Научная статья на тему 'Система информационного обеспечения прогнозирования чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях высшего профессионального образования'

Система информационного обеспечения прогнозирования чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаптала Владимир Григорьевич, Радоуцкий Владимир Юрьевич

Рассмотрена роль информационных систем в управлении комплексной безопасностью крупных высших учебных заведений в кризисных или чрезвычайных ситуаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаптала Владимир Григорьевич, Радоуцкий Владимир Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система информационного обеспечения прогнозирования чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях высшего профессионального образования»

Шаптала В.Г., д-р техн. наук, профессор, Радоуцкий В.Ю., канд. техн. наук, профессор Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

zchs@intbel.ru

Рассмотрена роль информационных систем в управлении комплексной безопасностью крупных высших учебных заведений в кризисных или чрезвычайных ситуаций

Ключевые слова: информационные системы; управление; безопасность высших учебных заведений; кризисные ситуации; чрезвычайные ситуации

В последние годы наблюдается активизация деятельности террористических формирований в отношении объектов государственной власти и управления, промышленности и жизнеобеспечения, коммуникаций и связи, транспорта и науки, жилого сектора, а также в отношении объектов повышенной опасности и массового скопления людей. Совершение диверсионно-террористи-ческих акций приводит к дестабилизации политической обстановки в стране и влечет за собой аварийные ситуации, характеризующиеся большим количеством жертв и пострадавших, загрязнением окружающей среды, перебоями в функционировании предприятий, потерями и лишениями для множества людей. На фоне роста преступности не менее значимой угрозой выглядят аварии систем жизнеобеспечения и инженерных систем зданий и сооружений. Физический и моральный ущерб, наносимый гражданам этими происшествиями, не менее опасен, чем любые формы криминала.

Проблемы безопасности во всем своем многообразии существенно влияют на устойчивость образовательной сферы и имеют далеко идущие последствия в виде диспропорций в развитии социальной среды. Образовательные учреждения выполняют важную социальную функцию в обществе. Оказывая образовательные услуги, учебные заведения обязаны обеспечивать безопасность учащихся, студентов и преподавателей, то есть своих клиентов и сотрудников в процессе потребления ими услуг. Высшие учебные заведения представляют собой объекты повышенной опасности, так как являются местами большого скопления людей, объектами, на которых сконцентрированы большие материальные ценности, а также есть опасные производства с наличием химически-, биологически-, взрыво-или пожароопасных веществ.

Необходимо принимать во внимание, что в связи с широким использованием современных

электронных компонентов и цифровых методов обработки информации в настоящее время происходит существенная «интеллектуализация» систем защиты объектов, объединение технических средств в интегрированные комплексы. Следует учитывать также особенность образовательного учреждения, в частности, вуза как объекта обеспечения безопасности, заключающуюся в том, что в силу специфики характера своей деятельности оно не может обеспечивать безопасность за счет высокой степени закрытости от «посторонних». Это существенно усложняет решение задачи обеспечения безопасности в образовательных учреждениях [1].

Предлагаемые сегодня разработанные различными организациями концепции безопасности, являясь, несомненно, полезными и выверенными, с точки зрения охраны, как правило, не учитывают специфику образовательных учреждений. Представляется необходимым провести их анализ с дальнейшей переработкой, внести в них соответствующие изменения и дополнения, создать информационно-базовую теорию, с помощью которой приступить к решению комплексной проблемы, как проблемы информационно-технической, учитывающей не только интересы и структуру безопасности как таковую, но и взаимосвязь ее с социологической организацией коллектива, учитывающей интересы как сотрудников и студентов, так и посетителей высших учебных заведений. Правильно организованное информационное пространство позволит обеспечить достаточную безопасность и при этом создать условия для нормальной организации учебного процесса. К сожалению, очевидный путь простого увеличения технической оснащенности систем безопасности, без учета информационных особенностей и нюансов проблемы не приводит к желаемым результатам.

Под комплексной информационной системой предупреждения чрезвычайных ситуаций в

системе ВПО подразумевается система, которая осуществляет постоянный мониторинг организационно-технических мероприятий обеспечивающих:

¡.Всестороннюю защиту всего комплекса зданий и сооружений высшего учебного заведения.

2. Создание условий для сохранности материальных ценностей, включающих в себя: защиту от краж, обеспечение биологической и химической защиты, реализацию плана эвакуационных мероприятий и действий в чрезвычайных ситуациях.

В основе информационных систем лежат информационные технологии, которые в соответствии с организационными решениями определяют, с помощью каких технических средств и какими способами, методами (с использованием каких программных средств, в какой последовательности) конкретные люди, коллективы людей участвуют в процессах обработки информации. Отсюда основная задача информационной системы - удовлетворение информационных потребностей пользователей [2].

Для информационных систем поддержки и принятия решения (именно к таким системам относится информационная система обеспечения прогнозирования чрезвычайных ситуаций в системе высшего профессионального образования) группы людей, взаимодействующие в процессе функционирования такой системы, можно условно разделить на три категории:

- лица, принимающие решения;

- лица, обеспечивающие принятие решений;

- лица, являющиеся источником информации.

Рассмотрим примерный перечень систем, оказывающих основное влияние на функционирование информационной системы [3]:

- системы управления и контроля доступа;

- системы охранной сигнализации;

- системы пожарной сигнализации;

- системы видеонаблюдения;

- системы защиты информации;

- системы жизнеобеспечения;

- персонал службы безопасности;

- спецсредства досмотра, отражения и ликвидации угроз и их последствий;

- процедурные средства;

- системы оперативной громкоговорящей связи;

- элементы строительных конструкций;

- инженерные средства защиты.

Организационные мероприятия:

- основные и запасные входы и выходы;

- расстановка постов службы безопасности;

- расстановка постов дежурных преподавателей;

- направление потоков студентов.

При создании информационной системы предупреждения чрезвычайных ситуаций необходимо определить правильное соотношение данных мероприятий, расставить весовые коэффициенты, учитывающие влияние инженерных систем. Основной задачей должно стать изучение и исследование организации единого образовательного пространства ВУЗа, как пространства информационного, учитывающего постоянно изменяющуюся ситуацию, в комплексе с остальными вопросами технической и физической безопасности.

Таким образом, хотелось бы отметить все возрастающую роль информационных систем в управлении комплексной безопасностью крупных высших учебных заведений, особенно в сложных кризисных или чрезвычайных ситуаций. Несомненно, за такими системами будущее.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Радоуцкий В.Ю. Комплексная безопасность высших учебных заведений: Монография/ В.Г. Шап-тала, В.Н. Шульженко, В.С. Добровольский, А.Н. Овечкин. - С.-П.: Изд. "Инфо-да", 2008 - 120с.

2. Авитисов, П.В. Оперативное управление мероприятиями РСЧС. Сборник лекций для руководящего состава МЧС России: Книга 1, 2-е изд. / П.В. Авитисов, В.А. Акимов, В.В. Батырев и др. - Ново-горск: "Институт развития МЧС России", 2004 -500с.

3. Богданов А.В. Информационная система предупреждения чрезвычайных ситуаций в Государственном Эрмитаже/ А.В. Богданов, Г.И. Малыгин// в сб.: Проблемы прогнозирования чрезвычайных ситуаций. - М.: Центр "Антистихия", 2008, С. 27-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.