Ветрова Ю.В., канд. техн. наук, доц., Васюткина Д.И., асс., Нестерова Н.В., д-р техн. наук, проф.
Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова
ПУНКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВЫСШИХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
zchs@intbel.ru
Перспективным направлением повышения безопасности образовательных учреждений высшего профессионального образования является оснащение зданий системами управления, которые осуществляют качественное оперативное управление безопасностью. В статье рассматриваются вопросы размещения и техническому оснащению пунктов управления систем обеспечения безопасности высших учебных заведений.
Ключевые слова: безопасность, система безопасности, угроза, риск, оперативное управление, пункт управления, автоматизированное рабочее место.
Введение. Для обеспечения безопасности объекта защиты осуществляется комплекс системных мер и мероприятий по защите от наиболее вероятных угроз, риск проявления которых оценивается как наиболее высокий [1]. Система безопасности представляет собой совокупность технических средств и систем, обеспечивающих безопасность от предполагаемых угроз внешнего и внутреннего характера. Важную роль в формировании системы безопасности играет определение перечня возможных угроз для объекта безопасности, модели нарушителя и тактики его возможных действий [2].
Комплексная система защиты объекта, структура которой в общем случае в равной степени применима для любых объектов, включает в себя [3]:
- систему управления и контроля доступа;
- систему охранной сигнализации;
- систему пожарной сигнализации;
- систему видеонаблюдения;
- систему защиты информации;
- систему жизнеобеспечения;
- персонал службы безопасности;
- спецсредства досмотра, отражения и ликвидации угроз и их последствий;
- процедурные средства;
- систему оперативной громкоговорящей связи;
- элементы строительных конструкций;
- инженерные средства защиты.
Основная часть. Наличие в высших учебных заведениях современных информационных и компьютерных технологий, позволяют осуществлять качественное оперативное управление безопасностью. К оперативному управлению относятся все вопросы управления текущим процессом функционирования системы безопасности ВУЗа [4].
Создание автоматизированных систем управления безопасностью или, другими словами, интегрированных систем безопасности и жизнеобеспечения являются в настоящее время актуальной задачей. Эти системы предназначены для оперативного управления процессами предотвращения пожаров и взрывов, противопожарной защиты; для исключения несанкционированного доступа персонала и посетителей на территорию; для предотвращения злоумышленных нарушений персоналом установленного порядка работы в особо важных зонах; для предотвращения хищений; для обнаружения попыток проникновения на территорию ВУЗа нарушителей; для противодействия несанкционированному получению, искажению или уничтожению злоумышленниками конфиденциальной информации; для контроля и поддержания нормального режима снабжения ВУЗа электроэнергией, освещением, чистым воздухом, а также контроля теплоснабжения, водоснабжения, радиационной, химической обстановки и лифтового оборудования; для реализации мер по снижению вероятности проведения злоумышленниками акций, ведущих к аварийным и чрезвычайным ситуациям; для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для предупреждения и ликвидации криминальных и террористических акций и других возникающих задач защиты ВУЗа? а также для мониторинга состояния средств обеспечения безопасности [5].
Обычно в состав подобных систем оценки состояния средств обеспечения безопасности и принятия оперативных решений должны входить [6]:
1. Источники информации
К ним относятся:
• информация датчиков пожарной сигнализации;
• информация датчиков охранной сигнализации;
• информация системы видеонаблюдения;
• информация системы жизнеобеспечения;
• информация системы управления и контроля доступа;
• информация состояния системы оповещения, оперативной и громкоговорящей связи;
• информация состояния инженерных средств защиты;
• информация состояния элементов строительных конструкций;
• информация от ЕДДС города (населенного пункта), МВД, ФСБ о криминальных и террористических акциях.
2. Пункты сбора и хранения информации и управляющие центры - пункты управления
Управляющие центры - пункты управления предназначены для сбора, хранения и выдачи информации на центральный пункт управления от систем пожарной сигнализации, видеонаблюдения, технических средств охраны.
Система пожарной сигнализации предназначена для обнаружения возгорания, сопровождающегося повышенной температурой или выделением дыма, сбора, обработки и передачи информации в центральный пункт управления.
Система охранной сигнализации предназначена для обнаружения в период охраны попыток проникновения на объект или совершение краж материальных ценностей, сбора, обработки и передачи информации в центральный пункт управления.
Система видеонаблюдения предназначена для ведения дистанционного визуального контроля за ситуацией на участках охраняемой территории, архивации информации и передачи сигналов на центральный пункт управления в случае обнаружения нарушений.
3. Центральный пункт управления
Центральный пункт управления концентрирует всю полученную информацию, проводит ее оперативный анализ и осуществляет предварительное распределение информации между подчиненными ему управляющими центрами и потребителями информации для принятия экстренных мер по ликвидации возгораний; несанкционированного доступа; аварий в системах жизнеобеспечения; отклонений в состоянии инженерных средств защиты, элементов строительных конструкций зданий и сооружений; предупреждению и ликвидации чрезвычайных и кризисных ситуаций.
4. Потребители информации - комплекс экстренных мер с использованием технических средств, которые ликвидируют чрезвычайную или кризисную ситуацию, возгорания, аварии, поломки, неисправности и т.д.
Пункты управления системами обеспечения безопасности предназначены для вывода оперативной и справочной информации о состоянии всех элементов систем обеспечения безопасности объекта или его автономных комплексов и вводе команд управления, а также документирования циркулирующих сообщений и выполняемых действий.
Места расположения центрального и локальных пунктов управления должны быть определены с учетом структуры и назначения зданий и сооружений ВУЗа, расположения выделяемых зон доступа и деления на пожарные отсеки.
Для обеспечения работоспособности системы в условиях реализации проектной угрозы, а также при выводе из строя центрального пункта управления, целесообразно создавать локальные и резервные пункты управления. Резервные пункты управления предназначены для централизованного управления всеми составными частями системы обеспечения безопасности и используются в составе центров управления в кризисных ситуациях, которые могут размещаться
[7]:
- на пункте управления системой противопожарной защиты;
- на центральном пункте диспетчерской службы эксплуатации здания.
Для обеспечения функционирования отдельных зданий, зон доступа, функциональных блоков и т.п. при реализации проектных угроз, а также при выводе из строя каналов связи или нарушении работоспособности устройств управления выше стоящего уровня, в составе системы обеспечения безопасности должны предусматриваться локальные пункты управления.
Вся информация с локальных пунктов управления должна дублироваться на центральном пункте управления.
На пункты управления должна поступать и отображаться необходимая и достаточная информация, позволяющая дежурному оператору однозначно оценить обстановку и принять правильное решение, а также оперативно управлять процессами происходящими в системе обеспечения безопасности объекта.
Пункты управления должны обеспечивать
[8]:
- защиту от несанкционированного доступа к оборудованию и предоставляемой инфор-
мации в соответствии с требованиями нормативных документов по защите информации;
- документирование фактов всех действий оператора (в том числе передача/прием смены);
- возможность тестирования оборудования без нарушения работоспособности комплекса или отдельных его элементов;
- необходимое дублирование и резервирование применяемого оборудования;
- контроль работоспособности и жизнедеятельности оператора.
В случае отсутствия подтверждения жизнедеятельности или работоспособности оператора должны отключаться устройства отображения и пульты управления подсистемами и элементами до момента регистрации нового оператора, имеющего полномочия на выполнение соответствующих функций, а данные события регистрироваться и передаваться ответственному дежурному службы безопасности.
Пункты управления должны размещаться в зонах ограниченного доступа, расположенных в соответствующих охраняемых зонах в специально приспособленных для этого помещениях, имеющих пуленепробиваемые двери и стекла и соответствующую организацию контроля доступа.
Оборудование центрального пункта управления должно обеспечивать:
- представление оператору поступающей информации о несанкционированном проникновении нарушителей в охраняемые зоны (помещения) в реальных буквенно-цифровых координатах объекта;
- контроль состояния средств системы обеспечения безопасности;
- формирование звукового сигнала при изменении состояния контролируемых средств и устройств;
- сигнализацию об отказах и неисправностях аппаратуры системы;
- автоматический и ручной дистанционный контроль работоспособности подключенных средств обнаружения;
- регистрацию действий оператора по обработке сигналов и управлению системами;
- возможность тестирования аппаратуры в автоматическом режиме и по запросам оператора;
- предотвращение несанкционированного доступа к программным средствам и базам данных;
- сохранение вводимых данных парамет-рирования центральной аппаратуры при отключении напряжения электропитания;
- регистрацию времени поступления сигналов срабатывания средств обнаружения и обработки их оператором.
Помещение центрального пункта управления должно быть оборудовано:
- техническими средствами управления СУЭВ при чрезвычайных ситуациях;
- аппаратурой управления и видеоконтрольными устройствами (мониторами) системы охранного телевидения и контроля доступа;
- коммутатором прямой телефонной связи;
- средствами дублированной связи с ответственным дежурным службы безопасности и МЧС России, телефонной связи - с территориальными органами МВД России.
Автоматизированное рабочее место оперативного дежурного (оператора) должно позволять оператору осуществлять [9]:
- сбор, систематизацию, контроль и анализ всей получаемой от периферийных элементов комплекса информации о состоянии защиты ВУЗа;
- контроль работоспособности (текущего технического состояния) периферийных элементов системы обеспечения безопасности ВУЗа и линий связи;
- формирование и передачу сообщений (команд) подсистемам охраны и реагирования;
- выработку управляющих воздействий на системы безопасности.
Автоматизированное рабочее место администратора безопасности должно позволять ему входить в систему по индивидуальному для каждого администратора паролю (с регистрацией входа и выполненных операций в системном журнале) и обеспечивать выполнение следующих функций:
- проводить инсталляцию и переинсталляцию программного обеспечения комплекса, а также восстановление его работоспособности после сбоев и аварий на основе сохраненной дежурным администратором безопасности информации;
- проводить конфигурирование и переконфигурирование комплекса;
- формировать, устанавливать и изменять сценарии работы комплекса в соответствии с оперативной обстановкой;
- устанавливать и контролировать пароли и уровень доступа пользователей к комплексу, их полномочия по работе в системе;
- устанавливать и контролировать уровень доступа пользователей к информационным базам комплекса с ограниченным уровнем распространения;
- проводить детальную диагностику неисправностей и отказов программной части комплекса;
- проводить анализ работоспособности аппаратной и программной частей комплекса на основе обобщения информации, получаемой со всех автоматизированных рабочих мест и пультов интегрированного комплекса, а также информации системного журнала;
- просматривать, выбирать и документировать протоколы работы, базы данных системы и системный журнал - печатать на принтер или записывать в файл в формате, доступном для экспорта в стандартные приложения Windows;
- формировать и обмениваться с другими пультами и автоматизированными рабочими местами интегрированного комплекса необходимыми служебными сообщениями.
Вывод. Таким образом, следует принимать во внимание, что в связи с широким использованием современных электронных компонентов и цифровых методов обработки информации в настоящее время происходит существенная "интеллектуализация" систем защиты объектов, объединение технических средств в интегрированные комплексы. Внедрение систем оперативного управления позволяет минимизировать затраты на достижение социального и экономического эффектов при осуществлении планируемых мероприятий по обеспечению безопасности высших учебных заведений.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Шаптала В.Г., Радоуцкий В.Ю., Ветрова Ю.В. Система управления рисками чрезвычайных ситуаций: монография. Белгород: ООО "Евро-Полиграф", 2010. 164 с.
2. Радоуцкий В.Ю., Шаптала В.Г. Характеристика внутренних опасностей и угроз образовательных учреждений высшего профессионального образования // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2009. №3. С. 124-126.
3. Радоуцкий В.Ю., Ветрова Ю.В., Васют-кина Д.И. Обоснование состава системы управления комплексной безопасностью высшего учебного заведения // Вестник Белгородского
государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2014. №3. С. 210-214.
4. Шаптала В.Г., Радоуцкий В.Ю. Система информационного обеспечения прогнозирования чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях высшего профессионального образования // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2009. №3. С. 130-131.
5. Радоуцкий В.Ю., Шаптала В.Г., Ветрова Ю.В. Управление комплексной безопасностью высших учебных заведений: монография. Белгород: Изд-во БГТУ, 2013. 125 с.
6. Гревцев М.В., Радоуцкий В.Ю. Интегрированные системы безопасности и жизнеобеспечения высших учебных заведений // Инновационный вектор развития науки: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа. 2014. С. 13-17.
7. Шаптала В.Г., Радоуцкий В.Ю., Ветрова Ю.В. Мониторинг, прогнозирование, моделирование и оценка рисков чрезвычайных ситуаций в системе высшего профессионального образования: монография. Белгород: ООО "Евро-Полиграф", 2012. 120 с.
8. Васюткина Д.И., Радоуцкий В.Ю. Система управления комплексной безопасностью образовательных учреждений высшего профессионального образования // Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах: Материалы 3-й Международной научно-практической конференции. Юго-Западный государственный университет РГП на ПХВ «Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбае-ва», Харьковский автомобильно-дорожный национальный университет, Ставропольский государственный аграрный университет. 2014. С. 76-81.
9. Радоуцкий В.Ю., Шаптала В.Г., Васют-кина Д.И. Математические методы анализа эффективности систем обеспечения комплексной безопасности образовательных учреждений // Эволюция научной мысли: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа. 2014. С. 183-187.