Научная статья на тему 'СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ОБЛАДАЮЩИХ ПОЛНОМОЧИЯМИ ПРОВЕДЕНИЯ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ ВЬЕТНАМА'

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ОБЛАДАЮЩИХ ПОЛНОМОЧИЯМИ ПРОВЕДЕНИЯ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ ВЬЕТНАМА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНЫ / ОБЛАДАЮЩИЕ ПОЛНОМОЧИЯМИ ПРОВЕДЕНИЯ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СУД / ПРОКУРАТУРА / СЛЕДСТВЕННЫЙ ОРГАН / РОССИЯ / BODIES WITH THE AUTHORITY TO OFFICE / INVESTIGATIVE BODY / RUSSIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зоан Суан Хунг

В данной статье рассматривается система государственных органов, обладающих полномочиями проведения уголовно-процессуальной деятельности в уголовном процессе Вьетнама. Автор также анализирует полномочия каждого органа из данной системы, такие как суд, прокуратура, следственный орган и другие уполномоченные органы, которым поручено проводить некоторые следственные действия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF BODIES OWNING THE AUTHORITIES OF CONDUCTING CRIMINAL PROCEDURE ACTIVITIES IN THE CRIMINAL PROCESS OF VIETNAM

This article discusses the system of bodies with the authority to conduct criminal procedure in the criminal process in Vietnam. The author also analyzes the powers of each of the bodies of this system, such as the court, the prosecutor’s office, the investigative body and other authorized bodies entrusted with certain investigative actions

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ОБЛАДАЮЩИХ ПОЛНОМОЧИЯМИ ПРОВЕДЕНИЯ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ ВЬЕТНАМА»

ЗОАНСуанХунг,

доктор юридических наук, профессор Полицейской народной академии Министерства общественной безопасности Вьетнама

e-mail: xuanhung.ppa@gmail.com

Рецензент: Чан ТхеХыонг,

доктор юридических наук, начальник кафедры криминальной полиции Полицейской народной академии Министерства общественной безопасности Вьетнама

12.00.09 - Уголовный процесс

СИСТЕМАГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ОБЛАДАЮЩИХ ПОЛНОМОЧИЯМИ ПРОВЕДЕНИЯ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ ВЬЕТНАМА

Аннотация.В данной статье рассматривается система государственных органов, обладающих полномочиями проведения уголовно-процессуальной деятельности в уголовном процессе Вьетнама. Автор также анализирует полномочия каждого органа из данной системы, такие как суд, прокуратура, следственный орган и другие уполномоченные органы, которым поручено проводить некоторые следственные действия.

Ключевые слова: органы, обладающие полномочиями проведения уголовно-процессуальной деятельности, суд, прокуратура, следственный орган, Россия.

DOAN Xuan Hung,

Doctor of Law, Professor of the People's Police Academy, Ministry of Public Security Viet Nam

SYSTEM OF BODIES OWNING THE AUTHORITIES OF CONDUCTING CRIMINAL PROCEDURE ACTIVITIES IN THE CRIMINAL PROCESS OF VIETNAM

Annotation: This article discusses the system of bodies with the authority to conduct criminal procedure in the criminal process in Vietnam. The author also analyzes the powers of each of the bodies of this system, such as the court, the prosecutor's office, the investigative body and other authorized bodies entrusted with certain investigative actions.

Keywords: bodies with the authority to conduct criminal procedure, the court, the prosecutor's office, the investigative body, Russia.

В уголовно-процессуальном праве Вьетнама органы, обладающие полномочиями проведения уголовно-процессуальной деятельности, являются одними из участников уголовного судопроизводства.

Если в Уголовно-процессуальном кодексе РФучастники уголовного судопроизводства разделяются начетыре группы: 1) суд;2) участники уголовного судопроизводства со стороны защиты; 3) участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения; 4) иные участники уголовного судопроизводства, - то в Уголовно-процессуаль-

ном кодексе Вьетнама [2] - только на две группы: 1) «органы и лица, обладающие полномочиями проведения уголовно-процессуальной деятельности» (гл. 3);2) «лица, участвующие в уголовно-процессуальной деятельности» - задержанное лицо, обвиняемый, подсудимый, потерпевший, законный представитель, гражданский ответчик, гражданский истец, защитник, свидетель, эксперт, переводчик и другие (гл. 4).

Согласно положениям УПК Вьетнама,«ор-ганы, обладающие полномочиями проведения уголовно-процессуальной деятельности» рассма-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2019

триваются в гл. 3 (ст. 34-54).В соответствии с п. «а» ст. 4 УПК Вьетнама данные органы включают в себя: 1) органы, осуществляющиеуголовно-про-цессуальную деятельность по уголовному делу; 2) другие уполномоченные органы, которым поручено производить некоторые следственные дей-

ствия. Иными словами, «органы, осуществляющи-еуголовно процессуальную деятельность» - один из видов «органов, обладающих полномочиями проведения уголовно-процессуальной деятельно-сти»(табл.).

Таблица 1

Участники уголовного судопроизводства по УПК Вьетнама

В УПК Вьетнама более подробно рассматривается правовое положение каждого органа и лица, обладающего полномочиями проведения уголовно-процессуальной деятельности, такие как:

во-первых, полномочия органов, осущест-вляющихуголовно-процессуальную деятельность по уголовному делу.

В соответствии сост. 34 УПК Вьетнамагосу-дарственными органами, осуществляющими уголовно-процессуальную деятельность по уголовному делу, являются следственный орган, проку-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2019

ратура, суд. Вместе с тем, к лицам, обладающим полномочиями проведения уголовно-процессуальной деятельности, относятся: 1) следователь, сотрудники по расследованию; 2) прокурор, инспектор; 3) судья, присяжный заседатель, секретарь суда, инспектор (ст. 35).

1) Суд. Полномочия суда рассмотрены в ст.44-48 УПК Вьетнама и в ст. 2 Закона Вьетнама от 24 ноября 2014 г. № 62/2014ЮН13 «Об организации народного суда», согласно которому суд при проведении судебного разбирательства по уголовным делам вправе:

- рассмотреть и принять решения о законности действий и процессуальных решений следователей, прокуроров и защитника в процессе расследования, судебного преследования и судебного разбирательства;

- рассмотреть вопрос о применении, изменении или отмене мер пресечения;

- прекратитьили временно приостановить рассмотрениеуголовногодела;

- исследоватьи принять решения о допустимости и относимостипредоставленных доказательств и документов, собранных следственным органом, прокуратурой, либо предоставленные защитником, обвиняемыми или другими участниками;

- при необходимости вернуть материалы уголовного делапрокуратуре для дополнительного расследования;

- истребовать оторганов прокуратурыпредо-ставления дополнительных документов и доказательств в соответствии с положениями УПК Вьетнама;

- требоватьот следователей, прокуроров и других лиц представить на суде информацию, связанную с уголовным делом;

- возбуждать уголовное дело в случае выявления состава преступления;

- принять решение об осуществлении иных-полномочий в соответствии с УПК Вьетнама и т.д.

Кроме того, в отличие от уголовно-процессуального права России, в уголовно-процессуальном праве Вьетнама суд является специальным субъектом доказывания на этапе судебного раз-бирательства.В УПК Вьетнама суд указывается совместнос прокуратурой и следственным органом в одной главе. К этой же группе закон относит таких участников уголовного процесса, как «органы, осуществляющие уголовно-процессуальную деятельность». Данная группа участников несёт бремя доказывания (ст. 15, 34 УПК Вьетнама), т.е. суд в уголовном процессе Вьетнама несёт бремя доказывания. Иными словами, УПК Вьетнама не устанавливает чёткой «арбитражной» роли суда при рассмотрении уголовного дела, особенно при реализации принципа состязательности сторон в судебном заседании (ст. 26 УПК Вьетнама). Такая ситуация влечёт за собой заблуждение некоторых вьетнамских исследователей о роли и функции суда в процессе доказывания. Суд также не рассматривается как «арбитражный» субъект, он только лишь «должен создать условия для прокурора, обвиняемого, защитника, и других лиц, участвующих в судебном разбирательстве, в полной мере реализовать свои права и обязанности; обеспечить свободу и равенство всех перед законом и судом» (ст. 26 УПК Вьетнама).

2) Следственный орган - один из органов, обладающий полномочиями проведения уголовно-процессуальной деятельности. Если в уголовно-процессуальном праве России органы, осуществляющие предварительное расследование, разделяются на следственные органы и органы дознания, то в уголовно-процессуальном праве Вьетнама орган дознания и дознаватель отсутствуют.

В соответствии со ст. 4 Закона Вьетнама от 26 ноября 2015 г. № 99/2015ЮН13 «Об организации расследования уголовного дела» следственные органы функционируютв органах Министерства общественной безопасности Вьетнама, военной службы и Народной верховной прокуратуры. В следственном органе имеются руководитель, его заместитель, следователь и сотрудник по расследованию - это лица, имеющие полномочия осуществления предварительного расследования и проведения следственных действий.

Полномочия следственного органа рассмотрены в ст. 8 данного Закона.Задачами и полномочиями следственных органов являются:

- принятие и рассмотрение заявления и сообщения о преступлениии ходатайства о возбуждении уголовного дела;

- принятиематериаловуголовного дела, переданныхдругими уполномоченными органами, которым поручено проводить некоторые следственные действия;

- проведение процесса расследования пре-ступленияи применение установленных законом-мер по установлению личностипреступника;

- определение причины иусловия совершения преступления;

- истребование от соответствующих органов и организацийприменения восстановительных и профилактических мер.

3) Прокурор. В соответствии со ст. 107 Конституции Вьетнама [1] и ст. 1 Закона от 24 ноября 2014 г. «Об организации народной прокуратуры» прокуратура осуществляет функции государственного обвинения и надзора за деятельностью других органов в ходерасследования и разбирательства по уголовному делу. Кроме того, п. «т» ст. 42 УПК Вьетнама указывает, что в судебном заседании прокурор реализует не только функцию обвинения, он также осуществляет надзор за законностью деятельности суда и других участников.В УПК Вьетнама функция прокуратуры не указана прямо, а только лишь перечисляются права и обязанности руководителя прокуратуры и его заместителя, прокурора, инспектора (ст. 41 - 43).

Однаков ст. 6 Закона «Об организации народной прокуратуры»полномочия работников системы прокуратуры рассмотрены следующим образом:

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2019

- осуществление права государственного обвинения при рассмотрении заявления и сообщения о преступлении и ходатайства о возбуждении уголовного дела;

- реализация права государственного обвинения в стадиивозбуждения уголовного дела и расследования уголовных дел,в стадииуголовного преследования и судебного разбирательства;

- расследование некоторых видов преступлений;

- реализация правагосударственного обвинения в рамках деятельности по оказанию юридической помощи в области уголовного правосудия.

Вместе с тем, народная прокуратура Вьетнама выполняет функцию надзора за судебной деятельностью со следующими задачами:

- контролирует прием и рассмотрениезаяв-ления и сообщения о преступлении и ходатайства о возбуждении уголовного дела;

- надзор за возбуждением уголовного дела, расследованиемуголовных дел и судебного разбирательства;

- надзор за соблюдением закона лицами, участвующими в процессе судебного преследования;

- надзор за содержанием под стражей, временным задержанием и исполнением уголовного наказания;

- надзор за деятельностью по оказанию юридической помощи и др.;

во-вторых, другие уполномоченные органы, которым поручено производить некоторые следственные действия. Это новые субъекты, несущие бремя доказывания в уголовном процессе Вьетнама.

К органам, обладающим полномочиями проведения уголовно-процессуальной деятельности, кроме органов, осуществляющихуголовно-про-цессуальную деятельность, относятся также другие органы, которым поручено производить некоторые следственные действия.

В соответствии со ст. 35 УПК Вьетнама и ст. 32-39 Закона Вьетнама «Об организации расследования уголовного дела» к другим уполномоченным органам относятся: 1)пограничная служба; 2) таможенная служба; 3) служба по контролю за лесопользованием; 4) морская полицейская служба; 5) служба по контролю за рыболовством; 6) некоторые органы МОБ Вьетнама, которым поручено производить некоторые следственные действия; 7) военная полиция, которой также поручено производить некоторые следственные действия.

Кроме того, по конкретному уголовному делу данные органы вправе проводить некоторые следственные действия, связанные со своими полномочиями (в случае производства по тяжким и особо тяжким преступлениям), а также в других случаях (не связанных с тяжкими и особо тяжкими преступлениями) могут проводить все следственные действия по уголовному делу.

Таким образом, «органами, обладающими полномочиями проведения уголовно-процессуальной деятельности» в уголовно-процессуальном праве Вьетнама являются государственные органы, которые представляют государственную власть в ходерасследованияпреступления. Несмотря на то что деятельность и полномочия данных органов различны, эти органы имеют взаимосвязанные отношения и содействуют друг другу при расследовании преступления.

Список литературы:

[1] Конституция Социалистической Республики Вьетнама 2013 г.

[2] Уголовно-процессуальный кодекс Вьетнама от 27 ноября 2015 г.№101/2015ЮН13.

Spisokliteratury:

[1] KonstituciyaSocialisticheskojRespublikiV'et-пата 2013 д.

[2] Ugolovno-processual'nyjkodeksV'etnamaot 27 поуаЬгуа 2015 д. №101/2015ЮН13.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.