Научная статья на тему 'Система интегральной подготовки'

Система интегральной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система интегральной подготовки»

В. КАГАН, профессор Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова

Кардинальная задача высшей медицинской школы - формирование у студентов и выпускников умения строить целостные модели решения проблем медицины на основе междисциплинарной интеграции изучаемых учебных предметов. Такой подход рассматривается нами как условие фундаментализации медицинского образования в вузе и как критерий качества интегральной подготовки по всем фундаментальным и профильным дисциплинам учебного плана.

Исследования в этом направлении ведутся в Московской медицинской академии им. И. А. Сеченова с 1975 г. В результате была разработана базовая концепция «Единой методической системы» (ЕМС) медицинского вуза как нормативной модели целостной системы обучения,и началось ее внедрение в вузовскую практику [1]. Опыт нашей академии по реализации этой концепции был одобрен и рекомендован к использованию в вузах Всесоюзным совещанием работников высших учебных заведений, проходившим в Москве в 1980 г.

Следует подчеркнуть, что ЕМС как модель целостной системы обучения обеспечивается именно развитием процессов междисциплинарной интеграции (МДИ), и интегральная функция является важнейшей и определяющей функцией ЕМС.

Вместе с тем опыт внедрения ЕМС

Система

интегральной

подготовки

«Всё, что находится во взаимосвязи, должно преподаваться в такой же связи».

Ян Амос Коменский

показал, что она не может успешно реа-лизовывать свою интегральную функцию в условиях господства традиционной концепции построения учебных дисциплин. Простое добавление к традиционной модели нормативов ЕМС не изменяет ее антиинтеграционной сущности и не решает проблемы преодоления стереотипов «предметного» мышления, предрассудков идеологии «суверенности» кафедр. И поэтому практикуемая поныне псевдоинтеграция является педагогически несостоятельной в обеспечении целостности образовательного процесса.. Отсюда широкое распространение в образовании феномена «разрывности мышления», когда обособленные дисциплинарные знания студентов не управляют их действиями на практике -в учебе и профессиональной деятельности [2].

Все это ставит вопрос о необходимости более радикального концептуального обновления существующей системы подготовки специалистов в вузе [3].

В этой связи в ММА им. И.М. Сеченова нами была проделана следующая работа.

Во-первых, модернизирована в плане реальной интеграции знаний существующая концепция целостной системы обучения (ЕМС).

Во-вторых, на базе такой модернизации были разработаны следующие дидактические концепции - междисциплинарной интеграции (МДИ), целостной учебной дисциплины (ЦУД) и

итоговой государственной аттестации (ИГА).

В-третьих, названные концепции составили целостную систему интегральной подготовки (СИП), которая определяет технологию (механизм) и форму интегральной подготовки специалистов с высшим фундаментальным профессиональным образованием. Поэтому СИП можно рассматривать как концепцию высшего фундаментального профессионального образования в целом.

В-четвертых, на основе данной концепции разработана дидактическая нормативная база (ДНБ) построения СИП в конкретном вузе.

В-пятых, на основе ДНБ создан научно-педагогический стандарт института в виде модернизированной (интегральной) единой методической системы (ЕМС).

Таким образом, дидактическую основу проекта СИП образуют модернизированная концепция ЕМС, концепция МДИ, концепция ЦУД и концепция ИГА.

Функции между дидактическими составляющими проекта СИП распределяются следующим образом. Проект МДИ есть научно-технологическая основа СИП, т.е. интегральная технология целостного решения проблем.

Проекты ЕМС, ЦУД и ИГА - это научно-практические инструменты реализации СИП по каждой дисциплине. Проект СИП в целом является научно-практическим инструментом, определяющим механизм и форму интегральной подготовки специалистов с фундаментальным профессиональным образованием.

Дидактическая разработка и реализация проекта СИП позволяет обеспечить выполнение следующих задач фундаментализации медицинского образования:

Д построение студентами и выпу-

скниками целостных картин явлений, раскрывающих их сущность и, следовательно, обеспечивающих действительное понимание востребованности учебных дисциплин и медицинских знаний;

Д формирование потребности в использовании достижений фундаментальных и медицинских дисциплин, научно-технического прогресса и практического здравоохранения в процессе обучения и профессиональной деятельности;

Д совершенствование медицинского образования и здравоохранения как современных наукоемких отраслей, а также развитие фундаментальной и медицинской науки как фактора их востребованности и использования;

Д формирование у студентов и выпускников целостного, интегрального -системного мышления;

Д обеспечение междисциплинарной интеграции непрерывного преддипломного и последипломного медицинского образования;

Д повышение экономических и экологических показателей медицинского образования - уменьшение объема изучаемого материала без потери качества получаемой информации, а также научно обоснованное сокращение числа изучаемых дисциплин и рациональное использование средств;

Д преодоление «синдрома отчужденности» базисных дисциплин от реального процесса профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста;

Д совершенствование общенаучной, научно-медицинской, психолого-педагогической, правовой, коммуникативной, этической, экологической, экономической, информационной и профессиональной подготовки преподавателей высшей медицинской школы;

Д переходот модели «преподавате-

ля-информатора» к модели «преподавателя-интегратора» (педагога, психолога, методиста и специалиста в своей научно-профессиональной области), формирующего у своих учеников междисциплинарное профессиональное, экологическое, экономическое и правовое - системное мышление, а также коммуникативные умения и навыки, интегральные способы познания и деятельности, целостное понимание изучаемых явлений.

В совокупности фундаментальность означает способность осуществлять системный анализ целевых проблем, реализовывать МДИ, строить целостные модели процессов решения задач и, самое главное, приобрести навыки учиться всю жизнь, используя весь набор классических и современных информационных технологий, включая Интернет-технологии.

Особенности предлагаемой системы интегральной подготовки можно описать через следующие модели СИП.

А. Структурно-технологическая модель.

1. На занятиях в институте и на базах учебно-производственной практики организуется непрерывный процесс интегральной подготовки по фундаментальным и профильным дисциплинам. Он строится с использованием современных педагогических и информационных технологий как органически целостная система - на основе единой дидактической нормативной базы (ДБН), научно-педагогического стандарта вуза (ЕМС) и Госстандарта фундаментального профессионального образования.

2. По каждой фундаментальной и профильной дисциплине в аудиторных условиях вводится учебно-профессиональная практика для формирования целевых умений и навыков, помогающих востребовать и использовать «аппарат» дисциплины кафедры (методо-

логию, основные понятия, положения и т.д.) для системного (профильно-дисциплинарного и междисциплинарного) анализа, создания дисциплинарных «портретов» и целостной модели процесса решения изучаемых целевых проблем. Таким образом, впервые предлагается практиковать реальное умение осуществлять междисциплинарную интеграцию в процессе поиска качественных решений изучаемых проблем «сегодня» и «завтра» - по всем фундаментальным (гуманитарным, общенаучным, медико-биологическим) и профильным дисциплинам. Необходимо подчеркнуть, что учебно-профессиональная практика по каждой дисциплине является органическим продолжением и завершающим этапом изучения дисциплины на кафедре.

3. С окончанием учебно-профессиональной практики впервые вводится начальная аттестация интегральной подготовки студентов как органический компонент итоговой государственной аттестации.

4. Таким образом, традиционная производственная практика кардинально преобразуется - впервые вводится итоговая профессиональная практика, цель которой - формировать реальные умения строить дисциплинарные и целостные решения целевых проблем в производственных условиях. Она рассматривается как завершающий этап преддипломной интегральной подготовки по всем фундаментальным и профильным дисциплинам в их органическом единстве и должна проводиться в соответствии с образовательным государственным стандартом.

5. По каждой фундаментальной и профильной дисциплине проводится итоговая государственная аттестация интегральной подготовки в соответствии с требованиями образовательного государственного стандарта и ди-

дактической нормативной базы, а также стандарта института (ЕМС).

Б. Методолого-технологическая модель.

1. Каждая конкретная целевая проблема (ситуационная задача) рассматривается как система, требующая построения целостной (качественной) модели (картины) процесса решения проблемы на основе системного анализа или профильно-дисциплинарного анализа (ПДА) данной проблемы.

2. Системный анализ проблемы есть интегральная технология целостного исследования (решения) проблемы, суть которой состоит в научно обоснованной интеграции фундаментальных и профильных дисциплин (связанных с данной проблемой) в ходе построения целостной модели (картины) процесса решения проблемы.

3. Междисциплинарная интеграция (МДИ) - это образовательные технологические процессы объединения (интеграции) фундаментальных и профильных дисциплин относительно целостного исследования (решения) целевых познавательных и профессиональных проблем.

4. ПДА (системный анализ) проблемы является методолого-техноло-гическим инструментом реализации МДИ в ходе построения как дисциплинарного «портрета», так и целостной модели процесса решения изучаемой проблемы.

5. Технология построения целостной модели (картины) процесса решения проблемы - на основе ПДА - включает два органически связанных этапа:

а) анализ и построение дисциплинарных «портретов» (компонентов) целостной модели (картины) процесса решения проблемы с позиции каждой фундаментальной и профильной дисциплины, связанной с данной проблемой;

б) объединение (интеграцию) дисциплинарных «портретов» в целостную модель (картину) процесса решения проблемы.

6. Построение студентами (выпускниками) целостных моделей (картин) процесса решения проблемы является критерием их осознанного и всестороннего понимания и умения востребовать и использовать необходимые фундаментальные и профильные дисциплины для ПДА проблемы и в целом качественного решения данной проблемы на фундаментальной основе.

7. Формирование умений у студентов строить дисциплинарные (фундаментальные и профильные) «портреты» и целостные картины (модели) процесса решения проблемы есть критерий фундаментализации медобразо-вания.

8. Реализация обоснованной междисциплинарной интеграции - далеко не простая задача. Речь идет о разрешении центрального противоречия в деятельности высшей школы между объективно необходимой интеграцией и противодействующей ей дифференциацией дисциплин, воинствующей идеологией суверенности кафедр в процессе подготовки специалистов. Выполнение требований единых педагогических законов построения целостного учебного процесса наткнулось на барьеры сложившихся жестких стереотипов предметного мышления ряда преподавателей, в особенности и чаще всего - фундаментальных дисциплин. И, как следствие, в нашей практике интеграции появился «болевой синдром» - потеря целостности и полноты междисциплинарной интеграции со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями для подготовки специалистов.

Все еще доминирует в вузах предметное, «информативно-репродуктивное» обучение, приводящее, как

уже отмечалось, к «разрывности мышления», когда знания выпускников не управляют их действиями на практике: понятия, законы и другие положения изученных дисциплин студенты «знают» - могут рассказать и дать определения по памяти, но не могут осознанно, грамотно и аргументированно востребовать и использовать их как научно-практические ориентиры для выполнения качественной познавательной и профессиональной деятельности.

Вот почему нами была разработана принципиально новая дидактическая концепция целостной учебной дисциплины (ЦУД) [2, 3].

В чем состоит новизна и каковы отличительные особенности данной концепции? В отличие от концепции ТУД она строится на понимании учебной дисциплины как особого образовательного предмета, «органически целостного образования», включающего в себя как «научное начало» (информативный компонент), так и «учебное начало» (учебный, интегральный, «процессуальный» компоненты).

Структура ТУД сводится к содержанию «научного начала» и строится по логике науки; «учебное начало» фактически не включается в содержание традиционной дисциплины вуза. Тем самым происходит подмена учебной дисциплины ее научным основанием, когда зна-ния-сведениястановятся «самоцелью» образования, что подрывает мотиваци-онную основу обучения и создает препятствия для достижения истинной цели учебной дисциплины, суть которой -воспитание потребности и умения использовать научное содержание дисциплины в дальнейшей учебе и практике как средство целостного решения познавательных и профессиональных проблем. ЦУД включает не только теоретические основы (научный материал), но и технологические основы (дидакти-

ческий материал), которые выполняют функцию управления воспитанием и формированием потребностей и умений востребовать и использовать научное содержание как средство обоснования, выработки и принятия решений в последующей учебе и профессиональной деятельности.

В общем, нормативный «портрет» выпускника высшей медицинской школы XXI века с фундаментальным профессиональным образованием можно представить следующим образом:

Это специалист-методолог, обладающий системным мышлением, вооруженный общей интегральной (междисциплинарной) методологией профессиональной деятельности, владеющий арсеналом современных информационных технологий, теоретических и инструментальных средств всех дисциплин и в особенности системным анализом целевых познавательных и профессиональных проблем - интегральной технологией построения дисциплинарных «портретов» и целостных картин процесса решения целевых задач. Это конкурентоспособный специалист, подготовленный к глубокому пониманию медицины и фармации, к профессиональной мобильности и непрерывному образованию и самообразованию.

Литература

1. Каган В.И, Сычеников И.А. Основы оп-

тимизации процесса обучения в высшей школе // Единая методическая система института: теория и практика. - М., 1987.

2. Чебышев Н, Каган В. Что такое учебная дисциплина // Высшее образование в России. - 1997. - №3; Чебышев Н., Каган В. Основы развития современной высшей школы // Высшее образование в России. - 1998. - №2.

3. Чебышев Н., Каган В. Высшая школа XXI века: проблема качества // Высшее образование в России. - 2000. - № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.