаются, как самостоятельный технически важный конструктивный элемент. Они становятся массивными, постепенно округлая форма петли-уха колокола начинает отливаться с гранями. В силу того, что зазор между сердцевиной и «ушами» колокола увеличивается, форма скобы

4 Бондаренко А.Ф. История колоколов России XI-XVII вв. М.: Русская панорама, 2012. С. 35.

5 Коновалов И.В. Колокольные профили // Колокола и колокольчики: альманах / гл. ред. Н.С. Каровская, С.А. Старостенков; М-во культуры РФ; ГМЗ «Ростов-

ский кремль». - Ростов Великий, 2016. - Вып. 1. С.31

трансформируется и изгиб линии «ушей» начинает отливаться более разнообразно. Центральная петля также видоизменяется от петлеобразного строения к довольно массивной сердцевине с технологическим конструктивным отверстием, которое всё чаще располагается значительно выше крепёжной площадки.

При атрибуции колокола Якова Скоры (1341 г.) исследователь С.И. Сукач отмечает, что в отличии от западноевропейских колоколов, колоколам российского литья данного периода времени характерна, некоторая вытянутость к верху всей системы крепления7. Необходимо отметить, что вполне возможно, такая характерная особенность была свойственна как колоколам российского, так и западноевропейского литья. Так, можно предположить, что такая «вытянутость» системы крепления была связана в первую очередь с тем, что вес колоколов был ещё довольно небольшим, а также и с тем, что при звоне раскачивали сам колокол.

Если вес сохранившихся до настоящего времени колоколов формы «улей» и «сахарная голова», отлитых до XIII века, не превышал 0,5 тонны, то известнейший колокол XIII века «Осанна» (Мюнстер, Германия) весит уже более 3 тонн. В связи с тем, что колокола такой массы требовали основательной подвески, была выделена сковорода, как отдельный конструктивный элемент, — место соединения ушей колокола с его основой, в результате чего расширилась верхняя часть колокола и окончательно приобрела плоское строение. Таким образом, произошло изменение профиля всего колокола, который у большинства исследователей получил название «готический». Хотя необходимо отметить, что, говоря о «готических» колоколах, имеется в виду скорее форма, чем период изготовления8.

Одним из интереснейших памятников колокольного литья можно назвать так называемый «Чудотворцев» колокол Свято-Троицкой Серги-евой Лавры, система крепления которого можно своего рода назвать переходной от системы крепления колоколов формы «сахарная голова» к последующему способу крепления, технологические

приёмы которого практически становятся «классическими».

7 Интернет-ресурс: http://kolokol.at.ua/ Сайт о колоколах и колокольчиках, о мире звучащей бронзы [Дата обраще-ния:11.12.2021]

8 Бондаренко А.Ф. История колоколов России XI-XVII вв. М.: Русская панорама, 2012. С. 199.

«Чудотворцев» (Никоновский) колокол Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (1420г.)

Так сердцевина крепления выполнена довольно массивно, его центральная крепёжная петля расположена значительно выше «ушей» колокола, сохраняя при этом своё петлеобразное строение. «Уши» колокола также довольно массивны, но у них отсутствует плавная линия изгиба, которая заменена довольно резкой угловой формой. Вероятно, что данная форма создаёт больший проём для крепления и является более надёжной при подвеске колокола к колоколоне-сущим конструкциям. Несомненно, что при такой системе крепления, нагрузка распределялась более равномерно как на «уши» колокола, так и на центральную петлю сердцевины. При этом можно предположить, что центральная петля отливалась подобным образом для крепления в системе очепного звона — когда колокол раскачивается посредством балки.

Поиски наиболее оптимальной системы крепления сохраняются и в дальнейшем, и уже с конца XV начала XVI века колокола начинают отливаться с системой крепления, ставшей своего рода «классической». Сердцевина системы крепления — (так называемый) маточник, стал более массивным для того, чтобы не только выполнять функцию крепления к колоколонесущим конструкциям, но и соответствующе распределить и рассредоточить нагрузку веса колокола при зво-

не. Центральная крепёжная петля утратила своё петлеобразное строение и трансформировалась в конструктивное техническое отверстие, которое стало располагаться по большей части на уровне крепления «ушей» к маточнику. Но даже в том случае, когда центральная петля отливалась выше крепления «ушей», она конструктивно отливалась как крепёжное отверстие в пирамидальной форме маточника. «Уши» колокола практически утратили скобообразную форму и стали отливаться с изгибом. В целом, крепление стало похожим на некое подобие короны, и впоследствии получило данное название для системы крепления колоколов западноевропейского и российского литья.

«Корона», или система подвески колокола, состоящее из маточника и ушей, стало иметь основанием, так называемую сковороду: круглую по форме площадку, часто выделенную уступом. Такая подвеска колоколов стала традиционной в европейских странах, и количество ушей стало зависеть только от размера колокола. Так у многотонных колоколов оно может достигать восьми, по четыре парных с каждой стороны, но чаще используют шесть, по два одинарных и два парных, у небольших же по размеру и весу колоколов их количество обычно не превышает четырех. Для российских колоколов, отлитых для православного церковного звона, характерно крестообразное расположение «ушей» колокола, даже в том случае, когда их число увеличено до шести или восьми. В западноевропейской традиции конструктивное решение системы крепления более разнообразно, и часто связано с типологическими особенностями колокола, то есть с тем, в каком виде звона применяется данный колокол.

Так в западноевропейских колоколах применялась подвеска, где маточник сверху имел некую крепежную площадку, при этом уши колокола не отливались. Такой же способ крепления и до настоящего времени используется для карильонных колоколов. Также для крепления карильонных колоколов на верхней площадке колокола — сковороде, отливали некое подобие конуса с отверстием для крепления, или же вместо отверстия для крепления в верху конуса отливали петлеобразное завершение. Два подобных колокола в настоящее время хранятся в музее колокольного звона в «Колокольном центре» г. Москвы. Необходимо отметить, что отсутствие «ушей» у колокола является (при технической ис-

правности всех конструктивных элементов системы крепления) отличительной особенностью карильонных колоколов.

Представляет интерес колокол 1908 года, также хранящийся в данном музее, на крепёжной площадке которого расположено шесть «ушей», равномерно расходящихся от центральной сердцевины. Можно сказать, что данная система крепления характерна для западноевропейского способа воспроизведения звона. Так в г. Верона на нескольких колокольнях, например на Соборной колокольне и колокольне в Брунико (Боль-цано), представлены наборы колоколов, отлитые в начале XX века, с подобной системой крепления. Наряду с данными конструктивными приёмами в Западной Европе для более основательного крепления самого маточника использовали так называемые «галтели» — длинные плавные соединения, идущие от отверстия в маточнике к краю сковороды колокола9.

Необходимо отметить, что в России данные формы и конструкции подвески колоколов или никогда не применялись, или, по крайней мере, неизвестны, что, несомненно, связано со способом звукоизвлечения. Так как к середине XVII века в подавляющем большинстве российских обителей и храмов способ звона изменился и на смену раскачиванию колоколов — очепному звону, пришел способ ударения языком о стенки колокола, при котором колокола висят неподвижно, при этом система крепления не вставляется в колоколонесущие конструкции, а находится вне их. Постепенно в самом звоне стала преобладать трехголосая структура10, которая разделила колокола на три группы — зазвонные, подзвонные и благовестники. Благовестники являются самыми тяжелыми колоколами и задают основной темп всему звону. На подзвонных колоколах исполняется основная мелодия, а на зазвонных, самых малых по весу колоколах, — ритмические рисунки, состоящие из наиболее мелких длительностей.

Российские мастера с течением времени по-разному меняли форму крепления, но примерно к XVIII веку, выработался единый стиль. Так ма-

9 Интернет-ресурс: http://www.zvon.ru/article7.view3. page22.part2.html Коновалов И.В. «Царский» колокол Свято-Данилова монастыря [Дата обращения:18.11.2021]

10 Бех Н.И., Васильев В.А., Гини Э.Ч., Петриченко А.М. Мир художественного литья: История технологии. М.: Металлург, 1997. - С. 149.

точник с ушами стал крепиться к сковороде, которая плавным изгибом переходила в плечо колокола, но отделялась от него небольшим уступом. А приблизительно к концу XIX — началу XX веков маточник значительно увеличился в размерах и приобрел форму усеченной пирамиды11. Уши чаще всего в это время отливали не гладкими, а профилированными, с довольно четкой обрисовкой граней.

Отдельной типологической группой можно выделить так называемые сигнальные колокола, которые в православных церквях нередко применяют в качестве зазвонных колоколов, так как по форме и размеру данные колокола довольно схожи. Подчас только надпись на самом колоколе указывает его типологическую принадлежность. Так, например, на колоколе, находящемся в настоящее время на звоннице Спасо-Евфимиева монастыря в г.Суздале, выгравирована надпись: «Отлит для пожарного депо г. Суздаля на заводе Никули-чева П.Т.». Хотя сам колокол, а также его система крепления очень близки к церковным колоколам.

Так же в качестве зазвонных колоколов нередко на звонницах можно встретить корабельные колокола. Их профиль очень близок как по размеру, так и по строению к церковным колоколам, однако, имеет упрощенное строение.

Так у корабельных колоколов нет выделенного толщиной стенки ударного кольца, что связано

Профиль корабельного колокола

11 Интернет-ресурс: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/ 2092 Коновалов И.В. Православный колокольный звон [Дата обращения:20.10.2017]

с приоритетом громкости звучания над остальными звуковыми параметрами. А также упрощена система подвески, при которой колокол крепится за одинарную петлю.

При атрибуции колоколов необходимо учитывать и то обстоятельство, что подчас крепление колокола так или иначе в процессе бытования могло повредиться, и, подчас, если колокол при этом оставался целым, то к нему приваривали различного вида конструкции для подвески и дальнейшего его использования в звонах. Такие конструкции чаще всего отличались от первоначальных, зачастую в сторону упрощения.

Декоративное оформление крепления колоколов, также имеет свои характерные особенности и черты. Изначально крепление колоколов было довольно простым и фактически не имело художественно-декоративного оформления, решая лишь практические задачи подвески колокола к несущим конструкциям. Поэтому, а также благодаря тому, что вес колоколов был не значительным, их отливали с креплением в виде скобы, которое не декорировалось, так как выполняло лишь утилитарную функцию. Позднее, в связи с изменением профиля и увеличением веса колоколов, скоба колокола приобрела массивность, и к ней добавились петлеобразные «уши». Часто их форме придавали некий изгиб, меняя и совершенствуя который, ко-локололитейные мастера добились в оформлении крепления колоколов определенной декоративности и изящества, в результате чего, оно, действительно, стало напоминать своей формой подобие короны. Постепенно центральный петлеобразный маточник и уши окончательно утратили свою вытянутую форму и округлые очертания, став более массивными, с геометрически четкими гранями.

Помимо этого, уши колоколов начали украшать орнаментальными полосами. Так на одном из колоколов, хранящихся в колокольне собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, так называемой башне Джотто, который по форме и пропорциям близок к колоколам XIII века (форма «сахарная голова»), корона выполнена с декоративной проработкой в виде двойных переплетающихся жгутов. Также и на ушах колоколов более позднего периода можно увидеть орнаментальные полосы. Например, на колоколе «Зигмунд» (1520 г.) «уши» украшены переплетающейся косичкой — колоском.

В России такой способ оформления крепления посредством изображения орнаменталь-

Колокол «Зигмунд» (1520 год) Мастера Ганс Бегам и Ян Бехемом

Корона колокола (1599г.)

Мастера Василий Иванов и Афанасий Панкратьев

ных полос стал употребляться по большей части на колоколах псковской школы литья XVI века12.

Причем проушины чаще всего были огранены, а орнаментальный рисунок располагался на трех внешних центральных гранях. Для декоративных полос использовали различные орнаменты в виде переплетенных колец, наподобие завивающегося вьюнка, закрученного шнура и др.. Такое оформление встречается на колоколах, отлитых мастерами: Михаилом Андреевым, Василием Ивановым, Афанасием Панкратьевым и другими псковскими колокололитейщиками.

Уже с конца XV века на ушах западноевропейских колоколов стали отливать рельефные головы. Так на колоколе «Мария Глориоза» («Слава Марии»), отлитом в 1497 году, каждая проушина с внешней стороны украшена тремя бороздками, проходящими по центру, по краям декорирована жемчужником, а на изгибе отлита мужская голова, по иконографическому изображению очень близкая к «Нерукотворному образу» Спасителя,

Плешанова И.И. О зверином орнаменте псковских колоколов и керамид // Древне-русское искусство. 1968.-С.208.

Колокол «Мария Глориоза» («Слава Марии» 1497 год) Мастер Герхардус Воу де Кампис

с характерной прической и бородой.

Практически такие же по типу мужские головы отлиты и на ушах самого большого австрийского колокола «Пуммерин», причем как новом (1957г.), так и на старом (1711 г.), разбившемся при пожаре.

Но, необходимо отметить, что хоть изображение голов на изгибе ушей колокола, явление, довольно часто встречающееся на западноевропейских колоколах, единого образца, вероятнее всего, для такого вида изображений не существовало. Так, например, есть целый ряд колоколов, представленных как в музеях, так и на колокольнях, на которых головы отлиты без бород, и могут относиться как к мужскому, вернее юношескому типу, так и к женскому и даже детскому. Один из колоколов с таким декоративным решением хранится в краеведческом музее Острожского замка на Украине. Интересная особенность данного колокола состо-

ит в том, что вверх и вниз от каждой из голов идут две орнаментальные полосы стилистически очень близкие к условному изображению перьев. Это обстоятельство в сочетании с тем, что головы изображены довольно декоративно и несколько бесстрастно, а также более походят на детские, дает возможность предположить, что на колоколе отлиты ангелы — херувимы. Один из подобных колоколов, отлитый немецким мастером Вольфгангом Нейдгардом в XVII веке, хранится в Государственном Историческом Музее (ГИМ, Москва).

В 1928 году по эскизу, выполненному профессором Паулем Бернером, колокололитейный мастер Отто Шиллинг в г. Апольде (Германия) отлил главный колокол Майсенского собора. Этот колокол примечателен тем, что основание каждой из проушин, крепящихся к колоколу, изготовлено в виде одного святого апостола — евангелиста.

Причем изображение очень реалистично и, можно сказать, скульптурно, выполнено в виде высокого рельефа — горельефа, а над главой каждого из апостолов находится нимб. Но, необхо-

времени дошел один колокол 1687 года работы московского мастера Дмитрия Моторина, с декоративным оформлением крепления в виде головы и двух грифонов.

Причем голова в конструктивном значении играет роль маточника, а грифоны — ушей колокола. Из надписи следует, что колокол церковный, так как отлит для церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Но, пожалуй, это единичный

Главный колокол Майсенского собора (1928 г.) Мастер Отто Шиллинг по эскизу Пауля Бернера

димо отметить, что на ушах колоколов не всегда отливались свято-духовные образы. Так в музее колоколов г.Апольда (Германия) представлен колокол с христианской символикой и изображением несения Креста, но при этом с совершенно неординарной декоративной проработкой ушей. На каждой проушине изображена мужская голова с бородой и высунутым языком.

В России такие изображения на ушах колоколов можно считать редкостью. До настоящего

Колокол (1687г.) музей «Коломенское» г. Москва Мастер Дмитрий Моторин

случай отливки российского колокола с таким сложно декорированным креплением. На особо чтимых колоколах, например, на известном «Царь Колоколе», или соловецком благовестни-ке, отлитом в память осады английскими судами в 1854 году, верх маточника декорировался державой с крестом.

Необходимо отметить, что чаще всего российские мастера украшали проушины короны колоколов профилированными бороздками и валиками. На корабельных и карильонных колоколах система подвески не декорировалась, так как у корабельных колоколов она слишком незначительна по размеру, а у карильонных отсутствует вовсе. Кроме того, декоративное оформление самих корабельных колоколов носило довольно схематичный характер. На них, по большей части отливали лишь название корабля, а в некоторых случаях еще несколько горизонтально расположенных полос или валиков.

Соловецкий благовестник (1856г.) Завод С.Д. Чарышникова г. Ярославль

Несомненно, изучение системы крепления как с точки зрения художественно-декоративного оформления, так и с позиции технико-технологических конструктивных приёмов играет важную роль в атрибуции бронзовых колоколов. Проводя сравнительный анализ, можно, с большой долей вероятности, определить типологическую принадлежность колокола, то есть тот вид звона, для которого данный колокол был отлит, а также сделать некоторые выводы, как о времени, так и о месте производства.

Список литературы

1. Бех Н.И., Васильев В.А., Гини Э.Ч., Петриченко А.М. Мир художественного литья: История технологии. М.: Металлург, 1997. 272 с.

2. Бондаренко А.Ф. История колоколов России XI-XVII вв. М.: Русская панорама, 2012. 464с.

3. Вильямс Э. Колокола России. История и технология / Пер. с англ.: В.В. Зайцев. М.: Колокольный центр, 2012. 430 с.

4. Глушецкий А.А. Колокольное дело в России во второй половине XVII — начале XX века. Энциклопедия литейщиков. М.: Экономическая газета, 2010. 588 с.

5. Колокола и колокольчики: альманах / гл. ред. Н.С. Каровская, С.А. Старостенков; М-во культуры РФ; ГМЗ «Ростовский кремль». — Ростов Великий, 2016. — Вып. 1. — 312 с. ISBN 9785-9908-342-3-1

6. Паспорта «Колокольного Центра» г. Москва.

7. Плешанова И.И. О зверином орнаменте псковских колоколов и керамид // Древне-рус -ское искусство. 1968.- С.204-220.

8. Фиссер М.В. «Драконы в мифологии Китая и Японии» — М.: Профит стайл 2008. 876 с.

9. Glockenmuseum Apolda (книга-путеводитель по музею колоколов в городе Аполь-да, Германия) Liebeskind Druck GmbH, Apolda/ Thüringen, -128с.

10. Schilling. M. Glocken. Gestalt, Klang und Zier (Маргарет Шиллинг «Колокола. Форма, звук и декор»), VEB Verlag der Kunst Dresden, 1988. 370с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Интернет-ресурс: http://lib.pravmir.ru/ library/readbook/2092 Коновалов И.В. Православный колокольный звон [Дата обраще-ния:20.10.2017]

12. Интернет-ресурс: http://www.zvon.ru/ article7.view3.page22.part2.html Коновалов И. В. «Царский» колокол Свято-Данилова монастыря [Дата обращения:18.11.2021]

13. Интернет-ресурс: http://kolokol.at.ua/ Сайт о колоколах и колокольчиках, о мире звучащей бронзы [Дата обращения:11.12.2021]

MOUNTING SISTEM OF BRONZE BELLS AS ONE OF THE ATTRIBUTION CHARACTERISTICS

Mulenko Irina Mikhaylovna,

Postgraduate,

Russian Research Institute D.S. Likhachyov's Cultural and Natural Heritage

Cosmonavtov, 2, Moscow, 129366, Russia, mulenkoirina75@mail.ru

Abstract

The article examines the main elements of the system of fixing bronze bells. Raised some issues related to the features of the decorative design of the mounting system were raised, and the relationship between the design solutions of the mounting system and typological characteristics of bronze bells. Based on the comparison and analysis of the obtained data, an attempt was made to study the system of fixing bronze bells from the point of view of attribution problems.

Keywords

Bronze bells, attribution, bell shape and profile, bell mounting system decoration design.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.