Научная статья на тему 'СИСТЕМА КОНТРОЛЛИНГА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ УНИТАРНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА (ВКХ)'

СИСТЕМА КОНТРОЛЛИНГА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ УНИТАРНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА (ВКХ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНТРОЛЛИНГ / УПРАВЛЕНИЕ / МУП / ГУП / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ВОДОСНАБЖЕНИЕ И ВОДООТВЕДЕНИЕ / ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЖКХ / CONTROLLING / MANAGEMENT / MUNICIPAL UNITARY ENTERPRISE / STATE UNITARY ENTERPRISE / MUNICIPAL UNITARY ENTERPRISES / STATE UNITARY ENTERPRISES / WATER SUPPLY AND SEWERAGE / WATER SUPPLY AND SEWERAGE SERVICES / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мкртчян А. М.

Система контроллинга является одним из наиболее перспективных инструментов эффективного управления предприятием. Унитарным предприятиям ВКХ, ситуация в которых характеризуется уже долгое время как кризисная, ставят в упрек неэффективность системы управления финансово-хозяйственной деятельностью. Кроме того, они подвержены регуляторным рискам как ни одна другая сфера хозяйственной деятельности. Система контроллинга позволит совершенствовать существующую систему управления, своевременно идентифицировать угрозы, выявить факторы развития и принятия превентивных мер в рамках антикризисного управления предприятием ВКХ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мкртчян А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROLLING SYSTEM AS AN EFFECTIVE TOOL FOR MANAGING UNITARY ENTERPRISES OF WATER SUPPLY AND SEWERAGE FACILITIES (WSS)

The controlling system is one of the most promising tools for effective enterprise management. Unitary enterprises of water and waste disposal, the situation in which has been characterized for a long time as a crisis, are reproached with the inefficiency of the system of financial and economic activity management. In addition, they are exposed to regulatory risks like no other business. The controlling system will improve the existing management system, identify threats in a timely manner, identify development factors and take preventive measures within the framework of anti-crisis management of a water and wastewater service enterprise.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА КОНТРОЛЛИНГА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ УНИТАРНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА (ВКХ)»

электронный научно-экономическии журнал

стр 319

DOI: 10.17747/2311-7184-2020-12-319-323 УДК 338.46

Система контроллинга как эффективный инструмент управления унитарными предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ)

Мкртчян А.М.

Научный руководитель: канд. экон. наук, доцент Каплина М.С. Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт им. А.К. Кортунова ФГБОУ ВО Донской ГАУ г. Новочеркасск, Россия

Аннотация. Система контроллинга является одним из наиболее перспективных инструментов эффективного управления предприятием. Унитарным предприятиям ВКХ, ситуация в которых характеризуется уже долгое время как кризисная, ставят в упрек неэффективность системы управления финансово-хозяйственной деятельностью. Кроме того, они подвержены регуляторным рискам как ни одна другая сфера хозяйственной деятельности. Система контроллинга позволит совершенствовать существующую систему управления, своевременно идентифицировать угрозы, выявить факторы развития и принятия превентивных мер в рамках антикризисного управления предприятием ВКХ.

Ключевые слова: контроллинг, управление, МУП, ГУП, муниципальные унитарные предприятия, государственные унитарные предприятия, водоснабжение и водоотведение, водопроводно-канализационное хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, ЖКХ.

CONTROLLING SYSTEM AS AN EFFECTIVE TOOL FOR MANAGING UNITARY ENTERPRISES OF WATER SUPPLY AND SEWERAGE FACILITIES (WSS)

Mkrtchyan A.M.

Novocherkassk Engineering and Reclamation Institute them. A.K. Kortunova FSBEI HE Donskoy GAU Novocherkassk, Russia

Annotation. The controlling system is one of the most promising tools for effective enterprise management. Unitary enterprises of water and waste disposal, the situation in which has been characterized for a long time as a crisis, are reproached with the inefficiency of the system of financial and economic activity management. In addition, they are exposed to regulatory risks like no other business. The controlling system will improve the existing management system, identify threats in a timely manner, identify development factors and take preventive measures within the framework of anti-crisis management of a water and wastewater service enterprise.

Keywords: controlling, management, municipal unitary enterprise, state unitary enterprise, municipal unitary enterprises, state unitary enterprises, water supply and sewerage, water supply and sewerage services, housing and communal services.

Жизненная необходимость в таком продукте, как чистая вода, обуславливает исключительность и особенности развития рынка услуг водоснабжения и водоотведения. Социальная значимость, естественно-монополистический характер основной деятельности, государственное регулирование (тарифы); привязка к рынку определенного региона; значительная доля государственной муниципальной собственности на объекты инфраструктуры коммунального хозяйства (на 2019 г на долю МУП и ГУП приходится 53%); энергоемкость (порядка 10% производимой в стране электро- и теплоэнергии) [4] - все это характерно для рынка услуг в сфере ВКХ.

В то же время объекты водопроводно-канализационного хозяйства в Российской Федерации характеризуются различным уровнем технического состояния и степенью износа. Множество систем и объектов ЖКХ нуждаются в модернизации и привлечении инвестиций для обеспечения качества и надежности их функционирования, в том числе за счет повышения уровня технологического развития.

Усугубляется ситуация тяжелым финансовым состоянием. Известно, что отрасль функционирует много лет с отрицательной рентабельностью. Убыточность на 2019 год от операционной деятельности составляет 1,7% в водоснабжении, 3,7% в водоотведении [1]. Несопоставимые цены на услуги водоснабжения и водоотведения приводят заведомо к отрицательному финансовому результату, лишая возможности организации ВКХ на проведение регламентных работ, не говоря о расширенном воспроизводстве [6]. Тарифное регулирование в на-

СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА Том 8 № 12 (2020)

анализ | прогноз | управление Business Strategies

электронный научно-экономический журнал стр 320

стоящее время оторвано от целевых показателей водоканалов и достижению этих показателей. Кроме того, у предприятий водоснабжения и водоотведения существуют регуляторные риски: появляются все новые и новые обязательства: новая охрана, новые приборы учета и др. [1]. Приведенные доводы обуславливают потребность в разработке и внедрении системы контроллинга ввиду значимости оказываемых услуг и «чувствительности» потребителей к качеству, надежности и бесперебойности их предоставления [5]. Она позволит обеспечить методическую и инструментальную базу для выполнения функций управления.

Система контроллинга представляет собой совокупность разнообразных инструментов, при помощи которых набирается необходимая информация для нужд управления, принятия эффективных управленческих решений в управлении бизнес-процессами на предприятиях ВКХ. К таким инструментам будут относиться идентификация бизнес-процессов, определение точек ответственности, бюджетирование, стратегическое планирование и система ключевых показателей эффективности (KPI), управленческая отчетность, делегирование, анализ управленческой отчетности. При этом анализ будет направлен на выявление существующих негативных тенденций с применением методики управления по ключевым показателям эффективности (KPI). Наличие такой системы в муниципальных и унитарных предприятиях позволит в будущем «привязать» тарифное регулирование к данным целевым показателям и их достижению. В настоящее время государственное регулирование по тарифам оторвано от данных показателей, равно как и система таких показателей отсутствует у унитарных предприятий, что неизбежно ведет к полной разрухе в отрасли.

Понятие «контроллинг» (от английского control - руководство, регулирование, управление, контроль) трактуется многими авторами по-разному. В научной и учебной литературе традиционно все концепции контроллинга принято делить на три группы (рис. 1).

Применительно к унитарным организациям водопроводно-канализационного хозяйства контроллинг не будет применяться в чистом виде ни по одной концепции, а будет представлять собой интегрированную систему, которая будет вписана в систему бухгалтерского учета, планово-экономического отдела, производственной сферы на уровне менеджеров среднего звена (начальники участков, лабораторий и пр.), абонентского отдела.

Рис. 1. Концепции контроллинга [7,8]

^1.Контроллинг понимается как функция, интегрированная в систему бухгалтерского учета.

3. Концепцийч-^Ч контроллинга, т) ориентированная на управление с акцентом на координацию, или планирование и ^ контроль

2. Концепция контроллинга, основанная на приоритетной ориентации контроллинга на

обеспечение служб менеджмента информацией, необходимой для принчтич ^^^^ решений. Щ

Управление предприятием - это процесс, прежде всего, информационный, в основе которого лежит выявление объективных возможностей, целеполагание и достижение избранных целей посредством принятия управленческих решений и реализации их в практической деятельности. Достижение целей во многом осуществляется посредством контроллинга за исполнением управленческих решений. Муниципальные унитарные предприятия в настоящее время критикуют за отсутствие качества управления и отсутствие компетентных кадров и используют этот довод в качестве обоснования необходимости ликвидации МУПов и ГУПов. Несомненно, у крупных частных компаний значительно выше уровень и качество управленческих процессов, более современные методы оценки эффективности, внутренних отчетов, отработанная система стандартов и рекомендаций, в то время как муниципальные унитарные предприятия находятся в иной управленческой среде, отсутствуют ресурсы для выработки, внедрения и поддержки испытанных стандартов эффективной работы разных подразделений. Система контроллинга и относится к одному из эффективных методов управления унитарным предприятием.

Необходимость внедрения данной системы в практику муниципальных унитарных предприятий продиктована объективной необходимостью повышения эффективности работы муниципальных и унитарных предприятий ВКХ как в части повышения качества услуг, так и в части финансового оздоровления. Учитывая тот факт, что города с населением менее 200 тыс. чел. не рассматриваются крупными частными операторами как таковые, кроме муниципальной формы управления другой альтернативы нет.

Основными этапами построения системы контроллинга, по нашему мнению, являются (рис. 2):

электронный научно-экономическии журнал

стр 321

Рис. 2. Этапы построения системы контроллинга на унитарных предприятия ВКХ

проектирование бизнес-функций и определение бизнес-процессов

создание новой организационно-производственном структуры с тщательной проработкой структуры финансовых служб;

определение требований к необходимой управленческой информаци

Идентификация бизнес-функций в организациях водоснабжения и водоотведения необходима для определения объектов (что контролировать) и субъектов (кто будет контролировать) системы контроллинга. Например, бизнес-функция «Продажи» может выполняться абонентским отделом, «Закупки» - отделом снабжения. В самом общем виде бизнес-процессы и бизнес-функции можно представить следующем образом (рис. 3).

Рис. 3. Типовые бизнес-процессы и бизнес-функции унитарных предприятия ВКХ

Бизнес-процессы

•Расчет и утвержден не экономически обоснованного тарифа • Водос набжен ие

•Водоотведение

•Определение доходов (расходов)

•Общение персонала

Бизнес-функции

•Производство питевой воды

■ Производство услуг поводоотведенига ■Закупки

•Техническая поддержка

■ Рел иза ция услуг водосн абже н ия и водоотведения

■Внутреннее ценообразовани

Создание новой организационно-производственной структуры водоканалов представляет собой создание единого финансового управления, которое бы объединяло бухгалтерский (финансовый) учет, финансовое планирование (разработка стратегических и оперативных планов, формирование тарифной политики); управленческий учет и контроллинг (бюджетирование, бюджетный контроль, поддержка руководителей, контроль за исполнением планов руководителей производственных, инженерно-технических и вспомогательных служб) [3]. Таким образом, заместитель генерального директора и начальники структурных подразделений могут работать вместе как руководящая группа в процессе развития управления финансами. В настоящее время в большинстве унитарных предприятий ВКХ нет полной интеграции всех финансовых функций под началом одного заместителя генерального директора, что приводит зачастую к несогласованности действий, потере ценной информации.

Планирование является одной из функций управления, как и контроллинг. Чтобы контроллинг в полной мере осуществлялся, необходимо прописывать стратегические цели, продумывать оперативные планы по достижению запланированных показателей. В результате различают стратегический и оперативный контроллинг.

Говоря о стратегическом контроллинге на унитарных предприятиях ВКХ, мы понимаем обеспечение выживаемости, поддержание потенциала успеха сферы ВКХ, учитывая факторы внешней и внутренней среды. Оперативный контроллинг же нацелен на достижение текущих целей, а также принятие своевременных решений, ориентированных на устойчивое функционирование организаций ВКХ. Что в себя должен включать, на наш взгляд, стратегический и оперативный контроллинг в организациях водоснабжение и водоотведения, приведено на рис. 4.

Рис. 4. Модель стратегического и оперативного контроллинга на унитарных предприятиях ВКХ

электронный научно-экономическии журнал

стр 322

На рис. 4 представлен механизм формулировки цели с учетом особенностей текущей деятельности муниципальных унитарных предприятий водоснабжения и водоотведения, а также трансформирования их в программы и мероприятия, увязки стратегических целей и задач. Процесс планирования стратегии можно представить в виде последовательности следующих шагов (рис. 5).

Рис. 5. Типовая схема стратегического планирования на унитарных предприятиях ВКХ

Показатели стратегического плана формируются различными структурными подразделениями, однако служба контроллинга должна координировать и обеспечивать информационное единство планирования путем предоставления руководству прогнозов развития для принятия решений [2].

Основная цель оперативного планирования заключается в конкретизации показателей, доведении их до исполнителей. Последовательность разработки оперативного плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия водоснабжения и водоотведения представлена на рис. 6.

Рис. 6. Последовательность разработки оперативного плана финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия в ВКХ [2]

Составление оперативного плана является процессом бюджетирования, в котором происходит взаимоувязка стратегического плана посредством определения ключевых показателей эффективности и учета их в бюджетах.

Таким образом, действенный финансовый контроль возможен лишь в том случае, когда существует продуманный и четкий финансовый план (сформулированы стратегические цели, выбраны целевые показатели эффективности и в соответствии с ними разработаны оперативные планы), позволяющий осуществлять мониторинг эффективности. Чем большее внимание уделяется процессу планирования, тем больше вероятность установления действенного финансового контроля.

Для того чтобы осуществлять контроль за выполнением плановых показателей, необходима разработка управленческой отчетности по выбранным показателям. Формы управленческой отчетности могут быть разработаны по операционным (эксплуатационным) затратам, доходам, дебиторской задолженности, техническим показателям и др. Эти данные будут основываться на информации, которая предоставляется держателями бюджетов (руководителями структурных подразделений) и консолидируется в виде управленческих отчетов.

Основными требованиями к управленческой информации предприятий ВКХ является простота и доступность информации для восприятия и последующего анализа. Также она должна раскрывать качественный и количественный, финансовый и нефинансовый состав управленческой отчетности, где также будут раскрыты показатели эффективности деятельности водоканала с целью проведения ее мониторинга и принятия мер по устранению выявленных негативных факторов.

Выделение центров ответственности предполагает закрепление ответственности за руководителями структурных подразделений организации и материально ответственными лицами, контролирующими затраты, доходы и средства, инвестируемые в этот сегмент производственно-хозяйственной деятельности. Как правило, ими являются все производственные участки, непосредственно обслуживающие основные виды деятельности предприятия ВКХ. На каждом из этих сегментов должна вестись регистрация учетных событий лицами, которые

СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА Том 8 № 12 (2020)

анализ | прогноз | управление Business Strategies

электронный научно-экономический журнал стр 323

за это событие отвечают, то есть в связи с финансовой отчетностью которых оно произошло. В результате данная мера будет способствовать установлению делегирования ответственности за исполнение бюджетов разных уровней.

В завершение следует согласиться с Кемайкиным Н.К., который назвал систему контроллинга «сервисным бизнес-процессом... это «глаза и уши» руководителя и (или) информационная поддержка для менеджмента в принятии решений». [2] Хорошо организованная система планирования будет работать на достижение конкретных результатов избранных целей посредством принятия управленческих решений и реализацией их в практической деятельности.

Предложенный механизм разработки системы контроллинга управления унитарными предприятиями ВКХ будет способствовать повышению качества управления муниципального унитарного предприятия в сфере водо-проводно-канализационного хозяйства.

Список литературы

1. Программа заседания совета на тему «Государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства: законодательные новации и правоприменительная практика» 28 марта 2019 года. // http://council.gov.ru/media/files/0SvPvynFzbuvtAQA dziIrrdLMxYQ7qSy.pdf

2. Кемайкин Н.К. Разработка механизма формирования системы контроллинга предприятий жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования // дис. канд. экон. наук. Москва, 2016. С. 206.

3. Каплина М.С. Бюджетирование как специфический метод управленческого учета в управлении текущей деятельностью сельскохозяйственных предприятий в современных условиях // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. 2015. № 5. С. 35-39.

4. Годовой отчет ООО «РКС-холдинг» // http://www.roscomsys.nj/upload/mediaNbrai-y/%D0%A0%D0%9A%D0% A1_%D0%A5%D0%BE%D0%BB%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B3_2019.pdf

5. Старостенко С.В. Разработка системы раннего предупреждения и контроля рисков для предприятий ЖКХ // Стратегии бизнеса: анализ, прогноз, управление. № 8 (40). 2017.

6. Каплина М.С. Роль ценообразования в построении системы управленческого учета текущей деятельности на предприятиях водоснабжения и водоотведения / Terra Economicus. 2010. Т. 8. № 4-2. С. 73-76.

7. Пантин Е.В., Советов П.М. Методологические подходы к определению сущности контроллинга и проблемы его применения в организации управления на отечественных предприятиях // ББК 65.9 (2Рос-4Вол) П 261 Редакционная коллегия. 2019. С. 234.

8. Юсупова С.Я. Контроллинг: учебник / С.Я. Юсупова, М.В. Бойкова. - Москва: Дашков и К°. 2019. 368 с.: ил. - Режим доступа: по подписке. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=572319

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.