Научная статья на тему 'Обоснование комплексной безопасности высшего учебного заведения'

Обоснование комплексной безопасности высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
331
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗАЩИТА / ЭТАП / УЧАЩИЙСЯ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Радоуцкий В. Ю., Павленко А. В., Гревцев М. В.

В статье проведено обоснование комплексной системы безопасности высших учебных заведений, которая представляет собой единый комплекс организационных мер и технических средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование комплексной безопасности высшего учебного заведения»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

4. Родионов, В.Н. Инновационное преобразование рабочих мест на основе интеграции методов QFD и FMEA / В.Н. Родионов, Т.В. Попова, А.Я. Дмитриев, Т.А. Митрошкина // Методы менеджмента качества. 2011. № 8. С. 30-35.

5. Панюков, Д.И. Проектирование новых производственных процессов / Д.И. Панюков, В.Н. Козловский, Г.Г. Слистина // Стандарты и качество. - 2014. - №11 (929). - С. 92-95.

© Панюков Д.И., Панюкова Е.В., 2015

УДК 614

В.Ю.Радоуцкий

к.т.н., профессор кафедры «Защита в чрезвычайных ситуациях»

А.В.Павленко

аспирант кафедры «Защита в чрезвычайных ситуациях»

М.В.Гревцев

аспирант кафедры «Защита в чрезвычайных ситуациях» Белгородский государственный технологический университет

им. В.Г. Шухова г. Белгород, Российская Федерация

ОБОСНОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Аннотация

В статье проведено обоснование комплексной системы безопасности высших учебных заведений, которая представляет собой единый комплекс организационных мер и технических средств.

Ключевые слова Безопасность, защита, этап, учащийся, чрезвычайная ситуация

Одной из актуальных проблем образования остается вопрос о создании безопасных условий функционирования образовательного учреждения. Причем, проблемы безопасности в ВУЗе, хотя и имеют свою специфику, вместе с тем являются достаточно общими для любого образовательного учреждения, будь то школа, среднее профессиональное учебное заведение или учреждение высшего профессионального образования [1, с. 56]. Сложность решения названного вопроса состоит в необходимости ее комплексного обеспечения, однако на сегодняшний день нет общепринятого понятия «комплексная безопасность». Иногда оно может включать в себя информационную безопасность, защиту от воздействия техногенных факторов и природных катаклизмов, охрану труда и технику безопасности и др. Не умаляя значимость всех упомянутых вопросов, все же необходимо выявить основные и приоритетные из них.

Анализ отечественных и иностранных источников информации позволил сделать следующий вывод -основными вопросами обеспечения безопасного функционирования высшего образовательного учреждения являются вопросы защиты [2, с. 136]:

- от посягательств на личность сотрудников или учащихся;

- от внешних посягательств на собственность;

- от пожаров.

Посягательства на личность сотрудников и учащихся - это угрозы личности, включая нападение, оскорбление действием, похищение личного имущества, т.е. действия, которые могут нанести моральный и физический вред людям.

Вопрос защиты от пожаров, пожалуй, самый изученный, так как существует множество регламентирующих документов по пожарной безопасности и, пожалуй, самый сложный из-за требуемых

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

значительных материальных затрат. Добиться безопасности позволяют такие системы как: противопожарное оборудование, Другой, не менее важной стороной, как это не звучит парадоксально на первый взгляд, определяющей сложность этого вопроса, является иногда несоответствующие специфике образовательного учреждения, требования нормативных документов и сотрудников системы Госпожнадзора МЧС. В качестве примера можно привести требование обеспечения автоматического включения системы оповещения о пожаре. В студенческих общежитиях, собственно как и в самих учебных корпусах, после нескольких ложных срабатываний, вызванных неисправностью пожарных извещателей, обрывом шлейфа или просто хулиганскими действиями учащихся, пожарные оповещатели или вся система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах (СОУЭ) часто просто отключаются. При этом дежурный персонал, в соответствии с требуемым сценарием автоматического включения СОУЭ, не имеет навыка на ручное включение средств оповещения, что создает трудности по эвакуации и защите людей от воздействия пожара. Возможный выход создание систем оповещения с использованием SMS -сообщений на сотовый телефон учащихся.

В случае защиты от посягательств на собственность, безопасность образовательного учреждения, наряду с созданием и поддержанием общего порядка, может быть обеспечена путем создания автоматизированной системы охраны от несанкционированных проникновений в отдельные помещения. Учитывая сложность решаемых задач, а в некоторых случаях это многообразие и значительная пространственная распределенность охраняемых объектов, создание системы не может базироваться на довольно часто применяемом на практике принципе "разумной достаточности", а требует комплексного научного подхода . Такой подход, применительно к созданию систем безопасности важных объектов, может быть использован и при создании систем безопасности высшего образовательного учреждения. Он предусматривает следующие основные этапы [3, с. 69]:

-определение целей (объектов) защиты (что и кого защищать);

-определение и оценка угроз (от кого и от чего защищать);

-анализ уязвимости существующей системы защиты (если она имеется);

-разработка принципов и мер защиты (как защищать).

От успешного проведения работ на стадии концептуального проектирования зависит оптимальность будущих проектно-технических решений. На этой стадии с использованием методов системного анализа и моделирования происходит обоснование и выбор оптимальной структуры и состава проектируемых средств защиты и комплекса технических средств охраны [4, с. 256].

Данная система комплексной безопасности высшего образовательного учреждения представляет собой единый комплекс организационных мер и технический средств, включающих в себя:

- круглосуточный пульт (пост) охраннопожарной сигнализации (ОПС), оборудованный средствами радио и телефонной связи, тревожной сигнализации;

- службу развития и эксплуатации технических средств охраны;

- службу немедленного реагирования (оперативных дежурных);

- круглосуточные посты (вахты) на входе с функцией выдачи ключей, контроля за выносом материальных ценностей, оборудованные прямой телефонной связью с центральным пультом (постом), кнопкой тревожной сигнализации, системами видеонаблюдения и СОУЭ [5, с. 42].

Несмотря на то, что вопрос защиты от посягательства на личность сотрудников и учащихся имеет первостепенное значение, к счастью возникает он достаточно редко. При этом нужно принимать во внимание то, что большинство учебных заведений высшего образования, традиционно придерживаются достаточно свободных правил доступа и проживания. Важные выводы сделали специалисты США после ряда трагедий в университетах и бытовых городках: жертвами насилия становятся студенты и сотрудники, не знающие, что делать в условиях реальной угрозы жизни. Следовательно, создание системы комплексной безопасности образовательного учреждения должно базироваться не только на организационно-техническом аспекте, но использовать все имеющиеся у них средства и возможности для подготовки учащихся к действиям в условиях чрезвычайной ситуации [6, с. 4].

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№11/2015

ISSN 2410-6070

Осуществление ограничения доступа в само учебное заведение и в общежития в настоящее время осуществляется системой вахт и турникетов. Этот вид систем контроля и управления доступа помогает существенно ограничить проникновение посторонних лиц.

Так же еще в систему комплексной безопасности можно включить систему видеонаблюдения. По периметру вокруг учебного здания, в коридорах, аудиториях и других помещениях могут быть установлены видеокамеры, изображения с которых будут передаваться на компьютер охранника, что позволит ему быстро обнаруживать тревожные ситуации и принимать своевременные меры. Список использованной литературы:

1. Нестерова Н.В., Гревцев М.В., Харыбин А.В. Факторы определяющие состояние защищенности высшего учебного заведения // Эволюция современной науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 56 -58.

2. Радоуцкий В.Ю., Шульженко В.Н., Нестерова Н.В. Основы защиты в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие. Белгород: БГТУ им. В.Г. Шухова, 2008. 248 с.

3. Нестерова Н.В, Васюткина Д.И., Павленко А.В Обоснование единой системы обеспечения комплексной безопасности // Наука: прошлое, настоящее, будущее^Сборник статей международной научно-практической конференции. Уфа, 2015. С. 68-70.

4. Шаптала В.Г., Радоуцкий В.Ю., Нестерова Н.В, Бабешко Н.Ю Определяющие и влияющие факторы безопасности вуза // Актуальные проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения. Материалы 13 Международной научно - практической конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Москва, 2008. С. 254 - 256

5. Ветрова Ю.В., Ковалева Е.Г., Нестерова Н.В. Управление системой жизнеобеспечения высшего учебного заведения // Актуальные проблемы технических наук. Сборник статей Международной научно -практической конференции. Уфа, 2015. С. 40-43

6. Васюткина Д.И, Радоуцкий В.Ю., Нестерова Н.В Концептуальные модели возникновения, развития и ликвидации чрезвычайных ситуаций // Наука: прошлое, настоящее, будущее. Сборник Международной научно-практической конференции. Уфа, 2015. С. 3-6.

© Радоуцкий В.Ю., Павленко А.В., Гревцев М.В., 2015

УДК 691.11

М.В. Румянцев

К.т.н., доцент, ИСиА САФУ Г. Архангельск, Российская Федерация

К ВОПРОСУ УЧЁТА ВЛИЯНИЯ ДЕФЕКТОВ ТИПА ТРЕЩИН ПРИ ОЦЕНКЕ ПРОЧНОСТИ

КЛЕЕНЫХ ДЕРЕВЯННЫХ КОМПОЗИЦИЙ

Аннотация

Рассмотрено разрушение клееных деревянных композиций вследствие развития дефектов склеивания, принятых, как начальные трещины. В изложенном подходе для описания прочности композиции можно использовать критерии механики разрушения. Получены значения разрушающих напряжений при известной величине дефекта склеивания.

Ключевые слова

Клееная деревянная композиция, дефект склеивания, механика разрушения, коэффициент

интенсивности напряжений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.