Шаптала В.Г., д-р техн. наук, профессор, Радоуцкий В.Ю., канд. техн. наук, профессор Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
zchs@intbel.ru
Рассмотрена роль информационных систем в управлении комплексной безопасностью крупных высших учебных заведений в кризисных или чрезвычайных ситуаций
Ключевые слова: информационные системы; управление; безопасность высших учебных заведений; кризисные ситуации; чрезвычайные ситуации
В последние годы наблюдается активизация деятельности террористических формирований в отношении объектов государственной власти и управления, промышленности и жизнеобеспечения, коммуникаций и связи, транспорта и науки, жилого сектора, а также в отношении объектов повышенной опасности и массового скопления людей. Совершение диверсионно-террористи-ческих акций приводит к дестабилизации политической обстановки в стране и влечет за собой аварийные ситуации, характеризующиеся большим количеством жертв и пострадавших, загрязнением окружающей среды, перебоями в функционировании предприятий, потерями и лишениями для множества людей. На фоне роста преступности не менее значимой угрозой выглядят аварии систем жизнеобеспечения и инженерных систем зданий и сооружений. Физический и моральный ущерб, наносимый гражданам этими происшествиями, не менее опасен, чем любые формы криминала.
Проблемы безопасности во всем своем многообразии существенно влияют на устойчивость образовательной сферы и имеют далеко идущие последствия в виде диспропорций в развитии социальной среды. Образовательные учреждения выполняют важную социальную функцию в обществе. Оказывая образовательные услуги, учебные заведения обязаны обеспечивать безопасность учащихся, студентов и преподавателей, то есть своих клиентов и сотрудников в процессе потребления ими услуг. Высшие учебные заведения представляют собой объекты повышенной опасности, так как являются местами большого скопления людей, объектами, на которых сконцентрированы большие материальные ценности, а также есть опасные производства с наличием химически-, биологически-, взрыво-или пожароопасных веществ.
Необходимо принимать во внимание, что в связи с широким использованием современных
электронных компонентов и цифровых методов обработки информации в настоящее время происходит существенная «интеллектуализация» систем защиты объектов, объединение технических средств в интегрированные комплексы. Следует учитывать также особенность образовательного учреждения, в частности, вуза как объекта обеспечения безопасности, заключающуюся в том, что в силу специфики характера своей деятельности оно не может обеспечивать безопасность за счет высокой степени закрытости от «посторонних». Это существенно усложняет решение задачи обеспечения безопасности в образовательных учреждениях [1].
Предлагаемые сегодня разработанные различными организациями концепции безопасности, являясь, несомненно, полезными и выверенными, с точки зрения охраны, как правило, не учитывают специфику образовательных учреждений. Представляется необходимым провести их анализ с дальнейшей переработкой, внести в них соответствующие изменения и дополнения, создать информационно-базовую теорию, с помощью которой приступить к решению комплексной проблемы, как проблемы информационно-технической, учитывающей не только интересы и структуру безопасности как таковую, но и взаимосвязь ее с социологической организацией коллектива, учитывающей интересы как сотрудников и студентов, так и посетителей высших учебных заведений. Правильно организованное информационное пространство позволит обеспечить достаточную безопасность и при этом создать условия для нормальной организации учебного процесса. К сожалению, очевидный путь простого увеличения технической оснащенности систем безопасности, без учета информационных особенностей и нюансов проблемы не приводит к желаемым результатам.
Под комплексной информационной системой предупреждения чрезвычайных ситуаций в
системе ВПО подразумевается система, которая осуществляет постоянный мониторинг организационно-технических мероприятий обеспечивающих:
¡.Всестороннюю защиту всего комплекса зданий и сооружений высшего учебного заведения.
2. Создание условий для сохранности материальных ценностей, включающих в себя: защиту от краж, обеспечение биологической и химической защиты, реализацию плана эвакуационных мероприятий и действий в чрезвычайных ситуациях.
В основе информационных систем лежат информационные технологии, которые в соответствии с организационными решениями определяют, с помощью каких технических средств и какими способами, методами (с использованием каких программных средств, в какой последовательности) конкретные люди, коллективы людей участвуют в процессах обработки информации. Отсюда основная задача информационной системы - удовлетворение информационных потребностей пользователей [2].
Для информационных систем поддержки и принятия решения (именно к таким системам относится информационная система обеспечения прогнозирования чрезвычайных ситуаций в системе высшего профессионального образования) группы людей, взаимодействующие в процессе функционирования такой системы, можно условно разделить на три категории:
- лица, принимающие решения;
- лица, обеспечивающие принятие решений;
- лица, являющиеся источником информации.
Рассмотрим примерный перечень систем, оказывающих основное влияние на функционирование информационной системы [3]:
- системы управления и контроля доступа;
- системы охранной сигнализации;
- системы пожарной сигнализации;
- системы видеонаблюдения;
- системы защиты информации;
- системы жизнеобеспечения;
- персонал службы безопасности;
- спецсредства досмотра, отражения и ликвидации угроз и их последствий;
- процедурные средства;
- системы оперативной громкоговорящей связи;
- элементы строительных конструкций;
- инженерные средства защиты.
Организационные мероприятия:
- основные и запасные входы и выходы;
- расстановка постов службы безопасности;
- расстановка постов дежурных преподавателей;
- направление потоков студентов.
При создании информационной системы предупреждения чрезвычайных ситуаций необходимо определить правильное соотношение данных мероприятий, расставить весовые коэффициенты, учитывающие влияние инженерных систем. Основной задачей должно стать изучение и исследование организации единого образовательного пространства ВУЗа, как пространства информационного, учитывающего постоянно изменяющуюся ситуацию, в комплексе с остальными вопросами технической и физической безопасности.
Таким образом, хотелось бы отметить все возрастающую роль информационных систем в управлении комплексной безопасностью крупных высших учебных заведений, особенно в сложных кризисных или чрезвычайных ситуаций. Несомненно, за такими системами будущее.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Радоуцкий В.Ю. Комплексная безопасность высших учебных заведений: Монография/ В.Г. Шап-тала, В.Н. Шульженко, В.С. Добровольский, А.Н. Овечкин. - С.-П.: Изд. "Инфо-да", 2008 - 120с.
2. Авитисов, П.В. Оперативное управление мероприятиями РСЧС. Сборник лекций для руководящего состава МЧС России: Книга 1, 2-е изд. / П.В. Авитисов, В.А. Акимов, В.В. Батырев и др. - Ново-горск: "Институт развития МЧС России", 2004 -500с.
3. Богданов А.В. Информационная система предупреждения чрезвычайных ситуаций в Государственном Эрмитаже/ А.В. Богданов, Г.И. Малыгин// в сб.: Проблемы прогнозирования чрезвычайных ситуаций. - М.: Центр "Антистихия", 2008, С. 27-29.