Научная статья на тему 'Вопросы совершенствования категориального аппарата в контексте формирования концепции инновационного развития России'

Вопросы совершенствования категориального аппарата в контексте формирования концепции инновационного развития России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
390
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / КОНЦЕПЦИИ / ТЕОРИИ / INNOVATION / INNOVATION DEVELOPMENT / INNOVATIVE ECONOMY / CONCEPT / THEORY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смагин Игорь Иванович, Чекулина Татьяна Александровна

Статья посвящена историческим аспектам развития теории инноваций, дается аналитический обзор современных концепций и категорий. Рассматриваются актуальные подходы к определению категории «инновация».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS OF PERFECTION OF CATEGORIAL APPARATUS IN CONTEXT OF FORMATION OF CONCEPTION OF INNOVATION DEVELOPMENT OF RUSSIA

The article is devoted to historical aspects of the theory of innovation, provides an analytical review of current concepts and categories. We consider the current approaches to defining the category of innovation.

Текст научной работы на тему «Вопросы совершенствования категориального аппарата в контексте формирования концепции инновационного развития России»

УДК 330(094)

ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАТЕГОРИАЛЬНОГО АППАРАТА В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ ИННОВАЦИОННОГО

РАЗВИТИЯ РОССИИ

© Игорь Иванович СМАГИН

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и банковского дела, e-mail: dissovet@tsu.tmb.ru © Татьяна Александровна ЧЕКУЛИНА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент, докторант кафедры политической экономии и мирового глобального хозяйства, e-mail: dissovet@tsu.tmb.ru

Статья посвящена историческим аспектам развития теории инноваций, дается аналитический обзор современных концепций и категорий. Рассматриваются актуальные подходы к определению категории «инновация».

Ключевые слова: инновации; инновационное развитие; инновационная экономика; концепции; теории.

В условиях необходимости повышения конкурентоспособности экономики и преодоления мирового экономического кризиса многое зависит от того, насколько искусно будут использованы конкурентные преимущества страны - ресурсные, территориальные и интеллектуальные. Это может быть успешным на пути инновационного развития России, избранного как основного на обозримую перспективу [1].

Факторы инновационного прорыва принято сводить к проблемам экономики. В коллективной работе экономистов «Инновационный путь развития для новой России» называются четыре «реальных фактора» для развития экономической инновации в России: 1) технологический и интеллектуальный фактор (обладание инновационным потенциалом, необходимым для запуска инновационного процесса); 2) структурный фактор (сетевые взаимодействия существенно большего числа участников отношений, чем в традиционной экономике); 3) институциональный фактор (система формальных и неформальных институтов, не препятствующих инновационному развитию); 4) фактор мотивации (востребованность инноваций большинством хозяйствующих субъектов, граждан, экономикой в целом) [2].

В России сохраняются трудности в реализации всех этих исходных условий. Аналитики указывают на неэффективность

структуры экономики (изношенность основных фондов, сосредоточенность основных инвестиций, как правило, в экспортно ориентированных отраслях, невостребованность инноваций бизнесом, слабая результативность использования кредитных ресурсов, недостатки финансирования науки, предельно высокая бюрократизация управления) [3, 4].

Инновации - это путь не только к экономическому процветанию, но и к более совершенным формам организации общества и государства, поскольку инновации затрагивают все стороны жизни.

Построение инновационной экономики невозможно без масштабных преобразований в российском обществе. Цель данных преобразований - переход к постиндустриальному технологическому укладу. Регулирование повседневной инновационной деятельности в рамках уже сложившегося постиндустриального общества, где созданы основные институты, инфраструктура, произошли изменения в социальной структуре, качественно отлично от управления переходом от экономики развивающегося типа к экономике передовой. Для решения этой последней задачи необходимо прежде всего осознать потребность в существенной модернизации основных сфер жизни общества, ревизии имеющихся общественных институтов с точки зрения того, насколько они отвечают задаче

инновационного прорыва и каково их место в этих революционных преобразованиях.

Определение значения инноваций для социальной сферы жизни общества предполагает обращение к категории человеческого капитала. Человеческий капитал является наиболее существенной составной частью национальных инновационных систем. Это люди и накопленные знания, способные производить все более эффективные знания.

Современная теория инноваций и инновационного развития характеризуется тем, что существуют различные подходы к определению категории «инновация». Оценка автором приведенных в различных источниках определений термина «инновация» позволяет констатировать, что распространены три точки зрения: первая - инновация отождествляется с нововведением, новшеством, результатом инновационной деятельности; вторая точка зрения - инновация рассматривается как процесс создания новой продукции, технологии, новшество в сфере организации, экономики и управления производством; третья - инновация как процесс внедрения в производство новых изделий, элементов, подходов, качественно отличных от предшествующего аналога. Такая множественность подходов приводит к тому, что при реализации программных мероприятий в сфере активизации инновационной деятельности внимание государства акцентируется на поддержке только процесса создания инноваций (это соответствует первому и второму подходу), и не противоречит содержанию теории инноваций. В данном случае ре-

зультатом эффективной реализации предложенных мероприятий выступает созданная инновация, при этом совершенно не учитывается внедрение результатов в практическую деятельность.

Начало возникновения именно теории инноваций относится к периоду времени, когда научные знания стали использоваться в практической деятельности. Еще в XVIII в. Жан Кондорсе писал: «...прогресс наук обеспечивает прогресс промышленности, который сам затем ускоряет научные успехи, и это взаимное влияние, действие которого возобновляется, должно быть причислено к наиболее деятельным, наиболее могущественным причинам совершенствования человеческого рода» [5].

Родоначальником теории инноваций считается Й. Шумпетер (20-е гг. ХХ в.), который рассматривал инновации как экономическое явление и обосновал их значение для развития экономики. По его мнению, инновации являются основным фактором, вызывающим динамические изменения волнового характера в экономике.

Он доказывал, что центральной фигурой в экономике становится новатор-предприниматель. По Й. Шумпетеру, инновация -это изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

В табл. 1 приведены другие определения понятия «инновации», встречающиеся в профессиональной литературе.

Таблица 1

Варианты определений понятия «инновации»

Определение Источник

1 2

Инновация - материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства, труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методы планирования, приемы анализа и пр. Балабанов И. Л. Инновационный менеджмент. СПб., 2001

Инновация - доведение до рынка результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) Большой толковый словарь бизнеса. М., 1998

Инновация (нововведение) - результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм и т. д. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. М., 2000

Окончание таблицы 1

1 2

Инновация - процесс, в котором интеллектуальный товар - изобретение, информация, ноу-хау или идея - приобретает экономическое содержание Брайан Т. Управление научно-техническими нововведениями. М., 1989

Инновация - освоение новой продуктовой линии, основанной на специально разработанной оригинальной технологии, которая способна вывести на рынок продукт, удовлетворяющий не обеспеченные существующим предложением потребности Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инновации. М., 1997

Инновация - изменение в первоначальной структуре производственного механизма, т. е. переход его внутренней структуры к новому состоянию; касается продукции, технологии, средств производства, профессиональной и квалификационной структуры рабочей силы, организации; изменения как с положительными, так и с отрицательными социально-экономическими последствиями Валента Ф. Управление инновациями. М., 1985

Инновация - целевое изменение в функционировании предприятия как системы (количественное, качественное в любой сфере деятельности предприятия) Волдачек Л. Стратегия управления инновациями на предприятии. М., 1989

Инновация - комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для новой (или лучшего удовлетворения уже известной) общественной потребности; одновременно - это процесс сопряженных с данным новшеством изменений в той социальной и вещественной среде, в которой совершается его жизненный цикл Гвишиани Д. М. Диалектико-материалистические основания системных исследований // Диалектика и системный анализ. М., 1986

Инновация - результат взаимодействия сфер НИОКР, маркетинга, производства и управления Гольдштейн Г. Я. Инновационный менеджмент // www.aup.ru/ books/

Инновация - конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта Ильенкова С. Д. Инновационный менеджмент. М., 1997

Инновация - использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов Инновационный менеджмент. СПб., 2QQQ

Инновации - научные открытия или изобретения, имеющие практическое применение и удовлетворяющие социальным, экономическим и политическим требованиям, дающие эффект в соответствующих областях Канторович Л.В. Системный анализ и некоторые проблемы научно-технического прогресса // Диалектика и системный анализ. М., 1986

Инновация - объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога Медынский В. Г. Инновационный менеджмент. М., 2QQ2 .

Инновация - практическое осуществление качественно новых решений, суть стратегии и содержания стратегии предприятия Раппопорт В. Диагностика управления: практический опыт и рекомендации. М., 1988

Инновации - общественный, технический, экономический процесс, практическое использование идей, изобретений, которое приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, ориентировано на экономическую выгоду, прибыль, добавочный доход, охватывает весь спектр видов деятельности - от исследований и разработок до маркетинга Санто Б. Инновация как средство экономического развития. М., 199Q

Инновация - конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент. СПб., 2QQ4

После анализа и обобщения приведенных в табл. 1 определений можно сделать следующие выводы.

1. Бесконечное число конкретных ситуаций по переходу объектов, систем, предприятий, общества в целом из одного состояния в другое, более совершенное и предполагающее нововведения, допускает возможность бесконечного числа формулировок и определений.

2. Переход в более совершенное состояние предполагает внедрение и реализацию новшеств - новых средств, способов, продуктов, методов, технологий, которые необходимо придумать, разработать, изобрести.

3. Инновация как реализованная совокупность новых знаний должна иметь практическое применение и давать эффект в соответствующих областях.

Инновация как экономическая категория отражает наиболее общие свойства, признаки, связи и отношения производства и реализации нововведений. Сущность инновации проявляется в ее функциях. Функции инновации отражают ее назначение в экономической системе государства и ее роль в хозяйственном процессе. Особую роль играют инновации в повышении конкурентоспособности предприятий.

Анализ инноваций показывает, что они выполняют функции социально-экономического характера. Инновация как экономическая категория выполняет следующие две основные функции - воспроизводственную и стимулирующую. Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Денежная выручка, полученная от продажи инновации на рынке, создает предпринимательскую прибыль, которая выступает источником финансовых ресурсов и одновременно мерой эффективности инновационного процесса. Предпринимательская прибыль может направляться на расширение объема производственно-торговой, инвестиционной, инновационной и финансовой деятельности. Таким образом, получение прибыли от инновации и использование ее в качестве источника финансовых ресурсов составляют содержание воспроизводственной функции инновации. Стимулирующая функция также реализуется через получение предпринима-

телем прибыли от реализации инноваций. Это служит стимулом для предпринимателя к новым инновациям, побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять более современные приемы управления финансами.

Подчиняясь всеобщему закону минимизации энергии, человек всегда направляет свою деятельность на сокращение затрат труда, экономию времени и получение других эффектов. Поэтому можно рассматривать инновацию как социальную категорию.

1. Первая функция инноваций как социальной категории состоит в том, что практически все изобретения направлены на уменьшение затрат энергии, живого труда, создают возможности вовлечения в производство новых производительных сил, повышают эффективность труда и производства.

2. Вторая функция инноваций - повышение качества произведенных продуктов, что ведет к росту уровня производства и потребления, способствует улучшению качества жизни.

3. Третья функция инноваций состоит в том, что они, повышая качество продукции, снижая затраты и совершенствуя потребление, способствуют поддержанию пропорций между спросом и предложением, между производством и потреблением.

4. И, наконец, в ходе разработки и в процессе использования инноваций идет процесс развития человека - реализация его интеллектуальных способностей, создание условий для дальнейшего творческого роста [6].

Наиболее широкий спектр подходов к понятию «инновация» предлагают Л.А. Баев и Э.В. Шугуров [7]: объектный; процессный; объектно-утилитарный; процессно-утили-

тарный; процессно-финансовый.

С позиций объектного подхода, инновация выступает как: «объект, внедренный в производство» (Э.А. Уткин [8, с. 94]); нововведение в области техники, технологии, организации труда и управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этого новшества в самых разных областях и сферах деятельности (Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева [9]); предмет (результат, продукт, объект), полученный в ходе использования достижений науки и техники

(группа специалистов Института экономики РАН [10]); результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового продукта, услуги и технологии и / или новой организационно-экономической формы, обладающий явными качественными преимуществами при использовании в проектировании, производстве, сбыте, потреблении и утилизации продуктов, обеспечивающий дополнительную по сравнению с предшествующим продуктом или организационно-экономической формой экономическую (экономия затрат или дополнительная прибыль) и / или общественную выгоду (Приложение к проекту «Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу»).

Процессный подход определяет инновации как: деятельность, процесс изменений («Руководство Осло») [11]; «технико-об-

щественно-экономический процесс, благодаря которому путем практического использования идей и изобретений создаются блага и технологии более высокого качества» (Б. Санто) [12, с. 30]; процесс получения результатов, как общественное (субъектно-объект-ное) отношение, создающее условия для осуществления данного процесса (группа специалистов Института экономики РАН); внедрение новых или значительно модернизированных процессов производства, появление новых или усовершенствованных старых процессов и продуктов (А. Харман) [13, р. 41]; «целевое изменение в функционировании предприятия как системы» (Л. Вода-чек) [14, с. 23]; внедрение новых форм организации труда, управления и технологии производства и новые исследования и разработки (В .А. Новиков) [15].

Согласно объектно-утилитарному подходу, инновация - новая потребительская стоимость, произведенная на основе внедрения новых научно-технических достижений. Утилитарность означает способность инновации удовлетворять потребности общества с более высоким полезным эффектом. С позиций исследователей, инновации должны удовлетворять конкретным общественным потребностям и давать те или иные положительные экономические эффекты (Д.В. Соколов, А.Б. Титов, Н.М. Шабанова) [16]; «инновационный продукт определяется только

после увязки самой технологии и удовлетворенной потребности» (Б. Твисс) [17].

Незавершенность научной дискуссии нашла отражение и в множественных попытках дать официальное определение инновации и инновационной деятельности в проектах федеральных законов, законах субъектов Российской Федерации, а также во многих перспективных планах инновационной политики.

Отношение к таким попыткам в литературе неодинаково. Некоторые авторы отрицают уместность термина «инновация» в юридических документах, считая его неправовым, как, например, такие понятия, как «красота» или «богатство» [18]. Другие авторы считают, что этот термин использовать в законодательстве можно, хотя определения не предлагают [19].

В современной России впервые официальное юридическое определение термина «инновация» было дано в Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг. [20]. Согласно ее положениям инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности [21].

Следует отметить, что данное определение немного шире, чем то, которое было дано в Модельном законе «Об инновациях», принятом Постановлением Межпарламентского комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации 28 февраля 1998 г. № 5-8, согласно которому инновации определены как конечный результат инновационной деятельности в виде нового или недостающего на рынке товара (услуги) или товара с улучшенными характеристиками.

В приложении к проекту «Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу» было дано более развернутое определение инновации, указывающие на сущностные характеристики этого явления: инновация (нововведение, инновационный продукт) -результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового про-

дукта, услуги и технологии и / или новой организационно-экономической формы, обладающий явными качественными преимуществами при использовании в проектировании, производстве, сбыте, потреблении и утилизации продуктов, обеспечивающий дополнительную по сравнению с предшествующим продуктом или организационно -экономической формой экономическую (экономия затрат или дополнительная прибыль) и / или общественную выгоду.

Федеральный закон «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике», принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации в 1999 г., но отклоненный Президентом Российской Федерации в связи с неопределенностью предмета регулирования и декларативностью данного акта, хотя и не содержал определения понятия инновации, из смысла дефиниций «инновационная деятельность» и «инновационная инфраструктура» под инновациями понимал новую или усовершенствованную продукцию, новый или усовершенствованный технологический процесс.

Такой же неоднозначностью и абстрактностью обладает и определение, содержащееся в проекте Федерального закона, внесенном в 2009 г. в Государственную Думу депутатами И. Д. Грачевым, Н.В. Левичевым и О.Г. Дмитриевой. (№ 344994-5): «инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, реализованный в виде нового или усовершенствованного продукта, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности (экономическом обороте)» [22].

1. Медведев Д.А. «Россия, вперед» // http://

news.kremlin.ru/transcripts/5413; Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2QQ9 г. // Российская газета. 2QQ9. 13 ноября; Концепция долгосрочного социально-экономического

развития РФ на период до 2Q2Q г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2QQ8 г. № 1662-р // СЗ РФ. 2QQ8, № 47. Ст. 5489.

2. Инновационный путь развития для новой России. М., 2QQ5.

3. May B.A. Драма 2008 года: от экономического

чуда к экономическом у кризису // Вопросы экономики. 2009. № 2.

4. Мельникова Н.П., Башкирова Н.Н. Практические вопросы налогового стимулирования инновационной экономики в России // Налогообложение и налоги. 2007. № 1.

5. Инновационный менеджмент / под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. М., 2003.

6. Управление инновационными проектами / под ред. В.Л. Попова. М., 2009.

7. Баев Л.А., Шугуров Э.В. Системный подход к определению инновации: Современные технологии в социально-экономических системах. Челябинск, 1995. С. 34-37.

8. Уткин Э.А. Управление компанией. М., 1997.

9. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М., 1999.

10. Федеральный портал по научной и инновационной деятельности в РФ. URL: http://www. sci-innov.ru.

11. Oslo Manual. Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data. 3rd edition. A Joint Publication of OECD and Eurostat. OECD/EC, 2005 (Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. 3-е изд., совместная публикация ОЭСР и Евростата / пер. на рус. яз. М., 2006.

12. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. М., 1991.

13. Harman A.J. The International Computed Industry. Innovation and Comparative Advantage. Cambridge (Mass), 1971.

14. Водачек Л. Стратегия управления инновациями на предприятии. М., 1989.

15. Новиков В.А. Практическая рыночная экономика. М., 1999.

16. Соколов Д.В., Титов А.Б., Шабанова Н.М. Предпосылки анализа и формирования инновационной политики. СПб., 1997.

17. Twiss B.C. Managing technological innovation. Pitman, 1992.

18. Лексин И.В. Роль правового регулирования в формировании и реализации государственных планов // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 11.

19. Горюнова С.В. Экономические практики и экономическое сознание среднего класса // Модернизация экономики и глобализация: в 3 кн. М., 2009.

20. Постановление Правительства РФ от 24.07.1998 г. № 832 «О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы» // СЗ РФ. 1998. № 32. Ст. 3886.

21. Делия В.П. Формирование и развитие инновационной образовательной среды гуманитарного вуза. М., 2008.

22. Проект федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федера- Поступила в редакцию 15.11.2011 г.

ции» № 344994-5. URL: http//acipt.ru/wp-content/uploads/

UDC 330(94)

QUESTIONS OF PERFECTION OF CATEGORIAL APPARATUS IN CONTEXT OF FORMATION OF CONCEPTION OF INNOVATION DEVELOPMENT OF RUSSIA

Igor Ivanovich SMAGIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor of Finances and Banking Department, e-mail: dissovet@tsu.tmb.ru

Tatyana Aleksandrovna CHEKULINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Economics, Associate Professor, Doctoral Candidate of Political Economy and World Global Economy Department, e-mail: st_ola@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article is devoted to historical aspects of the theory of innovation, provides an analytical review of current concepts and categories. We consider the current approaches to defining the category of “innovation”.

Key words: innovation; innovation development; innovative economy; concept; theory.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.