Научная статья на тему 'Колокола музея колокольного звона сибирского центра колокольного искусства'

Колокола музея колокольного звона сибирского центра колокольного искусства Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
229
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музей / церковный колокол / экспозиция / искусство / литье / декор / патина / звонница / Сибирь / Museum / the Church-bell / exposition / art / cast / decor / patina / the belfry / Siberia

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — И. Р. Шульц, А. В. Ярыгин

Статья посвящена описанию коллекции Музея колокольного звона в Новосибирске, а именно колоколов, составляющих музейную экспозицию «Церковные колокола Сибири». По каждому колоколу приведены историческая справка, особенности изготовления и сохранности внешнего вида, декоративный орнамент и наличие надписей. Большая часть описываемых колоколов поступили в музей в 2011—2012 годах. Колокола условно разделены на несколько групп, с целью разработки экспозиционного плана на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BELLS OF THE MUSEUM OF BELLS OF THE SIBERIAN CENTER OF BELL-ART

This article is devoted to the description of the collection of the Museum of bells in Novosibirsk, namely the bells, the components of the Museum exposition «the Church bells of Siberia». On each bell presents historical information, especially manufacturing and safety of appearance, decorative ornament and the presence of the inscriptions. Most of the described bells came to the Museum in 2011—2012. The bells are conditionally divided into several groups, with a view to the development of the exposition plan in the modern stage.

Текст научной работы на тему «Колокола музея колокольного звона сибирского центра колокольного искусства»

УДК 783

И. Р. Шульц, А. В. Ярыгин

КОЛОКОЛА МУЗЕЯ КОЛОКОЛЬНОГО ЗВОНА СИБИРСКОГО ЦЕНТРА КОЛОКОЛЬНОГО ИСКУССТВА

Статья посвящена описанию коллекции Музея колокольного звона в Новосибирске, а именно колоколов, составляющих музейную экспозицию «Церковные колокола Сибири». По каждому колоколу приведены историческая справка, особенности изготовления и сохранности внешнего вида, декоративный орнамент и наличие надписей. Большая часть описываемых колоколов поступили в музей в 2011—2012 годах. Колокола условно разделены на несколько групп, с целью разработки экспозиционного плана на современном этапе.

Ключевые слова: музей, церковный колокол, экспозиция, искусство, литье, декор, патина, звонница, Сибирь.

ф онды Музея составляют 135 единиц хранения, при этом они формируются по следующим направлениям: колокола; подколоколенные сооружения; подвес и балансировки колоколов; звоны; родственные инструменты (колокольчики, била, боталы и т. п.); литье колоколов; археологические и архивные материалы по названным темам; отражение колоколов и звонов в искусстве.

За последний год, в связи с интенсификацией выездных работ по подвесу и балансировке колоколов в храмах Новосибирской епархии, фонды нашего музея интенсивно пополнились старинными колоколами и колокольчиками. В условиях ограниченного пространства помещения Музея применяется ансамблевый принцип размещения экспонатов, что позволяет продемонстрировать колокола и звоны в традиционном восприятии, при этом обеспечивается щадящий режим эксплуатации колоколов, в том числе имеющих повреждения.

В настоящей статье описана только часть коллекции, а именно колокола, составляющие музейную экспозицию «Церковные колокола Сибири». Большая часть описываемых колоколов поступили в музей в 2011—2012 годах. Колоколам (см. Приложение) присвоены порядковые номера, обозначенные на

© И. Р. Шульц, А. В. Ярыгин, 2013

корпусе без причинения экспонату вреда. Колокола поступлений разных лет разделены на несколько групп, с целью разработки экспозиционного плана на современном этапе.

Первая группа (колокола № 1—3) состоит из колоколов, послуживших основой для формирования экспозиции, самых ранних поступлений 1990-х годов. Вторая группа (колокола № 4—7) — колокола сибирского происхождения. В третью группу выделен колокол № 8, польского происхождения. Четвертая группа (колокола № 9—11) — нецерковные колокола сигнального назначения.

Колокол № 1

Церковный колокол, пострадавший при пожаре храма, передан из Никольской церкви г. Болотное Новосибирской области.

Колокол имеет классическую форму со спокойной, плавной линией профилл, без динамичных изгибов. Металл плотный, литье без видимых пустот и раковин, структура мелкозернистая. Колокол сильно потемнел от пожара, имеет патину черного цвета. Есть повреждение в виде трещины (идущей от нижнего края почти до плеча), которая на конце раздваивается, и второй трещины, поменьше. В нижней части большей трещины выполнены пропил (длиной 12 см, шириной 1,5 см) и засверливание отвер-

стия. Очевидно, это попытка остановить трещину, не приведшая к положительному результату. Колокол имеет четыре уха, расположенных вокруг четырехгранного, сужающегося кверху маточника. Язык колокола утрачен.

Декоративное оформление представляет собой классическую ярусную композицию и распределяется очень равномерно по всей поверхности колокола.

В верхней части колокола расположен неширокий орнаментальный пояс, состоящий из изогнутых дугообразных линий-стеблей с утолщениями на концах и венчающих их узких бутонов. Орнамент венчается зигзагообразной линией. По низу фриза проходит ряд некрупных бусин. Еще ниже расположены три гладкие полосы, образованные декоративными валиками. Там, где трещина пересекает нижнюю полосу, имеется отверстие от сверла диаметром 5 мм. В средней части колокола размещены четыре рельефных изображения четырехкрылых херувимов. Чуть ниже — еще два декоративных валика. По низу юбки колокола проходит валик, чуть выше которого расположена надпись «ЛИТЪ ВЪ ГОРОДЕ ЕКАТЕРИНБУРГЕ ФАБ[рикой] КУП[ца] ЯРН». Шрифт гражданский, буквы несколько заквадраченные. Над первой буквой «О» в слове «ГОРОДЕ» выбиты цифры «38», вероятно, вес колокола с языком. Инициалы заказчика до настоящего времени не раскрыты.

Декор этого колокола почти полностью повторяет декор колокола, описанного в статье «Колокола объединения «Светолитие» [6, с. 140] под № 2. Только у того колокола отсутствует надпись. Сравнивая их, можно сделать предположение, что они отлиты одним литейщиком.

Колокола № 2 и № 3

Церковный колокол № 2 передан из школьного музея пос. Ложок Иски-тимского района Новосибирской облас-

ти директором С. И. Коломниковой в 1998 году [1, с. 86]. Церковный колокол № 3 передан неизвестным благотворителем в храм во имя Михаила Архангела. Ныне оба экспоната подвешены на музейной столбовой звоннице, имеют качественное звучание, используются при демонстрации звонов.

Оба они имеют более приземистую форму, чем у колокола № 1 и более динамичный выразительный изгиб профиля. Металл их хорошо сохранился, имеет патину желтоватого оттенка. По нижнему краю колокола выщерблены, особенно № 3. Оба колокола имеют по четыре уха, расположенные вокруг четырехгранного маточника. У колокола № 2 сохранился оригинальный кованый язык, для колокола № 3 был изготовлен в размер новый язык соответствующей весовой пропорции.

Композиция декоративного оформления этих двух колоколов схожая. И в том, и в другом случае основная часть декора расположена в верхней части колокола, и представляет собой декоративный фриз, состоящий из нескольких валиков (четырех у № 2 и двух у № 3) с гладким полем между ними, обрамленных сверху и снизу полосами зеркально отраженного линейного орнамента.

Орнамент колокола № 2 состоит из тонких, закрученных в спирали стеблей, заканчивающихся бусинами и венчающих их узких бутонов. Орнамент сверху венчает зигзагообразная линия, а снизу — линия жемчужника. В целом, он очень похож на орнамент колокола № 1, только не такой приземистый.

Орнамент колокола № 3 очень ажурный, тонкий и четкий, самой качественной проработки во всей коллекции. Состоит из тонких дугообразных стеблей, собранных в верхней части в пучки вроде пальметт*' как бы скрепленных бусинами. Внизу каждой пальметты также расположена бусина, венчает орнамент достаточно типичная для декора колокола зигзагооб-

Пальметта — орнаментальный мотив, характерный для искусства стран Древнего Востока и Средиземноморья. Пальмы со своими веерообразными и перистыми листьями служили у древних евреев и египтян символом мира и победы. Орнаментальная форма растения получила наименование пальметты [5, с. 132].

разная линия. Между пальметтами также тонкие линии, расположенные в виде трилистника. Так же как на колоколе № 2 орнамент имеет зеркальное отражение, расположенное под гладкой полосой, обрамленной двумя валиками.

На юбке обоих колоколов оставлена широкая чистая полоса, обрамленная тремя декоративными валиками сверху и одним снизу. На юбке колокола № 3 выгравирована цифра 13, а с другой стороны колокола выбиты буквы «УРИЦ» гражданским шрифтом.

Колокол № 4

Церковный колокол завода П. И. Ги-лева сыновей лит в Тюмени и до 2003 г. находился на колокольне Никольской церкви в с. Новолуговое Новосибирской области и частично был описан С. Г. То-сиеым (2001 г.) [4, с. 73]. Из-за повреждения колокола на новосибирском предприятии ОАО «Опытный завод цветного литья» под руководством генерального директора В. А. Кузнецова были отлиты взамен новые колокола для организации звона. Данный колокол до последнего времени считался утерянным, в Музей был передан из личного архива В. А. Кузнецова.

Из всех описываемых этот самый вытянутый по вертикали колокол. Имеет патину неравномерного желтоватого оттенка с темными пятнами и неровную зигзагообразную трещину, расположенную горизонтально практически вокруг всего колокола. Венчается четырьмя ушами. Язык утрачен.

Все орнаментальное оформление расположено в верхней части колокола. На плечах мы видим узкий орнаментальный пояс, в котором использованы восточные мотивы, а именно — мотив заостренной ступенчатой арки (столь характерный для азиатского искусства), с расположенными под ней трилистниками с заостренными концами, часто встречающимися в орнаментах Средней Азии и Кавказа. Например, в кубачинском орнаменте этот мотив носит название «сулка». По низу фриза проходит ряд жемчужни-ка. Орнамент выполнен достаточно рель-

ефно, хотя отливка не очень качественная, грубоватая, «оплывает» на поверхности колокола. Ниже два декоративных валика с гладким пространством между ними, на котором выгравирована надпись «1 п Зф». Еще ниже — литая надпись «ЛИТЪ ВЪ ЗАВОДЕ П.И. ГИЛЕВА СЫНОВЕЙ ВЪ ТЮМЕНИ 1907 Г.» Шрифт — наподобие плакатного рубленого, но с некоторыми элементами славянской вязи. По самому низу юбки проходит еще один валик.

Колокол № 5

Церковный колокол завода П. И. Ги-лева сыновей лит в Тюмени и находился в церкви с. Столыпинка (ныне с. Советское, Казахстан). По данным местного краеведа М. Ключерова, средства на строительство церкви и приходской школы были выделены переселенцам в 1910 г. премьер-министром правительства Российской империи П. А. Столыпиным [3, с. 135]. После разрушения церкви в 1924 г. один колокол служил в качестве сигнального на сенобазе, где и был окрашен снаружи красной краской. Далее он попал в семью В. И. Бума-гина, уроженца этого села, и, как семейная реликвия, перемещался с его семьей по Сибири. В музей передан его племянником Вадимом Бумагиным в 2011 г.

Колокол небольшой, несколько приземистый, профиль классический, покрыт красной масляной краской, частично удаленной, имел четыре уха, два из которых утрачены. Для колокола используется точеный язык Московского колокольного завода «Литакс» соответствующего веса.

Из декоративного оформления колокол имеет только два декоративных валика в верхней части колокола и надпись на юбке «ЛИТЪ ВЪ ЗАВОДЕ П.И. ГИЛЕВА СЫНОВЕЙ ВЪ ТЮМЕНИ». Шрифт — наподобие плакатного рубленого, но с некоторыми элементами славянской вязи.

Колокол № 6

Церковный колокол передан в 2012 г. бывшим литейным мастером ОАО «Ново-

сибирский оловянный комбинат» И. В. Поповым из личного архива. В начале 2000-х годов Оловозавод занимался литьем колоколов, и данный колокол был передан заводу в качестве образца приходом одного из храмов Новосибирской области (даритель не помнит название прихода).

Колокол некрупный, имеет несколько зауженные и покатые плечи. Довольно светлый, хоть и покрыт от времени белесым и зеленоватым налетом. Низ юбки колокола отколот в нескольких местах (в целом около 1/3 диаметра), с явными следами множественных мелких повреждений от ударов. Колокол имел четыре уха, два из которых утрачены. Язык колокола отсутствует.

Композиция декоративного оформления такая же, как у колоколов № 2 и 3.

В верхней части колокола фриз из двух гладких полос, образованных тремя декоративными валиками и обрамленных сверху и снизу полосами зеркально отраженного фризового орнамента. Последний в точности повторяет декор колокола производства купца Ги-лева, хранящийся в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета. Это неширокий орнамент с зигзагообразным зубчатым верхом, состоящий из отдельных завитков и колечек. Так же, как на гилевском колоколе, он проработан не очень хорошо, местами словно «оплывает» на поверхности колокола. Из этого можно сделать предположение, что данный колокол также принадлежит производству купца Гилева. На юбке колокола оставлена широкая чистая полоса, обрамленная тремя декоративными валиками сверху и одним снизу.

Колокол № 7

Церковный колокол, также предположительно сибирского происхождения, передан Музею в 2011 г. выпускником Школы звонарей Дмитрием Ленским, который нашел его на чердаке гаража на станции Мочище.

Форма колокола зауженная. Он довольно сильно потемнел от времени, име-

ет коричневую патину и зеленоватый налет. В нижней части колокола была трещина, ликвидированная при помощи на-плавления бронзы. Заваренная часть юбки длиной до половины диаметра имеет более светлый оттенок. У колокола шесть ушей: с двух сторон маточника по два и с двух других сторон по одному. В верхней части маточника — пропил, в который вставлена скоба, закрепленная штифтом. В качестве языка используется самодельный цилиндрический стержень с пружиной на свободном конце.

Композиция декоративного оформления такая же, как у колоколов N° 2 и 3. В верхней части фриз из гладкой полосы, образованной четырьмя сдвоенными декоративными валиками, обрамленными сверху и снизу полосами зеркально отраженного фризового орнамента, который состоит из горизонтально расположенных завитков с бусиной между ними, и увенчан характерной зигзагообразной линией. По низу расположен ряд бусин-жемчужин и линейный мотив в виде крученого шнура. В целом орнамент проработан слабо и отлит не слишком качественно. В средней части колокола гравированная надпись «25 5/8». На юбке оставлена широкая чистая полоса, обрамленная двумя декоративными валиками сверху и одним снизу.

Колокол № 8

По данным литовского историка Гин-таутаса Заленаса [2, с. 119] это церковный колокол польского литейного мастера Andrzej Wiodkowski, работавшего между 1799—1830 годами в г. Ружаны, отлит в 1817 г. В Музей передан в 2011 г. из мужского монастыря во имя Всех святых в земле Сибирской просиявших г. Черепаново.

Известно более двадцати колоколов этого мастера, которые звонили в храмах Белоруссии, Литвы и Польши. Видимо, колокол попал в Сибирь во время эвакуации культурных и церковных ценностей перед Первой мировой войной.

Этот колокол, самый крупный и самый старый в коллекции, имеет классические красивые, строгие очертания

и гармоничные пропорции. Он покрыт зеленовато-серой патиной. Металл мелкозернистый, несколько белесый, очень хорошего качества литья. По всей вероятности, исходя из формы и качества металла, колокол обладал очень хорошим звуком, но без специальной методики удостовериться в этом нет возможности, так как колокол поврежден. Нижний край по дуге 16 см отколот. С другой стороны колокола от низа почти через всю поверхность проходит вертикальная трещина, раздваивающаяся на конце. Колокол имеет шесть достаточно массивных скругленных ушей. Сохранилась часть оригинального языка (круглый в сечении кованый стержень, 2/3 от общей длины языка, с утолщением и петлей на свободном конце).

В верхней части колокола два тонких декоративных валика отделяют две гладкие полосы. Между валиками отлита надпись латинскими буквами «НОКи 1817». Под вторым валиком расположен орнаментальный фриз с зубчатым завершением по низу. Внутри зубцов — растительный орнамент в виде свисающих вниз цветов наподобие колокольчика, обрамленных тонкими закручивающимися усиками. Рельеф орнамента невысокий, но хорошо просматривающийся, очень тонкий и изящный. Линия зубцов подчеркнута узкой каемкой с удлиненными бусинами. Ряд похожих бусин пропущен по верхнему краю орнамента. По юбке колокола проходят еще несколько валиков. В целом колокол оформлен достаточно строго и сдержанно.

Колокола № 9 и № 10

Колокола выкуплены благотворителем (пожелавшим остаться неизвестным) из пункта приема металлолома в с. Новый Шарап Новосибирской области и переданы в Музей из мужского Михаило-Архангельского монастыря иеромонахом Николаем (Трачевым).

Колокол № 9 — классический корабельный колокол с единственным ухом-петлей. Сохранился хорошо, без повреждений. Имеет язык в виде круглого яблока на стержне диаметром 10 мм. Декора

нет. Внутри колокола методом ударного клеймения нанесена надпись с выходными данными завода-изготовителя «3-д

196 и п\п____1 знак ОТК 815 лк вес

25,5 кг пп 30 08». По этим данным удалось его определить как «Судомех» (г. Ленинград) наркомата оборонной промышленности СССР.

Колокол № 10 также сигнального назначения. Форма несколько заужена, имеет характерный профиль: стенки в верхней части несколько спрямленные, на юбке — плавно закругляются. Вокруг четырехгранного маточника расположены четыре толстые пластины. В двух из них (противоположных) просверлены небольшие круглые отверстия. Они-то и играют роль ушей. Язык отсутствует. В верхней части колокола — два декоративных валика. Такое впечатление, что они не отлиты, а выполнены токарным способом. В районе плеч у колокола небольшой свищ диаметром 2 мм как последствие некачественного литья. На юбке — следы от многочисленных ударов.

Колокол № 11

Колокол передан бывшим литейным мастером ОАО «Новосибирский оловянный комбинат» И. В. Поповым из личного архива и является последним приобретением Музея колокольного звона в феврале 2012 г. Происхождение колокола выяснить не удалось, использовался в качестве церковного.

Не вполне понятно его назначение, хотя не исключено, что отлит как сигнальный. Можно предположить, что это отливка, произведенная на одном из заводов и за неимением колоколов приспособленная для звона, когда его разрешили. Колокол имеет необычную очень широкую и приплюснутую чашеобразную форму. Сверху — единственное приваренное ухо-петля. В качестве самодельного языка использована цилиндрическая гиря на крюке из гвоздя. Колокол довольно грубого литья, имеет легкую зеленоватую патину. В целом старинным не выглядит. По всей поверхности колокола следы от множественных ударов,

Таблица 1

Колокола 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Высота с ушами, см 36 31 21 32 28,5 28,5 28 44 30,5 29 22

Вышина до плеча, см 27 23 16 25 21 21 21,5 32 27 21,5 21

Толщина «боя», см 3 2.2 1,5 2,5 1,8 2 1|7 3 3 1.5 1

Нижний диаметр, см 36,5 30 21 29,5 25,5 26 26,8 44,5 32,5 28 30

Верхний диаметр,см 17,5 16,5 12 14 14 12,5 13,5 24 15,5 13,5 10

Диаметр «сковороды», см 10 11,5 7,5 9,5 9,5 8,5 9,5 18 9,5 10 -

Диаметр звукового кольца, см 29,5 24 18 24 21 22 22 35 27,5 23 26

Количество ушей 4 4 4 4 4 (-2) 4Г-2) 6 6 1 4 1

Высота маточника, см 8 6,5 4,2 6 5 7 6 11 5 5,5 4,5

□снование маточника, см 4,5x5 4,5x4,5 2x2 4,5x5 4x4 4,3x4,3 3,5x4 2,2x6 2x5 3,6x3,6 1x6

Длина языка, см - 31 16,5 - - - - 27 (2\3) 33,5 - -

Вес, кг 33 17 6 17,7 13 11 11,6 41,1 25,5 10,5 17

Химсостав, %: медь олово примеси 70 23,3 6,7 76,5 19,7 3,8 74 18,5 7,5 78,3 18,3 3.4

Основной тон звука МиЬ Фа# Фа Соль

видимо, звон производился снаружи. Декора и надписей нет.

Основные промеры описанных колоколов представлены в таблице 1.

На данном этапе план экспозиции формируется из трех ансамблевых групп:

— звонница палатного типа, демонстрирующая различные способы подвеса и балансировки колокольного подбора;

— столбовая звонница с колоколами, демонстрирующими различные техники звона связками;

— разборная каркасная звонница для обеспечения звона в полевых условиях как на богослужение, так и различного сигнального назначения.

Таким образом, экспозиция позволяет работать в двух режимах (обучающем и демонстрационном), предназначенных для различных целевых аудиторий.

Литература

1. Благовещенская Л. Д. Колокола. Сб. ст. — Новосибирск, 2006.

2. Гинтаутас Заленас. Церковные колокола епархии Лиепая. — Вильнюс, 2008.

3. Ключеров М. Явленка. Есильский район. Энциклопедия. Изд. Татьяна Лурье. - Челябинск, 1999.

4. Тосин С. Г. Звонница на рубеже тысячелетий (серия «Дети и традиционная культура», вып. 3). - Новосибирск, 2003, - С. 71-75.

5. Фокина Л. В. Орнамент: учебное пособие. 5-е изд., перераб. и доп. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

6. Церковь и музеи: использование исторически ценных колоколов. Сб. докладов на международной научно-практической конференции. -М.: Колокольный центр, 2006.

Получено 21 апреля 2013 г.

Приложение

Колокол № 1

4 1 ИГ

г?»-*!...

Колокол № 4

Колокол № 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Колокол № 8

Колокол № 9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.