УДК 316.354:355.1
СИСТЕМА И ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДА В ГУМАНИТАРНОЙ СРЕДЕ СУВОРОВСКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА
© А.П. Абрамов
На основании проведенных автором исследований представлены теоретико-методологические подходы к изучению социализации личности в гуманитарной среде среднего специализированного военно-учебного заведения - суворовского военного училища, уточнено понимание системы и процесса социализации личности воспитанника в специфической социокультурной военной среде, а также представлена авторская интерпретация базовых категорий исследования.
Ключевые слова: личность; социализация; гуманитарная среда; суворовское военное училище.
Понятие «социализация» является классическим как для отечественной, так и зарубежной социологии. Оно лежит в основе многих явлений и процессов, ведущих к формированию и функционированию личности как субъекта социальных отношений.
Проблема социализации достаточно детально изучена с различных позиций и рассматривается в целом спектре научных дисциплин: философии, социологии, психологии, антропологии, педагогике и др. В силу междисциплинарности данного понятия в современной науке нет ее однозначного определения.
Так, философия определяет социализацию «как процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные спонтанные процессы, влияющие на ее формирование [1]. В данном определении делается акцент на процессах воздействия на личность, как целенаправленных, так и спонтанных. Таким образом, человек выступает как субъект, формирующийся в социальной среде. В данном контексте процесс социализации рассматривается как с точки зрения исторического развития общества (филогенез), так и в плане индивидуального становления (онтогенез). В первом случае очевидно возрастание роли личности в истории, когда актуальными становятся вопросы соотношения прав и обязанностей, участия человека в политической жизни и развитии демократии. В центре внимания другого подхода - процессы вос-
питания и обучения личности, развитие потребностей, способностей, интересов.
Личность как объект социальных отношений также характеризуется с помощью понятия «социализация», под которой Б.П. Гоголев понимает освоение личностью социальных требований и функций в качестве непременного условия активного включения в социальную общность [2].
В.И. Золотов, в свою очередь, дает следующее определение социализации, где, на наш взгляд, четко прослеживается взаимосвязь личности и общества: «Социализация -процесс, в ходе которого индивид с определенными биологическими задатками приобретает социальные качества, свойства, ценности, знания и умения, позволяющие ему стать субъектом, дееспособным участником социальных связей, институтов и общностей» [3].
Подобным образом определяют социализацию и В.Г. Афанасьев, Л.Г. Коган, А.Г. Здра-вомыслов. Социализация представляется ими как процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, входящих в понимание культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, позволяющих функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.
И.С. Кон рассматривает социализацию как процесс «усвоения индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность». Конкретизируя свое определение, он говорит о социализации как об усвоении индивидом определенной системы социальных ролей и культуры [4]. Аналогичной точки зрения придерживается Н.Д. Наумова, которая под процессом социализации понимает «усвоение человеком того соци-
ального опыта и образцов поведения, которые необходимы ему для успешного выполнения своих социальных функций» [5].
Б.Д. Парыгин трактует социализацию как процесс вхождения в социальную среду, приспособление к ней, освоение социальных ролей и функций [6].
В психологии под социализацией принято понимать «процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемого в деятельности и общении» [7]. В этой дефиниции подчеркивается важнейшая характеристика данного процесса - собственная активность личности. При этом констатируется, что человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразует его.
В этой связи И.В. Солодникова вполне обосновано, на наш взгляд, объединяет социально-психологические факторы социализации в два блока:
1) социальные факторы, объединяющие социально-культурный аспект (набор ролей и статусов, предлагаемых обществом человеку; совокупность социальных институтов, в рамках которых он может формировать свои социальные качества и т. п.);
2) индивидуально-личностные факторы, в значительной мере определяемые этапом жизненного пути человека (избирательность личности в освоении образцов поведения, деятельность, проявление гендерных особенностей, транслируемых конкретным обществом) [8].
Определения других авторов рассматривают социализацию:
- как изменение социальной структуры личности в соответствии с требованиями общества (Е.А. Ануфриев) [9];
- как процесс усвоения (интернализации), восприятия норм группы, в ходе которого формируется «Я». При этом «Я» рассматривается как зеркальное «Я», т. е. «Я» в глазах других (у Ч. Кули), «Я» - обобщенный другой (у Дж. Мида) или значимый другой (у А. Халлера);
- как часть общей проблемы изучения социального поведения конкретной личности с целью выработки наиболее эффективных практических средств управления социальными действиями людей;
- с позиции социального действия и систем. Например, Т. Парсонс определяет ими-
тацию как процесс, с помощью которого усваиваются специфические элементы культуры, особые знания, умения, обряды. По его мнению, имитация непродолжительна и фрагментарна. В противоположность ей идентификация - это цельный процесс «социального научения»;
- осмысление личностного аспекта социализации (Ч. Кули, Дж. Мид, А. Халлер, Т. Бергер, П. Лукман);
- акцента на общность системы (Э. Дюрк-гейм, К. Маркс, Т. Парсонс, Р. Мертон), где общее проявляется через отдельное, и социализация идет как идентификация, в первую очередь, со «значимым другим» - родитель, преподаватель воспитатель, наставник - через подражание.
Поэтому можно констатировать, что существует достаточно много трактовок социализации через «опредмечивание», «овладение накопленным социальным опытом», «социальное развитие», «изменение социальной структуры личности», «усвоение социальных ролей и культурных норм», «освоение правил и норм поведения». Эти определения, раскрывая одну из сторон, не дают полного видения сложного феномена и различаются между собой в следующих моментах:
1) в различной оценке роли личности в процессе социализации;
2) одни авторы делают акцент на биологические предпосылки процесса социализации, другие пренебрегают данным моментом;
3) сторонники одной точки зрения видят в социализации только процесс воспроизводства личности, другие подчеркивают момент воспроизводства общества;
4) не всегда проводится четкая грань между социальным развитием личности и социализацией.
Каждое из определений характеризует лишь одну из сторон процесса развития человека. Этот процесс происходит под влиянием социальных, биологических и природных условий. Социализация же осуществляется под влиянием социальных условий и факторов.
Так, по мнению отечественного социолога Р. Г. Минзарипова, социализация охватывает все стороны приобщения к социальным ценностям, культуре, в ходе которых индивид приобретает общественную сущность и способность участвовать в социаль-
ной жизни. Если система социализации - это суммарная форма их реализации, то идентификация - это внутренняя, личностная ее сторона, в рамках которой происходит становление и изменение структуры личности, возникновение ее как некой целостности. Именно соотнесение личности с социальными группами и институтами, основными социологическими категориями составляет социологический аспект осмысления социализации [10].
Наиболее продуктивным при осмыслении данного феномена, на наш взгляд, выступает синтез категориального аппарата структурно-функционального, ролевого, феноменологического и марксистского подходов, позволяющих рассматривать социализацию через взаимодействие личности и социальной среды как системы и процесса, которое реализуется со стороны общества в обучении и воспитании, а со стороны личности -в идентификации, т. е. в самореализации и развитии.
Применительно к специфическому военному социуму, к которому относятся средние специализированные военно-учебные заведения (в нашем исследовании - суворовские военные училища Министерства обороны Российской Федерации), представляет интерес концепция социализации в условиях военной службы, разработанная военными социологами. Так, В.И. Веремчук дает следующее определение понятия социализации курсанта военно-учебного заведения: «Социализация курсанта - это процесс познания, освоения и усвоения курсантом специфических социально-профессиональных ролей, норм и ценностей, выработанных и принятых в обществе, в вооруженных силах, в конкретном военно-учебном заведении, необходимых для выполнения будущих социальных и военно-профессиональных функций офицера и формирование основ определенного социального типа личности как системы ее социально и профессионально важных качеств» [11].
Рассмотрение существующих точек зрения на проблему социализации позволяет сделать следующий вывод: в настоящее время разработка проблем социализации находится на той стадии, где имеющиеся точки зрения являются скорее разными концепциями социализации, чем различными подхода-
ми в рамках одной общепринятой концепции. Основой социализации выступают основные формы социальной деятельности, прежде всего труд, познание, общение.
Таким образом, социализацию нельзя сводить к целенаправленным субъективным факторам формирования личности, к воспитанию. Это всегда процесс взаимодействия личности и общества. Существенное отличие социализации личности от ее формирования состоит в том, что данный процесс продолжается на протяжении всего жизненного цикла конкретного индивида и включает в себя как «вхождение» в социальную среду, так и последующее социальное развитие личности. Воспитание же - это процесс, в ходе которого происходит специальный отбор как задач, идей для формирования личности, так и средств, методов, способных обеспечить наибольший эффект [12].
Изучение феномена социализации невозможно без анализа категории «личность», прежде всего в социологической ее интерпретации.
В настоящее время существует многообразие трактовок личности в философии, педагогике, психологии и других науках. Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы значимых черт и качеств данного общества. Неотъемлемыми характерными чертами личности является самосознание, ценностные ориентации, социальные отношения, известная автономность в отношении к обществу и ответственность за свои поступки.
Английские исследователи Р. Флуд и М. Джексон предложили классификацию социальных систем, имеющих два основания: степень сложности и унитарность [13]. Каждый тип системы из этой классификации предполагает определенную познавательную модель. Если исходить из данной классификации, то личность относится к сложным унитарным социальным системам. Такие системы характеризуются высоким уровнем целостности, устойчивостью, открытостью, самоогранизацией и саморазвитием. Поэтому основной познавательной моделью для изучения феномена личности в нашем исследовании будет модель самоорганизующейся системы, тем более что подобные модели появились лишь в середине ХХ в. в связи с
развитием синергентики. Использование вышеназванной модели позволяет более полно показать важность моментов устойчивости и саморазвития для гармоничной жизнедеятельности личности.
Кроме того, как указывают отечественные исследователи, целостная система предполагает поддержание устойчивости достигнутого состояния как благоприятного для жизнедеятельности личности. Также в целостности системы заключается возможность развертывания своих внутренних потенциальных резервов во внешнем мире и обеспечения за счет этого своего собственного развития [14]. Для таких систем, как личность целостность является оптимальным состоянием, поскольку благодаря ей взаимоувязывается бытие и развитие в единое целое.
Важным для личности является наличие таких структур, которые дают ей возможность для сохранения имеющегося состояния и процессов саморазвития. В качестве таких структур выступают потенциалы (характеристики) личности.
В рамках научной школы под руководством П.Ф. Кравчук была разработана концепция личностного потенциала, в структуре которого выделены следующие составляющие его элементы: интеллектуальный, творческий, духовный и психофизиологический потенциалы. Только в системном единстве этих компонентов возможно становление и гармоничное развитие личности и совершенствование ее потенциальных возможностей. Развитие системы выражается в качественном изменении ее структуры или составляющих ее элементов, находящихся во взаимосвязи друг с другом [15].
Опираясь на понимание сущности и структуры личности, существующие в социологическом знании, можно представить структуру личности воспитанника суворовского военного училища как сложное образование, включающее существующие в единстве социальные, духовные и биопсихологи-ческие характеристики.
Социальный пласт в структуре личности воспитанника, как результат социализации, включает в себя такие элементы, как объективные потребности и интересы; способности; творческие возможности; принципы, убеждения и идеалы; знания и умения; нормы и предписания, составляющие духовную
культуру и мировоззрение; статусы и виды деятельности; социальные роли и образцы поведения в различных видах деятельности. В ходе взаимодействий по исполнению социальных ролей люди реализуют свои ценности, существующие в обществе, как определенную систему, которая порождает в сознании индивидов социальную личностную систему ценностных ориентаций. Данная система и составляет основу социального типа личности как обобщенного отражения совокупности повторяющихся существенных социальных качеств личности, входящей в какую-либо социальную общность.
Формирующаяся в процессе социализации личность как система характеризуется не только специфичностью ценностных ориентаций и социальных качеств, но и особым положением личности и исполняемых ею ролей. Наиболее значимые обязанности и права действуют в рамках социальных институтов и определяются социальным положением индивида. В социальном положении, именуемом в социологии как социальный статус, выражаются функциональные возможности личности. Статус личности воспитанника определяется не только общими для всех членов общества, но и специфическими обязанностями и правами (военное право, уставы).
Основным нормативным документом, определяющим эту специфику, является «Положение о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и Кадетских (морских Кадетских) Корпусах». Данное положение регламентирует деятельность государственных образовательных учреждений среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, направленными на проведение военной подготовки несовершеннолетних граждан мужского пола, суворовских военных, нахимовских военно-морских училищ и кадетских (морских кадетских) корпусов, создаваемых Правительством Российской Федерации.
Особое значение имеет функциональное содержание статусов, связанное с особенностями учебно-воспитательного воздействия в среднем специализированном военно-учебном заведении. Эта сторона статуса достаточно формализована. Каждая личность в ходе социализации занимает большое число
статусов, и окружающие ожидают от нее исполнения соответствующих этим статусам социальных ролей.
Специфическими в период обучения являются и механизмы, обусловливающие усвоение и освоение ролевой структуры деятельности воспитанника как будущего офицера Российской армии. Достаточно высокими являются требования отбора для осуществления предстоящей военно-профессиональной деятельности (по здоровью, физической общеобразовательной подготовке, физиологическим и психологическим качествам). В условиях суворовского военного училища (кадетского корпуса) по сравнению с обучением в школе шире и ролевой набор, подлежащий предписанию и контролю за их выполнением. В рамках института военного образования существуют достаточно многообразные и жесткие формы контроля за ролевым поведением воспитанника. Это предопределено, прежде всего, высокой степенью формализации исполняемых ролей в военнообразовательной организации, а также их важностью в осуществлении функций в рамках учебного и воспитательного процессов. Поэтому статусно-ролевая теория, наряду с диспозиционной концепцией регуляции социального поведения, по нашему мнению, является одной из базисных теоретико-методологических основ формирования гуманитарной среды среднего специализированного военно-учебного заведения.
Рассмотрение социализации как процесса и как системы требует специального выделения в многообразии компонентов социальной среды тех, которые выступают ее агентами. В качестве таких агентов мы выделяем многообразные элементы социальной военной среды, которые существенно, длительно взаимодействуют с личностью воспитанника, обеспечивая изменение ее структуры и становление определенного социального типа. К таким элементам мы относим государство, систему довузовского образования, средства массовой информации, командование училища, преподавателей и наставников, коллектив воспитанников, выпускников, семью, сверстников, друзей и знакомых.
Эти агенты социализации обеспечивают становление определенного типа личности воспитанника, которые в тесной взаимосвязи и образуют гуманитарную среду специфиче-
ского военного образования, каковым выступает суворовское военное училище. Поэтому в нашем понимании гуманитарная среда как объектно-ориентированный агент социализации - это совокупность социальных структур, людей, методик, технологий, принципов и ценностей, создающее особое социокультурное окружение, взаимодействующее с личностью и формирующее его профессиональную и мировоззренческую культуру. При этом сама гуманитарная среда должна быть ориентирована на создание таких условий, при которых содержание, структура и методы обучения и воспитания в совокупности отражали бы процессы, происходящие на уровне культуры в целом и военной культуры в частности. Эти условия предполагают использование исторического опыта, богатых духовных и общекультурных традиций системы военного образования. Именно среда оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности, осознающей смысл своей будущей деятельности, свое предназначение, стремящейся жить в согласии с самим собой, окружающей природой, готовой к решительным действиям, что весьма важно для военного профессионала.
Процесс обретения, уточнения, развития индивидом социальных свойств, качеств, по сути, не знает возрастных границ, но фундамент данного процесса формируется в молодости. И таким фундаментом может стать суворовское военное училище (кадетский корпус) как ключевая структура в отечественной системе военного образования и гуманитарная среда в системе агентов социализации. Поэтому средние специализированные военно-учебные заведения рассматриваются нами как важнейший социальный институт по формированию личности будущего офицера.
Таким образом, обобщены и систематизированы теоретико-методологические подходы к осмыслению системы и процесса социализации личности воспитанника суворовского военного училища, выделена роль гуманитарной среды как агента социализации и дана интерпретация данной категории. Данные аспекты представляют собой определенную новизну при исследовании специфического военного социума в системе довузовского военного образования России.
1. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 629.
2. Гоголев Б. П. Основы социологии. Ч. 2. Курск, 1995. С. 57.
3. Золотов В.И. Социология. Барнаул, 2000. С. 42.
4. Кон И.С. Социология личности. М., 1967. С. 22, 101.
5. Наумова Н.Ф. Проблема человека в социологии // Вопросы философии. 1971. № 7. С. 61.
6. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. Л., 1967. С. 76.
7. Психология. Словарь. М., 1990. С. 373.
8. Солодникова И.В. Социализация личности: сущность и особенности на разных этапах жизни // Социологические исследования. 2007. № 2. С 33.
9. Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности. М., 1984. С. 47.
10. Минзарипов Р.Г. Социализация личности молодого специалиста в условиях гуманитарной среды классического университета (социологическая модель): автореф. дис. ... д-ра социол. наук. Казань, 2006. С. 12-14.
11. Веремчук В.И. Социализация курсанта в процессе обучения в высшем военно-морском учебном заведении: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 1999. С. 7.
12. Общая социология / под общ. ред. А.Г. Эфен-диева. М., 2002. С. 500.
13. Социология / сост. И.П. Яковлев. СПб., 2006. С. 38.
14. Зотов В.В., Лоханько А.В. Соотношение интеллектуального и творческого потенциалов в структуре целостной личности // Личность: развитие и реализация в творчестве: сборник научных трудов. Курск, 1996. С. 66.
15. Килимова Л.В. Влияние информационных технологий на саморазвитие личности: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Курск, 2003.
С. 9.
Поступила в редакцию 21.12.2009 г.
Abramov A.P. System and the process of personality socialization in humanitarian environment of Suvorov military college.
Theoretical and methodological approaches to studying of personality socialization in humanitarian environment of specialized military school - Suvorov Military College - are presented on the basis of investigations carried out by the author. The work presents closer definition of understanding the system and process of personality socialization in specific socio-cultural military environment and also gives author's interpretation of basic categories of investigation.
Key words: personality; socialization; humanitarian environment; Suvorov Military College.
УДК 37.012:39
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
© Л.В. Дёмина
Развитие этнокультурного образования должно происходить с учетом исторических особенностей региона. Основой этнокультурного образования является народная художественная культура, активно влияющая на формирование нравственных и патриотических чувств, этнокультурной идентификации, межкультурной толерантности. Содержательная часть этнокультурного образования определяется дисциплинами, входящими в национально-региональный компонент.
Ключевые слова: этнокультурная компетентность; модель этнокультурного образования; этнокультурные ценности; национально-региональный компонент; культурные традиции региона.
Этнокультурное образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития личности средствами народной культуры в культурнообразовательных учреждениях. Основную часть этнокультурного образования представляет институциональное образование, где стоит главная задача - обучение. Особое значение уделяется обучению в общеобразовательной школе, затем среднему и высшему профессиональному звену, ведущему подго-
товку кадров в рамках этнокультурного образования. В содержании этнокультурного образования ученые отмечают три уровня: информационно-познавательный (гностический) с введением учебных дисциплин традиционной культуры в вариативную часть учебных планов; операционно-деятельностный - внеурочные формы образовательной деятельности, дополнительное образование; ценностно-ориентационный - воспитательная работа, направленная на формирование