Научная статья на тему 'КОМПЛАЕНС-КОНТРОЛЛИНГ В СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ ИНСТИТУТОВ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И В КОМПАНИЯХ БИЗНЕСА'

КОМПЛАЕНС-КОНТРОЛЛИНГ В СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ ИНСТИТУТОВ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И В КОМПАНИЯХ БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
387
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
внутренний контроль / комплаенс / комплаенс контроль / комплаенс риск / комплаенсконтроллинг / internal control / compliance / compliance control / compliance risk / compliance – controlling

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д.В. Ланская, А.Ю. Калинина, Д.П. Рытикова

В статье рассмотрены контроллинг и комплаенс в компаниях, их значение и роль в условиях современной экономики. Актуальность исследования процессов контроллинга и комплаенса обуславливается сложностью регулирования деятельности финансовых институтов в современных рыночных условиях. Цель исследования заключается в определении степени теоретической изученности данного вопроса и практической значимости контроллинга и комплаенса на предприятиях. Приведены основные подходы к определению понятий «контроллинг» и «комплаенс», рассмотрены комплаенс-риски. Выявлена цель комплаенса, которая выводится из его определения и состоит в минимизации наступления риска и его последствий. В работе содержатся основные направления деятельности комплаенса, среди которых можно выделить выявление рисков и своевременное управление ими; противодействие мошенничеству и коррупции; соблюдение правил и норм. Кроме того, в работе рассмотрены сложности, с которыми можно встретиться в процессе внедрения системы комплаенса в организации, а также пути их разрешения. В результате было определено, что контроллинг и комплаенс помогают достичь качества и эффективности деятельности. Предложена интегрированная модель системы управления компании с подсистемой комплаенс – контроллинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Д.В. Ланская, А.Ю. Калинина, Д.П. Рытикова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLIANCE-CONTROLLING IN THE MANAGEMENT SYSTEMS OF FINANCIAL MARKET INSTITUTIONS AND IN BUSINESS COMPANIES

The article discusses controlling and compliance in companies, their importance and role in the modern economy. The relevance of the study of the processes of controlling and compliance is due to the complexity of regulating the activities of financial institutions in modern market conditions. The purpose of the study is to determine the degree of theoretical knowledge of this issue and the practical significance of controlling and compliance in enterprises. The main approaches to the definition of the concepts of "controlling" and "compliance" are presented, compliance risks are considered. The goal of compliance is identified, which is derived from its definition and consists in minimizing the occurrence of risk and its consequences. The paper contains the main areas of compliance activities, among which are the identification of risks and their timely management; anti-fraud and corruption; compliance with rules and regulations. In addition, the paper discusses the difficulties that can be encountered in the process of implementing a compliance system in an organization, as well as ways to resolve them. As a result, it was determined that controlling and compliance helps to achieve quality and efficiency of activities. An integrated model of a company's management system with a compliance-controlling subsystem is proposed.

Текст научной работы на тему «КОМПЛАЕНС-КОНТРОЛЛИНГ В СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ ИНСТИТУТОВ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И В КОМПАНИЯХ БИЗНЕСА»

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-10932

Д.В. Ланская - доцент кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес - процессов, к.э.н., доцент, Кубанский государственный университет, lanskayaDV@yandex.ru,

D.V. Lanskaya - Associate Professor of the Department of General, Strategic, Information Management and Business Processes, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kuban State University;

А.Ю. Калинина - студентка магистерской программы «Контроллинг в организации» Кубанского государственного университета, anytka3117@gmail.com,

А. Yu. Kalinina - student of the master's program "Controlling the organization" of the Kuban State University;

Д.П.Рытикова - студентка магистерской программы «Контроллинг в организации» Кубанского государственного университета,dashadashary@mail.ru,

D.P. Rytnikova - student of the master's program "Controlling the organization" of the Kuban State University.

КОМПЛАЕНС-КОНТРОЛЛИНГ В СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ ИНСТИТУТОВ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И В КОМПАНИЯХ БИЗНЕСА COMPLIANCE-CONTROLLING IN THE MANAGEMENT SYSTEMS OF FINANCIAL MARKET INSTITUTIONS AND IN BUSINESS COMPANIES

Аннотация. В статье рассмотрены контроллинг и комплаенс в компаниях, их значение и роль в условиях современной экономики. Актуальность исследования процессов контроллинга и комплаенса обуславливается сложностью регулирования деятельности финансовых институтов в современных рыночных условиях. Цель исследования заключается в определении степени теоретической изученности данного вопроса и практической значимости контроллинга и комплаенса на предприятиях. Приведены основные подходы к определению понятий «контроллинг» и «комплаенс», рассмотрены комплаенс-риски. Выявлена цель комплаенса, которая выводится из его определения и состоит в минимизации наступления риска и его последствий. В работе содержатся основные направления деятельности комплаенса, среди которых можно выделить выявление рисков и своевременное управление ими; противодействие мошенничеству и коррупции; соблюдение правил и норм. Кроме того, в работе рассмотрены сложности, с которыми можно встретиться в процессе внедрения системы комплаенса в организации, а также пути их разрешения. В результате было определено, что контроллинг и комплаенс помогают достичь качества и эффективности деятельности. Предложена интегрированная модель системы управления компании с подсистемой комплаенс - контроллинга.

Abstract. The article discusses controlling and compliance in companies, their importance and role in the modern economy. The relevance of the study of the processes of controlling and compliance is due to the complexity of regulating the activities of financial institutions in modern market conditions. The purpose of the study is to determine the degree of theoretical knowledge of this issue and the practical significance of controlling and compliance in enterprises. The main approaches to the definition of the concepts of "controlling" and "compliance" are presented, compliance risks are considered. The goal of compliance is identified, which is derived from its definition and consists in minimizing the occurrence of risk and its consequences. The paper contains the main areas of compliance activities, among which are the identification of risks and their timely management; anti-fraud and corruption; compliance with rules and regulations. In addition, the paper discusses the difficulties that can be encountered in the process of implementing a compliance system in an organization, as well as ways to resolve them. As a result, it was determined that controlling and compliance helps to achieve quality and efficiency of activities. An integrated model of a company's management system with a compliance-controlling subsystem is proposed.

Ключевые слова: внутренний контроль, комплаенс, комплаенс - контроль, комплаенс - риск, компла-енс- контроллинг.

Keywords: internal control, compliance, compliance - control, compliance - risk, compliance - controlling.

Введение

В современной России наблюдается характерная закономерность, связанная с постоянно развивающимися рыночными отношениями. В результате этого усиливается конкуренция, происходит развитие технологических институтов на рынке и в управлении. Наблюдается процесс не только ассимиляции управленческих технологий, но и их синтез. В статье обсуждается процесс интеграции двух технологий: комплаенс и контроллинга.

Актуальность исследования процессов контроллинга и комплаенса обуславливается сложностью регулирования деятельности финансовых институтов в современных рыночных условиях.

Целью исследования является определение степени не только теоретической изученности их сущности и практической значимости контроллинга и комплаенса как в институтах финансового рынка, так и в организациях бизнеса.

Контроллинг и комплаенс операционной деятельности являются важными элементами системы управления организаций различного профиля. Контроллинг поставляет внутри организации достоверную информацию, анализирует все основные и вспомогательные бизнес - процессы, материальные и финансовые потоки, осуществляет мониторинг состояния, вскрывает проблемы и готовит проекты управленческих решений по их ликвидации. Комплаенс по факту сопряженная, но контрольная операционная деятельность, которая осуществляет законность тех или иных материальных и финансовых потоков, осуществляемых организацией во внешней среде и оценку рисков. Именно поэтому проблема формирования и развития единой подсистемы контроллинга и ком-плаенса в системе управления организаций является одной из важных.

1. Исследование контроллинга и его роль в управлении предприятием

Для начала рассмотрим сущность таких понятий, как «контроллинг» и «комплаенс». И определим степень их близости.

В литературе существуют несколько подходов к определению понятия «контроллинг». Среди авторов и исследователей, которые рассматривали и изучали контроллинг, можно назвать таких ученых, как П. Хорват, Х.-Ю. Кюппер, И. Вебер, Д. Шнайдер, Д. Хан, Э. Майер, Р. Манн и другие. Исследование контроллинга в России началось позднее, нежели в западных странах. Однако такие исследователи, как С.Г. Фалько, А.И. Кар-минский, В.В. Ермоленко, С.Г. Маликова, и другие, изучают, развивают и популяризируют идеи контроллинга в отечественной экономической науке.

Ниже представлены наиболее распространённые подходы к определению контроллинга [9, с. 11].

П. Хорват считает, что контроллинг служит для обеспечения необходимой информацией, которая может помочь руководству своевременно отреагировать на изменения внешней и внутренней среды и адаптироваться к ним, чтобы достигать поставленных целей. Таким образом, контроллинг в случае появления каких-либо проблем позволяет скоординировать подсистемы, составляющие систему управления компанией [18].

Х.-Ю. Кюппер считает, что основная функция контроллинга заключается в координации составных элементов системы управления организации [23].

И. Вебер также является сторонником идей, названных выше исследователей, и определяет контроллинг как инструмент координации системы управления. Это позволяет осуществить поддержку руководству компании, решая задачи планирования, контроля и информирования [5].

Д. Шнайдер считает, что контроллинг служит не только для разработки и координации планов предприятия, но и для внутреннего контроля за реализацией данных планов и обеспечения руководства необходимой информацией для планирования [22].

Д. Хан определяет главную задачу контроллинга следующим образом: информационное обеспечение всей деятельности организации [17].

По мнению С. Рубцова контроллинг представляет собой систему, которая способствует обеспечению организации необходимыми инструментарием и информацией. Это позволяет оказать поддержку системе управления в целом и отдельным подсистемам в частности [14].

Э. Майер и Р. Манн считают, что контроллинг - форма эффективного управления организацией, целью которой является долгосрочное существование на рынке [12].

По мнению С.Г. Фалько, контроллинг - система информационной, инструментальной и методической поддержки руководства, которая направлена на эффективное и долгосрочное развитие и обеспечивает реализацию цикла управления с помощью измерения ресурсов и результатов [8].

Итак, мы видим, что подход С.Г. Фалько интегрирует все остальные вышеперечисленные подходы к определению контроллинга.

В.В. Ермоленко является сторонником теории контроллинга, в рамках которой он рассматривается как интеллектуальная деловая услуга, оказываемая управляющему на этапе постановки проблем и формирования проектов их решений и координирующих деятельность функциональных подразделений, но рассматривающих хозяйственный субъект с позиции холизма [7, 10].

Финансовый контроллинг выступает одной из функций финансового управления - управления денежными средствами, финансовыми ресурсами с целью развития предприятия [21, с. 230].

Отсутствие внимания к управлению финансовыми потоками приводит к потере эффективности, нарушениям сроков оплаты и финансовой нерентабельности компаний. Именно поэтому важно разработать систему финансового контроллинга операций. При наличии такой системы проводится интеграция со всей системой управления институтом, а также появляется возможность формирования системного управления денежными потоками, средствами и финансовыми операциями. Финансовый контроллинг позволяет выработать такие стратегии дальнейшего развития, при которых будут просчитаны последствия тех или иных принимаемых управленческих решений, а также минимизированы возможности наступления риска. Так, на рисунке 1 представлены принципы управления при финансовом контроллинге.

Суть и содержание финансового контроллинга можно отразить в следующих положениях [21, с. 232].

Во-первых, методологическая помощь в финансовом управлении. Финансовый контроллинг помогает сформулировать стратегии, политику, способы и методы, а также возможности распределения денежных ресурсов и направления финансовых потоков.

Принципы управления

Рисунок 1 - Принципы управления при финансовом контроллинге

Во-вторых, сбор необходимой информации о финансах и денежных средствах.

В-третьих, подготовка управленческих решений, прогнозирование возможных негативных последствий.

В-четвертых, предотвращение и минимизирование негативных последствий принятых управленческих решений.

В-пятых, сбор и обработка актуальной информации о финансовых операциях и иной финансовой деятельности институтов.

В-шестых, организация, ведение и предоставление отчетности.

В-седьмых, контроль над выполнением сформулированных финансовых стратегий и политики, а также над всеми финансовыми операциями.

Так, мы видим, что финансовый контроллинг является важнейшей и неотъемлемой частью системы управления экономическим объектом. Формирование системы контроллинга в финансовых институтах на данный момент является одной из главных задач, стоящих перед руководством, так как это позволяет добиться эффективности предприятия [15].

2. Исследование комплаенса и комплаенс-контроля

Перейдём к определению понятия «комплаенс». Этот термин пришёл в отечественный менеджмент из западных стран и означает соблюдение норм, правил, законов и стандартов. Комплаенс - это такой подход к построению системы внутреннего контроля, основной функцией которого является обеспечение соответствия деятельности стандартам и нормам, и как следствие - защита деловой репутации предприятия [20, с. 141].

Г.П. Бортников определяет комплаенс как систему обеспечения соблюдения определенных правил, требований и норм в осуществлении деятельности [4].

Ю. Бондаренко считает, что комплаенс является частью организационной культуры компании, позволяющей обеспечить соответствие выполняемых должностных обязанностей сотрудников и руководителей законности и ценностям, присущих данной организации [3].

Н.А. Ермакова определяет комплаенс как составной элемент внутреннего контроля предприятия, который направлен на контроль за соблюдением сотрудниками положений установленного законодательства [6].

Юридическим основанием для создания и становления являются Международные стандарты по вопросам комплаенса, в частности, Конвенцию организации экономического сотрудничества и развития по противодействию коррупции (1997 г.) [13].

Таким образом, можем сказать, что система комплаенс-контроля направлена на предотвращение и устранение комплаенс-риска.

Стоит отметить, что появление и развитие комплаенса наблюдается, благодаря процессу глобализации финансовой системы мира. Так как многие операции стали приобретать международный характер, значительно повысился уровень рисков, связанных с осуществлением таких операций [1, 2].

Как говорилось ранее, комплаенс-контроль позволяет осуществлять систематический контроль на постоянной основе за событиями, которые могут стать причиной нарушения требований, законодательства, установленных обязательств и положений [16, 19].

Области действия комплаенса:

- противодействие «отмыванию» денежных средств;

- валютный контроль;

- ведение и предоставление финансовой отчетности;

- таможенное, трудовое, налоговое, банковское законодательство и так далее [6].

Цель комплаенса заключается в ликвидации (недопущенния) факторов, порождающих риск, в уменьшении вероятности наступления события риска, а также минимизации негативного влияния риска и исключения последствий риска, которые могут стать причиной потери финансовых средств, деловой репутации и общественного доверия [6, с. 3].

На рисунке 2 показаны три составляющие комплаенс-риска.

Комплаенс-рис к

Репутационный

т

Правовой

Операционный

Рисунок 2 - Составляющие комплаенс-риска

Во-первых, репутационный риск. Он состоит в том, что могут быть опубликованы, распространены в средствах массовой информации или среди стейкхолдеров негативные данные об организации, о ее работниках, о руководстве и так далее. В результате негативных откликов институт теряет репутацию, авторитет и, самое главное, доверие партнеров. Репутационные риски самые тяжелые и не так просто восстановить репутацию в бизнес - среде. Доверие выступает той экономической категорией, потеря которой косвенным, но весьма существенным образом, долговременно сказывается на восприятии всей деятельности организации. Репутация и доверие легко потерять, но очень трудно восстановить.

Во-вторых, правовой риск. Данный элемент влечёт за собой контроль надзорных органов в результате нарушения или несоблюдения законодательных норм и требований. Нарушения норм права в этом случае ведет к основательной внешней проверке всей финансово - хозяйственной деятельности. Цена наступления события правовых рисков непомерно высокая и плата за их допущение соизмерима с самым существованием организации.

В-третьих, операционный риск. Заключается в нарушении внутренних правил, положений и локальных нормативных актов, а также несоответствие ценностям организационной культуры. Условия операционных рисков можно исправить, хотя подобные факторы ведут за собой снижение качества, эффективности и производительности деятельности. События операционного риска всегда приводят к уточнению локальной нормативной базы и мероприятиям по повышению ответственности персонала и руководителей подразделений [6, с. 3].

Основными направлениями деятельности комплаенс-контроля в банках и иных финансовых институтах являются следующие положения.

Во-первых, выявление источников и характера рисков, а также синтез методов их своевременного выявления и оперативного управления факторами их порождающими.

Во-вторых, реализацию системных мер по обеспечению информационной безопасности во внутренней среде и закрытию каналов ее движения во внешнюю среду, как комплекса организационных, технических, технологических, кадровых и правовых мер.

В-третьих, выявление условий и механизмов мошенничества и коррупции и оперативное противодействие подобным фактам. Работа на опережение.

В-четвёртых, глубокое изучение требований как отечественного законодательства, так и международного права, соблюдение норм права, оперативное обновление алгоритмов работы персонала

В-пятых, соблюдение правил и норм, принятых в организационной культуре, периодическая профессиональная аттестация персонала и ее сопряжение с внутрикорпоративной системой обучения.

В-шестых, рассмотрение жалоб, которые поступают от клиентов.

Принципами деятельности комплаенса выступают следующие:

- безусловное соблюдение положений законодательства, внутренних документов и локальных нормативных актов, с, по крайней мере, тройной проверкой их правильности;

- разработка и осуществление системы мероприятий, которые ориентированы на минимизацию комплаенс-риска;

- долгосрочное и заблаговременное выстраивание деловых отношений с партнерами, чьи ценности перекликаются с ценностями организации и с проверенным доверием;

- своевременное выявление и оперативное урегулирование конфликтов интересов;

- осуществление постоянного контроля над состоянием системы комплаенса и другие принципы, разработка которых проводится на локальном уровне [6, с. 4].

Для реализации данных принципов необходимо, в первую очередь, поддерживать внутренние документы в актуальном состоянии, доступными на каждом рабочем месте. Например, Кодекс корпоративной этики и Положение о службе комплаенс-контроля института финансового рынка и др.

И другая важная мысль состоит в том, что комплаенс должен сопровождать любую другую не только финансовую деятельность. Многие крупные компании ведут международную масштабную деятельность и работают на многих рынках. Поэтому выполнение национальных требований в области бизнес - деятельности, в области производства и сбыта (продаж) тоже можно рассматривать в качестве объектов комплаенс.

Комплаенс - такая технология и системы внутреннего контроля всех сторон деятельности не только финансовых корпоративных институтов, которая сверяет в режиме мониторинга операционную деятельность на соответствие установленным правилам и процедурам и останавливает ее, если несоответствие имеет место до обоснованного решения на ее продолжение.

Однако при формировании и внедрении системы комплаенса в организации может возникнуть ряд проблем. Например, существует возможность столкнуться с такими сложностями, как скрытое сопротивление со стороны сотрудников, увеличение объема работ ввиду внедрения новых обязанностей, которые лягут на некоторых сотрудников.

Во время процесса внедрения системы комплаенса необходимо руководствоваться следующими рекомендациями.

Во-первых, важна поддержка комплаенс - деятельности со стороны первого руководителя конкретного института финансового рынка.

Во-вторых, важно понимание значимости комплаенса всеми сотрудниками и партнерами. Необходимо не только давать им исчерпывающую информацию о сути комплаенса, чему он служит и почему важен, но рассматривать комплаенс - практики.

В-третьих, систему комплаенса, как важный компонент включить в систему управления компании

[6 с. 9].

На рис. 3 представлена модель интегрированная система управления компании с подсистемой компла-енс- контроллинга.

Итак, система комплаенса играет достаточно важную роль в управлении финансовыми институтами. Безусловно, формирование и внедрение системы комплаенса может вызвать определённые проблемы и сложности, однако при правильном управлении и контроле их можно решить достаточно быстро и без ощутимых потерь. Таким образом, система комплаенса институтов финансового рынка является одной из важнейших составляющих системы управления в целом. Именно поэтому необходимо не только популяризировать идеи данного подхода, так как это поможет руководству осуществлять наиболее эффективное управление ими, но придать внутри финансовой организации высокий статус службе комплаенс, обладающей правом приостанавливать любую финансовую операцию, которая может привести к невыполнению действующих правил. Деятельность системы ком-плаенс основывается на глубоком анализе финансовых операций. Поэтому целесообразно внедрять механизмы сопряжения деятельности службы комплаенс и контроллинга.

Рисунок 3 - Модель интегрированной системы управления компании с подсистемой комплаенс-контроллинга

Заключение

Таким образом, контроллинг и комплаенс операционной деятельности важен и значим в системе управления не только для институтов финансового рынка, но и для всех крупных хозяйствующих субъектов. Эффективные контроллинг и комплаенс дает руководству компании основательный аналитический материал для принятия обоснованных решений, что повышает качество управления [11]. Путём контроля и надзора осуществляется управление комплаенс-рисками, предотвращение и минимизация негативных последствий их наступления.

Комплаенс-контроль может быть ориентирован на постоянный и систематический мониторинг и надзор за подозрительными операциями в организации и не только финансовыми. Контроллинг и комплаенс работают в общей связке и обеспечивают качество операционной деятельности и составляют важное конкурентное преимущество компании. Поэтому важной задачей организационного проектирования является разработка и внедрение интегрированной системы управления с контроллингом и комплаенс в организациях, работающих с большими и разнообразными материальными и финансовыми потоками на различных рынках, а также в цепочках создания ценности.

Источники:

1. Анохина, К.Е. Финансовый комплаенс-контроль в ПАО «СБЕРБАНК» / К. Е. Анохина. // Финансы России в условиях глобализации: Материалы III Международной научно-практической конференции, приуроченной ко «Дню финансиста - 2018». - Воронеж: Воронежский экономико-правовой институт, 2018. - URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=36280141 (дата обращения: 06.12.2020).

2. Барулин, С.В., Барулина, Е.В. Основы финансового контроллинга как системы координации управления корпоративными финансами // Наука и общество. 2012. №4(7). С. 4-7.

3. Бондаренко, Ю. Эффективное управление compliance-рисками: системный подход и критический анализ // Корпоративный юрист. 2008. №6. С. 31-34.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Бортников, Г.П. Роль комплаенс - функции в системе внутреннего контроля кредитных организаций // Путеводитель предпринимателя. 2016. №32. С. 151-155.

5. Вебер, Ю., Шеффер, У. Введение в контроллинг. - М.: НП Объединение контроллеров, 2014. 416 с.

6. Ермакова, Н. А. Комплаенс - контроль в системе внутреннего контроля корпораций / Н.А. Ермакова, Ч.Ф. Ахунья-нова // Международный бухгалтерский учет. 2014. №3 (297). С. 2-10. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komplaens-kontrol-v-sisteme-vnutrennego-kontrolya-korporatsiy (дата обращения: 06.12.2020).

7. Ермоленко В.В. Контроллинг в проблемно ориентированной системе управления инфраструктурой инновационной экосистемы корпорации /В.В. Ермоленко // Сборник научных трудов V международной научно-практической конференции по контроллингу. 2016.

8. Карминский А.М., Фалько С.Г., Жевага A.A., Иванова Н.Ю. Контроллинг: учебник; под ред. A.M. Карминского, С.Г. Фалько. - М.: Финансы и статистика. 2006. 336 с.

9. Контроллинг: теория и практика: учебник и практикум для вузов / С. В. Осипов, С. Г. Маликова, С. Г. Матвеев [и др.]. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. 145 с. - ISBN 978-5-534-08402-3. - URL: https://urait.ru/bcode/450363 (дата обращения: 05.12.2020).

10. Ланская Д. В. Эволюция контроллинга // Научный журнал Куб^У. 2013.

11. Ланская, Д.В. Проблемы институционального оформления контроллинга как интеллектуального сервиса менеджмента // Научный журнал Куб^У. 2013. №94.

12. Майер, Э., Манн, Р. Контроллинг для начинающих / Э.Майер. - М.: Финансы и статистика, 1995. 208 с.

13. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма: Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ. URL: http://www. TOnsu^ará. Ru (дата обращения: дата обращения: 07.12.2020).

14. Рубцов, С. Учет для «Контроллинга». Противоречия в теоретических основах управленческого учета и управления в немецком бизнес администрировании [Электронный ресурс] / С. Рубцов. - Режим доступа: http://www.cfin.ru/rubtsov/acc_for_con.shtml (дата обращения: 07.12.2020).

15. Смирнова, Ж.В. Общетеоретические аспекты формирования контроллинга на предприятии / Ж. В. Смирнова, Ж.В. Чайкина. - Текст: электронный // Московский экономический журнал. - 2020. - №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obscheteoreticheskie-aspekty-formirovaniya-kontrollinga-na-predpriyatii (дата обращения: 05.12.2020).

16. Ткаченко, ЮА. Комплаенс-контроль как ключевой фактор в управлении экономическим субъектом / Ю. A. Тка-ченко, М. В. Шевченко // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова. - 2016. - №2. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25285523 (дата обращения: 07.12.2020).

17. Хан, Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга / Диггер Хан; Пер. с нем. под ред. и с предисл. A.A. Тур-чака и др. - М. : Финансы и статистика, 1997. - 799 с.

18. Хорват, П. Концепция контроллинга, Aлпина. 269 с.

19. Черепанова, В. A. Комплаенс - программа организации : практическое руководство / ВА. Черепанова. Москва: ИН-ФРA-М, 2020. 288 с. ISBN 978-5-16-014703-1. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1045671 (дата обращения: 06.12.2020).

20. Чирков, Д. A. Основы развития комплаенс - контроля в кредитных организациях / Д. A. Чирков // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. №12-3. - URL: https://cyberlemnka.ru/article/nosnovy-razvitiya-komplaens-kontrolya-v-kreditnyh-organizatsiyah (дата обращения: 07.12.2020).

21. Шишлова, С.Е. Финансовый контроллинг в управлении предприятием / С.Е. Шишлова. // Aктуальные вопросы экономики и управления на современном этапе развития общества: Материалы IV Международной научно-практической интернет-конференции. - Тула: AHО ВО Институт законоведения и управления ВП^, 2018. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35367345 (дата обращения: 05.12.2020).

22. Schneider, D. Kontrolle, Controlling und Unternehmungsführung. Wiesbaden, 1992. 375 s.

23. Kupper, H.-U. Controlling: Konzeption, aufgaben und instrumente. Stuttgart, 1995. References:

1 Anohina, K.E. Finansovyj komplaens-kontrol' v PAO «SBERBANK» / K. E. Anohina. // Finansy Rossii v usloviyah global-izacii: Materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, priurochennoj ko «Dnyu finansista - 2018». - Voronezh: Voronezhskij ekonomiko-pravovoj institut, 2018. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36280141 (data obrashcheniya: 06.12.2020).

2 Barulin, S.V., Barulina, E.V. Osnovy finansovogo kontrollinga kak sistemy koordinacii upravleniya korporativnymi fi-nansami // Nauka i obshchestvo. 2012. №4(7). S. 4-7.

3 Bondarenko, YU. Effektivnoe upravlenie compliance-riskami: sistemnyj podhod i kriticheskij analiz // Korporativnyj yurist. 2008. №6. S. 31-34.

4 Bortnikov, G.P. Rol' komplaens - funkcii v sisteme vnutrennego kontrolya kreditnyh organizacij // Putevoditel' predprini-matelya. 2016. №32. S.151-155.

5 Veber, YU., SHeffer, U. Vvedenie v kontrolling. - M.: NP Ob"edinenie kontrollerov, 2014. 416 s.

6 Ermakova, N. A. Komplaens - kontrol' v sisteme vnutrennego kontrolya korporacij / N.A. Ermakova, CH.F. Ahun'yanova // Mezhdunarodnyj buhgalterskij uchet. 2014. №3 (297). S. 2-10. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komplaens-kontrol-v-sisteme-vnutrennego-kontrolya-korporatsiy (data obrashcheniya: 06.12.2020).

7 Ermolenko V.V. Kontrolling v problemno orientirovannoj sisteme upravleniya infrastrukturoj innovacionnoj ekosistemy korporacii /V.V. Ermolenko // Sbornik nauchnyh trudov V mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii po kontrol-lingu. 2016.

8 Karminskij A.M., Fal'ko S.G., ZHevaga A.A., Ivanova N.YU. Kontrolling: uchebnik; pod red. A.M. Karminskogo, S.G. Fal'ko. - M.: Finansy i statistika. 2006. 336 s.

9 Kontrolling: teoriya i praktika: uchebnik i praktikum dlya vuzov / S. V. Osipov, S. G. Malikova, S. G. Matveev [i dr.]. -Moskva : Izdatel'stvo YUrajt, 2020. 145 s. - ISBN 978-5-534-08402-3. - URL: https://urait.ru/bcode/450363 (data obrashcheniya: 05.12.2020).

10 Lanskaya D. V. Evolyuciya kontrollinga // Nauchnyj zhurnal KubGAU. 2013.

11 Lanskaya, D.V. Problemy institucional'nogo oformleniya kontrollinga kak intellektual'nogo servisa menedzhmenta // Nauch-nyj zhurnal KubGAU. 2013. №94.

12 Majer, E., Mann, R. Kontrolling dlya nachinayushchih / E.Majer. - M.: Finansy i statistika, 1995. 208 s.

13 O protivodejstvii legalizacii (otmyvaniyu) dohodov, poluchennyh prestupnym putem i finansirovaniyu terrorizma: Feder-al'nyj zakon ot 07.08.2001 № 115-FZ. URL: http://www. consultant. Ru (data obrashcheniya: data obrashcheniya: 07.12.2020).

14 Rubcov, S. Uchet dlya «Kontrollinga». Protivorechiya v teoreticheskih osnovah upravlencheskogo ucheta i upravleniya v nemeckom biznes administrirovanii [Elektronnyj resurs] / S. Rubcov. - Rezhim dostupa: http://www.cfin.ru/rubtsov/acc_for_con.shtml (data obrashcheniya: 07.12.2020).

15 Smirnova, ZH.V. Obshcheteoreticheskie aspekty foimirovaniya kontrollinga na predpriyatii / ZH. V. Smirnova, ZH.V. CHaj-kina. - Tekst: elektronnyj // Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. - 2020. - №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-scheteoreticheskie-aspekty-formirovaniya-kontrollinga-na-predpriyatii (data obrashcheniya: 05.12.2020).

16 Tkachenko, YU.A. Komplaens-kontrol' kak klyuchevoj faktor v upravlenii ekonomicheskim sub"ektom / YU. A. Tkachenko, M. V. SHevchenko // Vestnik Belgorodskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta im. V. G. SHuhova. -2016. - №2. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25285523 (data obrashcheniya: 07.12.2020).

17 Han, D. Planirovanie i kontrol': koncepciya kontrollinga / Ditger Han; Per. s nem. pod red. i s predisl. A. A. Turchaka i dr. -M. : Finansy i statistika, 1997. - 799 s.

18 Horvat, P. Koncepciya kontrollinga, Alpina. 269 s.

19 CHerepanova, V. A. Komplaens - programma organizacii : prakticheskoe rukovodstvo / V.A. CHerepanova. Moskva: IN-FRA-M, 2020. 288 s. ISBN 978-5-16-014703-1. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1045671 (data obrashcheniya: 06.12.2020).

20 CHirkov, D. A. Osnovy razvitiya komplaens - kontrolya v kreditnyh organizaciyah / D. A. CHirkov // Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. 2019. №12-3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-razvitiya-komplaens-kontrolya-v-kredit-nyh-organizatsiyah (data obrashcheniya: 07.12.2020).

21 SHishlova, S.E. Finansovyj kontrolling v upravlenii predpriyatiem / S.E. SHishlova. // Aktual'nye voprosy ekonomiki i up-ravleniya na sovremennom etape razvitiya obshchestva: Materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj internet-kon-ferencii. - Tula: ANO VO Institut zakonovedeniya i upravleniya VPA, 2018. - URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=35367345 (data obrashcheniya: 05.12.2020).

22 Schneider, D. Kontrolle, Controlling und Unternehmungsfuhrang. Wiesbaden, 1992. 375 s.

23 Kupper, H.-U. Controlling: Konzeption, aufgaben und instrumente. Stuttgart, 1995.

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-10933

Н.В. Липчиу - д.э.н., профессор кафедры финансов, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина», an.hramcenko@yandex.ru,

N.V. Lipchiu - Doctor of Economics, Professor of the Department of Finance, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin;

А.А. Храмченко - к.э.н., доцент кафедры финансов, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина»,

A.A. Khramchenko - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Finance, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin;

П.М. Грабчак - студентка факультета финансы и кредит, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина»,

P.M. Grabchak - student of the faculty of Finance and credit, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin;

B.С. Богус - магистрант факультета финансы и кредит, ФГБОУ ВО «Кубанский государ ственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина»,

V.S. Bogus - Master's student, Faculty of Finance and Credit, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin.

ДИНАМИКА И СТРУКТУРА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВ ПО УРОВНЯМ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ DYNAMICS AND STRUCTURE OF DISTRIBUTION OF FEDERAL TAXES BY LEVELS OF THE BUDGET SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. Главный механизм, который позволяет государству осуществлять регулирование всех сфер жизни населения, является налоговая система. В свою очередь один из ключевых налогов, уплачиваемых на всей территории Российской Федерации - это федеральный. Актуальность данного исследования обусловлена, тем, что именно этот налог является основным источником формирования доходов по трём уровням бюджетной системы РФ: федеральный, региональный, местный. Региональные и местные налоги и сборы, как правило, регулируются законодательством на том уровне бюджетной системы, к которому принадлежат. В данной статье подробно разобрано понятие «бюджет», использование государством фискальной политики для регулирования налоговой системы, далее рассмотрен вопрос о «федеральных налогов и сборов», распределение федеральных налогов по уровням бюджетной системы РФ, далее куда идут федеральные налоги, а также проведен подробный анализ на период на 2017-2019 г.г. динамики и структуры федеральных налогов по уровням бюджетной системы РФ.

Abstract. The main mechanism that allows the state to regulate all spheres of life of the population is the tax system. In turn, one of the key taxes paid throughout the Russian Federation is Federal. The relevance of this research is due to the fact that this tax is the main source of revenue generation at three levels of the budget system of the Russian Federation: Federal, regional, and local. Regional and local taxes and fees are usually regulated by law at the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.