ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
[email protected] Барашкова О.С., аспирант
Радоуцкий В.Ю., канд. техн. наук, доц., Шаптала В.Г., д-р техн. наук, проф. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ
БЕЗОПАСНОСТИ ВУЗОВ
Проанализированы цели и задачи систем обеспечения безопасности ВУЗов от опасностей, обусловленными чрезвыгчайныгми и кризисныгми ситуациями.
Существуют две составляющие обеспечения безопасности ВУЗа: организационная и техническая. Они могут быть представлены как соответствующие системы, которые вместе образуют совокупность мер по обеспечению безопасности.
Для обеспечения безопасности личности и образовательного учреждения на основе снижения существующих рисков и повышения защищенности учреждений высшего профессионального образования и их инфраструктуры от опасностей, обусловленных чрезвычайными и кризисными ситуациями необходимо решение следующих основных задач [1]:
1. Качественное совершенствование и развитие единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, государственное управление рисками на федеральном, региональном и локальном уровнях.
В рамках этой задачи необходимо решение следующих подзадач:
- совершенствование методов анализа рисков чрезвычайных ситуаций и экономических возможностей государства по обеспечению безопасности объектов образования;
- разработка на научной основе совместно с МЧС России рекомендаций по государственной политике обеспечения безопасности учреждений высшего профессионального образования в сфере деятельности Минобрнауки России и находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств;
- создание механизмов управления системой безопасности объектов образования при возникновении чрезвычайных и кризисных ситуаций;
- обучение, повышение квалификации, подготовка и переподготовка кадров объектов образования по безопасности на основе новой нормативной, правовой и учебно-методической базы.
2. Проведение целенаправленной научно-техни-
ческой политики в области защиты учреждений высшего профессионального образования от возникновения чрезвычайных ситуаций.
В рамках этой задачи необходимо решение следующих подзадач:
- комплексный анализ и оценка рисков чрезвычайных ситуаций в учреждениях высшего профессионального образования, создание и развитие научно-методических основ управления природными и техногенными рисками;
- совершенствование организации научно-исследовательской деятельности в области приемлемых (допустимых) рисков, необходимой для создания адекватной научно-информационной базы перехода на новую стратегию развития безопасности образовательных учреждений;
- разработка методов и моделей количественной оценки интегральных показателей стратегических рисков, методики их расчета применительно к учреждениям высшего профессионального образования с целью последующего их применения в нормативно-методических документах Минобрнауки России;
- разработка методики оптимизации уровня приемлемого риска и проведение сопоставительного анализа рисков для зданий и сооружений учреждений высшего профессионального образования.
3. Совершенствование и развитие нормативно-правовой базы, разработка и внедрение эффективных механизмов её реализации.
В рамках этой задачи необходимо решение следующих подзадач:
- модернизация существующей нормативной базы, с учетом современных угроз и опасностей применительно к конкретным объектам защиты (тип, назначение, территориальное расположение, районированная территория страны, конструктивное исполне-
ние, наличие существующей системы защиты, вероятность возникновения угроз), в рамках действующего федерального закона «О техническом регулировании»;
- создание нормативной базы нового поколения на основе новой идеологии обеспечения безопасности для образовательных учреждений различного уровня, которая должна включать специализированные разделы комплексной безопасности, в том числе отраслевые нормы и правила, дополняющие действующие нормативы для зданий образовательного назначения;
- разработка и внедрение эффективных механизмов реализации принятых нормативных и правовых актов, а также механизмов контроля использования целевых расходов государственных средств по реализации мер обеспечения безопасности учреждений высшего профессионального образования.
4. Введение в хозяйственный оборот инновационных проектов по обеспечению безопасности учреждений высшего профессионального образования.
В рамках этой задачи необходимо решение следующих подзадач:
- создание инновационных проектов по направлениям научных исследований в области безопасности, опытно-конструкторских разработок и проект-но-экспериментальных работ прикладного характера, ориентированных на реализацию полученных научных результатов в области обеспечения безопасности (пожарная безопасность, конструкторская безопасность, антитеррористическая безопасность, экологическая безопасность) учреждений высшего профессионального образования;
- разработка показателей оценки эффективности (индикаторов и целевых показателей) вводимых инновационных проектов и программных мероприятий защиты учреждений высшего профессионального образования.
5. Повышение эффективности мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и уменьшению их масштабов.
В рамках этой задачи необходимо решение следующих мероприятий:
- выявление и систематизация источников опасностей и угроз, их идентификация, установление вероятности реализуемости и последствий угроз в учреждениях высшего профессионального образования;
- обследование (мониторинг) и оценка уровня безопасности учреждений высшего профессионального образования, разработка ведомственных рекомендаций по его повышению до требований существующих норм и правил;
- развитие систем информационного обеспе-
чения и автоматизированных информационно-управляющих систем прогнозирования и предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций в учреждениях высшего профессионального образования;
- организация института экспертизы среды обитания, надзора и контроля в сфере зашиты учреждений высшего профессионального образования;
- введение новых механизмов, стимулирующих стремление к достижению показателей безопасной эксплуатации учреждений высшего профессионального образования; разработка новых перспективных организационно-финансовых фондовых механизмов внедрения в систему обеспечения и управления безопасности объектов образования.
6. Формирование безопасной среды обитания учреждений высшего профессионального образования [2].
В рамках этой задачи необходимо решение следующих подзадач:
- реализация приоритетных национальных проектов, связанных с созданием комфортного и доступного жилища, здравоохранением, образованием, сельским хозяйством;
- разработка рекомендаций по созданию биосферно-совместимой и здоровьесберегающей среды обитания, использованию безвредных для организма человека материалов, изделий, конструкций, инженерных систем и оборудования в учреждениях высшего профессионального образования;
- разработка типологий зданий и сооружений учреждений высшего профессионального образования, где оптимально сочетались бы требования по медицинским, педагогическим, общеразвива-ющим показателям, формирующим полноценного человека;
- разработка новых архитектурных, градостроительных решений и технологий модернизации застройки городов и их реконструкции с продлением жизненного цикла и архитектурным обновлением зданий учреждений высшего профессионального образования;
- создание условий для оптимального проживания обучающихся, преподавателей и сотрудников, обеспечиваемых профессионально запроектированным генпланом застраиваемой территории ВУЗов, доступностью медицинской, образовательной и торговой инфраструктур, решением комплекса вопросов, в том числе экологических и транспортных, обеспечивающих благоприятную социальную обстановку поселений в целом;
- разработка комплекса средств индивидуальной защиты нового поколения для обучающихся и работников учреждений высшего профессионального об-
разования;
- повышение общей культуры в вопросах безопасности, качества соблюдения требований законодательства, создание единой информационной среды по проблеме безопасности в системе образования.
В качестве целей защиты в ВУЗах понимаются здания, строения, сооружения, их отдельные помещения со всеми инженерными сетями и коммуникациями, имуществом и оборудованием, с людьми - студентами, преподавателям и сотрудниками, находящимися там постоянно или в определенные промежутки времени. К целям защиты также относятся и закрепленная за ВУЗами территория.
Цель организационной системы (ОС) СОКБ ВУЗа установление порядка и ответственности за решение задач, которые связаны с мобилизацией сил и средств служб безопасности и правоохранительных органов, подразделений МЧС и направлены на предупреждение угроз для жизни, здоровья людей, для среды обитания, имущества, зданий, строений и сооружений, на противостояние предполагаемым или возникшим угрозам (природного, техногенного, террористического или криминального характера), а также на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС). Цель технической системы (ТС) СКВ - выполнение требований усиления защиты ВУЗа от предполагаемых угроз аналогичного характера путем применения средств и систем контроля и обнаружения, сигнализации и оповещения, предотвращения и ликвидации последствий ЧС [3].
Анализ уязвимости как необходимый этап в создании эффективной системы охраны имеет своей целью установление возможных последствии воздействия нарушителей на элементы объекта, оценку показателей уязвимости объекта (эффективности охраны), выявление слабых мест и недостатков существующей системы охраны или рассматриваемых проектных вариантов системы, а в итоге должен был служить выбору наилучшего варианта системы охраны объекта.
Под уязвимостью объекта следует понимать степень его незащищенности к воздействию нарушителей и в ее анализ включать:
- разработку модели нарушителей;
- выделение и категорирование особо важных зон объекта;
- оценку показателей уязвимости;
- определение слабых мест и недостатков в системе охраны.
Модель нарушителя допускает разную степень детализации, но в целом включает в себя:
- категории (типы) нарушителей, которые способны воздействовать на объект;
- цели, которые могут преследовать нарушители каждой категории, возможный количественный состав, используемые инструменты, принадлежности, оснащение, оружие и проч.;
- типовые сценарии вероятных действий нарушителей, описывающие последовательность (алгоритм) действий групп и отдельных нарушителей, способы их действий на каждом этапе.
Следует учитывать, как внешних нарушителей, проникающих на территорию, в зоны, здания и помещения ВУЗа извне, так и внутренних, т.е. злоумышленников из числа штатного персонала объекта или из числа посетителей, имеющих возможность легальным путем получить пропуск либо допуск в ВУЗ. Важно также предусмотреть возможность сговора и совместных действий внешних и внутренних нарушителей.
Особое внимание следует уделить определению зон, которые могут быть предметом и целью нарушителей.
Это зоны доступа к ценным материалам, оборудованию, носителям информации, а также зоны вероятного применения диверсионных средств.
Зоны следует разделить по категориям ущерба и для каждой определить требуемую степень защиты или нормативные показатели уязвимости. Как альтернатива допускается задание общих требований к построению системы охраны и к характеристикам ее элементов.
К показателям уязвимости объекта и его особо важных зон относится степень уязвимости в порядковой шкале оценок (высокая, средняя, низкая) или вероятность успешного воздействия нарушителей в вероятностной шкале. Для оценки показателей уязвимости (эффективности) используются методы математического моделирования, для чего разрабатываются специальные модели и методики.
По результатам анализа уязвимости объекта разрабатываются различные варианты системы охраны, для которых повторяются оценки анализа уязвимости. В итоге с учетом стоимостных и ресурсных ограничений осуществляется выбор реализуемой системы охраны.
В общем случае СКОБ включает в себя системы:
- охраны;
- пожарной безопасности;
- защиты информации от несанкционированного доступа;
- экологической безопасности;
- контроля и управления инженерной инфраструктурой объекта.
С учетом специфики местоположения и функционирования конкретного ВУЗа данный перечень может дополняться, уточняться и корректироваться, но
в той или иной мере элементы всех упомянутых систем присутствуют в системе безопасности.
Система охраны (система физической защиты) направлена на обеспечение сохранности имущества или иных ценностей, а также в ряде случаев на защиту жизни и здоровья людей. Для достижения данных целей применяются разнообразные инженерные и технические средства систем. Основные задачи, решаемые системой охраны:
- сигнализация о попытках несанкционированного проникновения к предметам охраны;
- контроль и управление доступом;
- наблюдение за предметами охраны;
- организация связи и оповещения сотрудников подразделений охраны;
- замедление продвижения нарушителя к предметам охраны и т.д.
Комплекс систем пожарной безопасности направлен на предупреждение, обнаружение, локализацию и ликвидацию пожара, на минимизацию возможных последствий возникновения пожара, уменьшение возможных людских потерь и причиненного материального ущерба. В ВУЗах должны устанавливаться такие системы, как [4]:
- пожарная сигнализация;
- оповещение людей о пожаре и управление эвакуацией;
- пожаротушение;
- защита людей и имущества от различных поражающих факторов пожара;
- дымоудаление и т.д.
Исходя из специфики ВУЗа для которого создается система безопасности, а также из режимов хранения, обработки и передачи информационных ресурсов необходимо обеспечить исключение несанкционированного доступа к обрабатываемой на объекте информации. Такие системы направлены на предотвращение умышленных и неумышленных действий в отношении информации, как со стороны санкционированных пользователей, так и со стороны нарушителя. Среди этих действий могут рассматриваться:
- утрата;
- раскрытие;
- порча;
- кража;
- подделка;
- блокирование и др.
Следует отметить, что недостаточное внимание к вопросам информационной безопасности при проектировании СОКБ для определенной категории ВУЗов, может свести на нет затраты, направленные на обеспечение безопасности.
БИБЛИОГАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Комплексная безопасность высших учебных заведений (монография) / В.Ю. Радоуцкий, В.Г. Шаптала, В.Н. Шульжен-ко и др. - Петербург: Изд-во «Инфо-да», 2008. - 120 с.
2. Радоуцкий, В.Ю. Факторы риска помещений ВУЗа, оказывающие влияние на здоровье и самочувствие сотрудников и студентов / В.Ю. Радоуцкий, В.Г. Шаптала, В.С. Добровольский, Е.А. Носатова // Современные проблемы экологии и безопасности. Третья всерос. научно-техн. интер-нет-конф. - Тула, 2007. - С. 234-236.
3. Шаптала, В.Г. Формирование системного подхода к обеспечению комплексной безопасности ВУЗа / В.Г. Шаптала, В.Ю. Радоуцкий, В.Н. Шульженко, Ю.М. Бондаренко // XIII Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения». Москва, 14-15 мая 2008. - Москва, 2008. - С. 237-239.
4. Шаптала, В.Г. Математическое моделирование пожарной безопасности высших учебных заведений / В.Г. Шаптала, В.Ю. Радоуцкий, В.Н. Шульженко, В.В. Шаптала // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова, № 4. 2008. - Белгород, 2008. - С. 24-26.