Научная статья на тему 'Система инфраструктурного обеспечения финансирования предпринимательской деятельности: проблемы и перспективы развития'

Система инфраструктурного обеспечения финансирования предпринимательской деятельности: проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
777
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ / КОНКУРЕНЦИЯ / БАНКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Симакова Е.К.

Статья посвящена изучению методических и практических аспектов финансирования субъектов предпринимательской деятельности в современных условиях. Определены источники финансирования и соответствующие объекты финансово-кредитной инфраструктуры. Проведен анализ обеспеченности предпринимательской деятельности субъектами финансово-кредитной инфраструктуры в территориальном разрезе, выделены проблемы и перспективы их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система инфраструктурного обеспечения финансирования предпринимательской деятельности: проблемы и перспективы развития»

УДК 336.63

СИСТЕМА ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

е. к. симакова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры предпринимательского права Е-mail: simakova_ek@mail. ru Санкт-Петербургская юридическая академия

Статья посвящена изучению методических и практических аспектов финансирования субъектов предпринимательской деятельности в современных условиях. Определены источники финансирования и соответствующие объекты финансово-кредитной инфраструктуры. Проведен анализ обеспеченности предпринимательской деятельности субъектами финансово-кредитной инфраструктуры в территориальном разрезе, выделены проблемы и перспективы их развития.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, финансово-кредитная инфраструктура, финансирование, территориальная обеспеченность, конкуренция, банки.

Повышение конкурентоспособности отечественного бизнеса рассматривается как условие устойчивого развития российской экономики. Формирование конкурентной среды, позволяющей субъектам предпринимательской деятельности эффективно выполнять стоящие перед ними задачи, не может быть полноценным без развития соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей равноценный доступ к финансовым ресурсам для всех хозяйствующих субъектов вне зависимости от их организационно-правовой формы и территориальной принадлежности.

С практической точки зрения предпринимательская деятельность имела место еще в древнем мире. Однако экономическая наука внесла ее в свой понятийно-категориальный аппарат сравнительно недавно. Одним из первых понятие «предпринимательство» сформулировал Ж. Б. Сэй, который

в своем «Трактате по политической экономии» (1803 г.) указывал на таланты английских предпринимателей, умело комбинировавших классические факторы производства - землю, капитал, труд и придававших им «дух порядка». А. Маршалл, добавив к данному перечню факторов организацию, признал деятельность предпринимателя в качестве обязательного элемента эффективного хозяйствования.

Большинство ученых указывает на неразрывную связь конкуренции как движущей силы эффективного развития экономических систем и предпринимательского сектора как основного участника конкурентных отношений. Дж. Б. Кларк в своем труде «Распределение богатства» (1934 г.) выделяет деятельность предпринимателя как отдельный фактор производства, которому «... свободная конкуренция дает. то, что создается функцией координирования» [2]. Одновременно он признавал, что чистая предпринимательская прибыль выступает как побудитель к конкуренции.

Экономист Й. Шумпетер, развивая эту идею, фактически утверждает, что успех в конкурентной борьбе может быть обеспечен только посредством новаций. Функцией предпринимателя, на его взгляд, является именно обеспечение экономического роста на основании нововведений, которые предприниматели внедряют в производственный процесс с целью использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности [5]. Ф. А. Хайек также указывает на поиск но-

вых экономических возможностей как на сущность предпринимательской деятельности.

В целом предпринимательство рассматривается учеными как движущая и созидательная сила экономического развития, а предпринимательская деятельность как процесс координированного упорядоченного движения факторов производства, направляемый предпринимателем, обладающим соответствующими свойствами и склонностями к риску, новациям, управлению.

Правовая природа и юридическое значение предпринимательства закреплены в Гражданском кодексе РФ. Согласно ст. 2 Гражданского кодекса РФ «предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Право на ведение предпринимательской деятельности является конституционным. Статья 34 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Данное право обеспечено гарантиями свободы выбора сферы, вида, территории и формы предпринимательской деятельности, возможности судебной защиты. Экономическая деятельность монопольного характера является запрещенной, что позволяет идентифицировать предпринимательскую деятельность как конкурентную.

Таким образом, с точки зрения автора, предпринимательскую деятельность можно трактовать как комплекс самостоятельных инициативных конкурентных действий в любой сфере:

- не противоречащих действующему законодательству;

- направленных на получение прибыли;

- осуществляемых субъектами предпринимательской деятельности (юридическими лицами и физическими лицами - индивидуальными предпринимателями, действующими без образования юридического лица, а также в установленных законом случаях - публично-правовыми образованиями).

На эффективность функционирования и тенденции развития предпринимательского сектора экономики влияет прежде всего наличие и доступность финансовых ресурсов, которыми хозяйствующих

субъектов обеспечивают кредитные банковские и небанковские организации, субъекты финансового рынка, составляющие финансово-кредитную инфраструктуру рыночной бизнес-среды.

Чтобы оценить уровень доступности финансовых ресурсов для предпринимательского сектора экономики, рассмотрим источники финансирования и соответствующее инфраструктурное обеспечение этого процесса (рис. 1).

Согласно представленной схеме формирования ресурсной финансовой базы субъект предпринимательской деятельности обладает значительным потенциалом для развития. Однако на практике существует проблема инфраструктурного обеспечения соответствующих источников финансирования. Кроме того, имеют место значительные диспропорции в ресурсном обеспечении предпринимателей в территориальном разрезе.

Самофинансирование дает предпринимательскому сектору конкурентные преимущества и благоприятные возможности для роста за счет уменьшения издержек по привлечению дополнительного капитала и снижения рисков. Но, несмотря на положительные аспекты, оно в большинстве случаев (особенно когда речь идет о среднем и малом бизнесе) оказывается недостаточной базой для развития.

Безвозмездные перечисления обращают на себя пристальное внимание налоговых органов. В первую очередь этот касается взаимозависимых лиц (дочерняя и материнская организация с долей участия от 25 %, организации- «сестры», если доля участия общего учредителя от 25 % и т. п.). Такое положение не исключает их из перечня источников финансирования, но не предполагает широкого использования безвозмездной передачи субъектами предпринимательской деятельности.

Государственная поддержка предпринимательства включает:

- целевые программы поддержки малого бизнеса;

- предоставление бюджетных ассигнований в рамках государственных контрактов.

Это в целом сужает круг возможных пользователей этих ресурсов. Кроме того, на льготных условиях государственные средства могут предоставляться организациям агропромышленного комплекса (включая крестьянские/фермерские хозяйства), звероводческим и рыбоводческим предприятиям на законодательно определенные цели. В целом это также не способствует повышению доступности

Источники финансирования предпринимательской деятельности

Самофинансирование

Собственный капитал

Резервы

Фонды

специального

назначения

— уставный капитал;

— добавочный капитал

— предстоящих расходов;

— под снижение стоимости материальных ценностей;

— по сомнительным долгам;

— под обесценение вложений в ценные бумаги;

— резервный капитал

| — накопления; — потребления; социальной сферы

> Нераспределенная прибыль

Реализация (сдача в аренду) неиспользуемых активов

Безвозмездные поспгупления

Безвозмездная передача товарно-материальных ценностей |

Безвозмездные перечисления вышестоящих организаций

Привлеченные средства коммерческих организаций

Заемные средства

Коммерческие кредиты

Банковские кредиты

— овердрафт;

— кредитная линия;

— инвестиционный кредит;

— кредит на оборотные средства;

— кредит на расширение бизнеса;

— коммерческая ипотека

— с отсрочкой платежа;

— по открытому счету;

— с оформлением задолженности векселем;

— в форме консигнации

— эмиссия и реализация ценных бумаг;

— венчурные инвестиции;

— иностранные инвестиции

Государственное финансирование предпринимательской деятельности

Финансирование из федерального, регионального, местного бюджета на безвозмездной основе

Бюджетные ссуды, в том числе на льготных условиях

j — предоставление бюджетных средств на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых по государственным контрактам; —— предоставление дотаций, субсидий, субвенций физическим и юридическим лицам, а также бюджетам других уровней бюджетной системы РФ; | — предоставление бюджетных ассигнований казенным предприятиям на выполнение плана-заказа в случае недостаточности для этого их собственных средств

► Целевые программы поддержки малого и среднего предпринимательства

Налоговые преференции субъектам предпринимательской деятельности

I — специальные режимы налогообложения; I — налоговые льготы; [ — инвестиционные налоговые кредиты

Рис. 1. Источники финансирования предпринимательской деятельности

данного источника финансирования для всех субъектов предпринимательской деятельности.

Зачастую предпринимательский сектор стремится получить инвестиционные ресурсы от государства, считая их более дешевым источником внешнего финансирования. Однако с 2013 г. предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными, муниципальными учреждениями и унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных капиталов этих юридических лиц. Такая «цена» за государственные ресурсы в значительной степени снижает их привлекательность для большого количества субъектов предпринимательской деятельности, поскольку предполагает потерю контроля над частью бизнеса в обмен на финансирование из бюджета.

Таким образом, анализируя институциональные основы предпринимательской деятельности, целесообразно остановиться на финансово-кредитной инфраструктуре, обеспечивающей финансирование хозяйствующих субъектов на возвратной основе за счет заемных и инвестиционных ресурсов.

Существует подход к определению субъектного состава, согласно которому к финансовой инфраструктуре относят 450 также государственные органы, распределяющие финансовые потоки между субъектами хозяйственной деятельности. Но, по мнению автора, государственные институты должны минимизировать свое участие в деятельности предпринимателей с тем, чтобы не создавать необоснованные конкурентные преимущества вследствие доступа отдельных предпринимателей к государственным бюджетным ресурсам, распределяемым на безвозмездной основе.

Соответственно в систему инфраструктурного обеспечения

400

350

300

250

200

150

100

50

необходимо включить финансово-кредитные организации, предоставляющие финансирование предпринимательскому сектору на возвратной коммерческой основе.

Проанализируем обеспеченность субъектов предпринимательской деятельности институтами финансово-кредитной инфраструктуры в разрезе федеральных округов по состоянию на ноябрь 2012 г. (рис. 2).

Очевидно, что имеет место резкий дисбаланс в территориальной обеспеченности субъектов предпринимательской деятельности доступными источниками финансово-кредитных ресурсов от соответствующих финансовых институтов. С точки зрения финансовой обеспеченности наибольший доступ к ресурсам развития у субъектов Центрального федерального округа (преимущественно за счет институтов, функционирующих в г. Москве). На втором месте - Приволжский федеральный округ (значительная масса финансово-кредитных учреждений функционирует в Республике Татарстан, преимущественно обеспечивая развитие предпринимательского сектора г. Казани, а также в Пермском крае). На третьем месте - Сибирский федеральный округ (преимущественно представленный финансовыми учреждениями г. Новосибирска).

14000

425Ч 131 93

10 693 -

294 -

а

5 891

б 1 \ \ 4 304

-Д4 285 3 942

51 52 38 6 57 \ 1 984

27 15 1 316 3 44 17 15 21

- -1-00—

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12000

10000

8000

6000

4000

2000

Рис. 2. Обеспеченность предпринимательской деятельности объектами финансово-кредитной инфраструктуры в разрезе федеральных округов по состоянию

на 01.11.2012, ед.:

а - банковские учреждения; б - управляющие компании ПИФов, ИФов, НПФ; в - страховые организации

0

В совокупности анализируемая часть рыночной инфраструктуры представлена 46 682 финансовыми институтами на территории Российской Федерации.

Из общей динамики выбивается преобладание управляющих компаний коллективных инвесторов в Северо-Западном федеральном округе. Однако подобная тенденция объясняется наличием в г. Санкт-Петербурге двух организаторов торговли.

По данным ФСФР, на 01.11.2012 организаторы торговли представлены только в г. Москве (ОАО «Московская Биржа ММВБ-РТС», ОАО «Московская фондовая биржа», ЗАО «Фондовая биржа ММВБ») и г. Санкт-Петербурге (ЗАО «Санкт-Петербургская валютная биржа», ОАО «Санкт-Петербургская биржа»). Как следствие - в 55 субъектах Федерации компаний, управляющих инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами вообще не зарегистрировано, а в 15 субъектах они представлены в количестве 1-3.

Таким образом, имеет место диспропорциональность территориального развития финансовой инфраструктуры, обеспечивающей предпринимательскую деятельность источниками ресурсов. Как первичное размещение, так и вторичный оборот ценных бумаг, эмитированных региональными хозяйствующими субъектами, становится более дорогостоящим. Это не способствует активности последних на рынке ценных бумаг и создает им дополнительные трудности для привлечения внешних источников финансирования.

По данным Федеральной налоговой службы, на 01.11.2012 в Российской Федерации зарегистрировано 68 054 353 юридических лица. Исключим из этого перечня субъектов, чья сфера деятельности не относится к предпринимательской деятельности напрямую (некоммерческие организации, потребительские кооперативы, государственные и муниципальные учреждения и т. п.). Остается всего 3 871 428 коммерческих предприятий, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Общее количество индивидуальных предпринимателей и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, зарегистрированных ФНС России, составляет 56 311 374 чел.

Используя полученные данные, рассчитаем коэффициент обеспеченности субъектов предпринимательской деятельности институтами, входящими в финансово-кредитную инфраструктуру. В целом по России он равен 0,012 финансово-кредитных

учреждений на одну коммерческую организацию и 0,00083 - на одного индивидуального предпринимателя. Эти цифры позволяет говорить о необеспеченности предпринимательской деятельности ресурсами для развития. Если же вспомнить о выявленных территориальных диспропорциях в разрезе федеральных округов, то картина становится еще более удручающей.

Итак, можно выделить следующие проблемы в развитии инфраструктуры, обеспечивающей финансирование предпринимательского сектора отечественной экономики, и обозначить возможные направления их преодоления.

1. Проведенный анализ фактически свидетельствует о том, что основными институтами, предоставляющими финансирование предпринимательскому сектору экономики, являются коммерческие банки. Очевидно, что количество инфраструктурных единиц, обеспечивающих банковское обслуживание, в десятки раз превышает количество коллективных инвесторов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и страховых компаний вместе взятых. Однако следует учитывать, что развитой филиальной сетью зачастую обладают банки, ориентированные на розничный сегмент рынка. Это не увеличивает доступность кредитных ресурсов для предпринимательского сектора, несмотря на присутствие банковских учреждений на региональном рынке банковских услуг.

2. Общее количество финансовых институтов в России неуклонно сокращается. Происходит трансформация финансово-кредитной системы в пользу более крупных институтов, концентрация и монополизация финансового рынка. Фактически имеется институциональная структура, которая вместо обеспечения экономического роста усиливает монополизм и способствует неэффективному распределению ресурсов. Все это снижает мобильность системы, способствует тому, что в регионах доступность кредитных ресурсов становится ниже, а требования к заемщикам - все жестче. При этом сокращение кредитных организаций существенного влияния на концентрацию финансовых ресурсов в стране не оказывает: тенденции к концентрации капитала в пользу лидеров рынка (прежде всего банков с государственным участием и иностранных организаций) продолжают усиливаться. Монополистический характер развития сохраняется. Очевидно, что имеет место превышение оптимальных масштабов неравномерности развития финансо-

во-кредитной. системы, которое создает угрозу деструктивных отношений и деградации системы в целом [1].

3. Государственное финансирование де-факто закрыто для субъектов малого предпринимательства, которые объективно не могут иметь равных возможностей с крупными организациями при получении прав на аренду государственного имущества и размещение государственного заказа. По этим же причинам им практически недоступно участие в конкурсных процедурах, торгах и аукционах, в результате которых происходит резкое повышение цены объекта торгов.

Тем самым данный сегмент предпринимательского сектора фактически находится в замкнутом круге, когда отсутствие финансовых ресурсов исключает их из конкурентной борьбы за проекты, позволяющие получить источники развития.

В сложившихся условиях целесообразно привлечение малых предприятий к участию в исполнении государственного заказа на условиях субконтрактин-га, в том числе посредством внесения подобных требований в условия лота, а также за счет инфраструктурной составляющей - создания центров поддержки субподряда. Кроме того, объективно необходимо в регионах, отличающихся низким уровнем обеспеченности финансово-кредитными организациями, повышение доступности источников кредитования и займов посредством предоставления публично-правовыми образованиями или специально созданными государственными некоммерческими организациями поручительств по обязательствам (кредитные договоры, договоры займа и лизинга) субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов предпринимательства.

4. В России практически полностью отсутствует венчурная инфраструктура, в то время как на высшем уровне декларируется приоритетность инновационного развития, что теоретически предполагает рост вложений в научно-исследовательские разработки новаций. Однако на практике в условиях неразвитости российского фондового рынка рисковый капитал найти оказывается сложно. Положительную динамику вложений в приоритетные отрасли демонстрирует ОАО «РВК». Но в целом деятельность венчурных компаний не обеспечена соответствующей нормативной базой, с одной стороны, и инвестиционными ресурсами, предоставляемыми участниками финансово-кредитной

инфраструктуры, - с другой. «Длинные» деньги в экономике по-прежнему остаются проблемой. Фондовый рынок не развит, что обусловливает низкую ликвидность венчурных инвестиций в предпринимательский сектор экономики.

5. Имеет место локальная концентрация фондовых площадок, которая усилилась в связи с отмеченными тенденциями снижения количества организаторов торговли в регионах. В стране профессиональную лицензию организаторов торговли и/или фондовых бирж имеют только пять организаций.

Подобная неразвитая инфраструктура усложняет возможности IPO для отечественных предпринимательских субъектов. Первичный рынок ценных бумаг является облигационно ориентированным. В сложившихся условиях целесообразно создание новых отраслевых региональных площадок, способствующих повышению капитализации экономики в целом и отдельных хозяйствующих субъектов в частности. Для развития предпринимательской деятельности жизненно необходима переориентация фондового рынка с краткосрочных спекулятивных операций на долгосрочные инвестиционные.

В целом задача обеспечения предпринимательского сектора экономики доступными источниками финансовых ресурсов в любое время, в любой географической точке по оптимальной цене может быть решена только системой, состоящей из крупных, средних и мелких финансово-кредитных институтов, находящихся в частной собственности и функционирующих в условиях сформированной конкурентной среды. Только такая система способна в полной мере обеспечить банковскими ресурсами всех экономических субъектов на всей территории России [4].

Таким образом, вывод, ранее сделанный автором [3], о том, что экономический потенциал в большинстве регионов страны не подкреплен соответствующим финансовым капиталом (это сдерживает развитие как отдельных регионов, так и экономики страны в целом), продолжает соответствовать действительности. Основная часть финансовых активов по-прежнему контролируется финансовыми организациями федерального центра (при том, что 90 % ВВП производится субъектами предпринимательской деятельности в регионах).

Зависимость территориальных сегментов финансово-кредитной инфраструктуры от уровня экономического развития подтверждается российским опытом: территории, на которых в промышленности

наблюдаются депрессивные явления, не имеют конкурентоспособных финансово-кредитных учреждений.

Пока территориальные диспропорции в инфраструктурном обеспечении процесса финансирования предпринимательской деятельности не будут преодолены, неизбежны деформации экономической структуры и дисбаланс экономического развития.

Список литературы

1. Бородушко Е. С. Оценка сбалансированности социально-экономического развития регионов

России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. № 3.

2. КларкДж. Б. Распределение богатства. М.: Гелиос АРВ. 2011.

3. Самсонова Е. К. Теоретико-методологические аспекты исследования финансово-кредитной инфраструктуры // Финансы и кредит. 2010. № 44.

4. Самсонова Е. К. Формирование и развитие конкурентной среды на рынке банковских услуг России: проблемы и перспективы // Финансы и кредит. 2007. № 29.

5. Шумпетер И. Теория экономического развития. М.: Прогресс. 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.