Научная статья на тему 'Система категорий, связанных с управлением инновационным потенциалом предприятия'

Система категорий, связанных с управлением инновационным потенциалом предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
потенциал / инновации / предпринимательство. / potential / innovation / entrepreneurship

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н. С. Ульяницкая

В статье определенно понятие „управление инновационным потенциалом”, а также проведено уточнение категории „инновация”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of categories related to managing innovation potential enterprise

In this paper the definition of „management innovation potential”, and also conducted specification category „innovation”.

Текст научной работы на тему «Система категорий, связанных с управлением инновационным потенциалом предприятия»

УДК 658.012

Н. С. Ульяницкая,

Приазовский государственный технический университет,

г. Мариуполь

СИСТЕМА КАТЕГОРИЙ, СВЯЗАННЫХ С УПРАВЛЕНИЕМ ИННОВАЦИОННЫМ

ПОТЕНЦИАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ

В современных условиях в мировую экономику активно внедряются инновации. В промышленности все активнее применяются новые товары и технологии. Инновации формируют магистральный путь, который обеспечивает устойчивый рост предприятий и организаций. В областях промышленности, в которых инновации стали неотъемлемым атрибутом, предприятия соревнуются в скорости их внедрения. Победить в конкурентной борьбе сейчас возможно только, если предприятие будет предлагать продукцию самого высокого качества, изготовленную на новейшем оборудовании по последним (эффективным) технологиям. Поэтому поиск скрытых резервов способствующих активизации инновационной деятельности субъектов хозяйствования и управление развитием их инновационного потенциала для экономики Украины является в высшей степени актуальной задачей.

Вопросами инновационной деятельности на разных иерархических уровнях экономики занимались такие отечественные и зарубежные ученые, как: П. Бу-бенко, А. Гальчинський, В. Геец, А. Гринев, В. Гринева, Г. Задорожний, М. Рейном, В. Семиноженко, Ю. Яковец и другие. Тем не менее, нуждаются в дальнейшем решении и уточнении такие вопросы как: понятие „инновация" и определения понятия „инновационный потенциал субъекта хозяйствования".

Цель статьи состоит в адаптации терминологического аппарата инновационной экономики к потребностям к потребностям практической деятельности промышленных предприятий в сфере управления развитием инновационного потенциала.

Как показывает опыт многих зарубежных предприятий, в настоящее время ориентация на постоянное развитие инновационных процессов стала главной объективной необходимостью для современного предприятия. Сегодня жизнеспособность любой коммерческой структуры находится в прямопропорцио -нальной зависимости от степени эффективности реализации инноваций. Но, несмотря на всю важность инновационных изменений в деятельности современного предприятия, существует целый ряд до сих пор неразрешенных проблем, среди которых одной из наиболее важных является определение сущности самого термина „инновация". При этом, необходимо отметить, что не взирая на все многообразие публикаций и

выступлений по этому поводу, как теоретики инновационного менеджмента, так и практики пользуются термином „инновация" или „нововведение" для обозначения разных, иногда далеко не совпадающих с реальным содержанием данного понятия явлений и процессов. На это уже не раз обращалось внимание, и обстоятельно обсуждалось в различных литературных источниках, но до сих пор нет достаточно четко -го определения того, что необходимо расценивать как инновацию.

В нашей стране проблема толкования сущности инноваций отягощается использованием с этой целью двух принципиально отличающихся подходов: официально утвержденного толкования данного термина, опубликованного в Законе Украины „Об инновационной деятельности" от 04.07.2002 г. [2] с одной стороны, и целой группой общетеоретических выкладок украинских и зарубежных авторов [3; 5; 10; 11; 12]. Поэтому остановимся на данной проблеме более подробно.

Согласно Закону Украины „Об инновационной деятельности" [2] под инновациями понимают „ вновь созданные (использованные) конкурентоспособные технологии, продукцию или услуги, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или другого характера, которые существенным образом улучшают структуру или качество производства и (или) социальной сферы".

Как показывает опыт многих отечественных предприятий данное определение малоприменимо для практического использования, поскольку исходя из такой трактовки инноваций очень тяжело определить степень „существенности" улучшения структуры и качества производства, а тем более социальной сферы. Нет точных ориентиров и отнесения разработок к инновационным, что делает вышеприведенное определение и весь закон малопригодными для практического использования.

Закон Украины „Об инвестиционной деятельности" [1] определяет инновационную деятельность, как одну из форм инвестиционной деятельности, которая осуществляется с целью внедрения достижений научно-технического прогресса в производство и социальную сферу, и включает: выпуск и распростране-

ние принципиально новых видов техники и технологии; прогрессивные межотраслевые структурные сдвиги; реализацию долгосрочных научно-технических программ с большим сроком окупаемости затрат; финансирование фундаментальных исследований для осуществления качественных изменений в состоянии продуктивных сил; разработку и внедрение новых, ресурсосберегающих технологий, предназначенных для улучшения социального и экономического положения.

В научной же литературе по инновационному менеджменту в термин „инновация" разными авторами вкладывается разное содержание. Вот некоторые из них: инновация — это итоговый результат создания и освоения принципиально нового или модернизованного средства; инновация в широком понимании — прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого или другого характера; нововведение — это развитие технологии, техники, управления на стадиях зарождения, освоения, диффузии на других объектах.

В практической деятельности западных предприятий, модель управления инновационной деятельностью которых в Украине принимается в качестве эталонной, английский термин „innovation", переводимый на русский язык как „инновация" или „нововведение" определяется согласно Руководству Фрас-кати (документу принятому Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1993 г. в итальянском городе Фраскати) [27]. Согласно этому документу инновация определяется как „конечный результат инновационной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта, реализованного на рынке, процесса, или в новом подходе к социальным услугам", что также не лишено определенных недостатков, поскольку не дает четкого ответа на вопрос о том, что же можно считать инновацией.

Еще одной проблемой, связанной с рассмотрением сущности исследуемого нами термина является наличие мнения о том, что „инновация" и такой русскоязычный аналог данного понятия как „нововведение" — это два разных понятиях. Наличие такого разночтения обусловлено, прежде всего, пониманием этимологии данного слова.

Так одна группа ученых [5; 12; 16; 18] считает, что данный термин является производным от латинского „novo", что означает изменять, обновлять, и тогда под инновацией следует понимать только процесс изменений, обновлений, который вносит в среду внедрения (организацию, общество и т.п.) новые, отно-

сительно стабильные элементы, а под „нововведением" — результат этого процесса.

Другая группа [20; 22; 24], считает, что данный термин произошел от двух английских слов in и novation, обозначающих буквально „введенная новация". В соответствии с этой трактовкой термина „инновация" под ним понимается как процесс ее разработки и реализации на рынке, так и результат ее использования, что вполне соответствует толкованию термина „нововведение".

Поэтому, несмотря на то, что некоторые ученые вкладывают в вышеназванные термины („инновация" и „нововведение") разный смысл в пределах нашего исследования данные понятия будем считать тождественными или синонимическими.

Таким образом, основными отличными характеристиками (признаками) инноваций является: прикладной целенаправленный характер, наличие факта реализованости, первенство применения, получение полезного эффекта или же способность создавать конкурентные преимущества и повышать конкурентоспособность продукции, технологии их производства или вообще функционирования предприятия, качественное отличие от предыдущего аналога, наличие элемента неопределенности.

В экономической литературе термин „инновация" интерпретируется как преобразование потенциального научно-технического прогресса в реальный продукт и новые технологии. В научной литературе существуют десятки разнообразных трактовок этого термина, рассмотрим некоторые из них (табл. 1.1).

Методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах, рекомендации по которым были приняты созданной в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЕСР) группой национальных экспертов по науке и технике (Стандартная практика, которая предлагается для экспертизы исследований и экспериментальных разработок) [27]. Согласно этим стандартам, инновация является конечным результатом инновационной деятельности, которая получила воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, введенного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, который используется в практической деятельности, или в новом подходе к социальным услугам. Эти стандарты охватывают новые продукты и новые процессы, а также их значительные технологические изменения.

Согласно вышеупомянутым стандартам, существуют два типа технологических инноваций: продуктовая и процессная. Продуктовая инновация охватывает внедрение новых или усовершенствованных про-

Таблица 1.1

Дефиниция понятия „инновация"

№ Автор/ источник Дефиниция

1 И. Будникевич [11] комплексный процесс, направленный на создание, разработку и доведение научной или любой другой новой идеи до стадии коммерческого использования и распространения в экономике

2 Б. Гринев, В. Гусев [16] нововведение (новый продукт, новая технология, новый способ организации), который реализован в любой сфере деятельности, независимо от природы самого нововведения и характера соответствующей деятельности. Если нет реализации нововведения - нет инновации

3 П. Друкер [10] это особое средство предпринимателей, с помощью которого они исследуют изменения, которые имеют место в экономике и обществе, с целью использования их в бизнесе или разных сферах обслуживания

4 С. Ильенкова [15] следствие инновационной деятельности

5 О. Лапка [15] это комплексный процесс, который предусматривает создание, разработку, доведение до коммерческого использования и распространения нового технического или другого решения (новации), которое удовлетворяет определенную потребность

6 О. Махмудов [19] результат (в любой форме: материальной, информационной, организационной) модели поведения и функционирования, который дает в определенный момент времени преимущества субъекту, который ведет бизнес, в избранном им секторе деятельности

7 Ф. Никсон [10] это совокупность технических, экономических, производственных и коммерческих мероприятий, которые приводят к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов или оборудования

8 С. Покропивный [15] внедрение в хозяйственную практику результатов инновационных процессов

9 М. Портер [24] это возможность получить конкурентные преимущества

10 Х. Ригс [24] это коммерческое освоение новой идеи

11 Б. Санто [22] это такой общественный, технический или экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий в случае, если она может принести дополнительную прибыль на рынке

12 В. Соловьев [23] деятельность, которая направлена на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок и определяющая выпуск на рынок новых конкурентоспособных товаров и услуг

13 Б. Твист [18] процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание

14 Р. Фостер [15] это битва на рынке между новаторами или атакующими, - теми, кто старается сделать деньги, изменяя порядок вещей, - и теми, кто обороняется, защищая свои нынешние доходы

15 Й. Шумпетер [25] научно -организационная комбинация производственных факторов, мотивированная предпринимательским духом

дуктов. Поэтому продуктовые инновации разделяют на два вида: базисные и улучшающие. Процессная инновация представляет собой освоение новых форм и методов организации производства в процессе выпуска новой продукции.

Исходя из положений международных стандартов, непременными свойствами инновации является: научно-техническая новизна, производственная полез-

ность, коммерческая реализуемость. Инновация имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера и должна рассматриваться как сложный процесс, который обеспечивает определенный технический и социально-экономический эффект. Анализ разных определений приводит к выводу, специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельнос-

ти является функция изменения. Рассмотрим, как этот термин трактуется в разных словарях.

Культурологический словарь дает следующее определение „инновации", комплексный процесс создания, распространения, внедрение новшеств для удовлетворения человеческих нужд: нового практического средства, достижения, метода, идеи и др [26].

В словаре основных экономических терминов В. Острошенко, под инновациями понимается (от лат. innovation — обновление, перемена) — нововедение; новаторство; новая техника; технология, являющаяся результатом достижений научно-технического прогресса. Вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений техники и технологии [28].

Л. Кураков рассматривает термин инновации в двух аспектах: 1) вложение средств в экономику, обеспечивающее смену техники и технологии; 2) новая техника, технология, являющаяся результатом достижений научно-технического прогресса. Определяющим фактором инновации является развитие изобретательства, рационализации, появление крупных открытий [26].

Как отмечает А. Азрилиян [4] в своей работе, инновации это, во-первых, вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений техники и технологии и, во-вторых, новая техника, технология, являющиеся результатом достижений научно-технического прогресса. Развитие изобретательства, появление пионерских и крупных изобретений является существенным фактором инновации.

В бизнес-словаре [28] под инновациями понимают следующее: 1) инвестиции, обеспечивающие смену поколений техники и технологий; 2) новая техника, технология, являющиеся результатом достижений научно-технического прогресса.

Внешнеэкономический толковый словарь под редакцией И. Фаминского [26], термин инновации определяет следующим образом, нововведение в области производства (освоение выпуска новой продукции, внедрение новой технологии и др.), а также в сфере управления, организации труда, основанное на применении достижений науки и техники.

А. Зубов в глоссарии своей работы „ Стратегический менеджмент" [17], определяет инновации следующим образом, как создание, распространение и применение какого-либо новшества, ведущие к улучшению работы, повышению эффективности деятельности.

Е. Борисов [8] в хрестоматии по экономической теории дает следующее определение инновациям, создание и внедрение различных новшеств, порождаю -щих значительные изменения в социально-экономической практике.

В финансовом словаре [26], под инновациями понимается буквально инвестиции в новации, вложение средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования.

Н. Багиев [9] в маркетинговом терминологическом словаре, дает следующее определение: 1) процесс непрерывного совершенствования продукта, связанный с созданием оригинальных, улучшенных или модифицированных продуктов. Имеет главное значение среди мероприятий по обеспечению продолжительности жизненного цикла товара и рентабельности предприятия. Включает способы дифференцирования и диверсификации продукта; 2) вывод новых продуктов или новой группы продуктов на рынок.

Ч. Войфел [26] в энциклопедии банковского дела и финансов дает следующую дефиницию, инновация представляет собой создание чего-либо нового. Инновация становится инновацией, когда начинает использоваться.

Глоссарий бизнес-терминов [28], определяет инновации, как преобразование нового знания в новые продукты и услуги.

Таким образом, в ходе данного исследования под термином инновация будем понимать „процесс и результат изменения знаний, идей и потребностей общества с целью получение экономического, социального, экологического, научно-технического или другого полезного эффекта". При этом основными отличительными чертами инновации будем считать наличие факта изменения существовавшего ранее знания с намерением получения полезного эффекта как для удовлетворения собственных нужд (с целью внедрения в собственном производстве или для накопления), так и на продажу.

Рассмотрим терминологические особенности использования разными авторами понятия „потенциал" Потенциал (от лат. potentia — сила, мощь) рotential, рossibilities, в широком смысле — средства, запасы, источники, которые имеются в наличии и могут быть мобилизованы для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области [6].

Инновационный потенциал (innovatory potential) — научно-технический потенциал страны в виде научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических организаций, экспериментальных производств, опытных полигонов, учебных заведений, персонала и технических средств этих организаций [7].

Научно-технический потенциал (scientific and technological potential) совокупность материальных, технических, научных, кадровых, информационных

ресурсов, обеспечивающих научно-технический, технико-технологический прогресс, инновационное развитие [14].

А. Азрилян [4] определяет потенциал как, совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо области, например, военный потенциал какой-либо страны — совокупность ее экономических, морально-политических и военных ресурсов для ведения войны.

А. Зубов в своей работе „Стратегический менеджмент" [17], определяет инновационный потенциал, как — возможности в достижении поставленных инновационных целей.

Экономический словарь [9] дает следующее определение научно-техническому потенциалу — обобщенная характеристика уровня развития науки, инженерного дела, техники в стране, а также возможностей и ресурсов, которыми располагает общество для решения научно-технических проблем.

Г. Клейнер в словаре основных понятий стратегического менеджмента дает следующую дефиницию потенциала предприятия — совокупность ресурсов и возможностей предприятия, определяющих перспективы его деятельности при тех или иных сценарных вариантах внешних условий. Представляет собой взаимосвязанную совокупность технико-технологического, имущественно-финансового и ресурсно-рыночного, научно-исследовательского и других видов потенциала [26].

В программе научно-технического развития Донецкой области на период до 2020 г. инновационный потенциал определяется как, совокупность научно-технических, материально-финансовых, кадровых, институциональных и иных ресурсов региона, которые могут быть использованы для инновационной деятельности [21]. Инновационный потенциал работника глоссарий [28] определяет как — „способность работника: к восприятию новой информации; к приращению своих профессиональных знаний; к выдвижению новых конкурентоспособных идей; к нахождению решений нестандартных задач и новых способов решения стандартных задач".

В литературе появились такие словосочетания как „инновационный потенциал высшей школы", „инновационный потенциал личности", „инновационный потенциал менеджмента" и т. д. При том, что сами по себе такие словосочетания представляются довольно правомерными, они только усиливают чувство неудовлетворенности от того, что достаточно полно охарактеризовать, а тем более оценить количественно такой потенциал весьма проблематично.

Интересные попытки проанализировать существующие определения инновационного потенциала

и дать им более глубокое и всестороннее толкование предприняты в работах [5] и [16]. Нельзя не согласиться с авторами [16] в том, что отождествление терминов „потенциал" и „ресурсы" неприемлемо. В то же время наличие необходимых для реализации инновации ресурсов — обязательное условие ее осуществления, и чаще всего на вопрос, почему не внедряются новшества, производственники отвечают, что им недостает именно ресурсного обеспечения. Не составляет большого труда и количественное описание этой составляющей инновационного потенциала — можно подсчитать активы и кредитные ресурсы, наличное оборудование и его стоимость, количество квалифицированных работников и даже уровень их квалификации. Все это, конечно же, должно учитываться при оценке инновационного потенциала предприятия при его общем умозрительном или теоретическом описании. Но вопрос о том, каким образом эти составляющие входят в ту целостность, которую именуют инновационным потенциалом, остается открытым. Казалось бы, входят они практически линейным образом и можно было бы их просто сложить, если бы удалось отыскать единицы измерения единой для всех их размерности. Ведь кажется вполне очевидным: чем больше ресурсов, тем лучше, тем выше этот самый инновационный потенциал. Но реальный опыт свидетельствует, что так бывает далеко не всегда. Огромное предприятие, имеющее колоссальные ресурсы часто имеет намного меньший инновационный потенциал, чем небольшой, но творческий коллектив новаторов. Это и стало первопричиной венчурного предпринимательства. Поэтому полученный ряд научно-практических выкладок актуализирует исследования в области анализа сущности и структуры инновационного потенциала субъекта хозяйствования.

Литература 1. Закон Украши „ Про iнвестицiйну дiяльнiсть" ввд 18 серпня 1991 р. № 1560-Х11 [Електронний ресурс]. — Режим доступу : http://www.rada.gov.ua. 2. Закон Украши "Про iнновацiйну дiяльmстъ" ввд 14 липня 2002 р. № 40-1У [Електронний ресурс]. — Режим доступу : http://www.rada.gov.ua. 3. Абдулов А. Н. Научные и технологические парки, технополисы и регионы науки / А. Н. Абдулов. — М. : ИНИОН РАН, 1992. — 165 с. 4. Азрилян А. Н. Большой бухгалтерский словарь / А. Н. Азрилян. — М. : Институт новой экономики, 1999. — 574 с. 5. Ба-жал Ю. М. Економiчна теорiя технолопчних змш / Ю. М. Бажал. — К. : Заповк; 1996. — С. 194 — 195. 6. Большаков А. С. Современный менеджмент: теория и практика / А. С. Большаков. — СПб. : Питер,

2002. — 416 с. 7. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азриляна. — М. : Институт новой экономики, 2004. — 1376 с. 8. Большой экономический словарь / под ред. А. Б. Борисова. — М. : Книжный мир, 2006. — 860 с. 9. Большая экономическая энциклопедия. — М. : Эксмо, 2007. — 816 с. 10. Гольдштейн Г. Я. Инновационный менеджмент : учеб. пособие / Г. Я. Гольдштейн. — ТАГАНРОГ : Изд-во ТРТУ, 1998. — 132 с. 11. Гринев В. Ф. Инновационный менеджмент : учеб. пособие. — 2-е изд., стереотип / В. Ф. Гринев. — К. : МАУП, 2001. — 152 с. 12. Економжа знань та И перспективи для Украши. 1нститут економiчного прогнозування НАН Украши.

— К., 2004. — 164 с. 13. Економiчна енциклопедiя : у 3-х т. — Т. 1 / ввдп. ред. С. В. Мочерний. — К. : Академiя, 2000. — 864 с. 14. Економiчна енцикло-педiя : у 3-х т. — Т. 2 / ввдп. ред. С. В. Мочерний. — К. : Академiя, 2001. — 848 с. 15. Инновационный менеджмент : учебник / под ред. С. Д. Ильенковой. — М. : Юнити, 1997. —307 с. 16. Инноватика / Б. В. Гринев, В. А. Гусев. — Харьков : Институт монокристаллов, 2004. — 452 с. 17. Лапыгин Ю. Н. Стратегическое развитие организации / Ю. Н. Лапыгин. — М. : КНОРУС, 2005. — 288 с. 18. Основы инновационного менеджмента : учеб. пособие / под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели.

— М. : Экономика, 2000. 19. Перспективи iннова-цшного розвитку Украши : зб. наук. ст. / за ред. Я. А. Жалша. — К. : Альтпрес, 2002. — 160 с. 20. По-ручник А. М. Венчурний каттал: зарубiжний досввд та проблеми становлення в Укра!ш : монографiя / А. М. Поручник. — К. : КНЕУ, 2000. — С. 76 — 81. 21. Программа научно-технического развития Донецкой области на период до 2020 года / А. М. Поручник.

— Донецк : Ваш имидж, 2007. — 212 с. 22. Санто Б. Инновация как средство экономического развития / Б. Санто. — М. : Прогресс, 1990. — 296 с. 23. Соловьев В. П. Инновационная деятельность как системный процесс в конкурентной экономике (Синерге-тические эффекты инноваций) / В. П. Соловьев. —

Киев : Феникс, 2004. — 560 с. 24. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент : учеб. для вузов / Р. А. Фатхутдинов. — М. : Бизнес-школа, Интел-Синтез, 1998. — 600 с. 25. Шумпетер Й. А. Теория эко -номического развития (исследование предпринимательства, прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры) : пер. с нем. / Й. А. Шумпетер. — М. : Прогресс, 1982. — 455 с. 26. Ассистент словарь профессора [Електронний ресурс]. — Режим доступу : http://yas.yuna.ru/ 27. База даних Свропейсько! комiсil про iнноващйну полгтику Innovation Policy in Europe: Annual Country Reports. [Електронний ресурс]. — Режим доступу : http://www.trendchart.org/ Reports/ index.cfm? fuseaction=TrendReports. 28. Национальная экономическая энциклопедия [Електронний ресурс]. — Режим доступу : http://www.vocable.ru/

Ульяницька Н. С. Система категорш, пов'я-заних з управлшням шновацшним потенщалом пщприемства

У статп визначено поняття „управлiння iнновац-ifeMH потенщалом", а також проведене уточнення ка-тегори ,Днноващя".

Ключовi слова: потенщал, шноваци, гпдприемнищво.

Ульяницкая Н. С. Система категорий, связанных с управлением инновационным потенциалом предприятия

В статье определенно понятие „управление инновационным потенциалом", а также проведено уточнение категории „инновация".

Ключевые слова: потенциал, инновации, предпринимательство.

Ulianitska N. S. The system of categories related to managing innovation potential enterprise

In this paper the definition of „management innovation potential", and also conducted specification category „innovation".

Key words: potential, innovation, entrepreneurship.

Стаття надшшла до редакцл 12.04.2011

Прийнято до друку 27.05.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.