Научная статья на тему 'СИСТЕМА IL-1 (IL-1β, IL-1α, IL-1RA), ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ С ВАЗОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ (ADMA, SDMA, ENOS, INOS, NT-PROBNP, NT-PROСNP)'

СИСТЕМА IL-1 (IL-1β, IL-1α, IL-1RA), ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ С ВАЗОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ (ADMA, SDMA, ENOS, INOS, NT-PROBNP, NT-PROСNP) Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
80
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА IL-1 (IL-1β, IL-1α, IL-1RA), ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ С ВАЗОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ (ADMA, SDMA, ENOS, INOS, NT-PROBNP, NT-PROСNP)»

«Дни иммунологии в СПб 2017» Immunology Days in St. Petersburg 2017

Медицинская Иммунология Medical Immunology (Russia)/Meditsinskaya Immunologiya

УРОВНИ IL-8 В ДИНАМИКЕ ИШЕМИЧЕСКОГО ИНСУЛЬТА Прилуцкая И.А.

Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького, Донецк, Донецкая Народная Республика

Введение. Ишемические инсульты (ИИ) занимают третье место в структуре летальности и рассматриваются как ведущая причина утраты трудоспособности и инвали-дизации населения. В настоящее время общепринято, что наиболее распространенная причина ИИ — это тромбоз. Главными участниками запуска артериального тромбоза и поддержки атерогенеза являются тромбоциты. С другой стороны лейкоциты способствуют дальнейшему повреждению и воспалению при ИИ. Во время ишемии головного мозга характерно увеличение транс-эндотелиальной миграции лейкоцитов. После ишемии, циркулирующие лейкоциты высвобождают провоспалительные цитоки-ны и хемокины. Наиболее изученными при ИИ являются СРБ, IL-1 и IL-6. Исследования IL-8 у больных ИИ единичны и противоречивы. Хемокин — интерлейкин-8 продуцируется стимулированными моноцитами, эндотелием и рядом других клеток. Он является мощным хемоаттрак-тантом для полиморфноядерных лейкоцитов (ПМЯЛ), а также стимулирует дегрануляцию и респираторный взрыв этих клеток. Таким образом, IL-8 может способствовать накоплению полиморфноядерных лейкоцитов, увеличивает высвобождение радикалов кислорода, протеиназ и провоспалительных цитокинов при ишемическом повреждении головного мозга, усугубляя повреждение тканей. В соответствии с отдельными исследованиями было обнаружено значительное повышение IL-8 в плазме у больных ИИ, в то время как Pedersen et all (2004) не показывают изменение уровней IL-8 при ИИ по сравнению со здоровой контрольной группой. Есть предположение, что IL-8 может быть ещё более диагностически значимым цитокином при ишемическом инсульте у пожилых пациентов. Исходя из этого, определение уровней IL-8 в различные сроки после начала ИИ требует дальнейшего изучения.

Цель и задачи. Оценить уровни IL-8 в плазме у пациентов с ИИ в динамике.

Материалы и методы. Обследованы 13 пациентов с диагнозом ишемический инсульт. Определение уровня интерлейкина-8 в сыворотке крови проводилось в 1, 3 и 14 день заболевания. В качестве контрольной группы обследованы 50 здоровых доноров. Определение содержания IL-8 проводилось с помощью иммуноферментной тест-системы с высокой чувствительностью (2,0 пг/мл), достаточной стабильностью (годна в течение 12 месяцев), низким коэффициентом вариации (не более 5%). Статистическая обработка проведена при помощи программы «MedStat».

Результаты. Уровни IL-8 в 1-й, 3-й ИИ были значимо повышены по сравнению с контрольной группой (р < 0,001). В 14 день после ишемического инсульта концентрация IL-8 снизилась и составила 8,7±1,4 пг/мл (95%ДИ 5,6-13,5) и имела статистически достоверную разницу с показателями данного цитокина в 1-й и 3-й дни ИИ (р < 0,001). Тем не менее уровни IL-8 на 14-й день ИИ были статистически достоверно выше по сравнению с показателями данного цитокина в контрольной группе 4,5±0,4 пг/мл (р < 0,001).

Заключение. Выявлено значительное повышение уровней интерлейкина-8 в плазме крови пациентов с

ишемическим инсультом в первый, третий день после начала его. Уровни данного цитокина у обследованных больных снижались к 14 дню наблюдения но оставались существенно выше концентрации интерлейкина-8 в группе здоровых лиц.

СИСТЕМА ^-1 (^-1р, ^-1а, ^-1«), ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ С ВАЗОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ (ADMA, SDMA, eNOS, iNOS, NT-proBNP, NT-proСNP)

Радаева О.А.1, Симбирцев А.С.2

1ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», Медицинский институт, Саранск, Россия

2 ФГУП«Государственный научно-исследовательский институт особо чистых биопрепаратов» ФМБА России, Санкт-Петербург, Россия

Введение. Значимым компонентами регуляции сосудистого тонуса являются N0, АТ11, ЕТ-1, синтез которых, через ряд ферментативных систем ^0-синтазы, ADMA-SDMA и др.) зависим и от цитокиновых механизмов регуляции (СашШ С., 2016). На сегодняшней день нет единого представления о взаимодействии в системе цитокины-N0-синтазы-A/SDMA-N0-ATП-ET-1-цитокины. Цель — в период 8-летнего проспективного наблюдения проанализировать взаимосвязь сывороточных концентраций Ш-1р, ГЬ-1а, ГИга с уровнем вазоактивных веществ ^МА, SDMA, eN0S, iN0S, ЭТ-ргоВОТ, ЭТ-proСNP) у пациентов с ЭАГ II стадии с учетом длительности заболевания и приема гипотензивных препаратов.

Материалы и методы. В течение 8 лет проводилось комплексное обследование 200 женщин и 100 мужчин с ЭАГ II стадии (возраст — 51,5±2,8 лет). В сыворотке больных иммуноферментным методом определяли количество Ш-1р, Ш-1а, Ш-1га, а также ADMA, SDMA, eN0S, iN0S, NT-proBNP, NT-proСNP. Дополнительно обследовались пациенты с ЭАГ II стадии, сопоставимые по возрасту и полу с анамнезом патологии 10-14 лет без приема гипотензивных препаратов (100 человек). Данные представлены в виде среднего арифметического, стандартного отклонения. Проведение определения нормальности обосновало использование ^критерия Стьюдента и корреляционный анализ Пирсона.

Результаты. У больных с ЭАГ II стадии при длительности патологии 5-9 лет выявлено повышение (р < 0,001) провоспалительных компонентов системы Ш-1(Ш-ф-14,9 (4,8) пг/мл, Ш-1а — 10,7 (3,52) пг/мл) при сравнении со здоровыми (2,6 (1,82) пг/мл и 1,87 (0,52) пг/мл, соответственно) без компенсаторного роста Ш-1га (р > 0,05). Данная тенденция нарастала при увеличении длительности патологии (10-15 лет) — (р < 0,01), более выражено при отсутствии гипотензивной терапии (р < 0,001). В начале заболевания уровень ЬЬ-1р, Ш-1а положительно коррелировал (г = 0,79-0,92, р < 0,001) с гемодинамическими показателями, характеризующими сопротивление сосудистого русла (общее периферическое сопротивление, СПВ), при длительности ЭАГ II стадии более 10 лет — дополнительно с факторами, отражающими работу миокарда (ударный объем, ударный индекс, минутный объем кровотока, систолический индекс, ЧСС) — г = 0,76-0,85, р < 0,001. У пациентов с анамнезом гипертензии 5-9 лет и без гипотензивной терапии определены стимулирующие связи Ш-1р и Ш-1а с вазоконстрикторными веществами: АТП (г = 0,82, р < 0,01) и ЕТ-1 (г = 0,79, р < 0,01), но с

2017, Т. 19, Специальный выпуск 2017, Vol. 19, Special Issue

Иммунология заболеваний сердечно-сосудистой системы Immunology of cardiovascular system diseases

компенсаторным синтезом eNOS (фактора, определяющего образование N0, способствующего релаксации сосудистой стенки), г = 0,82 (р < 0,001). При длительности патологии более 10 лет вне зависимости от гипотензивной терапии связь с еN0S меняется на отрицательную (г = -0,71, р < 0,01) с подавлением образования NT-pгoСNP (г = -0,68, р < 0,01)) на фоне положительных корреляций между Ш-ф и ADMA (г = 0,77, р < 0,01), SDMA (г = 0,82, р < 0,001), ОТ-ргоВОТ (г = 0,72, р < 0,01), что, учитывая эффекты действия данных веществ, может способствовать прогредиентному течению гипертен-зии. ADMA и SDMA — ферменты, блокирующие синтез N0 в первую очередь через eN0S, а также совместно с Ш-1р, ГЬ-1а участвующие в регулировании метаболизма субстрата для образования N0 — L-аргенина (№и С.Р., 2016), а NT-pгoВNP — фактор с отрицательными ино-тропными эффектами на миокард и повышением риска развития ХСН. Результаты интерквартильного сопоставления уровней ^-1р, Ш-1а и вазоактивных веществ указывают на неблагоприятные тенденции при росте Ш-ф выше 15,1 пг/мл, ГЬ-1а выше 10 пг/мл — в виде снижения синтеза eN0S, NT-pгoСNP и повышения ADMA, NT-pгoBNP (р < 0,01-0,001) вне зависимости от длительности заболевания и терапии. Изучение уровня Ш-1га определило у больных ЭАГ II стадии при длительности патологии 5-9 лет отрицательные корреляции с Е^1 (г = -0,73, р < 0,01) и ADMA (г = -0,75, р < 0,01), а также положительную связь с eN0S (р < 0,01), что указывает на его протективные линии воздействия. Данная тенденция сохраняется у лиц с длительностью ЭАГ 10-14 лет при условии приема гипотензивных препаратов, но с меньшей степенью достоверности (р < 0,05). В случаи отсутствия гипотензивной терапии сохраняется отрицательная корреляция только с уровнем Е^1 (г = -0,62, р < 0,05).

Заключение. Пациенты с разной длительностью ЭАГ II стадии имеют сопоставимые принципы цитокинзави-симого прогрессирования заболевания, при этом длительность патологии приводит к усилению связей между Ш-ф, Ш-1а с вазоконтрикторами и ослаблению с про-тективными компонентами, что наиболее выраженно у лиц без терапии, но определяется и в группах больных с устойчивыми индивидуально высокими показателями ^-ф, Ш-1а в (ПЫУ квартили повышения) даже на фоне клинически эффективного лечения, что подтверждает актуальность выявления новых цитокинзависимых патогенетических типов развития ЭАГ с целью выделения дополнительных групп прогрессирования заболевания.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ НЕЙТРОФИЛОВ У ПАЦИЕНТОВ С АТЕРОСКЛЕРОЗОМ НЕПАРНЫХ ВИСЦЕРАЛЬНЫХ ВЕТВЕЙ БРЮШНОЙ АОРТЫ

Савочкина А.Ю., Кузнецова А.С., Сумеркина В.А., Долгушина А.И.

ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ, Челябинск, Россия

Согласно современным представлениям развитие атеросклероза ассоциируется с хроническим воспалением, активацией и дифференцировкой моноцитов в ате-росклеротической бляшке, с последующей её дестабилизацией. Вклад нейтрофилов в атерогенез остается малоизученным, однако предполагается, что иммобилизация

нейтрофилов в периферический кровоток ассоциирована с продукцией провоспалительных медиаторов и индукцией воспаления (Yvonne Dring, 2015). Также ряд исследований показал, что увеличение количества нейтрофилов в периферической крови является независимыми факторами риска прогрессирования ишемической болезни сердца и может использоваться в качестве прогностического маркера сердечно-сосудистых заболеваний (Zernecke A. et al., 2008).

Цель. Оценить функциональную активность нейтрофилов периферической крови у пациентов с атеросклерозом висцеральных ветвей брюшной аорты.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 107 пациентов терапевтических отделений Челябинской областной клинической больницы. Медиана возраста больных составила 66 лет (Q025-57; Q0 75 - 81). Среди них было 63 (59%) мужчины и 44 (41%) женщины. Все больные разделены на две группы, в первую группу вошло 53 (49%) пациента с установленным атеросклерозом висцеральных ветвей брюшной аорты, во вторую группу 54 (51%) пациента без атеросклероза спланхнического бассейна. Всем больным была выполнена ультразвуковая допплерография непарных ветвей брюшной аорты на ультразвуковом сканере Voluson E6 (General Eelectric). В качестве биомеханического показателя мезентериального кровотока рассчитывалась скорость сдвига (Shear Rate), по формуле: SR = 4 х Vpeak/Vd. Функциональную активность фагоцитов периферической крови исследовали по показателям поглотительной способности частиц монодисперсного полистирольного латекса (активность, интенсивность фагоцитоза, фагоцитарное число), показателям кислородзависимого метаболизма в тесте с нитросиним тетразолием (НСТ): активности и интенсивности спонтанного и индуцированного НСТ-теста. Лизосомальную активность определяли по интенсивности люминисценции лизосом, обработанных акридиновым оранжевым (Фрейдлин И.С., 1984). Статистическую обработку данных проводили с использованием ПО IBM SPSS Statistic, v.22. Полученные данные представлены в виде медианы и интерквартильного размаха (Q0 25-Q0 75). Для сравнения показателей использовался критерий Манна—Уитни, корреляционный анализ проведен с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Результаты. При сравнительной характеристике иммунологических показателей в группе пациентов с атеросклерозом висцеральных ветвей брюшной аорты установлены достоверно меньшие значения интенсивности фагоцитоза нейтрофилов периферической крови — 0,8 (Р025-0,60; Р -1,42), р = 0,07 и достоверно большие значения лизосомальной активности нейтрофилов — 362 у.е. (Р0 25-37,28; Р0 75-362,00), р = 0,031; в сравнении со второй группой пациентов: 1,48 (Р025-0,92; Р075-2,05) и 267 у.е. (Р025-205,50; Р075-313,50) соответственно. Корреляционный анализ установил наличие положительной взаимосвязи между значением скорости сдвига в чревном стволе и общей печеночной артерии и показателями активности (r = 0,352, p = 0,037) и интенсивности (r = 0,451, p = 0,003) фагоцитоза нейтрофилов периферической крови.

Выводы. Полученные данные указывают на необходимость дальнейшего изучения взаимосвязи параметров гемодинамики и функциональной активности нейтрофилов на различных этапах атерогенеза в бассейне брюшной аорты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.