Научная статья на тему 'СИСТЕМА КОМПЛАЕНС КАК ОДНА ИЗ ФОРМ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ'

СИСТЕМА КОМПЛАЕНС КАК ОДНА ИЗ ФОРМ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1887
305
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
комплаенс / комплаенс-контроль / внутренний контроль / коррупция / комплаенс-риски / compliance / compliance control / internal control / corruption / compliance risks

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Выползова О.О., Маркина Ю.В.

В статье рассматривается тема комплаенс-контроля, который направлен на снижение рисков компании и повышению уровня ее эффективности. В работе представлен анализ экономических преступлений в компаниях, выявлены основные направления комплаенса. Также разработана система организации комплаенс-контроля в компании. Экономическая безопасность страны применительно к деятельности государственных компаний заключается не только в сохранении собственных средств, но и в их добросовестном и эффективном использовании в интересах собственника. Исходя из этого мы полагаем, что комплаенс-контроль может стать инструментом в том числе обеспечения экономической безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLIANCE SYSTEM AS ONE OF THE FORMS OF MANAGEMENT CONTROL AT THE ENTERPRISE

This scientific article discusses the topic of compliance control, which is aimed at reducing the company’s risks and increasing its efficiency. The paper presents an analysis of economic crimes in companies, identifies the main areas of compliance. A system for organizing compliance control in the company has also been developed. The economic security of the country in relation to the activities of state-owned companies includes not only the preservation of the funds themselves, but also their conscientious and effective use in the interests of the owner, on the basis of this, the system of compliance control in the country’s economy is considered in this article.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА КОМПЛАЕНС КАК ОДНА ИЗ ФОРМ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ»

УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМАМИ В МАРКЕТИНГЕ И МЕНЕДЖМЕНТЕ

Для цитирования: Выползова О.О., Маркина Ю.В. Система комплаенс как одна из форм управленческого контроля на предприятии // Управление в современных системах. 2021. №4. С. 51-59.

DOI 10.24412/2311-1313-32-51-59

УДК 65 JEL: M4

ББК 65.05

СИСТЕМА КОМПЛАЕНС КАК ОДНА ИЗ ФОРМ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Выползова О.О1., ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет» Маркина Ю.В2., ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет»

Аннотация

В статье рассматривается тема комплаенс-контроля, который направлен на снижение рисков компании и повышению уровня ее эффективности. В работе представлен анализ экономических преступлений в компаниях, выявлены основные направления комплаенса. Также разработана система организации комплаенс-контроля в компании. Экономическая безопасность страны применительно к деятельности государственных компаний заключается не только в сохранении собственных средств, но и в их добросовестном и эффективном использовании в интересах собственника. Исходя из этого мы полагаем, что комплаенс-контроль может стать инструментом в том числе обеспечения экономической безопасности страны.

Ключевые слова: комплаенс, комплаенс-контроль, внутренний контроль, коррупция, комплаенс-риски.

Введение

Актуальность рассматриваемой темы состоит в том, что в России на сегодняшний день большинство экономических преступлений совершается сотрудниками организаций3. Это связанно с отсутствием эффективного внутреннего контроля за всеми процессами хозяйствующих субъектов, также с отсутствием сплошного контроля за операциями, связанными с расходами организации. Многие хозяйствующие системы не понимают сущность комплаенса, поскольку считают, что внутренний контроль не важен при ведении своего бизнеса.

В этой связи, в научной статье рассмотрен вопрос о том, почему введение элементов комплаенс-контроля и оценки комплаенс-рисков в деятельности организации на сегодняшний день, является перспективным направлением в развитии систем внутреннего контроля в хозяйствующих субъектах [Кадышева, 2019].

1 Выползова Ольга Олеговна - студент 4 курса, направление «Экономическая безопасность», Южно-Уральский технологический университет; 454084, г. Челябинск, ул. Комсомольский проспект, 113А; e-mail: vypolzova 15@ mail.ru;

2 Маркина Юлия Валерьевна - доцент кафедры «Экономика и Управление» ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет» 454084, г. Челябинск, ул. Комсомольский проспект, 113А; ЧОУВО «Международный институт дизайна и сервиса» 454084, г. Челябинск, ул. Ворошилова, 12; e-mail: yulia27.86@mail.ru;

3 Доронина Н.Ю. Проблемы квалификации преступлений в сфере экономики // Молодой ученый. 2020. №3 (293). С. 169-172. URL: moluch.ru/archive/293/66457/ (дата обращения: 20.11.2021).

Теоретические основы комплаенс-контроля

С развитием экономических отношений в обществе одновременно стали возрастать различного рода финансовые риски у хозяйствующих субъектов, возникновение которых обусловлено воздействием внешних и внутренних факторов.

Среди внешних факторов можно назвать отсутствие добросовестной конкурентной среды, воздействие криминогенной обстановки на бизнес-сообщество, которая со временем совершенствуется путем изменения методов и способов хищения. Можно также отметить нестабильность и волатильность международных экономических отношений, которые существенно влияют на бизнес-среду за счет применения санкционных мер воздействия.

К внутренним факторам, способствующим усилению управленческого контроля, следует причислить такие факторы, как корпоративные конфликты, коррупционные методы хищения среди работников хозяйствующего субъекта, репутационные риски, налоговые риски, риски, связанные со стагнацией бизнеса из-за отсутствия прогрессивных идей для развития и совершенствования бизнес-процессов; непрофессионализм или низкий уровень профессиональной подготовки работников и другие аналогичные внутренние риски.

Особое место среди внутренних и внешних факторов, влияющих на увеличение риска получения отрицательного финансового результата деятельности хозяйствующего субъекта, занимают риски, связанные с нарушением хозяйствующими субъектами нормативно-правовых актов при осуществлении хозяйственной деятельности, что влечет за собой уплату крупных штрафных санкций [Скопенко, 2019].

Процесс управления рисками обозначается как комплаенс. Для предотвращения и снижения экономических преступлений и финансовых рисков организации, необходимо осуществлять специальный внутренний контроль, то есть комплаенс-контроль.

Комплаенс - обеспечение соответствия деятельности организации требованиям, налагаемым на нее российским законодательством, иными обязательными для исполнения регулирующими документами, а также создание в организации механизмов анализа, выявления и оценки рисков коррупционно уязвимых сфер деятельности и обеспечение комплексной защиты организации. Комплаенс-контроль является процессом управления рисками предприятия1.

Ряд авторов, базируясь на этическом подходе к раскрытию понятия «комплаенс-контроль», определяют его как «обеспечение соответствия деятельности установленным организацией требованиям и нормам, в соответствии с которыми сотрудники должны законно и добросовестно выполнять свои должностные обязанности».

На данный момент приоритетной задачей российских властей является устранение причин и условий, порождающих коррупцию.

На основании данной статистики экономических преступлений в 2020 г. (рис.1), на сегодняшний день наблюдается значительный рост экономических преступлений следующих видов:

- мошеннические действия клиентов;

- манипулирование данными бухгалтерского учета;

- нарушения антимонопольного законодательства;

- мошенничество в сфере управления персоналом;

- взяточничество и коррупция.

1 Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции / Консультант плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/law/podborki/komplaens_funkciya/ (дата обращения: 01.10.2021г.).

Мошеннические действия клиентов Кибер преступления Незаконное присвоение активов Взяточничество и коррупция

Манипулирование данными бухгалтерского учета

Мошенничество в сфере закупок товаров, работ и услуг

Мошенничество в сфере управления персоналом

Нарушение принципов делового поведения

Нарушение законодательства о защите конкуренции и антимонопольного законодательства Легализация доходов, полученных преступным путем, и нарушение санкционных режимов

Нарушение прав интеллектуальной собственности

Неправомерное использование инсайдерской информации

А А

Y

та

А

А

А А А

Налоговое мошенничество

_

ИДу

Прочее ^^^^

Рисунок 1. Основные виды экономических преступлений за 2020 г. Источник: составлено по материалам pwc1

Международный и национальный контроль в сфере противодействия коррупции обязывает компании предпринимать меры по недопущению коррупционных преступлений. Одним из наиболее эффективных инструментов противодействия коррупции и иных нарушений законодательства является комплаенс-контроль.

Комплаенс-контроль - процесс управления рисками, который направлен на добровольное соответствие государственному законодательству и нормам этики, принятым в области регулируемых правоотношений, с целью поддержки надлежащих правил и стандартов поведения на рынке, укрепления имиджа компании.

В России данный термин законодательно не регламентирован, поскольку комплаенс -контроль является относительно новым контрольным процессом в российской экономике, однако некоторые элементы комплаенса можно найти в различных законодательных нормах. Поскольку главной задачей комплаенса является контроль и управление рисками в деятельности предприятия, следует отметить, что многие источники отечественного права предусматривают правила и порядок осуществления функций, которые аналогичны с функциями комплаенса [Тихон, 2020].

Среди них:

- Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-Ф3 «О противодействии коррупции», поскольку коррупция является одной из рисков, которые отрицательно влияют на финансовое положение хозяйствующих субъектов, в связи с этим одной из задач комплаенса является выявление и предупреждение коррупционных действий среди сотрудников организации;

- Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в данном законе рассматриваются основополагающие виды контроля, которые предусматриваем система комплаенс-контроля;

- Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в этом

1 Исследования PricewaterhouseCoopers по глобальным экономическим преступлениям и мошенничеству. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.com/fraudsurvey (дата обращения: 01.10.2021г.)

законе рассматривается такой контроль, как инсайдерская информация, данный контроль можно осуществить в рамках комплаенс-контроля;

- Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-Ф3 «О защите конкуренции»;

- Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-Ф3 «О защите конкуренции»;

- Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

- иные документы.

Цель и практическое предназначение комплаенс-контроля заключается в достижении положительного эффекта, также выявление и пресечение противоправной деятельности работниками компаний, которая связанная с легализацией доходов, полученных преступным путем [Черняков и др., 2019].

Важными направлениями комплаенса являются:

1) выявление риска;

2) подготовка рекомендаций по устранению и минимизации риска неблагоприятных финансовых последствий;

3) осуществление последующего контроля за уменьшением рисков.

Участники финансового рынка, предприятия и корпорации, являются, на сегодняшний

день, ведущими субъектами введения комплаенс-контроля в России.

Организация системы комплаенс-контроля

Необходимо различать данные понятия, поскольку внутренний контроль1 - процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов, а комплаенс-контроль является обеспечением защиты репутации вследствие контроля и мониторинга репутационных рисков [Шаймарданов, 2021].

Существенным аспектом в функционировании комплаенс-контроля являются сотрудники хозяйствующего субъекта, а именно их взаимоотношения друг с другом.

Систему комплаенс разрабатывают все подразделения хозяйствующего субъекта, поэтому особое внимание руководитель комплаенса должен уделять обучению и квалификации персонала. На основании этого, можно определить основные элементы комплаенс-системы.

Таблица 1

Элементы комплаенс-системы

Элементы Положения

Взаимоотношения с персоналом Все сотрудники компании должны осуществлять свою деятельность в соответствии с принятым законодательством, а также в соответствии со всеми стандартами и нормами компании. Компании необходимо своевременно выявлять и пресекать возможные коррупционные действия сотрудников.

1 <Информация> Минфина России N ПЗ-11/2013 "Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности"/ Консультант плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156407/fa9e291e8b8b1163b09696ec286da8bc59af9fe5/ (дата обращения: 15.09.2021г.)

Взаимоотношения с контрагентами Компании необходимо информировать своих контрагентов о соблюдении требований, которые регламентированы законодательством, а также принципов и регламентом компании, которые приведут к добросовестным взаимоотношениям с партнерами.

Взаимоотношения должностными лицами Компании необходимо своевременно пресекать ту оплату расходов государственных и муниципальных служащий, которая направлена на получение определенных преимуществ в процессе ведения своей деятельности.

Источник: авторская разработка

При организации системы комплаенс, руководителям организации необходимо рассмотреть все возможные комплаенс-риски. Комплаенс-риски - это риски, при появлении которых у компании появляются финансовые или иные убытки, возникающие в результате недобросовестного ведения своей деятельности или умышленных нарушений законодательства РФ и внутренних регламентов предприятия [Чирков, 2019].

Комплаенс-риски :

- репутационный, то есть публикация негативных данных, что может привести к финансовой несостоятельности;

- операционный, то есть нарушение законодательства, также внутренних нормативных актов, которые влекут за собой убытки, злоупотребления и коррупционные действия;

- правовой, то есть нарушение законодательства и связанное с этим преследование по закону.

Для минимизации комплаенс-рисков необходимо разработать следующий комплекс

мер:

- введение комплаенс-функций;

- разработка и внедрение системы оценки комплаенс-рисков;

- разработка системы обучения и аттестации сотрудников компании;

- периодические отчеты по комплаенсу.

- введение должностных лиц, которые осуществляют мониторинг и оценку рисков.

При реализации системы комплаенс, компании стоит ограничиваться не только выявлением комплаенс-рисков, но и проводить оценку заключаемых сделок на не противоречие законодательству, проводить оценку последствий своей деятельности.

Рассмотрим этапы создания комплаенс-контроля.

Рисунок 2. Этапы создания комплаенс-контроля

Источник: авторская разработка

В данный момент имеется достаточное количество программных обеспечений, с помощью которых компания может организовать систему комплаенс-контроля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, разработка и организация системы комплаенс-контроля позволит компаниям укрепить конкурентные позиции, разработать эффективную систему предотвращения все возможных рисков компании.

Комплаенс контроль в системе экономической безопасности

Экономическая безопасность страны применительно к деятельности государственных компаний включает в себя не только сохранение собственных средств, но и их добросовестное и эффективное использование в интересах собственника. В связи с этим государство для достижения такой цели стремится найти и устранить возникающие проблемы с помощью расширения законодательных норм. Финансовые отношения в данный момент с каждый разом усложняются. Наряду с этим государственные корпорации нацелены на выполнения таких основных задач, как получение максимальной прибыли и выполнение публичных функций [Голощапова и др., 2018].

Государственные корпорации финансируют свою деятельность из бюджетных средств и за счет собственных внебюджетных источников. Комплекс применяемых государством средств, методов и форм контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов становится менее эффективным, поскольку в условиях государственно-рыночной экономики, государственные корпорации развиваются и обретают черты сложных систем. В данной связи, одним из перспективный направлений развития внутреннего контроля в хозяйствующих субъектах является создание системы комплаенс-контроля, которая изначально стала практиковаться в банковской системе, с целью минимизации риска и противодействия отмыванию денежных средств [Плетюхина, 2020].

В аспекте данной темы следует обратить внимание на взаимосвязь комплаенса и корпоративного мошенничества, поскольку в результате несоблюдения хозяйствующего субъекта законодательных норм, а также норм и стандартов самой компании, последствия может понести не только государство, но и сама компания, а также взаимосвязанные с ней акционеры и контрагенты понесут финансовые и репутационные убытки.

Для того, чтобы минимизировать данные риски и последствия, наряду с системой внутреннего контроля, организации необходимо утвердить кодекс корпоративной этики, согласно которому сотрудники осуществляют свою деятельность в организации. Также в компании необходимо внедрение системы выявления и фиксации для выявления фактов нарушений.

На основании федеральных нормативно-правовых актов компаниями разрабатываются и принимаются стандарты, на которые ориентируется комплаенс-контроль, а именно:

- кодекс корпоративной этики;

- политика противодействия легализации доходов, полученных преступным

путем;

- нормативный акт, регулирующий конфликт интересов;

- нормативный акт, регулирующий контроль покупок ценных бумаг работниками компании;

- нормативный акт взаимодействия с регулирующими органами;

- конфиденциальность информации;

- проверки добросовестности контрагентов и клиентов;

- контроль повышения квалификации сотрудников.

На основании данных стандартов, следует сделать вывод о том, что комплаенс-контроль так или иначе может оказывать существенные влияния на минимизацию нарушений законодательства и повышение эффективности деятельности хозяйствующего субъекта [Кожина, 2019].

В этой связи, многие компании придерживаются того, что достаточно большое количество аспектов профилактики коррупционных нарушений уже регламентированы законодательством и внедрение в организации системы комплаенс-контроля не считают необходимым, что является ошибочным мнением, поскольку главным отличием комплаенс-контроля от нормативно-правовых актов является цель их функционирования. Стоит отметить, что внедрение функционирование комплаенс-контроля следует рассматривать как поиск оптимальной модели компромисса между частными и публичными интересами, поскольку комплаенс-контроль предопределен требованиями федерального законодательства и не может быть исключительно процессом саморегулирования хозяйствующих субъектов.

Таким образом, эффективность использования системы комплаенс-контроля зависит от степени приверженности руководства компании высоким стандартам управления, этическим принципам ведения бизнеса, которые основаны на неприемлемости любого противоправного поведения, формировании простых и понятных правил поведения для работников с учетом их должностных обязанностей, а также активной поддержке и продвижении руководством миссии компании с государственным участием как механизма выполнения публичных функций в целях развития всего общества. В связи с актуальностью проблем обеспечения экономической безопасности государства и отдельных хозяйствующих субъектов все больше уделяется внимания формированию и развитию комплаенса.

Заключение

Таким образом, в данной статье рассмотрена такая система управления, как комплаенс-контроль, цель и практическое предназначение которой заключается в достижении положительного эффекта по выявлению и пресечению противоправной деятельности работниками компаний, которая связанная с легализацией доходов, полученных преступным путем. Данный вид контроля предопределен требованиями и рекомендациями федерального законодательства. Создание и функционирование системы комплаенс-контроля в

хозяйствующих субъектах следует рассматривать как поиск оптимальной модели компромисса между частными и публичными интересами. Данная система пришла из банковской практики, для минимизации риска в сфере противодействия отмыванию денежных средств.

На текущий момент имидж не только российских компаний на международном фоне, но и всей страны требует формирования и внедрения национальной комплаенс-системы с активным участием бизнес-сообщества, что на постоянной основе практикуется за рубежом. Это будет способствовать созданию в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, морально-этически оздоровит бизнес и повысит его прозрачность и активность.

Комплаенс - эта система, с помощью которой компании повысят свою конкурентоспособность и выйдут на качественно новый уровень.

Список источников

1. Голощапова Л.В. Практические подходы к оценке развития системы комплаенс-контроля как элемента организации внутреннего контроля в Российской практике / Л.В. Голощапова, Е.И. Зацаринная, Г.П. Довлатова // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НИИ). Серия: Социально-экономические науки. 2018. №6. С. 63-68.

2. Грундел, Л.И. Комплаенс налоговых инструментов деофшоризации в условиях международной налоговой конкуренции: монография / Л.П. Грундел. 2-е изд. М.: Дашков И.К., 2020. 230 с.

3. Кадышева О.Н. Комплаенс-система как инструмент контроля в практике менеджмента. Вестник Российского университета кооперации. 2019. № 2 (36). С. 61-63.

4. Кожина В.О. Комплаенс-контроль в деятельности организаций. Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 9. № 11-1. С. 166-172.

5. Иавленок К.Д. Комплаенс-контроль как инструмент противодействия коррупции и обеспечения экономической безопасности. Плехановский барометр. 2020. № 2. С. 40-42.

6. Плетюхина С.А. Комплаенс в системе внутреннего контроля организаций различных форм собственности. Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. 2020. № 19 (35). С. 126-132.

7. Скопенко О.Р. Проблемы и перспективы реализации системы «комплаенс-контроля» в современном российском бизнесе. Тенденции развития науки и образования. 2019. № 50-6. С. 63-67.

8. Тихон В.И., Кашурников С.Н. Основы формирования системы управления рисками на основе комплаенс-контроля в деятельности хозяйствующего субъекта / Совершенствование методологии и организации научных исследований в целях развития общества. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2020. С. 96107.

9. Черняков М.К., Терещенкова С.М. Комплаенс-контроль как инструмент экономической безопасности / Управление социально-экономическими системами: теория, практика. Материалы Международной научно-практической конференции. Казань, 2019. С. 281-283.

10. Чирков Д.А. Основы развития комплаенс-контроля в кредитных организациях. Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 12-3 (58). С. 141-144.

11. Шаймарданов Ш.Р. Экономическая сущность и классификация методов антикоррупционного комплаенс-контроля. Образование и наука в России и за рубежом. 2021. № 3 (79). С. 32-36.

COMPLIANCE SYSTEM AS ONE OF THE FORMS OF MANAGEMENT CONTROL AT

THE ENTERPRISE

Markina Yu.V., South Ural University of Technology, Vypolzova O.O., South Ural University of Technology

Abstract

This scientific article discusses the topic of compliance control, which is aimed at reducing the company's risks and increasing its efficiency. The paper presents an analysis of economic crimes in companies, identifies the main areas of compliance. A system for organizing compliance control in the company has also been developed. The economic security of the country in relation to the activities of state-owned companies includes not only the preservation of the funds themselves, but also their conscientious and effective use in the interests of the owner, on the basis of this, the system of compliance control in the country's economy is considered in this article.

Keywords: compliance, compliance control, internal control, corruption, compliance risks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.