Научная статья на тему 'Организационная и техническая составляющие безопасности ВУЗов'

Организационная и техническая составляющие безопасности ВУЗов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
90
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Барашкова О. С., Радоуцкий В. Ю., Шаптала В. Г.

Проанализированы цели и задачи систем обеспечения безопасности ВУЗов от опасностей, обусловленными чрезвычайными и кризисными ситуациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Барашкова О. С., Радоуцкий В. Ю., Шаптала В. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационная и техническая составляющие безопасности ВУЗов»

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

zchs@intbel.ru Барашкова О.С., аспирант

Радоуцкий В.Ю., канд. техн. наук, доц., Шаптала В.Г., д-р техн. наук, проф. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ

БЕЗОПАСНОСТИ ВУЗОВ

Проанализированы цели и задачи систем обеспечения безопасности ВУЗов от опасностей, обусловленными чрезвыгчайныгми и кризисныгми ситуациями.

Существуют две составляющие обеспечения безопасности ВУЗа: организационная и техническая. Они могут быть представлены как соответствующие системы, которые вместе образуют совокупность мер по обеспечению безопасности.

Для обеспечения безопасности личности и образовательного учреждения на основе снижения существующих рисков и повышения защищенности учреждений высшего профессионального образования и их инфраструктуры от опасностей, обусловленных чрезвычайными и кризисными ситуациями необходимо решение следующих основных задач [1]:

1. Качественное совершенствование и развитие единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, государственное управление рисками на федеральном, региональном и локальном уровнях.

В рамках этой задачи необходимо решение следующих подзадач:

- совершенствование методов анализа рисков чрезвычайных ситуаций и экономических возможностей государства по обеспечению безопасности объектов образования;

- разработка на научной основе совместно с МЧС России рекомендаций по государственной политике обеспечения безопасности учреждений высшего профессионального образования в сфере деятельности Минобрнауки России и находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств;

- создание механизмов управления системой безопасности объектов образования при возникновении чрезвычайных и кризисных ситуаций;

- обучение, повышение квалификации, подготовка и переподготовка кадров объектов образования по безопасности на основе новой нормативной, правовой и учебно-методической базы.

2. Проведение целенаправленной научно-техни-

ческой политики в области защиты учреждений высшего профессионального образования от возникновения чрезвычайных ситуаций.

В рамках этой задачи необходимо решение следующих подзадач:

- комплексный анализ и оценка рисков чрезвычайных ситуаций в учреждениях высшего профессионального образования, создание и развитие научно-методических основ управления природными и техногенными рисками;

- совершенствование организации научно-исследовательской деятельности в области приемлемых (допустимых) рисков, необходимой для создания адекватной научно-информационной базы перехода на новую стратегию развития безопасности образовательных учреждений;

- разработка методов и моделей количественной оценки интегральных показателей стратегических рисков, методики их расчета применительно к учреждениям высшего профессионального образования с целью последующего их применения в нормативно-методических документах Минобрнауки России;

- разработка методики оптимизации уровня приемлемого риска и проведение сопоставительного анализа рисков для зданий и сооружений учреждений высшего профессионального образования.

3. Совершенствование и развитие нормативно-правовой базы, разработка и внедрение эффективных механизмов её реализации.

В рамках этой задачи необходимо решение следующих подзадач:

- модернизация существующей нормативной базы, с учетом современных угроз и опасностей применительно к конкретным объектам защиты (тип, назначение, территориальное расположение, районированная территория страны, конструктивное исполне-

ние, наличие существующей системы защиты, вероятность возникновения угроз), в рамках действующего федерального закона «О техническом регулировании»;

- создание нормативной базы нового поколения на основе новой идеологии обеспечения безопасности для образовательных учреждений различного уровня, которая должна включать специализированные разделы комплексной безопасности, в том числе отраслевые нормы и правила, дополняющие действующие нормативы для зданий образовательного назначения;

- разработка и внедрение эффективных механизмов реализации принятых нормативных и правовых актов, а также механизмов контроля использования целевых расходов государственных средств по реализации мер обеспечения безопасности учреждений высшего профессионального образования.

4. Введение в хозяйственный оборот инновационных проектов по обеспечению безопасности учреждений высшего профессионального образования.

В рамках этой задачи необходимо решение следующих подзадач:

- создание инновационных проектов по направлениям научных исследований в области безопасности, опытно-конструкторских разработок и проект-но-экспериментальных работ прикладного характера, ориентированных на реализацию полученных научных результатов в области обеспечения безопасности (пожарная безопасность, конструкторская безопасность, антитеррористическая безопасность, экологическая безопасность) учреждений высшего профессионального образования;

- разработка показателей оценки эффективности (индикаторов и целевых показателей) вводимых инновационных проектов и программных мероприятий защиты учреждений высшего профессионального образования.

5. Повышение эффективности мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и уменьшению их масштабов.

В рамках этой задачи необходимо решение следующих мероприятий:

- выявление и систематизация источников опасностей и угроз, их идентификация, установление вероятности реализуемости и последствий угроз в учреждениях высшего профессионального образования;

- обследование (мониторинг) и оценка уровня безопасности учреждений высшего профессионального образования, разработка ведомственных рекомендаций по его повышению до требований существующих норм и правил;

- развитие систем информационного обеспе-

чения и автоматизированных информационно-управляющих систем прогнозирования и предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций в учреждениях высшего профессионального образования;

- организация института экспертизы среды обитания, надзора и контроля в сфере зашиты учреждений высшего профессионального образования;

- введение новых механизмов, стимулирующих стремление к достижению показателей безопасной эксплуатации учреждений высшего профессионального образования; разработка новых перспективных организационно-финансовых фондовых механизмов внедрения в систему обеспечения и управления безопасности объектов образования.

6. Формирование безопасной среды обитания учреждений высшего профессионального образования [2].

В рамках этой задачи необходимо решение следующих подзадач:

- реализация приоритетных национальных проектов, связанных с созданием комфортного и доступного жилища, здравоохранением, образованием, сельским хозяйством;

- разработка рекомендаций по созданию биосферно-совместимой и здоровьесберегающей среды обитания, использованию безвредных для организма человека материалов, изделий, конструкций, инженерных систем и оборудования в учреждениях высшего профессионального образования;

- разработка типологий зданий и сооружений учреждений высшего профессионального образования, где оптимально сочетались бы требования по медицинским, педагогическим, общеразвива-ющим показателям, формирующим полноценного человека;

- разработка новых архитектурных, градостроительных решений и технологий модернизации застройки городов и их реконструкции с продлением жизненного цикла и архитектурным обновлением зданий учреждений высшего профессионального образования;

- создание условий для оптимального проживания обучающихся, преподавателей и сотрудников, обеспечиваемых профессионально запроектированным генпланом застраиваемой территории ВУЗов, доступностью медицинской, образовательной и торговой инфраструктур, решением комплекса вопросов, в том числе экологических и транспортных, обеспечивающих благоприятную социальную обстановку поселений в целом;

- разработка комплекса средств индивидуальной защиты нового поколения для обучающихся и работников учреждений высшего профессионального об-

разования;

- повышение общей культуры в вопросах безопасности, качества соблюдения требований законодательства, создание единой информационной среды по проблеме безопасности в системе образования.

В качестве целей защиты в ВУЗах понимаются здания, строения, сооружения, их отдельные помещения со всеми инженерными сетями и коммуникациями, имуществом и оборудованием, с людьми - студентами, преподавателям и сотрудниками, находящимися там постоянно или в определенные промежутки времени. К целям защиты также относятся и закрепленная за ВУЗами территория.

Цель организационной системы (ОС) СОКБ ВУЗа установление порядка и ответственности за решение задач, которые связаны с мобилизацией сил и средств служб безопасности и правоохранительных органов, подразделений МЧС и направлены на предупреждение угроз для жизни, здоровья людей, для среды обитания, имущества, зданий, строений и сооружений, на противостояние предполагаемым или возникшим угрозам (природного, техногенного, террористического или криминального характера), а также на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС). Цель технической системы (ТС) СКВ - выполнение требований усиления защиты ВУЗа от предполагаемых угроз аналогичного характера путем применения средств и систем контроля и обнаружения, сигнализации и оповещения, предотвращения и ликвидации последствий ЧС [3].

Анализ уязвимости как необходимый этап в создании эффективной системы охраны имеет своей целью установление возможных последствии воздействия нарушителей на элементы объекта, оценку показателей уязвимости объекта (эффективности охраны), выявление слабых мест и недостатков существующей системы охраны или рассматриваемых проектных вариантов системы, а в итоге должен был служить выбору наилучшего варианта системы охраны объекта.

Под уязвимостью объекта следует понимать степень его незащищенности к воздействию нарушителей и в ее анализ включать:

- разработку модели нарушителей;

- выделение и категорирование особо важных зон объекта;

- оценку показателей уязвимости;

- определение слабых мест и недостатков в системе охраны.

Модель нарушителя допускает разную степень детализации, но в целом включает в себя:

- категории (типы) нарушителей, которые способны воздействовать на объект;

- цели, которые могут преследовать нарушители каждой категории, возможный количественный состав, используемые инструменты, принадлежности, оснащение, оружие и проч.;

- типовые сценарии вероятных действий нарушителей, описывающие последовательность (алгоритм) действий групп и отдельных нарушителей, способы их действий на каждом этапе.

Следует учитывать, как внешних нарушителей, проникающих на территорию, в зоны, здания и помещения ВУЗа извне, так и внутренних, т.е. злоумышленников из числа штатного персонала объекта или из числа посетителей, имеющих возможность легальным путем получить пропуск либо допуск в ВУЗ. Важно также предусмотреть возможность сговора и совместных действий внешних и внутренних нарушителей.

Особое внимание следует уделить определению зон, которые могут быть предметом и целью нарушителей.

Это зоны доступа к ценным материалам, оборудованию, носителям информации, а также зоны вероятного применения диверсионных средств.

Зоны следует разделить по категориям ущерба и для каждой определить требуемую степень защиты или нормативные показатели уязвимости. Как альтернатива допускается задание общих требований к построению системы охраны и к характеристикам ее элементов.

К показателям уязвимости объекта и его особо важных зон относится степень уязвимости в порядковой шкале оценок (высокая, средняя, низкая) или вероятность успешного воздействия нарушителей в вероятностной шкале. Для оценки показателей уязвимости (эффективности) используются методы математического моделирования, для чего разрабатываются специальные модели и методики.

По результатам анализа уязвимости объекта разрабатываются различные варианты системы охраны, для которых повторяются оценки анализа уязвимости. В итоге с учетом стоимостных и ресурсных ограничений осуществляется выбор реализуемой системы охраны.

В общем случае СКОБ включает в себя системы:

- охраны;

- пожарной безопасности;

- защиты информации от несанкционированного доступа;

- экологической безопасности;

- контроля и управления инженерной инфраструктурой объекта.

С учетом специфики местоположения и функционирования конкретного ВУЗа данный перечень может дополняться, уточняться и корректироваться, но

в той или иной мере элементы всех упомянутых систем присутствуют в системе безопасности.

Система охраны (система физической защиты) направлена на обеспечение сохранности имущества или иных ценностей, а также в ряде случаев на защиту жизни и здоровья людей. Для достижения данных целей применяются разнообразные инженерные и технические средства систем. Основные задачи, решаемые системой охраны:

- сигнализация о попытках несанкционированного проникновения к предметам охраны;

- контроль и управление доступом;

- наблюдение за предметами охраны;

- организация связи и оповещения сотрудников подразделений охраны;

- замедление продвижения нарушителя к предметам охраны и т.д.

Комплекс систем пожарной безопасности направлен на предупреждение, обнаружение, локализацию и ликвидацию пожара, на минимизацию возможных последствий возникновения пожара, уменьшение возможных людских потерь и причиненного материального ущерба. В ВУЗах должны устанавливаться такие системы, как [4]:

- пожарная сигнализация;

- оповещение людей о пожаре и управление эвакуацией;

- пожаротушение;

- защита людей и имущества от различных поражающих факторов пожара;

- дымоудаление и т.д.

Исходя из специфики ВУЗа для которого создается система безопасности, а также из режимов хранения, обработки и передачи информационных ресурсов необходимо обеспечить исключение несанкционированного доступа к обрабатываемой на объекте информации. Такие системы направлены на предотвращение умышленных и неумышленных действий в отношении информации, как со стороны санкционированных пользователей, так и со стороны нарушителя. Среди этих действий могут рассматриваться:

- утрата;

- раскрытие;

- порча;

- кража;

- подделка;

- блокирование и др.

Следует отметить, что недостаточное внимание к вопросам информационной безопасности при проектировании СОКБ для определенной категории ВУЗов, может свести на нет затраты, направленные на обеспечение безопасности.

БИБЛИОГАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Комплексная безопасность высших учебных заведений (монография) / В.Ю. Радоуцкий, В.Г. Шаптала, В.Н. Шульжен-ко и др. - Петербург: Изд-во «Инфо-да», 2008. - 120 с.

2. Радоуцкий, В.Ю. Факторы риска помещений ВУЗа, оказывающие влияние на здоровье и самочувствие сотрудников и студентов / В.Ю. Радоуцкий, В.Г. Шаптала, В.С. Добровольский, Е.А. Носатова // Современные проблемы экологии и безопасности. Третья всерос. научно-техн. интер-нет-конф. - Тула, 2007. - С. 234-236.

3. Шаптала, В.Г. Формирование системного подхода к обеспечению комплексной безопасности ВУЗа / В.Г. Шаптала, В.Ю. Радоуцкий, В.Н. Шульженко, Ю.М. Бондаренко // XIII Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения». Москва, 14-15 мая 2008. - Москва, 2008. - С. 237-239.

4. Шаптала, В.Г. Математическое моделирование пожарной безопасности высших учебных заведений / В.Г. Шаптала, В.Ю. Радоуцкий, В.Н. Шульженко, В.В. Шаптала // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова, № 4. 2008. - Белгород, 2008. - С. 24-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.