В. КАГАН, профессор Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова
Кардинальная задача высшей медицинской школы - формирование у студентов и выпускников умения строить целостные модели решения проблем медицины на основе междисциплинарной интеграции изучаемых учебных предметов. Такой подход рассматривается нами как условие фундаментализации медицинского образования в вузе и как критерий качества интегральной подготовки по всем фундаментальным и профильным дисциплинам учебного плана.
Исследования в этом направлении ведутся в Московской медицинской академии им. И. А. Сеченова с 1975 г. В результате была разработана базовая концепция «Единой методической системы» (ЕМС) медицинского вуза как нормативной модели целостной системы обучения,и началось ее внедрение в вузовскую практику [1]. Опыт нашей академии по реализации этой концепции был одобрен и рекомендован к использованию в вузах Всесоюзным совещанием работников высших учебных заведений, проходившим в Москве в 1980 г.
Следует подчеркнуть, что ЕМС как модель целостной системы обучения обеспечивается именно развитием процессов междисциплинарной интеграции (МДИ), и интегральная функция является важнейшей и определяющей функцией ЕМС.
Вместе с тем опыт внедрения ЕМС
Система
интегральной
подготовки
«Всё, что находится во взаимосвязи, должно преподаваться в такой же связи».
Ян Амос Коменский
показал, что она не может успешно реа-лизовывать свою интегральную функцию в условиях господства традиционной концепции построения учебных дисциплин. Простое добавление к традиционной модели нормативов ЕМС не изменяет ее антиинтеграционной сущности и не решает проблемы преодоления стереотипов «предметного» мышления, предрассудков идеологии «суверенности» кафедр. И поэтому практикуемая поныне псевдоинтеграция является педагогически несостоятельной в обеспечении целостности образовательного процесса.. Отсюда широкое распространение в образовании феномена «разрывности мышления», когда обособленные дисциплинарные знания студентов не управляют их действиями на практике -в учебе и профессиональной деятельности [2].
Все это ставит вопрос о необходимости более радикального концептуального обновления существующей системы подготовки специалистов в вузе [3].
В этой связи в ММА им. И.М. Сеченова нами была проделана следующая работа.
Во-первых, модернизирована в плане реальной интеграции знаний существующая концепция целостной системы обучения (ЕМС).
Во-вторых, на базе такой модернизации были разработаны следующие дидактические концепции - междисциплинарной интеграции (МДИ), целостной учебной дисциплины (ЦУД) и
итоговой государственной аттестации (ИГА).
В-третьих, названные концепции составили целостную систему интегральной подготовки (СИП), которая определяет технологию (механизм) и форму интегральной подготовки специалистов с высшим фундаментальным профессиональным образованием. Поэтому СИП можно рассматривать как концепцию высшего фундаментального профессионального образования в целом.
В-четвертых, на основе данной концепции разработана дидактическая нормативная база (ДНБ) построения СИП в конкретном вузе.
В-пятых, на основе ДНБ создан научно-педагогический стандарт института в виде модернизированной (интегральной) единой методической системы (ЕМС).
Таким образом, дидактическую основу проекта СИП образуют модернизированная концепция ЕМС, концепция МДИ, концепция ЦУД и концепция ИГА.
Функции между дидактическими составляющими проекта СИП распределяются следующим образом. Проект МДИ есть научно-технологическая основа СИП, т.е. интегральная технология целостного решения проблем.
Проекты ЕМС, ЦУД и ИГА - это научно-практические инструменты реализации СИП по каждой дисциплине. Проект СИП в целом является научно-практическим инструментом, определяющим механизм и форму интегральной подготовки специалистов с фундаментальным профессиональным образованием.
Дидактическая разработка и реализация проекта СИП позволяет обеспечить выполнение следующих задач фундаментализации медицинского образования:
Д построение студентами и выпу-
скниками целостных картин явлений, раскрывающих их сущность и, следовательно, обеспечивающих действительное понимание востребованности учебных дисциплин и медицинских знаний;
Д формирование потребности в использовании достижений фундаментальных и медицинских дисциплин, научно-технического прогресса и практического здравоохранения в процессе обучения и профессиональной деятельности;
Д совершенствование медицинского образования и здравоохранения как современных наукоемких отраслей, а также развитие фундаментальной и медицинской науки как фактора их востребованности и использования;
Д формирование у студентов и выпускников целостного, интегрального -системного мышления;
Д обеспечение междисциплинарной интеграции непрерывного преддипломного и последипломного медицинского образования;
Д повышение экономических и экологических показателей медицинского образования - уменьшение объема изучаемого материала без потери качества получаемой информации, а также научно обоснованное сокращение числа изучаемых дисциплин и рациональное использование средств;
Д преодоление «синдрома отчужденности» базисных дисциплин от реального процесса профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста;
Д совершенствование общенаучной, научно-медицинской, психолого-педагогической, правовой, коммуникативной, этической, экологической, экономической, информационной и профессиональной подготовки преподавателей высшей медицинской школы;
Д переходот модели «преподавате-
ля-информатора» к модели «преподавателя-интегратора» (педагога, психолога, методиста и специалиста в своей научно-профессиональной области), формирующего у своих учеников междисциплинарное профессиональное, экологическое, экономическое и правовое - системное мышление, а также коммуникативные умения и навыки, интегральные способы познания и деятельности, целостное понимание изучаемых явлений.
В совокупности фундаментальность означает способность осуществлять системный анализ целевых проблем, реализовывать МДИ, строить целостные модели процессов решения задач и, самое главное, приобрести навыки учиться всю жизнь, используя весь набор классических и современных информационных технологий, включая Интернет-технологии.
Особенности предлагаемой системы интегральной подготовки можно описать через следующие модели СИП.
А. Структурно-технологическая модель.
1. На занятиях в институте и на базах учебно-производственной практики организуется непрерывный процесс интегральной подготовки по фундаментальным и профильным дисциплинам. Он строится с использованием современных педагогических и информационных технологий как органически целостная система - на основе единой дидактической нормативной базы (ДБН), научно-педагогического стандарта вуза (ЕМС) и Госстандарта фундаментального профессионального образования.
2. По каждой фундаментальной и профильной дисциплине в аудиторных условиях вводится учебно-профессиональная практика для формирования целевых умений и навыков, помогающих востребовать и использовать «аппарат» дисциплины кафедры (методо-
логию, основные понятия, положения и т.д.) для системного (профильно-дисциплинарного и междисциплинарного) анализа, создания дисциплинарных «портретов» и целостной модели процесса решения изучаемых целевых проблем. Таким образом, впервые предлагается практиковать реальное умение осуществлять междисциплинарную интеграцию в процессе поиска качественных решений изучаемых проблем «сегодня» и «завтра» - по всем фундаментальным (гуманитарным, общенаучным, медико-биологическим) и профильным дисциплинам. Необходимо подчеркнуть, что учебно-профессиональная практика по каждой дисциплине является органическим продолжением и завершающим этапом изучения дисциплины на кафедре.
3. С окончанием учебно-профессиональной практики впервые вводится начальная аттестация интегральной подготовки студентов как органический компонент итоговой государственной аттестации.
4. Таким образом, традиционная производственная практика кардинально преобразуется - впервые вводится итоговая профессиональная практика, цель которой - формировать реальные умения строить дисциплинарные и целостные решения целевых проблем в производственных условиях. Она рассматривается как завершающий этап преддипломной интегральной подготовки по всем фундаментальным и профильным дисциплинам в их органическом единстве и должна проводиться в соответствии с образовательным государственным стандартом.
5. По каждой фундаментальной и профильной дисциплине проводится итоговая государственная аттестация интегральной подготовки в соответствии с требованиями образовательного государственного стандарта и ди-
дактической нормативной базы, а также стандарта института (ЕМС).
Б. Методолого-технологическая модель.
1. Каждая конкретная целевая проблема (ситуационная задача) рассматривается как система, требующая построения целостной (качественной) модели (картины) процесса решения проблемы на основе системного анализа или профильно-дисциплинарного анализа (ПДА) данной проблемы.
2. Системный анализ проблемы есть интегральная технология целостного исследования (решения) проблемы, суть которой состоит в научно обоснованной интеграции фундаментальных и профильных дисциплин (связанных с данной проблемой) в ходе построения целостной модели (картины) процесса решения проблемы.
3. Междисциплинарная интеграция (МДИ) - это образовательные технологические процессы объединения (интеграции) фундаментальных и профильных дисциплин относительно целостного исследования (решения) целевых познавательных и профессиональных проблем.
4. ПДА (системный анализ) проблемы является методолого-техноло-гическим инструментом реализации МДИ в ходе построения как дисциплинарного «портрета», так и целостной модели процесса решения изучаемой проблемы.
5. Технология построения целостной модели (картины) процесса решения проблемы - на основе ПДА - включает два органически связанных этапа:
а) анализ и построение дисциплинарных «портретов» (компонентов) целостной модели (картины) процесса решения проблемы с позиции каждой фундаментальной и профильной дисциплины, связанной с данной проблемой;
б) объединение (интеграцию) дисциплинарных «портретов» в целостную модель (картину) процесса решения проблемы.
6. Построение студентами (выпускниками) целостных моделей (картин) процесса решения проблемы является критерием их осознанного и всестороннего понимания и умения востребовать и использовать необходимые фундаментальные и профильные дисциплины для ПДА проблемы и в целом качественного решения данной проблемы на фундаментальной основе.
7. Формирование умений у студентов строить дисциплинарные (фундаментальные и профильные) «портреты» и целостные картины (модели) процесса решения проблемы есть критерий фундаментализации медобразо-вания.
8. Реализация обоснованной междисциплинарной интеграции - далеко не простая задача. Речь идет о разрешении центрального противоречия в деятельности высшей школы между объективно необходимой интеграцией и противодействующей ей дифференциацией дисциплин, воинствующей идеологией суверенности кафедр в процессе подготовки специалистов. Выполнение требований единых педагогических законов построения целостного учебного процесса наткнулось на барьеры сложившихся жестких стереотипов предметного мышления ряда преподавателей, в особенности и чаще всего - фундаментальных дисциплин. И, как следствие, в нашей практике интеграции появился «болевой синдром» - потеря целостности и полноты междисциплинарной интеграции со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями для подготовки специалистов.
Все еще доминирует в вузах предметное, «информативно-репродуктивное» обучение, приводящее, как
уже отмечалось, к «разрывности мышления», когда знания выпускников не управляют их действиями на практике: понятия, законы и другие положения изученных дисциплин студенты «знают» - могут рассказать и дать определения по памяти, но не могут осознанно, грамотно и аргументированно востребовать и использовать их как научно-практические ориентиры для выполнения качественной познавательной и профессиональной деятельности.
Вот почему нами была разработана принципиально новая дидактическая концепция целостной учебной дисциплины (ЦУД) [2, 3].
В чем состоит новизна и каковы отличительные особенности данной концепции? В отличие от концепции ТУД она строится на понимании учебной дисциплины как особого образовательного предмета, «органически целостного образования», включающего в себя как «научное начало» (информативный компонент), так и «учебное начало» (учебный, интегральный, «процессуальный» компоненты).
Структура ТУД сводится к содержанию «научного начала» и строится по логике науки; «учебное начало» фактически не включается в содержание традиционной дисциплины вуза. Тем самым происходит подмена учебной дисциплины ее научным основанием, когда зна-ния-сведениястановятся «самоцелью» образования, что подрывает мотиваци-онную основу обучения и создает препятствия для достижения истинной цели учебной дисциплины, суть которой -воспитание потребности и умения использовать научное содержание дисциплины в дальнейшей учебе и практике как средство целостного решения познавательных и профессиональных проблем. ЦУД включает не только теоретические основы (научный материал), но и технологические основы (дидакти-
ческий материал), которые выполняют функцию управления воспитанием и формированием потребностей и умений востребовать и использовать научное содержание как средство обоснования, выработки и принятия решений в последующей учебе и профессиональной деятельности.
В общем, нормативный «портрет» выпускника высшей медицинской школы XXI века с фундаментальным профессиональным образованием можно представить следующим образом:
Это специалист-методолог, обладающий системным мышлением, вооруженный общей интегральной (междисциплинарной) методологией профессиональной деятельности, владеющий арсеналом современных информационных технологий, теоретических и инструментальных средств всех дисциплин и в особенности системным анализом целевых познавательных и профессиональных проблем - интегральной технологией построения дисциплинарных «портретов» и целостных картин процесса решения целевых задач. Это конкурентоспособный специалист, подготовленный к глубокому пониманию медицины и фармации, к профессиональной мобильности и непрерывному образованию и самообразованию.
Литература
1. Каган В.И, Сычеников И.А. Основы оп-
тимизации процесса обучения в высшей школе // Единая методическая система института: теория и практика. - М., 1987.
2. Чебышев Н, Каган В. Что такое учебная дисциплина // Высшее образование в России. - 1997. - №3; Чебышев Н., Каган В. Основы развития современной высшей школы // Высшее образование в России. - 1998. - №2.
3. Чебышев Н., Каган В. Высшая школа XXI века: проблема качества // Высшее образование в России. - 2000. - № 1.